Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Я. МЯСКОВСКОГО В КУРСЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Я. МЯСКОВСКОГО В КУРСЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
145
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепиано / курс общего фортепиано / репертуар / преподавание / Н.Я. Мясковский / piano / general piano course / repertoire / teaching / N.Ya. Myaskovsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рожкова Юлия Андреевна

Обучение игре на фортепиано имеет большее значение в воспитании профессиональных музыкантов разных специальностей. В рамках изучения дисциплины «Фортепиано» у обучающихся развиваются не только сугубо пианистические навыки, но также расширяется музыкальный кругозор, обогащаются слуховые представления, воспитывается художественно-эстетический вкус. В статье рассматривается вопрос о возможности изучения некоторых произведений Н.Я. Мясковского в курсе общего фортепиано. Автор подчеркивает актуальность проблемы расширения репертуара. Фонд нотной литературы для фортепиано огромен. Часто педагоги ограничиваются в работе со студентами только известными им произведениями. Ряд нетрудных сочинений ХХ столетия, а также интересные, легкие для восприятия и исполнения опусы современных композиторов остаются в тени. Их не изучают в курсе общего фортепиано, хотя многие из них заслуживают педагогического внимания. Чем разнообразнее и богаче учебный материал, тем интенсивнее раскрывается творческий потенциал студентов, развивается их музыкальное мышление и воображение. Автор классифицирует сочинения Н.Я. Мясковского по степени их сложности, с учетом пианистической подготовки студентов. Статья представляет практическую ценность и может быть рекомендована преподавателям и студентам вузов в рамках изучения дисциплины «Фортепиано» в курсе общего фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKS BY N.Ya. MYASKOVSKY IN THE GENERAL PIANO COURSE

Learning to play the piano is of greater importance in the education of professional musicians of different specialties. As part of the study of the discipline “piano”, students develop not only purely pianistic skills, but also expand their musical horizons, enrich auditory representations, and cultivate artistic and aesthetic taste. The article discusses the possibility of studying some of N.Ya. Myaskovsky’s works in the general piano course. The author emphasizes the urgency of the problem of expanding the repertoire. The fund of musical literature for piano is huge. Teachers often limit their work with students to only works known to them. A number of simple compositions of the last century, as well as interesting and easy-to-understand, performance opuses of modern composers remain in the shadows. They are not studied in the general piano course, although many of them deserve pedagogical attention. The more diverse and richer the educational material, the more intensively the creative potential of students is revealed, their musical thinking and imagination develop. The author classifies N.Ya. Myaskovsky’s compositions according to their degree of complexity, taking into account the piano training of students. The article is of practical value and can be recommended to teachers and university students in the framework of studying the discipline "piano" in the general piano course.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Я. МЯСКОВСКОГО В КУРСЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО И МЕТОДИКА

© Рожкова, Ю.А., 2022 УДК 780.7

DOI: 10.24412/2308-1031-2022-1-183-190

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.Я. МЯСКОВСКОГО В КУРСЕ ОБЩЕГО ФОРТЕПИАНО

Ю.А. Рожкова1

1 Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация

Аннотация. Обучение игре на фортепиано имеет большее значение в воспитании профессиональных музыкантов разных специальностей. В рамках изучения дисциплины «Фортепиано» у обучающихся развиваются не только сугубо пианистические навыки, но также расширяется музыкальный кругозор, обогащаются слуховые представления, воспитывается художественно-эстетический вкус. В статье рассматривается вопрос о возможности изучения некоторых произведений Н.Я. Мясковского в курсе общего фортепиано. Автор подчеркивает актуальность проблемы расширения репертуара. Фонд нотной литературы для фортепиано огромен. Часто педагоги ограничиваются в работе со студентами только известными им произведениями. Ряд нетрудных сочинений ХХ столетия, а также интересные, легкие для восприятия и исполнения опусы современных композиторов остаются в тени. Их не изучают в курсе общего фортепиано, хотя многие из них заслуживают педагогического внимания. Чем разнообразнее и богаче учебный материал, тем интенсивнее раскрывается творческий потенциал студентов, развивается их музыкальное мышление и воображение. Автор классифицирует сочинения Н.Я. Мясковского по степени их сложности, с учетом пианистической подготовки студентов. Статья представляет практическую ценность и может быть рекомендована преподавателям и студентам вузов в рамках изучения дисциплины «Фортепиано» в курсе общего фортепиано.

Ключевые слова: фортепиано, курс общего фортепиано, репертуар, преподавание, Н.Я. Мясковский

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Рожкова, Ю.А. Произведения Н.Я. Мясковского в курсе общего фортепиано // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10, № 1. С. 183-190. DOI: 10.24412/23081031-2022-1-183-190.

WORKS BY N.Ya. MYASKOVSKY IN THE GENERAL PIANO COURSE

Yu.A. Rozhkova1

1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire, Novosibirsk, 630099, Russian Federation

Abstract. Learning to play the piano is of greater importance in the education of professional musicians of different specialties. As part of the study of the discipline "piano", students develop not only purely pianistic skills, but also expand their musical horizons, enrich auditory representations, and cultivate artistic and aesthetic taste. The article discusses the possibility of studying some of N.Ya. Myaskovsky's works in the general piano course. The author emphasizes the urgency of the problem of expanding the repertoire. The fund of musical literature for piano is huge. Teachers often limit their work with students to only works known to them. A number of simple compositions of the last century, as well as interesting and easy-

to-understand, performance opuses of modern composers remain in the shadows. They are not studied in the general piano course, although many of them deserve pedagogical attention. The more diverse and richer the educational material, the more intensively the creative potential of students is revealed, their musical thinking and imagination develop. The author classifies N.Ya. Myaskovsky's compositions according to their degree of complexity, taking into account the piano training of students. The article is of practical value and can be recommended to teachers and university students in the framework of studying the discipline "piano" in the general piano course.

Keywords: piano, general piano course, repertoire, teaching, N.Ya. Myaskovsky Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests. For citation: Rozhkova, Yu.A. (2022), "Works by N.Ya. Myaskovsky in the general piano course", Journal of Musical Science, vol. 10, no. 1, pp. 183-190. DOI: 10.24412/2308-10312022-1-183-190.

Ни в училище, ни в вузе студентам не объясняют, что общее фортепиано - предмет интересный, многогранный, требующий широких знаний музыкальной литературы, владения разносторонними профессиональными навыками.

Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей В.Д. Ныркова1

Воспитание высокопрофессионального музыканта является главной задачей обучения в творческом вузе. Курс фортепиано следует рассматривать как одно из средств, содействующих профессиональной подготовке студентов всех специальностей. Общее фортепиано имеет важное значение в системе межпредметных, междисциплинарных связей. «Курс фортепиано является дисциплиной интегрирующего и развивающего характера. Он находится на "стыке" предметов специального и историко-теоретического циклов, способствуя интеграции музыкально-исполнительских дисциплин, которая должна осуществляться на основе общности педагогических задач» (Чечина С., 2010, с. 37). Изучение дисциплины «Фор-184

тепиано» направлено на воспитание художественно-эстетического вкуса студентов, их слуховой культуры, исполнительской воли, умения самостоятельно ориентироваться в музыкальном материале. Занятия в классе фортепиано развивают общемузыкальные, исполнительские способности студентов, активизируют их познавательную деятельность и творческую самостоятельность.

Успешность в развитии музыкально-слуховых представлений студентов, их пианистических навыков и творческих способностей в целом зависит от целесообразно подобранного репертуара. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям обучающегося, степени его подготовки - наличию фортепианной базы, уровню музыкального развития. Важное значение также имеет последовательность в изучении произведений, которая должна отвечать ступеням развития студента (Осипо-ва Н., 2010, с. 9). Репертуар должен состоять из разнообразных по форме и содержанию сочинений основных стилей и жанров фортепианной музыки. Выбор репертуара необходимо осуществлять исходя из двух главных принципов. Первый, это его практическая направленность,

связанная с развитием пианистической базы обучающихся, и второй -обще музыкальная, художественная ценность избранных сочинений.

Методологические вопросы обучения игре на фортепиано студентов разных специальностей интересовали ведущих российских музыкантов-педагогов с начала ХХ в.: появляются работы, в которых впервые рассматриваются вопросы обучения общему фортепиано, определяется значение этой дисциплины в воспитании профессиональных музыкантов. Идеи общеразвивающего значения обучения игре на фортепиано представлены в трудах: Н.Н. Загорного, Е.Ф. Гнесиной, Б.Л. Яворского.

В 1960-е гг. продолжаются исследования в этом направлении, но по-прежнему в работах отсутствуют конкретные методологические рекомендации по изучению дисциплины «Фортепиано» для студентов разных специальностей. В 1987 г. появляется методическая разработка для слушателей повышения квалификации «Формирование музыканта в классе общего фортепиано» под редакцией И.В. Розанова2. В 1988 г. выходит в свет работа В.Д. Нырковой «Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы»3.

В 1990 г. издается межвузовский сборник научных трудов Новосибирской консерватории под названием «Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов», который был собран и подготовлен к изданию доцентом кафедры общего фортепиано Л.Л. Зениной4. В этот сборник вошли статьи преподавателей музыкальных вузов Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), Казани, Горького (сейчас

Нижнего Новгорода), Харькова, Новосибирска. Работы посвящены методическим проблемам обучения игре на фортепиано обучающихся разных специальностей. И по сей день задачи, которые необходимо решить в процессе обучения общему фортепиано в вузе, продолжают интересовать ведущих педагогов.

В вышеперечисленных трудах вопросам выбора репертуара в классе общего фортепиано уделяется особое внимание, но проблема расширения репертуара рассматривается лишь опосредованно. В связи с этим автор статьи ставит своей целью рассмотрение возможности расширения репертуара в курсе общего фортепиано, посредством включения в него произведений Н.Я. Мясковского.

Николай Яковлевич Мясковский (1881-1950) - выдающийся композитор первой половины XX в., один из основоположников советской симфонической школы. Основное место в его творчестве занимает симфоническая музыка и произведения камерно-инструментального жанра. «Его произведения отмечены серьезностью замыслов, глубиной мысли, высоким этическим уровнем и богатством содержания. В них гармонично сочетается неустанный творческий поиск с верностью традициям русской классической музыки»5. Наследие Н.Я. Мясковского на долгие десятилетия было незаслуженно предано забвению. Его музыка, к сожалению, редко исполняется в концертах, партитуры не так просто найти в библиотеках, записей мало. Однако все же в последние десятилетия творчество этого выдающегося композитора постепенно начинает возвращаться к слуша-телям6.

Характеризуя фортепианное

творчество Н.Я. Мясковского, следует отметить, что оно весьма разнообразно не только по своему художественному содержанию, но и с точки зрения изложения музыкального материала. Наряду с крайне трудными технически произведениями, например, сонатами, в которых господствуют глубокие психологически напряженные образы, пианистическая фактура многих его фортепианных миниатюр не сложная. Эти пьесы написаны доступным языком, в простых формах. Часто это поэтические картины природы, проникнутые лиризмом или незатейливые программные пьесы, являющиеся откликом на события окружающего мира (Ливанова Т., 1953, с. 245-246). Н.Я. Мясковским созданы девять сонат, сонатина, Песня и рапсодия, большое количество фортепианных миниатюр, объединенных в циклы («Пожелтевшие страницы», «Причуды», «Воспоминания» и др.) и ряд пьес для юных пианистов.

Не любое фортепианное сочинение Н.Я. Мясковского возможно разучить и исполнить студенту-не пианисту. Отметим основные принципы, на которые мы опирались при выборе произведений для изучения в курсе общего фортепиано. Во-первых, это камерная трактовка фортепиано, которая предполагает технически доступную, «прозрачную» пианистическая фактуру с частым использованием двухголосия, не перегруженную массивными аккордовыми последовательностями, сложной полифонией, виртуозными пассажами. Во-вторых, принадлежность произведений к определенным инструментальным жанрам: прелю-

дия, менуэт, гавот, фугетта, вальс, полька, мазурка, скерцо и т.п. В-третьих, программность фортепианных сочинений, ясность и конкретность их образного содержания. И наконец, в-четвертых, компактность формы (произведения малых форм, миниатюры либо части сонат).

Укажем ряд сочинений, которые можно рекомендовать для изучения в курсе фортепиано: некоторые пьесы из фортепианных циклов «Причуды», соч. 25, «Воспоминания», соч. 29, «Пожелтевшие страницы»; Десять очень легких пьесок, ор. 43, № 1; цикл пьес «Четыре легкие пьески в полифоническом роде», ор. 43, № 2; Простые вариации (Лирическая сюита) для фортепиано, ор. 43, № 3; три легкие фуги из цикла «Полифонические наброски (шесть фуг)», соч. 78; «Шестнадцать пьес» (из тетрадей 1906-1919 гг.); «Стилизации. Девять пьес в форме старых танцев»; части из Сонатины е-то11, ор. 57; части из поздних сонат средней сложности № 7, 8, 9; Шесть импровизаций, ор. 74.

Названные выше фортепианные сочинения Н.Я. Мясковского целесообразно сгруппировать, исходя из уровня пианистической подготовки обучающихся (слабый, средний, хороший) и степени сложности музыкального материала. Деление по группам условно, каждый педагог самостоятельно определяет выбор

о 7

сочинений для изучения7.

Первая группа (слабый уровень подготовки обучающегося). Под слабым уровнем подготовки студентов понимается прежде всего отсутствие крепкой технической оснащенности, хорошего владения инструментом. Данная группа содержит легкие произведения полифонического

склада и нетрудные, небольшого объема программно-жанровые пьесы. Изучение этих сочинений позволит обучающимся не только улучшить навыки игры на фортепиано, но и раскрыться в художественном плане, развить музыкально-образное мышление. Назовем сочинения этой группы:

- Десять очень легких пьесок, op. 43, № 1;

- цикл пьес «Четыре легкие пьески в полифоническом роде», op. 43, № 2;

- пьесы из «Шестнадцать пьес» (из тетрадей 1906-1919 гг.): № 1. Bouderie (с фр. - дуться), № 2. Pensee («мышление», «замысел», «дума»), № 7. Madrigal («мадригал»), № 8. Интерлюдия, № 13. Конец песни, № 14. Уныние, № 16. В раздумье.

Вторая группа (средний уровень подготовки обучающихся разных специальностей). Сочинения рассчитаны на студентов разных специальностей, уже владеющих игрой на фортепиано. Здесь представлены полифонические произведения и программные пьесы из циклов средней степени сложности:

- три легкие фуги из цикла «Полифонические наброски (шесть фуг)», соч. 78;

- из цикла «Причуды» пьесы № 1, 4;

- пьеса № 1 «Напев» из цикла «Воспоминания»;

- № 3 «В дреме», № 6 «Конец сказки» из цикла Шесть импровизаций, op. 74;

- пьесы из «Шестнадцать пьес» (из тетрадей 1906-1919 гг.): № 3 «Медленный марш», № 4 «Птица», № 5 «Баркарола», № 6 «Фраза», № 9 «Идиллия»;

- пьесы из цикла «Пожелтевшие страницы», op. 31, № 1, 3, 5.

Третья группа (хороший и высокий уровни подготовки обучающихся). Сочинения рекомендованы для изучения студентами теоретико-композиторского и дирижерского факультетов, а также «бывшими» пианистами. Предложенные произведения сложны как в техническом, так и в художественном плане. От обучающихся требуется не только хорошее владение инструментом, но и профессиональные исполнительские навыки такие, как умение мыслить масштабно, выстраивать форму и всю драматургию произведения в целом, владеть исполнительским временем, иметь волевую выдержку, обладать хорошей музыкальной памятью и т.д.

Перечислим сочинения третьей группы:

1) пьесы из фортепианных циклов:

- из цикла «Пожелтевшие страницы. Незатейливые вещицы»: № 2, 4, 7;

- из цикла «Причуды»: № 3, 6;

- из цикла «Воспоминания»: № 2 «Шутка», № 4 «Воспоминания», № 5 «В бессонницу»;

- из цикла «Шестнадцать пьес» (из тетрадей 1906-1919 гг.): № 1 «Токкатина», №12 «Причуда», № 15 «Борьба»;

- из цикла Шесть импровизаций, ор. 74: № 1 «Вступление», № 2 «Порыв», № 4 «Звоны», № 5 «Сумрак»;

2) из цикла «Стилизации. Девять пьес в форме старых танцев»: № 2 «Мазурка», № 3 «Гавот», № 4 «Вальс», № 5 «Полька»;

3) Сонатина е-то11, ор. 57, в трех частях;

4) части из сонат средней сложности, ор. 82, 83, 84.

В фортепианных миниатюрах Н.Я. Мясковского в полной мере

нашел отражение его индивидуальный композиторский стиль. В них автор использует следующие приемы пианистического изложения: перестановки голосов по вертикали, небольшие имитации-подражания, живописную игру фортепианными регистрами и др. Пьесам свойственны своеобразие образного мышления и лаконичность в развертывании музыкальной мысли. Композитор использует в них красочно-выразительный тематизм и колористически разнообразный ладогармонический строй. «В отличие от сонат и других произведений крупной формы, фортепианные миниатюры - своего рода лирический дневник композитора, в котором он предстает перед слушателем более открытым и душевно общительным, доверчивее обнаруживает свои музыкальные склонности и пристрастия» (До-линская Е., 1980, с. 122-123).

Многолетний опыт педагогической работы автора статьи на кафед-

ре общего фортепиано Новосибирской консерватории (более 15 лет) позволяет сделать вывод о том, что студенты-не пианисты с удовольствием и живым интересом знакомятся с фортепианными произведениями Н.Я. Мясковского. Их привлекают искренние поэтические образы, «свежесть» гармонического языка, оригинальные выразительные средства, программность сочинений и простота изложения пианистической фактуры. Изучение произведений композитора в курсе общего фортепиано открывает большие возможности для интерпретации и пробуждения фантазии у студентов.

В завершение хочется привести высказывание Н.Я. Мясковского о музыке: «Это - непосредственность, сила и благородство выражения; без этого триединства музыка для меня не существует...» (из статьи Н.Я. Мясковского «Н. Метнер», цит. по: (Кунин И., 2020, с. 175)).

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: (Шилова О., 2015, с. 234).

2 Формирование музыканта в классе общего фортепиано: Методическая разработка для слушателей факультета повышения квалификации / Ленингр. гос. консерватория; отв. ред. И.В. Розанов. Л., 1987. 212 с.

3 Вера Дмитриевна Ныркова (1918-2018) -ученица А.Б. Гольденвейзера, профессор, в течение 40 лет была заведующей кафедрой общего фортепиано РАМ им. Гнесиных. Она организовала работу по обмену опытом и обсуждению методических проблем преподавания фортепиано между различными учебными заведениями страны. Ею создана авторская программа по фортепиано для студентов общих курсов, где впервые был выделен и подробно разработан репертуар профилирующего раздела, связанный со специальностью молодых музыкантов (Васильева Т., 2016, с. 53).

4 Курс фортепиано в подготовке специалистов-музыкантов: Межвуз. сб. науч. тр.

Новосибирской консерватории / сост. и отв. ред. Л.Л. Зенина. Новосибирск, 1990. Вып. 15. 196 с.

5 Мясковский Николай Яковлевич // Muz-lit.info. URL: https://www.muz-lit.info/ галерея-славы/мясковский-николай-яковлевич/ (дата обращения: 13.01.2022).

6 В начале 1990-х гг. Евгений Светланов реализовал масштабный проект по записи всех симфоний Мясковского и большинства других его оркестровых сочинений на 16 компакт-дисках. В марте-апреле 2006 г. в Рахманинов-ском зале Московской консерватории состоялся юбилейный цикл концертов «Н. Мясковский. Все сонаты для фортепиано», приуроченный исполнителем, замечательным российским музыкантом Михаилом Лидским к 125-летию со дня рождения композитора (цит. по: (Арабкер-цева С., 2013, с. 123)). В 2021 г. по всей России прошли юбилейные мероприятия

к 140-летию со дня рождения композито- 7 Классификация произведений Н.Я. Мяс-ра, посвященные его творчеству. ковского принадлежит автору статьи.

ЛИТЕРАТУРА

Арабкерцева А. Эволюция фортепианного стиля Н. Мясковского в связи с общей эволюцией творчества / публ. и коммент. К. Жабинского; вступит. ст. В. Орловского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2013.№ 1. С. 122-132.

Васильева Т.А. «Фортепиано для всех» в системе отечественного высшего музыкального образования // Вестник науки и творчества. 2016. № 6. С. 50-56.

Долинская Е. Фортепианное творчество Н.Я. Мясковского. М.: Сов. композитор, 1980. 208 с.

Кунин И.Ф. История русской музыки. М.А. Балакирев. Н.Я. Мясковский. М.: Юрайт, 2020. 283 с.

Ливанова Т.Н. Я. Мясковский: Творческий путь. М., 1953. 408 с.

Ныркова В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы. М.: Музыка, 1988. 48 с.

Осипова Н.Н. Обучение и воспитание студентов-музыковедов и композиторов в классе фортепиано // Курс фортепиано для студентов разных специальностей. Прошлое и настоящее: Сб. ст. Саратов: Саратов. гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2010. С. 8-19.

Чечина С.Н. Изучение полифонии в классе фортепиано со студентами-вокалистами // Курс фортепиано для студентов разных специальностей. Прошлое и настоящее: Сб. ст. Саратов: Саратов. гос. консерватория им. Л.В. Собинова, 2010. С. 37-45.

Шилова О.Е. Новации базового курса «Фортепиано» в системе высшего профессионального музыкального образования // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 234-241.

REFERENCES

Arabkertseva, A. (2013), "Evolution of the piano style of N. Myaskovsky in connection with the general evolution of creativity", Yuzhno-Rossiiskii muzykal'nyi al'manakh [South-Russian musical almanac], no. 1, pp. 122-132. (in Russ.)

Chechina, S.N. (2010), "Studying polyphony in piano class with vocal students", Kurs fortepiano dlya studentov raznykh spetsial'nostei. Proshloe i nastoyashchee [Piano course for students of different specialties. Past and present], Saratov. gos. konservatoriya im. L.V. Sobinova, Saratov, pp. 37-45. (in Russ.)

Dolinskaya, E. (1980), Fortepiannoe tvorchestvo N.Ya. Myaskovskogo [Piano creativity of N.Ya. Myaskovsky], Sovetskii kompozitor, Moscow, 208 p. (in Russ.)

Kunin, I.F. (2020), Istoriya russkoi muzyki. M.A. Balakirev. N.Ya. Myaskovskii [The history of Russian music. M.A. Balakirev. N.Ya. Myaskovsky], Yurayt, Moscow, 283 p. (in Russ.)

Livanova, T. (1953), Ya. Myaskovskii: Tvorcheskii put' [N.Ya. Myaskovsky: Creative path], Moscow, 408 p. (in Russ.)

Nyrkova, V.D. (1988), Kurs fortepiano dlya muzykantov raznykh spetsial'nostei: Istoriya i metodicheskie printsipy [Piano course for musicians of different specialties: history and methodological principles], Muzyka, Moscow, 48 p. (in Russ.)

Osipova, N.N. (2010), "Training and education of musicologists and composer's students in piano class", Kurs fortepiano dlya studentov raznykh spetsial'nostei. Proshloe i nastoyashchee [Piano course for students of different specialties. Past and present], Saratov. gos. konservatoriya im. L.V. Sobinova, Saratov, pp. 8-19. (in Russ.)

Shilova, O.E. (2015), "Innovations of the basic course «Piano» in the system of higher professional music education", Innovatsii i investitsii [Innovations and investments], no. 5, pp. 234-241. (in Russ.)

Vasilyeva, T.A. (2016), "«Piano for everyone» in the system of national higher music education", Vestnik nauki i tvorchestva [Bulletin of science and creativity], no. 6, pp. 50-56. (in Russ.)

Сведения об авторе

Рожкова Юлия Андреевна, и.о. профессора, доцент, заведующая кафедрой общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки E-mail: yuliya-rojkova@mail.ru

Author information

Yuliia A. Rozhkova, acting professor, docent, head of the Department of General Piano at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: yuliya-rojkova@mail.ru

Поступила в редакцию 13.01.2022 После доработки 05.02.2022 Принята к публикации 10.02.2022

Received 13.01.2022 Revised 05.02.2022 Accepted for publication 10.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.