ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ПМСП
Е.С. Утеулиев, К.К. Конысбаева
Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ»
Авторами статьи рассмотрены теоретические положения и методологические подходы при обосновании показателей производительности труда медицинских работников ПМСП. Проведен анализ о влиянии на повышение производительности труда факторов, как: эффективное планирование рабочего дня, максимальное использование рабочего времени, рациональная организация рабочих мест, совершенствование различных форм организации труда, управление человеческими ресурсами (кадрами), совмещение профессий, оптимальное стимулирование труда исходя из объема и количества медицинской помощи, внедрение передового опыта, научных достижений, применение современных технологий и автоматизация производства, анализ доходов от оказания медицинских услуг. Акцент в статье делается на выработке, прямого, универсального показателя производительности труда и трудоёмкости обратного показателя производительности труда. Авторы применили системный подход в исследовании о влиянии производительности труда на экономический рост. Системность заключается в выделении основных и второстепенных признаков, в изучении их взаимосвязи, соподчиненности. В данной статье также проводится сравнительная характеристика производительности труда у врачей общей практики, узкопрофильных врачей и медицинских сестёр. Ключевые слова: производительность труда, показатели, методология, трудоёмкость, управление человеческими ресурсами, рациональность, мотивация, эффективное планирование, постоянное совершенствование.
УДК 614.257.45.18.19-6
Актуальность: Одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность экономики страны, является общая производительность экономики. Среди факторов, оказывающих решающее воздействие на подъем уровня благосостояния, одно из ведущих мест отводится производительности труда. Производительность труда влияет на конкурентоспособность экономики и уровень жизни медицинских работников. На сегодняшний день Казахстану удалось добиться определенных положительных результатов по увеличению производительности труда. За последние пятнадцать лет индекс производительности труда увеличился более чем в 2 раза. Анализ показывает, что за последние годы рост производительности труда оказывает положительное влияние на позицию Казахстана в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума[1].
За последние 5 лет производительность труда на одного занятого в экономике выросла на 18,5%, а страна улучшила свою позицию в рейтинге ГИК ВЭФ на 30 пунктов [1, 2]. В рамках Программы «Производительность 2020» предусмотрены меры по стимулированию увеличения производительности труда предприятий, осуществляющих
Таблица 1_
деятельность в приоритетных секторах экономики, в том числе в системе здравоохранения [2,3].
Кроме того, меры по содействию повышению производительности труда предусмотрены и в рамках действующих стратегических программ и проектов. В основном, меры государственной поддержки производительности труда носят характер
субсидирования. На сегодняшний день производительность труда в Казахстане в среднем на одного занятого составляет около 25 тыс. долл. США на одного занятого в год. Согласно данным рейтинга IMD по данному показателю Казахстан занимает 49 место среди 61 стран, принимающих участие в данном рейтинге. В развитых странах этот показатель достигает 120-180 тыс. долл. США. Производительность труда в некоторых странах мира таких как Катар - 187 тыс. долл. США; Норвегия - 127 тыс., долл. США; Сингапур - 121 тыс. долл. США; Швеция - 96 тыс., долл. США; Канада 87 тыс. долл. США.
Производительность труда на одного занятого, тысяч тенге ВДС
Производительность труда и государственные расходы на здравоохранение
Наименование 2012 2013 2014 2015 2016 за 5 лет,% (2016/2012)
В целом по экономике 2544,8 2673,9 2750,2 2882,7 3016,4 +18,5%
Здравоохранение и социальные услуги 1020,9 1016,1 995,4 982,2 920,8 -9,8%
Следовательно, на сегодняшний день средства, направленные на социальную сферу, недостаточны для обеспечения роста производительности, а лишь покрывают расходы по оплате труда сотрудников. Пример индустриально развитых стран показывает, что в современных условиях производительность труда является одним из основных движителей экономического роста, а повышение производительности труда -
приоритетным направлением развития.
производительность труда неразрывно связана со стоимостью потреблённых ресурсов, прибылью и рентабельностью предпринимательской деятельности. Поэтому сложившаяся ситуация требует поиска новых путей
и резервов повышения эффективности трудовых затрат. Творческий характер медицинского персонала связан с большим объёмом информации, высокой степенью ответственности, выраженным психоэмоциональным напряжением и соответственно этому требует эквивалентного денежного вознаграждения. Цель исследования является выявление факторов, ведущих к повышению тенденций экономического роста в системе ПМСП на основе системного анализа теории и практики производительности труда медицинских работников. Материалы и методы исследования.
Материалом исследования явились обзор научных зарубежных и отечественных источников,
характеризующих производительность труда, анализ о влиянии на повышение производительности труда таких факторов, как: максимальное использование рабочего времени, эффективное планирование рабочего дня, рациональная организация рабочих мест, постоянное совершенствование различных форм организации труда, разделение и кооперации, управление человеческими ресурсами (кадрами), совмещение профессий, планирование социального развития коллектива, оптимальное стимулирование труда исходя из объёма и количества медицинской помощи, внедрение передового опыта, наставничества, научных достижений, применение современных технологий, автоматизация производства. Акцент делается на выработке, как прямого, универсального показателя производительности труда и трудоёмкости обратного показателя производительности труда. Проведена сравнительная характеристика
производительности труда у врачей общей практики, узкопрофильных врачей и медицинских сестёр. Оценку влияния перечисленных факторов на производительности труда осуществляется методом детерминированного анализа, причём, дополнительно проводится анализ обеспеченности кадрами и доходов от оказания медицинских услуг. На примере материалов первичной отчетности ГКП г. Алматы была проведена оценка влияния факторов на производительность труда медицинских работников в процессе трансформации рыночной среды. Изменения представлены в таблицах. Результаты исследования и их обсуждение. Факторы, влияющие на производительность труда медицинских работников ПМСП, можно объединить в четыре группы:
• материально-технические, связанные с внедрением новых технологий;
• организационно-экономические, которые определяются уровнем организации труда, производства и управления;
• социально-психологические, т.е. социально-демографический состав трудовых коллективов, их уровень подготовки, трудовую дисциплину, морально-психологический климат в коллективе и т.д.;
• естественные и общественные условия, в которых протекает труд.
Все выявленные факторы комплексно воздействуют на повышение или снижение производительности труда медицинских работников. Выявление влияния каждого из них необходимо для планирования конкретных мероприятий по повышению производительности труда в медицинских организациях на уровне ПМСП. Резервы повышения производительности труда - это неиспользованные возможности экономии затрат труда. Повышение производительности можно
констатировать в следующих случаях:
1. когда продукция возрастает, а затраты на ее производство уменьшаются
2. продукция возрастает, затраты остаются неизменными
3. продукция возрастает, затраты возрастают, но более низкими темпами
4. продукция остается неизменной, а затраты сокращаются
5. продукция сокращается, затраты сокращаются, но более быстрыми темпами.
Работа по повышению производительности труда медицинских работников ПМСП может вестись в следующих основных направлениях:
• за счет резервов снижения трудоемкости, а именно -внедрения новых технологий работы в деятельность организаций ПМСП, как автоматизацию и модернизацию оказания медицинских услуг и т.д.
• за счет резервов совершенствования использования рабочего времени, т.е. организации труда и управления медицинской деятельностью совершенствованием структуры организации ПМСП
• за счет совершенствования структуры кадров -повышения квалификации сотрудников, изменения соотношения пратического и управленческого персонала и т.д.
Управление производительностью труда медицинских работников ПМСП отдельного подразделения или всей
организации предполагает комплексный подход к повышению производительности труда. К примеру:
1.создание системы измерения производительности труда (хронометраж).
2. определение резервов роста производительности труда по факторам роста с учетом ресурсных возможностей организации ПМСП
3.разработка плана мероприятий по повышению производительности труда медицинских работников
4. разработка схемы материального стимулирования персонала за достижение запланированных показателей
5. обучение сотрудников более эффективным способам работы.
Анализ производительности труда медицинских работников в Германии показывает, что государственная финансовая поддержка производительности труда является не основным фактором повышения производительности труда в отраслях экономики здравоохранения. В настоящее время одной из проблем Германии является быстрое старение населения. Низкий уровень рождаемости приводит к уменьшению количества трудоспособного населения. В Германии разработана новая высокотехнологичная стратегия, которая призвана сделать Германию лидером в решении современных глобальных задач и наладить взаимодействие науки и бизнеса для коммерциализации и использования научных открытий. Реализуя высокотехнологичную стратегию, Правительство Германии в августе 2014 года разработало законопроект «Цифровая программа на 2014-2017 годы», направленный на развитие высокоскоростных линий передачи данных, повышение интернет-безопасности, обеспечение доступа к быстрому интернету по территории всей Германии к 2018 году, а также на увеличение числа 1Т- компаний. Ключевым элементом промышленной стратегии, разработанной Правительством Великобритании, является поддержка развития новых технологий. У страны накоплен значительный опыт организации исследовательской деятельности. При этом ведется активная работа с бизнесом для коммерциализации этих исследований. Правительство Великобритании разработало государственную программу «Восемь великих технологий». Программа направленна на решение следующих задач: 1) противодействие изменению климата; 2) повышение уровня энергосбережение; 3) рост производства продуктов питания; 4) рост численности населения. Реализация программы связана с поддержанием развития регенеративной медицины, исследований новых материалов, нанотехнологий робототехники, автономных систем, синтетической биологии, космических технологий. В ближайшей перспективе для Казахстана основными драйверами роста производительности будут являться такие факторы, как урбанизация, развитие высокотехнологичных производств, сферы услуг и накопление человеческого капитала.
Вместе с тем, инновации, являющиеся основной движущей силой роста производительности, в том числе в системе здравоохранения, требуют ослабления вертикальной интеграции предприятий, а также усиления интеграции в международные производственные цепочки. Для этого необходимо повышение мобильности как внутри организация ПМСП, так и между ними, а также повышение гибкости рынков труда. Для этого также необходимо повышение роли рыночного финансирования и увеличение объемов инвестиций в научные исследования и разработки, а также систему высшего образования. Следовательно, обеспечение роста производительности за счет инноваций требует мер, направленных на расширение участия частного сектора в научных исследованиях и разработках, для поддержки отраслей промышленности, базирующихся на высококвалифицированном труде, а также продвижения вверх по цепочке увеличения доли добавленной стоимости в продукции и экспорте. Это также требует развития финансового сектора, способного стимулировать финансирование новых капитальных вложений. Большую роль играет оплата труда медицинских работников на уровне ПМСП. Это основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий.
Механизм этой связи по замыслу прост: «больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят -работаешь еще больше и лучше». Оплата труда - главный источник, основная форма денежных поступлений работника, образующая основу его денежных доходов. Тот, кто нанимает работника, обязан компенсировать ему затраты труда, расходование рабочей силы денежной выплатой в виде заработной платы. Одна из самых вечных проблем экономики - каким количеством денег компенсировать затраты труда? К тому же заработная плата должна не только возмещать трудовые затраты работника, но и стимулировать интерес к качественному труду. Но проблема состоит в том, что ни наука, ни практика пока не способны объективно, точно измерить количество и качество труда, затраченного работником на выполнение определенной работы. В силу практической невозможности реального воплощения сформулированного принципа универсальная система оплаты труда не может быть создана, и наблюдается определенное разнообразие подходов к определению величины заработной платы в любой отрасли, в том числе и в здравоохранении. Чтобы устранить, смягчить указанное несовершенство сдельной формы оплаты труда, ее пытаются усовершенствовать, вводя различные модификации, как: аккордная система, прямая сдельная расценка, нормативно установленной для данной категории работников, то произведение этого времени на тарифную ставку представляет должностной оклад. В общем случае тарифная ставка есть выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных категорий работников в единицу времени. Размеры тарифных ставок оплаты труда работников бюджетной сферы фиксируются в утверждаемой Правительством РК Единой тарифной сетке, образующей основу тарифной системы оплаты труда.
Нетарифная часть включает премиальную составляющую -материальное поощрение за особые заслуги в текущей производственной деятельности, выходящие за пределы исполнения должностных, служебных обязанностей. Вторая составляющая нетарифной части в виде дополнительных выплат делится на 2 категории: надбавки к заработной плате выплачиваются за высокую интенсивность труда, за повышение квалификации и другие достижения компенсационные доплаты связанные с дополнительными трудозатратами или работой в условиях, отличающихся от нормальных. Для работников здравоохранения предусмотрены следующие виды доплат:
• за работу в ночное время;
• за работу с разделением смены на части;
• за совмещение должностей;
• за работу в выходные и праздничные дни;
• за дежурство на дому в нерабочее время.
Есть система дифференцированной оплаты труда, где имеет место как между отдельными работниками одной и той же категории, так и между подразделениями медицинских организаций (МО) ПМСП. Подушевая система оплаты труда медицинского персонала характерна для врачей общей практики (ВОП). Врач общей практики получает деньги за каждого жителя, прописанного на его участке, а также за временно проживающих При такой системе оплаты труда врач заинтересован:
• в здоровье пациентов;
• профилактической работе;
• ресурсосберегающих технологиях;
• стационарозамещающих видах медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому);
• в качестве медицинской помощи.
Такая система оплаты труда медицинского персонала характерна для Великобритании, Ирландии, Италии.
Таблица 2 - На примере одной из ГКП г. Алматы: Структура доходов
Наименование 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Сумма (т.т.) % Сумма (т.т.) % Сумма (т.т.) %
текущий трансферт из республиканского бюджета -АПП 282000,9 67,1 415641,65 68,7 493 506,4 72,9
текущий трансферт из республиканского бюджета -СКПН 26662,1 6,3 83125,08 13,7 75 918,17 11,2
Стационарозамещающие технологии 31 330,0 7,5 33 395,6 5,5 34 650,17 5,1
Целевой текущий трансферт (доукомплектование медсестрами, внедрение соцработников) 23977,7 5,7
Транферты на онко и мамологический кабинет 2180,8 0,5 4149,2 0,7 3 976 0,6
Скрининг 21630,8 5,2 15903,87 2,6 11 479,39 1,7
Обеспечение работы РВК 265,86 0,0
Обеспечение работы РВК из МБ 3784,36 0,6 3 833,63 0,6
Единовременная премия Акима г.Алматы 8907,0 1,6
Итого бюджет 387782,3 92,3 564906,76 93,4 623 629,6 92,1
Платные услуги 32422,0 7,7 39992,3 6,6 53 200,8 7,9
Итого 420204,3 100,00 604899,06 100,00 676 830,4 100,0
Динамика подушевого норматива
Наименование 2013 г. 2014 2015
Сумма (т.т.) Сумма (т.т.) Сумма (т.т.)
Подушевое финансирование 282 000,9 415 641,65 493 506,39
Количество прикрепленного населения 57 145 60 347 61 047
Подушевой норматив (т.т. в год) 4,935 6,887 8,084
Подушевой норматив (тенге в месяц) 411,23 573,96 673,67
Стоимость пролеченного больного по СЗТ.
В сравнении с 2014 г. государственный заказ на услуги стационарозамещающей технологии Департаментом КОМУ в 2015 году выделен больше на 1 254,57 тыс.тенге и составил 34 650,17тыс.тенге и за отчетный период пролечено 2565 больных, на 164 случаев - на 6,8% больше в
Таблица 3._
сравнение с 2014г. и средняя стоимость одного пролеченного больного составило 13,5 тыс тенге. Снято 624,25 тыс.тенге за дефекты по результатам контроля качества и доля финансовых средств, снятых от общего объема составило 1,78% (в 2014 году -2,01%).
Наименование 2013г. 2014г. 2015г.
Доход от СЗТ (т.т.) 31 330,0 33 395,6 34 650,17
Пролечено больных (чел.) 1 945 2401 2565
Средняя стоимость пролеченного больного (т.т.) 16,11 13,91 13,51
Структура расходов бюджета. В структуре расходов бюджета основная часть приходится
на оплату труда 59,2%; 17,4% - на приобретение медикаментов, изделий медицинского назначения.
Таблица 4. _
Структура расходов бюджета
Расходы Тыс.т %
ФОТ 368928,1 59,2
Соц налог 19955,9 3,2
Соц.отчисления 15949,5 2,6
Приобретение медикаментов 108646,7 17,4
Приобретение прочих товаров 13992,7 2,2
Коммунальные услуги 12261,1 2,0
Услуги автотранспорта 9000,0 1,4
Приобретение услуг и текущие затраты 74571,8 12,0
Итого 623305,8 100
Структура внебюджета
Фонд оплаты труда 34193,6 69,5
Соц налог 1896,5 3,9
Соц отчисления 1638,7 3,3
Приобретение медикаментов 1734,6 3,5
Приобретение прочих товаров 1793 3,6
Коммунальные услуги 542 1,1
Приобретение услуг 4957,2 10,1
Приобретение ОС 2444,4 5,0
Итого 49200 100
В структуре расходов внебюджета аналогично расходам бюджета основная часть выделена на оплату труда 69,5%, следующим по значимости является на приобретение услуг - 10,1%, приобретение основных средств - 5,0% Средняя заработная плата медицинских работников.
Средняя заработная плата сотрудников поликлиники в 2015г. по сравнению с 2014 г. уменьшился на 2859 тенге, из за уменьшения в отчетном году суммы СКПН на 9,5% и отсутствия выплаты единовременной премии Акима как было в 2014 г.
Таблица 5.
2015г. 2014г. 2013г.
Врачи 143770,4 146630,27 112537,1
СМП 106910,67 112848,66 93116,4
ММП 56803,89 60038,68 44705,3
Медицинские кадры.
Таблица 6._
2015г 2014г 2013г
Укомплектованность Врачи 98,2% 97,1% 87,6%
СМП 99,3% 97,4% 81,8%
Коэффициент совместительства Врачи 1,2 1,16 1,2
СМП 1,4 1,3 1,30
Обеспеченность населения медицинскими кадрами Врачи 16,2 17,7 16,6
СМП 21,3 20,4 19,9
^Укомплектованность.
Количество врачей согласно по штатному расписанию 113,0 ставки, из них занято 111,0 ставок.
Укомплектованность штатных должностей составила 98,2% (97,1 в 2014г). Укомплектованность врачами общей практики 100%. Не укомплектованнность за счет отсутствия следующих специалистов: врача лаборанта и эндокринолога.
Количество штатных должностей средних медработников 177,25 ставки, из них занято 176,0ст. Укомплектованность штатных должностей среднего медицинского персонала составляет 99,3% (2014 г.- 97,4%). 2. Коэффициент совместительства.
Число физических лиц, занятых на врачебных должностях в 2015 году составило 97 (95 в 2014г), по сравнению с 2014
Таблица 7._
годом коэффициент совместительства в отчетном году повысился и составил 1,2 (1,16-2014).
Число физических лиц, занятых на должностях среднего медицинского персонала составило 129 (в 2014г. -121), коэффициент совместительства также повысился в сравнении с 2014г. и составил 1,4 (2014г-1,3).
3. Обеспеченность населения медицинскими кадрами. Показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения в отчетном году ниже в сравнении с 2014 г. на 8,5% и составил 16,2 (17,7 в 2014г).
Обеспеченность населения средним медицинским персоналом составила 21,3 (20,4-2014), вырос на 4,4%.
4. Категорийность.
2015г 2014г 2013г
Врачи 47-43,9% 36-34,3% 35-34,3%
Высшая 24-51,1% 19-52,8% 17-48,6%
Первая 10-21,2% 11-30,6% 14-40%
Вторая 13-27,7% 6-16,6% 4-11,4%
Средний медицинский персонал 60-46,5% 58-47,2% 54-49,1%
Высшая 47-78,3% 47-81% 40-74,1%
Первая 8-13,3% 7-12,1% 11-20,4%
Вторая 5-8,4% 4-6,9% 3-5,5%
Доля врачей имеющих квалификационные категории составляет 43,9%, по сравнению с 2014 г. % категорийности среди врачей увеличился почти на 28%. Доля средних медработников имеющих квалификационные категории составляет 46,5%. В динамике доля имеющих квалификационные категории среди среднего медицинского персонала снизился на 1,5%, за счет молодых специалистов из среднего звена.
Таблица 8._
Всего в поликлинике работает 129 средний медицинский персонал (медрегистраторов -8), из них со стажем до 3 лет -21 медсестрер, т.е. 18,6%. Из 95 медицинских сестер, имеющих стаж свыше 3 лет, квалификационная категория у 55 человек, что составило 57,9% . 5. Повышение квалификации.
2015г 2014г
план Выполнено план Выполнено
в абс. в % в абс. в %
Врачи 89 127 142,7 53 84 158,5
Средний медицинский персонал 63 88 139,7 72 170 236,1
На 2015г. было запланировано на повышение квалификации 89 врача, за отчетный период прошли переподготовку 12 врача и повышение квалификации 115 врача, выполнение плана составило 142,7%.
Из среднего медперсонала было запланировано 63 человек, прошли обучение 88 медицинских сестер, выполнение -139,7%.
В связи с переходом на режим обслуживания ВОП, основной акцент был сделан на переподготовку и
повышение квалификации по общей врачебной практике. Средства из СКПН на повышение квалификации специалистов освоена на 100%. Переподготовку по ВОП прошла 5 чел., повышение кваликации - 96 чел. С внедрением системы ОСМС появилась законодательная база перехода к стимулирующей модели заработной платы, при этом необходимо отметить, что введение ОСМС не означает автоматический переход к дифференцированной оплате труда. Не само ОСМС, а лишь реализация конкретных
механизмов, заложенных в медицинском страховании, позволит разработать эффективную систему оплаты труда медицинского персонала. Данная проблема осложняется тем, что в здравоохранении изначально не может быть создана единая универсальная система заработной платы. Это обусловлено несколькими моментами:
1) разнообразием условий труда в различных структурных подразделениях медицинского учреждения - не всегда целесообразно использовать одни и те же системы заработной платы для различных служб больницы;
2) различием задач в деятельности медицинского персонала больницы - первоочередными задачами могут быть: стимулирование конкретных объемных показателей, КМП, профилактической работы, ресурсосбережения и т.п.;
3) отсутствием смысла создавать стимулы к улучшению производительности труда, если нет возможности дополнительного финансирования заработной платы сотрудников;
4) невозможностью устанавливать равенство заработной платы за труд, затраченный для достижения разных показателей;
5) необходимостью учитывать эластичность показателей. Так, количество посещений при желании можно увеличить за счет уменьшения времени, затраченного на 1 пациента; количество же вызовов скорой помощи практически (цивилизованно) изменить невозможно;
6) индивидуальностью медицинского работника (одним легче дается качество, другим - объемы помощи); Основой стимулирующей системы оплаты труда персонала ПМСП является внутри- и межучрежденческий управленческий учет, что позволяет производить многофакторный клинико-экономический анализ деятельности структурных подразделений больницы, отдельных производственных участков и конкретных медицинских работников. По своему содержанию дифференцированная оплата труда участковых врачей имеет много элементов подушной системы заработной платы. Как отмечалось выше, ДОТ участковой службы поликлиники базируется:
• на фондодержании ПМСП;
• материально-экономической заинтересованности участковых врачей в использовании ресурсосберегающих технологий;
• обеспечении КМП;
• эффективном управлении потоками финансов и пациентов со своего территориального участка;
• профилактической направленности деятельности. Система дифференцированной оплаты труда персонала ПМСП стимулирует экономию запланированных на участок финансовых средств и включает следующие этапы:
1) планирование фонда финансовых средств по каждому территориальному участку на предстоящий период;
2) оперативный учет финансовых затрат по каждому территориальному участку;
3) анализ финансовых затрат на участке;
4) экспертиза КМП, начисление штрафных санкций;
5) анализ конечных результатов деятельности участковых врачей, начисление премиального бонуса тем из них, кто добился положительных клинико-экономических показателей.
Юридическим основанием для перехода на дифференцированную оплату труда медицинского персонала являются коллективный договор и договорные
отношения между администрацией больницы и заведующим структурным подразделением медицинского учреждения, что не противоречит ни Трудовому кодексу РК, ни действующему законодательству по оплате труда медицинского персонала. Дифференцированная система заработной платы медицинского персонала является мощным фактором повышения КМП и рационального использования ресурсов, одной из составляющих системы клинического управления.
Выводы: Следует отметить, что в Казахстане наблюдается недостаточная эффективность инструментов, которые способствовали бы постепенному изменению производительности в долгосрочной перспективе, таких как программы, направленные на повышение
конкурентоспособности человеческого капитала и избыточное субсидирование при отсутствии четких механизмов анализа его результативности. Производительность в стране можно повысить за счет оптимизации субсидий и государственных расходов. Снижение государственных расходов (в частности, субсидий) может способствовать росту экономической эффективности благодаря следующим факторам влияния:
• факторы основного капитала, обусловленная качеством, уровнем развития и степенью использования инвестиций и основных материальных средств. Эти факторы связаны с механизацией и автоматизацией труда, внедрением прогрессивных технологий, использованием качественных и эффективных материалов.
• социально-экономические факторы, - состав и качество работников (их квалификация), условия труда, отношение медицинских работников к труду, мотивация и т. д. Так как вклад каждого индивидуума в общий совокупный труд не одинаков: одни в коллективе всегда производят больше среднего, а другие — меньше среднего значения. Но применяемые ныне методы расчета производительности труда не учитывают этого.
• производительность труда индивидуального медицинского работника зависит от его способностей, мастерства и знаний, возраста, состояния здоровья и ряда других причин. С позиции эффективного труда для работодателя важно найти "своего" медицинского работника, чья работоспособность и производительность труда потенциально выше средних. Такому отбору работников помогают система собеседований, оценки качества труда, аттестация и аккредитация медицинской организации ПМСП.
Чем выше уровень производительности медицинских работников ПМСП, тем большими возможностями располагает общество для развития сферы медицинских услуг.
Таким образом, задача создания эффективной и растущей экономики системы здравоохранения решается только через повышение производительности труда медицинских работников, в том числе и на уровне ПМСП. Повышение производительности труда это стратегическая задача страны.
У Казахстана есть большие возможности довести уровень производительности труда медицинских работников до уровня развитых стран. Конечно, это является очень сложной и многогранной задачей, которую необходимо решать совместными усилиями государства, бизнеса и людей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ачех, Т.В. Научное обоснование оптимизации деятельности поликлиники в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук - М., 2001. —25 с.
2 Вялков, А.И. Показатели эффективности деятельности медицинских учреждений // Главврач. - 2005. - № 4. - С.27-37.
3 Государственная Программа «Денсаулык» на 2016-2019гг.
4 http://www.dissercat.com/content/innovatsionnye-organizatsionnye-meditsinskie-i-ekonomicheskie-tekhnologii-v-pervichnoi-
http://www.dissercat.com/content/innovatsionnye-organizatsionnye-medik#ixzz4vq7gCe25
Е.С.Утеулиев, К.К.Конысбаева
«КДСЖМ» К,азацстандыц медицина университетI
БМСК ¥ЙЫМДАРЫНЬЩ МЕДИЦИНА КЫЗМЕТКЕРЛЕР1НЩ ЕН.БЕК 0Н1МД1Л1Г1
ТYЙiн: Макала авторлары БМСК медицина кызметкерлершщ ецбек 0нiмдiлiгiнiц керсетгаштерш дэлелдеген кезде теориялык ережелер мен эдктемелш шаралар карастырылды. Жумыс кушн тиiмдi жоспарлау, жумыс уакытын барынша пайдалану, жумыс орнын тиiмдi уйымдастыру, жумысты уйымдастырудыц TYрлi формаларын жетiлдiру, адами ресурстарды (кадрларды) баскару, кэсiптердi бiрге алып ЖYPу, медициналы; кемектщ келемiне жэне санына карай ецбект оцтайлы ынталандыру, озык тэжiрибелердi, гылыми жетiстiктердi енгiзу, заманауи технологияларды пайдалану жэне мендаркт автоматтандыру, медициналы; кызмет керсету кiрiстерiн талдау тэрiздi факторлардыц ецбек енiмдiлiгiне эсер етуiне талдау ЖYргiзiлдi. ТYЙiндi свздер: ецбек ешмдтп, керсеткiштер, методология, ецбек сыйымдылыгы, адами ресурстарды баскару, тшмдШк, ынталандыру, тиiмдi жоспарлау, Yздiксiз жетiлдiру.
Y. Uteuliev, K. Konysbaeva
Kazakhstan Medical University "KSPH"
PRODUCTIVITY OF LABOR OF MEDICAL WORKERS OF THE PHC ORGANIZATION
Resume: Thus, the task of creating an efficient and growing economy of the health care system is solved only through increasing the productivity of health workers, including at the level of PHC. Increasing labor productivity is a strategic task for the country. Kazakhstan has great opportunities to bring the level of labor productivity of medical workers to the level of developed countries. Of course, this is a very complex and multifaceted task that must be solved jointly by the state, business and people.
Keywords: labor productivity, indicators, methodology, labor intensity, human resource management, rationality, motivation, effective planning, continuous improvemen
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ НА УРОВНЕ ПМСП, ОКАЗЫВАЕМОЙ МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОМАНДОЙ
Е.С. Утеулиев, Т.Х. Хабиева, Р.У. Токмолдаева
Казахстанский медицинский университет «ВШОЗ», Алматы, Казахстан ГККП на ПХВ «Городская поликлиника №10» города Алматы
В данной статье авторпроводит анализ деятельностипервичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в Республике Казахстанпо совершенствованию реализации качества медицинских услуг населению. Делается акцент на одной из главных задач ПМСП: способность управлять всем спектром проблем, начиная от первичной профилактики до выработки тактики лечения и ведения пациентов с тяжелыми хроническими заболеваниями в партнерстве с другими секторами здравоохранения. Так как ПМСП является медицинской организацией (МО) первичного звена,осуществляющей первый контакт с населением, её можно рассматривать с разных сторон:как автономный и независимый субъект в системе здравоохранения ипервую ступень медицинской помощи к более широкому спектру ресурсов здравоохранения.В связи с этим, автор статьи предлагает альтернативное решение -сотрудничество различных специалистов в области здравоохранения, т.е. создание мультидисциплинарной команды, группы специалистов, которые объединены решением одной задачи на совместно согласованных принципах. Такой подход доказал своё преимущество в странах Западной Европы, Северной Америки и Австралиии Великобритании. С целью совершенствования качества и доступности медицинской помощи территориальному населению мультидисциплинарные команды пока работают по 4 направлениям: онкологической, педиатрической, фтизиатрической и кардиологической. В каждую команду входят - врач общей практики, врач-эксперт, специалист узкого профиля, чаще это ассистент кафедры университета. Медицинские сестры являются ключевыми членами команды, обеспечивая оказание многих услуг и, дополняя помощь, оказываемую врачами и другими медицинскими работниками.
Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врач общей практики, мультидисциплинарная команда, качество медицинской помощи, ПМСП,удовлетворенность пациента, анкетирование.
УДК 614.23/.25-039.75
Введение: Здоровье человека, качество его жизни и социальное самочувствие являются в нашей стране незыблемым национальным приоритетом. В последнее время реализовываются государственные программы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, которые позволили достичь таких
важнейших результатов в области демографии, как снижение общей смертности населения, увеличение численности населения, снижение младенческой и материнской смертности.
В соответствии с Государственной программой развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулык»на