Научная статья на тему 'Прогулки осужденных: Российская практика и международно-правовой подход'

Прогулки осужденных: Российская практика и международно-правовой подход Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1526
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫХ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ СТРЕСС / УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА НА ПРОГУЛКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЩЕНИЯ С ОСУЖДЕННЫМИ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ / ОБОРУДОВАНИЕ ДВОРА ДЛЯ ПРОГУЛОК ОСУЖДЕННЫХ / WALKS OF CONVICTS / JAIL ENVIRONMENT STRESS / CONDITIONS OF THE RIGHT TO WALK / INTERNATIONAL STANDARDS FOR THE TREATMENT OF CONVICTS / PLAYING SPORTS IN THE OPEN AIR / EQUIPMENT YARD FOR WALKING CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павленко Андрей Анатольевич

Право на прогулки это специфическое право определенной части осужденных к лишению свободы, не имеющих свободного доступа к открытому воздуху. Анализ структуры этого права позволяет выделить в нем два компонента (основных функции) обеспечивающий (гарантирующий) и стимулирующий. Обеспечивающий компонент является реализацией принципа гуманизма и обеспечения минимума надлежащего («достойного») обращения с осужденными гарантий соответствующих условий содержания в ИУ. Второй компонент проявляется как стимул к правопослушному поведению осужденных, которое влечет за собой возможность увеличения времени прогулки в качестве либо меры, либо положительной оценки его поведения без применения меры. Содержание совокупности правовых норм, регулирующих прогулки осужденных, имеет ряд специфических черт: цель предоставления прогулок и их функциональное назначение, субъекты получения и условия возникновения этого права, периодичность, место и время проведения прогулок и, наконец, детально регламентированная процедура их проведения. В международных стандартах обращения с осужденными пребывание на свежем воздухе (прогулки) отдельно не рассматривается, а включено в разделы, связанные с физическими упражнениями. Более того, предоставление осужденным возможности заниматься физическими упражнениями является основной целью их нахождения на открытом воздухе. Реализуя рекомендации международных стандартов, предлагаем рассмотреть вопрос о законодательном закреплении в ст. 93 УИК РФ возможности физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок осужденных, а в подзаконных нормативных правовых актах определить минимальный перечень оборудования прогулочного двора для таких занятий. Кроме того, необходимо нормативно определить продолжительность прогулок осужденным, переведенным в СИЗО в порядке ст. 771 УИК РФ, а также оставленным в следственных изоляторах на срок не свыше шести месяцев для отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Walks of the convicted: russian practice and international legal approach

The right to outdoor activities is a specific right of a certain part of the convicted prisoners, denied free access to outdoors. By analyzing the structure of this right, two components (main functions) can be distinguished ensuring (guaranteeing) and stimulating. Ensuring component seeks to reflect the humanitarian principles and to provide a required («decent») treatment of prisoners guarantees of appropriate detention conditions in correctional institutions. The second component manifests itself as an incentive to law-abiding behavior on the part of prisoners, which leads to the possibility of extending the time for outdoor activities. Content of the body of law which regulates outdoor activities has several specific characteristics: the purpose of providing outdoor activities and their functionality, subjects for receiving and preconditions to these rights, frequency, venue, and timing of the outdoor activities and, finally, detailed regulations governing their carriage. International standards for the treatment of convicted persons do not specifically address outdoor activities (walks) as it is included in physical exercises sections. Moreover, principal differences in international legal approaches, compared with domestic ones, presents itself as an opportunity for outdoor exercise as the main incentive for outdoor activity. Following international standards, we propose to consider the institutionalization of the right to exercise outdoors in Art. 93 of the Penal Code of the Russia and define a minimum list of yard equipment needed for such activities in statutory regulations. In addition, it is necessary to define the duration of trips for convicts who have been transferred to the jail in accordance with Art. 771 Penal сode of the Russia, as well as those left in remand prisons for a term not exceeding six months to serve the sentence.

Текст научной работы на тему «Прогулки осужденных: Российская практика и международно-правовой подход»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

International law

УДК 343.828

А. А. Павленко

ПРОГУЛКИ ОСУЖДЕННЫХ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

Право на прогулки — это специфическое право определенной части осужденных к лишению свободы, не имеющих свободного доступа к открытому воздуху. Анализ структуры этого права позволяет выделить в нем два компонента (основных функции) — обеспечивающий (гарантирующий) и стимулирующий. Обеспечивающий компонент является реализацией принципа гуманизма и обеспечения минимума надлежащего («достойного») обращения с осужденными — гарантий соответствующих условий содержания в ИУ. Второй компонент проявляется как стимул к правопослушному поведению осужденных, которое влечет за собой возможность увеличения времени прогулки в качестве либо меры, либо положительной оценки его поведения без применения меры.

Содержание совокупности правовых норм, регулирующих прогулки осужденных, имеет ряд специфических черт: цель предоставления прогулок и их функциональное назначение, субъекты получения и условия возникновения этого права, периодичность, место и время проведения прогулок и, наконец, детально регламентированная процедура их проведения.

В международных стандартах обращения с осужденными пребывание на свежем воздухе (прогулки) отдельно не рассматривается, а включено в разделы, связанные с физическими упражнениями. Более того, предоставление осужденным возможности заниматься физическими упражнениями является основной целью их нахождения на открытом воздухе.

Реализуя рекомендации международных стандартов, предлагаем рассмотреть вопрос о законодательном закреплении в ст. 93 УИК РФ возможности физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок осужденных, а в подзаконных нормативных правовых актах определить минимальный перечень оборудования прогулочного двора для таких занятий. Кроме того, необходимо нормативно определить продолжительность прогулок осужденным, переведенным в СИЗО в порядке ст. 771 УИК РФ, а также оставленным в следственных изоляторах на срок не свыше шести месяцев для отбывания наказания.

Ключевые слова: прогулки осужденных; пенитенциарный стресс; условия возникновения права на прогулки; международные стандарты обращения с осужденными; физические упражнения на открытом воздухе; оборудование двора для прогулок осужденных.

© Павленко А. А., 2019 © Pavlenko A. A., 2019

A. A. Pavlenko

WALKS OF THE CONVICTED: RUSSIAN PRACTICE AND INTERNATIONAL LEGAL APPROACH

The right to outdoor activities is a specific right of a certain part of the convicted prisoners, denied free access to outdoors. By analyzing the structure of this right, two components (main functions) can be distinguished — ensuring (guaranteeing) and stimulating. Ensuring component seeks to reflect the humanitarian principles and to provide a required («decent») treatment ofprisoners — guarantees of appropriate detention conditions in correctional institutions. The second component manifests itself as an incentive to law-abiding behavior on the part of prisoners, which leads to the possibility of extending the time for outdoor activities.

Content of the body of law which regulates outdoor activities has several specific characteristics: the purpose of providing outdoor activities and their functionality, subjects for receiving and preconditions to these rights, frequency, venue, and timing of the outdoor activities and, finally, detailed regulations governing their carriage.

International standards for the treatment of convicted persons do not specifically address outdoor activities (walks) as it is included in physical exercises sections. Moreover, principal differences in international legal approaches, compared with domestic ones, presents itself as an opportunity for outdoor exercise as the main incentive for outdoor activity.

Following international standards, we propose to consider the institutionalization of the right to exercise outdoors in Art. 93 of the Penal Code of the Russia and define a minimum list of yard equipment needed for such activities in statutory regulations. In addition, it is necessary to define the duration of trips for convicts who have been transferred to the jail in accordance with Art. 771 Penal ^de of the Russia, as well as those left in remand prisons for a term not exceeding six months to serve the sentence.

Keywords: walks of convicts; jail environment stress; conditions of the right to walk; international standards for the treatment of convicts; playing sports in the open air; equipment yard for walking convicts.

Право на прогулки — это специфическое право определенной части осужденных к лишению свободы, лишенных свободного доступа на открытый воздух. Этим правом наделяются осужденные, проживающие не в общежитиях, т. е. находящиеся в запираемых помещениях, штрафных и дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах. В связи с этим данное право не включено в число основных прав осужденных (ст. 12 УИК РФ). Правовое регулирование оснований, процедуры и продолжительности прогулок осужденных в России отражено в ряде статей раздела IV УИК РФ (ст. 93, 113, 118, 121, 123, 125, 127, 131, 137), посвященного исполнению лишения свободы.

В качестве самостоятельной статья «Прогулки осужденных» впервые появи-

лась только в УИК РФ (ст. 93). Связано это прежде всего с введением строгих условий отбывания наказания, при которых осужденные находятся в запираемых помещениях, и, соответственно, лишены свободного доступа на открытый воздух.

Анализ структуры права на прогулки осужденных позволяет выделить в нем два компонента (основных функции) — обеспечивающий (гарантирующий) и стимулирующий. Обеспечивающий компонент является реализацией принципа гуманизма (ст. 8 УИК РФ) и обеспечения минимума надлежащего («достойного») обращения с осужденными — гарантий соответствующих условий содержания в ИУ, как составляющей «строгого соблюдения гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными» (ч. 1 ст. 3 УИК РФ) и

недопущения подобного обращения или взыскания (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Высказанный тезис подтверждается положениями постановления Пленума Верховного суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания». Так, в п. 2 постановления определено, что «под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, в том числе ... на прогулки». В этом постановлении также указывается, что отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (п. 14).

Второй компонент права осужденных на прогулки проявляется как стимул к их правопослушному поведению, которое влечет за собой возможность увеличения времени прогулки в качестве либо меры поощрения (п. з) ч. 1 ст. 115 УИК РФ), либо положительной оценки его поведения без применения меры поощрения (п. в1) ч. 2 ст. 118, п. г) ч. 4 ст. 121, п. г) ч. 3 ст. 123, ч. 2 ст. 127, п. г) ч. 3 ст. 125, п. г) ч. 4 и п. г) ч. 5 ст. 131 УИК РФ). Таким образом, стимулирующий компонент рассматриваемого комплекса правовых норм имеет признаки законного интереса — закрепленных в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемое, как правило, в результате оценки администрацией ИУ [1, с. 13-14].

Необходимо отметить, что до вступления в силу Федерального закона от 20.12.2017 № 410-ФЗ минимальная про-

должительность прогулки осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме в тюрьме и водворенных в штрафные изоляторы (далее — ШИЗО), составляла 1 час, а для осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания (далее — СУОН) в исправительных колониях, а также помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа (далее — ПКТ, ЕПКТ), одиночных камерах в порядке взыскания — 1,5 ч. Соответственно, увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в ИК и тюрьмах, в качестве меры поощрения было установлено до 2-х часов в день на срок до одного месяца. Указанная мера поощрения не распространялась на осужденных, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (далее — помещения для нарушителей).

В связи с обозначенной ситуацией в сфере прогулок осужденных Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее — ЕКПП) в своих докладах по итогам визитов в РФ указывал, что тюремное заключение, являющееся лишением свободы, само по себе представляет наказание. Условия содержания осужденных не должны усугублять страдания, испытываемые ими в заключении. В этом контексте ЕКПП подчеркнул, что цель наказания должна состоять в том, чтобы все заключенные могли проводить разумную часть дня (8 часов или больше) за пределами своих камер, будучи занятыми осмысленной деятельностью различного характера. Кроме того, ЕКПП обратил внимание на неприемлемость нахождения заключенных в камерах 23 часа из 24 [2].

Вследствие в том числе и позиции ЕКПП законодателем с 31 декабря 2017 г. было увеличено время прогулок как меры поощрения указанным выше категориям лиц, изолированным от основной массы осужденных. Так, в действующей редакции УИК РФ время прогулки осужденным, содержащимся в СУОН в ИК и

тюрьмах, в качестве меры поощрения может быть увеличено до трех часов в день на срок до одного месяца, также увеличена минимальная продолжительность прогулки осужденным, отбывающим наказание на строгом режиме в тюрьме с одного до полутора часов. При этом необходимо отметить, что продолжительность прогулки осужденным, водворенным в ШИЗО, увеличена не была. Дополнительно введена норма, позволяющая начальнику ИУ увеличивать время прогулки осужденным, не допускающим нарушения установленного порядка отбывания наказания (положительная оценка поведения без применения меры поощрения) в период их нахождения в ПКТ, ЕПКТ, до трех часов в день на срок до одного месяца (п. в.1) ч. 2 ст. 118 УИК РФ). Кроме того, Федеральным законом от 20.12.2017 № 410-ФЗ без применения меры поощрения при хорошем поведении осужденных, содержащихся в СУОН ИК, и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до трех часов. Далее, реализуя один из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства — дифференциацию исполнения наказаний, законодатель в данном вопросе установил определенные ограничения для учреждений, в которых содержатся наиболее опасные преступники — это ИК особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы (далее — ИК для ПЛС), и тюрьмы. Так, осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях этих ИК и на строгом режиме в тюрьме, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью 1,5 часа; в обычных условиях и на общем режиме в тюрьме — 2 часа, в облегченных условиях — 2,5 часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на 30 минут.

Изложенное свидетельствует, что предоставление одного и того же блага — увеличения времени прогулки — трактуется УИК РФ то как мера поощрения (п. з) ч. 1 ст. 113 УИК РФ), то как поощрение, предусмотренное поощрительной

нормой (п. в 1) ч. 2 ст. 118, п. г) ч. 4 ст. 121, п. г) ч. 3 ст. 123, ч. 2 ст. 127, п. г) ч. 3 ст. 125, п. г) ч. 4 и п. г) ч. 5 ст. 131 УИК РФ). На блокирующий характер ч. 4 ст. 114 УИК РФ — «К осужденному, имеющему неснятое или непогашенное взыскание, может быть применено поощрение только в виде досрочного снятия ранее наложенного взыскания» — справедливо указывал С. И. Курганов [3]. Вследствие сложившейся ситуации к осужденным, отбывающим взыскание в виде перевода в ПКТ или ЕПКТ, может быть применена мера поощрения только в виде досрочного снятия взыскания, не ранее шести месяцев со дня отбытия указанных взысканий (ч. 3 ст. 114 УИК РФ), т. е. фактически уже после освобождения из этих помещений. Таким образом, увеличение времени прогулки в качестве меры поощрения в ПКТ и ЕПКТ не может быть применено в принципе, что, собственно, и повлекло включение в УИК поощрительных норм о возможности увеличения времени прогулки «при хорошем поведении осужденного и наличии возможности». Это обстоятельство отметил и И. А. Смирнов: «Закон допускает возможность положительного поведения отрицательно характеризующихся осужденных, соответственно поощряя их за это» [4].

Вместе с тем необходимо отметить, что данная формулировка УИК РФ вызывает вопросы в плане коррупциогенности такого решения, так как предоставляет начальнику ИУ полную свободу в принятии решения об увеличении времени прогулки в ПКТ и ЕПКТ.

Содержание указанной совокупности правовых норм в уголовно-исполнительном законодательстве имеет ряд специфических черт, а именно: цель предоставления прогулок и их функциональное назначение, субъекты получения и условия возникновения этого права, периодичность, место и время проведения прогулок, и, наконец, детально регламентированная процедура их проведения. Рассмотрим перечисленные элементы подробнее.

1. Предоставление специального права на прогулку продиктовано заботой о здоровье осужденных и имеет целью профилактику негативных последствий ограничения свободного доступа на открытый воздух. В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания». Представляется, что это легальное определение полностью отвечает цели предоставления прогулок. Данная цель, по нашему мнению, реализуется по двум основным направлениям, соответствующим компонентам здоровья, — соматическому (от греч. soma, род. падеж somatos — тело, — телесный, относящийся к телу), и психическому (от греч. рsycho — душа).

Во-первых, это профилактика соматических заболеваний, вызываемых внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанных с психической деятельностью человека. Осуществление данного компонента профилактики осуществляется через двигательную активность, в том числе и спортивные упражнения, а также само нахождение осужденного на свежем (открытом) воздухе. Не случайно в международных стандартах обращения с осужденными пребывание на свежем воздухе включено в один раздел с физическими упражнениями (п. 23 Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манде-лы) 2015 г., п. 27.1 Европейских пенитенциарных правил 2006 г.). Применительно к прогулкам осужденных — это меры, направленные на поддержание

удовлетворительной физической формы и профилактику различных заболеваний, вызванных гиподинамией и ограничением доступа к открытому воздуху.

Вторая составляющая профилактической цели прогулок — укрепление и защита психического здоровья, которая, в свою очередь, также проявляется в двух аспектах. Первый из них — это хоть какая-то смена однообразной обстановки камеры или помещения отряда СУОН, в которых осужденный проводит большую (21-23 часа) часть времени суток. Второй аспект укрепления и защиты психического здоровья осужденных, ограниченных в доступе к открытому воздуху, — это увеличение, по сравнению с окном камеры, объема зрительного восприятия окружающего, и, соответственно, некоторое снятие эмоционального напряжения (определенная психологическая разгрузка). Это особенно актуально для лиц, находящихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, ИК для ПЛС. А. М. Чирков справедливо относил монотонность, пространственное и двигательное ограничение (гипокинезия), одиночество и групповую изоляцию к важнейшим пенитенциарным стрессорам [5]. Все перечисленные факторы характерны для условий ограничения свободного доступа к открытому воздуху и, очевидно, способны усугубить уже имеющийся у осужденных пенитенциарный стресс. Предоставление прогулок как раз и направлено на снижение агрессивности и предотвращение психологических срывов осужденных.

В этой связи необходимо отметить важность постоянного наблюдения за состоянием здоровья осужденных, ограниченных в доступе к открытому воздуху, как средства контроля за эффективной реализацией профилактической цели предоставления прогулок [6].

2. Функций предоставления прогулок, как нам представляется, три: гарантирующая (обеспечивающая), стимулирующая и компенсационная. Две основных функции — гарантирующая и стимулирующая — были рассмотрены выше в качестве компонентов структуры права

на прогулки. Кроме того, прогулки могут выступать в качестве элемента компенсационного механизма за размещение заключенного в пенитенциарном учреждении в ненадлежащих условиях (факультативная функция). В постановлении Европейского суда по правам человека от 10.01.2012 по делу «Ананьев и другие против России» (жалобы № 42525/07 и 60800/08) среди форм компенсации за временное (до 10 суток) размещение заключенного в переполненном учреждении, в течение которого будет происходить поиск места содержания под стражей с надлежащими условиями, предлагается «увеличение времени пребывания на открытом воздухе и расширение доступа к отдыху и "активностям" вне камеры» (п. 208).

3. Субъекты получения права на прогулки. Как уже отмечалось ранее, это право возникает не у всех осужденных, а лишь у тех из них, кто лишен свободного доступа на открытый воздух. Указанных осужденных в соответствии с основаниями такого ограничения (условиями возникновения отношений), порождающими право на прогулку, можно разделить на несколько групп.

Во-первых, таким основанием будет приговор суда, в котором в соответствии с п. г) ч. 1, ч. 2 и 21 ст. 58 УК РФ осужденным определен вид ИУ с камерным размещением — тюрьмы и ИК для ПЛС. В этих учреждениях осужденные содержатся в запираемых общих или одиночных камерах. По состоянию на 31 декабря 2018 г. численность таких осужденных составляла 3018 человек, из них в тюрьмах — 989 [7, с. 17], в ИК для ПЛС — 2029, или 0,4 % от всех лиц, содержащихся в ИК [7, с. 10].

Второе основание — это постановление начальника ИУ по представлению администрации исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (ч. 4 ст. 116 УИК РФ) и перевод на строгие условия отбывания лишения свободы. Такие осужденные в ИК общего и строгого ре-

жимов содержатся в запираемых помещениях, а в ИК особого режима — в ПКТ. На 31 декабря 2018 г. этих осужденных было 20840 человек, или 4,5 % от всех лиц, содержащихся в ИК [7, с. 213].

Следует отметить, что осужденные, отбывающие лишение свободы в воспитательных колониях на строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время (ч. 5 ст. 133 УИК РФ). Соответственно, в прогулках они не нуждаются.

В-третьих, это постановление начальника ИУ или лица, его замещающего, о наложении взыскания в виде водворения в ШИЗО или перевода в ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры (ч. 2 ст. 117 УИК РФ). В течение 2018 г. в ШИЗО было водворено 313384 чел., переведено в ПКТ и одиночные камеры — 13590 чел., переведено в ЕПКТ — 2427 чел. [7, с. 213].

Особняком в рассматриваемой группе субъектов стоят осужденные, по общему правилу несовершеннолетние, отбывающие лишение свободы в воспитательных колониях. К ним в соответствии со ст. 136 УИК РФ не применяются такие меры взыскания, как водворение в ШИЗО, перевод в ПКТ и ЕПКТ, которые заменены специальным взысканием — водворением в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу. Эти осужденные имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа (ч. 1 ст. 137 УИК РФ).

Четвертое основание — это решение начальника следственного изолятора или тюрьмы об оставлении осужденных в указанных учреждениях для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 2 ст. 77 УИК РФ). Для вынесения подобного решения необходимо выполнение четырех условий: 1) востребованность в данном учреждении специальности, имеющейся у осужденного; 2) неотбывание данным осужденным ранее лишения свободы; 3) отбывание наказания должно быть назначено судом в ИК об-

щего режима; 4) письменное согласие самого осужденного. Такие осужденные пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью два часа (ч. 3 ст. 77 УИК РФ). Это основание обусловлено специфической планировкой названных учреждений — осужденные содержатся в не запираемых камерах и, в отличие от исправительных колоний, строго ограничены в свободе передвижения и в большинстве случаев лишены доступа к открытому воздуху. Следует отметить, что это самая крупная из категорий ограниченных в доступе к открытому воздуху осужденных. Так, на 31 декабря 2018 г. число лиц, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию, составляло в тюрьмах 223 чел. , или более 18 % от всех осужденных, содержащихся в тюрьмах [7, с. 17], в СИЗО — 6607 чел., или 7 % от всех лиц, содержащихся в СИЗО [7, с. 15].

Пятое основание ограничения свободного доступа на открытый воздух — это постановление начальника ИУ о переводе в безопасное место на срок не свыше 90 суток осужденного, обратившегося с устным или письменным заявлением об обеспечении его личной безопасности (ст. 13 УИК РФ). В случаях, не терпящих отлагательства, такое решение полномочен принять дежурный помощник начальника ИУ до прихода начальника ИУ либо лица, его замещающего, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни дежурный помощник начальника ИУ может продлить срок содержания такого осужденного в безопасном месте еще на 24 часа. Помимо других помещений в этих целях могут быть использованы камеры ШИЗО, ПКТ и ЕПКТ. Указанный осужденный содержится в тех же условиях, в которых он отбывал наказание до перевода в безопасное место; ограничения, предусмотренные для содержащихся в помещениях для нарушителей, на него не распространяются (п. 184-189 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295).

Шестой группой лиц, которым предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью не менее двух часов, являются осужденные, содержащиеся в транзитно-пересыльных пунктах (п. 17 Порядка создания, функционирования и ликвидации транзитно-пересыльных пунктов при исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС, утв. приказом Минюста России от 22.08.2014 № 179). Эти пункты создаются в целях временного (не более 20 суток) содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое (ч. 7 ст. 76 УИК РФ). На 31 декабря 2018 г. в ТПП содержалось 840 чел., или 0,18 % от всех осужденных, содержащихся в ИК [7, с. 10].

И, наконец, существуют еще две категории осужденных, объединенных нами в одну группу, которые также потенциально являются субъектами права на прогулку. Эту группу образуют осужденные, переведенные в СИЗО в порядке, установленном ст. 771 УИК РФ, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственных изоляторах с их согласия для отбывания наказания. В их отношении следственные изоляторы в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ выполняют функции исправительных учреждений. Продолжительность прогулок указанным осужденным вообще нормативно не определена, хотя их численность на 31 декабря 2018 г. составляет 3697 и 85 человек соответственно, т. е. в сумме — около 4 % из числа лиц, содержащихся в СИЗО [7, с. 15].

Необходимо отметить еще одно обстоятельство, относящееся к субъектам прогулок: основная масса осужденных не добровольно становится субъектом получения рассматриваемого права. Исключение составляют только три категории из этих осужденных, которые осознанно выбрали камерное содержание: оставленные в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, содержащиеся в

безопасном месте, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в СИЗО.

4. Периодичность прогулки. Перечисленным выше категориям осужденных право на прогулку предоставляется ежедневно, если они работают не на открытом воздухе или не работают вообще, а также в нерабочие дни (выходные, праздничные дни). Законодатель не уточняет понятие «работа на открытом воздухе». Однако именно «работающим на открытом воздухе» осужденным прогулки не предоставляются. Смысл такого исключения состоит не в ограничении прав осужденного, а в том, что для осужденного, находящегося в течение рабочего дня «на открытом воздухе» (на объекте, участке, складе, расположенном под открытым небом, в лесу и т. д.), прогулка теряет свою ценность.

5. Место проведения прогулок — специально оборудованная часть территории исправительного учреждения (ч. 2 ст. 93 УИК РФ). На практике это прогулочные дворы на открытом воздухе, расположенные обычно рядом с камерами или запираемыми помещениями. Требования к оборудованию прогулочных дворов изложены в первой части свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утв. приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр). В Своде заложен норматив площади прогулочного двора — 6 м2 на 1 осужденного, но не менее 20 м2. Суммарная вместимость прогулочных дворов должна быть предусмотрена как 20 % от суммарной вместимости камер. Вместимость прогулочных дворов оценивается с учетом покамерного вывода осужденных на прогулку, не допуская одновременного пребывания в одном прогулочном дворе осужденных, содержащихся в разных камерах. При здании (блоке помещений) одиночных камер с ШИЗО в ИК особого режима для осужденных при особо опасным рецидиве преступлений допускается (в случае реконструкции) использовать двухместные и четырех-

местные прогулочные дворы взамен одноместных. Прогулочные дворы следует предусматривать пристроенными в уровне первого (цокольного) этажа режимного здания, при этом прогулочные дворы должны располагаться со стороны палат зданий медицинского назначения в ИК для ПЛС и ЕПКТ, камерного блока либо быть максимально приближенными к указанным блокам помещений. В случае устройства прогулочного двора как отдельно стоящего сооружения следует предусматривать его сообщение с режимным зданием подземным или наземным переходом (выводным коридором).

Организация визуального наблюдения за прогулочными дворами решается путем оборудования дворов системой охранного телевидения с выводом сигнала в комнату младшего инспектора режимного здания с дублированием сигнала в соответствующие помещения, либо над прогулочными дворами (при числе прогулочных дворов более четырех) устраивается помост для младшего инспектора с расчетом, чтобы все находящиеся в прогулочных дворах были под его наблюдением.

По периметру прогулочных дворов возводятся ограждения из профилированного листа высотой 3 м. По верху прогулочных дворов следует устанавливать решетку из стального прутка диаметром не менее 10 мм и размерами ячейки не более 170*170 мм. Над решеткой следует устанавливать металлическую тканую сетку размерами ячейки не более 50*50 мм.

Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены следует предусматривать козырек (навес) с выносом его на 1,5 м внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора. Над помостом для младшего инспектора устраивается навес. По заданию на проектирование допускается вместо помоста устройство отапливаемой галереи.

В каждом прогулочном дворе под козырьком (навесом) стационарно устанавливается (надежно крепится к полу или

стене) скамейка для сидения с числом посадочных мест, равным числу осужденных, выводящихся на прогулку в данный прогулочный двор, из расчета 0,4 пог. м на одного человека.

6. Время проведения прогулки — только дневное. В это время при естественном освещении легче обнаружить и пресечь попытки нарушений режимных требований. Они организуются в часы, определенные распорядком дня, который утверждается приказом начальника конкретного ИУ. Следует отметить, что приказом Минюста России от 27.03.2019 № 51 Правила внутреннего распорядка ИУ (утв. приказом Минюста России от 16.12.2017 № 295) впервые дополнены Примерным распорядком дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7).

7. Детально регламентированная процедура проведения прогулок. Во время прогулок реально увеличивается угроза совершения осужденными противоправных действий. Поэтому при их организации персонал ИУ должен строго соблюдать меры безопасности. Вывод осужденных на прогулку осуществляется с учетом их желания, за исключением случаев, необходимых для технического осмотра камер. Перед выводом осужденных на прогулку тщательно осматриваются прогулочный дворик и его ограждение. Для прогулки осужденные покамер-но выводятся в прогулочный дворик, где постоянно находятся под наблюдением младшего инспектора. При этом необходимо исключить возможность общения осужденных, находящихся в разных камерах. Кроме того, ведомственной Инструкцией о надзоре в ИУ 2006 г. определено количество сотрудников учреждения, присутствующих при проведении прогулок осужденных, содержащихся в помещениях для нарушителей. По окончании прогулки все осужденные подвергаются неполному обыску. Во время прогулок осужденных производятся осмотр и обыск камер в целях установления неисправности их оборудования, обнару-

жения признаков приготовлений к побегу, орудий нападения и других запрещенных предметов. Прогулка может быть досрочно прекращена в случае нарушения осужденным Правил внутреннего распорядка ИУ (ч. 2 ст. 93 УИК РФ).

Оценивая место и значение указанной группы правовых норм в уголовно-исполнительном законодательстве, остановимся на целесообразности выделения прогулок осужденных в качестве самостоятельного субинститута в рамках правового института исполнения лишения свободы. Поддерживаем точку зрения Е. А. Киримовой, которая под субинститутом права понимает четко выраженную совокупность правовых норм внутри крупного правового института, регулирующую определенные особенности, специфику видовых общественных отношений [8, с. 86]. На первый взгляд, совокупность правовых норм, регулирующих предоставление прогулок, соответствует указанным признакам субинститута права. Однако при использовании критериев обособления институтов, предложенных И. В. Ореховым [9], очевидно проявляется несоответствие специфики положения субъектов прогулок и условий возникновения рассматриваемых отношений. По этому критерию наблюдается значительное многообразие субъектов предоставления прогулок и серьезные различия их правового статуса, что, по нашему мнению, исключает возможность постановки вопроса о выделении совокупности предписаний, регламентирующих прогулки осужденных, в качестве самостоятельного субинститута права.

Как уже отмечалось выше, в международных стандартах обращения с осужденными пребывание на свежем воздухе (прогулки) отдельно не рассматривается и включено в разделы, связанные с физическими упражнениями. Более того, термин «прогулки» в стандартах текстуально не употребляется, а используется только в качестве зависимого слова в словосочетании «двор (территория) для прогулок».

Так, Европейские пенитенциарные правила 2006 г. (далее — ЕПП) содержат правило 27 «Физические упражнения и досуг». П. 27.1 ЕПП гласит: «Каждый заключенный должен иметь возможность ежедневно не менее часа в день заниматься физическими упражнениями на открытом воздухе, если позволяет погода».

В Минимальных стандартных правилах ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манде-лы) (далее — ПНМ) 2015 г. схожие положения включены в п. 23 «Физические упражнения и спорт». Содержание п. 23.1 ПНМ в целом схоже с п. 27.1 ЕПП: «Каждый заключенный, не занятый работой на свежем воздухе, имеет ежедневно право по крайней мере на час подходящих физических упражнений на дворе, если это позволяет погода».

В связи с тем, что дисциплинарная изоляция включает, в том числе, и возможность одиночного заключения, важно учитывать максимальные временные рамки такого содержания, впервые установленные в п. 44 ПНМ — «в течение 22 часов или более в день без содержательных контактов с людьми» и не «превышающего 15 дней подряд». Более того, в соответствии с п. 43 ПНМ длительное одиночное заключение и одиночное заключение на неопределенный срок включены в число практик (мер), равнозначных пытке или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Подробно рассматривать вопросы пребывания осужденных на открытом воздухе в период дисциплинарной изоляции в данной статье считаем нецелесообразным, так как общие проблемы одиночного заключения уже были исследованы в отдельной работе [10].

Также необходимо отметить и позицию Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания по данному вопросу [11]. Кроме уже упомянутых ранее в пояснительной записке к законопроекту об увеличе-

нии времени прогулок осужденным в России рекомендаций, ЕКПП неоднократно обращался к рассматриваемым положениям. Как и в других международных документах, в решениях ЕКПП основным предназначением пребывания осужденного на открытом воздухе являются физические упражнения. Анализ рекомендаций ЕКПП позволяет выделить три основных аспекта, по которым оценивается данная тематика: предупредительная роль, минимальная продолжительность пребывания на открытом воздухе, а также требования к оснащению мест такого пребывания.

Прежде всего, Комитет определяет минимальную продолжительность такого пребывания — «по крайней мере один час каждый день» (п. 48 второго Общего доклада ЕКПП (СРТ/М (1992) 3), пример «Деятельность вне помещений» доклада «Размер личного пространства на одного заключенного в пенитенциарном учреждениях: стандарты ЕКПП» (СРТ/М (2015) 44)).

Кроме того, в докладах ЕКПП приводятся требования к оснащению мест пребывания на открытом воздухе: достаточно просторные, чтобы можно было по-настоящему получить желаемую нагрузку, оборудованные для занятий физическими упражнениями (спортом), при этом должно быть также оборудование для отдыха (например, скамья) и места укрытия на случай плохой погоды (п. 48 2-го Общего доклада ЕКПП (СРТ/М

(1992) 3), пример «Деятельность вне помещений» доклада «Размер личного пространства на одного заключенного в пенитенциарном учреждениях: стандарты ЕКПП» (СРТ/М (2015) 44), п. 58 выдержки «Одиночное заключение» из 21 -го Общего доклада (СРТ/М (2011) 28-part2).

Особого внимания заслуживают положения п. 53 извлечения «Медицинское обслуживание в местах лишения свободы» из третьего Общего доклада (СРТ/М

(1993) 12). В указанной норме обосновывается важность пребывания осужденных на открытом воздухе как средства про-

филактики заболеваний и психологических срывов: «Вредная атмосфера, переполненность камер, длительная изоляция и отсутствие движения может потребовать либо медицинской помощи для отдельного лица, лишенного свободы, либо акции медицинского персонала против властей, несущих за это ответственность».

Таким образом, можно констатировать, что положения международных стандартов обращения с осужденными в сфере предоставления доступа к открытому воздуху в основном отражены в законодательстве России. Вместе с тем, принципиальным отличием международно-правового подхода по сравнению с отечественным является предоставление осужденным возможности заниматься физическими упражнениями в качестве основной цели нахождения на открытом воздухе. Как уже указывалось, в стандартах отечественный термин «прогулка» самостоятельно не употребляется.

Полагаем, что сложившаяся в России ситуация в области отсутствия возможности занятий физическими упражнениями у большинства осужденных, ограниченных в доступе к открытому воздуху, требует своего разрешения. Актуальность данной проблемы усугубляется положениями п. 9.13 уже упоминаемого выше свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», в котором не предусматривается размещение спортивных площадок на территории локальных изолированных участков с ПКТ, ШИЗО, ДИЗО, одиночными камерами, локальных участков усиленного наблюдения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ. Таким образом, реальные возможности (оборудование) для занятий физическими упражнениями на открытом воздухе нормативно определены только для осужденных, отбывающих наказание в ИК общего и строгого режимов и содержащихся в запираемых помещениях. На данных осужденных распространяется требование при проектировании предусматривать разме-

щение спортивной площадки, служащей одновременно площадкой для построения и территорией для прогулок, из расчета 2,0 м2 на одного осужденного, и места для курения. Вместе с тем, это относится только к новым учреждениям, при реконструкции комплексов зданий иного назначения под ИУ спортивные площадки устраиваются по возможности.

Остальные категории осужденных, лишенных свободного доступа на открытый воздух, имеют свои особенности для занятий физическими упражнениями. Так, для лиц, оставленных в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, создаются места для спортивных занятий, однако они, как правило, располагаются в помещениях. Также считаем некритичным в силу непродолжительности содержания в камерных помещениях отсутствие спортивного оборудования в прогулочных дворах ШИЗО и транзитно-пересыльных пунктов.

Для остальных категорий осужденных, содержащихся в тюрьмах, ИК для ПЛС, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах и безопасном месте, довольно острой является проблема отсутствия оборудования для физических упражнений. Это, как уже отмечалось выше, потенциально может привести как к ухудшению здоровья осужденных, так и к росту их агрессивности, вызванной отсутствием каналов выхода накопившейся энергии. Ситуация усугубляется возможностью увеличения прогулки таким осужденным, вплоть до трех часов.

В этой связи, реализуя рекомендации международных стандартов, предлагаем рассмотреть вопрос о законодательном закреплении в ст. 93 УИК РФ возможности физических упражнений на открытом воздухе во время прогулок осужденных, а в подзаконных нормативных правовых актах определить минимальный перечень оборудования прогулочного двора для таких занятий.

Кроме того, необходимо нормативно определить продолжительность прогулок осужденных, переведенных в СИЗО в по-

рядке, установленном ст. 771 УИК РФ, а также осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных

изоляторах с их согласия для отбывания наказания.

Литература

1. Селиверстов, В. И., Филимонов, О. В. Правовое положение осужденных : лекция. — М.: Московский институт МВД России, 1997.

2. Пояснительная записка «К проекту № 191636-7 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.06.2019).

3. Курганов, С. И. О природе поощрительных норм уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2005. — № 5.

4. Смирнов, И. А. Тенденции гуманизации уголовно-исполнительного законодательства, учитывающие поведение осужденных к лишению свободы // Вестник Кузбасского института. — 2019. — № 2 (39).

5. Чирков, А. М. Пенитенциарный стресс // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2009. — № 8.

6. Павленко, А. А. Контроль за состоянием здоровья осужденных, подвергнутых дисциплинарной изоляции, в уголовно-исполнительном законодательстве стран СНГ // Вестник Кузбасского института. — 2019. — № 1 (38).

7. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь-декабрь 2018) : информ.-аналит. сб. — Тверь, 2019.

8. Киримова, Е. А. Правовой институт : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003.

9. Орехов, И. В. Примеры субинститутов права в российской системе права // СевероКавказский юридический вестник. — 2016. — № 4.

10. Павленко, А. А. Ограничение одиночного заключения в свете запрета пыток // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2018. — № 30.

11. Стандарты ЕКПП // Совет Европы: официальный сайт. URL: http://www.coe.int/en/web/cpt/standards_RU (дата обращения: 26.06.2019).

References

1. Seliverstov, V. I., Filimonov, O. V. Pravovoye polozheniye osuzhdennykh: lektsiya [Legal status of convicts: lecture]. Moscow, Moscow Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Poyasnitel'naya zapiska "K proyektu № 191636-7 federal'nogo zakona "O vnesenii iz-meneniy v Ugolovno-ispolnitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii''[Explanatory note "To the project no. 191636-7 of the federal law" On Amendments to the Criminal Executive Code of the Russian Federation // Help Law System "ConsultantPlus" (accessed 6/6/2019).

3. Kurganov, S. I. O prirode pooshchritel'nykh norm ugolovno-ispolnitel'nogo prava [About the nature of the incentive norms of the criminal-executive law] // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravleniye [Penal system: law, economics, management], 2005, no. 5.

4. Smirnov, I. A. Tendentsii gumanizatsii ugolovno-ispolnitel'nogo zakonodatel'stva, uchityvayushchiye povedeniye osuzhdennykh k lisheniyu svobody [Trends of humaniza-tion of criminal-executive legislation, taking into account the behavior convicted conduct] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2019, no. 2 (39).

5. Chirkov, A. M. Penitentsiarnyy stress [Jail environment stress] // Vestnik instituta: prestupleniye, nakazaniye, ispravleniye [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2009, no. 8.

6. Pavlenko, A. A. Kontrol' za sostoyaniyem zdorov'ya osuzhdennykh, podvergnutykh distsiplinarnoy izolyatsii, v ugolovno-ispolnitel'nom zakonodatel'stve stran SNG [Monitoring the health of prisoners subjected to disciplinary isolation in penal enforcement legislations of the CIS countries] // Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2019, no. 1 (38).

7. Osnovnyye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy FSIN Rossii (yanvar'-dekabr' 2018) : inform.-analit. sb. [Key performance indicators of the penitentiary system of the Federal Penitentiary Service of Russia (January — December 2018): information and analytical collection]. Tver, 2019.

8. Kirimova, Ye. A. Pravovoy institute [Law Institute] : thesis of candidate of law. Moscow, 2003.

9. Orekhov, I. V. Primery subinstitutov prava v rossiyskoy sisteme prava [Examples of subinstitutions of law in the Russian legal system] // Severo-Kavkazskiy yuridicheskiy vestnik [North-Caucasian Legal Journal], 2016, no. 4.

10. Pavlenko, A. A. Ogranicheniye odinochnogo zaklyucheniya v svete zapreta pytok [Restriction of solitary confinement in the light of the ban of tortures] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Tomsk State University Journal of Law], 2018, no. 30.

11. Standarty YEKPP // Sovet Yevropy: ofitsial'nyy sayt [CPT standards / Council of Europe: official website]. URL: http://www.coe.int/en/web/cpt/standards_RU (accessed 6/26/2019).

Сведения об авторе

Павленко Андрей Анатольевич: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, и правового обеспечения деятельности УИС, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: a.pav@list.ru

Information about the author

Pavlenko Andrei Anatolevich: Tomsk Institute of the professional development of employees of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), associate professor of the Chair of Execution of Punishments not Related to Deprivation of Liberty and Legal Support of the Penal System, сandidate of law, associate professor. E-mail: a.pav@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.