Научная статья на тему 'Программные средства для разработки интерактивных электронных учебников: особенности и классификация'

Программные средства для разработки интерактивных электронных учебников: особенности и классификация Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
628
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ / ELECTRONIC TEXTBOOK / INTERACTIVITY / ELECTRONIC EDITION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Гунина Елена Викторовна, Моисеева Анна Яковлевна, Германова Елена Владимировна, Пинхасова Юлия Владимировна

Применение электронных ресурсов в образовании является распространенным методом получения знаний. Дистанционное обучение с использованием интерактивных образовательных технологий обуславливает необходимость создания электронных учебников. Наличие большого количества разнообразных инструментов проектирования обучающих материалов может привести к затруднениям при выборе подходящего продукта. В данном исследовании рассмотрены особенности некоторых программных средств разработки электронных изданий и приведена попытка их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE FOR THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE ELECTRONIC TEXTBOOKS: FEATURES AND CLASSIFICATION

The use of electronic resources in education is a common method of gaining knowledge. Distance learning using interactive educational technologies necessitates the creation of electronic textbooks. The presence of a large number of diverse design tools for training materials can lead to difficulties in choosing the right product. This study discusses the features of some software tools for the development of electronic publications and provides an attempt to classify them.

Текст научной работы на тему «Программные средства для разработки интерактивных электронных учебников: особенности и классификация»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ Гунина Е.В.1, Моисеева А.Я.2, Германова Е.В.3, Пинхасова Ю.В.4 Email: Gunina686@scientifictext.ru

'Гунина Елена Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Моисеева Анна Яковлевна — магистрант; 3Германова Елена Владимировна — магистрант; 4Пинхасова Юлия Владимировна — магистрант, кафедра информатики и компьютерного дизайна, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: применение электронных ресурсов в образовании является распространенным методом получения знаний. Дистанционное обучение с использованием интерактивных образовательных технологий обуславливает необходимость создания электронных учебников. Наличие большого количества разнообразных инструментов проектирования обучающих материалов может привести к затруднениям при выборе подходящего продукта. В данном исследовании рассмотрены особенности некоторых программных средств разработки электронных изданий и приведена попытка их классификации. Ключевые слова: электронный учебник, интерактивность, электронное издание.

SOFTWARE FOR THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE ELECTRONIC TEXTBOOKS: FEATURES AND CLASSIFICATION Gunina E.V.1, Moiseeva A.Ya.2, Germanova E.V.3, Pinhasova Yu.V.4

'Gunina Elena Viktorovna — PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor; Moiseeva Anna Yakovlevna — Undergraduate; 3Germanova Elena Vladimirovna — Undergraduate; 4Pinhasova Yuliya Vladimirovna — Undergraduate, DEPARTMENT OF INFORMATICS AND COMPUTER DESIGN, PROF. BONCH-BRUEVICH SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF TELECOMMUNICATIONS,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the use of electronic resources in education is a common method of gaining knowledge. Distance learning using interactive educational technologies necessitates the creation of electronic textbooks. The presence of a large number of diverse design tools for training materials can lead to difficulties in choosing the right product. This study discusses the features of some software tools for the development of electronic publications and provides an attempt to classify them. Keywords: electronic textbook, interactivity, electronic edition.

УДК 004.4

При создании электронного образовательного издания конечный результат напрямую зависит от выбранного способа разработки и программного средства. Разнообразие существующих электронных учебников и методов их конструирования поднимает проблему выбора наиболее оптимального решения поставленной задачи.

Алгоритмы разработки этапов по созданию электронного издания различаются в зависимости от сферы изучения и выбранных средств разработки. Опираясь на работы О. Волкова [1] и коллектива авторов Российского государственного профессионально-педагогического университета [2], можно выделить следующие программные средства: базовые, гипертекстовые, языки программирования, специализированные программы. Базовые методы подразумевают использование неспециализированных программных средств, таких как Microsoft PowerPoint, Adobe FlashPlayer, Adobe Acrobat, и т.п. Данный метод успешно применяют авторы исследования «Создание электронного учебника по материаловедению» [3]. Гипертекстовые методы заключаются в использовании технологии гипермедиа и гиперссылок. Пример создания интерактивного учебника с помощью этого способа демонстрирует автор

материала «Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» [4]. Использование языков программирования подразумевает написание собственного программного обеспечения для учебника. Авторы работ «Технология разработки программной оболочки для создания электронных учебников по предметам математической направленности» [5] и «Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений» [6] имеют положительный результат использования языков программирования в создании электронного издания.

Особое внимание стоит уделить методу использования специализированных программ для разработки интерактивных изданий. Данные средства разработаны специально для удовлетворения потребности создания электронного издания любым пользователем. Разнообразие программ позволяет выбрать подходящую оболочку под существующие требования. Коллектив авторов исследования «Методика создания электронных изданий различного уровня по технологии конструкционных материалов» пришел к выводу, что данный способ является наиболее подходящим для конструирования учебников [7]. Исследователь Н. Струнина в своей работе также пришла к выводу целесообразности использования специализированных электронных редакторов [8]. В отличие от предыдущих методов, использование специализированных средств позволяет создать структурированный нелинейный продукт, не требуя при этом изучения языков программирования и средств гипертекста. Следовательно, данный способ возможно рассматривать как подходящий для большинства пользователей, которым необходимо получить качественный продукт с минимальными временными затратами.

Отсутствие единой классификации программного обеспечения, направленного на конструирование электронных учебников, приводит к затруднениям при выборе из множества разнообразных инструментов разработки. Выбор средства также зависит от сферы применения создаваемого издания. В результате, каждому автору приходится самостоятельно изучать интерфейс и возможности предполагаемых средств разработки, из чего следует увеличение временных затрат. Авторы исследований «Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов» [1], «Обзор программных средств создания электронных учебников» [2], «Технология разработки программной оболочки для создания электронных учебников по предметам математической направленности» [5] и «Обзор программ для создания электронных учебников» [8] рассматривают в общей сложности более двадцати специализированных средств разработки, и только две программы упоминаются более чем в одной работе. Одним из последствий выбора неподходящего программного обеспечения может стать потеря качества предлагаемого материала. Решением данной проблемы может стать создание единой базы программных средств по конструированию электронных изданий, с кратким описанием функций и указанием наиболее подходящих сфер применения.

Государственный стандарт определяет следующие свойства электронных образовательных ресурсов: интерактивность, коммуникативность, возможность представления учебных материалов (текст, графика, анимация, аудио, видео) средствами мультимедиа, применение компьютерного моделирования для исследования образовательных объектов, а также автоматизация различных видов учебных работ [9]. Это определение не содержит четких указаний по содержанию электронного учебника, и разные исследователи в своих работах под вышеприведенным термином подразумевают отличающиеся в своих свойствах издания. Следовательно, первоначально необходимо предложить общую классификацию существующих учебников.

Авторы таких исследований, как «Методика создания электронных изданий различного уровня по технологии конструкционных материалов» [7] и «Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов» [1], отмечают наличие большого количества электронных учебников, содержащих мультимедиа элементы только в качестве иллюстраций к основному тексту. В свою очередь, в работах «Технология разработки программной оболочки для создания электронных учебников по предметам математической направленности» [5] и «Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений» [6] отмечена необходимость представления в учебнике таких графических элементов как схемы и диаграммы, а также математических формул. В то же время, авторы работ «Создание электронного учебника по материаловедению» [3] и «Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов» [1] акцентируют внимание на возможности добавления аудио и видеофрагментов.

Исходя из научных исследований в области анализа электронных учебников, находящихся в свободном доступе, можно предложить разделение изданий на текстовые, технические и гуманитарные. Для текстовых учебников следует предусмотреть расширенные возможности по редактированию текста и добавлению гиперссылок, и минимальные функции для добавления мультимедиа элементов. Издания технической направленности допускают наличие в редакторе поддержки большого количества графических форматов и формул. Для гуманитарной среды возможно рассмотреть функции настроек аудио- и видеоформатов.

Для корректной классификации программного обеспечения следует определить сравнительные параметры средств разработки. С учетом особенностей выбранных категорий применения, логично предложить следующие критерии оценки: поддержка аудиоформатов; поддержка видеоформатов; поддержка графических файлов; быстродействие; удобство интерфейса; универсальность выходного формата (exe, html, pdf); стоимость; наличие пробной версии; год последнего обновления; поддержка русского языка.

На основе результатов исследований других авторов, официальной информации разработчиков, а также практического опыта, в соответствии с критериями оценки приведена классификация 15 программных продуктов в зависимости от сферы применения (таблица 1).

Таблица 1. Классификация средств разработки электронных учебников

Текстовые Технические Гуманитарные

1. Adobe InDesign 2. Sigil 3. TurboSite 4. Creativist 1. eBook Maestro 2. Tildee 3. Natata eBook 4. ChmBookCreator 1. SunRav BookOffice 2. eBooksWriter 3. Sophie 4. Adobe Captivate 5. NeoBook 6. Scrivener 7. TeachBookLite

Предложенная классификация может быть полезна для разработчиков электронных изданий

на базе специализированных программных средств. На основе разработанных критериев

оценки возможно продолжить классификацию существующих программ.

Список литературы / References

1. Волков О.И. Выбор программных средств создания электронных изданий в научной среде гуманитарных вузов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. [Электронный ресурс], 2009. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-programmnyh-sredstv-sozdaniya-elektronnyh-izdaniy-v-nauchnoy-srede-gumanitarnyh-vuzov/ (дата обращения: 15.03.2020).

2. Бужинская Н.В. Обзор программных средств создания электронных учебников / Н.В. Бужинская, И.Б. Макаров // Международный журнал экспериментального образования. [Электронный ресурс]. 2016. № 4 (ч. 1). Режим доступа: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=9733/ (дата обращения: 12.04.2020).

3. Снегирев И. Создание электронного учебника по материаловедению / И. Снегирев, С. Маламут, П.С. Климов, О.В. Чудина, А.В. Остроух // Молодой ученый. [Электронный ресурс], 2011. № 4. Т. 3. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/27/3111/ (дата обращения: 17.03.2020).

4. Тайлакова Д.Н. Технология моделирования и создания электронного учебника по курсу «Родной язык» // Молодой ученый. [Электронный ресурс], 2013. № 5. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/52/6806/ (дата обращения: 07.04.2020).

5. Казаков А.Я. Технология разработки программной оболочки для создания электронных учебников по предметам математической направленности / А.Я. Казаков, Е.Н. Дроздова, А.Б. Савчук // Компьютерные инструменты в образовании. [Электронный ресурс], 2015. № 3. Режим доступа: http://ipo.spb.ru/journal/content/1764/Технология%20разработки%20про граммной%20оболочки%20для%20создания%20электронн^1х%20учебников%20по%20пред метам%20математической%20направленности^£/ (дата обращения: 23.03.2020).

6. Солнышкова О.В. Технология разработки интерактивных электронных образовательных ресурсов для подготовки студентов архитектурно-строительных направлений // Фундаментальные исследования. [Электронный ресурс], 2013. № 10 (часть 10). Режим доступа: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32754/ (дата обращения: 04.04.2020).

7. Нигметзянов Р.И. Методика создания электронных изданий различного уровня по технологии конструкционных материалов / Р.И. Нигметзянов, В.М. Приходько, Д.С. Фатюхин // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. [Электронный ресурс], 2009. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sozdaniya-elektronnyh-izdaniy-razlichnogo-urovnya-po-tehnologii-konstruktsionnyh-materialov/ (дата обращения: 08.04.2020).

8. Струнина Н.В. Обзор программ для создания электронных учебников // Вестник Курганского государственного университета. [Электронный ресурс], 2018. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/obzor-programm-dlya-sozdaniya-elektronnyh-uchebnikov/ (дата обращения: 21.03.2020).

9. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196/ (дата обращения: 28.03.2020).

ОПТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАТОРЫ ТОКА Найденов А.Д. Email: Naidenov686@scientifictext.ru

Найденов Александр Дмитриевич — магистр, кафедра электроэнергетики, Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

Аннотация: в статье описывается принцип действия и конструкция оптических трансформаторов тока, анализируются их свойства, технические возможности, преимущества их применения в электроэнергетике. Приводятся метрологические характеристики, такие как погрешности по величине силы тока и по углу, а также соответствие требованиям по классу точности. На основании этого приводится сравнение оптических трансформаторов тока с традиционными электромагнитными, оцениваются перспективы их замещения и внедрения на объекты электроэнергетики. Ключевые слова: электроэнергетика, анализ, инновации.

OPTICAL CURRENT TRANSFORMERS Naidenov A.D.

Naidenov Alexandr Dmitrievich — Master, ELECTROENERGETICS DEPARTMENT, MURMANSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY, MURMANSK

Abstract: the article describes the principle of operation and construction of optical current transformers, analyzes their properties, technical possibilities, and the advantages of their application in the electroenergetics. Was given metrological characteristics, such as errors in the amplitude of the current strength and its angle, also compliance with the requirements for accuracy class. Based on this, was made a comparison of optical current transformers with traditional electromagnetic ones, and the prospects for their replacement and implementation in electric power facilities are evaluated. Keywords: electroenergetics, analysis, innovations.

УДК 62'.3'4.224.8 DOI: '0.244''/23'2-8089-2020-'0803

За последнее десятилетие термин «аналоговый» успел стать синонимом к слову «устаревший». И когда речь заходит о повышении точности средств измерения и интеграции их в единую сеть мониторинга и контроля технологических процессов, то имеющегося у аналоговой аппаратуры потенциала становится явно недостаточно. Одно из решений -оптоволоконные трансформаторы, работа которых основана на эффекте Фарадея, эффекте,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.