Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОСССИИ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОСССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производственная кооперация / авиапрорм / технологические цепочки.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестернина Марианна Витальевна

в условиях санкционного давления и жесткой необходимости технологического суверенитета России производственная кооперация в разных отраслях народного хозяйства способна сократить сроки закупки необходимых комплектующих и материалов, осуществляемых на тендерной основе. Создавая кооперационные цепочки, предприятия формируют интеграционные объединения на долгосрочной основе, подтягивая технологии и качество комплектующих, поставляемых мелким и средним бизнесом. В статье приведены примеры успешной кооперации в нашей стране, а также обозначены роль и функции участников кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шестернина Марианна Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОСССИИ»

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОЙ РОСССИИ Шестернина М.В.

Шестернина Марианна Витальевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра цифровых технологий в экономике и управлении, Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа

Аннотация: в условиях санкционного давления и жесткой необходимости технологического суверенитета России производственная кооперация в разных отраслях народного хозяйства способна сократить сроки закупки необходимых комплектующих и материалов, осуществляемых на тендерной основе. Создавая кооперационные цепочки, предприятия формируют интеграционные объединения на долгосрочной основе, подтягивая технологии и качество комплектующих, поставляемых мелким и средним бизнесом. В статье приведены примеры успешной кооперации в нашей стране, а также обозначены роль и функции участников кооперации.

Ключевые слова: производственная кооперация, авиапрорм, технологические цепочки.

УДК 334.7

В результате геополических факторов стремительное развитие машиностроительного производства в современной России формирует условия для разделения технологического цикла на подпроцессы производства в разных компаниях и развития производственной кооперации. Производство высокотехнологичной продукции в условиях глобальной экономики привела к тому, что станкостроение РВ в 2023г. было импортозависимо на 95,3%, микроэлектроника — на 92%, химическая промышленность — на 53%, судостроение — на 64,4%, авиастроение — на 52,8%. [1] Российские технологические цепочки, искусственно затянутые в процесс мирового производственного цикла, дали сбой в условиях санкционного давления. Поэтому сейчас важно активизировать производственную кооперацию на новом уровне.

Подобное хозяйственное взаимодействие представляет собой качественно более высокую ступень, когда классическое разделение труда и специализация перерастают в разделение самого производственного процесса. В большей степени производственная кооперация распространена в машиностроении и металлообработке, авиастроении, электронике, электротехнике, деревообработке, а также в химической, автомобильной, текстильной, кожевенной промышленности.

Ярким примером эффективности производственной кооперации стал российский авиапром: в 20062008гг. были созданы такие интегрированные структуры как ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» и АО «Вертолеты России» с елью сохранения отечественного авиапрома и освобождения компаний финишной сборки от непрофильных функций, монопольных поставщиков. В АО «ОДК» объединились 8 КБ и НИИ, 10 крупных предприятий финишной сборки, 6 предприятий - производителей комплектующих, которые обеспечили высокий уровень технических характеристик и 100% отечественных комплектующих в двигателях для гражданской и военной авиации, включая истребители палубного базирования, вертолетные двигатели, двигатели для космических программ, газотурбинные установки.

Данный эффект стал мультипликативным, так как авиастроение обеспечивает заказами и рабочими местами предприятия различных уровней передела, включая такие смежные отрасли как металлургия, станкостроение, производство конструкционных материалов, радиоэлектронную, химическую, легкую промышленности. [2]

Первоочередной задачей развития российской промышленности является создание новых звеньев экономически и технологически неразделимых производственных цепочек, которые работают в едином ритме и по единому плану, аналогично цехам завода. Это обеспечивает масштабирование объемов выпуска необходимой продукции и снижает себестоимость конечных изделий. Впервые термин «производственная кооперация» был сформулирован на законодательном уровне в 2012г. в федеральном законе о государственном оборонном заказе №275-ФЗ, согласно которому производственная кооперация представляет собой совокупность взаимодействующих лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий госконтракт с госзаказчиком, исполнители, заключающие договор с головным исполнителем, и исполнители, заключающие договоры с исполнителями.

Активное присоединение мелких и средних компаний в технологические процессы выпуска тех или иных готовых продуктов даёт возможность поднять технологический уровень машиностроительного комплекса страны до современных мировых стандартов строгой технологической дисциплины, срокам поставки и уровню конкурентоспособности продукции. Головное предприятие обычно следит за

качеством своих изделий, иначе оно будет неконкурентоспособным, а торговой марке будет нанесен ущерб. Поэтому поставщики компонентов и комплектующих подтягиваются до уровня головной компании - заказчика, осваивая более сложную техно- и наукоёмкую продукцию.

Вступая в производственную кооперацию крупное предприятие:

- обеспечивает снижение технологических издержек;

- получает полный контроль над всем производственным циклом;

- приобретает надежных поставщиков на долгосрочную перспективу;

- способствует росту уровня малых компаний до уровня поставщиков высокотехнологичной продукции.

Малые и средние предприятия при этом приобретают стабильного заказчика на долгосрочную перспективу; решают проблемы загрузки мощностей и снижения простоев оборудования; получают возможность повысить свой технический и технологический уровень, переняв опыт и технологии у компании - заказчика. В отличие от длительных процедур тендерных закупок, комплектующих кооперационные сети и сети субподрядчиков, обладая мобильностью материальных и финансовых потоков, способны обеспечить высокую конкурентоспособность российских компаний.

Критерием конкурентоспособности кооперирующихся компаний является уровень их инновационности. Особое значение в развитии кооперации в машиностроении приобретает интернет вещей. Сеть физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом и с внешней средой, последние десятилетние не только повлияла на логистику поставок, но изменила и схемы бизнес-моделей выстраивания кооперационных связей между компаниями. [3] Собственники компаний заинтересованы в расширении технологий безлюдного производства, в дистанционном обслуживании объектов и расширении использования индустриальных цифровых платформ, которые, в отличие от простого подключения устройств к интернету вещей, обеспечивают связь с компаниями - смежниками и позволяют уйти от узких отраслевых решений.

В кооперационных цепочках, построенных по традиционному принципу, рост издержек пропорционален квадрату роста численности персонала взаимодействующих предприятий. Происходит перекладывание растущих издержек по цепочке (рост выручки поставщика материалов и комплектующих - это рост издержек их потребителя). В результате внедрения интегрированных цифровых платформ интернета вещей транзакционные издержки исчезнут, ликвидировав косвенные затраты на сбор и поиск информации для заключения различных сделок, контрактов, договоров и пр.

На наш взгляд, в текущих условиях правительству России необходимо разработать пакет нормативно -правовых актов по вопросам специализации и кооперации, предоставлению правовых гарантий инвесторам; расширить практику инвестиционно-финансовая помощи государства и налогового стимулирования создания кооперационных цепочек. Субъекты индустриального развития должны быть обеспечены систематизированной информацией о формировании кооперационных цепочек в отрасли, о перспективах развития международной кооперации региона и т.д. Обеспечить информационное сопровождение процессов кооперации можно путем создания пояснительного портала по производственным кооперационным взаимосвязям; организации информационного банка о технологическом потенциале компаний и публикации федерального информационного бюллетеня по производственному кооперированию и аутсорсингу; мониторинга возможностей участия в кооперации предприятий разного масштаба производства, установленных цен на субконтрактное производство и потребностей производств в новых технологиях, инновациях, квалифицированных работников; проведения целевых мероприятий (систематических «Бирж субконтрактов» и т.п.).

Таким образом, промышленно -производственная кооперация активизирует обновление технологий и модернизацию предприятий, способствует развитию разных по масштабам предприятий и росту технологического суверенитета России. За счет мультипликативного эффекта кооперации можно повысить результативность сопряженных производств. Необходимо поощрять создание эффективных хозяйственных связей и рациональных кооперационных цепочек; активизировать внутрирегиональный спрос, оптимально загрузив производственные мощности существующих предприятий различного типа производства и уровня серийности.

Список литературы

1. Технологический суверенитет и промышленная кооперация в 2024 году. - URL: https://indpages.ru/prom/tehnologicheskij-suverenitet/

2. Ильина Л.А., Шестернина М.В. Кооперация в российском авиапроме в условиях развития цифрового производства // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований: материалы IX Международной научно-практической конференции / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И. В. Дегтяревой; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2020. - 273 c. - С. 180 - 184. - ISBN 978-5-4221-1380-4.

3. Шестернина М.В. Развитие промышленного интернета вещей как условие отраслевой кооперации. -Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: сб. науч. тр. / под общ. ред. И.Я. Рувенного; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: РИК УГАТУ, 2021. - 164 с. - С. 43-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.