Научная статья на тему 'ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СПРАВЕДЛИВОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА'

ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СПРАВЕДЛИВОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / ПЛОСКАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX SYSTEM / PROGRESSIVE SCALE OF TAXATION / INDIVIDUALS / TAX RATE / FLAT SCALE OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сазанов О.В., Манахова Р.Р., Николаева К.В.

В статье рассматриваются преимущества введения прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц в РФ. Исследуется опыт других стран в функционировании данного налога. Проводится сравнительный анализ плоской и прогрессивной шкалы налогообложения. А также устанавливается вывод, является ли прогрессивное налогообложение элементом справедливого устройства общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESSIVE TAXATION OF INDIVIDUALS IS A NECESSARY ELEMENT OF A JUST SOCIETY

The article discusses the advantages of introducing a progressive scale of taxation for individuals in the Russian Federation. The experience of other countries in the functioning of this tax is investigated. A comparative analysis of the flat and progressive scale of taxation. It also establishes the conclusion whether progressive taxation is an element of the fair structure of society.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СПРАВЕДЛИВОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА»

10. Хусаинова С.В., Сазанов О.В. Роль местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 667-671

УДК 336.225.512

Сазанов О.В. старший преподаватель кафедра «Экономики и менеджмента»

Манахова Р.Р. студент 5 курса факультет «Филологии и истории»

Николаева К.В. студент 5 курса факультет «Филологии и истории» Елабужский Институт К(П)ФУ Россия, г. Елабуга ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ - НЕОБХОДИМЫЙ ЭЛЕМЕНТ СПРАВЕДЛИВОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА.

Аннотация: В статье рассматриваются преимущества введения прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц в РФ. Исследуется опыт других стран в функционировании данного налога. Проводится сравнительный анализ плоской и прогрессивной шкалы налогообложения. А также устанавливается вывод, является ли прогрессивное налогообложение элементом справедливого устройства общества.

Ключевые слова: налоговая система, прогрессивная шкала налогообложение, физические лица, налоговая ставка, плоская шкала налогообложения.

Sazanov O. V.

senior lecturer, Department of Economics and management»

Elabuga Institute of K(P)FU Russia, Elabuga Manakhova R.R.

student

5th year, faculty of Philology and History Elabuga Institute of K(P)FU Russia, Elabuga Nikolaeva K.V. student

5th year, faculty of Philology and History Elabuga Institute of K(P)FU Russia, Elabuga

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1128

PROGRESSIVE TAXATION OF INDIVIDUALS IS A NECESSARY ELEMENT OF A JUST SOCIETY.

Annotation: The article discusses the advantages of introducing a progressive scale of taxation for individuals in the Russian Federation. The experience of other countries in the functioning of this tax is investigated. A comparative analysis of the flat and progressive scale of taxation. It also establishes the conclusion whether progressive taxation is an element of the fair structure of society.

Keywords: tax system, progressive scale of taxation, individuals, tax rate, flat scale of taxation.

Во всех государствах мира, в том числе и Российской Федерации, имеет место быть разветвленная система налогов, взимаемых с собственных граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, именуемых в российском законодательстве обобщенным термином - физические лица.[1] В настоящее время в Российской Федерации применяется плоская шкала налогообложения доходов физических лиц, для обеспечения равенства всех граждан вне зависимости от имущественного положения. Основной ставкой является 13 %, которая применяется к доходам граждан, полученным от работодателей, от продажи имущества и др.[2] Однако, в обществе существует запрос на прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц, имеющих доход выше среднего.

Однако, в экономической составляющей нашей страны на современном этапе ее развития одной из нерешенных проблем является вопрос о введении прогрессивного налогообложения в России. В истории Российского налогообложения была попытка внедрения прогрессивного налога. В период с 1991 по 2001 год действие данного налога было закреплено на законодательном уровне. В данный период размер ставки соответствовал от 12 % до 60 % в зависимости от категорий граждан и их доходов. К 2001 году это привело к значительному росту государственного бюджета.[3.С.158-169] Но утечка части доходов в теневую экономику привела к отмене прогрессивного налогообложения.

Несмотря на существование плоской шкалы налогообложения для достижения социальной справедливости наиболее благоприятно действие прогрессивной шкалы. Среди сторонников введения данной системы налогообложения не мало известных личностей. Например, представители кейнсианской школы являлись приверженцами социально справедливой прогрессивной шкалы налогообложения, так как при данной системе учитываются интересы малоимущих слоев общества через распределение доходов от обеспеченных граждан на расходы государства на социальную поддержку населения.[4.С.136-161] Подобное перераспределение денежных средств граждан с различным уровнем доходов положительно влияет на экономическое развитие страны.

В странах зарубежья активно практикуется применение прогрессивной

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 12(2$) 2018

htto://forum-nauka.ru

1129

шкалы налогообложения. В других странах развита следующая система -чем больше доход человека и налоговая ставка, тем больше он обязан выплатить в государственную казну. Граждане с низким заработком в экономически развитых странах зачастую полностью освобождаются от выплаты рассматриваемого налога: так, в Швеции - до 306000 шведских крон, в Швейцарии - до 16100 франков, в Австрии — до 10000 евро, в Ирландии — до 5210 евро, в Испании - до 2400 евро, в Норвегии - 36000 норвежских крон, а в Австралии - до 6000 австралийских долларов и т.д.[5.С.741-745] Можно предположить, что в данных странах с подобной системой налогообложения, уровень жизни населения превышает российский.

Государство Франция использует достаточно экстремальную прогрессивную шкалу. Граждане, имеющие низкий доход в пределах до 5963 евро, полностью освобождаются от уплаты сбора. В последующем налоговая ставка возрастает с учетом дохода на протяжении года. К примеру, если годовой доход составляет от 26 421 до 70 830 евро, то ставка соответствует 30%, а если свыше 150 000 евро, то уже 45%. [6]

Экономика Германии действует по аналогичной системе. Граждане, располагающие ограниченными материальными средствами, освобождены от налоговых выплат - ставка 0%. Однако, действует условие - доход на одного человека должен составлять не более 8,13 тыс. евро. Максимальная ставка - 45%, ею облагается доход от 250,7 тыс. евро. [6]

В Великобритании долгое время действует прогрессивная шкала налогообложения. С 2012 года введен 0% при доходе до 9,2 тыс. фунтов. Если доход превышает данные цифры, граждане обязаны уплачивать налог. Налог в размере 45% платят те, чей заработок превышает сумму 150 тыс. фунтов. [6]

Прогрессивная система налогообложения в США имеет свои особенности. Право взимания налогов принадлежит не только федеральному правительству, но также властям штатов и территорий, органам местной власти и пр. Налоговая ставка на общегосударственном уровне изменяется от 10 до 35% в зависимости от размеров дохода. [6]

Китай практикует использование прогрессивного налогообложения. Рост налога гражданина или не гражданина страны зависит от роста дохода -от 5 до 45%. Если доход менее 3,5 тыс. юаней, то резиденты и нерезиденты освобождаются от налогового сбора.

Стоит отметить, что применение плоской 13% ставки НДФЛ оказывает резко отрицательное влияние на эффективность экономики по следующим причинам. [5.С.741-745]

Прежде всего, незначительная степень налогообложения личных доходов приводит к повышению уровня налогообложения прибыли, а это, в свою очередь оказывает резко тормозящее воздействие на развитие экономики.

Кроме этого, низкий уровень НДФЛ оказывает влияние на прибыль от

предпринимательской деятельности, которая идёт на потребление, а не на производственные накопления и реинвестирование в производство.

В то же время, при низком уровне налога на личные доходы при их плоской шкале не обеспечивает государство достаточными средствами для проведения активной социальной политики.

Помимо выше сказанного, единая ставка НДФЛ при высоком уровне дифференциации доходов населения порождает мнение в массах о несправедливости существующей системы распределения. Всё это приводит к дестимулированию трудовой деятельности населения и снижению экономической эффективности развития России.

Таким образом, рассматриваемое прогрессивное налогообложение доходов способствует формированию условий, которые оказывают влияние на рост эффективности предпринимательской деятельности. Если параллельно с введением прогрессивной шкалы налогообложения вводить налоги на роскошь, подобно странам ЕЭС, а именно на элитную недвижимость, дорогие автомобили, яхты, ювелирные украшения и т.п., то эффект будет более заметен. При всё при этом, прогрессивное налогообложение доходов населения является неотъемлемой частью развитых распределительных отношений.

Использованные источники:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации

2. Захаров В. К. Влияние прогрессивности шкалы налогообложения доходов физических лиц на благополучие стран мира / В. К. Захаров, Е. И. Голикова // Уровень жизни населения регионов России. - 2015. - № 1(195). - С. 136161

3. Информационный Интернет-ресурс «Центро-пол» // https://centro-pol.ru

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации

5. Сазанов О.В., Соловьева Д.О., Максимова Е.П. Роль местных налогов в формировании местного бюджета// Экономика и социум. - 2015. - № 2-4(15). - С. 145-148.

6. Тихонов Ю. А., Пудовкина О. Е. Преимущества прогрессивного налогообложения физических лиц // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 741-745.

7. Хусаинова С.В., Сазанов О.В. Роль местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52). - С. 667-671.

8. Шульга, Н. Н. Перспективы внедрения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в России // Вестник Белгородского Университета Кооперации, Экономики и Права. - 2016. - № 1(57). - С. 158-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.