Научная статья на тему 'ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ'

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиторство / сценические произведения / национальная музыка / Алишер Навоий / музыкальная драма / спектакль / composing / stage compositions / national music / Alisher Navoi / musical drama / play

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дадаев Ахматжон Шакаримович

композиторство на самом деле возникло в результате исполнительских традиций. Композиторская практика формировалась на основе ряда естественных, жизненных и творческих правил. Следует признать, что узбекское композиторское творчество, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении многих веков, в первую очередь, прошло процесс развития, соответствующий духовному миру нашего народа. Тот факт, что на его основе создаются совершенные произведения, свидетельствует о том, что в этой области выросли талантливые композиторы. В этой статье представлена информация о сценических произведениях композиторов, созданных с отсылкой к творчеству великого ученого Алишера Навои.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALISHER NAVOI'S COMPOSITIONS IN MUSICAL STAGE INTERPRETATIONS

composing actually arose as a result of performing traditions. Composing practice itself was formed on the basis of a number of natural, vital and creative rules. It should be recognized that the Uzbek composer's work, which has been developing and improving for many centuries, first of all, has undergone a process of development corresponding to the spiritual world of our people. The fact that perfect compositions are created on its basis indicates that talented composers have grown up in this field. This article provides information about the stage compositions of composers created with reference to the work of the great scientist Alisher Navoi.

Текст научной работы на тему «ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ В МУЗЫКАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ Дадаев А.Ш.

Дадаев Ахматжон Шакаримович - и.о.профессор, кафедра "Национальное пение ", Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: композиторство на самом деле возникло в результате исполнительских традиций. Композиторская практика формировалась на основе ряда естественных, жизненных и творческих правил. Следует признать, что узбекское композиторское творчество, которое развивалось и совершенствовалось на протяжении многих веков, в первую очередь, прошло процесс развития, соответствующий духовному миру нашего народа. Тот факт, что на его основе создаются совершенные произведения, свидетельствует о том, что в этой области выросли талантливые композиторы. В этой статье представлена информация о сценических произведениях композиторов, созданных с отсылкой к творчеству великого ученого Алишера Навои.

Ключевые слова: композиторство, сценические произведения, национальная музыка, Алишер Навоий, музыкальная драма, спектакль.

ALISHER NAVOI'S COMPOSITIONS IN MUSICAL STAGE INTERPRETATIONS

Dadaev A.Sh.

Dadaev Akhmatjon Shakarimovich - Professor, DEPARTMENT OF "NATIONAL SINGING ", STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: composing actually arose as a result ofperforming traditions. Composing practice itself was formed on the basis of a number of natural, vital and creative rules. It should be recognized that the Uzbek composer's work, which has been developing and improving for many centuries, first of all, has undergone a process of development corresponding to the spiritual world of our people. The fact that perfect compositions are created on its basis indicates that talented composers have grown up in this field. This article provides information about the stage compositions of composers created with reference to the work of the great scientist Alisher Navoi. Keywords: composing, stage compositions, national music, Alisher Navoi, musical drama, play

УДК: 781.7

Каждый узбекский композитор, безусловно, обращается к литературному наследию великого поэта-мудреца Алишера Навои. Ведь не зря это наследие называют "сокровищницей смыслов". Произведения из сокровищницы Навои отличаются богатством очень обширных тем, совершенством выразительной интерпретации, глубоким содержанием и бесценностью. Трудно найти в мире искусства творца, который не обращался бы к творчеству Навои. Ибо его творение подобно океану, на дне которого неисчерпаемые жемчужины, руды. Их очарование захочет уловить каждый творческий человек. Особенно в мире музыки, где мы встречаем фигуру Навои практически во всех ее направлениях, мы становимся свидетелями современных произведений, основанных на продукте творчества. Такая ситуация встречается во всем, от наших национальных песен до фортепианных, симфонических произведений, музыкальных драм.

Говоря о музыкальных сценических интерпретациях произведений Алишера Навои, разумеется, стоит отдельно упомянуть музыкальные драмы. Потому что в Узбекистане особое место в развитии и популяризации музыкальных драм принадлежит произведениям Алишера Навои. Особенно в начале 1920-х годов обращение поэта Шамсиддина Хуршида к творчеству великого поэта послужило толчком к тому, что двери сцены открылись в сторону творчества Навои. Не будет преувеличением сказать, что в этот период поэт Хуршид в сотрудничестве с композиторами своими драмами основал "сценическую Навои". Музыкальные драмы "Фархад и Ширин", "Лайли и Меджнун" были созданы в 1922 году и ставились сначала в любительских театрах, а затем и на профессиональной сцене. То есть в 1928 году Андижанский государственный музыкальный театр сделал первые шаги в своей деятельности, поставив музыкальную драму "Фархад и Ширин".

Кроме того, музыкальная драма "Лайли и Меджнун" Маннона Уйгура по мотивам "Хамсы" Алишера Навои была поставлена в Ферганском театре в 1922 году. Второй раз он был показан в 1923 году в Ташкентском театре "Томоша боги" (Сад для просмотра). [1] Оба шоу были успешными и получили аплодисменты публики. Год спустя, в 1924 году, была поставлена в музыкально -драматическом театре "Улка Намуна" (Край Образцов), музыку к которой сочинил сам Хуршид вместе с Шорахимом Шоумаровым на основе узбекской национальной музыки и песен. С 1922 по 1933 год музыкальная драма "Лейли и Меджнун"

ставилась в профессиональных и любительских театрах республики и области именно в этом первом варианте.

А в 1933 году был создан второй вариант музыкальной драмы "Лейли и Меджнун". Молодой композитор Талибжон Садыков взялся за эту работу, посоветовавшись со своим наставником H. H. Мироновым. Помимо наследия узбекской народной музыки, в него вошли некоторые вновь сочиненные речитативы, многоголосные хоровые номера. Из инструментов симфонического оркестра к выступлению добавились скрипка, виолончель, контрабас, флейта, гобой, кларнет и литавра.

В 1940 году к 500-летию со дня рождения Алишера Навои композиторами Т. Содиковым и Р. М. Глиером в сотрудничестве с драматургом Ш. Хуршидом была создана оперная форма "Лайли и Меджнун". Эта опера оставалась одним из величайших достижений узбекского музыкального театрального искусства. Авторы взяли за основу либретто оперы глубокую философскую мысль и важные человеческие идеи из эпоса Навои. Сохраняя идеи Навои, Хуршид, в соответствии с законами театра, создал оригинальное сценическое произведение. По этой причине варианты музыкальной драмы и оперы также долгие годы не сходили со сцены. Что удивительно, если бы в произведение были включены такие макомные образцы, как "Ирок", "Сегох", "Шахнози гюльёр", "Ушшок", "Чарзарб", "Чоргох", "Баёт", "Чапандози гюльёр", "Каландар II".

5 февраля 1958 года в Государственном академическом Большом театре имени Алишера Навои состоялась премьера оперы М. Ашрафи "Дилором". После этого спектакля пьеса заняла место в репертуаре театра, как редкая жемчужина. Опера "Дилором" является жанрово большой мифо-романтической оперой, состоящая из законченных сольных постановок, таких как ария, ариозо, романсы, песни, вокальные ансамбли, развитые массовые хоровые сцены. Музыкально-драматургическое развитие в произведении ярче проявляется в лейтмотивной системе [1]. Бессмертные герои эпоса Алишера Навои "Саббаи Сайяр" приобрели новые грани в интерпретации М. Ашрафи, основанной на его драматургических размышлениях. Авторы либретто К. Яшин и М. Мухамедов, свободно трактуя классический сюжет, усилили в нем романтические черты: изменили направление содержания, драматургический конфликт, по-новому трактовали функции главных героев.

Контата в произведении занимает особое место в развитии хорового жанра в Узбекистане, по содержанию и составу значительно превосходит другие контаты. За эту контату Мухтар Ашрафи был удостоен Государственной премии. Основная тональность пьесы ми минор мелодии раздела красива и быстро запоминается. Композитор сказал: "Создание шедевра, опираясь на ту или иную национальную музыкальную культуру, повышает ее естественность и привлекательность. В музыке страдание людей должны быть скрыты, и любой зритель должен ее понять. А произведение, основанное на национальных тонах, будет понятным не только для одного народа, но и для нескольких народов" [2].

Еще одно из произведений Алишера Навои в музыкально-сценической интерпретации - "Саббаи Сайяр" в составе "Хамсы". К этому произведению в 2007 году обратился Молодежный театр Узбекистана, поставив на его основе спектакль "Притча о любви дарованной". А в 2010 году театры "Ильхом" и "Чархпалак" поставили в своей интерпретации именно это произведение. Музыка играет центральную роль в обоих спектаклях. В театре "Чархпалак" эта пьеса носит этнографический характер с костюмами в качестве главной составляющей [3].

А театр "Ильхом", взявшись за дело, сотрудничал с ансамблем "Омнибус" и одним из современных направлений в мире театра обратился к жанру "саундрама". Этот жанр является одним из новых, современных направлений в мировом театральном искусстве, и впервые в Узбекистане именно этот жанр был использован при постановке спектакля "Семь лун" по мотивам произведения Алишера Навои "Саббай Сайер". Музыкальное представление имело огромный успех. На сегодняшний день на нескольких зарубежных сценах зрители получили отсылки и аплодисменты.

Понимание Алишера Навои и научное исследование произведений, созданных на основе его наследия, передача их молодым людям на понятном языке-одна из огромных задач, стоящих сегодня перед музыковедами и творческими деятелями. Потому что творчество Алишера Навои всегда было для нас примером и гордостью.

Список литературы /References

1. Жабборов А. Мусщий драмма ва комедия жанрлари Узбекистан композиторлари ижодиётида. 2000 й.

2. Ахмаджонов У.М. "Творчество Навоий в узбекской опере. / Creativity Navoi in the uzbek opera. Проблемы современной науки и образования - № 10 (143), 2019 год.

3. Бударина А.Г. "О роли музики в спектакле «Сем лун» театра «Илхом». "Алишер Навоий ва мусща" мавзуидаги илмий конференция материаллари (2011 йил 18 феврал), "Мумтоз суз", Тошкент 2011й. 57-бет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.