Научная статья на тему 'Необходимость взаимодействия власти и бизнеса при управлении инвестиционной активностью муниципального образования'

Необходимость взаимодействия власти и бизнеса при управлении инвестиционной активностью муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БИЗНЕС / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / BUSINESSES / MUNICIPAL AUTHORITIES / COOPERATION BETWEEN AUTHORITIES AND BUSINESSES / INVESTMENT ACTIVITY / INVESTMENT ACTIVITY OF MUNICIPALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Наталия Васильевна

Рассмотрены существующие подходы к понятию «инвестиционная активность». Структурированы интересы муниципальной власти и бизнеса, определена необходимость взаимодействия власти и бизнеса при управлении инвестиционной активностью муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON NECESSITY OF COOPERATION BETWEEN AUTHORITIES AND BUSINESSES IN THE SPHERE OF INVESTMENT MANAGEMENT OF MUNICIPALITY

The article deals with the existing approaches to the concept of «investment activity», structures the interests of municipal authorities and businesses, proves the necessity of cooperation between the authorities and businesses when managing the investment activity of a municipality.

Текст научной работы на тему «Необходимость взаимодействия власти и бизнеса при управлении инвестиционной активностью муниципального образования»

О

(N

УДК 330.322 ББК 65.050.23

Н.В. Пронина

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И БИЗНЕСА ПРИ УПРАВЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены существующие подходы к понятию «инвестиционная активность». Структурированы интересы муниципальной власти и бизнеса, определена необходимость взаимодействия власти и бизнеса при управлении инвестиционной активностью муниципального образования.

Ключевые слова: бизнес, муниципальная власть, взаимодействие власти и бизнеса, инвестиционная активность, инвестиционная активность муниципального образования.

N.V. Pronina

ON NECESSITY OF COOPERATION BETWEEN AUTHORITIES AND BUSINESSES IN THE SPHERE OF INVESTMENT MANAGEMENT OF MUNICIPALITY

The article deals with the existing approaches to the concept of «investment activity», structures the interests of municipal authorities and businesses, proves the necessity of cooperation between the authorities and businesses when managing the investment activity of a municipality.

Keywords: businesses, municipal authorities, cooperation between authorities and businesses, investment activity, investment activity of municipality.

SSI

KS г g|l'

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

^ n £

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яц

МО I See

К

н

н

о

н

PQ

со

Н

Проблемы организации и совершенствования взаимодействия органов власти и представителей бизнеса особенно актуальны в складывающейся на сегодняшний день в России экономической ситуации. Все больше осознается необходимость конструктивного диалога между бизнесом и властью. Это реакция на растущие требования, предъявляемые к бизнесу. Однако баланс интересов между бизнесом и местной властью в вопросе об ответственности за благосостояние гражданина, территории, страны в целом пока не найден.

По данным мониторинга бюджетов муниципальных образований РФ, проводимого Министерством финансов РФ, доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов местных бюджетов в среднем составляет не более 56%. На межбюджетные трансферты (дотации, субсидии) приходится в среднем 44% собственных доходов местных бюджетов. В 2009-2010 гг. свыше 90% муниципальных образований являются дотационными [5]. Градация бюджетов муниципальных образований по уровню дотационности в 2009 г. (а) и 2010 г. (б) представлена на рисунке.

Согласно ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, если доля межбюджетных трансфертов в общем объеме собственных доходов бюджета выше 30%, то органы местного самоуправления ограничены в вопросах установления и исполнения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов местного значения. Таким образом, значительная доля муниципальных образований в настоящее время лишена возможности инвестирования в свою экономику за счет средств местного бюджета.

© Н.В. Пронина, 2011

5,8

9,1

«К1

2нё Яч >

нйе

«31

Ен^ 1

Ой"

^ 1

1

^ Л £ ё§|

« ЦТ I

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мц

ЙО I

йй-1

НОв

И

н

н

о

н

м

со

Н

53,3____

6,2

9,6

31,8 52,8____

31,4

а

Меньше 10%

110-30%

30-70%

б

Свыше 70%

Градация бюджетов муниципальных образований по уровню дотационности в 2009 г. (а) и 2010 г. (б), %

Чтобы инвестиции пошли в экономику и обернулись ощутимыми выгодами для муниципального образования, органы местного самоуправления должны активно воздействовать на хозяйствующие субъекты, расположенные на территории муниципального образования, и население с целью формирования у них доходов, достаточных не только для текущего потребления, но и для инвестирования в экономику территории, тем самым повышая инвестиционную активность территории.

Президент РФ Д.А. Медведев определяет инвестиционную активность как один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики России [7]. В настоящее время можно встретить следующие подходы к трактовке категории «инвестиционная активность»:

1. Инвестиционная активность как степень интенсивности процессов инвестирования, происходящих на территории. Представителями данного подхода являются Б.А. Колтынюк, Н.И. Климова, И.И. Ройзман и

др. [2].

2. Инвестиционная активность как результирующая или зависимая величина от целенаправленного воздействия совокупных факторов. Данного подхода придерживаются Т.Л. Суставова, Е.А. Казакевич, Ю.П. Анискин, В.В. Привалов и др. [1].

3. Инвестиционная активность в контексте специфики инвестиционного климата. Основными представителями данного подхода являются В.И. Клисторин, Д.С. Сандер, которые инвестиционную активность территории сводят к привлекательности данной территории для инвесторов. Инвестиционный климат является исходной базой для исследования инвестиционного климата [3].

4. Инвестиционная активность как объем вливаемых в экономику фактических инвестиций. Данный подход активно использует рейтинговое агентство «Эксперт-Ра» при определении рейтинга инвестиционной привлекательности территории [4].

Используемые подходы принципиально не отличаются друг от друга, но акцентируют внимание на различных сторонах единого процесса. Предлагается инвестиционную активность муниципального образования понимать как интенсивность привлечения и размещения инвестиций в основной капитал местной экономики субъектами инвестиционной деятельности и создание предпосылок соответствующего размещения. Таким образом, инвестиционная активность одновременно отражает интенсивность формирования доходов и возникающих на их базе накоплений.

«К1

2нё Яч >

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку в развитии местной экономики заинтересованы не только органы местного самоуправления, но и население и бизнес, предлагается инвестиционную активность муниципального образования рассматривать с трех точек зрения: инвестиционная активность бизнеса; инвестиционная активность населения муниципального образования; инвестиционная активность органов местного самоуправления (муниципальной власти) (табл. 1).

Таблица 1

Составляющие инвестиционной активности муниципального образования

Составляющая Характеристика Факторы влияния

Инвести- ционная активность населения Это степень готовности инвестирования собственных накоплений в воспроизводство товаров, работ, услуг, в том числе инноваций, произведенных местными предприятиями, а также способность активно их использовать Текущий и возможный доход Экономические: состояние реального сектора экономики, процентная ставка, накопленное богатство, уровень цен, система налогообложения Социально-психологические: неравномерное распределение доходов, опыта, знаний в сфере формирования сбережений

Инвести- ционная активность предприятия Это индикатор способности персонала предприятия в целом индицировать новые инвестиционные идеи и проекты, находить оптимальные пути их реализации и источники финансирования, определять потенциально выгодные сферы и направления дальнейшего развития бизнеса Создание выгодных налоговых условий Информационная поддержка инвестиционной деятельности Содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров Предоставление бюджетной поддержки Помощь в оформлении прав собственности, получении сертификатов качества и получении патентов

Инвестиционная активность органов местного самоуправления (муниципальной власти) Это степень интенсивности процессов инвестирования в основной капитал муниципального образования за счет средств местного бюджета Развитие лизинга наукоемкой продукции Активизация предпринимательства Разработка муниципальных инвестиционных целевых программ и проектов Содействие развитию инновационноинвестиционной инфраструктуры

Как отмечает М.И. Самогородская, «для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности на территории муниципального образования необходимо полнее учитывать и согласовывать интересы всех субъектов взаимодействия» [6].

Сущность взаимодействия муниципальной власти и бизнеса заключается в согласованности и интеграции действий этих субъектов на основе соприкосновения их интересов в целях наиболее эффективной реализации социально-экономических функций и максимизации удовлетворения потребностей каждого из них. Результат этих действий обеспечивает стабильность и поступательное развитие общества в целом и рост инвестиционной активности территории в частности.

Наиболее эффективное взаимодействие экономических агентов подразумевает их стремление к максимально возможной взаимореализа-ции, а значит, к максимально полному удовлетворению потребностей.

Для обеспечения эффективного взаимодействия при управлении инвестиционной активностью необходимы выявление и точная структуризация интересов муниципальной власти и бизнеса (табл. 2).

О

(N

Целевые интересы субъектов взаимодействия

Таблица 2

Муниципальная власть

Максимальное использование имеющихся возможностей для развития экономики Снижение нагрузки на бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на частный сектор Совершенствование законодательства в интересах экономического развития МСУ Сохранение и расширение налогового потенциала

Поддержка развития местных производителей в средне- и долгосрочной перспективе

Создание и развитие экономической и инвестиционной инфраструктуры Поощрение деловой активности Создание новых рабочих мест Насыщение местного потребительского рынка

Бизнес

Управление муниципальными активами на льготных условиях Частичное финансирование проекта из местного бюджета Сохранение направления или основного вида своей деятельности Развитие новых видов деятельности Повышение эффективности собственного производства в средне- и долгосрочной перспективах Снижение издержек производства Привлечение инвестиционных ресурсов на приемлемых условиях Создание новых рабочих мест Предоставление гарантий для кредитования

Для решения проблемы обеспечения сбалансированного экономического роста на территории и повышения качества жизни ее населения органам местного самоуправления необходимо активно проводить инвестиционную политику. В целях формирования продуктивного диалога по повышению инвестиционной активности территории органы власти должны брать на себя коммуникативную роль, выстраивая эффективные механизмы взаимодействия с бизнесом.

SS1

2нё Яз =

Ин5|

hS-*

«31

ен< §

ой-

%<s ^ 1

5s 1

«Л*

« F I

8s!

о

ЕнО а

£м§|

МО I Sffle

К

н

н

о

н

м

со

н

Список использованной литературы

1. Анискин Ю.П. Инвестиционная активность и экономический рост / Ю.П. нискин // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 4. — С. 77-82.

2. Гришина И. Сложившаяся и перспективная инвестиционная привлекательность крупнейших отраслей отечественной промышленности / И. Гришина, И. Ройзман // Инвестиции в России. — 1998. — № 1. — С. 37-39.

3. Клисторин В.И. Подходы к оценке инвестиционной активности в регионах / В.И. Клисторин, Д.С. Сандер // Регион: экономика и социология. — 2003. — № 1. — С. 113-132.

4. Инвестиционная активность. — URL: http://www.raexpert.ru/ratings/ regions/1999/part.2/.

5. Информация о результатах мониторинга местных бюджетов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 года (период мониторинга — 2009 год). — URL: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/ library/2010/07/Otchet_po_monitoringu_na_01.01.2010_(za_2009_god).doc.

6. Самогородская М.И. Систематизация методов управления реализацией региональной инвестиционной стратегии / М.И. Самогородская // Региональная экономика: теория и практика. — 2004. — № 10. — С. 31-36.

7. Стенографический отчет о совещании по проблемам инвестиционного климата в России // [Официальный сайт Президента РФ]. — URL: http:// www.kremlin.ru/transcripts/6769.

Referenses

1. Aniskin Yu.P. Investitsionnaya aktivnost’ i ekonomicheskii rost / Yu.P. Aniskin // Problemy teorii i praktiki upravleniya. — 2002. — № 4. — S.77-82.

О

(N

2. Grishina I. Slozhivshayasya i perspektivnaya investitsionnaya privleka-tel’nost’ krupneishikh otraslei otechestvennoi promyshlennosti / I. Grishina, I. Roizman // Investitsii v Rossii. — 1998. — № 1. — S. 37-39.

3. Klistorin V.I. Podkhody k otsenke investitsionnoi aktivnosti v regionakh / V.I. Klistorin, D.S. Sander // Region: ekonomika i sotsiologiya. — 2003. — № 1. —

S. 113-132.

4. Investitsionnaya aktivnost’. — URL: http://www.raexpert.ru/ratings/ regions/1999/part.2/.

5. Informatsiya o rezul’tatakh monitoringa mestnykh byudzhetov Rossiis-koi Federatsii po sostoyaniyu na 1 Jan. 2010 goda (period monitoringa — 2009 god). — URL: http://www1.minfin.ru/common/img/uploaded/library/ 2010/07/0tchet_po_monitoringu_na_01.01.2010_(za_2009_god).doc.

6. Samogorodskaya M.I. Sistematizatsiya metodov upravleniya realizatsiei regional’noi investitsionnoi strategii / M.I. Samogorodskaya // Regional’naya ekonomika: teoriya i praktika. — 2004. — № 10. — S. 31-36.

7. Stenograficheskii otchet o soveshchanii po problemam investitsionnogo klimata v Rossii // [Ofitsial’nyi sait Prezidenta RF]. — URL: http://www.kremlin. ru/transcripts/6769.

Информация об авторе

Пронина Наталия Васильевна — аспирант, кафедра региональной экономики, Сибирская академия государственной службы, г. Новосибирск, e-mail: natalipron@mail.ru.

Author

Pronina Natalia Vasilyevna — post-graduate student, Chair of Regional Economy, Siberian Academy of Public Administration, Novosibirsk, e-mail: natalipron@mail.ru.

SSI

Zsl

Es =

gll1

НА

ОЙ"

%<s ^ 1

5s 1

S I

8s! ИН 25 о

СнО!

£яЦ

E40 I See

H

H

о

H pq

CO

H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.