Научная статья на тему 'Движок прогресса'

Движок прогресса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Движок прогресса»

\ программный продукт \

Движок прогресса

Российская компания SPIRIT научила разговаривать Интернет и предоставила возможность онлайн-пользователям видеть друг друга.

Андрей

свириденко,

основатель компании SPIRIT

В 2010 году на российский рынок вышел новый продукт от SPIRIT — «Видео-

Кто на связи

В конце 2012 года индийский сотовый оператор Infotel, входящий в группу компаний Reliance, выиграл конкурс на LTE-частоты. Теперь индийский гигант с оборотом в $60 млрд знакомит местный рынок Индии со смартфонами, обладающими новой функциональностью. Индийский сотовый оператор сможет обеспечить передачу данных в LTE-сетях и передачу голоса и видео. Таких устройств на мировом рынке — единицы. Как это стало возможно?

Секрет прост: Infotel купил лицензию на видеодвижок TeamSpirit Voice&Video Engine Mobile, который и обеспечивает голосовые и видеозвонки в индийской LTE-сети. Производитель движка — российская компания SPIRIT. TeamSpirit — одна из последних ее разработок. Программный продукт представляет собой движок, предназначенный для разработки приложений голосовой и видеосвязи через Интернет.

Обычно принцип передачи данных устроен сле дующим образом: сигнал кодируется и в виде пакета идет получателю разными путями,

Мост», позволяющий корпоративным поль- через разные станции, при этом может и по-зователям проводить теряться. В этом случае связь существенно

в режиме реального времени веб-видеоконференции с общим числом участников до 1000 человек. Сегодня «ВидеоМост» используют«Ростелеком», «ЭР-Телеком», «Казахтелеком», а также школы и вузы Министерства образования и науки РФ, ФСО, МЧС РЖД, Сбербанк России и другие ведущие россий ские структуры.

Виктория

костоева

ухудшается, пропадает голос, появляются шумы. SPIRIT разработала собственный кодек (устройство или программа, способная выполнять преобразование данных или сигнала), способный восстановить утраченные пакеты. Эти кодеки «сидят» в движке и позволяют без помех работать в LTE-сетях, обеспечивая IP-связь превосходного качества, а это, пожалуй, самое главное.

Кто будет править рынком

Аббревиатура LTE расшифровывается как Long Term Evolution, что означает «долгосрочная эволюция».

LTE — следующее после 3G поколение мобильной связи, работает оно на базе IP-технологий. В свою очередь IP означает Internet Protocol, то есть технологию, предоставляющую возможность обмена голосовым, видео-, мультимедийным видами трафика в интерактивном режиме. Во всем мире IP-связь постепенно вытесняет традиционную, помимо возможности передавать видео, она

дешевле. При этом пропускная способность IP-сетей нестабильна, при разговоре появляется эффект «эха». Программный продукт SPIRIT кодирует, передает и декодирует голос и видео, автоматически адаптирует качество видео и голоса под возможности устройств и каналов связи. Поэтому он и пользуется спросом у мировых клиентов.

«Бизнес операторов связи — один из самых прибыльных в мире. Но что они реально делают? — говорит глава IBS Group Анатолий Карачинский. — Расставляют вышки, подключают к электричеству базовые станции и собирают деньги — в этом бизнесе нет ничего такого, чтобы платить за услуги связи вдвое выше их себестоимости. Вы знаете название компании, обслуживающей канализацию и электричество в вашем доме? Ровно так же — лет через 10 — вы не будете помнить название вашего оператора связи. Их заменят платформы, на которых можно будет выстраивать любые сервисы — видео, голосовые, оказывать различные услуги связи. Рынком будет править именно платформа, и те, кто разработает технологии, окажутся в выигрыше». Как, например, SPIRIT, технологии которой будут востребованы в любой рыночной модели.

То, к чему стремится индийский сотовый оператор Infotel, входящий в группу компаний Reliance, — пока лишь ближайшее будущее мирового рынка коммуникаций, которое способно похоронить традиционный сегодня рынок связи. Настоящее же легко измеряемо: российским аудио-видеодвижком TeamSpirit в оборудовании и ПО разных компаний-партнеров пользуется более 1 млрд человек, подсчитали в SPIRIT.

Когда в 2003 году благодаря усилиям двух шведов был создан Skype, его основатели быстро поняли, что сервис должен уметь не только «разговаривать», но и давать пользователям возможность видеть друг друга. Skype «открыл глаза» на мир благодаря SPIRIT: шведы купили у россиян видеодвижок. Спустя семь лет на мировом рынке появился, наконец, конкурент Skype — сервис Viber. Ему предстояло привлечь на свою сторону уже хорошо знакомых с технологией передачи голоса и видео пользователей. Как это можно было сделать?

Глава Viber Талмон Марко убежден, что секрет — в качестве голосовой связи. «После запуска Viber для iPhone в 2012 году за первые три дня приложение было скачано миллион раз, за первый месяц — 7 млн и быстро стало бесплатным приложением номер один в Нидерландах, Испании, Сингапуре, Тайване, Израиле и других странах благодаря высокому качеству связи. Этим мы обязаны движку SPIRIT Voice Engine Mobile», — полагает г-н Марко.

Почему российские операторы не инноваторы

Как операторы пытаются отстоять свой рынок и не остаться придатком софтверных компаний? Единственный выход для них — запускать собственные конкурентные голосовые IP-сервисы. Это и есть сегодняшний тренд.

48 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (135) 2013

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

Компания SPIRIT

была создана в 1992 году, основатель — 46-летний уроженец Москвы Андрей свириденко, выпускник факультета ВМК МГУ им. М.В. Ломоносова.

SPIRIT — ведущая компания в мире в области разработки и лицензирования программных движков для передачи голоса и видео по IP-сетям. Инновационную коммуникационную программную платформу используют операторы связи, производители оборудования, разработчики программного обеспечения, веб-сервисов, и социальных сетей в 80 странах мира. Прямые клиенты SPIRIT являются сегодня производителями более 60% смартфонов в мире. Треть бизнеса SPIRIT приходится на США, треть — на Азию и треть — на Европу.

ir

Европейские и азиатские операторы поняли это намного раньше российских. Так, China Mobile, Korea Telecom, LGU+, AT&T начали запускать подобные сервисы с 2011 года, лицензируя для этого движки SPIRIT, которые и позволяют мобильному пользователям общаться друг с другом через Интернет.

«Мировые операторы — технологичны, — говорит Андрей свириденко. — Они не только прокладывают оптоволоконные сети, подобно российским операторам, но и формируют стандарты рынка связи, создают спецификации телефонов». То есть пытаются разными способами удержаться на рынке.

Что делают в этой же ситуации россияне? Все предельно просто: наши операторы связи (МТС, Билайн, МегаФон, СМАРТС и др.) берут разработки пятилетней давности, внедряют их и продают. Обеспечить более качественный уровень при таком подходе невозможно, поэтому от своих зарубежных коллег россияне отстают колоссально. «Собственных инноваций у нас, разумеется, нет, — признают в SPIRIT. — Это означает, что российские операторы связи просто ждут появления удачных инноваций и возможности их использовать. Получается странная ситуация: наши программные продукты оказываются в оборудовании мировых производителей уже после того, как российские операторы купили его за рубежом».

Пока российские операторы внедряют устаревшие технологии, SPIRIT готов предложить клиентам очередные новинки. Вскоре в мобильных устройствах появится связь и голос в HD-качестве. Главная загвоздка — каналы связи, способные «переварить» сигнал такого высокого разрешения. В ближайшем будущем с ним смогут справиться как выделенные каналы связи с работающим в них видеодвижком так и LTE-сети.

К 2015-2016 годам на мировом рынке останутся крупнейшие операторы, которые будут предлагать отточенные работающие сервисы по передаче голоса и видео, встроенные в телефоны. В них будут предустановлены

\ РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР \

программы, способные легко переключать голос и видео. По мнению SPIRIT, конкурентную борьбу выиграют те производители программных продуктов, которые смогут поддерживать максимально большое количество операционных систем и устройств. Войдут ли в их число россияне — время покажет.

IT-технологии vs углеводородов

Сегодня компания SPIRIT превратилась в мирового лидера в области продуктов для передачи голоса и видео по IP-каналам. Основные клиенты — китайские, тайваньские и корейские производители мобильных устройств, в состав которых на условиях купленной лицензии и входит программный продукт SPIRIT.

Конечно, на мировом рынке производителей видео-и голосовых движков россияне не одни. Но таких, как SPIRIT, буквально единицы. Например, калифорнийская компания GIPS занималась подобными разработками и лицензированием своих движков с 1999 года. В 2010 году ее приобрел Google. Еще один калифорнийский стартап, созданный выходцами из той же GIPS, в 2006 году купил Skype.

В 2005 году свой движок создала и компания Microsoft. Он не лицензируется и обеспечивает работу собственных продуктов (например, Windows Live Messenger). Так и получилось, что ближайшие конкуренты российской компании — такие глобальные гранды, как Microsoft и Google.

Шанс на победу в конкурентной борьбе у компании SPIRIT есть. К примеру, голосовой и видеодвижок Google основан на так называемом «открытом» коде, который дорабатывается любым программистом мира. Нет гарантии того, что программный продукт будет вовремя актуально поддерживать новые версии операционных систем и модели телефонов. В этом и заключается преимущество российского программного продукта перед западным.

Проблема, пожалуй, только в том, что российские инновации в России очень слабо востребованы. Под этим утверждением готовы подписаться абсолютно все отечественные IT-компании, занимающиеся разработкой собственного программного продукта. Их, правда, и по сей день не так много: SPIRIT, «Лаборатория Касперского», ABBYY, Parallels, PROMT, «1С». Им намного проще продать его на западном рынке, чем на нашем (за исключением, пожалуй, «1С»), потому что в России всегда отдают предпочтение дорогим зарубежным разработкам.

Возможно, проблема в том, что в России до сих пор не работает система государственного протекционизма отечественных разработчиков, нет такой бизнес-культуры. «Во всем мире иная практика: сначала продукт должен продемонстрировать успешность на домашнем рынке, лишь затем начинать экспансию на внешние рынки. Американец купит иностранный продукт, только если он технически существенно лучше и дешевле родного американского», — говорит Андрей свириденко.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 7 (135) 2013 49

«

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.