Научная статья на тему 'Программное обеспечение интерактивной доски как фактор развития медиатворчества слушателей курсовой переподготовки'

Программное обеспечение интерактивной доски как фактор развития медиатворчества слушателей курсовой переподготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТВОРЧЕСТВО / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ / МЕДИАТЕКСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Светлана Владимировна

В статье освещается проблема развития медиатворчества слушателей в процессе курсовой переподготовки. Особое внимание уделяется понятию медиатворчества как педагогической категории в сфере повышения квалификации. Этапы развития медиатворчества рассматриваются на примере работы с программным обеспечением интерактивной доски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение интерактивной доски как фактор развития медиатворчества слушателей курсовой переподготовки»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абакумова, И. В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Руденко. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2006. - 256 с.

2. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко. - М.: Академия, 2006. - 288 с.

3. Выжимова, Н. Г. Организация деятельности учашдхся в процессе проверки результатов обучения на основе амбивалентного подхода: дис. ... канд. пед. наук / Н. Г. Выжимова. - Тамбов, 2009. - 220 с.

4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 352 с.

5. Пальмова, Е. А. Диагностическая культура учащихся как предмет исследования // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 2 (57). - С. 93-95.

6. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: в 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 576 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 50 с.

8. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

УДК 37.02 ББК 74.202.15

С. В. Петрова

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИАТВОРЧЕСТВА СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

Аннотация. В статье освещается проблема развития медиатворчества слушателей в процессе курсовой переподготовки. Особое внимание уделяется понятию медиатворчества как педагогической категории в сфере повышения квалификации. Этапы развития медиатворчества рассматриваются на примере работы с программным обеспечением интерактивной доски.

Ключевые слова: медиатворчество, интерактивная доска, программное обеспечение интерактивной доски, медиатекст.

S. V. Petrova

THE SOFTWARE OF AN INTERACTIVE BOARD AS THE FACTOR OF MEDIA CREATIVITY DEVELOPMENT OF THE TEACHER

Abstract. The problem of media creativity development in the process of the project retraining is sanctified in this article. Special attention is paid to the notion of media creativity as a pedagogical category in the area of the listener advanced training. Stages of media creativity development are considered by an example of work with the software for interactive board.

Key words: media creativity, interactive board, the software of an interactive board, media messages.

В условиях поиска более современных форм и методов работы с целью повышения уровня образования увеличился интерес к интерактивным мультимедийным технологиям. Одним из актуальных нововведений стало активное использование интерактивной доски как средства, при помощи которого подача учебного материала стала более динамичной и наглядной. Это техническое средство также нашло свое широкое применение и в рамках курсовой переподготовки учителей общеобразовательных учреждений. Интерактивная доска совмещает в себе не только функции экрана для проектора и маркерной доски, но и позволяет сохранять пометки, выполнять различные действия с объектами и работать со всеми компьютерными приложениями. Интерактивная доска -это сенсорная панель, реагирующая на любое нажатие на нее рукой или специальным маркером -стилусом. В комплект для успешной работы на интерактивной доске входят три обязательных компонента - компьютер, проектор и, непосредственно, сама интерактивная поверхность доски. Использование интерактивной доски в образовательном процессе курсовой переподготовки значительно увеличивает качество занятий, увеличивает коммуникативный и познавательный интерес слушателей и позволяет преподнести изучаемый материал более наглядно и динамично.

Непосредственная работа с интерактивной доской происходит в специальном программном обеспечении. Видов интерактивных досок достаточно много и каждый производитель предлагает собственное программное обеспечение, с которым работает только этот вид доски. Несмотря на многообразие программ, они отличаются только интерфейсом, а принцип организации среды управления доской одинаков. Поэтому для творческого использования слушателями интерактив-

ной доски в своей профессиональной деятельности совсем не обязательно изучать все существующие программы досок, достаточно только разобраться в принципе их организации.

Принцип построения документа интерактивной доски идентичен принципу построения программы Microsoft Power Point - мультимедийные объекты представлены на слайдах (страницах). В связи с этим каждое задание, созданное в программном обеспечении интерактивной доски, должно располагаться на отдельном листе.

Любое программное обеспечение интерактивной доски имеет стандартные функции для создания интерактивных заданий:

• «умное» перо - электронный маркер с возможностями изменения цвета, толщины и других параметров;

• ластик - средство для удаления рукописных примечаний, созданных средствами «умного» пера. Важной особенностью этой функции является то, что с ее помощью невозможно удалить никакие другие объекты;

• затемнение экрана или шторка - функция позволяет скрыть необходимую часть экрана. Шторке можно придать любой размер, что не задает ограничений размерам скрываемой за ней информации. В соответствии с данными исследования эффективности воспринимаемой информации от ее расположения на экране, верхняя его часть является более эффективной для усвоения, что нельзя сказать о нижней части. В целях увеличения эффективности усвоения размещенной на электронной странице доски информации, данная функция доски незаменима;

• утилита множественного клонирования - функция, которую имеют большинство программ интерактивных досок. Она позволяет при наложении ее на объект путем механического перетаскивания создавать произвольное количество копий объекта.

Помимо прикладных функций, каждое программное обеспечение интерактивной доски имеет две уникальные категории - коллекцию и вложения. Коллекция - это область программы, которая содержит папки с различными медиаобъектами: стационарными и анимированными изображениями, озвученными объектами, видеообъектами. Коллекция может быть пополнена как автоматически через Интернет, так и самостоятельно пользователем. Вложения - это область программы, в которую могут быть помещены дополнительные файлы и объекты, что позволяет использовать программу интерактивной доски в качестве папки для хранения всех необходимых материалов к уроку. Программа также позволяет объединять объекты, расположенные на рабочем листе с файлами из области «вложение» при помощи гипермедиатехнологий, что дает возможность создания к уроку целостной структуры, состоящей из различных элементов - медиатекстов.

А. В. Федоров дает понятие медиатекста как сообщения, изложенного в любом виде и жанре медиа (газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.) [6, 28]. Рассматривая медиа-текст в контексте разноплановости средств передачи информации, Я.Н. Засурский определяет его как «новый коммуникационный продукт» [1, 6], который может быть включен в различные медийные структуры как социального, так и образовательного характера. Мнения о типологии ме-диатекстов достаточно полифоничны. Из наиболее распространенных можно выделить классификации, которые основаны на степени социального взаимодействия участников в процессе коммуникативного контакта (И. В. Рогозина) [5, 135] и уровне воздействия на аудиторию (Г. С. Мельник) [3, 95], а также более оригинальные и поэтичные, критерием которых являются ассоциации с литературными жанрами, к примеру, поэтического искусства времен Аристотеля. В. В. Прозоров за основу предлагаемой типологии берет жанры поэтического искусства: эпос-лирика-драма, ассоциируя печатные тексты с эпосом, радиотекст - с лирикой, а видеотексты - с драмой [4, 281]. В свете современного развития информационно-коммуникационных технологий средства массовой коммуникации стали вытесняться на второй план по информационной и коммуникационной значимости. Согласно В. В. Мантуленко, в отдельную структуру выделяются новые медиа, которые могут быть интерпретированы как цифровые медиа. Они дают возможность мультимедийно-сти, т.е. интеграции различных медиа в некоторое компьютерное представление (гипертекстовая структура, нелинейный текст и др.) [2, 37].

В образовательном процессе курсовой переподготовки слушателей используются новые медиа, поэтому мы считаем целесообразным выделение отдельного типа медиатекста - электронного мультимедийного медиатекста как элементарного программного продукта, созданного технологиями мультимедиа (интерактивные компьютерные дидактические средства с интегрированной поддержкой видео- и звукозаписи). Основной целью курсов повышения квалификации, на наш взгляд, является обучение учителя творческому подходу при использовании медиатекстов в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Слушателями создается большое количество электронных мультимедийных медиатекстов преимущественно с использованием программных средств интерактивной доски. Программное обеспечение интерактивной доски предоставляет широкий спектр технических возможностей для создания электронных мультимедийных медиатек-стов или использования этого типа медиатекстов, созданных в других программных средах.

Процесс созидательной творческой деятельности в медийной сфере, создание предметных результатов своего педагогического труда, сопровождающийся объединением проективной дея-

тельности с производством медиатекстов, по мнению Н. Ф. Хилько, означает погружение в процесс медиатворчества [6, 27]. Н. Ф. Хилько выделяет следующие формы медиатворчества: информационное, социально-проблемное, личностно- и социально-коммуникативное, этно -коммуникативное, детерминантное, интерэтнокоммуникативное (в сфере межкультурных взаимодействий), трансляционное, комбинаторно-иконографическое, социально-регулятивное, имиджмейкерское, перцептивное, коммуникативно-игровое [8, 148]. На сегодняшний день, процесс медиатворчества понимается только как форма инновационной деятельности в сфере массовой коммуникации, представляющей собой необычные подходы к композиции, содержанию и способам коммуникации различных текстов и изображений [7, 55]. Мы полагаем, что в свете глобального внедрения электронных мультимедийных медиатекстов в образовательный процесс, уже недостаточно ограничивать понятие медиатворчества только лишь этим пониманием, а следует рассматривать его как форму коммуникативно-образовательной деятельности в межличностном пространстве учителя в процессе создания, комбинирования и трансляции электронных мультимедийных ме-диатекстов.

Так как процесс медиатворчества на сегодняшний день может быть реализован в образовательном пространстве дополнительного профессионального учебного заведения целесообразно выделить еще одну форму медиатворчества - педагогического медиатворчество. По нашему мнению, это особая форма творческого познания, созидания и сочетания электронных мультимедийных медиатекстов. В связи с этим процесс медиатворчества является неотъемлемой частью процесса профессиональной переподготовки учителя и выражается в осознанном креативном восприятии и оценивании медиатекстов образовательного назначения. Для успешного включения слушателя курсовой переподготовки в процесс педагогического медиатворчества необходимо использование такого программного обеспечения, которое давало бы возможность применения всех видов мультимедиа объектов, поэтому, на наш взгляд, приоритетным программным обеспечением в этом плане является программное обеспечение интерактивной доски.

Необходимой основой формирования и развития медиатворчества слушателя является его высокий уровень информационной компетентности и медиакомпетентности. Основываясь на выделенных А. В. Федоровым показателях медиакомпетентности педагога (мотивационный, информационный, методический, практико-операционный/деятельностный, креативный) [6, 25], мы можем выделить несколько этапов развития медиатворчества учителя:

1. Пропедевтический - осознание и обоснование необходимости использования медиатекстов при конструировании электронного материала к уроку.

2. Аксиологический - поиск и обработка материалов, которые будут использованы при разработке и создании медиатекста учебного назначения.

3. Конструкторский - определение структуры создаваемого электронного материала к уроку и анализ соответствия содержания медиатекстов выбранной структуре.

4. Деятельностный - создание электронного материала к уроку, на котором формируется дея-тельностная среда для творчества слушателя.

5. Аналитический этап целесообразно разделить на две составляющие. Во-первых, на составляющую анализа практической эффективности созданного материала и проверки валидности результатов. На данном этапе наиболее эффективно организовать активное образовательное пространство при помощи игровых, диалоговых, тренинговых методик с целью включения педагога в сферу взаимооценки и взаимоанализа. Во-вторых, на составляющую анализа теоретической эффективности созданного электронного материала. В контексте проведения этого этапа могут быть использованы современные различные средства мониторинга учебного процесса.

При создании электронных материалов к уроку средствами программного обеспечения интерактивной доски на курсах повышения квалификации слушатель поочередно проходит все этапы развития медиатворчества. Рассмотрим этот процесс на примере разработки задания тестового контроля к уроку. Следует отметить, что предложенная в качестве примера разработка является универсальной для учителя любой предметной области. Логика построения задания в тестовой форме в программе интерактивной доски основывается на свойстве функции «ластик» удалять только объекты, созданные функцией «умное перо». На первом шаге конструирования проверочного задания необходимо провести анализ существующих форм мониторинга и выбрать форму, соответствующую электронному виду теста, например, тестирование, таким образом слушатель проходит пропедевтический этап развития медиатворчества. Второй этап деятельности слушателя - аксиологический, сопровождается поиском и отбором основной (содержательная часть вопроса) и вспомогательной (медиаобъекты) информации для создания тестовых заданий. На третьем - конструкторском этапе слушатель определяет вид вспомогательных медиаобъектов оценочного назначения, которые наиболее соответствуют выбранной тематике вопросов. Деятельно-стный этап создания теста сопровождается активной работой в среде программного обеспечения интерактивной доски. Данную деятельность можно разделить на несколько стандартных шагов:

• расположение текста вопроса на листе интерактивной доски;

• расположение ниже автофигур, количество которых соответствует количеству вариантов ответа;

• расположение в каждой автофигуре выбранного медиаобъекта оценочного назначения (стационарная картинка, звуковой или анимированный объект);

• выбор функции программы «умное перо», цвет которого соответствует цвету фона и закрашивание медиаобъекта, расположенного внутри автофигуры;

• при помощи функции «умное перо» следует поместить варианты ответа внутрь «пустого» пространства внутри автофигуры. Если вариант громоздкий, его следует подписать снизу автофигуры при помощи функции вставки теста.

На заключительном, аналитическом, этапе формирования медиатворчества слушатели разыгрывают образовательную ситуацию урока и, выбрав функцию программы интерактивной доски «ластик» вытирают область автофигуры с выбранным вариантом ответа. Так как «ластик» способен удалить только пометки «умного пера», то появившийся медиаобъект охарактеризует правоту выбранного варианта ответа.

Таким образом, можно выделить критерии сформированности медиатворчества современного слушателя в процессе моделирования и конструирования электронных материалов к уроку в процессе курсовой переподготовки:

• умение производить отбор медиаобъектов в соответствии с образовательными целями создаваемого материала, эффективно оценивать учебный материал по степени его применимости в контексте создания медиатекстов учебного назначения;

• способность анализировать дидактические и методические особенности применения медиаре-сурсов в классическом их понимании и новых медиа;

• иметь навыки отбора готовых медиатекстов и их преобразования в соответствии с поставленными перед занятием учебными целями и задачами;

• умение самостоятельно создавать различные медиатексты, способствующие формированию развивающего продуктивного пространства на уроке.

Таким образом, одним из факторов развития педагогического медиатворчества слушателя в процессе прохождения курсовой переподготовки можно считать программное обеспечение интерактивной доски, которая способствует организации конструкторской творческой деятельности в процессе создания электронных заданий к уроку. В результате использования интерактивных мультимедийных технологий и реализации выделенных этапов формирования медиатворчества в образовательном процессе создаются благоприятные условия для творческого развития и самореализации как педагога, так и каждого учащегося.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Засурский, Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10. - 2005. - № 2.

2. Мантуленко, В. В. Образовательные возможности новых медиа / В. В. Мантуленко. - Самара: Изд-во Са-мар. ун-та, 2005. - 285 с.

3. Мельник, Г. С. Mass Media: психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. - 237 с.

4. Прозоров, В. В. Власть современной журналистики, или СМИ наяву / В. В. Прозоров. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2004. - 315 с.

5. Рогозина, И. В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотичесий аспект: монография / И. В. Рогозина. - М.; Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 428 с.

6. Федоров, А. В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиаком-петентности / А. В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 64 с.

7. Хилько, Н. Ф. Структура образовательной системы нравственно ориентированной культурогенной деятельности / Н. Ф. Хилько. - Омск, 2000. - Деп. в НПО «Информкультура» РГБ 12.09.00, № 34.

8. Хилько, Н. Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: монография / Н. Ф. Хилько. - Омск: Изд-во Сибир. ф-ла Рос. ин-та культурологии, 2001. - 446 с.

УДК 37 ББК 74

В. Е. Приходько

МЕСТО МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

Аннотация. В данной статье описывается применение презентаций Power Point в учебном процессе начальной школы. Особенность этой статьи в том, что читатель узнает, что презентации для младших школьников предназначены для повышения эффективности учебного процесса, а также повышения доступности учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, интерактивности, большого объема информационных ресурсов. Статья будет интересна учителям начальных классов, студентам педагогических вузов и всем педагогам, использующим новые информационные технологии в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.