Научная статья на тему 'ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОВОЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ НА ВОЕННО-МОРСКИХ СУДАХ'

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОВОЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ НА ВОЕННО-МОРСКИХ СУДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАКТИВНЫЕ СНАРЯДЫ (РС) / РЕАКТИВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / РЕАКТИВНАЯ УСТАНОВКА М-8-М / БОЕВЫЕ КАТЕРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ситников С. П.

В статье рассмотрены основные типы реактивного вооружения, уставленного на кораблях и катерах, приведены их тактико-технические характеристики и показан ход работ советского управления и конструкторских бюро по принятию данных образцов на вооружение действующей армии. Объектом исследования является вооружение и военная техника периодов Великой Отечественной войны, предметом - реактивная артиллерия Военно-морского флота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION BASE AND ADVANCED DEVELOPMENTS FOR APPLICATION OF PRE-WAR DEVELOPMENT OF JET ARTILLERY ON NAVAL SHIPS

This article examines the main types of jet weapons installed on ships and boats during the Great Patriotic War, presents their characteristics and shows the progress of work of the Soviet Union and design bureaus to adopt these samples into service with the active army. The object of the study is weapons and military equipment of the period Great Patriotic War, the subject rocket artillery of the fleet. These studies have opened up a new look at the use of sea and river artillery.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОВОЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ НА ВОЕННО-МОРСКИХ СУДАХ»

УДК 9.93/94

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ БАЗА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДОВОЕННЫХ ОБРАЗЦОВ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

НА ВОЕННО-МОРСКИХ СУДАХ

© 2021 С. П. Ситников

преподаватель кафедры тактики (и боевой работы РВиА) e-mail: odecca74 @ mail. ru

Михайловская военная артиллерийская академия

В статье рассмотрены основные типы реактивного вооружения, уставленного на кораблях и катерах, приведены их тактико-технические характеристики и показан ход работ советского управления и конструкторских бюро по принятию данных образцов на вооружение действующей армии. Объектом исследования является вооружение и военная техника периодов Великой Отечественной войны, предметом - реактивная артиллерия Военно-морского флота.

Ключевые слова: реактивные снаряды (РС), реактивная артиллерия, реактивная установка М-8-М, боевые катера.

PRODUCTION BASE AND ADVANCED DEVELOPMENTS FOR APPLICATION OF PRE-WAR DEVELOPMENT OF JET ARTILLERY ON NAVAL SHIPS

© 2021 S. P. Sitnikov

Teacher of the Department of Tactics (and Combat Work of the MT & A)

e-mail: odecca74@mail.ru

Mikhailovskaya Military Artillery Academy

This article examines the main types of jet weapons installed on ships and boats during the Great Patriotic War, presents their characteristics and shows the progress of work of the Soviet Union and design bureaus to adopt these samples into service with the active army. The object of the study is weapons and military equipment of the period Great Patriotic War, the subject rocket artillery of the fleet. These studies have opened up a new look at the use of sea and river artillery.

Keywords: rocket projectiles (RS), rocket artillery, rocket launcher M-8-M, combat boats.

Перед войной были созданы твердотопливные реактивные снаряды М-8 калибра 82 мм и М-13 калибра 132 мм осколочно-фугасного действия. За 5 дней до начала войны реактивные снаряды М-13 были продемонстрированы в действии руководству Наркомата обороны и произвели на присутствующих большое впечатление.

К производству реактивного оружия подключили ряд заводов, в том числе и некоторые судостроительные. Руководство Военно-морского флота приняло решение приспособить армейские реактивные установки на малых боевых кораблях [1].

Конструкторские работы по корабельным установкам с января 1942 г. проводились в СКБ завода № 733 (московский завод «Компрессор» Наркомата минометного вооружения), которыми руководил главный конструктор В.П. Бармин (впоследствии академик). Принципиально приняли 2 схемы установок: башенно-

палубного и надпалубного типов. Башенно-палубная состояла из качающейся части (угол возвышения 5-450), основания, прицельного устройства, механизмов наведения и электрооборудования. Основание установки разделялось на верхнюю, поворотную часть и нижнюю, неподвижную. Надпалубная установка представляла собой артиллерийскую часть армейской установки, смонтированную на специальном основании с погоном танкового типа и механизмом поворота.

Над корабельными установками первого поколения, получившими шифры М-8-М и М-13-М работали В. А. Тимофеев, А.Н. Васильев и А.Н. Глюксе.

Таблица 1

Основные ТТД реактивных снарядов, применявшихся кораблями и катерами ВМФ в период войны

Тип установки Калибр, мм Длина, мм Масса, кг Досягаемость, км

снаряда боевой части ВВ

М-13-М 132 1275 42,3 21,3 4,9 8,47

М-8-М 82 445 13,3 5,4 0,64 5,5

Первой изготовили более простую надпалубную установку М-13-М1 [2]. В мае 1942 г. с завода «Компрессор» ее отправили на Волжскую военную флотилию (ВВФ). Судостроительный завод № 340 в Зеленодольске смонтировал данную установку на большом бронекатере проекта 1124 под наблюдением представителей УК ВМФ. Испытания катера проводили отстрелом реактивных снарядов: результаты стрельбы комиссия признала успешными. Утверждение акта испытаний совпало с началом Сталинградской оборонительной операции (17 июля 1942 г.).

Вслед за первой (М-13-М1) изготовлялась и установка М-8-М башенно-палубного типа, размещенная на малом бронекатере проекта 1125. Как и предыдущий, катер прошел испытания со стрельбой реактивными снарядами. Замечания комиссии по опытным установкам М-13-М1 и М-8-М касались прицельных устройств и механизмов наведения.

Несколько позже в Волжскую военную флотилию поступила установка М-13-М1 башенно-палубного типа, которую смонтировали на бронекатер проекта 1124 взамен кормовой артиллерийской башни.

Приказом наркома Военно-морского флота от 29 ноября 1942 г. реактивные установки М-8-М и М-13-М были приняты на вооружение кораблей. К этому времени уже имелся опыт их успешного боевого применения в боях под Сталинградом.

Управление кораблестроением ВМФ считало необходимым в первую очередь оснастить системами М-8-М малые речные бронекатера. По данным проектантов, катер с реактивным вооружением и усиленным бронированием должен был иметь водоизмещение около 30 т, бронирование 16-20 мм, скорость хода около 36 км/ч, дальность плавания 250 км. Кроме установки М-8М, размещенной на рубке, на катере сохранялась 76,2-мм пушка в танковой башне и спаренные пулеметы калибра 12,7 мм. В итоге получился проект бронекатера, промежуточного между малым и большим.

Однако обстановка на Волге в районе Сталинграда требовала срочного пополнения Волжской военной флотилии боевыми кораблями. Поэтому было принято решение вооружать реактивными установками любые подходящие для этого катера. Так, под реактивные установки М-8-М выделили посыльные катера типа Я-5 водоизмещением 23,4 т. Установку разместили перед рубкой. Всего было переоборудовано 10 катеров типа Я-5. Перевооружению подверглись и катера других типов. Например, на Зеленодольском заводе № 340 армейскими

82-миллиметровыми минометами оснастили 2 бронекатера С-40. После испытаний Нарком ВМФ разрешил устанавливать минометы на многих бронекатерах.

По заказу Управления кораблестроения ВМФ от 17ноября 1941 г. ЦКБ-51 выполнило эскизный проект №213 по приспособлению торпедных катеров типа Д-3 и Г-5 под артиллерийское, минометное и реактивное оружие. На катере Д-3 снимались торпедные аппараты и глубинные бомбы. Рассматривались различные варианты вооружения (см. табл. 2).

Таблица 2

Вооружение боевых катеров (варианты)

Вооружение Артиллерийский катер Минометные катера Катер с установкой М-8-М

Пулемет ДШК 12,7 мм 1 2 2

Полуавтомат, 45-мм 2 — —

Миномет, 82-мм — 1 —

Установка М-8-М — — 1

Флот отказался от артиллерийского и минометного вариантов переоборудования торпедного катера Д-3, а в варианте с установкой М-8-М просил сохранить торпедные аппараты, исключив минные устройства. Технический проект поручался ЦКБ-32, а перевооружение катеров по проекту 213 возлагалось на Сосновский завод № 640.

На торпедном катере Г-5 предполагалось не принимать на борт торпеды. От вариантов артиллерийского и минометного катеров Г-5 отказались. Реактивную установку М-8-М с 24 направляющими разместили вместо пулеметной турели на рубке катера Г-5 так, что она перекрывала всю рубку и находилась над головой командира катера.

Филиал ЦКБ-32 на заводе № 640 проработал варианты проекта 200 с реактивными установками М-8-М. По расчетам получено водоизмещение ТД-200 - 41,2 т, ТМ-200 - 42.4 м, ОД-200 - 37,6 т. ОМ-200 - 38,8 т.

Головной катер по проекту 213 построен на Тюменском заводе № 639 (заводской номер 204). Его оснащение и испытание проходили на Черном море в г. Поти. В приемном акте, подписанном комиссией 5 мая 1943 г., зафиксировано, что «серийный катер Г-5 Х1 бис серии, переоборудованный под установку М-8-М по проекту 213, имеет водоизмещение около 16 т и при моторах ГАМ-34 БС показал максимальную скорость 46,9 уз.». Катер получил наименование «Московский ремесленник Трудовых резервов». Приказом Наркома ВМФ от 24 июля 1943 г. утверждены 6 приемных актов на катера типа Г-5 Х1 бис серии (артиллерийские) с установками М-8-М по проекту 213 (заводские номера 204, 205, 215 и 233). В составе второй бригады торпедных катеров Черноморского флота организовали отряд катеров типа Г-5 с установками М-8-М, которым командовал И.П. Шенгур. Отряд многократно успешно участвовал в боевых действиях.

По мере распространения славы «катюш» на флотах и флотилиях стали изготавливать самодельные направляющие для пуска реактивных снарядов. Низкая кучность стрельбы, недостаточная надежность и безопасность заставили Наркома ВМФ приказом от 24 января 1943 г. запретить изготовление нештатных установок [3].

При эксплуатации реактивных установок в морских условиях выявилась необходимость совершенствования их конструкции, повышения надежности крепления вращающейся части установки. Кроме того, Артиллерийское управление ВМФ предлагало проработать возможность сокращения вдвое длины направляющих (с 5 до

2,25 м) и их числа (до 8) для использования на кораблях в качестве дополнительного оружия к штатному вооружению.

В июле-августе 1943 г. СКБ завода «Компрессор» приступило к разработке морских корабельных установок на базе ранее созданных для речных кораблей. По техническому заданию Артиллерийского управления ВМФ были выполнены технические проекты 24-М-8 и 16-М-13. По ним изготовили опытные установки, которые были подвергнуты испытаниям на кораблях в морских условиях. Результаты испытания были положительными, установка 24-М-8 в сентябре 1944 г. принята на вооружение ВМФ. Установку 16-М-13 приняли в январе 1945 г. Обе установки оставались наводящимися, башенно-палубного типа, но имели более надежное стопорение реактивных снарядов на направляющих, повышенную скорость наведения установки на цель; автоматизированные приборы ведения огня с ножным и ручным управлением позволяли вести стрельбу одиночными снарядами, очередями и залповым огнем. Морская специфика нашла отражение в упрочении отдельных узлов, герметизации поворотного устройства установок, уравновешивании качающейся и вращающихся частей.

Проработка предложений по укорочению направляющих и уменьшению их числа показала резкое падение эффективности, поэтому дальше эскиза эти варианты не реализовывались.

В последний год войны от заказа под реактивные снаряды калибра 82 мм отказались, а заказ систем 16-М-13 ориентировали для вооружения катеров БКМ, бронекатеров 1124 и трофейных быстроходных десантных барж (БДБ).

Перед окончанием войны Главный морской штаб представил высшему руководству страны предложения по перспективному строительству флота. В них фигурировал только речной катер водоизмещением 50 т с 16-ствольной 132-миллиметровой реактивной установкой; морской катер с «эрэсами» в планах отсутствовал.

Реактивное вооружение показало себя мощным огневым средством воздействия по береговым целям и скоплениям живой силы противника. При стрельбе по надводным кораблям его эффективность зависела от многих факторов, что ограничивало применение реактивных установок в морском бою. В то же время реактивные установки стали массовым противолодочным оружием в виде многоствольных бомбометов на надводных кораблях.

[1] Первые упоминания о попытках применения РС на катерах относятся к июлю 1941 г. Это было на КБФ (см. : Курсами доблести и славы (Боевой путь торпедных катеров советского Военно-морского флота). - Москва : Воениздат, 1975. - С. 36.). Как полагает Герой Советского Союза Б.П. Ущев, имеются в виду малоудачные опыты боевого использования самолетных РС с ТКА «Г-5». В дальнейшем (в 1942 г.) усовершенствованными самодельными установками вооружались некоторые балтийские БКА и торпедные катера «Д-3».

[2] О подготовке личного состава для этих минных катеров, видимо, и говорится в решении ГКО от 16.07.1941 г. о создании учебного отряда кораблей р. Волги, упоминаемом И.И. Локтионовым в книге «Волжская флотилия в Великой Отечественной войне (Локтионов, И. И. Волжская флотилия в Великой Отечественной войне. - Москва : Воениздат, 1974. - 182 с.).

[3] С большим трудом с помощью начальника разведки флота полковника Б. Намгаладзе удалось «отстоять» только одну такую установку на ТКА А. Куракина, особенно успешно и часто выполнявшего задания разведки. Источники:

РГАЭ. Ф. 297. Оп. 2. Ед. хр. 142. Л. 14-15; Ед. хр. 132. Л. 32-43. ВМА. Ф. 403. Д. 40304.

Васильев А. Н., Михайлов В. П. Реактивные пусковые установки в Великой

Отечественной войне. М., 1991. С. 57.

РГАЭ. Ф. 297. Оп. 2. Ед. хр. 133. Л. 132.

РГА ВМФ. Ф.403. Д. 36656. Л.56; Д. 39666. Л. 281; Д. 40304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.