Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
96
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куржукова Ольга Геннадьевна, Уваровская Елена Юнальевна

В статье анализируется опыт сотрудников научно-просветительского отдела Новосибирского государственного художественного музея по разработке и проведению занятий со школьниками на материале современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY ART IN THE EXCURSION PROGRAMS FOR SCHOOLCHILDREN. FROM THE WORK EXPERIENCE

The article describes the joint experience of the staff of the Scientific and Educational Department of the Novosibirsk State Art Museum in developing and conducting classes with schoolchildren on the material of contemporary art.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ»

DOI: 10.17516/2713-2714-0017 УДК 069.121

CONTEMPORARY ART IN THE EXCURSION PROGRAMS FOR SCHOOLCHILDREN. FROM THE WORK EXPERIENCE

Kurzhukova Olga Gennadievna Uvarovskaya Elena Yunalevna

Novosibirsk State Art Museum Novosibirsk, Russian Federation

Abstract: The article describes the joint experience of the staff of the Scientific and Educational Department of the Novosibirsk State Art Museum in developing and conducting classes with schoolchildren on the material of contemporary art.

Keywords: museum; contemporary art; sightseeing tour; master class.

Citation: Kurzhukova, O. G., Uvarovskaya, E. Y. (2022). CONTEMPORARY ART IN THE EXCURSION PROGRAMS FOR SCHOOLCHILDREN. FROM THE WORK EXPERIENCE. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 1(10), pp. 150-153.

О. Г. Куржукова Е. Ю. Уваровская

Новосибирский государственный художественный музей Новосибирск, Российская Федерация

ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА В ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В статье анализируется опыт сотрудников научно-просветительского отдела Новосибирского государственного художественного музея по разработке и проведению занятий со школьниками на материале современного искусства.

Ключевые слова: музей; современное искусство; обзорная экскурсия; мастер-класс.

В искусствознании под термином «современное искусство» понимаются художественные произведения, созданные в период с 1970-х годов и опирающиеся на модернизм. Для таких работ характерны поиски особого субъективного языка, стилистики, техники исполнения. И, как правило, в этой

категории не рассматривается творчество современных авторов, восходящее к реалистическим традициям.

Постоянная экспозиция Новосибирского художественного музея дает возможность зрителю познакомиться с современным искусством. На ней представлены работы таких зна-

А. Г. Поздеев. Автопортрет в желтой кофте. 1973. Холст, масло. 134x124

Новосибирский государственный художественный музей (Новосибирск)

A. G. Pozdeev. Self-portrait in a yellow jacket. 1973. Oil on canvas. 134x124

Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk)

менитых российских мастеров, как М. Кантор, Н. Нестерова, О. Ланг, И. Лубенников, И. Зату-ловская. В обширный экспозиционный раздел сибирской живописи входят картины В. Смаги-на, В. Фатеева, А. Беляева, С. Мосиенко и других авторов, играющих существенную роль в сегодняшнем развитии регионального искусства. И, безусловно, мы включаем эти произведения в обзорную экскурсию - как для взрослых, так и для детей.

В Новосибирском художественном музее обзорная экскурсия для детей носит название «Знакомство с музеем». Это не просто обращение к истории искусства, но погружение в особую среду музея, первое постижение образных средств живописи. Дети 12-14 лет сначала смотрят классику - картины Д. Левицкого, И. Шишкина, И. Айвазовского. А потом они попадают в мир современного искусства. Тут все по-другому. Нет сюжета, нет реализма, иной изобразительный язык. И часто подобные произведения воспринимаются широким кругом зрителей как очень простые, доступные для исполнения, не требующие от художника особого мастерства.

С другой стороны, то, что такая работа находится на экспозиции классического художественного музея, вместе с творениями признанных авторитетов, заставляет ребенка задуматься: в чем ее ценность? И тут на помощь приходит экскурсовод. Мы должны не давать готовые ответы, а с помощью частично-поискового метода подтолкнуть ребенка к размышлениям [1, 3]. Показ произведений современного искусства в завершении обзорной экскурсии позволяет расширить представление детей о живописи, подчеркнуть ее особенности как вида искусства в наиболее полном выражении.

Иногда мы поступаем иначе. Знакомство школьников 15-17 лет с музеем начинается именно с современной живописи. Часто дети этого возраста не хотят идти в музей, ожидая скучного монолога экскурсовода и подобия урока истории. И такое начало экскурсии для них неожиданно, оно удивляет, озадачивает. Современное искусство подразумевает особую активность зрителя. Оно допускает и даже предполагает огромное количество интерпретаций. Зритель становится соавтором художника, может «продолжить» его творение, направив его в любую сторону, свободно выстроить свой собственный мир. И вместо монолога экскурсовода начинается диалог.

Современное искусство входит и в тематику цикловых занятий с детьми [2, с. 197]. Под цикловыми понимаются занятия с группами школьников, которые посещают наш музей регулярно, один-три раза в учебную четверть и в течение нескольких лет. Постепенно они становятся опытными и заинтересованными зрителями. С ними можно говорить о современном искусстве более глубоко и подробно. В нашей постоянной экспозиции представлено несколько современных абстрактных работ. После знакомства с этими картинами и понятием абстрактной живописи как таковой, на наш взгляд, необходимо расширить представление детей об этом явлении искусства. С помощью мультимедийной программы мы рассказываем о творчестве В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана, Дж. Поллока - художников, создавших основы языка абстракции. Дети не только смотрят их произведения, но и сами пробуют новые техники живописи на мастер-классах, специально разработанных музейными педагогами. На одном из них мы вместе создаем «капельную живопись», разбрызгивая, как Поллок, разноцветную краску

на листе. Занятие проходит ярко, эмоционально и запоминается надолго. Такое постижение искусства через собственный опыт особенно актуально в работе с детской аудиторией и применяется на ряде других занятий.

Одна из самых ярких и зрелищных частей нашей постоянной экспозиции - это картины красноярского художника А. Поздеева. Его «Автопортрет в желтой кофте» так точно и метко передает одержимость живописца творческим процессом! А огромные полотна, написанные уже пожилым мастером на сюжеты Нового Завета и расположенные в большом и светлом пространстве парадной лестницы музея, привлекают внимание каждого зрителя. Ребята, которые ходят к нам в составе цикловых групп или на абонементные занятия, сразу замечают работы Поздеева. Они с нетерпением ждут подробного рассматривания этих произведений и рассказа об этом неординарном живописце. Мы работаем на экспозиции с подлинниками, смотрим много картин Поздеева с помощью мультимедиа, знакомимся с его биографией. Даже фотографии художника - высокого, худого, нескладного, но с таким открытым, лучезарным взглядом - не могут оставить никого равнодушным. На абонементных занятиях вместе с детьми часто присутствуют их родители, и они всегда проявляют горячий интерес к этому мастеру. Личность и творчество Поздеева вызывают отклик у самой разной аудитории (так, автопортрет Поздеева наша коллега Е. Червова включает в занятия с дошкольниками). Эмоции, конечно, требуют разрядки. И она происходит на мастер-классе, завершающем программу. Мы не копируем и не рисуем «под Поздеева». Хотя такой мастер-класс, как «Букет цветов» в стилистике художника, может существовать. Но, на наш взгляд, интереснее и полезнее попробовать выразить на листе свои чувства. В технике коллажа мы создаем абстрактную композицию. В зависимости от окраски чувства дети выбирают цвет основы, элементов и даже прием - резаные фрагменты или рваные, симметрично расположенные или нет.

Помогают нам знакомить детей с современным искусством и выставочные проекты. Так, в 2020 году в нашем музее экспонировалась выставка известного московского мастера са-унд-арта Сергея Филатова «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура». Создание инсталляций, обращенных к художественному ис-

Дети на занятии «Творчество Андрея Поздеева». 2021

Новосибирский государственный художественный музей (Новосибирск)

Children in the class "Creativity of Andrey Pozdeev". 2021

Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk)

следованию звука, является одним из самых новых и необычных направлений в современном искусстве. Экскурсия по выставке С. Филатова стала органичной частью программы, посвященной образу Японии. Она прошла в рамках абонемента для детей «Искусство по меридианам и параллелям». Ребята вначале погрузились в мир тонких звуков, которые художник извлекает из своих арт-объектов с помощью компьютерных технологий, а затем уже знакомились с традиционным искусством Японии, обладающим такой же атмосферой.

Огромные возможности для музейного педагога предоставляет один из крупнейших выставочных проектов Новосибирского художественного музея - Международная триеннале современной графики. На ее экспозициях демонстрируются произведения художников разных стран, разнообразные графические техники и материалы. Это отличный повод поговорить не только о тенденциях в современном художественном творчестве, но и о графике как виде искусства. Кроме таких традиционных форм работы, как экскурсии, лекции, мастер-классы, в пространстве триеннале мы проводим интерактивную программу для детей от 12 лет и взрослых «Свой взгляд». Она состоит из нескольких частей: общее знакомство с проектом, структурой выставки; самостоятельный осмотр экспозиций; совместное обсуждение. Каждый из

зрителей выбирает по одному произведению и представляет его аудитории. Обсуждения проходят активно, вызывают споры и горячий интерес. Как уже говорилось ранее, современное искусство рассчитано на неоднозначность понимания образа. Опыт общения с ним обогащает человека - и взрослого, и молодого.

Литература

1. Барб-Галль, Ф. Как говорить с детьми об искусстве. - Санкт-Петербург: Арка, 2012. - 192 с.

2. Куржукова, О.Г., Уваровская, Е.Ю. Воспитание музейного зрителя посредством практики цикловых занятий с младшими школьниками. Из опыта работы // Современный музей в культурном пространстве Сибири: пятая межрегиональная научно-практическая конференция, 14-16 ноября 2018 г. : [сб. материалов] / Новосибирский государственный художественный музей. - Новосибирск : [НГХМ : Новосибирский издательский дом], 2019. - С. 196-201.

3. Олесина, Е.П. Художественное восприятие современных школьников: проблемы формирования и развития // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва, 2015. -№ 2(64). - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvennoe-vospriyatie-sovremennyh-shkolnikov-problemy-formirovaniya-i-razvitiya (дата обращения 30.08.2021).

References

1. Barbe-Gall F. Kak govorit' s det'mi ob iskusstve [How to talk to children about art]. Saint Petersburg, Arka, 2012, 192 p.

2. Kurzhukova O. G., Uvarovskaya E. Yu. Vospitanie muzejnogo zritelya posredstvom praktiki ciklovy'x

zanyatij s mladshimi shkol'nikami. Iz opy'ta raboty' [Making a museum visitor through circled lessons practice with elementary school children]. Sovremenny'j muzej v kul'turnom prostranstve Sibiri:pyataya mezhregional' naya nauchno-prakticheskaya

konferenciya, 14-16 November 2018: sbornik materialov. Novosibirsk State Art Museum. Novosibirsk, NGXM: Novosibirsk^ izdatel'skij dom, 2019, pp. 196-201.

3. Olesina, E. P. Xudozhestvennoe vospriyatie sovremenny'x shkol'nikov: problemy' formirovaniya i razvitiya [Art education of today's school children: problems of development]. Vestnik of the Moscow State University of Culture and Arts. Moscow, 2015, no. 2(64), available at: http://cyberleninka.ru/article/n/ hudozhestvennoe-vospriyatie-sovremennyh-shkolnikov-problemy-formirovaniya-i-razvitiya (accessed

30.08.2021).

Об авторах

Куржукова Ольга Геннадьевна - старший научный сотрудник научно-просветительского отдела, ведущий методист Новосибирского государственного художественного музея, Новосибирск E-mail: kurzhukova@yandex.ru

Уваровская Елена Юнальевна - начальник научно-просветительского отдела Новосибирского государственного художественного музея, Новосибирск E-mail: uvarovskaya_elen@mail.ru

Kurzhukova Olga Gennadievna

Senior researcher at the Scientific and Educational Department, leading methodologist at the Novosibirsk State Art Museum, Novosibirsk

Uvarovskaya Elena Yunalevna

Head of the Scientific and Educational Department at the Novosibirsk State Art Museum, Novosibirsk

Фрагмент экспозиции III Международной триеннале современной графики. 2021

Новосибирский государственный художественный музей (Новосибирск)

Fragment of the exposition of the III International Triennial of Modern Graphics. 2021

Novosibirsk State Art Museum (Novosibirsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.