Научная статья на тему 'Происхождение и основные архетипы образов из мифов Ктулху Говарда Лавкрафта'

Происхождение и основные архетипы образов из мифов Ктулху Говарда Лавкрафта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1343
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилов Д. Д.

В статье исследуется суть и возможное происхождение литературной мифологии Говарда Лавкрафта – Мифов Ктулху, а также приводятся и анализируются основные архетипы наиболее ярких образов из нее. Анализ в статье производится с позиции мифологических и психологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Происхождение и основные архетипы образов из мифов Ктулху Говарда Лавкрафта»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ АРХЕТИПЫ ОБРАЗОВ ИЗ МИФОВ КТУЛХУ ГОВАРДА ЛАВКРАФТА

© Данилов Д.Д.*

Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

В статье исследуется суть и возможное происхождение литературной мифологии Говарда Лавкрафта - Мифов Ктулху, а также приводятся и анализируются основные архетипы наиболее ярких образов из нее. Анализ в статье производится с позиции мифологических и психологических исследований.

Рассказы и повести американского писателя Говарда Лавкрафта представляют собой синтез обширных научных познаний, визионерского опыта и давней устоявшейся литературной традиции. Они внесли в классические готические сюжеты новые мотивы, эстетику и смысловую нагрузку. Лавкрафт стал родоначальником не только нового жанра, литературы ужасов, но и совершенно новой мифологии. Впоследствии друг и последователь писателя Август Дерлет придал ей новый виток развития и дал название «Мифы Ктулху» (англ. «Cthulhu Mythos»).

Подобно греческому и северному мифологическим циклам, Мифы описывают контакты людей с различными божествами, часто огромной и даже всемогущей силы. Божества представлены так называемыми Великими Древними (Great Old Ones) или другими созданиями, либо культами (Ктулху - это имя одного из подобных божеств, наиболее часто упоминаемое Лав-крафтом). Другим фундаментальным критерием является фаталистический, почти нигилистический характер историй. Мифы Ктулху предполагают, что Вселенная - не дружелюбное место для человечества; что из-за ее размера и природы она в лучшем случае безразлична, а в худшем - открыто враждебна по отношению к человеку и другим смертным видам, слишком слабым, чтобы постоять за себя. Вопреки преходящим заблуждениям цивилизации, Вселенная в целом - это не более чем джунгли, которые демонстрируют худший вариант этики Дарвина: вечная и беспощадная борьба за существование. Сильный выживает, слабый погибает, и мало кто сильнее Великих Древних [1].

Основа Мифов Ктулху восходит к страху, к его формам, взывающим к темным сторонам психики. Мифология Лавкрафта в высшей степени является современной динамичной интерпретацией множества самых древних и мощных архетипов мира. Генетическая память человека о неких темных силах ведет свое начало от первобытных человеческих обществ, когда проблема спасения от вышеупомянутых сил была едва ли не самой акту-

* Аспирант кафедры Русской и зарубежной литературы.

альной. Большую часть мифического и архетипического материала Лав-крафт ввёл в свои произведения осознанно, однако, по-видимому, он извлек это из той сферы, которую К.Г. Юнг впоследствии назвал коллективным бессознательным.

Зловещие божества, как утверждает писатель в Мифах Ктулху, возникли задолго до появления человека. Однако несмотря на это, многие из них так или иначе несут свое происхождение от многих реально существующих мифов. Лавкрафт нередко заимствовал имена своих божеств из арабской и ближневосточной мифологии, например, когда он создавал своих Глубоководных (Deep Ones) и Дагона (Dagon). В арабских мифах можно найти упоминание о таинственных людях-рыбах из моря Каркар. Эти люди-рыбы, вероятно, происходят из мифов, касающихся реально существующего ближневосточного бога Дагона. Дагон - божество филистимлян, который описывается как гигантский человек-рыба. Дагон является более поздней версией шумеро-аккадского Оаннеса. Оаннес (Дагон) возглавлял группу полубожественных людей-рыб [2]. Безусловно, лавкрафтовские Дагон и Глубоководные прямо указывают на то, что арабская и ближневосточная мифология были хорошо известны писателю.

Гулы (Ghouls) - другой пример того, как арабская мифология проложила себе дорогу в произведения Лавкрафта. Гул, или вурдалак, упырь, вампир, берёт своё происхождение от арабского гула. Гул - джинн женского рода. Гулы нападают на людей, обретая для этого облик женщины, и поедают. По другой версии, заселяют безлюдные уединённые места, и в особенности кладбища. Живущие на кладбищах, они имеют обыкновение пиршествовать там, поедая трупы [3]. Очевидно, они и являются прототипом гулов Лавкрафта.

Шуб-Ниггурат (Shub-Niggurath), Чёрный Козел Лесов с Легионом Младых восходит к древнему Египту и Шумерам. Несмотря на то, что и в Египте, и в Шумерах имели место культы козлов, тем не менее, скорее всего именно египетская версия культа оказала наибольшее влияние на Лавкрафта. Так называемый Козел Мендеса был культом плодородия.

Кипящий ядерный хаос в центре бесконечности, Азатот (Azatoth), и божество, которое сопредельно со всем пространством и временем, Йог-Сотот (Yog-Sothoth) - это мифологические формы, которые проявляются во множестве культур. По утверждению гностиков, божество Абраксас (Демиург, Верховный Отец Вселенной, Верховный Бог) имеет два выражения: Точку, центр и источник всего, и Бесконечный Космос. Ньярлатотеп (Nyarlathotep), Всесильный Посланник, сердце и душа Иных Богов, имеет непосредственное отношение к Тоту-Посланнику, сердцу и душе богов в египетской мифологии. Архетип посланника (обманщика) встречается во многих мифических традициях. Все эти образы можно трактовать как дикие и необузданные силы природы, персонификацию фатальности, непредсказуемости Вселенной.

Многие из произведений Лавкрафта основаны на его сновидениях. Он видел ясные сны «с продолжениями» - это довольно редкий тип сновидений, когда следующий сон начинается с того самого момента, в который закончился предыдущий. Более того, такие сновидения характеризуются тем, что видящий их осознаёт, что он спит - то есть, во сне он находится в полном сознании. Из обширной переписки Лавкрафта с разными писателями становится ясно, что он почти всю жизнь мучился из-за кошмаров. В следующей выдержке из письма он описывает кошмар, связанный с Ньяр-латотепом, одним из вымышленных им божеств:

«Так как я падал в пропасть, то издал истошный крик, после чего видение исчезло. Мне было очень больно (спазмы во лбу и звон в ушах), но, повинуясь неосознанному порыву, я бросился к свету и стал отчаянно записывать увиденное. Проснувшись, я вспомнил все события сна, но полностью утратил невыносимое чувство страха - подлинное ощущение присутствия отвратительной сущности» [4].

В связи с этим нужно вспомнить, что по Юнгу архетипические образы часто встречаются во снах, в особенности у тех людей, которые развиваются духовно и психологически, а также то, что многие древние мифы были основаны на сновидениях. Тот факт, что Лавкрафт осознанно использовал древний мифический материал, может, и не столь примечателен по сравнению с тем, что он встречал божественные формы в видениях и снах. Стоит вспомнить, что основная часть мифологий различных народов создавалась как новая интерпретация старых архетипов, соединённых с озарениями из снов и видений. Юнг подчёркивал, что мифы и архетипы должны быть испытаны на опыте (т.е. пережиты) и объединены в единое целое. Важность этого повторял и исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл. Согласно ему миф имеет ритуальный характер - в шаманском смысле. Это мощный духовный и психологический инструмент, и по Кэмпбеллу он должен использоваться как структура трансформирующего путешествия [5].

Исходя из вышесказанного, необходимо упомянуть особый цикл в лав-крафтовской мифологии под названием «Цикл Снов» (Dream Cycle). Его героями являются опытные и бесстрашные люди, так называемые сновидцы. Они изучают мир грез, общаются с его обитателями, посещают неведомое, даже путешествуют сквозь время и пространство. При этом они используют форму астрального исследования, корни которого можно обнаружить, к примеру, в шаманских практиках. Мифы обширно описывают и устрашающие обряды зловещих сектантов, которые также являются реминисценцией шаманизма и колдовства.

В Мифах Ктулху встречается также страх перед изменением формы и сущности. Главный герой повести «Тень над Иннсмутом», пройдя через ужасные испытания, приходит к выводу, что неумолимо превращается в Глубоководного, отвратительного человека-рыбу. Художник Пикмен в рас-

сказе «Натура Пикмена» становится гулом, обитателем подземных катакомб. Трагична и страшна судьба натуралиста Артура Джермина, сжегшего себя заживо из-за факта, что в его родословной оказалась человекообразная обезьяна. Безымянный герой рассказа «Изгой» всю жизнь прожил в заброшенном замке, но когда ему удается выбраться в мир людей, он с ужасом осознает, что является уродливым созданием. В художественной форме Лавкрафт указывает путь для достижения определённых состояний, которые связаны с древними животными предками человека. Подобные превращения в творчестве писателя - это страх перед деградацией и последующей за ней смертью.

Автобиографические мотивы прослеживаются и здесь. К наиболее автобиографичным произведениям критики часто относят рассказ «Изгой». В сущности, между мироощущением главного героя и собственно лавкраф-товским, окрашенным в сумрачные тусклые тона, много общего. В подтверждение приведем слова Д. Швейцера, который в результате тщательного исследования художественной структуры произведения пришел к выводу, что «новелла «Изгой» представляет собой некую аллегорическую фантазию на тему о очень реальных вещах, скорее печальных, чем ужасающих, написанную по законам логики, мечты и снов» [6]. «Изгой» не кто иной, как сам Лавкрафт - аутсайдер, выброшенный из мира и не способный покончить с нескончаемым одиночеством.

Впрочем, писатель и сам говорил о собственной жизни, когда писал следующие строки: «Я всегда знаю, что я - аутсайдер; чужой в этом столетии и среди тех, кто все еще называет себя мужчинами». В «Энциклопедии Г.Ф. Лавкрафта» ее авторы утверждают, что этот анализ преувеличен, но предполагает, что рассказ «возможно, исходит из автопортрета Лавкрафта, особенно образ того, кто всегда думал о себе как о непосредственно уродливом, и чья мать говорила по крайней мере одному человеку об отвратительном лице ее сына» [7]. Отсюда можно сделать вывод, что мотив страха перед изменением формы имеет психологические корни. Большую роль в создании этих корней сыграло воспитание Лавкрафта.

Впрочем, корни Мифов Ктулху не следует искать лишь только в неудачном воспитании автора, древних инстинктах и верованиях человечества. Как известно, эпоха, в которой жил Лавкрафт, сама по себе не способствовала развитию оптимизма. Почти весь мир того времени был охвачен войнами, народными волнениями, экономическим кризисом. Все это не могло не найти своего отражения в творчестве писателя. Тихий и спокойный мир родной ему Новой Англии внезапно оказался под угрозой разрушения. Страх неминуемого Апокалипсиса в окружающем мире также косвенно инициировал появление Мифов Ктулху.

Произведения Лавкрафта оказывают довольно глубокое влияние на современного читателя, поскольку они основаны на первозданных и арха-

ичных мифах и, кроме этого, имеют психологическую составляющую. Большинству классических мифов подобное влияние просто не под силу. Архетипы в работах писателя предельно ясны и мощны. Мифология Лав-крафта вызывает интерес и тем, что, в отличие от традиционной мифологии, она относительно не исследована. Она предлагает новизну и озарения, чего нет в хорошо изученных системах.

Список литературы:

1. О'Брайен К.Л. Природа Мифов Ктулху [Электронный ресурс] // Не-именуемое: Мифы Ктулху. - Режим доступа: www.unnamable1890.narod.ru/ klob/nature.htm.

2. Токарев С. А. Оаннес / С. А. Токарев, И.С. Брагинский // Мифы народов мира. - 2-е изд. - М., 1992. - Т. 2. - С. 235.

3. Токарев С.А. Гул / С.А. Токарев, И.С. Брагинский // Мифы народов мира. - 2-е изд. - М., 1991. - Т. 1. - С. 340.

4. Lovecraft H.P. Lovecraft H.P. Selected Letters 1911-1924, Sauk City, WI: Arkham House Publishers. - 1965. - Vol. 2. - P. 156.

5. Джозеф Кэмпбелл. Мифы, в которых нам жить [Электронный ресурс] // Jung Land. Юнгианство и аналитическая психология Карла Густава Юнга. - Режим доступа: www.jungland.ru/Library/KempMif.htm.

6. Schweitzer D. Discovering H.P. Lovecraft. - Borgo Press, 2001. - P. 65.

7. Joshi S.T., Schultz D.E., An H.P. Lovecraft Encyclopedia. - NY: Hippocampus Press, 2004. - P.199.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ, КАК ФОРМЫ ОСЛОЖНЕНИЯ ПРОСТОГО ГЛАГОЛЬНОГО СКАЗУЕМОГО В ТАТАРСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

© Ибрагимова Д.З.*

Гимназия № 36 «Золотая горка», г. Набережные Челны Елабужский государственный педагогический университет, г. Набережные Челны

Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение осложненных форм простого глагольного сказуемого давно вызы-вает интерес ученых-языковедов, которые обратили внимание на различные модальные оттенки, характерные формам времен и наклонения глагола в татарском и русском языках. Изучению осложненных форм простых глаголов уделяли внимание такие ученые, как A.A. Потебня,

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.