Научная статья на тему 'Происхождение русской поясной борьбы в Сибири'

Происхождение русской поясной борьбы в Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ВОИНСКАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ БОРЬБА / БОРЬБА НА ПОЯСАХ / ТРАДИЦИОННАЯ ИГРОВАЯ КУЛЬТУРА / СТАРОВЕРЫ / WESTERN SIBERIA / MILITARY CULTURE / RUSSIAN WRESTLING / BELT-WRESTLING / TRADITIONAL SPORT GAME CULTURE / OLD-BELIEVER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Александров Андрей Владимирович

Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения. В Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами, под её влиянием появилась борьба на опоясках, одетых через плечо, а затем борьба на опоясках, одетых на груди крестом. Русские единоборства рассматриваются в статье как часть традиционной игровой культуры русских Западной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORIGIN OF RUSSIAN BELT-WRESTLING IN SIBERIA

Russian belt-wrestling shares common roots with the wrestling of Indo-European and Indo-Iranian peoples. It sprang from surprise tactics to attack the enemy from behind and to take him captive. Belt wrestling came to Siberia together with Russian migrants. It gave rise to shoulder belt wrestling followed by criss-cross belt contest. The article considers Russian marital arts as a part of traditional sport game culture of Russians in Western Siberia.

Текст научной работы на тему «Происхождение русской поясной борьбы в Сибири»

Фукс А. А. 1840: Записки Александры Фукс о чувашах и черемисах Казанской губернии. Казань.

Сироткин М. Я. (ред.) 1970: Чуваши: этнографическое исследование. Ч. 2. Чебоксары.

Ягафова Е. А. 2007: Чуваши Урало-Поволжья: история и традиционная культура эт-нотерриториальных групп (XVII — начало XX вв.). Чебоксары.

Ягафова Е. А. 1998: Самарские чуваши (историко-этнографические очерки). Конец XVII — начало XX. Самара.

Ягафова Е. А. 2008: Этноконфессиональные меньшинства чувашей // ЭО. 4, 114-127.

Янгузин Р. З. 2007: Этнический состав населения Башкортостана (по итогам Всероссийской переписи населения 2002 г.). Уфа.

UCHUK — PRAYING OF BASHKORTOSTAN NON-BAPTIZED CHUVASHI (BASED ON EXPEDITION MATERIAL)

V. V. Medvyedev

The article deals with preserving traditional pre-Christian beliefs among non-baptized Chuvashi of Bashkortostan. The description of uchuk, annual praying, is based on the material obtained from Chuvashi living in Ultimirivka village, Bakalink district. The article presents a study of the praying procedure, gives its detailes characterization, reveals traditional and novel features of the rite.

Key words: non-baptized Chuvashi, uchuk, praying, traditional beliefs.

© 2010

А. В. Александров ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ПОЯСНОЙ БОРЬБЫ В СИБИРИ

Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения. В Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами, под её влиянием появилась борьба на опоясках, одетых через плечо, а затем борьба на опоясках, одетых на груди крестом. Русские единоборства рассматриваются в статье как часть традиционной игровой культуры русских Западной Сибири.

Ключевые слова: Западная Сибирь, воинская культура, русская борьба, борьба на поясах, традиционная игровая культура, староверы.

Разнообразные виды состязаний, характерные для всех без исключения народов, возникли в глубокой древности как элемент физической подготовки для успешной охо-

ты, ведения военных действий, охраны соплеменников, собственности и т.д. Они становились неотъемлемой частью традиционной культуры этносов. Как составная часть традиционной культуры русских многие элементы состязаний сохраняются до наших дней. Одним из важных элементов в мужской воинской культуре является борьба на поясах. Происхождение единоборства на поясах у русских — узловой вопрос истории состязательной культуры. Изучение этого феномена позволяет поставить вопрос о зарождении и развитии борьбы, установить степень влияния других народов на русскую культуру.

У русских Западной Сибири было известно три вида борьбы на поясах. Во всех опояска (именно так называли в Сибири пояс) одевалась по-разному: оборачивалась вокруг талии (борьба на поясах); перехлестывалась через плечо и вокруг талии (через плечо); середина пояса закидывалась за шею, скрещивалась на груди, потом на пояснице, и завязывалась вокруг талии (накрест)1.

Проблема происхождения этой борьбы остается открытой. Большинство авторов лишь касались вопроса происхождения единоборства на поясах в ряду других тем — истории олимпийского движения, мирового или российского спорта. Они опирались на различные опубликованные материалы, без привлечения полевых исследований2. Комплексное и всестороннее изучение этой темы началось только в конце XX в. Его подтолкнула волна общественного интереса к восточнославянской воинской куль-туре3.

В зарубежной историографии считают, что в основу поясной схватки у земледельцев и степных кочевников легли боевые приёмы пленения противника. Например, всадники, используя захват сзади за пояс, стаскивали с седла убегающего про-тивника4.

Относительно южных, восточных и западных славян считается, что они заимствовали манеру борьбы от скифов, германцев, финно-угров, тюрок и др. в период их расселения в Европе в V-VII вв. н.э.5

В отечественной историографии относительно появления борьбы у восточных славян сложилось несколько версий. Г. А. Дюперрон считал борьбу видоизменением швейцарской борьбы на штанах, когда противники держатся за края скрученных штанин6. В. И. Короновский, М. А. Яковлев, Б. М. Чесноков, М. Н. Лукашов считают её самобытной борьбой русских, возникшей от естественного захвата обеими руками за ремень, кушак или корпус7. Б. В. Горбунов, А. С. Тедорадзе придерживаются теории заимствования этого единоборства от тюркских народов, в ходе миграции

1 Александров 2007, 163-174; ПМА 2001-2009 гг. (Экспедиция Тюменская обл. — Тюменский, Тобольский, Нижнетавдинский, Исетский, Упоровский, Вагайский, Юргинский, Ялуторовский, Заводоуковский, Голышмановский, Омутинский, Ярковский, Аромашевский, Армизонсий, Абат-ский, Сорокинский, Казанский район; Омская обл. — Калашниковский, Оконечниковский, Тарский район; Новосибирская обл. — Черепановский, Ордынский, Искитимский район; Свердловская область — Тугулымский район).

2 Кун 1982, 39, 40, 52; Дюперрон б/д, 644; Короновский 2005, 153, 156, 157; Чесноков 1955, 845; Лукашов 1990, 31, 34.

3 Горбунов 1997а, 53, 54, 72, 73, 118; Тедорадзе 2002, 40-41, 51-52, 64-66, 73-74, 81-88, 115120, 134-138, 254-255; Реммлер 1997, 126-128; Яровой, http: // esrbb.ru; Мандзяк 2002, 44, 45.

4 Кун 1982, 39, 40, 52.

5 Мандзяк 2002, 44, 45.

6 Дюперрон б/д, 644.

7 Короновский, Яковлев 2005, 153; Чесноков 1955, 845; Лукашов 1990, 31, 34.

славян на восток, а тюрок на запад в Центральную Россию и на Украину в XVI-XIX вв.8.

Что касается Сибири, то В. В. Реммлер отмечает, что русским на момент освоения Сибири борьба на поясах уже была знакома, а соседство с тюркскими и монгольскими народами придало её развитию лишь дополнительный импульс9.

В отличие от тюркских народов восточные славяне европейской части страны в борьбе на поясах завязывали пояс узлом. Эта традиция была перенесена за Урал. В Западной Сибири пояс перекидывали за поясницу и дважды оборачивали вокруг талии, затем завязывали спереди или сбоку на два узла — простой и с бантом. В борьбе на поясах захват брали накрест — одна рука симметрично шла над другой. Руки в захвате располагались сбоку на поясе, за спиной, эффективным и распространённым был также захват пояса одной рукой напротив живота, а другой рукой напротив позвоночника. В последнем варианте захвата соперники делали болезненные ущемления10.

Во всех вариантах захвата руки можно было перемещать вдоль пояса, слегка ослабив захват. При отсутствии пояса участники поединка брали в захват ремень, гасник, опушку штанов, ошкур брюк, или обхватывали соперника поперёк кор -пуса, соединяя свои руки в замок11. Вариантом замка является захваты в крючок и в переплёт. Первый — осуществляется захватом за запястье другой руки, или зацепом пальцев и ладоней, второй — сцепкой всех пальцев один за другим. Это могло привести к перелому пальцев. Были случаи, когда один из поединщиков боролся в обхват за поясницу, а его соперник — за пояс12. Исключительным способом противоборства была борьба с захватом пояса одной рукой, в то время как соперник держал пояс двумя руками. Это мог себе позволить только очень могучий и ловкий борец13.

Казанские татары, ногайцы, башкиры, кайсаки не завязывают пояс, а закидывают его середину друг другу на поясницу: один конец пояса берётся в левую руку, а другой наматывают на правую руку, так чтобы кулаки оказались на спине соперника14. Конструкция пояса диктовала условия захвата, технику и манеру поединка. Это отличительный и существенный факт для исследования техники борьбы. Опояска была непременной частью славянской одежды. В то же время соседи — казанские татары носили рубаху навыпуск, не подпоясываясь. Традицию носить рубаху с поясом татары кряшены и другие крестившиеся народы переняли у русского населения15.

Русская борьба знает две разновидности схватки на поясах: с подножкой и без подножки. Последний вариант изучен недостаточно. Специалисты в области традиционных состязаний в ходе различных изысканий, в том числе полевых исследований на Тамбовщине и в Задонье, проследили способ захвата, но, к сожа-

8 Горбунов 1997, 53, 54, 72, 73, 118; Тедорадзе 2002, 115, 117, 120, 138.

9 Реммлер 1997, 126-128.

10 ПМА.

11 Там же.

12 Там же.

1 3 Там же.

14 Даль 1996, 117; 1981, 113; Сахабутдинов 2003, №1/2; Азизов, Шарафутдинов 1998, 4; Манд-зяк 2002, 53.

15 Мухамедова 1997, 13, 23, 24; Завьялова 1996, 124; Крещёные татары 1998, 299.

лению, критерии победы оставили без уточнений. А ведь за этим кроется техника и особенности единоборства16.

Восточные славяне в Западной Сибири, особенно новопоселенцы, массово заселявшие новые земли в начале ХХ в., демонстрировали общую состязательную культуру и применяли броски с подножкой и удержание на спине17.

Сибиряки в стойке осуществляли стационарный захват за пояс, а после падения на землю вели поединок с вольным захватом, цель которого — перевернуть соперника на спину и прижать лопатками к земле, удерживая в этом положении заданное время18. Захват за плечи и предплечья в момент удержания затруднял переворот соперника на бок или на живот, а также чётко фиксировал победу19. В этих условиях широко применялись зацепы, подхваты и броски через себя, с падением на опорную поверхность и быстрым перекатом на спине 20.

Татары казанские состязаются до падения на землю, но не делают подножек, за исключением татар мишарей. Кураширы (борцы) пользуются броском через себя, прогибаясь в спине и не касаясь земли, или совершают бросок вперёд через спину. По одной из версий, мишари — это ассимилированное финское племя мещёра, упоминаемое в русских летописях21. Эту борьбу казанские татары практиковали даже тогда, когда они переселились в Сибирь. Однако кураш («борьба») у различных групп сибирских татар отличается: они вели схватку в стойке с подножкой, после падения на землю поединок мгновенно прекращался, а борец, оказавшийся над соперником, признавался победителем. В отличие от соседей казанских татар, сибирские татары завязывали борцовский пояс узлом22.

Борьба на поясах известна многим народам Евразии и Африки23. Самое древнее изображение поединка на поясах было обнаружено в Месопотамии (начало III тыс. до н. э.). Подобные изображения есть на скифских и сарматских изделиях из кости, на греческих монетах из Малой Азии24. Без сомнения, появление поясной борьбы уходит в глубокую древность. Обхват корпуса в районе пояса является простым, естественным и очень действенным, даже при отсутствии опыта 25. Возможно, по этим причинам подобная борьба получила широкое распространение по всему миру.

Борцовские поединки на поясах были известны и в средневековой Руси. Их изображение есть на барельефе Дмитровского собора во Владимире (XII в.) и на «Златых вратах» Рождественского собора в Суздале (XIII в.). Частое упоминание в фольклоре захватов «за шёлков пояс», «поперёк живота», «под пазушки»,

16 Горбунов 1997а, 53; 19976, 143-144; Тедорадзе 2002, 76; Яровой, http: // esrbb.ru

17 ПМА.

18 Там же.

19 Там же.

20 Там же.

21 Сахабутдинов 2003, №1/2; Азизов, Шарафутдинов 1998, 4.

22 ПМА.

23 Мандзяк 2005, 266, 269, 275, 277, 278, 278, 335; Мандзяк 2002, .45, 46,51-55, 163-165, 170173, 218, 219, 222, 223, 225-227, 285-290, 338; ПМБ.

24 Кун 1982, 39, 132; Яровой, http: // esrbb.ru; Манздяк 2005, 284.

25 Кроновский, Яковлев 2005, 40, 51, 52.

«поперёк хребта», «под мышки», «под плечи» даёт основание говорить о распространении поясной борьбы у восточных славян26.

О более древней практике этой борьбы свидетельствуют славянские языки. В речи западных славян борьба произносится как zapas, а пояс — pas. У восточных славян борьба (брать) и пояс (поясать) происходят от старинного ятъ ('ятu), поятъ (брать, поймать, хватать, обнять, забрать, пленить, вязать и др.)27. Это также говорит о едином корне происхождения этой борьбы у славян в целом.

При дальнейшем сравнении языков можно увидеть, что истоки славянских единоборств на поясах, или в замок, уходят к индоевропейской и индоиранской общности. Слова с корнем jasati (опоясывать, вязать, вязти) и другими его вариантами — yшт, ycт, аст, ост, жт, ест, яст — этимологически связаны. Они присутствуют в словах означающих: борьба, бой, схватка, пояс. Kyштu (^ст^ гyштu, гycтuн, кастпн, костш, кпстпн, каcтuнгupu) — это борьба, одновременно кyштu — это пояс у некоторых народов Средней Азии и Индии; дuлъкucтuндu — групповая борьба греков; хаст — осетинская борьба; lusta — итальянская, ristines — литовская борьба, juosta (латышское josta) — пояс; pucтанuе — борьба и бой русских, пя-станъе — битьё, ясок, опоясок — пояс, кушак; pestni zapas — кулачная бой чехов; wrestling, worsteling, wrakseling — борьба англичан, голландцев и фризов28. Буквы к, г, п, р впереди большинства слов похожи на сокращение многочисленных вариантов русского слова «рука». В родственных языках обозначение различных частей руки похожи по звучанию, например, в русском языке кулак, пясть, пять — соответствует санскритскому kulaka (пять вместе), penta (пять) и английскому fist (кулак); русское рука — немецкому der Ruck (толчок); старорусское pамо /pамено (плечо) — немецкому der Arm (рука от кисти до плеча) и английскому arm (плечо). По правилам русского языка слово pамо вполне может меняться на аpм, как аpтелъ иpота, pожъ и аpжаной29. Русский язык сохранил одинаковую структуру слов с санскритом и систему их построения. Отталкиваясь от этого факта, можно предположить, что фразы: хватать за пояс, обхватывать, опоясывать руками, сжимать в кулак — могли в исходном варианте звучать как penta jasati, kulaka jasati, ruka jasati, а в сокращении — pojasati (pojati, pojas), kujasati (kisti, kusti, kast), ru-jasati (resti, risti)30.

Борьба на поясах родилась из практики захвата языка, а не пленения в коллективном бою, внезапный обхват противника с тыла был боле безопасен для нападающего. Для славян, умеющих маскироваться и нападать из засад, по словам Прокопия Кесарийского, это было привычным делом. «Бросившись на него сзади, славянин внезапно схватил его (готского воина — авт.) и, сильно сжав его обеими руками поперёк тела, принёс в лагерь...» (Кесарийский, www.vestlit.info). Таким же способом богатырь Илья Муромец пленит для допроса своего противника31. Подобный

26 Лукашов 1990, 38-39; Нечаев 1993, 71; Киселев, Путилова 1986, 79, 145, 470; Панкеев 1993, 190; Беляев 1856, 67; Чесноков 1955, 845.

27 Мандзяк 2002, 44, 45; 2005, 319, 322, 335; Даль II, 1996, 235, 376, 377; Даль III, 682.

28 Мандзяк 2002, 216-219, 152, 342, 338; 2005, 278, 224, 322; 2008, 157, 220, 311, 314; Дорошенко 2008, 90; Семёнов, http: // www.evartist.narod.ru; Даль I, 1996, 337, 406; Даль II, 1996, 229; Даль IV, 1996, 96.

29 Гусева 2002, 298; Даль I, 1996, 24; Даль II, 1996, 215; Даль III, 1996, 552; Даль IV, 1996, 57.

30 Дурга Прасад Шастри 1996, 60-62; Гусева 1996, 70-75, Жарникова 1996, 121-134.

31 Киселев, Путилова 1986, 145.

захват в охапку со сдавливанием рук применяет против Зигфрида героиня германского эпоса Брунхильда. Далее она делает попытку связать его поясом32. Во всех описанных схватках отсутствовала подножки. Думается, что внезапный захват не был нацелен на длительную борьбу. В двух повествованиях пленение происходит за счёт одновременного сковывания рук и тела захватом в охапку.

Привычная стойка соперников лицом к лицу и одинаковое скрещивание рук одна над другой, родились в момент защиты от захвата, когда обороняющийся поворачивался к нападающему и одновременно отжимал его руки своей. Именно так, правда, без атаки ногами, защищались любители французской борьбы, в которой пояс — обхват руками поперёк корпуса с разных сторон и положений, это основной приём33. У белорусов, русских и коми в играх Ззаду и Подъем на плечо сохранилась борьба без подножек и поворота к своему противнику34.

Оба вида борьбы были больше развивающей игрой, чем прикладным ратоборством. Прикладным был лишь момент неожиданного и уверенного захвата сзади, в крайнем случае, сбоку. Это можно проследить на примере следующего описания — «... горазд был Алёша Мокеев. Подскочил к одному Мотовилову, ткнул кулаком-резуном в грудь широкую, падал Сидор назад, и Алёша не дав ему совсем упасть, ухватил его поперёк дебелыми руками да изо всей мочи и грянул бойца о землю»35. В состязании захват за пояс спереди усиливал воздействие на центр тяжести соперника, и давал хорошее стартовое положение для целого ряда бросков36. Однако в открытом пешем бою такая борьба была неэффективна, т. к. могла возникнуть опасность получить дополнительный удар в лицо или в пах, а в конном поединке на скаку самому выпасть из седла, даже при захвате сзади. Да и как показывает практика, при упоре ладонью в лоб провести бросок назад практически невозможно37.

Единоборство на поясах — это не конное, а пешее состязание. Это подтверждают все доступные изображения борьбы. Для уверенного захвата в такой борьбе требуется время, чтобы просунуть за пояс или ремень пальцы. В движении это сделать сложно, а на скаку ещё сложнее. Борьба верхом на лошадях известна народам Средней Азии, Кавказа, Поволжья (калмыкам), Задонья (русским); в ней применяют различные захваты и перехваты за руки, голову, корпус и одежду про-тивника38. В тюрко-монгольском эпосе батыры, испробовав все виды оружия в поединке, и не достигнув перевеса, схватываются в борьбе на конях, и только спешившись, они берутся за пояса39.

Пешая борьба на поясах без подножки была важна в качестве подготовки и для различных видов боя в седле. Степные кочевники наследовали эту технику от предков — на просторах Евразии издавна проходило смешение иранских, индоевропейских, урало-алтайских племён гор, леса и степи40.

32 Манздяк 2005, 78.

33 Короновский, Яковлев 2005, 42, 39, 38.

34 Мандзяк 2002, 46, 54; ПМА.

35 Мельников 1988, 538.

36 Лукашов 1990, 31, 34.

37 Короновский, Яковлев 2005, 37-38.

38 Мандзяк 2002, 138-142, 194-196, 223; Яровой, http: // esrbb.ru.

39 Липец 1984, 93, 94.

40 Вайнштейн 196, 217; Малолетко 2003, 52-56; Николаев 2005, 15, 37, 45, 63, 234.

Элементов прямого влияния тюрок на борьбу восточных славян немного. В ряде сёл в районе Донецка единоборство на поясах с подножкой называется ку-риш41. В то же время есть примеры, когда борьбу в Европейской части и за Уралом называли украинская, русская и даже русско-швейцарская42. Последний вариант — это лишь дань моде и потакание вкусам высших слоёв общества конца XIX — начала XX в., которые тяготели ко всему иностранному43. Продолжая называть борьбу русско-швейцарской, её чётко отграничили от азиатской борьбы. Примером может служить программа проведения одного из сибирских Сабантуев в 1927 г.44 Название праздника Сабантуй в честь окончания посевной имело хождение в районах со смешанным русско-татарским населением. В районах с русским населением сохранилось старое название — Маёвка45.

Вероятно, азиатская — это та самая борьба на верёвках, переброшенных за поясницу, с которой познакомился один из респондентов в 1930-е гг.46 Эта борьба, по точному замечанию В. И. Даля, не похожа на борьбу русских, в ней «под силки не берут» и «подножек не любят»47. По законам заимствования, названия и некоторые приёмы борьбы должны были иметь тюркское происхождение. Но, по данным различных исследований, таковых нет. Приёмы борьбы и в европейской части страны, в Западной Сибири, имеют русские названия и вполне понятны по смыслу. Это броски с холки, с крюка, с носка, с пятки, с подвала, на верток, на кружок48.

Кроме того, условием поединка было — положив соперника на лопатки, лежачего (т. е. побеждённого, сдавшегося) не бить. Эта установка являлась частью русской ментальности, символом победы, благородства, моральным ограничением жестокости и гарантией сохранения целостности души. Издевательство над поверженным соперником оценивалось как духовное и физическое поражение. Очень точно глуби -ну этого выразил А. В. Суворов в «Науке побеждать»: «БОЖИЯ же ПОМОЩЬ быстрее мысли воину доблестному; посему просящему в бою пощады — помилуй: кто мститель — тот разбойник, а разбойникам БОГ не помощник...», «Молись БОГУ: от НЕГО победа!»49. В русском языке и сегодня можно встретить выражения «одержал победу», «опрокинул навзничь», «уложил», «припечатал к земле», «дожал», имеющие смысловое обозначение уверенной победы.

Существование борьбы без подножек в зоне контактов славян с тюрками (на Украине, на Тамбовщине, в Задонье), может говорить о едином происхождении50. Война с кочевниками в приграничных землях требовала отточенных навыков. В чистом виде борьба для тренировки боя верхом не подходила. Пеший вариант на поясах без подножек ограничивал работу руками и ногами, а потому мог дать базовое развитие работе всего корпуса. Возможно, это послужило дополнитель-

41 Горбунов 1997а, 54.

42 Кроновский, Яковлев 2005, 153, 156, 157; Чесноков 1955, 847; ПМА.

43 Чесноков 1955, 847.

44 Понамаренко 2008, 362.

45 ПМА.

46 Там же.

47 Даль 1981, 113.

48 Горбунов 1997, 55-58; Тедорадзе 2002, 81-86; Зобнин 1984, 53; ПМА.

49 Суворов 1996, 1-2.

50 Тедорадзе 2002, 76, Горбунов 1997а, 52-54; Яровой, http: // dikoepole.com.

ным импульсом к развитию борьбы без подножки на юге восточнославянских территорий.

Первые описания борьбы на опоясках через плечо появились в конце XIX — начале XX в. в работах Ф. К. Зобнина51 и Н. М. Чукмалдина52. Первый указал на способ одевания опояски через одно плечо и вокруг себя, второй сообщил только название — под пояски в с. Каменка, что под г. Тюмень. В ходе экспедиции в это село была получена информация, которая помогла установить, что это один вид борьбы. В 1924 г. о борьбе в с. Каменка скупо сообщала местная пресса53. В 1926 г. появляется краткое упоминание название борьбы — русская в программе проведения физкультурных вечеров, рекомендованных партийными органами54.

Следующее письменное сообщение о данной борьбе появилось только в 1990-е. гг. Исследователь А. Потрепалов зафиксировал: конфессиональную принадлежность практикующих борцов — староверы; их ревностное отношение к сохранению традиций; название борьбы — руськая; способ одевания опояски — через левое плечо; и что особенно важно, особенности формирования захвата руками за опояску55. Это сообщение чётко указывает на отличие данного вида борьбы от всех остальных видов борьбы, зафиксированных ранее у русских. Позже о борьбе в Зауралье на опоясках, повязанных от плеча наискосок и вокруг пояса, сообщает М. Такунцев56.

На этих описаниях круг письменных свидетельств о данном виде борьбы заканчивается. Однако есть основания предполагать, по некоторым данным, что об этой борьбе писал тюменец Н. В. Калугин в своих воспоминаниях57. Возможно, эта же борьба скрывается под названием «борьба в обхват на опоясках». Её рекомендовал клубам председатель ОСФК Метелёв как одно из средств воспитания сельской молодёжи в летний период58. Похожий вид борьбы с захватом одной рукой за пояс, а другой за воротник описывает А. С. Тедорадзе, исследовавший региональные особенности состязаний на Тамбовщине59.

Становление этой борьбы, по мнению Б. В. Горбунова, определило слияние двух единоборств — русской борьбы за вороток и тюркской борьбы на поясах60. В борьбе за вороток, или, по-другому, об одной ручке, соперники в течение схватки держат друг драгу за ворот или за плечо одной рукой, не включая в работу вторую руку, или по предварительному уговору осуществляют свободной рукой захваты за любую часть тела или одежды61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Версии происхождения единоборства от схватки в обхват в замок придерживается А. С. Тедорадзе. По мнению автора, состязание в зимней одежде доставляло неудобство, поэтому борцы перешли на захват за ворот и пояс62. Однако ряд

51 Зобнин 1894, 53.

52 Чукмалдина 1997, 95.

53 Трудовой набат 1924, №166.

54 ГУТО ГАСПИТО. Ф.21. Оп.1. Д.59. Л.55.

55 Потрепалов 1995, 6.

56 Такунцев 2008, № 144.

57 Калугин 2002, 54-55.

58 ГУТО ГАСПИТО. Ф.9. Оп.1. Д.54. Л.95.

59 Тедорадзе 2002, 138.

60 Горбунов 1999, 80.

61 Горбунов 1997а, 50-51.

62 Тедорадзе 2002, 138.

других фактов дает основание полагать, что борьба на опоясках через плечо тоже произошла от поединков в обхват через плечо. И та, и другая борьба имели одно название — русская63.

Оба вида борьбы имели одинаковый захват. Так, при отсутствии опояски борцы-сибиряки могли схватываться в замок через плечо и, разорвав его, хватать соперника одной рукой за плечо, а другой рукой — за ремень штанов64. В этом есть определённое сходство с борьбой за вороток, т. к. оба вида произошли от борьбы в обхват через плечо. Эти три способа борьбы роднит то, что рычаг воздействия на позвоночный столб соперника расположен по диагонали. Единоборство об одной руке могло быть следствием необходимого разрыва дистанции в бою и ухода от нежелательного удара, например ниже пояса, или ранения руки. Существовал кулачный бой одной рукой, в том числе как результат потери конечности65.

Определенное влияние на формирование борьбы могла оказать борьба на поясах, ведь конструкция одетой через плечо и одновременно вокруг талии опояски была не вполне естественна и в обыденной жизни не применялась. Хотя прообразом такой опояски могла быть солдатская портупея, но это лишь предположение. Очевидно, что конструкция опояски придумывалась только для борьбы и удобного захвата. Обычно её завязывали через правое плечо, скручивали на боку три раза, или завязывали на одиночный узел, а затем повязывали вокруг талии66. По сообщению одного из респондентов, такое опоясывание было связано с наложением во время молитвы креста справа и налево вниз, поэтому опояска должна была оберегать борющегося67. Возможно, сакральность имела место в подготовке к борьбе. Безусловно, большинство повязывали опояску через правое плечо влево; однако леворукие борцы просили перевязать опояску на противнике через левое плечо, т. к. им было удобнее держаться левой рукой за специальную скрутку на правом боку соперника68. Встречался также вариант, когда опояску перекидывали через плечо и сразу завязывали под мышкой, не обворачивая талию69. Вероятно, причиной этого была недостаточная длинна опояски.

В свою очередь, борьба в обхват через плечо зародилась как вариант освобождения от захвата сзади в охапку. Практика показывает, что, освобождаясь из кольцевого объятия противника с разворотом к нему, можно высвободить одну руку и перейти к симметричному захвату как в замок за пояс, так и в замок через плечо, свободно меняя их (рис. 1).

Борьба в обхват через плечо была распространена у разных народов. У русских она имела две разновидности: схватки без подножки и с подножкой. Новые варианты борьбы — за вороток и на опоясках через плечо существовали только у русских. В них на фоне силового противоборства увеличивался фактор ловкости и расширялись тактико-технические возможности70. Во время схватки на опоя-

63 Горбунов 1997а , 48; Тедорадзе 2002, 64; Потрепалов 1995, 6; ПМА.

64 ПМА.

65 Горбунов 1997а, 34.

66 ПМА.

67 Там же.

68 Там же.

69 Горбунов 1999, 79-80; ПМА.

70 Манздяк 2002, 163, 338; 2005, 31, 35, 36, 79, 81, 269, 270, 319; Горбунов 1997а, 48-50; Тедо-радзе 2002, 66, 67.

сках через плечо существовали варианты, когда победа засчитывалась после касания земли третьей точкой (таз, колено, рука)71.

Борьба с опояской накрест в письменных источниках не отражена, но сохранилась в памяти старших поколений. Версий её происхождения не существует. Полевые материалы дают основание говорить о прямой связи этой борьбы с борьбой на опоясках через плечо. Оба вида распространены в одних и тех же районах и даже в населённых пунктах. Опояску завязывали тремя способами: 1) забрасывали за шею, скрещивали на груди, потом на пояснице, и завязывали вокруг талии с узлом на середине живота; 2) завязывали узел за спиной, не выводя концы опояски вперёд; 3) завязывали, как в борьбе через плечо, но оставляли длинный конец, чтобы перекинуть его через другое плечо и связать с коротким концом, чтобы узел оказался на боку72. Был также способ, когда использовались две опояски, одновременно одетые наискосок через правое и левое плечо73.

Захват сзади в охапку

Рис. 1. Происхождение поясной борьбы у русских

Перед началом схватки борцы делали захват за плечевую и боковую лямку, как в борьбе через плечо, реже за опояску в районе талии, как в борьбе на по-ясах74. Во время схватки разрешались перехваты за любую часть пояса и запрещались удушающие действия стягиванием лямок на шее. В единоборстве применялись подножки. Борьба велась до прижатия противника лопатками к земле. Специфическим захватом и приёмом, в случае если опояска была перекинута за шею, являлся захват за перекрестье двумя руками, с натяжением пояса и давлением вниз с использованием веса75. Соперник в этом положении терял инициативу и возможность маневрировать. Встречалась борьба двоих против одного силача, когда один стоял спереди, а другой сзади. У обоих опояски были одеты через одно плечо, а у соперника — две, они и формировали крест. Захват за пояс был, как в борьбе через плечо, без перехватов76.

71 ПМА.

72 Там же.

73 Там же.

74 Там же.

75 Там же.

76 Там же.

Таким образом, очень древняя и широко распространённая поясная борьба и её разновидности имели в традиционной культуре различных народов свои специфические черты, особенности и пути развития. Русская борьба на поясах имеет общие корни происхождения с единоборствами родственных индоевропейских и индоиранских народов. Этот вид состязания также имеет сходство с поясными единоборствами тюркских народов — он родился из тактики внезапного нападения на противника со спины и его пленения; впоследствии пешая борьба на поясах стала хорошей тренировкой для вольной рукопашной схватки в седле. В Западную Сибирь поясная борьба пришла с русскими переселенцами. Из борьбы с захватом пояса на талии и борьбы в обхват через плечо развилась борьба на опоясках, одетых через плечо и вокруг талии. Затем появилась борьба на опоясках, завязанных на груди крестом. Русские сибиряки, в отличие от сибирских татар, после падения продолжали поединок в положении лёжа на земле, выполняя произвольные захваты, стараясь прижать и удержать соперника на лопатках. У русских были свои названия приёмов, а также критерии победы над противником, в которых нашли отражение принципы русской воинской культуры и христианской веры.

ЛИТЕРАТУРА

Азизов Р.А., ШарафутдиновД. Р. (сост.) 1998: Татаро-башкирская борьба: правила судейства. Тюмень.

Александров А. В. 2007: Русская борьба «на опояска»»: генезис, техника, терминология, классификация // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 8, 163-174.

Беляев И. В. 1856: Борцы в Древней Руси // Русская беседа. 2, 57-71.

Вайнштейн С. И. 1961: Тувинцы-Тоджинцы: историко-этнографические очерки. М.

Восточнославянские волшебные сказки: для учащихся средних и старших классов. 1992. М.

Горбунов Б. В. 1997а: Традиционные рукопашные состязания в народной культуре восточных славян XIX -начала XX в. М.

Горбунов Б. В. 1997б: Программа-вопросник сбора сведений по теме «Традиционные народные состязания» // Традиционная народная культура русских: Сборник программ и вопросников для этнографических исследований. Рязань, 140-146.

Горбунов Б. В. 1999: Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских. Историко-этнографическое исследование. М.

Гусева Н. 1996: Арьи, славяне: соседство или родство? // Древность: Арьи. Славяне, 63-88.

Гусева Н.Р. 2002: Славяне и арьи. Путь богов и слов. М.

Даль В. И. 1981: Бикей и Мауляна // Даль В. И. Повести и рассказы. Уфа, 85-149.

Даль В. И. 1996: Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. СПб.

Дорошенко Е. А. 1982: Зароострийцы в Иране (Историко-этнографический очерк). М.

Дурга Прад Шастри 1996: Связь между русским и санскритом // Древность: Арьи. Славяне, 60-63.

Дюперроп Г. А. 1890-1907: б/д.: Борьба // Словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.

Жарникова С. 1996: Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне, 93126.

Завьялова М. К. 1996: Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан. Казань.

Зобнин Ф. К. 1894: Из года в год (Описание круговорота крестьянской жизни в селе Усть-Ницинском тюменского округа) // Живая старина. Вып. 1, 37-64.

Калугин Н. В. 2002: (1903-1990) Мои воспоминания // Сибирский исторический журнал. 1, 48-64.

Киселев В. С., Путилова Б. Н. (ред.) 1986: Былины. М.

Короновский В. Н., Яковлев М. А. 2005: Защита и нападение. М.

Крещёные татары. 1998: // Татарский энциклопедический словарь. Казань

Кун Л. 1982: Всеобщая история физической культуры и спорта. М.

Липец Р. С. 1984: Образы батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. М.

Лукашов М. Н. 1984: И были схватки боевые...: Рассказы о неизвестных эпизодах из славного прошлого отечественной борьбы, бокса и кулачного боя. М.

Малолетко А. М. 2003: Тюркский этногенез в горах Южной Сибири в докаганатское время // Этнография Алтая и сопредельных стран: Материалы международной научно-практической конференции. Вып. 5, 52-56.

Мандзяк А. С. 2008: Воины ислама: Воинские и боевые искусства мусульманских народов. Минск.

МанздякА. С. 2002: Воинские традиции народов Евразии. Минск. М.

Манздяк А. С. 2005: Боевые искусства Европы. Минск.

Мельников П. И. (Андрей Печерский) 1988: На горах. Кн.1. М.

Мухамедова Р. Г. 1997: Татарская народная одежда. Казань.

Нечаев А. Н. (пересказ) 1993: Былины. М.

Николаев В. В. 2005: История предков чувашей. XXX в. до н. э. — XV в. н. э. Чебоксары.

Панкеев И. (сост.) 1993: Сказки славянских народов: в 14 кн. Кн. 2. М.

Понамаренко М. В. 2008: Модернизация праздничной культуры татар Западной Сибири (на примере Сабантуя) // Этнография Алтая и сопредельных территорий: Материалы международной научной конференции. 7, 360-362.

Потрепалов А. 1995: Борьба моего дедушки // Спортивная жизнь России. 6, 6.

Прокопий Кесарийский. 1996: Война с готами. О постройках. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.vostlit.info./Texts/Prokop/got22.phtml?id=1158.

Реммлер В. В. 1997: Параллели в восточных единоборствах и единоборствах сибирских казаков // Россия и Восток: история и культура, этнокультура и этносоциальные процессы: Материалы IV Международной научной конференции. Омск, 126-128.

Сахабутдинов М. 2003: Равняясь на олимпийцев // Гасырлар авазы — Эхо веков. 2.

Семёнов А. В. 2008: Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.evartist.narod.ru/text15/019. htm.

Суворов А. В. 1996: Наука побеждать. М.

ТакунцевМ. 2008: «Унести круг» очень почётно // Курган и курганцы. 144, 3.

Тедорадзе А. С. 2002: Русские рукопашные состязания как явление социальной истории аграрного общества. Тамбовская губерния, вторая половина XIX — первая половина XX в.: дис. ... канд. ист. наук. Тамбов.

Толубеев Н.И. 1898: Записки Н. И. Толубеева (1780-1809 г.). СПб.

Трудовой набат: Ежедневная газета Орган Тюменского губернского комитета. № 166. 1924.

Чесноков Б. М. 1955: Русская народная борьба // Теория и практика физической культуры. 11, 842-847.

Чукмалдин Н. М. 1997: Мои воспоминания: избранные произведения. Тюмень.

Яровой А. В. 2010: Воинские состязания как элемент традиционной культуры донских казаков (по полевым материалам Задонья). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // dikoepole.com/2010/03/10/voinskie_sostyazaniya/

THE ORIGIN OF RUSSIAN BELT-WRESTLING IN SIBERIA

A. V. Alexandrov

Russian belt-wrestling shares common roots with the wrestling of Indo-European and Indo-Iranian peoples. It sprang from surprise tactics to attack the enemy from behind and to take him captive. Belt wrestling came to Siberia together with Russian migrants. It gave rise to shoulder belt wrestling followed by criss-cross belt contest. The article considers Russian marital arts as a part of traditional sport game culture of Russians in Western Siberia.

Key words : Western Siberia, military culture, Russian wrestling, belt-wrestling, traditional sport game culture, old-believer.

© 2010

А. А. Бадмаев

ТРАНСФОРМАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА СЕЛЕНГИНСКИХ БУРЯТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И СИСТЕМА ПИТАНИЯ

В статье анализируются изменения, произошедшие в первой половине XIX в. в хозяйственных занятиях селенгинских бурят в связи с политикой седентаризации, а также влияние этих изменений на систему питания. В первой половине XIX в. плужное земледелие и огородничество вошли в систему жизнедеятельности селенгинских бурят; хлебно-зерновые продукты и овощи вошли в рацион как оседлых, так и полуоседлых, и полукочевых групп, но доминирующими остались продукты скотоводства. В приложении к статье приведены оригинальные документы фонда Селенгинской степной думы Национального архива Республики Бурятия.

Ключевые слова: традиционная культура бурят, модернизация, седентаризация, скотоводство, земледелие, система питания.

Система питания этноса зависит как от сложившейся структуры хозяйства, так и от бытующих традиций природопользования. Применительно к бурятам можно говорить о набиравшем обороты в первой половине XIX в. процессе трансформации хозяйственной деятельности, когда под воздействием государственно-административных мер, а также в ходе взаимодействия с русскими переселенцами развивались новые виды хозяйственных занятий — пашенное земледелие и огородничество; инновации возникали в традиционных скотоводстве, охоте и рыболовстве. Структурные модификации в традиционной экономике бурят естествен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.