Практика медиаобразования Abstract Prof. Dr. Ganna Onkovich
Press-photography Artworks as a means of visual clarity and technique of their use in the classroom for the development of speech
The compliance with grammatical and lexical main themes of the textbook - prerequisite for the effective study involving press-photography. Then, on the one hand, the educator implemented a training goal and activated vocabulary, grammatical constructions are processed, etc., on the other - a communicative purpose is achieved: broadening the base of the natural material used as a didactic, to acquire language.
The next step - the teacher's comments for creation the students' knowledge on the topic, new vocabulary, the key words for communication on a specific theme, and which may not even be included in the manual lexical least at this stage, learning the language. Students answer questions that can be written on cards or on the board, the questions have different photo illustrations.
Произведения прессфотографии как средство зрительной наглядности и методика их использования на занятиях по
развитию речи
Г. В. Онкович, доктор педагогических наук,
профессор
Углубление и все большая концентрация знаний о природе и обществе привели к появлению новых наук. Этот процесс не обошел и науку преподавания. Исследователи-лингводидакты усматривают свою задачу в том, чтобы дать практикам систему ориентиров - ориентировочную основу для принятия оптимального решения и его выполнения: а) показать, какие факторы определяют вариантность и эффективность учебного процесса, раскрыть их взаимосвязь; б) обосновать влияние этих факторов в их системе на деятельность учителя; в) научить учителя эффективно проводить эту деятельность.
Средства массовой информации (СМИ) до недавнего времени рассматривались лишь как источник лингвистических и страноведческих знаний. Тем не менее, все периодические издания, циклы и отдельные радио/телепередачи - уникальное явление любой национальной культуры, хотя и имеют общие признаки, которые объединяют их в мировое понятие медиа.
Объектом страноведения могут быть параметры, по которым исследуют источники информации социологи: тип средств передачи (пресса, радио,
телевидение); региональный характер издания; функции (общеполитические, специальные); предмет воспроизведения (промышленные, сельскохозяйственные и т.п.); объекты влияния (молодежные, женские и др.); периодичность (ежедневные, еженедельные и т.п.).
Образ массово-коммуникационного источника, его характерная модель создаются разнообразными факторами. Это и постоянство основной тематики и ее организации, и стабильность графических средств оформления, и воспроизведение в композиции и графике особенностей издания или передачи. И, бесспорно, самобытность каждого отдельного выпуска, которая зависит от специфики, традиций, возможностей, материальной базы источника информации. Эти и прочие факторы можно объединить в понятие «монтажный язык» - специфическую характеристику каждого канала массовой информации как объекта страноведения. Тем не менее, если речь идет об использовании медиа в учебном процессе, не все эти параметры следует брать на вооружение (если, конечно, речь идет не о подготовке будущих журналистов).
Работа с медийными материалами, как и чтение произведений художественной литературы, обогащает память новыми понятиями, лексикой, содействует закреплению добытых прежде знаний. Через медиа можно вести наблюдение над языковыми явлениями, художественными особенностями произведения любого стиля. Такая работа дает много вариантов для педагогического творчества, ибо перекликается с творческими уроками - с опорой на художественную литературу, искусство и т.п.
Системный принцип отбора и использование материалов масс-медиа в качестве учебных - цель прессодидактического подхода, который ориентирует на использование СМИ в качестве речевых стимуляторов. При этом учитываются внеязыковые факторы (в частности - сугубо журналистские) для расширения культурной памяти (задача прессодидактики). С другой стороны медиа выступают рече/языкотворческими активизаторами (задача прессолингводидактики).
Прессодидактика и прессолингводидактика - новые самостоятельные лингводидактические ответвления, обоснованные нами, трактуют методы и приемы использования масс-медиа с целью повышения мотивации изучения языка, обеспечения надлежащего уровня страноведческой компетенции, стимуляции языковой деятельности. Эти новые ответвления содействуют формированию лингвистической, коммуникативной, страноведческой и профессиональной компетенций тех, кто овладевает языком.
Возможности использования медийных материалов в учебном процессе более широки, если учитываются психологические, страноведческие, журналистские аспекты в преподавании. Это дает основание говорить о целесообразности внедрения и активизации прессодидактического (журналистско-методического) подхода, который отвечает учебно-воспитательным целям, создает психологически комфортную установку на восприятие информации из источников на усваиваемом языке. Подход этот, в частности, предусматривает учет экстралингвистических факторов, помогает ориентироваться в материалах
периодических изданий, в позиции тех или иных комментаторов радио/телепередач. Он не только наиболее оптимальный в удовлетворении потребностей студентов в информации, но и помогает выработать устойчивую привычку обращаться к медиатекстам после окончания обучения.
При прессодидактическом подходе каждый канал массовой информации рассматривается как самостоятельной страноведческий объект, который входит в систему медиа и характеризуется как постоянными, так и переменными свойствами. К постоянным характеристикам, например, в периодике, принадлежат средства «монтажного языка», основная проблематика издания, направленность, ориентация на определенного читателя. Переменные характеристики издания как объекта страноведения заложены в его содержании - текстах, иллюстрациях, поскольку в каждом номере предъявляются новые текстовые и изоматериалы.
Фотоиллюстрации в периодическом издании для методиста-преподавателя - разновидность наглядности. С их помощью можно успешно решать любые учебно-воспитательные задачи на разных этапах обучения. К произведениям фотожурналистики следует обращаться всякий раз, когда надо активизировать речь, используя их как визуальные стимуляторы, зрительную опору. На страницах периодических изданий печатаются фотографии и рисунки, которые рассказывают о событии, только что состоявшемся в стране или за ее пределами; исторические снимки раскрывают разнообразные стороны бытия. Значительная их часть помогает расширить горизонты культурной памяти, пополнить краеведческие, страноведческие знания.
Газеты и журналы часто печатают высокохудожественные произведения, выполненные в разных жанрах фотожурналистики, а также оригинальные графические работы, репродукции. Все это - наглядный иллюстративный материал, мимо которого не следует проходить. Фотоиллюстрации, представленные в разных жанрах, в большинстве случаев становятся для читателя «страноведческой настройкой» на восприятие актуальной информации, «визуальными стимуляторами» для развития речи.
Все фотоиллюстрации наделены замечательным качеством -документальностью. Актуальные и злободневные, они не только украшают страницу, но и отражают современную жизнь страны, ее историю, культуру. Они привлекательны также тем, что выполнены в разных жанрах изобразительного искусства. Работа с ними может вестись как с традиционными материалами зрительной наглядности.
На одном из первых занятий по материалам фотожурналистики можно семантизировать лексику: изображать - изобразить кого? что? где?; фотографировать - снимать; снимать - снять кого? где?; страница - полоса; столбец - колонка; фотоиллюстрация - фотография - снимок; корреспондент; фотокорреспондент; изображение; репортаж; фоторепортаж и др. (в соответствии с учебной потребностью).
В дальнейшем, для проведения тематического занятия, например, по теме «Фотоиллюстрация» (или «Иллюстрация в газете») внимание обращается на
изобразительные газетно-журнальные публикации. Предлагается определить, какие задачи решают периодические издания с помощью тех или других фотоиллюстраций. Обращается внимание на разножанровость произведений фотожурналистики.
На дальнейших занятиях фотоиллюстрации подбираются преподавателем и предлагаются учащимся соответственно учебно-воспитательной цели. Это может быть расширение лексического запаса на определенную тему, закрепление грамматической темы, задание на стимуляцию речи, информация для пополнения страноведческих знаний.
Для проведения тематического урока по материалам любой рубрики (то есть для активизации определенной темы), на занятии раздаются вырезки с фотоиллюстрациями из разных номеров газеты (газет), объединенные конкретной темой (например, «Образование», «Здравоохранение», «Спорт», «Отдых» и др. - в зависимости от того, что изучается по программе).
Занятие с использованием фотоиллюстраций может проводиться в зависимости от потребностей активизации той или иной страноведческой темы. С их помощью удобно семантизировать лексику, тренировать грамматические формы и т.п.
Обязательным условием эффективности занятий с привлечением прессфотографий есть их соответствие грамматическим и лексическим темам основного учебника. Тогда на занятиях, с одной стороны, реализуется учебная цель и активизируется лексика, отрабатываются грамматические конструкции и т.п., а с другой - достигается коммуникативная цель: расширяется круг естественного материала, используемого в качестве дидактического, на усваиваемом языке.
После комментария преподавателя, который систематизирует знания студентов по данной теме, семантизируется новая лексика, ключевая для общения на конкретную тему и которая, возможно, даже не входит в лексический минимум учебника на данном этапе изучения языка. Не обращая внимания на незнакомые слова в текстовке (текст возле фотографии), студенты отвечают на вопросы, которые могут быть записаны на карточках или на доске. Вопросы у всех одинаковые, однако, фотоиллюстрации разные.
Поскольку предложенный наглядный материал тематически объединен, то и ответы учеников, имея одно тематическое ядро, не повторяются.
Приведем описание тематического урока с привлечением прессфотографий, который можно проводить уже на начальном этапе обучения языку.
Учащимся раздаются карточки с вырезками фотоиллюстраций из последних номеров газет. Вырезки разные, тем не менее, они должны быть объединены определенной темой. Ведется необходимая подготовительная лексико-тематическая работа; толкуются значения новых ключевых слов и понятий и т.п. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы, которые не представляют трудности на этом этапе изучения языка: Откуда эта информация?
О каких предприятиях (учреждениях) идет речь в подписи возле фотографии (текстовке)? Кого/ что вы видите на снимках? Что вы можете сказать про этих людей (ли изображенные предметы)?
После такой беседы, когда сняты основные трудности, учащимся предлагается передать содержание фотоиллюстрации. Конечно, этот пересказ на начальном этапе очень упрощенный, но он приучает к мышлению на изучаемом языке, к говорению на этом языке, к монологическому высказыванию.
На начальном этапе обучения языку взрослых учащихся значительное стимулирующее влияние на речь оказывает работа по фотоиллюстрациям из их стран.
Как показывает опыт, при обучении языку и развитии речи газетно-журнальные изобразительные средства можно успешно использовать для активизации учебного процесса, поскольку фотоиллюстрации из периодических изданий дополняют сведения на ту или иную тему, дают широкую возможность выбора ситуаций, материала и т.п.
Такая методика работы с привлечением прессфотографий (в рамках нового лингвометодического ответвления прессодидактики) дает возможность разнообразить занятие, расширить лексический запас учащихся, отработать правильность употребления лексических единиц, грамматических форм, синтаксических конструкций. Использование визуальных опор (изображение на снимке, текстовки, дополнительных вопросов) на начальном этапе изучения языка содействует психологическому комфорту, а также помогает отработать произношение и интонацию.
Интересную работу, например, можно провести на занятии с периодикой на тему «Человек. Портрет. Характер». Предлагается по характерам людей разного возраста рассказать о жизненном пути старика, используя глаголы в прошедшем времени; описать его внешность, одежду и т.п. Разговор о судьбе молодого человека может вестись с использованием форм глаголов будущего времени: учащиеся должны спрогнозировать будущее человека на снимке. Можно дать задание придумать биографию и рассказать историю героя фотоиллюстрации, употребляя глаголы в настоящем времени.
Такая работа содействует формированию навыков монологического высказывания.
Для развития навыков монологической речи можно работать парами или «тройками»: студенты, опрашивая друг друга, ведут беседу в форме диалогов на определенную тему, уточняют детали, объясняют изображенное на «своей» фотографии.
При работе над темой, например, «Времена года», можно предложить пейзажные фотографии с тем, чтобы студенты передали их содержание, используя: глаголы в настоящем, будущем или прошедшем времени, прилагательные с префиксами и т.п.: продуцируется текст-монолог, ориентированный на отработку определенной грамматической темы.
Грамматическая задача может быть и другой - в зависимости от конкретной темы основного учебника, которая изучается по программе.
С целью тренировки грамматической темы (например, «Времена глагола») и развития речи можно предложить фотографии, выполненные в разных жанрах прессфотографии: портрет (воспроизведенные лица людей разного возраста: ребенок, подросток, зрелый человек, старый человек), пейзаж (времена года), репортаж (рабочий день, отдых, увлечение и пр.).
Каждое типичное задание-модель может состоять из двух частей: константной и вариативной. Константная часть - это упражнения двух типов: «журналистские» и лексико-тематические. Вариативная часть зависит от жанра фотоизображения (условно их разделяем на «портретные», «пейзажные», «сюжетные (репортерские)» и содержит задания лексические, грамматические, речевые, выполняемые как в устной, так и в письменной форме.
т-\ о о о о
Выполнение двух частей упражнений в линейной последовательности -это монологическое высказывание по определенному плану, что может быть подготовлено учащимися дома. К тому же константные задания направлены преимущественно на развитие устной речи и накопления лексики определенной тематики, а вариативные могут служить развитию речи - как устной, так и письменной.
Использование заданий-моделей с произведениями прессфотографии в разных жанрах эффективно на начальном этапе работы по материалам средств массовой информации.
Проиллюстрируем модели заданий на примерах.
Задание А.
- Внимательно рассмотрите снимки (предлагаются фотоиллюстрации). Скажите, что объединяет их.
- Найдите в словаре слова и словосочетания, которые вам необходимые для передачи содержания представленных фотоиллюстраций. Запишите их.
Вариант I (сюжетные иллюстрации).
- Расскажите, как проводят свое свободное время герои представленных фотоиллюстраций. Используйте глаголы в форме настоящего (прошедшего, будущего) времени.
- Выберите две-три фотографии и составьте (запишите) рассказ на тему «Мои увлечения» («Наше свободное время»).
Вариант II (сюжетные иллюстрации).
- Представьте, что вы - фоторепортер. Подготовьтесь к рассказу «Мой рабочий день».
- Остановитесь подробнее на кадре, который вам понравился более всего. Опишите изображенное и объясните, почему вы выбрали для рассказа этот снимок.
Г) ^ »-»
- Запишите свой «репортерский» рассказ по представленным фоторепортажам (репортажу). Используйте глаголы в форме настоящего (будущего, прошедшего - по указанию преподавателя) времени.
Вариант III (портретные иллюстрации).
- Посмотрите на эти портреты. Что вы можете сказать о сегодняшней жизни героев (героинь) фотопортретов? В рассказе используйте (указывается конкретная грамматическая задача).
- Спрогнозируйте будущее девочки, изображенной на фотографии. В рассказе используйте глаголы в будущем времени.
- Расскажите историю жизни женщины, изображенной на фотографии. Используйте (указывается конкретная грамматическая задача).
- Расскажите историю жизни старушки, изображенной на фотографии. Используйте (указывается конкретная грамматическая задача, например, «Используйте глаголы в форме прошедшего времени»).
- Обратите внимание, что первое и третье (например) фото -репортерские, выполненные фотожурналистом, принадлежат к прессфотографии. Второе фото выполнено в жанре портрета художественной фотографии. Согласные ли вы с этим утверждением? Да? Нет? Докажите. (Предложенные фотографии должны отвечать конкретным заданиям).
- Сравните фотопортреты и портреты, выполненные мастерами живописи. Прокомментируйте общее и отличное.
Такие занятия не только стимулируют речь и содействуют текстообразованию в определенных формах, но и привлекают интерес студентов к материалам периодических изданий на изучаемом языке, знакомят их с разными периодическими изданиями, являющимися уникальными объектами национальной культуры. Представляют интерес и персоналии авторов фотолетописи современности - фотожурналистов, работающих в различных жанрах и воссоздающих образ эпохи, и особенности работы мастеров фотожурналистики и изобразительного искусства, что в значительной мере служит расширению культурной памяти учащихся при изучении нового языка с опорой на страноведческие реалии.
P.S. Описанная методика вполне приемлема для работы с интернет-материалами, однако автор сознательно обращает внимание коллег на методику работы с традиционными печатными медиа.
Литература
IV Международный симпозиум по лингвострановедению. М., 1994.
Онкович Г.В. Засоби масово! шформацп у формуванш образно-емоцшно! культурно! пам'ят // Лшгводидактика слов'янських мов як феномен культури / Редкол. Н.Ф.Зайченко та ш. К.: 1СДО, 1990. С.170-175.
Онкович Г.В. Прессодидактика и прессолингвистика в формировании личности учителя-лингвиста // Русский язык и литература в современном диалоге культур: УШ Международный Конгресс МАПРЯЛ. Регенсбург, 1994. С.194-195.
Онкович Г.В. Прессодидактика и прессолингводидактика - новые лингводидактические ответвления // Русский язык, литература и культура на рубеже веков: Х Международный конгресс МАПРЯЛ. Братислава, 1999. С.76-77.
Онкович Г.В. Читаймо газету разом! Пресодидактика: Учебное пособие. К.: 1СДО, 1993.