Научная статья на тему 'ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ'

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное образование / дистанционные технологии / онлайнобучение / система управления обучением / LMS-система / система дистанционного обучения / distance education / distance learning technologies / online learning / learning management system / LMS system / distance learning system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тесля Н. Б., Томшин Д. Ю.

В период бурного развития дистанционного образования системы управления обучением (LMS) становятся все более востребованными в образовательных организациях. Для использования предлагается множество подобных систем с различным набором функций и возможностей для дистанционного обучения, из которых образовательной организации необходимо выбрать такую, которая будет соответствовать её бюджету и потребностям. При этом необходимо учитывать, что после введения антироссийских санкций некоторые зарубежные платформы имеют ограничения или стали недоступны для российских пользователей. В работе рассмотрены популярные LMS-системы (Moodle, iSpring Learn, Контур.Класс и др.), которые удовлетворяют общим требованиям образовательной организации. Далее описаны критерии, важные для проведения сравнения, выполнен поэтапный выбор системы дистанционного обучения, указаны ее достоинства и уникальные возможности. Учебная деятельность, организованная с использованием LMS Moodle, в большой мере способствует повышению качества обучения и развитию информационно-коммуникационных компетенций обучающихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOFTWARE FOR QUALITY MANAGEMENT OF DISTANCE EDUCATION

During the rapid development of distance education, learning management systems (LMS) are becoming more and more in demand in educational organizations. Many similar systems with a different set of functions and opportunities for distance learning are offered for use, from which an educational organization needs to choose one that will meet its budget and needs. At the same time, it should be borne in mind that after the introduction of anti-Russian sanctions, some foreign platforms have restrictions or have become inaccessible to Russian users. The paper considers popular LMS systems (Moodle, iSpring Learn, Contour.Class, etc.) that meet the general requirements of the educational organization. The following describes the criteria that are important for making a comparison, a step-by-step selection of a distance learning system is made, its advantages and unique features are indicated. Educational activities organized using LMS Moodle greatly contribute to improving the quality of education and the development of information and communication competencies of students.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ»

Научная статья УДК 371.31:004.77

DOI: 10.24412/cl-37031 -2024-2-184-192

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Тесля Н. Б.1- 2, Томшин Д. Ю.1- 3

1 Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск, Россия

2 teslnb@sibupk.su, https://orcid.org/0000-0002-6621-1770 dytomshin@gmail. com

Аннотация: В период бурного развития дистанционного образования системы управления обучением (LMS) становятся все более востребованными в образовательных организациях. Для использования предлагается множество подобных систем с различным набором функций и возможностей для дистанционного обучения, из которых образовательной организации необходимо выбрать такую, которая будет соответствовать её бюджету и потребностям. При этом необходимо учитывать, что после введения антироссийских санкций некоторые зарубежные платформы имеют ограничения или стали недоступны для российских пользователей. В работе рассмотрены популярные LMS-системы (Moodle, iSpring Learn, Кон-тур.Класс и др.), которые удовлетворяют общим требованиям образовательной организации. Далее описаны критерии, важные для проведения сравнения, выполнен поэтапный выбор системы дистанционного обучения, указаны ее достоинства и уникальные возможности. Учебная деятельность, организованная с использованием LMS Moodle, в большой мере способствует повышению качества обучения и развитию информационно-коммуникационных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: дистанционное образование, дистанционные технологии, онлайн-обучение, система управления обучением, LMS-система, система дистанционного обучения

SOFTWARE FOR QUALITY MANAGEMENT OF DISTANCE EDUCATION Teslya N. B.1- 2, Tomshin D. Yu.1- 3

1 Siberian University of Consumer Cooperation, Novosibirsk, Russia.

2 teslnb@sibupk.su, https://orcid.org/0000-0002-6621-1770 dytomshin@gmail. com

Abstract: During the rapid development of distance education, learning management systems (LMS) are becoming more and more in demand in educational organizations. Many similar systems

with a different set of functions and opportunities for distance learning are offered for use, from which an educational organization needs to choose one that will meet its budget and needs. At the same time, it should be borne in mind that after the introduction of anti-Russian sanctions, some foreign platforms have restrictions or have become inaccessible to Russian users. The paper considers popular LMS systems (Moodle, iSpring Learn, Contour.Class, etc.) that meet the general requirements of the educational organization. The following describes the criteria that are important for making a comparison, a step-by-step selection of a distance learning system is made, its advantages and unique features are indicated. Educational activities organized using LMS Moodle greatly contribute to improving the quality of education and the development of information and communication competencies of students.

Keywords: distance education, distance learning technologies, online learning, learning management system, LMS system, distance learning system

Введение

В настоящее время наблюдается стремительное развитие дистанционных технологий в образовании. Этот процесс обусловлен необходимостью улучшения форм обучения, в особенности заочного, и реализации современных методов обучения, которые основаны на самостоятельности обучающегося. Современным обществом высоко ценится вариативность образовательных услуг, а также возможность получать подробные описания педагогических требований к организации дистанционного образования. Кроме того, расширяется доступ к образованию, что особенно важно для людей, проживающих в отдаленных регионах. При этом использование дистанционных технологий позволяет персонализировать процесс обучения, делая его более приспособленным к индивидуальным потребностям студента, что, в свою очередь, повышает качество образования.

В использовании дистанционных технологий есть и ряд проблем, и не только технического характера. Существует потенциальная опасность возникновения дистанционного безразличия, когда студент теряет контакт с преподавателем и другими учащимися, что повышает риск неэффективности обучения [10,11]. Для эффективного использования дистанционных технологий в образовании необходимо разработать четкие педагогические требования и инструкции, развивать систему оценки качества дистанционного образования. Следовательно, использование дистанционных технологий в современном образования является актуальной темой и требует комплексного подхода для повышения качества обучения.

Основная часть

Факультет дистанционного обучения Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК) успешно реализует дистанционное обучение более 12 лет. Он является частью крупнейшего ведомственного университета Сибири, который готовит специалистов для сферы торговли и услуг. Университет представляет собой единый комплекс с пятью факультетами, среди которых факультет дистанционного обучения занимает значимое место с численностью обучающихся более пяти тысяч человек при положительной динамике роста обучающихся. Реализация всех уровней образования и форм обучения позволяет университету максимально использовать преимущества дистанционных образовательных технологий.

Для дистанционного обучения в нашем университете разработаны восемь направлений бакалавриата и пять направлений магистратуры. Учебный контент для них создан на основе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), созданных преподавателями. Особое внимание уделяется качеству образования в дистанционном режиме, поэтому создана отдельная структура управления, которая тесно работает с преподавателями и обучающимися, чтобы обеспечить эффективную и качественную образовательную программу. Не менее важно совершенствовать и развивать техническую инфраструктуру образовательного процесса, в т.ч. путем применения наиболее эффективных систем управления обучением (LMS).

Сегодня на рынке существует большое количество систем дистанционного обучения, включая платные и бесплатные варианты. Так, по данным [2], в мире предлагается более 960 LMS-систем. Однако задача выбора наиболее подходящей системы для конкретной образовательной организации является сложной и требует тщательного анализа. Для создания сетевого образовательного ресурса на основе системы дистанционного обучения также необходимы наиболее эффективные решения. Выбор системы управления обучением должен основываться на конкретных целях и потребностях образовательного учреждения. Такой подход очень важен для оптимизации процесса обучения, повышения его эффективности, а также для экономии всех видов ресурсов. Сравнительный анализ русскоязычных систем позволит выбрать оптимальный вариант для решения поставленных задач.

LMS-системы (англ. Learning Management Systems) предназначены не только для удаленного взаимодействия участников образовательного процесса

при помощи сети Интернет. С их помощью можно организовать реализацию основных образовательных программ, причем не только образовательных учреждений, но и компаний. В таких системах учебные материалы и отчёты о ходе обучения хранятся в централизованной базе, существуют возможности создания групп обучающихся, разработки и назначения группам учебных курсов, контроля прохождения учебных дисциплин, тестирования и оценки в автоматическом режиме, обмена учебными материалами (текстами, графикой и т.п.). Предусмотрены возможности настройки планов, расписаний, индивидуальных программ обучения, а также возможность интеграции со сторонними приложениями [1]. Для эффективного удаленного взаимодействия предлагаются форумы, чаты, видеоконференцсвязь для проведения интерактивных лекций, семинаров.

При решении вопроса о внедрении системы в образовательной организации необходимо учитывать многие факторы: технические возможности, бюджет, число пользователей, наличие необходимого функционала. Необходимо прогнозировать и будущие потребности пользователей LMS-системы в услугах, чтобы сделать более обоснованный выбор и избежать лишних затрат и неудачных решений.

Существует множество электронных ресурсов, предлагающих помощь в выборе системы для онлайн-обучения. Часто информация в них собрана по нескольким десяткам LMS-систем, например, в [1, 4], из которых необходимо отобрать системы, соответствующие основным требованиям конкретной образовательной организации (например, только с многопользовательским режимом), а затем представить материалы в удобочитаемом для сравнения виде. В первую очередь, рассматривались популярные русскоязычные системы, имеющие рассмотренные выше укрупненные функциональные возможности LMS, которые подходят для корпоративного обучения с неограниченным числом пользователей. Предпочтение отдано системам, которые изначально созданы для сферы образования. Еще одним определяющим признаком является наличие многопользовательского режима, при котором возможна одновременная работа обучающихся на одной базе данных под собственными учетными записями. Исходя из этих требований, были выбраны пять систем управления обучением: Moodle, iSpring Learn, Канвас+ (сервис на основе Canvas LMS, США), Контур.Класс, eLearning Server 4G.

Для отобранных систем важно проверить возможности развертывания системы, т.е. можно ли установить ее на сервере организации, мобильных устройствах пользователей, в облачном сервисе. Необходимо обратить внимание на

возможность адаптации рассматриваемых систем под условия организации и возможности интеграции их с другими приложениями, что необходимо для повышения качества обучения, например, с помощью сторонних платформ ви-деоконференцсвязи [9] и разработки профессиональных курсов. Проверить наличие бесплатных версий систем, демо- и пробных версий, соответствие стандартам безопасности. В таблице 1 приведена сравнительная характеристика ЬЫБ-систем, выполненная по данным [1].

Таблица 1

Сравнительный анализ систем управления образованием по техническим критериям

Критерий Moodle Канвас+ iSpring Learn Контур. Класс eLearning Server 4G

Разработчик Австра- Россия, Москва Россия, Йошкар- Россия, Екате- Россия, Санкт-

Ола ринбург Петербург

Установка:

Сервер предприятия + + + - +

Облако (SaaS) + + + + -

Мобильное устройство + + + - +

Тарифы:

бесплатный + - - - -

платный + + + + +

API для интеграций + + + - -

Соответствие стандартам безопасности + + + + +

Реестр российского ПО - - + + +

Свободное ПО + + - - -

Демо-версия + + + + +

Пробная версия (триал) + + + + +

Языки, в т.ч. русский 30 18 6 1 4

Интерфейс:

Windows + + + - +

Linux + + + - -

Веб-браузер + + + + +

Android + + + + +

iOS + + + + +

macOS + + + - +

Далее рассмотрим функциональные возможности LMS-систем (см. табл. 2). Для нашего университета важно учитывать наличие следующих возможностей:

- взаимодействие пользователей системы как в режиме реального времени (синхронное обучение), так и в разное время (асинхронное обучение);

- организация и управление базой учебных материалов;

- разработка в системе учебно-методических и контрольных материалов;

- контроль успеваемости;

- проведение тестирования;

- обмен данными в популярных форматах;

- поддержка формата SCORM, т.к. в нем хранится значительная часть учебного контента, а переводить его в новые стандарты достаточно затратно; кроме того, это универсальный «формат упаковки контента» [6], который обеспечивает совместимость с большим количеством LMS-систем.

Таблица 2

Сравнительный анализ основных функциональных возможностей систем управления образованием (составлена авторами по [1, 3, 4, 5, 8])

Функциональные возможности ЬМБ-систем Moodle Канвас+ iSpring Learn Контур. Класс eLearning Server 4G

Многопользовательский доступ V V V V V

Синхронное обучение V V V

Асинхронное обучение V V V V V

Индивидуальное управление обучением V V V V

Управление базой знаний V V V

Разработка материалов курса V V V V

Работа с журналом оценок V V V V V

Тестирование и оценка знаний V V V V V

Импорт/экспорт данных V V V V V

Соответствие SCORM V V V V

Отчётность и аналитика V V V V

Администрирование V V V V V

Из таблицы 2 видно, что максимальным необходимым функционалом обладают три LMS-системы - Moodle, iSpring Learn и eLearning Server 4G. Эти же системы отвечают и большинству требований, представленных в таблице 1: наличие облачной, мобильной версий и развертывание на сервере организации; работа на любой операционной системе и др. Отметим, что эти платформы поддерживают не только формат электронных курсов SCORM, но и более ранние стандарты (AICC, IMS, LTI, xAPI, cmi5) [5]. Можно загружать в системы контент в популярных текстовых (doc, pdf, xls), графических (jpeg, png, gif), аудио- (mp3, aac, flac, m4a и др.) и видео-форматах (mp4, m4v, m4a, mov и др.). Однако в LMS eLearning Server 4G есть существенный недостаток - не предусмотрено взаимодействие с другими программами через API.

Для окончательного выбора LMS-системы стоит обратить внимание на то, что Moodle является свободным программным обеспечением. Это означает широкие возможности кастомизации программного продукта, т.е. доработки под потребности образовательной организации. Отметим также наличие множества плагинов для расширения функционала, в частности, для увеличения разнообразия статистических отчетов, что дает большое преимущество при выборе в пользу данной системы.

Как следствие из вышеизложенного, LMS Moodle является бесплатным программным обеспечением по сравнению с LMS iSpring Learn, у которой бесплатно предлагается только демо-версия для знакомства с системой [4, 5].

Наконец, перечислим уникальные возможности Moodle-системы: формирование обучающимися собственного портфолио, проверка работ с помощью с помощью модуля Антиплагиат, оффлайн-тестирование и др. [5]. Для взаимодействия преподавателей и обучающихся в системе Moodle предусмотрены комментарии и обмен сообщениями. Кроме того, есть большой выбор модулей - глоссарий, урок, анкета, тест, чат, форум и другие, которые создают необходимые условия для успешной преподавательской деятельности. Система поддерживает реализацию творческих и креативных проектов различной сложности на любом уровне обучения.

Заключение

По данным [1], Moodle-система является очень популярной среди высших учебных заведений в России благодаря большому функционалу и возможностям его расширения под конкретную организацию, а также из-за сравнительно недорогого внедрения с точки зрения первоначальных инвестиций.

Необходимо учитывать, что со временем, необходимость использования высокопроизводительных серверов и большей емкости хранилища может привести к необходимости увеличения бюджета на содержание и развитие системы.

Кроме того, Moodle относится к свободному программному обеспечению, следовательно, имеются некоторые риски использования, которые можно снизить, следуя рекомендациям Минцифры России [7]: иметь локальные копии используемых репозиториев, проводить обновления только после анализа и тестирования изменений.

Таким образом, система управления обучением Moodle является наиболее эффективной и удобной для использования в Сибирском университете потребительской кооперации, гарантирующей наилучшие результаты как для преподавателей, так и для студентов.

Библиографический список

1. 2024 Soware.Ru - Умный выбор систем для бизнеса. URL: https://soware.ru/categories/digital-learning-platforms (дата обращения 26.02.2024).

2. eLearning Industry. URL: https://elearningindustrv.com/directory/software-categories/learning-management-systems (дата обращения 29.02.2024).

3. Educhain: платформа кадровых инвестиций. URL: https://www.educhain.ru/services/canvas plus/ (дата обращения 28.02.2024).

4. Ispring. Российский продукт №1 для обучения. URL: https://www.ispring.ru/ (дата обращения 26.02.2024).

5. Moodle. URL: https://docs.moodle.org/ (дата обращения 26.02.2024).

6. SCORM: что это за формат курсов и почему он всё ещё популярен, хотя устарел. URL: https://skillbox.ru/ (дата обращения 23.02.2024).

7. ЕСКС / Единая система контекстных справок. Госуслуги. URL: https://mfo.gosuslugi.ru/articles/P^^ и преимущества использования свободн ого_ПО/ (дата обращения 01.03.2024).

8. Контур. URL: https://kontur.ru/class (дата обращения 26.02.2024).

9. Лютц, С. В. Электронные платформы для ведения занятий онлайн: возможности, опыт и проблемы / С. В. Лютц, Н. Б. Тесля // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. 2021. № 2(36). С. 59-63. DOI 10.48642/2305-7408.2021.37.88.010. - EDN NFJIHM.

10. Попова Е. И., Баландин А.А., Дедюхин Д.Д. Дистанционное образование: современные реалии и перспективы // Образование и право. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obrazovanie-sovremennye-realii-i-perspektivy (дата обращения: 28.02.2024).

11. Фейзуллаев М.А. Проблемы внедрения дистанционного обучения в России / М.А. Фейзуллаев, Е.П. Осинняя // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. №2 (116). URL: https://research-iournal.org/archive/2-116-2022-february/problemy-vnedreniya-distancionnogo-obucheniya-v-rossii (дата обращения: 28.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.