Научная статья на тему '\ программный продукт \ скрытная камера'

\ программный продукт \ скрытная камера Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
63
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ программный продукт \ скрытная камера»

Скрытная камера

Отечественная компания SPIRIT разрабатывает софт для крупнейших мировых компаний, в том числе для Microsoft и Apple. Но российские чиновники покупают зарубежные IT-разработки. О парадоксальной ситуации рассказал президент SPIRITа Андрей Свириденко.

Виктория МУСОРИНА

Мистер X

— Какие новинки вы предлагаете мировому рынку?

— Думаю, будет интересно синтетическое видео. Мы придумали, как человек может полностью контролировать, каким его видят в реальном времени.

— То есть? С вашей помощью можно изменить внешность?

— Предположим, вы намерены поддерживать общение в реальном времени. Но при этом хотите выглядеть несколько иначе, чем выглядите на самом деле в настоящий момент. В пиджак для разговора с важным клиентом мне проще одеть свою электронную копию, а самому сидеть в джинсах и пуловере. Я могу контролировать и свое окружение: можно поменять фон, сделать так, что я сижу в кабинете — и это действительно буду я. Мимика, артикуляция — мои. Я могу быть не только моложе и красивее, но и выбрать себе любого героя — одеть его и причесать, заставить звучать так, как хочется. Можно, например, заменить мужской голос женским и при этом он (или она) будет говорить то, что говорю я.

— Кто-нибудь таким продуктом заинтересовался?

— Японская компания NTT DoCoMo, для которой мы все это придумали, в 2004 году подписала с нами контракт. На рынок сервис вышел только в 2006 году, к сожалению, неудачно. Сейчас мы готовим второй выход, уже в Корее. В любом случае наш продукт уже можно купить, в том числе и в России.

Отблески технической революции

— Какая доля в общем объеме выручки больше: от музыки или голоса?

— Сейчас — от голоса. Мы обеспечиваем своей продукцией 50 млн. музыкальных и 100 млн. голосовых каналов в мире. Мы «вставили» голос в РС — Microsoft, Oracle, в Adobe Flash. Кстати, это определенный виток в голосовой революции — можно будет звонить с любо-

го сайта. Flash вообще уже стоит в 98% компьютеров во всем мире. Но пока с нашим голосом он еще не вышел: Adobe только готовит выпуск массового продукта с нашим участием.

60% всех смартфонов, продают функцию интернет-звонков по 3G и WiFi. Преимущество таких звонков в том что пользователю платить за роуминг не нужно — вы можете звонить бесплатно, если у вас на телефоне есть интернет и возможность связи по WiFi. В этом случае вы платите просто за трафик данных, связываясь с местным WiFi-провайдером. Это глобальная техническая револю ция, которая началась с Азии: сначала в Японии, потом в Корее. Потихонечку и до нас докатится.

64 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009

Л КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ

\ \ 1 '

— «Что общего у Microsoft и Apple? — Софт SPIRIT!». Вы что-то сделали для обеих компаний?

— Продали им лицензию на использование нашего программного решения в их собственных продуктах. У Microsoft есть Round Table— новая система для видеоконференций. Это специальное устройство, которое крепится в центре стола, снимает и передает видео на 360 градусов. Внутри стоит софт SPIRIT для передачи голоса в этом устройстве по IP-сетям.

— 2009 год начался для SPIRIT мировым дебютом нового класса потребительских продуктов — медиа-фонов. Что это такое?

— С помощью медиафона можно позвонить или устроить видеочат, посмотреть в сети новости или почту, отправить SMS/MMS, сделать фотографии, записать видео, проигрывать музыку, слушать радио, выводить на экран различные виджеты: погода, новости, пробки и т.п. То есть пользователь получает всю информацию и сервисы, которые обычно получал с помощью сети интернет, но теперь уже без персонального компьютера.

— Что делает

софт SPIRIT в этих ,71 ~--

устройствах?

Медиафон — это настольное абонентское мультимедийное устройство, совмещающее в себе телефон, фоторамку, интернет-серфер, медиаплеер и многое другое.

— В медиафонах наше решение обеспечивает собственно их базовую функциональность: голосовые и видео звонки по IP. Во-вторых, наш софт становится своего рода дополнением к операторским механизмам управления качеством.

Дело в том, что IP-коммуникации долгое время считались более дешевой и низкокачественной альтернативой обычным телефонным звонкам. И раньше на низкое качество IP-связи никто не пенял: и так почти бесплатно, что вы еще хотите?

Теперь, когда операторы начали использовать IP-се-ти для передачи голоса и продавать эти услуги своим абонентам, оказалось, что их механизмов управления качеством связи недостаточно. Понимание этого факта в итоге повлияло и на отношение операторов к IP-технологиям. Например, американский оператор Verizon, который на CES-2009 демонстрировал свой медиафон Verizon Hub, фактически перевел VoIP в разряд базовых технологий, мотивируя свой шаг тем, что для абонентов сейчас главное — качество сервиса, а не технология, по которой этот сервис доставляется. Как обеспечивается это качество? Сети операторов (и транзитные, и магистральные, и сети доступа) очень перегружены «тяжелым» трафиком (потоковое видео, музыка, мультимедийное вещание), и для разных сетей характерен различный уровень качества. Кроме того, у пользователей на руках разные устройства тоже

МИР ХАХАНОВ

/

Г

\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009 65

с разным качеством. Еще есть масса проблем на уровне «последней мили» абонента и настроек его локальной сети. Все эти факторы, на которые оператор никак не может повлиять, снижают уровень качества связи, а значит и привлекательность операторских IP-сервисов.

Наш голосовой и видеодвижок, интегрированный в медиафоны, как раз решает все эти проблемы прямо на пользовательском устройстве, устраняя задержки, потерю пакетов, убирая эхо и оптимизируя передачу голосовых и видеопакетов под пользовательские параметры соединения. В результате клиент получает качественную связь, а оператор — довольного услугой пользователя.

Хорошо иностранцам, они и у себя дома иностранцы

— На мировом рынке вам, как российской компании, наверное, непросто конкурировать с местными производителями?

— Все лицензионные сделки с Microsoft, Oracle, Skype, Apple, Adobe и другими нашими американскими клиентами мы заключили путем колоссального напряжения сил. При этом массу конкурсов проиграли местным компаниям только потому, что там и близко не было честной рыночной конкуренции. Часто наш продукт даже не тестировали, несмотря на то, что он и технически лучше, и дешевле американского: в Штатах покупают неамериканский софт только в случае крайней необходимости.

— Зато в России вам продавать наверняка проще.

— Ничуть. К сожалению, у нас уже сам собой сложился рынок преференций для американских производителей, которые ежегодно рапортуют акционерам о повышении продаж в России на 100% в год. Налицо диктат американских поставщиков программного обеспечения (ПО). Отечественному программному продукту пробиться на национальном рынке сейчас так же тяжело, как на американском. Во-первых, маркетинговые бюджеты заокеанских лидеров рынка в сотни и тысячи раз превышают бюджеты наших инновационных компаний. Во-вторых, наш чиновник понимает, что его не уволят за то, что он купил продукцию того же IBM. А ведь растущий монополизм американских софтверных компаний на нашем рынке означает рост зависимости от зарубежного ПО.

— Но действия депутатов Госдумы и Минсвязи говорят о том, что власти пытаются найти общий язык с российскими производителями...

— Да, недавно депутат Госдумы Илья Пономарев обратился к президенту с предложением создать Национальную программную платформу (НПП) на базе отечественного программного обеспечения. Минсвязи тоже обнародовало план перехода госорганов и бюджетных организаций на отечественное ПО к 2015 году. Это уже элементы осмысленной государственной политики по поддержке российского инновационного бизнеса в сфере разработки конкурентных программных продуктов и защите отечественного рынка, о необходимости которых я кричу на всех углах уже лет десять. Главное, чтобы в итоге выделяемые государственные средства не ушли в создание того, что уже есть.

Нужно четко сформулировать конкретный состав существующих конкурентоспособных отечественных раз-

SPIRIT — российская инновационная компания, мировой лидер в области разработки и лицензирования высокотехнологичных программных продуктов для цифровой обработки сигналов, передачи речи, аудио и видео по IP-сетям, мультимедиа и спутниковой навигации. Программные продукты SPIRIT используют в операторских сервисах, микропроцессорах, медиафонах, мобильных интернет-устройствах, в телефонных аппаратах (мобильных, DECT, IP-телефонах), медиаплеерах, оборудовании для IPTV, факсах, модемах и другом телекоммуникационном оборудовании. Среди клиентов SPIRIT — 200 мировых компаний, более 30 — из Fortune 500. Доход компании устроен на роялти: отчисления получают от каждого проданного устройства или канала — голосового, музыкального или видео.

работок, которые уже сейчас могут быть включены в состав НПП. Это позволит не только заменить иностранные аналоги, но и существенно сократить объем бюджетных средств, выделяемых на разработку подобного программного обеспечения.

— Какое российское ПО можно включить в НПП?

— У 1С есть уже готовые бухгалтерские, финансовые и ERP-системы, у Лабораторий Касперского — антивирусная защита, у Abby — распознавание текстов и словари, у АСКОН — проектирование и изготовление промышленной продукции, у SPIRIT — решения для систем видео-конференцсвязи с использованием уже существующего и установленного пользовательского оборудования.

Ведь посмотрите, что сейчас делается: бюджетные средства тратят на закупку для видеоконференцсвязи дорогостоящих закрытых пользовательских терминалов американского производства. Этих терминалов нужны десятки тысяч для всех государственных организаций и ведомств, а стоимость их доходит до $1000 за каждый.

При этом есть российское решение организации видеоконференцсвязи с использованием уже давно закупленного и стоящего на столе каждого чиновника компьютера. Причем решение, во-первых, полностью российское и, во-вторых, оно технически лучше и намного дешевле любого американского. Вот где можно экономить госбюджет одновременно повышая качество управления.

На приобретение закрытых пользовательских терминалов американского производства для видеоконференцсвязи наши чиновники тратят огромные бюджетные средства, хотя есть российское решение, использующее уже давно закупленные компьютеры, за которыми работают представители власти.

66 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 5 (85) 2009

\ КОДЕКС УПРАВЛЕНИЯ \

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.