Научная статья на тему 'Прогулки осужденных в законодательстве постсоветских государств'

Прогулки осужденных в законодательстве постсоветских государств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОДЕКС / ЗАКОН / ГОСУДАРСТВА ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ИСПОЛНЕНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / МОДЕЛЬНЫЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС СНГ / ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫХ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ / ГАРАНТИРОВАННАЯ МИНИМАЛЬНАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛКИ / УВЕЛИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПРОГУЛКИ В КАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ / CODE / LAW / STATES OF THE FORMER SOVIET UNION GOVERNING / THE EXECUTION OF CRIMINAL SENTENCES / CIS MODEL CORRECTIONAL CODE / WALKS OF CONVICTS / PLAYING SPORTS IN THE OPEN AIR / GUARANTEED MINIMUM WALKING TIME / INCREASED WALK TIME AS A MEASURE OF ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

Предмет исследования уголовно-исполнительное законодательство стран постсоветского пространства. В научной статье применялись следующие методы исследования: общенаучные анализ и синтез, системно-структурный, формально-логический и частнонаучные сравнительно-правовой, лингвистический, аксиологический. Исследование проведено по ряду критериев (параметров), отражающих различные аспекты права осужденных на прогулку. К числу таковых отнесены: локализация законодательного закрепления рассматриваемого права, взаимосвязь прогулок с физическими упражнениями на открытом воздухе, продолжительность прогулок, время и место их проведения, увеличение времени прогулок в качестве меры поощрения, а также возможность досрочного прекращения прогулки в случае нарушения осужденным установленных правил. Получены следующие результаты исследования краеугольные элементы права осужденных на прогулки в УИК и КИН стран СНГ, основанные на положениях Модельного Уголовно-исполнительного кодекса СНГ, и, за исключением Исполнительного кодекса Молдовы, фактически идентичны. Напротив, регламентация прогулок в кодексах (законах) других трех стран постсоветского пространства (Грузии, Латвии и Эстонии) разительно отличается как от норм кодексов стран СНГ, так и друг от друга. Отдельные положения УИК и КИН стран постсоветского пространства заслуживают внимания и дополнительного изучения на предмет включения их в УИК РФ. К таким аспектам относятся: включение в число основных прав осужденных права на занятие физической культурой и спортом, а также возможность физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок; установление в качестве общего правила для всех категорий осужденных, включая нарушителей, гарантированной минимальной продолжительности прогулки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION OF THE POST-SOVIET STATES REGARDING WALKS OF THE CONVICTS

The subject of the study is the penal legislation of the post-Soviet countries. The following research methods were used in this article: general scientific such as analysis and synthesis, systemic-structural, formal-logical and specific scientific comparative-legal, linguistic, axiological. The study was conducted on several criteria (parameters), reflecting various aspects of the right of convicts to walk. Among these are: localization of the statutory recognition of this right, the relationship between walking and physical exercises in the open air, the duration of the walks, the time and place of their holding, the increase in the time of walking as an incentive, and the possibility of early termination of the walk in case of violation of the established rules by convicts. The following research results were obtained principal points of the right of convicts to walk in penal institutions of the CIS are based on the provisions of the CIS Model Correctional Code, and, except for the Moldovan Executive Code, are virtually identical. On the contrary, the regulation of walks in the Codes (laws) of the other three countries of the post-Soviet territory (Georgia, Latvia, and Estonia) is very different from the CIS Codes and each other. Certain provisions of Correctional Codes of post-Soviet countries deserve attention and additional study as possible additions to the Correctional Code of the Russian Federation. Such aspects include the inclusion of the right to physical exercise as the basic right of convicts, as well as the possibility of physical exercises in the open air during walks; a guaranteed minimum duration of the walk for all categories of convicts, including violators, as a general rule.

Текст научной работы на тему «Прогулки осужденных в законодательстве постсоветских государств»

9. Samishchenko. S. I. Ponyatie pravonarushenij po sovetskomu zakonodatel'stvu [The concept of offenses under Soviet law]. Moscow, Legal Literature, 1963. 263 p.

10. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law] / ed. V. D. Perevalov. Moscow, 2004. 428 p.

11. Huzhin, A. M. Ob"ektivno-protivopravnoe povedenie v rossijskom prave [Objectively wrongful conduct in Russian law] : candidate of law thesis abstract. Nizhny Novgorod, 2000. 23 p.

12. Cherdancev, A. F. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Moscow, 2002. 432 p.

Сведения об авторе

Новиков Егор Евгеньевич: Университет ФСИН России (Санкт-Петербург, г. Пушкин, Российская Федерация), доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: mavr-85@mail.ru

Information about the author

Novikov Egor Evgen'evich: the University of FPS of Russia (St. Petersburg, Pushkin, Russia), associate professor of the Chair of Criminal Law Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: mavr-85@mail.ru

УДК 343.827

А. А. Павленко

ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ПОСТСОВЕТСКИХ ГОСУДАРСТВ

Предмет исследования — уголовно-исполнительное законодательство стран постсоветского пространства. В научной статье применялись следующие методы исследования: общенаучные — анализ и синтез, системно-структурный, формальнологический и частнонаучные — сравнительно-правовой, лингвистический, аксиологический.

Исследование проведено по ряду критериев (параметров), отражающих различные аспекты права осужденных на прогулку. К числу таковых отнесены: локализация законодательного закрепления рассматриваемого права, взаимосвязь прогулок с физическими упражнениями на открытом воздухе, продолжительность прогулок, время и место их проведения, увеличение времени прогулок в качестве меры поощрения, а также возможность досрочного прекращения прогулки в случае нарушения осужденным установленных правил.

Получены следующие результаты исследования — краеугольные элементы права осужденных на прогулки в УИК и КИН стран СНГ, основанные на положениях Модельного Уголовно-исполнительного кодекса СНГ, и, за исключением Исполнительного кодекса Молдовы, фактически идентичны. Напротив, регламентация прогулок в кодексах (законах) других трех стран постсоветского пространства (Грузии, Латвии и Эстонии) разительно отличается как от норм кодексов стран СНГ, так и друг от друга.

Отдельные положения УИК и КИН стран постсоветского пространства заслуживают внимания и дополнительного изучения на предмет включения их в УИК РФ. К

© Павленко А. А., 2020 © Pavlenko A. A., 2020

таким аспектам относятся: включение в число основных прав осужденных права на занятие физической культурой и спортом, а также возможность физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок; установление в качестве общего правила для всех категорий осужденных, включая нарушителей, гарантированной минимальной продолжительности прогулки.

Ключевые слова: кодекс; закон; государства постсоветского пространства; исполнение уголовных наказаний; Модельный Уголовно-исполнительный кодекс СНГ; прогулки осужденных; физические упражнения на открытом воздухе; гарантированная минимальная продолжительность прогулки; увеличение времени прогулки в качестве меры поощрения.

A. A. Pavlenko

LEGISLATION OF THE POST-SOVIET STATES REGARDING WALKS

OF THE CONVICTS

The subject of the study is the penal legislation of the post-Soviet countries. The following research methods were used in this article: general scientific such as analysis and synthesis, systemic-structural, formal-logical and specific scientific — comparative-legal, linguistic, ax-iological.

The study was conducted on several criteria (parameters), reflecting various aspects of the right of convicts to walk. Among these are: localization of the statutory recognition of this right, the relationship between walking and physical exercises in the open air, the duration of the walks, the time and place of their holding, the increase in the time of walking as an incentive, and the possibility of early termination of the walk in case of violation of the established rules by convicts.

The following research results were obtained — principal points of the right of convicts to walk in penal institutions of the CIS are based on the provisions of the CIS Model Correctional Code, and, except for the Moldovan Executive Code, are virtually identical. On the contrary, the regulation of walks in the Codes (laws) of the other three countries of the postSoviet territory (Georgia, Latvia, and Estonia) is very different from the CIS Codes and each other.

Certain provisions of Correctional Codes of post-Soviet countries deserve attention and additional study as possible additions to the Correctional Code of the Russian Federation. Such aspects include the inclusion of the right to physical exercise as the basic right of convicts, as well as the possibility of physical exercises in the open air during walks; a guaranteed minimum duration of the walk for all categories of convicts, including violators, as a general rule.

Keywords: code; law; states of the former Soviet Union governing; the execution of criminal sentences; CIS Model Correctional Code; walks of convicts; playing sports in the open air; guaranteed minimum walking time; increased walk time as a measure of encouragement.

Прогулки осужденных к лишению свободы являются важным элементом отбывания наказания для лиц, лишенных доступа к открытому воздуху. Пребывание на свежем воздухе имеет большое значение как для физического, так и для психического здоровья осужденных.

В этой связи полагаем значимым изучение зарубежного опыта в рассмат-

риваемой сфере. Предметом настоящего исследования выбрано уголовно-исполнительное законодательство стран постсоветского пространства (далее — стран ПСП). Интерес к очерченному предмету обусловлен общей историко-правовой базой этих государств. Считаем необходимым обозначить пределы нашего исследования — оно ограничено изу-

чением совокупности правовых норм, регулирующих прогулки осужденных, закрепленных в Кодексах (законах) государств ПСП, регламентирующих исполнение уголовных наказаний. Анализ элементов структуры права осужденных на прогулку в российском законодательстве, а также положения международных стандартов обращения с осужденными в указанной сфере были рассмотрены нами в другой работе [2, с. 140-152], и повторно обращаться к этим источникам представляется нецелесообразным.

Кодексы (законы) исполнения наказаний стран постсоветского пространства представлены: Уголовно-исполнительными кодексами Армении 2004 г., Беларуси

1999 г., Казахстана 2014 г., Кыргызстана 2017 г., России 1996 г., Узбекистана 1997 г., Туркменистана 2011 г., Украины 2003 г.; Кодексами об исполнении наказаний Азербайджана 2000 г. и Латвии 1997 г.; Кодексом исполнения уголовных наказаний Таджикистана 2001 г., Исполнительным кодексом Молдовы 2004 г., Законом Грузии «Кодекс о заключении под стражу» 2010 г., Законом Эстонской Республики о тюремном заключении

2000 г. (далее — УИК и КИН стран ПСП, Кодексы стран ПСП) (тексты всех Кодексов стран ПСП приведены по ИС «Параграф». URL: http://online.zakon.kz, дата обращения — 11.12.2019). Приходится с сожалением констатировать, что не удалось получить доступ к тексту Уголовно-исполнительного кодекса Литовской Республики.

Среди государств ПСП важно выделить еще одну общность стран — участников Содружества Независимых Государств (СНГ). Необходимо отметить, что говоря о странах, входящих в СНГ, мы опираемся на позицию Исполнительного Комитета СНГ, включающего в Содружество 11 государств, из которых 9: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Узбекистан, Таджикистан — действительные члены; Туркменистан — ассоциированный член; Украина — государство со спорным статусом в СНГ (см. Исполни-

тельный комитет СНГ: официальный сайт. URL: http://www.cis.minsk.by (дата обращения: 14.01.2020).

Подобный подход обусловлен единообразной правотворческой деятельностью в сфере борьбы с преступностью, включая законодательство об исполнении уголовных наказаний, которой придают большое значение государства — участники СНГ. Конкретным проявлением сказанного является постановление Межправительственной Ассамблеи государств — участников СНГ от 28.10.1994 «О правовом обеспечении интеграционного развития Содружества Независимых Государств», в соответствие с которым принят Модельный Уголовно-исполнительный кодекс (02.11.1996), имеющий рекомендательный характер для правотворческих органов государств-участников СНГ (далее — модельный УИК СНГ).

Сравнительно-правовое исследование будет проведено по ряду критериев (параметров), отражающих различные аспекты права осужденных на прогулку. К числу этих параметров отнесены: локализация законодательного закрепления рассматриваемого права, взаимосвязь прогулок с физическими упражнениями на открытом воздухе, продолжительность прогулок, время и место их проведения, увеличение времени прогулок в качестве меры поощрения, а также возможность досрочного ее прекращения в случае нарушения осужденным установленных правил.

В качестве первого критерия исследования рассмотрим локализацию законодательного закрепления рассматриваемого права. Одиннадцать из четырнадцати Кодексов ПСП содержат отдельные статьи, регламентирующие прогулки осужденных. Раскрывая содержание этого элемента права на прогулки, предлагаем разделить УИК и КИН стран ПСП на три группы.

В двух странах постсоветского пространства — Армении и Грузии (первая группа) прогулки отнесены к основным правам осужденных и включены в главы

«Правовое положение осужденных» Общей части Кодексов. Однако место раскрытия содержания данного права в этих государствах различно. В Кодексе о заключении под стражу Грузии право ежедневной прогулки перечислено среди прав обвиняемых и осужденных (п. ж) ч. 1 ст. 14), в эту же главу Общей части Кодекса включена и ст. 25 (Прогулки). В УИК Армении прогулка на открытом воздухе закреплена как элемент права осужденного на отдых (вместе с восьмичасовым ночным сном) и указана в качестве альтернативы физическим упражнениям (п. 10 ч. 1 ст. 12). Содержание самого права на прогулку приведено в главе 15 «Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях» Кодекса Армении (ст. 78).

Вторую группу составляют девять стран (Азербайджан, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), в Кодексах которых статьи, посвященные прогулкам осужденных, содержатся в главах, раскрывающих условия отбывания лишения свободы. Отметим, что все эти страны (наряду с Арменией и Украиной) входят в СНГ, и подобная локализация рассматриваемых норм соответствует подходу Модельного УИК СНГ (ст. 89).

В связи с колонийским (лагерным) типом уголовно-исполнительной системы России данный вариант представляется наиболее органичным. Это обусловлено тем, что право на прогулки — это специфическое право определенной (небольшой) части осужденных, лишенных свободного доступа к открытому воздуху. В связи с этим вполне обосновано, что данное право осужденных не определено среди основных (ст. 12 УИК РФ). Подобной точки зрения придерживаются и авторы проекта Общей части нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, также не посчитавшие необходимым включение права на прогулки в перечень прав, обозначенных в главе 5 Проекта «Правовой статус осужденных, отбывающих наказания и

иные меры уголовно-правового характера» [1, с. 48-65].

И, наконец, третью группу образуют три государства, в законодательстве которых отсутствуют подобные обособленные статьи, а именно — Латвия, Эстония и Украина. Вместе с тем, Кодексы этих государств все же содержат упоминания о прогулках осужденных: так, в УИК Украины это несколько статей главы 17 «Условия отбывания наказания в колониях», в Кодексе Латвии об исполнении наказаний — статьи главы 7 «Режим в учреждениях лишения свободы». В Законе Эстонской Республики о тюремном заключении прогулки на свежем воздухе отнесены к составляющей общего физического состояния заключенного и включены в раздел 5 «Бытовые условия и охрана здоровья в тюрьме» главы 2 «Исполнение наказания в виде лишения свободы».

Следующим значимым аспектом Кодексов стран ПСП полагаем взаимосвязь прогулок осужденных с возможностью физических упражнений на открытом воздухе для них. По этому критерию УИК и КИН стран ПСП разделяются на четыре группы. Первую из них образуют Кодексы Армении и Латвии, предусматривающие физические упражнения (спортивные игры) в качестве альтернативы прогулкам.

Во вторую группу включим Грузию, Беларусь и Азербайджан, в которых право на занятие физической культурой и спортом включено в число основных прав осужденных. К этой же группе, правда с оговоркой, можно также отнести и Армению, где, как уже упоминалось, физические упражнения — составная часть основного права осужденного на отдых. Необходимо отметить, что в Кодексе Грузии (п. в) ч. 1. ст. 14) право осужденных принимать участие в спортивных мероприятиях объединено с возможностью участвовать в культурных, воспитательных и религиозных мероприятиях.

В третью группу входят УИК и КИН Латвии, Молдовы, Украины и Эстонии, в которых статьи, посвященные физическим упражнениям осужденных, содер-

жатся в главах, раскрывающих условия отбывания лишения свободы. В Кодексах Молдовы, Украины и Эстонии рассматриваемые положения содержатся в нормах, регулирующих прогулки. В УИК Украины (ч. 1 ст. 107) право осужденных заниматься физической культурой и спортом объединено с правом принимать участие в работе самодеятельных организаций и кружков социально полезной направленности. Это обстоятельство сближает, по нашему мнению, рассматриваемые положения Кодексов Украины и Грузии.

В Исполнительном кодексе Молдовы требование по созданию осужденным в пенитенциарных учреждениях условий для занятия спортом включено в статью «Медицинское обслуживание в пенитенциарных учреждениях» (ч. 4 ст. 231). Схожий подход наблюдается и в Законе Эстонии о тюремном заключении (ст. 55), где, как указывалось выше, прогулки на свежем воздухе вместе с обеспечением заключенному возможности для занятий физической культурой отнесены к бытовым условиям и охране здоровья в тюрьме.

И, наконец, четвертую группу стран ПСП, в УИК и КИН которых не упоминается о праве осужденного на занятия спортом, образуют оставшиеся шесть государств — Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а также Модельный УИК СНГ.

Приходится в очередной раз констатировать, что подобная ситуация в России является пробелом правового регулирования [4]. Необходимость профилактики гиподинамии в пенитенциарных учреждениях отражена и в международных стандартах обращения с заключенными. Так, Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (далее — ЕПП) содержат правило 27 «Физические упражнения и досуг», включающее в себя семь частей. П. 27.1 ЕПП гласит: «Каждый заключенный должен иметь возможность ежедневно не менее часа в день заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе, если позволяет погода». При неблагоприятной погоде следует предусмотреть иные воз-

можности для занятия физическими упражнениями (п. 27.2). Должным образом организованные мероприятия по поддержанию физической формы и предоставление возможностей для занятия физическими упражнениями и досуга являются неотъемлемой составной частью внутреннего режима. Администрация пенитенциарных учреждений способствует таким занятиям, предоставляя соответствующие сооружения и оборудование.

В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манде-лы) 2015 г. (далее — ПНМ) рассматриваемые положения включены в п. 23 «Физические упражнения и спорт». Содержание п. 23.1 ПНМ в целом схоже с п. 27.1 ЕПП: «Каждый заключенный, не занятый работой на свежем воздухе, имеет ежедневно право по крайней мере на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода». Также необходимо отметить и позицию Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, который неоднократно обращался к данному вопросу [6]. Прежде всего, Комитет определяет минимальную продолжительность такого пребывания — «по крайней мере один час каждый день для заключенных, которые не получают достаточной физической нагрузки в ходе работы» (п. 48 второго Общего доклада ЕКПП (СРТ/М (1992) 3), пример «Деятельность вне помещений» доклада «Размер личного пространства на одного заключенного в пенитенциарном учреждении: стандарты ЕКПП» (СРТ/М (2015) 44)).

В этой связи, реализуя рекомендации международных стандартов, предлагаем рассмотреть вопрос о законодательном закреплении в ст. 12 УИК РФ среди основных право осужденных на занятия физической культурой и спортом. Далее в ст. 93 Кодекса предусмотреть возможность физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок осужденных, а в подзаконных нормативных пра-

вовых актах — определить минимальный перечень оборудования прогулочного двора для таких занятий. На необходимость во вновь разрабатываемых проектах нормативных актов предусматривать расширение площади прогулочных дворов и размещение в них спортивных снарядов и приспособлений с учетом предотвращения возможностей побега и нанесения телесных повреждений окружающим указывал и И. Н. Соловьев [5].

Третьим критерием анализа права на прогулки осужденных в странах ПСП выступает ее продолжительность. И в этом случае рассматриваемые УИК и КИН целесообразно разделить на группы. Первой из них будет группа Кодексов, устанавливающих в качестве общего правила для всех категорий осужденных, включая и нарушителей, гарантированную минимальную продолжительность прогулки. Подобные нормы, с некоторыми особенностями формулировок, имеются в кодексах Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Молдовы и Эстонии (все по 1 часу). Данный подход считаем наиболее обоснованным.

К указанным странам с оговоркой можно отнести и Узбекистан, в УИК которого (ст. 79-1) этот минимум установлен в два часа, но это правило не распространяется на осужденных, содержащихся в дисциплинарных отделениях. По факту минимальная продолжительность прогулки в Узбекистане установлена в тюрьмах и также составляет один час (ст. 123 УИК).

Во вторую группу объединены государства, кодексы которых содержат бланкетные нормы, отсылающие к статьям УИК и КИН, устанавливающим продолжительность прогулки для конкретных категорий осужденных, как правило, находящихся в помещениях для нарушителей. В эту группу вошли шесть стран: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, а также Модельный УИК СНГ. В Беларуси (ст. 114 УИК) осужденным, водворенным в штрафной изолятор, прогулки вообще не предоставляются, а осужденные, пере-

веденные в помещения камерного типа или в одиночные камеры в порядке взыскания, имеют право совершать ежедневную прогулку продолжительностью тридцать минут. Из всех стран ПСП — это самый жесткий подход. В Кодексах остальных пяти стран этой группы и Модельном УИК СНГ по факту минимальная продолжительность прогулки также составляет один час.

Третью группу образует УИК Украины, где, как уже упоминалось ранее, не только отсутствует обособленная статья, регламентирующая прогулки осужденных, но и вообще не установлены общие требования к проведению прогулок. Вместе с тем, в УИК Украины минимальная продолжительность прогулки тоже составляет один час (ст. 134 и 140).

Четвертым критерием сравнительного анализа права на прогулки осужденных в странах ПСП полагаем возможность увеличения времени прогулок в качестве меры поощрения. Такая возможность предусмотрена в семи из четырнадцати Кодексов рассматриваемых государств — Азербайджана, Армении, Беларуси, России, Таджикистана, Туркменистана, Украины. Во всех перечисленных государствах установлен и срок применения этой меры — до одного месяца.

Наиболее дифференцирован этот механизм применения подобной меры в России, о чем уже писали [2, с. 142-143]. В остальных из обозначенных стран применяются два способа увеличения времени прогулок. Первый способ состоит в предоставлении дополнительной прогулки до определенного времени. Таким способом данная мера поощрения применяется к осужденным в КИН Азербайджана (ст. 105.1.11) — до 1 часа осужденным, содержащимся в камерах в учреждениях по отбыванию наказания особого режима и тюрьмах, и УИК Беларуси (п. 8 ч. 1 ст. 110) — содержащимся в тюрьме на один час.

Второй способ — это указание времени уже увеличенной прогулки, с определением категорий осужденных, к которым данное увеличение времени прогул-

ки применяется. Таким способом формулируется рассматриваемая мера поощрения: в УИК Армении (п. 2 ч. 1 ст. 93) — до двух часов содержащимся в исправительном учреждении закрытого типа; КИН Таджикистана (п. ж) ч. 1 ст. 118) — содержащимся в колониях особого режима и в тюрьме — до двух с половиной часов в день; в УИК Туркменистана (п. 5 ч. 2 ст. 86) — содержащимся в тюрьмах на общем режиме, — до двух часов, на строгом режиме — до полутора часов; в УИК Украины (п. 11 ч. 1 ст. 130) — содержащимся в участках усиленного контроля колоний и помещениях камерного типа исправительных колоний максимального уровня безопасности, до двух часов.

Интересно отметить, что в УИК России используются оба эти способа. Первый способ — для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима и тюрьмах, время прогулки может быть увеличено на тридцать минут при хорошем поведении осужденного и наличии возможности. Еще раз оговоримся, что это не мера поощрения, а поощрительная норма для отрицательно характеризующихся осужденных [2, с. 143].

Второй способ выявляется при применении меры поощрения, предусмотренной п. з) ч. 1 ст. 113 УИК — увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях и тюрьмах, — до трех часов в день.

Необходимо отметить, что, хотя в Исполнительном кодексе Молдовы отсутствует увеличение времени прогулок в качестве меры поощрения, но в нем (единственном из УИК и КИН стран ПСП) имеется запретительная (гарантирующая) норма в этой сфере — применение дисциплинарных взысканий к осужденным не ограничивает, в том числе, право на ежедневные прогулки (ч. 2 ст. 246). Кроме того, в Кодексе Молдовы предусмотрено увеличение минимального времени ежедневной прогулки (не менее двух часов) отдельным категориям осужденных: несовершеннолетним, бе-

ременным женщинам и матерям, имеющим при себе детей, а также больным туберкулезом.

Пятым критерием сравнительного анализа права на прогулки осужденных в странах ПСП является возможность досрочного ее прекращения в случае нарушения осужденным установленных правил проведения. В большинстве рассматриваемых государств Кодексы делегируют Правилам внутреннего распорядка исправительных (пенитенциарных) учреждений определение порядка проведения прогулок. Досрочное прекращение прогулок предусмотрено в УИК и КИН восьми стран ПСП — Азербайджана, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, а также в Модельном УИК СНГ. Наличие указанной нормы в УИК России считаем обоснованной.

Следующим критерием сравнения права на прогулки осужденных в УИК и КИН стран ПСП считаем место проведения прогулок. Специальные требования к такому месту определены в десяти из четырнадцати Кодексов. На законодательном уровне не обозначены эти требования в Беларуси, Латвии, Украине и Эстонии. Среди Кодексов остальных государств наиболее часто встречается формулировка «специально оборудованная часть территории исправительного учреждения». Подобным образом указано в УИК Казахстана, Кыргызстана, России, Туркменистана, КИН Таджикистана и Модельном УИК СНГ. Все другие варианты формулировки представлены в единственном числе. Это: «на территории учреждения отбывания наказания в специально оборудованном месте для каждой закрытой комнаты или камеры отдельно» (Азербайджан), «специально предусмотренная для этого территория под открытым небом» (Армения), «специально отведенное в пенитенциарном учреждении место» (Молдова), «специально оборудованные прогулочные дворы» (Узбекистан), «места, отведенные для этого учреждением содержания под стражей (лишения свободы)» (Грузия).

По данному параметру формулировка положений УИК России представляется оптимальной, особенно с учетом детальной регламентации требования к оборудованию прогулочных дворов на подзаконном уровне [2, с. 147-148].

Седьмым критерием сравнительного анализа права на прогулки осужденных в странах ПСП определим время проведения прогулок. Нами уже обосновывалась необходимость проведения прогулок только в дневное время [2, с. 148]. Это правило нашло свое отражение в девяти Кодексах: Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Модельном УИК СНГ.

Таким образом, сравнительно-правовой анализ позволяет констатировать, что положения Модельного Уголовно-исполнительного кодекса СНГ основаны на проекте УИК Российской Федерации, принятого в дальнейшем. Соответственно, основные элементы права осужденных на прогулки в УИК и КИН стран СНГ, за исключением Исправительного кодекса Молдовы, фактически идентичны. Ранее нами уже отмечалось, что положения ИК Молдовы, регулирующие исполнение лишения свободы, принци-

пиально отличаются от кодексов других стран СНГ, и по своей структуре и содержанию максимально приближены к Европейским пенитенциарным правилам [3, с. 77-98]. В этой связи представляется спорной позиция П. В. Тепляшина, включающего уголовно-исполнительную систему Молдовы, наряду с УИС России, Украины и Белоруси, в славянский тип европейских пенитенциарных систем [7].

В свою очередь, положения, регламентирующие прогулки в Кодексах (законах) других трех стран постсоветского пространства (Грузии, Латвии и Эстонии), разительно отличаются как от норм УИК и КИН стран СНГ, так и друг от друга.

Отдельные положения Кодексов стран ПСП заслуживают внимания и дополнительного изучения на предмет включения их в УИК РФ. К таким аспектам относятся: включение в число основных прав осужденных права на занятие физической культурой и спортом, а также возможность физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок; установление в качестве общего правила для всех категорий осужденных, включая нарушителей, гарантированной минимальной продолжительности прогулки.

Литература

1. Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: результаты теоретического исследования / под ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Селиверстова. — М.: ИД «Юриспруденция», 2016. — 80 с.

2. Павленко, А. А. Прогулки осужденных: российская практика и международно-правовой подход // Вестник Кузбасского института. — 2019. — № 3 (40). — С. 140-152.

3. Павленко, А. А. Международные стандарты деятельности медицинского персонала пенитенциарных учреждений и их реализация в России и странах СНГ : монография / под ред. проф. В. А. Уткина. — Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2018. — 143 с.

4. Павленко, А. А., Яворская, В. П. Лечебная физкультура в местах лишения свободы: постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право : материалы Всерос. науч.-практ. конф-ции, Томск 10-11 октября 2019 г. / под общ. ред. заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. А.Уткина. — Выпуск 7. — Томск: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России, 2019. — С. 128134.

5. Соловьев, И. Н. О некоторых вопросах оптимизации размещения осужденных и лиц, содержащихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Российский следователь. — 2018. — № 10. — С. 26-28.

6. Стандарты ЕКПП Совет Европы: официальный сайт. — URL: http://www.coe.int/en/web/cpt/standards_RU (дата обращения: 26.01.2020).

7. Тепляшин, П. В. Славянский тип европейских пенитенциарных систем // Вестник Кузбасского института. — 2017. — № 3 (32). — С. 92-105.

References

1. Obshchaya chast' novogo Ugolovno-ispolnitel'nogo kodeksa Rossiyskoi Federatsii: rezu-l'taty teoreticheskogo issledovaniia [The general part of the new Criminal Executive Code of the Russian Federation: the results of a theoretical study]. Moscow, Publishing House "Jurisprudence", 2016. 80 p.

2. Pavlenko, A. A. Progulki osuzhdennykh: rossiyskia praktika i mezhdunarodno-pravovoi podkhod [Walks of convicts: Russian practice and the international legal approach] // Vestnik Kuzbasskogo Instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2019, no. 3 (40), p. 40-152.

3. Pavlenko, A. A. Mezhdunarodnye standarty deyatel'nosti meditsinskogo personala peni-tentsiarnykh uchrezhdeniy i ikh realizatsiya v Rossii i stranakh SNG [International standards of medical personnel in prisons and their implementation in Russia and the CIS countries] / ed. prof. V. A. Utkin. Tomsk, 2018. 143 p.

4. Pavlenko, A. A., Yavorskaya, V. P. Physical rehabilitation in prisons: problem statement [Lechebnaya fizkul'tura v mestakh lisheniia svobody: postanovka problemy] // Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Ugolovno-ispolnitel'naia sistema: pedagogika, psikhologiya i pravo" [Materials of All-Russian scientific-practical Conference "Criminal Executive System: pedagogy, psychology and law"]. Tomsk, 2019. P.128-134.

5. Soloviev, I. N. O nekotorykh voprosakh optimizatsii razmeshcheniia osuzhdennykh i lits, soderzhashchikhsia pod strazhei v uchrezhdeniiakh ugolovno-ispolnitel'noy sistemy [About some issues of optimizing the placement of convicts and persons detained in institutions of the penal system] // Rossiiskii sledovatel' [Russian Investigator], 2018, no. 10, p. 26-28.

6. Standarty YEKPP // Sovet Yevropy: ofitsial'nyi sayt [CPT standards // Council of Europe: official website]. URL: http://www.coe.int/en/web/cpt/standards_RU (accessed 1/26/2020).

7. Teplyashin, P. V. Slavianskii tip evropeiskikh penitentsiarnykh sistem [Slavic type European penitentiary systems] // Vestnik Kuzbasskogo Instituta [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2017, no. 3 (32), p. 92-105.

Сведения об авторе

Павленко Андрей Анатольевич: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы и правового обеспечения деятельности УИС, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: a.pav@list.ru

Information about the author

Pavlenko Andrei Anatolevich: Tomsk Institute of the Professional Development of Employees of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), аssociate рrofessor of the Chair of Execution of Punishments not Related to Deprivation of Liberty and Legal Support of the Correctional System, сandidate of law, аssociate рrofessor. E-mail: a.pav@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.