Научная статья на тему 'Медиаобразование и прессодидактика (1970-1980)'

Медиаобразование и прессодидактика (1970-1980) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
127
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕССА / ДИДАКТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Онкович Г. В.

Практика обучения русскому языку иностранных учащихся свидетельствовала: опираясь на медиаматериалы, можно привлекать к работе в аудитории новейшую страноведческую информацию. В отличие от имеющихся пособий, мы предлагал занятия со средствами массовой информации проводить по жанрам и тематическим рубрикам, что давало возможность оперативно отбирать и группировать новую информацию на изучаемом языке из газет, последних передач радио и телевидения, использовать эту обобщенную информацию в процессе обучения. Такой поход к использованию медиа на занятиях значительно раздвигал возможности страноведческого наполнения учебного процесса. Тогда мы его определили как журналистско-методический. Со временем стали говорить о прессодидактике и прессолингводидактике как нових лингводидактических ответвлениях, и этот поход определили как прессодидактический. Ныне есть все основания говорить о нем как о подходе в рамках медиадидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование и прессодидактика (1970-1980)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Pages of History

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И ПРЕССОДИДАКТИКА (1970-1980)

Г.В.Онкович,

доктор педагогических наук, профессор

Media Education and Press-Didactic (1970-1980)

Prof. Dr. Ganna Onkovich,

Ukrainian Pedagogical Academy (Kiev, Ukraine)

Abstract. The author analyzes her experience with the newspaper in the classroom with students in the 1970 - 1980. Working with the print media was constructed with a view of genres. Genres of texts linked to the main theme of the textbook. This made it possible to select relevant, important material with a given educational purpose, and should involve information from the last transmission of radio and television.

Keywords: media education, media literacy, press, didactic, Ukraine.

Практика обучения русскому языку иностранных учащихся свидетельствовала: опираясь на медиа-материалы, можно привлекать к работе в аудитории новейшую страноведческую информацию. В отличие от имеющихся пособий, мы предлагал занятия со средствами массовой информации проводить по жанрам и тематическим рубрикам, что давало возможность оперативно отбирать и группировать новую информацию на изучаемом языке из газет, последних передач радио и телевидения, использовать эту обобщенную информацию в процессе обучения. Такой поход к ис-

пользованию медиа на занятиях значительно раздвигал возможности страноведческого наполнения учебного процесса. Тогда мы его определили как журналистско-мето-дический. Со временем стали говорить о прессодидактике и прессо-лингводидактике как нових лингво-дидактических ответвлениях, и этот поход определили как прессодидак-тический. Ныне есть все основания говорить о нем как о подходе в рамках медиадидактики.

Мы проиллюстрировали это в «Методических рекомендациях по использованию материалов газет, радио/ телепередач в учебном про-

цессе по русскому языку (для иностранных студентов подготовительного факультета)», опубликованных в Киеве в 1982 году Издание предназначалось преподавателям для работы во втором семестре, когда на занятиях по русскому языку газета и другие средства массовой коммуникации использовались более активно [Онкович, 1982].

Структура разделов предлагалась следующая: краткая справка о жанре, рекомендация преподавателю, задания студентам для домашней работы, примеры текстов, написанных в том или ином жанре, указания на вычленение заданной информации из радио и телепередач.

Задания для домашней работы по актуализации того или иного жанра состояли из трех блоков (частей): студенты должны были углубить знания о том или ином жанре, подготовить к пересказу (или записать) текст в заданном жанре, вычленить текст в заданном жанре в радио/телепередаче.

В качестве примера предлагались также материалы для проведения тематических занятий («В чем выражается истинная любовь к отечеству» и др.), а также предъявлялись рекомендации для проведения зачетного занятия по газете.

Предполагалось, что, предлагая задания на дом, преподаватель будет отправлять студентов к аналогичным материалам страноведческой тематики в свежих газетах.

Разделы пособия («Хроника», «Фотолетопись пятилетки», «Информация», «Заметка», «Отчет», «Интервью», «Репортаж», «Путевые заметки», «Зарисовка», «Письма. Дневники. Записки нашего современ-

ника», «Открытое письмо») содержали описание жанров (при подготовке этой части я использовала «Справочник журналиста» Н.Г.Богданова и Б.А.Вяземского). Иллюстрировались тексты о жанровой специфике материалами из газет «Правда», «Комсомольская правда» и «Неделя». Причем акцент делался на то, что газетные материалы в пособии предлагаются, в первую очередь, преподавателю для того, чтобы он мог ориентироваться в жанровой палитре советской прессы и использовать на занятиях аналогичные примеры из свежих газет.

Знакомство с жанрами начиналось с хроники - наикратчайшего информационного жанра. Хроника - это небольшое сообщение, которое «может состоять из одной фразы и не имеет своего заголовка». В двух-трех строках дается только сообщение о факте, подробности не раскрываются. Хроникальные сообщения объединялись общими заголовками: «С телетайпной ленты», «Новости», «Коротко обо всем», «Хроника» и т.п. Такие подборки кратких сообщений использовались и как самостоятельный информационный материал, и как дополнительные примеры к какой-либо теме, состоящей из более крупных материалов.

Преподавателю рекомендовалось для проведения тематического урока предложить студентам подготовить дома пересказ 2-3 хроникальных сообщений из газет «Правда», «Правда Украины», «Известия», «Комсомольская правда» (по выбору студентов).

Задания для домашней работы по теме «Хроника» состояли из

трех частей - 1) теоретической (журналисткой), 2) практической (учебно-журналистской), 3) коммуникативной: 1) 1. Что такое хроника? 2. Какие заголовки к хроникальным сообщениям вы встречали в газетах? 3. Найдите в свежем номере газеты «Правда» подборку хроникальных сообщений. 4. Сколько хроникальных сообщений дается в свежем номере газеты «Правда» под заголовком «С телетайпной ленты»? Из каких стран мира дается международная информация в этой подборке? Назовите столицы этих государств. 5. Подготовьте краткий обзор хроникальных сообщений из советских газет. Перескажите содержание этих сообщений.

2) Составьте и запишите 3-5 хроникальных сообщений.

Далее давались примеры хроникальных сообщений по рубрикам («С телетайпной ленты», «Новости» и др.).

3) Третья часть ориентировала на развитие навыков аудирования и предполагала обращение студентов к радио/телепередачам: 1. Посмотрите очередной выпуск программы «Время». Составьте по материалам этой программы сообщение в жанре хроники о новостях в СССР или за рубежом (по заданию преподавателя). 2. Скажите, о каких новостях вы узнали из последнего выпуска радиопередачи «Новости». Передайте эту информацию в жанре хроники.

Поскольку главная информация в газетах, радио/телепередачах часто дублировалась, студенты имели возможность получить ее в трех видах - на слух (новости по ра-

дио), с опорой на зрительный ряд (новости по телевидению), в бумажном варианте (свежая газета). Причем при обращении к газете часто нужно было найти текст - уже знакомый услышанный или увиденный сюжет, что не составляло особого труда и развивало навыки поискового чтения. Сориентироваться помогало знания о жанре и «новостных» рубриках.

Жанр «Информация» представлялся двумя видами: коротко и расширенно. Короткая информация из 10-30 строк, получившая в газетах, радио/телепередачах наибольшее распространение, имела свой заголовок. Она сообщала читателям не только о самом факте, как в хронике, но и рассказывала о нем с некоторыми подробностями. Такие информации можно было поместить самостоятельно, но чаще всего они объединялись в подборку, имеющую постоянные заголовки. Подобная концентрация новостей позволяла наглядно рассказать о событиях, объединенных одной темой. Расширенная информация по своим размерам значительно превосходила хронику или краткую информацию, насчитывала от 40 до 150 строк, имела свой заголовок, а иногда и подзаголовок - перед текстом или в тексте. Не только количество строк отличало этот информационный материал от других. Расширенная информация передавала сведения о событии более полно, с многочисленными подробностями. В тексте такого материала можно было дать историческую справку привести сравнение, характеристику людей, принимавших участие в событии, описать местный колорит (описав

все это кратко, начать описание вступлением, а завершить концовкой). Все эти компоненты давали возможность полнее и ярче рассказать читателям о новости.

Для проведения тематического урока преподаватель предлагал студентам подготовить пересказать информационные сообщения на определенную тему (например, «Новости в СССР», «Новости высшей школы», «Новости культуры (спорта)» и т.п.). Уже на этом этапе можно было дифференцировать тексты с учетом интересов студентов и уровня их языковой подготовки: более сильным учащимся следовало предложить тексты большего объема, с большим количеством языковых единиц. Тематически они должны были соответствовать страноведческой теме, которая изучалась в это время по учебному плану.

Задания для домашней работы по теме «Информация» были следующими: 1. Что такое информация как жанр? 2. В чем главное отличие информации от хроники? 3. Что вы знаете о короткой информации? 4. Что вы знаете о расширенной информации? 5. Найдите в свежем номере газеты «Правда» подборку информационных сообщений. 6. На какой странице газеты «Правда» помещаются информационные сообщения из разных стран мира? 7. Подготовьте краткий обзор информационных сообщений из газет. Перескажите содержание этих сообщения. Далее предлагалось составить и записать 2-3 информации.

В пособии давались примеры текстов в жанре «Информация» и рекомендовалось: 1) составить со-

общения в жанре информации о новостях в СССР и за рубежом по материалам очередного выпуска программы «Время», 2) рассказать, о каких новостях студенты узнали в последнем выпуске радиопередачи «Новости». Передавать эти сообщения следовало в жанре информации.

В качестве примера проведения тематических занятий по рубрикам предлагалась разработка «Тематический урок по рубрике «Позывные субботника». В беседе-вводе преподаватель рассказывал об истории и значении субботников, толковал новую лексику

После первого тематического занятия по этой рубрике на последующих занятиях студенты не раз обращались к ее новым материалам. Завершалась работа по материалам рубрики обсуждением результатов субботника, когда давалась официальная информация о работе, выполненной в день субботника и о распределении средств, поступивших в его фонд.

Студентам предлагалось написать репортаж с субботника для стенгазеты или подготовить спецвыпуск радиогазеты (радиогазеты в то время были весьма популярны). Предлагалось также при просмотре телепрограммы «Время» или прослушивании радиопередач выделять сюжеты о субботнике и пересказывать их на занятии. Такая работа развивала навыки слушания, аудирования и говорения. Тексты-примеры материалов рубрики и результатов субботника так же давались в пособии.

Жанр «Заметка» авторы «Справочника журналиста» опре-

деляли как «письмо читателя, зрителя». Если таких заметок несколько, то они группировались в общие или тематические подборки под различными рубриками. Заметка может носить информационный характер, сообщать без всяких комментариев о каком-либо факте, явлении. Часто встречалась заметка-благодарность, в которой автор рассказывал о благородном поступке, выражал свое отношение к доброму делу В советской прессе печаталось много заметок-обязательств, заметок-откликов, в которых авторы выражали свои чувства, свое отношение к событию. В них ставились различные вопросы, которые относились к деятельности учреждений, предприятий, отдельных лиц. Поступали в редакции и заметки-просьбы, заметки-обращения и др.

Обычно заметка - небольшая по размеру, освещала узкую тему, излагала один факт или описывала одно событие. В конце заметки обязательно ставилась подпись автора, указывалась его профессия или должность, место работы или учебы.

При работе над этим жанром преподавателю рекомендовалось предложить студентам подготовить дома пересказ на определенную тему. Обязательным условием был учет интересов учащихся.

Для проведения тематического урока студенты могли работать дома с заметками одной рубрики, что было важно в лексико-темати-ческом плане. Как правило, такие заметки из свежих газет усиливали страноведческую тему основного учебника, обогащали словарный запас студентов новой лексикой по

теме. Задания для домашней работы по теме «Заметка»: 1. Что такое заметка и чем она отличается от других жанров? 2. Как вы думаете, почему читатели пишут письма в газету? 3. О чем пишут читатели в редакции газет? 4. Какие рубрики вы встречали в разделе «Письма читателей», который есть в газете «Правда»? 5. Под какими рубриками публикуют заметки читателей редакции газет? Предлагалось студентам написать заметку в стенную газету факультета.

Как пример тематического урока подавалась разработка «В чем выражается истинная любовь к Отечеству». Как и во всех тематических уроках, тут уделялось значительное внимание лексико-грам-матической работе над страноведческой темой, которая дополняла тему основного учебника, давались задания по развитию навыков говорения и письма.

Один из распространенных жанров советской прессы - отчет - освещал важные общественно-политические события (съезд, конференцию, совещание, выставку парад, митинг, открытие памятника, празднество, спортивное соревнование, судебный процесс и т.п.). В отчете речь шла о том, что видел и слышал автор. Размеры отчета - от нескольких строк до многих сотен строк - зависели от значимости события.

Различали отчеты трех видов: общие (прямые), тематические и отчеты с комментариями. В общем отчете изложение фактов давалось в хронологическом порядке. В таком отчете автор ничего не комментировал. В тематическом

отчете факты излагались выборочно - освещались только один-два наиболее важных вопроса, отобранные из общего количества выступлений. В общем (прямом) и тематическом отчетах обычно не было обобщений и комментариев, сделанных автором. Они имелись в отчете с комментариями, в котором журналист не только сообщал о событии, но и излагал свою точку зрения. В нем автор не ограничивался простым фиксированием и изложением события, а комментировал его, давал оценку, излагал выводы. Иногда в качестве доказательства привлекал дополнительные факты и цифры, собранные им.

Задания для домашней работы по теме «Отчет» преследовали цель - развитие навыков беглого чтения, говорения, аудирования: 1. О чем обычно рассказывается в отчете? 2. Чем отличается отчет от других жанров? 3. О каких видах отчета вы узнали? 4. К какому виду относится отчет, данный ниже? (Давался текст-образец). Далее следовали вопросы по тексту и задание - посмотреть программу «Время» и сказать, о каком событии говорилось в отчете тележурналистов.

Про жанр «Интервью» говорилось что это - «беседа, предназначенная для опубликования в прессе или к передаче по радио». Характерная особенность этого жанра - факты излагаются от имени человека, которого интервьюируют, а не от имени журналиста. Интервью ценно мнениями, соображениями человека, с которым беседует журналист. Однако интервью - это совместное творчество журналиста

и человека, с которым велась беседа. В своих вопросах собеседнику журналист как бы предвосхищает то, что хотели бы спросить сами читатели, если бы они были вовлечены в разговор.

Обычно интервью сопровождалось рубрикой, которая вводит читателя в курс дела. Она объясняла, какого вида данное интервью, по какому поводу взято иногда, указывала на размер беседы. Пользователя пособием информировали, что интервью бывает различных видов: интервью-монолог, интервью-диалог, коллективное интервью, интервью-зарисовка, анкета. Коротко характеризовался каждый подвид этого жанра. Интервью-монолог: избранному для беседы человеку задается вопрос, и он подробно отвечает на него. Интервью-диалог - это беседа в вопросах и ответах. Коллективное интервью дает представление о мнении нескольких людей. Интервью-зарисовка предлагает комментарий журналиста. Анкета - особый, массовый вид интервью.

Преподавателю рекомендовалось с учетом интересов студентов предложить им дома подготовить пересказ одного из интервью -того, которое предлагалось в издании или помещенного в одном их последних выпусков газеты. Отметим, что дома студенты работали с разными текстами. Задания для домашней работы студентам по тем «Интервью»: 1. Что такое интервью и чем оно отличается от других литературных жанров? 2. К какому виду интервью относится материал, подготовленный вами к пересказу? 3. Что вы може-

те сказать о человеке, о котором вы узнали из прочитанного дома интервью? 4. Назовите черты характера, которые, по-вашему, наиболее типичны для этого человека. Как вы считаете, эти черты типичны для всех советских людей? Аргументируйте ответ. 5. Какая мысль в интервью вам понравилась больше всего? Аргументируйте свой ответ. 6. Какие вопросы вы задали бы еще герою этого интервью? Почему? 7. Представьте героя «вашего» интервью товарищам по группе.

Далее предлагались «журналистские» задания, которые помогали студентам формировать навыки коммуникации: 1. Возьмите интервью у товарища по группе на тему: «Что я узнал о советских людях?» или на другую тему, предложенную преподавателем. 2. Наиболее интересные интервью оформите в виде стенгазеты, рекомендовалось прослушать выпуск «Последних известий» по радио и пересказать на занятии одно из интервью этого выпуска с собственными комментариями. Предлагалось также посмотреть очередной выпуск информационной программы « Время » и сказать , у кого брали интервью журналисты телепрограммы, ответить на вопросы: «Что вы можете сказать о герое этого интервью? О чем он рассказал?», прокомментировать выступление интервьюируемого.

Тексты-образцы иллюстрировали разные виды этого жанра. Работа по теме завершалась ответом на вопрос: « Если бы вы были журналистом, у кого бы вы взяли интервью? Аргументируйте свой ответ».

Следующим информационным жанром, с которым мы считали целесообразным знакомить учащихся, был репортаж - т.е. «материал, в котором читателям дается наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие автора-очевидца или действующего лица». Преподаватель (а при желании - и сам обучающийся) узнавал, что: - репортаж должен оперативно, с необходимыми подробностями и в яркой форме сообщить о наиболее значительном и интересном; - он представляет возможность почувствовать себя очевидцем происходящего; - в репортаже могут сочетаться элементы от всех информационных жанров. Тут могут присутствовать элементы отчета, беседы, зарисовки и т.п., могут использоваться литературные образы, исторические параллели. Репортаж должен быть интересным, давать сведения о новом, засуживающем внимания. Он должен точно, оперативно и правдиво рассказывать о событии. В отличие от других информационных материалов автор репортажа обязательно должен быть очевидцем или участником события.

В те времена различали три вида репортажа: событийный, тематический и постановочный.

И преподаватель узнавал, что тематический репортаж - идет не от события, а от темы, которую избрали редакция или автор по своей инициативе. Автор пишет репортаж так, как ему кажется лучше, интереснее. Он может начать и кончить его любым эпизодом, ибо в данном виде репортажа оперативность не играла решающей роли. При напи-

сании тематического репортажа автор - хозяин положения.

Событийный репортаж -рассказывает о каком-либо общественно значимом событии. Это событие должно быть описано и опубликовано оперативно, иначе новость потеряет свое значение и превратится в устаревшую информацию. Автор событийного репортажа излагает все в хронологическом порядке, т.к. перестановка фактов может нарушить логический ход событий, что будет являться нарушением истины. Событийный репортаж - оперативное отражение свершившегося события.

Репортаж - жанр информационный, а информация рассказывает о фактах, не делая при этом обобщающих выводов. Исходя из этого, выделяется и третий вид репортажа - постановочный. Собрав необходимые факты, автор, не анализируя их глубоко, просто обращает на них внимание, чтобы в дальнейшем привлечь общественность к более широкому их обсуждению.

Для проведения тематического урока по теме «Репортаж» преподавателю рекомендовалось предложить студентам дома прочитать репортаж о том или ином событии (с учетом интересов учащихся). Для ведения целенаправленной беседы можно было предложить для домашнего чтения репортажи, объединенные одной темой, например, репортажи о новых достижениях в науке, технике, репортажи с выставок и т.п.

Студентам для домашней работы с целью развития навыков устной и письменной речи предлагались такие «журналистские» за-

дания: 1. Что такое репортаж? 2. Почему репортаж дает возможность читателю почувствовать себя участником происходящего? 3. Какие виды репортажей вы знаете? 4. Расскажите, что вы знаете о тематическом репортаже? 5. Что такое событийный репортаж? 6. Какова цель постановочного репортажа? 7. Найдите репортаж в свежем номере газеты. По заголовку и рубрике определите его содержание. 8. Подготовьте к пересказу один-два репортажа из наиболее понравившихся вам.

Такие задания ориентировали на поисковое чтение, на формирование навыков прогнозирования. Предлагалось также написать в жанре репортажа рассказ о каком-нибудь событии (на тему предложенную преподавателем), подготовить спецвыпуск стенгазеты по теме «Репортаж», где предполагалось поместить наиболее интересные студенческие тексты, выполненные в этом жанре.

Тексты-образцы иллюстрировали разные виды этого жанра и соответствовали страноведческой теме основного учебника.

Как и при работе с другими информационными жанрами, студентам дома предлагалось посмотреть очередной выпуск информационной программы «Время» и прокомментировать, о каком событии информировали журналисты зрителей, используя жанр репортажа, а также прокомментировать один из них, прозвучавших в выпуске «Последних известий» по радио. По предложению преподавателя студенты должны были передать содержание какого-либо события в жанре репортажа.

При журналистско-методичес-ком подходе такая ориентация на аудио/видеотексты развивала навыки слушания, аудирования, говорения, обогащала словарный запас студентов, содействовала коммуникации на изучаемом языке, развивала творческие навыки.

Еще одним жанром, предлагаемым нами для использования в учебном процессе, были «Путевые заметки», которые писались по специальному заданию редакции и были живым рассказом о действительности. В материалах этого жанра свои наблюдения автор часто излагал в той последовательности, в которой он их накапливал (собирал). Читатель становился как бы спутником автора в его путешествии или поездке. Жанр был довольно близок иностранным учащимся, поскольку они - особенно в первый год обучения - часто встречались с новым и необычным и сообщали об этом в письмах на родину

Для проведения тематического урока по этому жанру преподаватель предлагал студентам для домашнего чтения путевые заметки советских писателей, журналистов о поездках по Советскому Союзу по разным странам мира иди по одной стране. Предпочтение должно было отдаваться странам студентов. Тематический урок-путешествие мог пройти в форме беседы, готовясь к которой дома студенты отвечали на вопросы: 1. Чем обычно являются путевые заметки? 2. Может ли журналист, выступая в этом жанре, домысливать? Почему? 3. Прочитайте путевые заметки, предложенные преподавателем. Представьте,

что вы путешествовали вместе с журналистом. Прокомментируйте его рассказ. В качестве письменного задания студентам предлагалось написать в жанре «Путевые заметки» рассказ о поездке на экскурсию в другой город. Для развития навыков аудирования и говорения преподаватель адресовал их к телепередаче «Клуб кинопутешествий», при просмотре которой студенты должны были представить себя участниками одного из путешествий и рассказать (написать) об одном из них.

В издании давалась также информация о жанре «Зарисовка», где коротко, но живо и образно рассказывается о наблюдениях автора. От путевых заметов зарисовка отличается тем, что ее тема более узкая. Автор зарисовки не только обобщает факты, но и описывает обстановку чтобы дать более полную картину увиденного. Зарисовка предъявлялась как один из интересных жанров информации.

На страницах советских периодических изданий часто можно было прочитать материалы, объединенные рубриками «Письма. Дневники. Записки нашего современника», в которых рассказывалось о новом, что происходило в жизни. Эти материалы рассматривались как документы эпохи, были источником новых тем. Работе с письмами трудящихся СМИ того времени уделяли большое внимание.

В качестве примера в издании подавался текст, составленный из писем бойцов Всесоюзного ударного комсомольского отряда, трудившихся на стройке в Уренгое Тюменской области. В домашнем задании

студентам предлагалось прокомментировать коллективный рассказ бойцов, выделить наиболее важные события в жизни комсомольцев, назвать инициативы советской молодежи, о которых студенты знают (в тексте основного учебника давался текст об освоении целины). Задания подводило студентов к тематическому уроку о советской молодежи, который соответствовал учебной страноведческой теме.

Преподаватель имел возможность познакомить студентов с таким жанром, как «Открытое письмо». Это - одна из форм публицистического выступления, имеющая ряд своих особенностей. Разговор в открытом письме ведется от первого лица, с прямым обращением к человеку или группе людей, от которых ожидается ответ. Задача открытого письма - «поставить вопрос, имеющий большой общественное значение привлечь в поставленной проблеме внимание широких читательских кругов, убедить и заставить адресатов, к которым обращено открытое письмо, принять конкретные меры. Литературный прием, используемый автором открытого письма, позволяет ему вести рассказ в эмоциональной форме, глубоко выразить свою убежденность, свое отношение к поднятому вопросу».

Задания для домашней работы по этому жанру: 1. Что такое открытое письмо и чем отличается эта форма публицистического выступления от других жанров известных вам? 2. Каковы особенности материалов, написанных в

этом жанре? 3. Кто автор открытого письма, данного ниже (предлагался текст письма «Товарищам по хлебу» полевода Терентия Мальцева, адресованный к молодым механизаторам страны, читателям «Комсомольской правды»). 4. Кому адресовано открытое письмо Т.Мальцева? 5. Выпишите в тетради наиболее понравившиеся вам мысли автора открытого письма. Прокомментируйте их.

В качестве зачетного занятия по работе проводился тематический урок по газете «Пионерская правда». Одной из учебных страноведческих задач было - познакомить юношей и девушек из разных стран мира с жизнью этой организации. Первая часть занятия служила для проверки навыков говорения и проходила в устной форме. Вторая часть служила для проверки навыков конспектирования.

Студентам раздавались различные номера детских газет, и предлагалось подготовить краткий обзор материалов, помещенных на первой странице, с вычленением наиболее интересной, по мнению студентов, информации (толкование новых понятий велось преподавателем попутно). Студенты по очереди передавали содержание первых страниц предложенных им газет. Преподаватель интересовался, что знали студенты о пионерской организации на родине, есть ли подобные детские организации в их странах, знали ли они о существовании подобного издания в СССР, кто автор материалов, опубликованных в газетах и т.п. Затем препо-

даватель обобщал сообщения студентов, комментируя их.

Для проверки навыков конспектирования предлагалось сделать краткий письменный обзор одной страницы или всей газеты -по указанию преподавателя (он это делал с учетом языковой подготовки студентов). Как обязательный компонент в конспекте должны были быть ответы на вопросы типа: «Что вам понравилось в пионерской газете? Что удивило? Не понравилось?». Занятие давало возможность проверить, как студенты умеют ориентироваться в газетном материале, как они научились оперативному вычленению наиболее важной и интересной информации. Отметим, что работа с детской газетой оказалась довольно сложной, поскольку ряд советских реалий, знакомых юным советским гражданам с детства, студенты-иностранцы не знали. Это нуждалось в дополнительном комментарии преподавателя.

Привлечение в практику обучения новых, страноведчески ценных и актуальных материалов требовало определенного психологического настроя и подготовки преподавателей. Московское издательство «Русский язык» выпускало популярную серию «Библиотека преподавателя русского языка как иностранного». В 1990 году был подписан в печать, а позже вышел в свет каталог «Русский язык как иностранный: научная, методическая и учебная литература для препода-

вателей и студентов-филологов». В нем представлена литература, выпущенная издательством «Русский язык» с 1975 по 1989 гг. и планируемая к выпуску в 1990 - 1992 гг. Там был помещен и наш текст [Онкович, 1991, с.27-28] о том, что выдвижение средств массовой информации на новый уровень в жизни современного общества требует новых подходов в использовании их в учебном процессе. И преподавателю-русисту нередко приходится не только учитывать сложившиеся мнения, оценки, преодолевать устоявшиеся стереотипы, но и формировать новый информационный интерес у учащихся. В работе описывались подходы, предъявляемые к отбору и организации материала, способы преодоления трудностей восприятия политической, страноведческой и профессиональной информации из советских источников, содержались учебно-методические рекомендации по проведению тематических занятий по газетным жанрам, предлагалась методика занятий и система заданий с опорой на материалы газет, радио/телепередач, даются практические материалы для проведения занятий. Пособие было предназначено для советских и зарубежных преподавателей русского языка как иностранного и студентов-филологов, было прорецензировано, отредактировано, сверстано, подготовлено к выходу в свет в серии «Библиотека преподавателя русского языка как иностранного».

Литература

Онкович А.В. Использование материалов средств массовой информации в обучении русскому языку иностранцев. Киев, 1991.

Онкович А.В. Методические рекомендации по использованию материалов советских газет, радио- и телепередач в учебном процессе по русскому языку (для иностранных студентов подготовительного факультета). Киев: КИСИ, 1982. 68 с.

Русский язык как иностранный: научная, методическая и учебная литература для преподавателей и студентов-филологов. М.: Русский язык. 64 с. (год изд. не указан).

Literature

Onkovich, A.V. (1982). Methodical recommendations on the use of materials of Soviet newspapers, radio and television programs in the educational process in the Russian language (for foreign students of the preparatory faculty). Kiev: KISI, 68 p.

Onkovich, A.V. (1991). Using media materials in teaching the Russian language for foreigners. Kiev: KISI.

Russian as a foreign language: a scientific, methodical and educational literature for teachers and students-philologists. Moscow: Russian language. 64 p. (Year of publishing not specified).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.