Научная статья на тему 'Происхождение готического стиля в России'

Происхождение готического стиля в России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1695
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ / АРХИТЕКТУРА / НЕОГОТИКА / ПСЕВДОГОТИКА / РОМАНТИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тимофеева Юлия Александровна

В статье рассмотрены происхождение «готического стиля» и эволюция «готических» тенденций в России, прослежены периоды исторической эволюции традиции «готики» в русской архитектуре и определена характеристика «готического стиля».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Происхождение готического стиля в России»

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЯ В РОССИИ

Тимофеева Ю.А.

Тимофеева Юлия Александровна - магистр, кафедра архитектуры гражданских и промышленных зданий, Национальный исследовательский московский государственный строительный университет,

г. Москва

Аннотация: в статье рассмотрены происхождение «готического стиля» и эволюция «готических» тенденций в России, прослежены периоды исторической эволюции традиции «готики» в русской архитектуре и определена характеристика «готического стиля».

Ключевые слова: готический стиль, архитектура, неоготика, псевдоготика, романтизм.

В конце 18 века в европейской культуре возникло новое идейное и художественное направление-романтизм [2, с. 14], явившееся реакцией на эстетику классицизма. Произошла переоценка, даже идеализация средневековья, стали признаваться технические и художественные достижения готики, появились здания в «готическом» вкусе.

Уже около века развивавшаяся в общеевропейском контексте русская архитектура заимствовала у европейских архитекторов и увлечение готикой. Причем если в средневековье элементы построек и самого готического архитектурного пространства имели символическое значение, связанное с христианской религией, то теперь, в период романтизма и более поздние времена, они стали, в первую очередь, средством гармонизации архитектурной формы. В русской архитектуре с конца 18 века появились каркасные конструкции, стрельчатые проёмы и своды, витражное оформление окон, крестоцветы, пинакли, фиалы, а также фантастические персонажи -горгульи и химеры.

Хронологически и типологически в «русской готике» выделяют два периода: постройки второй половины 18 - начала 19 века, известные под названием «неоготики» и здания, построенные на рубеже 19-20 веков, определяемые как примеры «псевдоготики». Эти периоды отличаются степенью переосмысления архитекторами стиля прототипа.

Псевдо- и неоготика в России сосуществовали с господствующим стилем. Примеры неоготики конца 18 века создавались одновременно с произведениями классицизма, позднее псевдоготика стала одним из множества стилистических направлений эпохи эклектики.

Интерес к готике пришел в русскую архитектуру в первую очередь из Англии. Объясняется это усилением при Петре 1 контактов с европейскими государствами. Ареал распространения готического стиля - это, в основном, Москва, Санкт-Петербург и усадьбы в их окрестностях. Готические формы получали наибольшее распространение в переходные художественные периоды, в моменты поиска нового стиля. Эти формы в русской архитектуре появлялись в одном случае как некая оппозиция господствующему классицизму, в другом могли конкурировать с иными формами периода эклектики.

Едва ли не самое раннее в русской архитектуре обращение к готическим формам -«Адмиралтейство» в Екатерининском парке Царского села, построенное В.И. Нееловым в 1773-77 гг. Это был отзвук моды на разностилье небольших построек в садово-парковых ансамблях Европы.

Полноту стилистического направления псевдоготика обрела в творчестве Ю.М. Фельтена, В.И. Баженова, М.Ф. Казакова.

Своеобразно интерпретируя этот новый для России стиль, Ю.М. Фельтен построил Чесменский дворец с церковью (1774-1780 гг.) и церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (1778 г.) в Санкт-Петербурге.

В.И Баженов создал проект подмосковной резиденции «Царицыно», по которому началось строительство [5]. Строившийся в неоготическом стиле ансамбль была недооценен императрицей Екатериной, здания были признаны ею темными и громоздкими и подлежали разрушению. Дворец был разобран, но 8 других построек ансамбля были завершены в 1776 - 1796 гг. Кроме того, предположительно В.И. Баженовым были созданы Владимирская церковь в Быково (1789 г.), церковь Знамения Божьей Матери в с. Вешаловка (1794 г.), башни Голутвина монастыря в Коломне (1778 г.).

По проекту М.Ф. Казакова началось строительство нового Большого дворца в Царицыне (1786 - 1796 гг.), кроме того, им был построен Петровский путевой дворец в Москве в 1776 - 1780 гг.

Неоготическое направление продолжили архитекторы Н.А. Львов, А.И. Руска, К.И. Росси и другие.

Каждый из зодчих по-своему трактовал готические формы. На это влияли творческая манера того или иного архитектора, отечественный и зарубежный опыт, а также соответствие этапу развития стиля в памятнике-прототипе. И если до этого, в 17 веке, готические элементы использовались в качестве декора, не связанного со стилем, как это было в скульптурном убранстве Коломенского дворца и столовой царевича Алексея Алексеевича, построенных в середине 17 века, то заимствование готических форм в конце 18 века несло в себе смысл интерпретации стиля в целом. Готику использовали как экзотическую декоративную систему и даже пытались выявить в ней национальные русские формы допетровского зодчества. Общий интерес к национальному наследию средневековья привел к попыткам соединения в композиции одного здания черт русской архитектуры 15-17 веков и европейской готики. В таких попытках, например, сильно разнятся используемые материалы. Для европейской готики было чуждым сочетание кирпича и белого камня, а для «русской готики» такое соединение материалов явилось характерным.

Более чем столетняя практика псевдо- и неоготики в русской архитектуре выработала некоторые общие характеристики: масштабность декоративных деталей, наличие символики ложи масонов, жизнерадостное колористическое решение, основанное на сочетании кирпича и белого камня. Однако четко структурировать каноны европейской готики мешало превалирование образов античности и Ренессанса, которые стали господствующими в России 18 - 19 веков. Не исключено, что готические образы в их нетрансформированном виде были органически чужды русским зодчим в силу их ментальности.

Заключение

Использование в русской архитектуре «дополнительных» готических образов прошло сложный путь от заимствования исторических форм до поиска в этих формах свободы от общепринятых норм своего времени и ради создания выразительных композиций.

Список литературы

1. Белкин А.Н. Три фасада ЦУМа. Научный и общественно-политический

альманах«Развитие и экономика». № 1, сентябрь 2011. С. 74-76.

2. Борисова Е.А. Русская архитектура в эпоху романтизма. Спб.: ГИИ, 1997. 320 с.

3. Забелин И.Е. Государев двор, или дворец. М.: Книга, 1990. 175-179 с.

4. Мезин С.А. История русской культуры X - XVIII веков. 2-е изд. М.: ЦГО, 2003. 263 с.

5. Разгонов С.Н. Василий Иванович Баженов. М.: Искусство, 1985. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.