Научная статья на тему 'Производительность и специализация как факторы конкурентоспособности региона'

Производительность и специализация как факторы конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова И.В., Чуприна М.В.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности для России усложняется как запоздалым осознанием необходимости технологических изменений, так и несопоставимыми по масштабам и составу структурными и территориальными отличиями от ведущих государств мира. Концепция региональной конкурентоспособности способна заполнить разрыв, существующий между правительством и бизнесом в понимании конкурентоспособности. Для проведения эффективной региональной политики по повышению конкурентоспособности каждой территории в статье сделана попытка выявить причины успешного развития или отставания региона от среднего внутристранового уровня конкурентоспособности, рассмотрены подходы к исследованию различий в уровне развития и конкурентоспособности различных территориальных образований. Обобщение подходов позволяет определить конкретные типы регионов, сгруппированные по тому или иному признаку, и обосновать комплекс мероприятий, реализация которых будет способствовать повышению конкурентоспособности региона определенного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Производительность и специализация как факторы конкурентоспособности региона»

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ и СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РЕГИОНА*

и.в. Митрофанова,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградского государственного университета, заведующая лабораторией стратегических экономических исследований Южного научного центра ран

м.в. чуприна

Волгоградский государственный университет

Экономически развитые страны мира начиная с 1970-х гг. прошлого века обозначили для себя в качестве приоритетного направления решение проблемы повышения национальной конкурентоспособности. Современные процессы мировой экономики к началу XXI века показали, что в стороне от процесса формирования и поддержания конкурентоспособности не могут оставаться практически все без исключения страны мира, в том числе и Россия.

Решение проблемы повышения конкурентоспособности для нашей страны усложняется не только запоздалым осознанием необходимости технологических изменений, но и несопоставимыми по масштабам и составу структурными и территориальными отличиями экономики России от ведущих государств мира.

В условиях усиливающейся глобализации, активного, иногда вынужденного взаимопереплетения экономик различных стран огромные территории, занимаемые РФ, и большое количество субъектов, входящих в ее состав, в определенной степени являются сдерживающим фактором при выработке единой концепции повышения национальной конкурентоспособности.

* Статья подготовлена в рамках проекта «Разработка концепции и стратегии обеспечения экономического роста в СевероКавказском регионе на основе развития коммуникативной инфраструктуры и сотрудничества с сопредельными государствами», подпрограммы по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе», программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям.

Проблема темпов экономического роста занимает ключевое место в стратегии развития страны.

Необходимо осознавать, что в пространственной экономике одним из наиболее важных факторов, оказывающих влияние на экономическое развитие всей страны, является не столько величина роста, сколько колебания региональных темпов роста. Следует подчеркнуть, что для России чрезвычайно важен подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности.

Национальное экономическое пространство делится на регионы разного типа. Для пространственного анализа экономики Российской Федерации вполне естественно в качестве основного типа региона рассматривать субъект Российской Федерации и в дополнение — территориальные группировки субъектов Федерации: федеральные округа. Пространственный подход к национальной экономике требует совместного анализа общенационального темпа роста и распределения региональных темпов. Оптимальной для развития страны является ситуация растущей экономики во всех регионах, когда региональные темпы прироста, различаясь по величине, являются положительными. Следовательно, все регионы вовлечены в экономический рост и могут получать от этого непосредственные выгоды.

Процессы регионализации экономики показали неизбежность самостоятельного движения отдельных регионов к участию в мировом рынке. Воздействие глобализации на региональное раз-

витие проявляет себя в том, что региону придается новый статус субъекта мирохозяйственной системы и мировых конкурентных процессов, поэтому все процессы и противоречия, присущие глобализации, проявляются и на региональном уровне. Концепция региональной конкурентоспособности может заполнить разрыв, существующий между правительством и бизнесом в понимании конкурентоспособности. Она представляет собой теоретическую основу для раскрытия связей между корпоративной конкурентоспособностью и состоянием национальной экономики в контексте возрастающей глобализации.

Разработка концепции региональной конкурентоспособности находится на границе исследований двух самостоятельных явлений: учета пространственного фактора в изучении экономических явлений (собственно региональная экономика) и исследование конкурентных преимуществ экономической единицы (растущая роль конкурентоспособности).

Для проведения эффективной региональной политики по повышению конкурентоспособности экономики каждой территории необходимо прежде всего выявить причины успешного развития или отставания региона от среднего внутристранового уровня конкурентоспособности и развития, то есть причины значительной дифференциации различных субъектов страны. В зависимости от факторов, определивших депрессивный или прогрессивный статус региона, следует определить комплекс мер по повышению конкурентоспособности в зависимости от подхода, применяемого региональными властями.

В зарубежной экономической литературе сформировалось, по крайней мере, три подхода, представители которых пытаются с научных позиций объяснить закономерность и неизбежность неравномерности развития регионов: кумулятивный, инфраструктурный и стадийный.

Кумулятивный подход был широко освещен в работе шведского ученого Г. Мюрдаля1. Согласно взглядам сторонников этого подхода механизм, воспроизводящий неравномерность развития территории, заключается в том, что действие рыночных сил обусловливает тенденцию к концентрации растущих отраслей в некоторых районах. Этот процесс, постепенно приобретая кумулятивный

1 Сапожников А. Д. Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил (критический анализ) — М.: Мысль,

1981. С. 29 - 31.

характер, по мере концентрации производства выявляет эффекты агломерации, которые, преломляясь в специфической форме «внешней» экономии, способствуют дальнейшей концентрации в этих районах частных инвестиций. В процессе развития экономики эволюция пространственных структур приобретает характер усиливающейся неравномерности и диспропорциональности развития отдельных районов. Существует сложность причинно-следственных отношений, обусловливающих межрайонное неравенство, сочетание многих факторов, в том числе и внеэкономического характера. Был выдвинут принцип «круговой причинности» как объяснительная концепция межрайонного неравенства. Любое первоначальное преимущество района вызывает своего рода цепь последствий, в результате чего происходит постепенная кумуляция, или развитие первоначального преимущества. Район отрывается от среднего по стране уровня, тогда как регион, отличающийся какими-то неблагоприятными моментами, напротив, деградирует, отставая от развития страны и порождая региональную проблему.

Причинами усиления диспропорциональности в условиях рыночной экономики является свободная межрайонная торговля, свободный обмен и перемещение других факторов. Следуя трактовке Г. Мюрдаля, «свободная игра рыночных сил обычно ведет к углублению, а не к сглаживанию межрайонных различий». Межрайонная торговля в рыночных условиях носит неравномерный характер, являясь по существу орудием эксплуатации «бедных» или отсталых районов «богатыми», высокоразвитыми. В условиях стихийности рынка такие процессы, как миграция населения, перемещение капитала, товаров и услуг ни в коей мере не служат противодействием тенденции к неравномерному развитию районов. Напротив, они выступают средством реализации кумулятивных процессов роста и упадка. Кумулятивный процесс в сторону межрайонного неравенства реализуется за счет многих причинных связей, обычно не учитываемых в теоретических исследованиях действия рыночных сил.

Факторы преодоления диспропорциональности могут заключаться в наличии континген-тов свободной и относительно дешевой рабочей силы. Возможность преодоления дифференциации сторонниками данного подхода отрицается. «Преимущества» отсталых районов недостаточны для эффективного противодействия указанной тенденции. В целом, на наш взгляд, Г. Мюрдалю удалось показать, что неравномерность развития

отдельных районов и возникновение региональных проблем в этих условиях закономерны.

Инфраструктурный подход выделился в результате ускоренного развития и порожденного этим доминирования третичного сектора, что способствовало появлению концепций, объясняющих воздействие инфраструктуры (в зарубежной экономической науке наблюдалась тенденция в направлении смешения понятия «инфраструктура» с понятием «третичный сектор») на пространственную динамику. Ведь, как утверждает американский ученый У. Томпсон2, истинная экономическая база крупного города — это «созидательная сила его университетов и исследовательских парков, профессиональное мастерство его машиностроительных фирм и финансовых институтов, убедительность его общественных отношений и рекламных агентств, гибкость транспортной сети и системы коммунальных услуг и все другие измерения инфраструктуры, которые благоприятствуют быстрому и безболезненному переключению со старых, отмирающих основ на новые и растущие».

Механизм, воспроизводящий неравномерность развития территории, связан с различиями в масштабе естественной, обусловленной стихийными агломерационными процессами «внешней» экономии, вызывая существенные различия в темпах развития экономики разных районов, аккумулируя процессы, ведущие к углублению территориальных диспропорций.

Причинами усиления диспропорциональности является высокая капиталоемкость и крайне медленная отдача от вложенных средств, в силу типологических особенностей, характера объединяемых элементов инфраструктуры.

Более того, элементы социальной инфраструктуры в обычном понимании вообще не окупаются или окупаются в столь своеобразной форме, что инвестор может лишь строить догадки относительно выгод или невыгод осуществляемых инвестиций. В теории региональной политики инфраструктура рассматривается как главное средство создания агломерационной экономии, важнейшего компонента совокупной «внешней» экономии, возможность получения которой побуждает капиталистов размещать предприятия в районах высокой концентрации производственной деятельности и населения, тем самым снижая деловую активность в районах с менее развитой инфраструктурой.

2 Сапожников А. Д. Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения производительных сил (критический анализ) — М.: Мысль, 1981. С. 160 - 172.

Факторами преодоления и сокращения межрайонных различий могут стать вложения государственных средств в хозяйство отсталых районов, а, следовательно, сглаживание неравномерности за счет балансирования естественной «внешней» экономии, порождаемой условиями хозяйства ведущих районов, искусственной экономией.

В связи с этим, главной функцией государственной региональной политики является обеспечение условий некоторого выравнивания действия «внешних» эффектов3.

Главные средства выполнения подобной задачи состоят в выравнивании развития инфраструктуры по различным районам конкретных стран, причем понятие «инфраструктура» — своего рода синтетический показатель, во многом производный от действия агломерационных факторов и характеризующий особенности конкретной хозяйственной среды.

Кроме того, что инфраструктура — важнейший фактор размещения промышленности, которому приписывается роль одного из главных факторов экономического развития, определение инфраструктуры подразумевает качественные характеристики условий конкретной хозяйственной среды.

Сторонники инфраструктурного подхода не исключают возможности преодоления дифференциации экономического пространства, так как в межрегиональном аспекте внедрение инфраструктурного фактора в систему региональной политики означает лишь территориальную смену вектора капиталовложений, реализуемых по соответствующим статьям государственных расходов. Подобным способом может быть обеспечено необходимое опережение спроса на инфраструктуру в отсталых районах. Задача упрощается в силу того, что сфера инфраструктуры традиционно относится к важнейшим областям непосредственного приложения государственных капиталов. Искусственно повышая уровень развития инфраструктуры в отсталых районах, создавая ее с опережением спроса, государство генерирует существенный импульс развития этих районов, улучшает их позиции в конкурентной борьбе с высокоразвитыми районами за частные инвестиции.

Третий, стадийный подход, сформировался в процессе исследования пространственно-временных закономерностей регионального развития и выявления его определенных стадий, этапов и циклов, так как наиболее общая и широко принятая графическая модель всякого развития — это спираль, где элементы цикличности, регулярной

3 Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия

в региональном развитии. — М.: Наука, 1991. С. 73.

повторяемости событий сочетаются с однонаправленной поступательной траекторией.

Согласно данному подходу, механизм, воспроизводящий неравномерность развития территории, связан со сменой этапов общественного развития, сопряженных с кардинальными сдвигами экономического характера, что и предопределяет неравномерность регионального развития. Данный механизм функционирует на трех уровнях4. На макроуровне речь идет об изменении пропорций между секторами экономики — переходе от аграрного к индустриальному обществу, и от индустриального — к постиндустриальному. На мезоуровне — это перераспределение между ведущими отраслями (группами отраслей) промышленности и непроизводственной сферы, которые сменяют друг друга в ходе технического совершенствования экономики. На микроуровне динамичное развитие НТП все больше определяется сменой пропорций между подотраслями и производствами, на первый план выходит инновация продукта, технологического процесса, замещающего старые производства. Периоды, через которые осуществляются макро-, мезо- и микроотраслевые сдвиги, различаются по продолжительности. Поэтому существование длинных и коротких стадий или циклов, их несовпадение в эволюции регионального развития крайне негативно влияют на региональную дифференциацию.

Соответственно, причиной усиления диспропорциональности, как было отмечено ранее, является сложная хроноструктура хозяйства, вызванная разновременностью и наложением циклов разной продолжительности. С ее иерархическими уровнями взаимодействует иерархия пространственной структуры, в рамках которой смена стадий происходит по мере диффузии новых явлений из центров первоначального распространения в менее развитые территории. Периоды кардинальных инноваций в самой промышленности исчисляются, по признанию большинства специалистов, десятилетиями. Коренные внутриотраслевые сдвиги могут осуществляться за несколько лет. Возможность преодоления дифференциации сторонниками данного подхода отрицается.

Обобщение подходов к исследованию различий в уровне развития и конкурентоспособности различных территориальных признаков позволяет определить конкретные типы субъектов, сгруппированных по тому или иному признаку, и обосновать комплекс мероприятий, реализация которых

4 Грицай О. В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. — М.: Наука, 1991. С. 26 — 31.

будет способствовать повышению конкурентоспособности региона определенного типа.

Соответственно, следует различать три типа региональной экономической политики: активную, адаптивную и альтернативную, реализуемые именно для «своей» группы регионов.

Существует несколько классификаций регионов по различным признакам. Наиболее интересной и действительно отражающей, на наш взгляд, объективную основу существования и постоянного усиления в настоящее время дифференциации социально-экономического развития федеральных субъектов является классификация регионов по размещению предприятий крупного бизнеса и динамике их проникновения в экономику региона, разработанная Н. В. Зубаревич5. Типология регионов по значимости для бизнес-групп на основе качественных оценок дает однозначный ответ об уровне и перспективах развития «бизнес-среды» в регионах, поскольку становится все очевиднее, что крупный бизнес не занимается «территориальной благотворительностью». С учетом этого все регионы России можно разделить на четыре группы.

Базовые регионы производства для российских бизнес-групп включают такие регионы, как Ярославская, Белгородская, Тульская, Липецкая, Вологодская, Новгородская, Мурманская, Волгоградская, Астраханская, Самарская, Челябинская, Свердловская, Тюменская, Омская, Томская, Кемеровская, Иркутская области, Ханты-Мансийкий и Ямало-Ненецкий автономные округа, Пермский и Красноярский края, Республика Хакасия. По отраслям специализации это в основном регионы добычи и первичной переработки экспортных ресурсов. Почти все крупные бизнес-группы и компании в этих субъектах имеют «московскую прописку». В некоторых базовых регионах, где уже сосуществуют несколько крупных бизнес-групп, продолжается раздел сфер влияния, но, как правило, в непрофильных секторах экономики для присутствующих в регионе крупных компаний или в еще не занятых ими нишах, поглощая активы в других отраслях.

В состав регионов экспансии входят Калужская, Тверская, Орловская, Московская, Владимирская, Брянская, Нижегородская, Ульяновская, Архангельская, Ленинградская, Калининградская, Магаданская области, республики Башкортостан, Татарстан, Коми, Якутия, Ростовская область,

5 Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад /Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005. С. 34—40.

Таймырский, Ненецкий, Эвенкийский, Корякский автономные округа, Краснодарский и Приморский края, г. Москва. К данной группе отнесены регионы, которые с 2000 г. стали зоной активного проникновения крупного российского бизнеса, будучи необходимыми для его развития или привлекательными для диверсификации активов. Группа регионов экспансии крайне неоднородна и включает в себя несколько подгрупп:

• экономически развитые, но «закрытые» (то есть полностью подконтрольные региональным лидерам и их бизнес-группам) региональные субъекты с привлекательными для крупного бизнеса активами в ТЭК или секторе услуг;

• регионы с перспективными ресурсами: нефтегазовыми, угольными, драгоценными металлами;

• со смежными и перерабатывающими предприятиями: крупными автомобильными и другими машиностроительными заводами, которые производят продукцию, используя сырье и полуфабрикаты крупнейших компаний — экспортеров сырья.

• важнейшие транзитные регионы, через которые осуществляется вывоз продукции на экспорт. Полупериферийными для бизнеса регионами

являются, например, Псковская, Ивановская, Тамбовская, Пензенская и Смоленская области, республики Калмыкия, Мордовия, Чувашская, а также Чукотский АО и др. Данная группа регионов неоднородна и включает в себя:

• значительную часть регионов Центра и Северо-Запада РФ с наиболее проблемными отраслями импортозамещающей экономики и низкими доходами населения;

• удаленные и слабоосвоенные восточные регионы с неразвитой инфраструктурой, высокими затратами на добычу металлургических ресурсов и отсутствием нефтегазовых месторождений;

• республики и автономии, которые использовались крупными компаниями как налоговые офшоры, их присутствие в данных регионах виртуально, а с прекращением действия льгот многие из них вновь станут периферией.

В последнюю группу входят периферийные для бизнеса регионы: республики Северного Кавказа (Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария и т. д.), а также наименее развитые республики и автономные округа юга Сибири (например, Тыва).

Непривлекательность вышеуказанной группы субъектов РФ обусловлена множеством негативных факторов: политической нестабильностью,

специфическим типом политического режима, низким качеством жизни населения, плохой инфраструктурой, незначительными ресурсами и др. В таких регионах крупный бизнес представлен, как правило, только федеральными монополиями.

При сравнении «географии» крупного бизнеса до начала 2000 г. и в последующие периоды экспансии можно увидеть, что географическое расширение зоны влияния было максимальным на Европейском Севере, русском Юге и южном Урале. Центральная Россия более длительный срок оставалась не слишком привлекательной для крупного бизнеса, за исключением отдельных машиностроительных и химических регионов, а республики Северного Кавказа и юга Сибири оказались практически вне зоны его интересов6.

Анализ работ по проблемам экономического развития территорий выявляет существование ярко выраженной взаимосвязи между конкурентоспособностью и производительностью.

Действительно, повышение производительности труда и капитала является, с одной стороны, результатом применения различного вида инноваций (как технологических, так и организационных), а с другой — импульсом к повышению конкурентоспособности территории. Таким образом, существует связь между данными категориями, поскольку адаптация новых технологий и методов, постоянно совершенствуя качество используемых ресурсов, позволяет оптимизировать результаты и затраты труда производительных сил и достигнуть производства более качественной продукции по ценам гораздо ниже, чем у конкурентов. Однако связь между производительностью и конкурентоспособностью не всегда является столь очевидной. Конкурентоспособность региона на основе растущей производительности труда отражает имеющиеся у региона абсолютные преимущества. Но, как видно на примере отсталых районов различных стран, регионы могут конкурировать не только на основе абсолютных преимуществ, но и относительных (за счет дешевизны факторов). В связи с этим, определенный интерес представляет анализ производительности труда в разрезе регионов, позволяющий выявить лидирующие позиции отраслей промышленности, что и обусловило рассмотрение производительности труда в промышленности в качестве ведущего фактора конкурентоспособности региона.

6 Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. — М.: Поматур, 2005. С. 53.

Таблица 1

Производительность труда в промышленности и специализация российских регионов в 2004 г.

№ Субъект Федерации Производительность труда в промышленности, рублей Лидирующая отрасль по числу занятых в регионе Доля в общей численности занятых, % Лидирующий комплекс промышленности по числу занятых Доля в общей численности занятых в промышленности, %

Группа промышленных лидеров

1 Ненецкий АО 4 652 220,0 Промышленность 23,3 Топливная промышленность 98,4

2 Ханты-Мансийский АО-Югра 3 257 330,0 Промышленность 24,6 Топливная промышленность 89,9

3 Ямало-Ненецкий АО 2 865130,0 Строительство 23,3 Топливная промышленность 95,1

4 Тюменская область 2 429 680,0 Промышленность 20,9 Топливная промышленность 88,4

5 Республика Саха (Якутия) 920 740,0 Промышленность 17,4 Цветная металлургия 63,9

6 Корякский АО 863 460,0 Промышленность 24,7 Цветная металлургия 43,4

7 Липецкая область 765 950,0 Промышленность 22,5 Черная металлургия 70,6

8 Томская область 647 970,0 Промышленность 21,3 Топливная промышленность 52,8

9 Красноярский край 615 820,0 Промышленность 24,0 Цветная металлургия 68,9

10 Мурманская область 539 490,0 Промышленность 25,3 Цветная металлургия 28,2

11 Вологодская область 501 710,0 Промышленность 30,2 Черная металлургия 67,2

12 Республика Коми 498 710,0 Промышленность 27,6 Топливная промышленность 53,1

13 Магаданская область 467 610,0 Промышленность 25,4 Цветная металлургия 64,7

14 Сахалинская область 459 050,0 Промышленность 20,4 Топливная промышленность 50,9

15 Республика Татарстан 457 370,0 Промышленность 22,5 Топливная промышленность 38,9

16 Архангельская область 454 260,0 Промышленность 27,7 Лесная и деревообрабатывающая/топливная 31,7/30,6

17 Оренбургская область 421 600,0 Промышленность 18,5 Топливная промышленность 45,7

18 Белгородская область 374 020,0 Промышленность 20,8 Черная металлургия 49,1

19 Камчатская область 348 230,0 Промышленность 21,5 Пищевая промышленность 56,6

20 Самарская область 337 500,0 Промышленность 26,9 Машиностроение и металлообработка 53,0

21 Республика Башкортостан 336 760,0 Промышленность 21,8 Топливная промышленность 58,0

22 Эвенкийский АО 329 480,0 Другие отрасли 28,2 Топливная промышленность 67,7

23 Пермский край 318 710,0 Промышленность 27,3 Топливная промышленность 23,7

24 Кемеровская область 313150,0 Промышленность 30,2 Черная металлургия 42,3

Группа промышленных специалистов

25 Курская область 299 740,0 Сельское хозяйство 21,8 Черная металлургия 29,7

26 Чукотский АО 292 410,0 Промышленность/ Другие отрасли 16,7 Электроэнергетика 53,1

27 Челябинская область 285 730,0 Промышленность 29,9 Черная металлургия 65,0

28 г. Санкт-Петербург 283 260,0 Промышленность/ торговля 20,0 Машиностроение и металлообработка 36,4

29 г. Москва 279 450,0 Торговля 25,4 Пищевая промышленность 28,2

30 Хабаровский край 274 590,0 Торговля 21,0 Машиностроение и металлообработка 27,7

31 Московская область 274 500,0 Промышленность 22,4 Пищевая промышленность 26,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Ленинградская область 270 650,0 Промышленность 27,7 Пищевая промышленность 25,2

33 Иркутская область 248 410,0 Промышленность 24,4 Цветная металлургия 26,7

34 Ярославская область 243 450,0 Промышленность 29,5 Машиностроение и металлообработка 35,9

35 Калининградская область 233 610,0 Промышленность 19,2 Машиностроение и металлообработка 37,1

36 Свердловская область 221 610,0 Промышленность 31,2 Черная металлургия 33,1

37 Республика Карелия 214 070,0 Промышленность 25,6 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 41,2

Продолжение табл. 1

Производи- Лидирующая отрасль Доля в Лидирующий комплекс Доля в общей

тельность по числу занятых в общей промышленности по числу численности

№ Субъект Федерации труда в промышленности, рублей регионе численности занятых, % занятых занятых в промышленности , %

38 Амурская область 213 850,0 Торговля 20,2 Электроэнергетика 39,6

39 Республика Хакасия 211 880,0 Промышленность 22,5 Цветная металлургия 43,7

40 Удмуртская Республика 205 740,0 Промышленность 29,7 Машиностроение и металлообработка 34,5

41 Новгородская область 201250,0 Промышленность 26,7 Химическая и нефтехимическая промышленность 22,4

42 Рязанская область 196 770,0 Промышленность 23,6 Машиностроение и металлообработка 27,2

43 Новосибирская область 195630,0 Торговля 18,6 Пищевая промышленность 22,6

44 Республика Бурятия 195540,0 Промышленность 17,5 Машиностроение и металлообработка 36,2

45 Саратовская область 181 630,0 Промышленность 19,7 Электроэнергетика 24,9

46 Астраханская область 177690,0 Сельское хозяйство 15,2 Топливная промышленность 59,7

47 Приморский край 173 000,0 Промышленность 19,9 Пищевая промышленность 33,3

48 Тульская область 170 600,0 Промышленность 26,5 Черная металлургия 25,3

49 Нижегородская область 165 730,0 Промышленность 28,8 Машиностроение и металлообработка 42,2

50 Читинская область 162140,0 Промышленность/ торговля 14,2 Электроэнергетика 38,3

51 Калужская область 158 440,0 Промышленность 24,9 Машиностроение и металлообработка 40,3

52 Тверская область 155 640,0 Промышленность 24,0 Машиностроение и металлообработка 33,6

53 Воронежская область 154 540,0 Оптовая и розничная торговля, общепит 18,7 Пищевая промышленность 27,6

54 Ставропольский край 151590,0 Сельское хозяйство 20,4 Электроэнергетика 27,3

55 Омская область 149 070,0 Промышленность 17,7 Пищевая промышленность 28,2

56 Волгоградская область 148 000,0 Промышленность 21,1 Черная металлургия 22,8

57 Республика Ингушетия 133 830,0 Другие отрасли 18,4 Топливная промышленность 48,5

58 Смоленская область 133 670,0 Промышленность 26,0 Электроэнергетика 23,5

59 Орловская область 133 440,0 Промышленность 20,9 Машиностроение и металлообработка 30,4

60 Республика Мордовия 125 570,0 Промышленность 24,1 Машиностроение и металлообработка 43,7

61 Тамбовская область 121940,0 Сельское хозяйство 24,3 Машиностроение и металлообработка 34,2

62 Чувашская Республика 119130,0 Промышленность 24,8 Машиностроение и металлообработка 44,5

63 Костромская область 118 460,0 Промышленность 26,6 Электроэнергетика 33,3

64 Краснодарский край 117730,0 Сельское хозяйство 19,1 Пищевая промышленность 46,9

65 Курганская область 116 530,0 Промышленность/ Сельское хозяйство 19,3 Машиностроение и металлообработка 49,6

66 Алтайский край 114 360,0 Сельское хозяйство 20,5 Машиностроение и металлообработка 22,1

67 Кировская область 109 640,0 Промышленность 26,6 Химическая и нефтехимическая промышленность 20,2

68 Владимирская область 108 730,0 Промышленность 34,0 Машиностроение и металлообработка 42,6

69 Республика Марий Эл 105 250,0 Промышленность 22,5 Машиностроение и металлообработка 23,8

70 Псковская область 104 080,0 Промышленность 19,7 Машиностроение и металлообработка 32,8

Окончание табл. 1

№ Субъект Федерации Производительность труда в про-мышленнос-ти, рублей Лидирующая отрасль по числу занятых в регионе Доля в общей численности занятых, % Лидирующий комплекс промышленности по числу занятых Доля в общей численности занятых в промышленности, %

71 Ивановская область 101 470,0 Промышленность 30,2 Легкая промышленность 29,2

72 Ульяновская область 100 230,0 Промышленность 28,3 Машиностроение и металлообработка 55,6

Группа промышленных аутсайдеров

73 Пензенская область 97200,0 Промышленность 20,3 Машиностроение и металлообработка 31,0

74 Ростовская область 87660,0 Оптовая и розничная торговля, общепит 21,0 Машиностроение и металлообработка 29,3

75 Республика Тыва 85 870,0 Образование 22,3 Электроэнергетика 32,7

76 Брянская область 83 470,0 Оптовая и розничная торговля, общепит 21,3 Машиностроение и металлообработка 26,4

77 Карачаево-Черкесская Республика 81 000,0 Сельское хозяйство 20,4 Пищевая промышленность 27,2

78 Республика Дагестан 79 530,0 Сельское хозяйство 25,1 Пищевая промышленность 32,7

79 Республика Калмыкия 76 270,0 Сельское хозяйство 26,2 Электроэнергетика 45,4

80 Республика Алтай 74 500,0 Сельское хозяйство 20,8 Пищевая промышленность 28,2

81 Еврейская автономная область 70 460,0 Оптовая и розничная торговля, общепит 14,5 Промышленность строительных материалов 22,4

82 Кабардино-Балкарская Республика 69 360,0 Сельское хозяйство 23,1 Пищевая промышленность 40,3

83 Республика Северная Осетия — Алания 69 200,0 Промышленность 19,1 Пищевая промышленность 50,5

84 Республика Адыгея 63190,0 Сельское хозяйство 18,0 Пищевая промышленность 48,2

85 Агинский Бурятский АО 25 630,0 Сельское хозяйство 20,1 Электроэнергетика 30,3

86 Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 24 880,0 Промышленность 21,4 Топливная промышленность 61,0

87 Усть-Ордынский АО 23 680,0 Сельское хозяйство 35,4 Лесная и деревообрабатывающая промышленность 27,2

88 Чеченская Республика Нет данных Нет данных

Источник: составлено и рассчитано авторами по данным: «Регионы России. Социально-экономические показатели 2006»: Стат. сборник. — М.: Росстат, 2007.

Для анализа использовались статистические данные о добавленной стоимости в промышленности в основных ценах. В результате исследования было выделено три группы российских регионов: промышленные лидеры, промышленные специалисты и промышленные аутсайдеры. Если первая и третья группы характеризуются высокой однородностью, специализируются на топливной и пищевой промышленности, то средняя группа отличается крайней неоднородностью, несмотря на то, что развитие данной группы регионов является перспективным для нашей страны. В ее состав входят субъекты Федерации, специализирующиеся в отраслях с высокой долей добавленной стоимости.

Оценка современных тенденций развития мирового хозяйства, в рамках которого функци-

онируют и пытаются взаимодействовать бизнес, население и местные власти региона, позволила констатировать становление «нового типа мировой экономики», новой модели отношений обмена результатами труда. Основные изменения связаны с трансформацией традиционных основ рыночных форм обмена: товарная специализация и кооперация заменяются производственно-технологической; растет объем производства не на рынок, а под гарантированный заказ; в мировом товарообороте растет доля внутрикорпоративного распределения продуктов труда; объектом реализации является фактически не товар, а комплекс сопровождающих услуг по всему жизненному циклу продукта труда, исчезает обмен как самостоятельная фаза; компьютеризация и гибкость технологий позволяют

самому потребителю включаться непосредственно в процесс производства, регулируя качественные характеристики товара под индивидуальный заказ. Совершенно иным содержанием наполняются понятия конкуренции и монополии. Появляется новый вид так называемых «эффективных монополий», работающих на производство нового уникального продукта и получающих «инновационную прибыль» в период до освоения массового производства7.

Таким образом, конкурентоспособность регионального производства определяется способностью бороться не столько «на рынке», сколько «за рынок», умение создавать все новые и новые рынки несуществующих ранее товаров и услуг, выступая на них какое-то время «эффективным» монополистом. Региональным субъектам нельзя игнорировать тот факт, что по мере того, как технологические и организационные инновации позволяли повысить производительность труда и выпускать больше продукции лучшего качества с меньшей затратой сил и ресурсов, большее количество производственных операций и трудовых ресурсов перемещалось из прямого производства в косвенное, из сельского хозяйства и добывающего сектора — в потребительские услуги и менеджмент, из области узкого набора видов экономической деятельности — во все более разнообразные профессиональные сферы.

Действительно, с точки зрения качественного критерия, в работах целого ряда отечественных и зарубежных авторов отмечается, что изменения в эпоху перехода от индустриального производства к постиндустриальному происходят в направлении снижения доли добывающих и увеличения доли информационно насыщенных отраслей. Чтобы подтвердить или опровергнуть утверждение, необходимо выбрать определенный метод классификации отраслей, который, с одной стороны, отражал бы этот качественный критерий, а с другой, позволял бы провести сопоставления.

В экономических исследованиях последних лет приводятся различные типы классификаций регионов по отраслевому и пространственному признаку. Наиболее объективно отражающими состояние и динамику отраслевой структуры являются классификации, предложенные Н. Я. Калюжновой, согласно взглядам которой можно выделить8:

7 Воронков С. Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики//» Credo New». Теоретический философский журнал, 1997, № 2. — www. orenburg. ru/culture/ credo/02/.

8 Калюжнова Н. Я. Конкурентоспособность регионов в условиях глобализации. - М.: ТЕИС, 2003. С. 273 - 280.

1) деление по Кларку (трехсекторный): первичный — добывающее производство, вторичный — обрабатывающее производство, третичный — сфера услуг; прогрессивность отраслевой структуры определяется долей отраслей услуг в создаваемом продукте; третичный сектор недифференцированных услуг является недостаточно показательным индикатором прогрессивности структуры, поскольку содержит как высокотехнологичные услуги — банковские, управленческие, информационные, так и достаточно рутинные (бытовые).

2) четырехсекторное деление: первичный сектор — сельское и лесное хозяйство, вторичный — промышленность и строительство, третичный — сфера услуг, за вычетом услуг, вошедших в четвертичный сектор — информационные услуги, организационно-управленческая, консультационная, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность и деловые услуги; прогрессивность всей структуры определяется долей отраслей четвертичного сектора;

3) деление на шесть секторов (данная классификация подробно описана в работе М. Кастельса, где приведены статистические данные по отраслевой структуре семи ведущих стран): добывающий — сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность; перерабатывающий (трансформационный) — продовольствие, текстиль, металлургия, машиностроение, металлообработка, химическая промышленность и прочие обрабатывающие отрасли; распределительные услуги — транспорт, связь, оптовая и розничная торговля; услуги производителям — банки, страхование, недвижимость, проектно-конструкторские, бухгалтерские, юридические, прочие деловые услуги; социальные услуги — медицинские и другие услуги по охране здоровья, больницы, образование, социальное обеспечение, религиозные услуги, неприбыльные организации, почтовые услуги, правительство, прочие социальные услуги; бытовые услуги — домашняя прислуга, гостиницы, рестораны и бары, ремонтные услуги, прачечные, парикмахерские, косметические кабинеты, развлечения, прочие бытовые услуги.

Депрессивные регионы не просто обладают пониженными производственными возможностями, но являются функционально «незрелыми». Под функциональной «незрелостью» ряд ученых понимает комплексный характер отставания, выражающийся как в недостатке квалифицированных кадров во всем их многообразии, так и в низком уровне развития систем информации и связи, невысоком качестве управления предпри-

ятиями, несовершенстве маркетинга, слабости исследовательской базы, что сочетается с прочими атрибутами отсталости. В этих условиях приведение к средненациональному стандарту какого-то одного компонента нередко порождает дополнительную проблему. Объяснением этому могут служить постоянные изменения, протекающие во внутренней структуре хозяйства в процессе его развития. Внешне ситуация меняется медленно, однако по прошествии относительно короткого периода времени положение в экономике региона может весьма значительно измениться.

Оставаясь по основным экономическим показателям высокоразвитым, регион может утратить значительную часть внутренних «пружин» развития, оказаться на пороге упадка.

В случае депрессивных территорий, напротив, кажущиеся удовлетворительные сдвиги по агреги-

рованным величинам производства и доходов могут не вести к преодолению разрыва с более высокоразвитыми областями. В процессе активизации экономического развития наблюдается своеобразная эволюция «узких мест» региона.

На разных этапах экономического развития главные требования к условиям, необходимым для совершенствования хозяйственной системы, меняются. На низших стадиях развития первоосновой является развитие «твердого ядра» инфраструктуры — транспортной системы и энергоснабжения. Затем неизбежно на первый план выходят производственная инфраструктура (в широком понимании), затем — социальная инфраструктура. И, наконец, на еще более высокой стадии актуализируются потребности в системах информации и связи. Аморфность региональной политики связана в том числе и с тем, что она продолжает «цепляться» за экономическую

Таблица 2

Статистика занятости по отраслям (по классификации Холла) по регионам России

Число занятых по отраслям, ^^^^ в%к общему числу ^^^^ занятых в регионе Деление отраслей по Холлу

Услуги Промышленность Услуги/промышленность Товарные операции Услуги Услуги/товарные операции

2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005

Центральный федеральный округ

Белгородская область 44,2 49,9 31,6 31,0 1,40 1,61 46,6 49,9 196,0 209,8 4,20 4,21

Брянская область 52,7 60,3 27,4 25,0 1,93 2,42 50,1 53,9 178,2 189,6 3,56 3,52

Владимирская область 49,1 52,8 40,1 38,8 1,23 1,36 59,6 60,1 214,4 224,9 3,60 3,74

Воронежская область 48,7 57,1 26,7 24,8 1,82 2,30 46,1 50,8 319,8 328,2 6,93 6,46

Ивановская область 50,8 55,4 38,7 35,8 1,31 1,55 57,7 59,7 156,6 150,6 2,72 2,52

Калужская область 51,7 54,3 36,0 35,7 1,43 1,52 54,9 56,7 160,3 159,0 2,92 2,80

Костромская область 54,4 57,4 29,9 30,4 1,82 1,89 50,7 52,3 111,7 115,3 2,20 2,21

Курская область 48,3 54,8 27,0 23,6 1,79 2,32 49,4 50,3 160,1 168,8 3,24 3,36

Липецкая область 46,3 56,1 32,4 30,0 1,43 1,87 50,6 54,4 160,7 174,3 3,18 3,21

Московская область 58,6 63,3 32,3 30,9 1,82 2,05 51,7 56,8 958,8 1027,8 18,53 18,10

Орловская область 49,4 54,6 29,3 27,5 1,69 1,98 48,0 49,2 127,2 135,3 2,65 2,75

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рязанская область 49,5 54,7 31,3 32,1 1,58 1,70 49,6 53,6 168,1 174,6 3,39 3,26

Смоленская область 49,8 53,2 32,4 33,9 1,53 1,57 51,1 54,3 147,3 157,1 2,88 2,89

Тамбовская область 48,4 53,3 22,0 20,8 2,20 2,57 39,0 41,1 162,4 167,2 4,16 4,07

Тверская область 50,3 55,4 33,1 31,6 1,52 1,75 51,6 52,3 204,6 215,1 3,97 4,11

Тульская область 54,7 61,9 33,7 30,0 1,63 2,06 58,3 60,2 236,4 245,7 4,05 4,08

Ярославская область 51,4 55,6 37,8 35,4 1,36 1,57 58,5 58,5 204,3 216,1 3,49 3,70

г. Москва 71,9 74,1 27,9 25,7 2,57 2,89 56,1 56,6 2471,2 2660,0 44,07 47,01

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия 61,3 61,8 25,2 27,6 2,43 2,24 171,7 186,5 125,2 125,3 0,73 0,67

Республика Коми 58,9 62,4 30,2 27,8 1,95 2,24 229,7 231,1 180,1 197,3 0,78 0,85

Архангельская область 59,8 62,1 26,8 26,8 2,23 2,32 296,0 312,5 218,7 222,4 0,74 0,71

в т. ч. Ненецкий АО 66,0 51,6 20,6 39,7 3,21 1,30 7,5 14,6 10,6 10,7 1,41 0,73

Вологодская область 49,6 53,4 34,6 34,2 1,43 1,56 333,4 334,4 190,3 195,6 0,57 0,58

Калининградская область 63,2 63,0 25,4 26,0 2,49 2,42 210,4 236,8 155,5 161,0 0,74 0,68

Ленинградская область 50,4 51,0 34,7 34,7 1,45 1,47 395,2 420,7 209,5 210,1 0,53 0,50

Продолжение табл. 2

^^Тисло занятых по отраслям, Деление отраслей по Холлу

^^^^ в%к общему числу Услуги Промыш- Услуги/промыш- Товарные Услуги Услуги/товар -

^^^^ занятых в ленность ленность операции ные операции

регионе 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005

Мурманская область 65,4 69,3 29,2 26,9 2,24 2,58 236,6 245,3 173,0 183,3 0,73 0,75

Новгородская область 54,0 54,0 30,7 33,8 1,76 1,60 160,9 171,6 108,2 103,8 0,67 0,60

Псковская область 51,1 55,8 26,9 26,4 1,90 2,12 152,7 167,1 105,2 109,7 0,69 0,66

г. Санкт-Петербург 67,5 69,4 31,7 30,0 2,13 2,31 1434,4 928,4 1001,0 0,65 0,71

Южный

федеральный округ

Республика Адыгея 53,1 59,5 22,7 22,3 2,34 2,67 66,0 65,3 52,7 60,7 0,80 0,93

Республика Дагестан 42,4 57,6 19,3 14,7 2,20 3,91 261,0 320,0 241,9 312,0 0,93 0,98

Республика Ингушетия 67,3 68,4 26,0 19,2 2,59 3,56 30,2 29,0 25,1 27,6 0,83 0,95

Кабардино-Балкарская 42,3 51,9 29,3 26,3 1,44 1,98 134,7 131,5 95,8 111,4 0,71 0,85

Республика

Республика Калмыкия 56,8 60,8 14,7 12,5 3,86 4,87 35,8 32,9 48,2 51,6 1,35 1,57

Карачаево-Черкесская 51,9 53,6 25,1 24,1 2,07 2,22 62,2 69,3 48,4 56,2 0,78 0,81

Республика

Республика Северная 62,1 57,8 23,9 26,2 2,60 2,20 110,5 134,9 97,9 113,7 0,89 0,84

Осетия — Алания

Чеченская Республика - - - - - - - - - - - -

Краснодарский край 52,5 57,8 23,6 23,0 2,22 2,52 903,0 649,1 718,5 0,72 0,68

Ставропольский край 50,8 57,6 21,5 22,9 2,36 2,52 455,3 565,3 313,5 368,1 0,69 0,65

Астраханская область 59,2 60,4 25,0 23,7 2,36 2,55 204,6 206,3 156,1 167,7 0,76 0,81

Волгоградская область 51,4 54,7 29,7 28,1 1,73 1,95 594,9 679,9 342,1 358,0 0,58 0,53

Ростовская область 55,0 58,6 26,6 25,3 2,07 2,32 992,1 997,0 533,5 594,5 0,54 0,60

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 46,6 53,6 32,4 29,2 1,44 1,84 828,4 889,6 551,0 598,8 0,67 0,67

Республика Марий Эл 48,9 56,0 30,2 27,1 1,62 2,06 154,4 170,0 108,3 108,1 0,70 0,64

Республика Мордовия 49,5 49,6 31,2 30,8 1,59 1,61 191,7 194,2 133,3 126,8 0,70 0,65

Республика Татарстан 51,6 56,3 32,5 32,9 1,59 1,71 851,6 985,0 573,6 601,0 0,67 0,61

Удмуртская Республика 49,3 53,5 34,1 34,0 1,44 1,58 406,4 427,6 233,8 241,3 0,58 0,56

Чувашская Республика 43,7 52,8 30,9 32,2 1,42 1,64 278,8 319,2 174,5 188,7 0,63 0,59

Пермский край 52,4 54,7 35,7 35,2 1,47 1,55 740,8 730,1 421,6 456,3 0,57 0,62

Кировская область 49,5 55,4 29,1 28,9 1,70 1,92 343,4 358,0 220,4 244,6 0,64 0,68

Нижегородская область 54,6 57,1 37,1 35,6 1,47 1,61 984,9 535,4 558,5 0,54 0,53

Оренбургская область 48,0 53,3 31,4 25,7 1,53 2,07 504,7 497,2 303,5 308,4 0,60 0,62

Пензенская область 48,4 52,1 31,5 28,5 1,54 1,83 340,6 335,7 199,4 209,2 0,59 0,62

Самарская область 54,7 57,7 36,5 35,6 1,50 1,62 861,5 956,9 479,4 515,7 0,56 0,54

Саратовская область 51,8 58,6 28,4 25,9 1,83 2,27 579,9 608,2 370,3 380,0 0,64 0,62

Ульяновская область 47,8 51,0 35,5 34,8 1,35 1,47 324,8 326,4 186,6 192,6 0,57 0,59

Уральский федеральный округ

Курганская область 47,2 56,3 24,3 23,9 1,94 2,35 176,0 195,4 137,0 152,9 0,78 0,78

Свердловская область 53,7 55,7 38,7 37,7 1,39 1,48 1148,3 688,6 697,4 0,60 0,55

Тюменская область 58,0 58,0 35,4 36,9 1,64 1,57 1024,4 567,5 657,4 0,55 0,58

в т. ч. Ханты-Мансийский 58,9 56,2 38,8 42,5 1,52 1,32 517,5 579,2 256,3 286,3 0,50 0,49

АО-Югра

Ямало-Ненецкий АО 52,5 52,6 45,1 45,6 1,16 1,15 202,9 236,4 102,5 116,7 0,51 0,49

Челябинская область 50,7 53,8 39,0 38,0 1,30 1,42 921,2 497,8 508,1 0,54 0,49

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай 51,5 65,6 14,9 14,4 3,45 4,57 23,1 29,0 33,0 38,9 1,43 1,34

Источник: составлено и рассчитано авторами по: данным «Регионы России. Социально-экономические показатели 2006»: Стат. сборник — М.: Росстат, 2007; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура». Пер. с англ. /Под науч. ред. Шкаратана О. И. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.

Окончание табл. 2

Число занятых по отраслям, в%к общему числу ^^^^ занятых в регионе Деление отраслей по Холлу

Услуги Промышленность Услуги/промышленность Товарные операции Услуги Услуги/товарные операции

2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005 2000 2005

Республика Бурятия 56,1 63,6 22, 3 21,9 2,51 2,91 162,0 170,4 148,3 160,1 0,92 0,94

Республика Тыва 69,3 72,6 13,7 15,2 5,04 4,76 28,5 32,8 53,7 58,8 1,88 1,79

Республика Хакасия 55,6 61,5 32,4 28,1 1,72 2,19 128,6 128,7 77,2 89,9 0,60 0,70

Алтайский край 47,1 54,7 26,7 24,6 1,76 2,22 484,9 508,6 334,6 368,1 0,69 0,72

Красноярский край 55,1 62,7 32,4 27,3 1,70 2,29 754,4 765,8 479,1 516,9 0,64 0,67

в т. ч. Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 65,7 78,1 27,1 14,7 2,43 5,30 9,1 8,7 10,1 12,1 1,11 1,39

в т. ч. Эвенкийский АО 77,3 77,6 9,3 17,2 8,33 4,50 2,7 4,3 5,7 6,7 2,11 1,56

Иркутская область 57,3 62,5 28,9 25,5 1,98 2,45 563,8 580,2 404,0 421,1 0,72 0,73

в т. ч. Усть-Ордынский АО 36,3 51,0 6,4 7,0 5,67 7,32 8,0 11,2 18,0 20,4 2,25 1,82

Кемеровская область 53,8 58,6 40,3 36,8 1,33 1,59 748,2 791,5 414,7 450,6 0,55 0,57

Новосибирская область 59,0 62,6 24,3 24,6 2,42 2,55 544,7 613,6 397,4 452,0 0,73 0,74

Омская область 54,6 58,4 27,0 24,9 2,02 2,34 462,4 440,9 319,8 341,6 0,69 0,77

Томская область 60,2 61,0 28,1 29,5 2,14 2,07 239,1 257,6 169,4 175,9 0,71 0,68

Читинская область 65,1 67,1 18,4 18,3 3,53 3,67 206,7 215,4 168,7 196,3 0,82 0,91

в т. ч. Агинский Бурятский АО 51,9 54,4 11,5 13,5 4,53 4,02 5,6 10,0 11,0 13,1 1,96 1,31

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 65,7 65,6 23,3 25,4 2,82 2,58 206,0 213,9 203,4 213,2 0,99 1,00

Приморский край 64,0 66,0 23,5 23,4 2,72 2,82 482,8 514,8 343,6 361,8 0,71 0,70

Хабаровский край 63,7 66,6 27,1 25,4 2,35 2,63 377,6 408,5 235,6 254,6 0,62 0,62

Амурская область 61,9 68,5 22,2 21,2 2,79 3,23 221,5 234,2 136,7 146,0 0,62 0,62

Камчатская область 64,8 64,9 26,4 20,6 2,45 3,16 90,8 75,5 76,4 79,1 0,84 1,05

в т. ч. Корякский АО 64,1 57,3 26,8 25,2 2,39 2,28 6,0 5,3 7,9 6,5 1,32 1,23

Магаданская область 65,6 67,5 29,5 28,3 2,22 2,38 56,1 48,7 43,1 41,3 0,77 0,85

Сахалинская область 62,1 63,7 26,2 27,3 2,37 2,34 132,8 150,3 102,6 102,2 0,77 0,68

Еврейская авт. область 62,7 62,9 23,6 22,6 2,65 2,78 32,8 38,1 27,8 30,0 0,85 0,79

Чукотский АО 62,4 54,3 27,5 37,4 2,27 1,45 14,5 20,1 14,9 15,2 1,03 0,76

ситуацию, ушедшую в прошлое, поскольку недостаточно быстро приспосабливается к процессу эволюции «узких мест» 9.

Региональная политика, ориентирующаяся на экстенсивный рост экономики, чревата «консервацией» проблем депрессивных территорий. Политика, направленная на повышение конкурентоспособности экономики региона, ориентирована на нововведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональная структура ВВП России подчеркивает несостоятельность концепций «самовоспроизводства» регионов в связи с ее природно-климатическими особенностями. Это также означает, что

9 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / Под науч. ред. Шкаратана О. И. — М.: ГУ ВШЭ. 2000.

«самофинансирование» предприятий в различных регионах не может не считаться с региональными факторами их рентабельности. Различия регионов по производству ВРП в России весьма значительны. Очевидно, что возможности преодоления этих различий одновременно являются и возможностями роста. Очевидна необходимость поиска «точек роста» не только там, где имеются финансовые ресурсы, но и там, где их нет, — на основе перераспределения в пользу перспективных производств10.

Структура ВВП по отраслевому происхождению продукции и услуг, специализация регионов существенно влияют на экономический рост,

10 Гранберг А, Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве // Вопросы экономики, 2002, № 9. С. 13.

предопределяют возможности получения в каждой отрасли чистого дохода в зависимости от величины фондоемкости, материалоемкости продукта, масштабов возмещения основных фондов, объемов накопления. Региональная структура ВВП раскрывает резервы использования производственных возможностей в экономическом пространстве страны.

Растущее значение регионов в повышении конкурентоспособности экономики страны, выход российских регионов на межрегиональный внутренний и международный рынки в качестве самостоятельных экономических субъектов, а также постоянно усиливающаяся асимметрия экономического развития предопределили значимость и своевременность исследований конкурентоспособности региона, базирующихся на максимизации региональных экономических интересов. «Региональные экономические интересы представляют собой совокупность экономических потребностей субъектов, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и проживающих на данной территории, реализация которых обеспечит им материальную или финансовую выгоду»11.

Экономическую самостоятельность российских территорий должны обеспечивать рост финансовых выгод, укрепление экономической базы региона в целом и его субъектов, наращивание финансового потенциаларегиона.

Необходимо отметить наличие внутренних и внешних региональных экономических интересов, характеризующихся объективной противоречивостью. В совокупности они определяют экономическое положение региона в стране и экономическую ситуацию в самом регионе. «Противоречия, как и конкурентная борьба, выступают действенным источником саморазвития территории». Экономику региона нельзя рассматривать в отрыве от мировой экономики, требований и условий мирового рынка. Многие регионы страны вовлечены в жесткую конкурентную борьбу за природные сырьевые ресурсы, высококвалифицированную рабочую силу, дешевые кредитные ресурсы, прямые

и портфельные внешние инвестиции, передовые технологии и информационные ресурсы. С усилением интеграционных тенденций ослабляются или даже исчезают границы при территориальном перемещении мобильных факторов производства. Необходимость самостоятельного участия в мировом рынке и интеграции в мировое хозяйство требует соотнесения изменений, происходящих в региональном производстве в ходе реформ, с процессами развития мирового рыночного хозяйства.

Конкурентоспособность экономики региона должна, таким образом, отражать характер его внешних связей и отношений, а также способность региональной экономики к саморазвитию на основе эффективного использования факторов роста (внутрирегиональные, макроэкономические, административно-правовые, внешнеэкономические и др.). Перспективы роста конкурентоспособности отдельных регионов связаны с концентрацией на общегосударственном уровне финансовых ресур-сов12. Принципиальной для проблемных регионов является устойчивость темпов экономического развития по сравнению со среднероссийскими параметрами. Экспортная составляющая влияет на конкурентоспособность экономики региона через международные торговые связи. Выход важнейших бюджетообразующих предприятий региона на развивающийся фондовый рынок улучшает их доступ к кредитным и инвестиционным ресурсам, что позитивно сказывается на конкурентоспособности.

Таким образом, очевидной является необходимость инновационных технологических изменений для повышения конкурентоспособности национальной и региональных экономик. Кроме того, наряду с неразрывной взаимосвязью и взаимообусловленностью категорий производительности и инновационных технологических изменений становится все более актуальным увеличение доли отраслей экономики нового типа в ВВП и ВРП, что предопределяет необходимость учета факторов производительности и специализации при разработке стратегии повышения конкурентоспособности как на национальном, так и на региональном уровне.

11 Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. — Смоленск: Ойкумена, 2005. С. 137.

12 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.