Именно по причине инфляции в РФ так и не может сформироваться значительная прослойка среднего класса и существует такое явление как бедность населения. Инфляция существенным образом снижает уровень комфортности жизни россиян, так как большое влияние на уровень персонального счастья оказывают именно личные доходы. Рост цен не позволяет осуществлять долгосрочное планирование, так как в результате прогнозирования получается слишком большой нерелевантный разброс значений. Инфляция не позволяет бизнесу реализовать в России проекты с большими сроками окупаемости, их может взять на себя только государство, но и его возможности ограничены.
Если правительству России удастся заключить инфляцию в коридор 2-3 %, то тогда уже будет наблюдаться положительные эффекты от её наличия. Существенно возрастет инвестиционная активность, в Россию придут масштабные иностранные инвестиции. Ожидания населения с пессимистических поменяются на оптимистические. Конкурентоспособность российских товаров вырастет, что приведет к массированной тенденции импортозамещения.
Литература
1. Программа развития конкуренции в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р). «Собрание законодательства РФ», 01.06.2009, N 22, ст. 2736.
2. Инфляция в РФ может подскочить до 7% по итогам года.// http://www.rosbalt.ru/business/2012/06/07/989857.html
3. Исхаков П.Ю. Природа инфляции в России. Меры по снижению ценовой нестабильности. [Текст]/ П.Ю. Исхаков // Аудит и финансовый анализ. — 2010. — № 4.
4. Косякова А.А., Лоскутова М.В. О природе инфляции в российской экономике. [Текст]/ А. А. Косякова, М.В. Лоскутова // Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2006. — № 4.
5. Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России [Текст] / Л.Н. Красавина // Деньги и кредит. — 2006. — № 9.
6. Маневич В.Е. О природе инфляции в российской экономике. [Текст]/ В.Е. Маневич // Бизнес и Банки. — 2004. — № 48.
7. Производство автомобилей в России в 2009 году упало на 59% // http://www.zr.rU/a/122425
8. Чалых Е.В. Инфляция и антиинфляционная политика государства. [Текст]: дисс.....канд. экон. наук. — Воронеж, 2011.
М.В. Сиротенко
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ТЕРРИТОРИЕЙ
THE PROGRAM-TARGET APPROACH IN THE MANAGEMENT
OF THE TERRITORY
Аннотация: рассматривается программно-целевой подход как метод управления экономической системой муниципального образования. Показана недостаточная роль муниципального бюджета в качестве источника финансирования комплексной программы развития муниципального образования. Обосновывается необходимость расширения группы показателей индикативного планирования за счет природно-географического фактора размещения хозяйствующих объектов.
© Сиротенко М.В., 2Gl2
Ключевые слова: индикативное планирование, комплексная программа развития, муниципальное образование, программно-целевой подход.
Abstract: is considered performance-based approach as a method of control of the economic system of municipal education. Shows a lack of the role of the municipal budget as a source of financing of the complex program of development of municipal education. The necessity of expansion of the group of indicators indicative planning at the expense of the natural-geographical factors placement of managed objects.
Keywords: indicative planning, the complex program of the development of the municipal formation, program-target approach.
Преобразование национальной экономики Российской Федерации, более углубленный переход на децентрализованную модель экономической организации с центрами в регионах, основанный на разграничении полномочий, актуализирует проблему научно-методологического обоснования управления социально-экономическим развитием территории страны.
Рассматривая экономическое пространство страны как систему взаимосвязанных экономических агентов необходимо выделить несколько уровней организации — национальный, региональный и муниципальный, каждый из которых является самостоятельным элементом системы, обладающим развитыми внутренними связями и агентами и внешними, образуя полиструктурные образования.
Таким образом, эффективность управления системой зависит от определения объекта управления, которым в условиях существования децентрализованной экономической организации пространства становятся регионы и муниципальные образования (МО), как относительно однородных по своим социальным, экономическим и природно-географическим факторам территориях.
Управление пространственным развитием муниципальных образований осуществляется в целях обеспечение повышения благосостояния, качества жизни жителей района, во главу угла ставится защита их интересов во всех сферах деятельности на основе динамично развивающейся, сбалансированной и конкурентоспособной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста.
Наиболее оптимальным и эффективным методом управления экономической системы муниципального образования, способной решить поставленные задачи, в современной практике является программно-целевой подход [1].
Поскольку термин «программа» имеет широкий спектр значений и может быть распространен на любой вид управленческой деятельности, то в практике деятельности органов местного самоуправления нет формализованного унифицированного подхода к прогнозно-плановой документации. На основе анализа имеющихся планов развития муниципальных образований можно говорить о ряде присущих им принципиальных особенностей.
Основной целью целевых программ является достижение социально-ориентированных экономических результатов, создание комфортных условий проживания населения, в том числе не занятого в обслуживании производства.
Экономическое пространство муниципального образования вписано в региональное пространство и, таким образом, процесс целеполагания для органов местного самоуправления носит характер итерационного согласования. Оправданность данного подхода обуславливается тем, что определение четких общенациональных целей устанавливает ориентиры для корпораций, как региональных, так и транснациональных, и способствует обеспечению единонаправленности действий [2].
На практике для решения данной задачи прогнозно-плановая документация муниципального образования в своем основании имеет следующие институциональные основы (рис. 1):
ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Устав муниципального образования Решение районного Совета народных депутатов
г г 1
Комплексная программа социально-экономического развития Муниципального образования
Рис. 1. Основы прогнозно-плановой документации МО
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что государственная поддержка является важной особенностью целевых программ. Программы развития регионов финансируются из государственного бюджета несколькими способами — субсидии, государственные займы, инвестиционные льготы и прочее. Особенность социально-экономического регулирования региона как системы состоит в необходимости коренного изменения внутрирегиональных связей на самом нижнем уровне системы, однако внутренних ресурсов для такого перестроения не хватает и всегда требуется помощь государства в виде дополнительных дотаций.
Обращаясь к отечественным комплексным программам развития, необходимо обратить внимание на то, что особенности национальной налоговой системы не позволяют формировать достаточную доходную часть бюджета (рис. 2).
Источники финансирования комплексной программы развития Муниципального образования
1 1 J к 1 к к
Федеральный бюджет («50%) Региональный бюджет («30%) Муниципальный бюджет («от 5 до 30%) Собственные, заемные и привлеченные средства предприятий («от 15 до 25%)
Рис. 2. Источники формирования бюджета на уровне муниципальных районов
Собственных средств муниципальных образований, таким образом, не хватает на реализацию целевых программ, даже в части, поэтому государственное финансирование является основным при планировании мероприятий развития территории [3,4,5].
Индикативное планирование является неотъемлемой частью целевых программ социально-экономического развития территории муниципального образования. Индикативный план необходим для оценки социально-экономического состояния территории и представляет собой анализ основных показателей. Как правило, за основу принимаются источники государственной статистики, что позволяет, не создавая отдельных информационно-аналитических отделов, оперативно собирать информацию о состоянии экономики и социальной сферы муниципального образования [6].
В практике управления развитием муниципального образования принято выделение 5 групп показателей (рис. 3):
Важно отметить, что данная совокупность индикаторов не позволяет провести комплексный анализ состояния муниципального образования для оценки «точек роста» пространства и эффективности результатов управленческой деятельности, поскольку среди данных показателей не выделяется наиболее перспективные направления
развития и полностью игнорируется природно-географический фактор размещении хозяйствующих объектов [7].
Рассматривая практическую деятельность по управлению МО необходимо говорить о том, что программно-целевой подход представлен комплексными программами социально-экономического развития территории. Программа, основанная на федеральных и местных законодательных актах, является документом, определяющим текущее и среднесрочное социально-экономическое развитие МО. В ней обозначены стратегическая цель деятельности органов местного самоуправления и определены основные задачи.
Рис. 3. Показатели социально-экономического состояния МО
Особенностями комплексных программ является обязательное обозначение источников финансирования, что связано с особенностями отечественной налоговой системы и формирования собственной доходной части бюджета МО, и использование индикативного планирования как неотъемлемой составной части. В отличие от опыта зарубежных стран, где программно — целевой подход является индикативным, задающим основные направления развития территорий, для отечественной практики характерно использование анализ показателей развития для определения исходных характеристик состояния территории.
Литература
1. Региональная экономика: учеб. для ВУЗов.- 2-е изд. перераб. и доп./Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; ред. Т.Г. Морозова.- М., 1998.
2. Анимица Е.Г Концептуальные установки, механизмы и методы регионального управления экономикой [Текст] /Е.Г. Анимица, В.А. Сухих, Н.В. Новикова// Регионология.-2008.-№4.
3. Комплексная программа социально — экономического развития муниципального образования Славгородский район на 2008 — 2017 годы: [Текст]// Электронный ресурс.- http://www.altairegion22.ru/territory/regions/slavrain
4. Комплексная программа социально — экономического развития муниципального образования Благовещенский район на 2008 — 2017 годы: [Текст]// Электронный ресурс.- http://www.altairegion22.ru/territory/regions/blag/
5. Комплексная программа социально — экономического развития муниципального образования Табунский район на 2008 — 2017 годы: [Текст]// Электронный ресурс.- http://www.altairegion22.ru/territory/regions/tabunrain/,
6. Гневко В. А. Вопросы теории и практики регионального стратегического управления [Текст]/ В.А. Гневко, В.Е. Рохчин// Пространственная экономика.-2006.-№1.
7. Клисторин В.И. Российский федерализм: региональная политика, направленная на поддержку муниципальных образований [Текст]/ В.И. Клисторин// Регион: экономика и социология.-2009.- №3.
Т.И. Юрченко А.О. Ферзалиева
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА БАЗЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ
INCREASE OF EFFICIENCY OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS ON THE BASIS OF DEVELOPMENT OF THE CONTROL
SYSTEM BY PROJECTS
Аннотация: инновационные проекты реализуются в условиях высокой неопределенности и риска, что затрудняет применение традиционных методов оценки эффективности. В данной работе проанализирован инструментарий оценки эффективности инновационных проектов с учетом высокорисковости и динамизма внешней среды, аргументирована эффективность совместного применения метода расчета чистой приведенной стоимости и реальных опционов, рассмотрено организационное обеспечение, необходимое для эффективного применения метода реальных опционов.
Ключевые слова: инновационный проект, эффективность, риск, неопределенность, управление рисками, реальный опцион, стратегическая ценность, портфель проектов, чистая приведенная стоимость, реальный актив.
Improving the efficiency of organizations' innovative activity based on project management system development.
Abstract: innovative projects are carried out under conditions of high uncertainty and risk, which makes difficult the use of traditional methods for projects' efficiency valuation. In this paper tools of innovative projects valuation are analysed with account of external environment's high risk and dynamism; argued the efficiency of combined application of the net present value calculation method and real options; considered organizational support necessary for the effective application of the real options method.
Keywords: innovative project, efficiency, risk, uncertainty, risk management, real option, strategic value, project portfolio, net present value, real active.
Современные рыночные условия, характеризующиеся высокой степенью неопределенности и динамизмом, обусловили повышение значимости инноваций как фактора усиления конкурентоспособности организаций. Для сохранения и укрепления позиций на рынке менеджерам необходимо оперативно реагировать на потребности клиентов и нестабильные условия внешнего окружения. Такие условия требуют осуществления эффективной инновационной деятельности. Кроме того, сокращение срока реализации научных открытий и жизненного цикла всех видов инноваций ужесточают конкуренцию. В таких условиях организации должны стремиться к непрерывным
© Юрченко Т.И., Ферзалиева А.О., 2012