Научная статья на тему 'Конвергентные услуги в России: история и перспективы развития'

Конвергентные услуги в России: история и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
909
482
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конвергентные услуги в России: история и перспективы развития»

Конвергентные услуги в России: история и перспективы развития

Ерохин С.Д., МТУСИ

Основной вопрос, который возникает при обсуждении телекоммуникационных конвергентных услуг — что подразумевается под словом "конвергенция"? В толковых словарях под термином "конвергенция" понимают процессы сближения, схождения, стирание различий и тд.

Когда речь заходит о телекоммуникационном рынке, то естественно уточнение: "конвергенция" каких систем и между чем? Вроде бы сам термин FMC (Fixed-Mobile Convergence) подразумевает, что должны рассматриваться сети и предоставляемые в них услуги операторов фиксированной и мобильной связи. Но в последнее время термин "конвергенция" принял очень широкое толкование. Для устранения путаницы некоторые авторы даже вводят термины "сетевая конвергенция" и "конвергенция услуг" [2].

Сама концепция FMC подразумевает предоставление мультимедийных информационных услуг (передача голоса, данных, сообщений и т.д.), которыми абоненты смогут воспользоваться в любом месте и в любое время. Данное обслуживание предусматривает выдачу абоненту единого номера (или идентификатора абонента) и единого счета для оплаты оказанных услуг.

Акцент при реализации систем FMC делается на получаемые абонентом услуги. Сами телекоммуникационные технологии отходят на второй план. Абоненту как потребителю услуги важны не способ и средства доставки, а нужен единообразный и качественный сервис, предоставляемый независимо от его места нахождения, типа используемой сети и клиентского терминала.

Стандартно рассматривают конвергенцию голосовых услуг и передачи данных между сетями ориентированными на передачу данных (WiFi, Bluetooth, WiMAX) и GSM/3G сетями. Но это некоторая идеалистическая картина, к которой, безусловно, надо стремиться операторам связи и производителям телефонного оборудования.

Под сетевой конвергенцией на основе технологии FMC подразумевают построение единой инфраструктуры для предоставления клиентам фиксированных, мобильных и конвергентных сервисов. В сети FMC абонентам, подключенным как по фиксированным, так и по мобильным каналам, становятся доступными все предлагаемые сервисы в реальном времени.

Конвергенция магистрали и сетей доступа является наиболее очевидным и проработанным этапом процесса слияния фиксированных и мобильных платформ. Эта концепция охватывает и конвергенцию магистралей фиксированных и мобильных сетей, в том числе для передачи значительных объемов речевого трафика по той же магистрали IP, по которой доставляются широкополосные данные, услуги GPRS и UMTS, — так называемый перевод транзитного трафика на сеть IP [2].

Конвергенция услуг—это тот основополагающий уровень, который в конечном счете обеспечивает потребителям удобство пользования услугами, выполняя незаметную для абонентов передачу сессий данных и голоса между наземным и беспроводным широкополосными доменами [2].

В дальнейшем, при употреблении терминов FMC, "конвергенция", "конвергентное решение", "конвергентные услуги" считаем, что рассматриваются полноценные конвергентные услуги.

Конвергентные услуги и современный телекоммуникационный рынок

Теоретически технология должна FMC очень активно развиваться, так как с одной стороны она выгодна операторам фиксированной и мобильной связи. И с другой стороны, несомненно, услуги FMC привлекательны и выгодны для абонентов. Последние три года большинство аналитиков телекоммуникационного рынка предсказывали бурный рост конвергентных услуг. Некоторые специалисты на основании этих прогнозов даже делали выводы, что это приведет к глобальным перестановкам на телекоммуникационном рынке: одни операторы (которые не смогут предоставить полноценные конвергентные услуги) вынуждены будут уступить свою долю рынка конкурентам (т. е. тем операторам, которые смогут обеспечить конвер-гентность).

Большая ставка при прогнозировании роста конвергентных услуг делалась на бурный рост рынка широкополосного доступа в Интернет. Он должен служить локомотивом для роста конвергентных услуг. Но время идет своим чередом, а бурного роста конвергентных услуг, сетей и абонентов как не было, так и нет.

По разным оценкам общее число пользователей всех российских FMC-сервисов составляет порядка 20-25 тыс. [1]. От общей абонентской базы мобильных операторов это просто ничтожное количество.

Ведущие операторы связи говорят о том, что они предоставляют конвергентные услуги [4, 5]. Как правило, это услуги типа "единый счет", "единый номер", "короткая нумерация", "переадресация" и т.д.

Корпоративные клиенты, подписавшихся на услугу FMC "ВымпелКома", могут использовать единый номер для дозвона на офисные и мобильные телефоны сотрудников, включать сотовые телефоны в корпоративный план нумерации, экономить на звонках внутри корпоративной группы. При этом "ВымпелКом" выставляет клиентам единый счет за услуги фиксированной и мобильной связи.

В конце 2006 г. компания МГТС совместно с МТС запустила услугу, аналогичную услуге "Мобильный домашний". Получив один номер, абонент может принимать звонки так, как ему удобнее, — на мобильный или фиксированный телефон. Воспользоваться предложением могут абоненты, которых обслуживают цифровые АТС, — таких у МГТС более 42%.

Такого рода услуги можно только условно отнести к конвергентным услугам. На самом деле, конвергенции здесь просто нет, а есть переадресация звонков по определенным условиям и выставление единого счета. Точно также, абонент самостоятельно может поставить себе переадресацию на сотовом телефоне и платить одному оператору

Поэтому, чтобы не было путаницы в дальнейшем, под конвергентными услугами будем понимать возможность непрерывного пользования услугой в различных средах передачи. Типичный пример: голосовой звонок или передача данных при переходе из одной сети (например, GSM) в другую (например, WiFi).

Отдельно следует обратить внимание на развивающиеся в последнее время так называемые "нишевые" конвергентные услуги, ко-

торые предоставляют абонентам возможность получить доступ к одной определенной услуге (или сервису) в разных телекоммуникационных сетях. Примером таких услуг могут служить "мобильная почта", Mobile ICQ и т.д..

Для примера, рассмотрим услугу Mobile ICQ. Здесь не надо путать обычных ICQ-клиентов, которые разработаны для мобильных терминалов (как правило, для коммуникаторов под управлением Windows Mobile или Symbian) с реализацией полноценной конвергентной услуги. В случае построения конвергентной услуги, у абонента ставится специализированный клиент, у оператора связи инсталлируется серверная часть, которая связана со службой ICQ и обеспечивает прием/доставку сообщений, даже, когда клиент не подключен к сети Интернет через GPRS. К сожалению, данная услуга не была запущена на территории РФ, хотя у зарубежных сотовых операторов она очень востребована.

Аналогично реализуются конвергентные почтовые сервисы. В данном случае происходит интеграция публичных почтовых серверов (Mail.RU, Yandex.ru и др.) с инфраструктурой мобильного оператора. Эти услуги позволяют абонентам получать уведомление о полученном письме, и в некоторых случаях прочитать его заголовок. Т. е. конвергенция заключается в возможности получить доступ к электронной почте в разных средах передачи данных: традиционном Интернете и сети GSM.

Как правило, техническая реализация таких конвергентных услуг состоит из специализированного клиентского приложения и серверной части, которые располагаются у оператора связи и провайдера услуги.

К сожалению, при анализе рынка конвергентных услуг почему-то забывают такие "нишевые" конвергентные услуги. Хотя они, в отличие от услуг, основанных на переадресации, являются полноценными конвергентными услугами.

Для реализации полноценных конвергентных услуг в настоящее время существуют два основных предложенных механизма: это технология UMA и IMS.

Технология UMA. Технология UMA (Unlicensed Mobile Access), предложенная Kineto Wireless и являющаяся дополнением к обычной сотовой сети, подразумевает, что мобильный трафик частично будет поступать в ядро сети при помощи беспроводных точек доступа, заменяющих базовые станции. Поэтому одно из первых названий UMA звучало как Mobile over WLAN (MoWLAN). Обработкой этого трафика занимается основной элемент UMA — контроллер UNC (Unlicensed Network Controller), являющийся аналогом контроллера базовых станций (BSC — Base Station Controllers) в обычной сотовой сети. Соответствующие протоколы поддерживают безопасный транспорт сигнализации GSM/GPRS и пользовательского трафика по каналам IP

Сетевой контроллер UNC не требует модификации сотовой инфраструктуры, он подключается к коммутатору аналогично BSC, и должен снижать затраты оператора на модернизацию. При этом UNC рассчитан на работу как с существующими GSM/GPRS/EDGE-сетями, так и развивающимися сетями третьего поколения.

Благодаря UMA, практически любая точка доступа Wi-Fi со скоростным подключением к Интернету может стать базовой станцией сотовой сети.

Сильная сторона предлагаемой Kineto Wireless технологии UMA заключается в том, что она базируется на распространенных GSM- и IP-протоколах, поэтому полностью прозрачна для существующих аппаратных решений, включая DSL-модемы, стандартные беспроводные точки доступа и интернет-маршрутизаторы. В то же время для своей работы UMA использует специфичные протоколы

UMA-RR (UMA Radio Resources) и UMA-RLC (UMA Radio Link Control).

Технология UMA предусматривает автоматический "бесшовный" хендовер. Если абонент установил активное соединение GSM или GPRS и, не прерывая его, вошел в зону покрытия (или вышел из зоны покрытия) беспроводной сети передачи данных (например, WiFi), то текущее соединение автоматически переключается на другую сеть без прерывания услуги. Хэндовер происходит незаметно для пользователя.

Но обычные GSM-телефоны не могут работать в UMA-сегменте гибридной сети. Чтобы воспользоваться всеми ее преимуществами, абонентам придется приобретать специальные GSM/UMA-терминалы с дополнительным модулем беспроводной связи и специальным программным обеспечением. На начальном этапе внедрения UMA лучше всего с этой ролью могут справиться уже имеющиеся на рынке смартфоны и коммуникаторы. Потенциальными кандидатами являются модели BenQ P50, HP iPAQ h6340, i-Mate PDA2k, Nokia 9500 и Qtek 9090, способные работать в сетях стандарта Wi-Fi. Они с наименьшими затратами превращаются в комбинированный GSM/UMA-телефон установкой программного модуля UMA Client Software.

Технология IMS. Про данную технологию написано очень много материала. Основная цель IMS — предоставление новых мультимедийных услуг на основе интерактивной связи двух и более абонентских устройств при помощи семейства IP-протоколов. Модель реализации конвергентных услуг с использованием технологии IMS получила название Voice Call Continuity (VCC). Стандартизацией VCC занимается организация 3GPR Модель VCC обеспечивает прозрачное прохождение речевого вызова при переходах пользовательского терминала между сетью сотового оператора, построенной на базе любой технологии (GSM, UMTS, CDMA), и любыми сетями беспроводного доступа, поддерживающими передачу речи поверх IP (WiFi, WiMAX). Для IMS разработана многоуровневая архитектура с разделением транспорта для переноса трафика и сигнальной сети IMS для управления сеансами.

По сути дела две этих технологии, IMS и UMA, являются конкурирующими. У каждой есть свои преимущества и недостатки. Какая технология победит — покажет время.

Финансовый кризис и конвергентные услуги

Здесь наблюдаются две противоречивые тенденции. С одной стороны стремление к уменьшению экономических издержек (расходы на связь для многих компаний являются весомой статьей расходов) способствует развитию конвергентных услуг. Операторы фиксированной и мобильной связи, производители телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, системные интеграторы и прочие игроки телекоммуникационного рынка напрямую заинтересованы предлагать своим клиентам востребованные решения.

Но с другой стороны сокращение операторами связи расходов на инновации и развитие (а конвергентные услуги до сих пор являются инновационными услугами) приведет к задержкам, или даже частичному отказу запуска на рынок новых продуктов и услуг. Следовательно, платформы для конвергентных решений типа IMS, UMA еще не скоро появятся у операторов в полноценной коммерческой эксплуатации.

Отдельно следует отметить, что под воздействием глобального финансового кризиса из-за общего снижения покупательской способности населения уменьшатся продажи мобильных телефонов. Причем наибольшее падение продаж прогнозируют для дорогих моделей телефонов. А именно такие многофункциональные терми-

налы предоставляют своим владельцам теоретическую возможность получения конвергентных услуг. Таким образом, аудитория потенциальных потребителей конвергентных услуг будет расти очень медленным темпами.

С учетом того, что в настоящее время отсутствуют апробированные полноценные конвергентные решения, можно сделать вывод, что финансовый кризис крайне негативно скажется на развитии рынка конвергентных услуг в России.

Выводы. При предоставлении конвергентных услуг связи следует учитывать следующие факторы::

— в настоящее время у фиксированных и мобильных операторов связи отсутствует необходимая техническая инфраструктура для оказания конвергентных услуг;

— малое распространение мобильных терминалов, которые обеспечивают возможность получения конвергентных услуг;

— отсутствие четко выраженной потребности абонентов в конвергентных услугах;

— отсутствие у производителей телекоммуникационного оборудования единого стандарта для оказания конвергентных услуг.

С учетом вышеперечисленных факторов и на фоне глобального финансового кризиса, который уже оказал и еще окажет свое негативное влияние на инвестиционные программы операторов связи и уровень продаж новых мобильных телефонов, можно сделать вывод, что в ближайшие 3 года на телекоммуникационном рынке не будет развития полноценных конвергентных услуг. Но при этом по прежнему будут развиваться "нишевые" конвергентные продукты, предоставляющие абонентам возможность получать отдельный конкретный сервис через разные среды передачи данных, например, "мобильная почта", Mobile ICQ и тд.

Литература

1. Волынкина Е FMC, обреченная на светлое будущее// ИКС. — 2008. — № 6.

2. Фелижанко А. Конвергенция фиксированной и мобильной связи// Connect! — 2006. — №2.

3. http://b2b.beeline.rui/convergent/fixmob/indexwbp.

4. http://www.mgt5.ru/folders/3018.

5. http://www.mts.ru/servces/list.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.