Научная статья на тему 'ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗЦОВ СИТЦЕ-НАБИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ'

ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗЦОВ СИТЦЕ-НАБИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков / декоративно-прикладное искусство / студенты / ситце-набивные платки / композиция / кайма / средник / мануфак-тура / технология. / practice for receiving primary professional skills and skills / decorative and applied arts / students / siece-printed scarves / composition / border / furniture / manufactory / technology

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крючков Е.М., Уманова А.И., Пилипер Д.В.

В статье рассматривается такой вопрос как – изучение студентами производства ситца и набивных платков в мануфактурах России XIX-XX вв. при прохождении учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков на примере коллекции Сергиево-Посадского государственного ис-торико-художественного музея-заповедника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASSING TRAINING ON OBTAINING PRIMARY PROFESSIONAL SKILLS AND ON THE EXAMPLE OF MUSEUM SAMPLES OF SITZE-PADDED PRODUCTION IN RUSSIA

The article discusses such a question as studying by students of the production of Citz and stuffed handker-chiefs in the manufactures of Russia XIX-XX centuries. When studying training practices for the receipt of primary professional skills and skills on the example of a collection of the Sergiev Posad State Historical and Art Museum-Reserve.

Текст научной работы на тему «ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗЦОВ СИТЦЕ-НАБИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ»

науки и практики в современных условиях. материалы VIII Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». Москва, 2017. С. 77-81.

5. Терехова Г.В. Формирование аспектов методологической культуры школьника-исследователя на основе ТРИЗ. В сборнике: Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. материалы Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство по образованию; Государственное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет». Челябинск, 2009. С. 141-142.

6. Федосова А.А. Моделирование процесса развития информационной культуры исследователя в библиотеке учреждения высшего образования // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 4 (38). С. 153-160.

PASSING TRAINING ON OBTAINING PRIMARY PROFESSIONAL SKILLS AND ON THE EXAMPLE OF MUSEUM SAMPLES OF SITZE-PADDED PRODUCTION IN RUSSIA

Kryuchkov E.,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Picture,

Moscow State Regional University, Faculty of Fine Arts and Folk Crafts Umanova A.,

Associate Professor of the Department of Folk Art Crafts, Moscow State Regional University, Faculty of Fine Arts and Folk Crafts Piliper D.

Associate Professor of the Department of Folk Art Crafts, Moscow State Regional University, Faculty of Fine Arts and Folk Crafts

ПРОХОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЙНЫХ ОБРАЗЦОВ СИТЦЕ-НАБИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Крючков Е.М.,

кандидат пед. наук, доцент кафедры рисунка, Московский государственный областной университет, Факультет изобразительного искусства и народных ремесел

Уманова А.И.,

доцент кафедры народных художественных ремесел, Московский государственный областной университет, Факультет изобразительного искусства и народных ремесел

Пилипер Д.В.

доцент кафедры народных художественных ремесел, Московский государственный областной университет, Факультет изобразительного искусства и народных ремесел

Abstract

The article discusses such a question as - studying by students of the production of Citz and stuffed handkerchiefs in the manufactures of Russia XIX-XX centuries. When studying training practices for the receipt of primary professional skills and skills on the example of a collection of the Sergiev Posad State Historical and Art MuseumReserve.

Аннотация

В статье рассматривается такой вопрос как - изучение студентами производства ситца и набивных платков в мануфактурах России XIX-XX вв. при прохождении учебной практики по получению первичных профессиональных умений и навыков на примере коллекции Сергиево-Посадского государственного ис-торико-художественного музея-заповедника.

Keywords: practice for receiving primary professional skills and skills, decorative and applied arts, students, siece-printed scarves, composition, border, furniture, manufactory, technology.

Ключевые слова: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, декора-

тивно-прикладное искусство, студенты, ситце-набивные платки, композиция, кайма, средник, мануфактура, технология.

При обучении студентов на факультете ИЗО и НР МГОУ отделения ДПИ (54.03.02), большое значение уделяется прохождению практик. Одной из первых является «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков». Практика проводится в соответствии с учебными планами в целях приобретения студентами практических навыков работы, углубления и закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения. Целью учебной практики по получению профессиональных умений и навыков является изучение основных методов, принципов и приемов проектирования в декоративно-прикладном искусстве. Технология работы в различных техниках по видам и подготовка к целостному выполнению функции художника ДПИ. Основными задачами практики по получению первичных профессиональных умений и навыков являются:

- сформировать у студентов представления о специфике изображения художественной природы декоративно-прикладного искусства, способствовать освоению основных принципов декоративного творчества;

- раскрыть важнейшие этапы развития декоративно-прикладного искусства, побуждать студентов к постоянному аналитическому изучению наследия традиционных ремесел;

- сформировать у студентов представления о структуре выразительных средств художественной технологии декоративно-прикладного искусства и закономерностях их влияния на характер творческого процесса, создания декоративных произведений;

- сформировать у студентов практические умения и навыки, качественной художественной обработки материалов декоративно-прикладного искусства;

- развить у обучающихся умение творчески использовать принципы декоративной деятельности средствами художественного языка, декоративно -прикладного искусства.

В результате прохождения Учебной практики по получению профессиональных умений и навыков студент отделения декоративно-прикладного искусства должен освоить ряд компетенций, в том числе:

ОК-3: Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала.

ПК-2: Способность создавать художественно -графические проекты изделий, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, индивидуального и интерьерного значение и воплощать их материале.

Декоративно-прикладное искусство представляет собой творческую деятельность, объединяющую в процессе проектирования достижения различных областей человеческой деятельности искусства, конструирования, технологии, экономики,

социологии - и направленную на создание эстетически совершенных и высококачественных серийных и уникальных изделий.

В соответствии с подготовкой художник декоративно-прикладного искусства может выполнять проектную, аналитическую экспериментально- исследовательскую, производственно-управленческую педагогическую и другие виды профессиональной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности художника декоративно-прикладного искусства является произведение искусства различного назначения, предмета культурно-бытового назначения, витражи, декоративная пластика, резьба, керамика, батик и так далее.

Для достижения этой цели в процессе прохождения практики необходимо посещение музеев декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, одним из ярких представителей, которых является Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Очень полезной для изучения народного искусства студентами отделения ДПИ является музейная коллекция ситце-набивных платков. Начало коллекции было положено специалистами музея народных художественных ремесел, отобравшими в 1940-е годы на ситце-набивных фабриках, некоторое число образцов. Среди них наиболее интересна группа Ка-рабановских платков из 87 предметов, которая очевидно была частью ассортиментного кабинета бывшей Троицко-Александровской мануфактуры. Основная часть платков музейного собрания привезена экспедициями по сбору и изучению произведений народного искусства 1970-90 годов, связанными с художественной культурой русского крестьянства, она отражает то направление ситценабивного производства, которое было предназначено «народным» слоям.

Платки изготавливались вручную способом нанесения на хлопчатобумажную ткань набивного рисунка при помощи деревянных досок «монер», обычно это был индийский или английский миткаль - такие платки считались модной и дорогой новинкой и были доступны высшим слоям населения.

С появившейся в 1847г на фабрике Посылиных в Шуе пирротины, началась механизация ситценабивного производства. Одновременно шла замена дорогостоящих привозных тканей отечественными, вырабатывавшимися на российских мануфактурах.

Позднее, благодаря развитию химического производства, был изобретен краситель анилин, который гораздо лучше держался на ткани, что способствовало удешевлению в изготовлении набивных платков. К концу XIX в. набивные ситцы стали широко продаваться и в простонародной среде. Особенно любимыми были платки и шали, что объ-

ясняется древним обычаем, согласно которому замужняя женщина не могла выйти «на люди» «простоволосой», т. е. без головного убора.

До сих пор в русских селах сохранились особые названия платков: ярко-красные, наиболее праздничные, назывались «французскими», «заграничными», «александрийскими», с бледно-коричневым фоном «Дымовыми» и «глинистыми». Черные платки с белым узором предназначались к траурным костюмам и носили название «молчанских» или «монашечих» и т. д.

Крестьянки Рязанской губернии часто предпочитали ярко-желтые платки, а пензенские, тамбовские красные и «глинистые». Центр, юг России и Поволжье явились местом распространения «кубовых» платков, известных иногда под названием «дикосовых».

На всех крупных производствах были свои «рисовальни» со специально подобранным штатом художников. Так, на Трехгорной мануфактуре Прохоровых к началу XX столетия ежегодно 12 рисовальщиками и 5 учениками вырабатывалось до 800 различных рисунков, которые в граверной мастерской переводились на манеры или валы.

Мануфактуры выпускали специально подобранные альбомы с пронумерованными образцами. Развитие производства достигло такого высокого уровня, что русские ситцы и платки участвуя в международных выставках, стали получать наивысшей награды.

На рубеже XIX - начала XX веков в число крупнейших производств входила Трехгорная мануфактура, основателями которой были В. И. Прохоров и Ф. И. Резанов. Она всегда оставалось «чисто русской» фабрикой с русскими колористами и мастерами изделия фабрики, по мнению. По мнению современников, выгодно отличались частотой рисунка, яркостью колорита, выразительностью силуэтов и новизной. Учитывая то, что основное производство платков и шалей было ручным, в изделиях преобладали природные формы и мотивы. И лишь позже стали появляться боли, фантазийные очертания и орнаментальной композиции, середина 19 века в связи с широким применением в русском костюме, кружево платках и шалях появляется его имитация в каймах и орнаментальных полосах. Классическим построением орнаментальной композиции платков стало двоеточие, размещение по краю широкой, цветочные гирлянды, каймы и наполненный ритмически уравновешенными букетами, листьями или ветками середины. Все элементы были графически, четко проработаны, объем цветов и листвы достигался с помощью тональных колористических градаций фон имел интенсивно окраску.

Достаточно широко в собрании музея представлена коллекция ситцевых платков Троицко-Александровской мануфактуры Барановых она находила в селе Карабаново Александровского уезда Владимирской губернии и начала свою историю с 1846 года, когда Федор Баранов построил фабрику и начал производить крашение кумача,

набивные платки, рубашечные ситцы. В производстве активно использовался красный «андриаполь-ский» цвет, который присутствовал в каждом элементе узора и тем самым объединял фон, средник и орнаментальной кайму. Одним из характерных черт барановских платков является присутствие геометрических и восточных огуречных мотивов. По композиционному решению изделия барановских ситцев можно разделить на несколько групп: классическая компоновка с орнаментальной каймой и плотно заполненным средником; гладко окрашенный средних с небольшими букетами по углам; активно динамичный средник с дробными элементами и уравновешенной спокойной каймой; равномерно раскиданные группы узоров из цветов, вазонов и фруктов, связанных между собой витыми шнурками, лентами, колосьями и кружевами, которые использовались для обивки мебели и оформления интерьера.

Вплоть до начала ХХ века несмотря на усовершенствованный механический труд печати на мануфактуре сохранялись узоры, характерные для народных набивных тканей.

Большой вклад в развитие ситценабивного производство внесли братья Посылины, которым в конце XVIII века принадлежало ткацко-набивное заведение в Шуе. Степан и Алексей Посылины стали впервые использовать в производстве пирротин для окраски изделий, что позволило разнообразить цвет фона, в ситцах. Появился глубоко-синий «кубовой» фон, а рисунок стал более упрощенным и обобщенным, так как вместо деревянных набивных досок «манер» они стали активно использовать ситца печатные валы.

Мануфактура братьев Рубачевых, которая также богато представлена в собрании музея выделяется множеством вариантов использования восточного огурца, композиции из которых выполнялись по синим, зеленым, красным, коричневым и черным фонам. Из «огурцов» то составлялась гирлянда каймы, то они складывались в многолепестковый цветок, то являлись бутоном сказочного цветка. «Огуречные» фигуры заполнялись букетами и венками мелких стилизованных, а иногда и геометризированных цветов и окружались причудливо перевивающимися водорослями, пальмовидными мотивами, растительными побегами с усиками, завитками, опахалами, листьями чертополоха.

Орнаментальное решение средников этих платков вновь возвращает нас к узорам народных набивных тканей XVIII в. Это могут быть линейно расположенные листья или простые цветы, заключенные в квадраты. На одном из платков тонкий графический рисунок средника составлен из фантазийных букетов цветов и плодов с листьями аканта, помещенных в фигурные медальоны. Узор каймы при этом напоминает древнерусские орнаменты книжных заставок.

Увлечение русского общества конца XIX столетия отечественной историей и культурой вызвало к жизни обращение к орнаментальному богатству произведений искусства прошлого. Так, на кайме

одного платка гирлянда кленовых листьев соединяется причудливо изогнутыми завитками, напоминающими просечные узоры кованых ларцов Великого Устюга XVII в.

Особый интерес представляет платок, на гладкокрашеном бордовом фоне которого черно-белая кайма из зигзагообразных, равномерно расположенных полос создает ощущение сжатой пружины. Здесь нашел отражение стиль модерн предреволюционного десятилетия с его интересом к эстетизации технических форм, наблюдавшийся во всех видах прикладного искусства.

Собрание ситценабивных платков XIX — начала XX вв. Сергиево-Посадского музея-заповедника позволяет проследить стилистические изменения орнамента платков ручной и механической печати, в значительной степени определяемые техническим прогрессом и требованиями спроса.

Отличаясь известной полнотой, оно раскрывает некоторые особенности ситценабивного производства крупнейших мануфактур Москвы и Владимирской губернии. В этом отношении особенно ценна коллекция карабановских платков, дающая яркое представление о разнообразии ассортимента и высоком уровне производства Троицко-Александровской мануфактуры с конца XIX в. до 1920-х гг.

Таким образом при ознакомлении с особенностями ситценабивных промыслов, студенты изучают историю возникновения и развития народного искусства, технику исполнения, особенности сти-

лизации в народном искусстве, виды и использование орнаментальных рядов, что способствует дальнейшему профессиональному росту и становлению, как художника декоративно-прикладного искусства.

Приобретенные знания студенты используют в различных мастерских факультета ИЗО и НР МГОУ, что отражает общее направление кафедры Народных художественных ремесел - возрождение русского искусства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексахин Н. Н. «Теоретические основы народных художественных ремесел и дизайна», учебное-методическое пособие, М., 2001.

2. Гильман Р. А. «Художественная роспись тканей: учебное пособие для вузов», М., Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2008.

3. Ломов С. П. Проблематика современного реалистического искусства с позиций участников образовательного пространства и целеполагания студентов художественно-графических факультетов / С. П. Ломов, М. В. Галкина, П. Д. Чистов // Искусство и образование. - 2019. -№ 1. - С. 77-85.

4. Соболев Н. П. «Набойка в России и способы работы», М., 1996.

5. Уманова А. И., Фомина Е. В. «Влияние современных тенденций развития народных промыслов на обучение студентов декоративно-прикладному искусству». Национальная ассоциация ученых. 2015. N 5-3 (10). с. 83-86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.