УДК 631/635(470.319) ОСИ: 10.12737/18243
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РАСТЕНИЕВОДСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Полянин А.В., Докукина И.А., Макарова ЮЛ.1
В статье выявлены теоретические основы программно-целевого подхода развития технической инфраструктуры. Данное направление основывается на получении определенного конечного результата при решении проблемы. Целевое ориентирование подразумевает постановку цели, на достижение которой ориентированы действия, предусмотренные разработанной программой. Предложения о разработке программы в виде проекта концепции дополнительной областной целевой программы будут основываться на индикативных показателях.
Ключевые слова: цель, развитие, управление, программа, подход, стратегия, индикативные показатели.
THE PROGRAM APPROACH OF TECHNICAL INFRASTRUCTURE OF CROP PRODUCTION OF THE OREL REGION
POLYANIN A.V. — Doctor of Economic Sciences, Docent, Head of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration - Central Russian Management Institute (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
DOKUKINA I. A. — Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
MAKAROVA Y. L. — Senior Lecturer of the Department of Management and Public Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected].
In the article the theoretical bases of the program approach of the development of technical infrastructure are revealed. This direction is based on receiving a certain outcome in solving the problem. Target orientation involves setting the objectives for which the program actions are provided. Proposals on the development of the program in the form of a draft concept of additional regional program will be based on the indicative rates.
Keywords: purpose development, management, program approach strategy, indicative rates.
Полянин Андрей Витальевич — доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при ПрезидентеРФ, Орловский филиал, е-тэИ: [email protected].
Докукина Ирина Александровна — кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, е-таУ: [email protected].
Макарова Юлия Леонидовна — старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал,. е-тшУ: [email protected].
Адрес: 302028, Россия, г. Орел, Б. Победы, 5а.
Программно-целевое управление является одним из перспективных путей принятия управленческих решений в сельскохозяйственном производстве. Данный метод получил активное развитие в различных регионах России, а также и в Орловской области. Основной причиной обширного применения данного метода служит то, что программно- целевой подход подразумевает не только организационные процессы в части планирования, но и качественные экспертные оценки этого процесса, сегментом которого является оказание влияния программ на социальное и экономическое развитие образований на муниципальном уровне.
Программно-целевое управление - это управление, прежде всего сориентированное на получение определенного конечного результата в решении определенной проблемы, развитие различных отраслей в заблаговременно определенные сроки. Оно основывается на таких принципах, как ориентирование на цель, прозрачное планирование объекта управления, непрерывное течение управленческих процессов1.
Программно-целевой подход подразумевает постановку цели, на достижение которой ориентированы действия, предусмотренные программой. Комплекс целей программы должен быть сформирован исходя из характера решаемой проблемы и из ресурсных потенциалов ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и свойствам ресурсов2.
Программно-целевой метод необходимо рассматривать как систему сформулированных взаимоувязанных этапов проблемно-ориентированного управления:
1. Отбор и анализ наиболее значимых проблем функционирования и формирования экономики, социальной и экологической инфраструктуры.
2. Определение системной совокупности упорядоченных, выстроенных по масштабности, важности целей и задач, достижение которых минимизирует значимость выявленных проблем.
3. Определение переченя мероприятий, действий, нацеленных на решение сформулированной проблемы.
4. Интеграция мероприятий и исполнителей на основе вариантного отбора и анализа перспективных вариантных альтернатив.
5. Формулировка вида и количества финансовых, трудовых, материальных, информационных, ресурсов нужных для реализации программных мероприятий.
6. Рационализация перечня ресурсного обеспечения с позиции минимизации затрат.
7. Обоснование и запуск организационно-экономического механизма управления осуществлением намеченных программных мер, мониторинг их исполнения и обеспечения, урегулирование и корректирование.
Применение программно-целевого метода определяется следующими факторами:
— рассмотрение проблемной ситуации на основании показателей, характеризующих проблему в течение, как минимум, трех предыдущих лет в соотнесении со среднероссийскими показателями;
—оценка влияния проблемы на социальную и экономическую ситуации в Орловской области;
— существенность и безотлагательность решения проблемы в соответствии с приоритетными направлениями и целевыми ориентирами социально-экономического развития Российской Федерации и Орловской области;
— невыполнимость комплексного подхода к решению проблемы в допустимые сроки за счет применения функционирующего рыночного механизма и необходимость для ее реализации государственной поддержки;
1 Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования// Финансовая аналитика: проблемы и решения. -2014. -№ 17. -С. 21—33.
2 Докукина И.А. Развитие концептуальных аспектов менеджмента современной организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета.- 2014. -№ 4.- С. 106-111.
— выявленная новизна и значительная эффективность технических, организационных и иных мероприятий, нужных для повсеместного распространения передовых научно -технических достижений;
— необходимость координации межотраслевых связей технологически сопряженных отраслей и производств для решения указанной проблемы;
— присутствие федеральных целевых программ аналогичного направления, в рамках которых могут быть привлечены средства федерального бюджета.
— Предложения о программной разработке проблемных аспектов в виде проекта концепции дополнительной областной целевой программы нами предлагается представлять на согласование в Департамент экономики и Департамент финансов Орловской области с последующим вынесением на рассмотрение экспертной комиссии.
Проектные мероприятия концепции дополнительной областной целевой программы должны содержать:
— название инициатора выявленной проблемы (потенциальный состав инициативной группы);
—характеристику проблемы и разбор причинных основ ее возникновения;
— обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом в комплексном анализе с факторами;
— анализ признаков и прогноз становления имеющейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без применения программно-целевого метода;
— альтернативные варианты решения проблемы, мониторинг перспектив и рисков, появляющихся при разнообразных путях решения проблемы;
— формулирование стратегических целевых ориентиров (системы целей), комплексных задач программы и сроков ее реализации;
— рекомендации по разработкам программы (при необходимости - обоснование стоимостных показателей ее разработки);
—обоснование разделения на подпрограммы;
— предполагаемый перечень программных мероприятий, которые необходимо реализовать в сфере науки, техники, производства и реализации продукции (работ, услуг), организационных, трудовых, хозяйственных и правовых отношений для решения проблемы, вероятные сроки их осуществления;
— количественные потребности в финансовых ресурсах по источникам финансирования и направлениям затрат с выделением объемов бюджетных инвестиций на объекты капитального строительства государственной собственности Орловской области;
— конструктивные предложения по ответственному исполнителю и руководителю программы;
— перечень планируемых исполнителей программных мероприятий;
— структуру целевых индикаторов и количественно измеримых показателей, характеризующих результаты реализации программы;
— прогноз ожидаемой эффективности и результатов предлагаемого варианта решения проблемы.
Разработчикам программ социально-экономического развития региона, а также других региональных программ необходимо определить потребности в сельскохозяйственной технике на перспективу. Данная потребность на уровне региона должна определяться исходя из нормативов на средства механизации по зонам машиноиспользования и планируемым показателям роста агропромышленного производства.
По результатам исследования региона на предмет состояния и использования технической базы было выявлено следующее основное содержание проблемы:
- важным вопросом эффективного использования техники является обеспечение условий хранения;
- формируя источники финансирования воспроизводства технической базы аграрные предприятия рассчитывают на собственные средства, в тоже время, используя заемные средства, предприятия не исключают возможности государственной поддержки;
- в Орловской области достаточно распространено использование сберегающего земледелия, что связано с его высокой экономической эффективностью, однако все еще необходимы техническое перевооружение и модернизация навесного оборудования;
- аграрные предприятия привлекают со стороны уборочную технику, что обусловлено недостаточной обеспеченностью уборочной техникой, а не экономической целесообразностью.
Согласно Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства до 2020 года, коэффициент обновления парка сельскохозяйственных тракторов к 2020 году должен установиться на уровне 14,5%, а коэффициент обновления зерноуборочной техники - 9,9%. На наш взгляд, в связи со сформированной потребностью техники годовой уровень закупки новых тракторов организациями Орловской области должен составить 700— 755 единиц (с учетом малого и среднего бизнеса). Относительно уборочной техники, то здесь уровень обновления должен достигать не менее 130—140 единиц в год. Благодаря данной тенденции нами были разработаны следующие целевые индикаторы стратегии долгосрочной целевой программы технической модернизации растениеводства Орловской области (табл. 1).
Таблица 1 — Целевые индикаторы региональной программы формирования технической инфраструктуры растениеводства Орловской области1
Table 1 — Target indicators of the régional program of formation of the technical infrastructure of crop of the Orel region
Наименование целевого индикатора и показателя 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 20152022
Приобретение техники, ед.
тракторов 754 754 754 754 755 755 755 755 5996
зерноуборочных комбайнов 137 137 138 138 138 139 139 140 1106
кормоуборочных комбайнов 51 52 54 54 56 56 60 60 445
Коэффициент обновления,%
тракторов 8,0 8,5 10,0 10,5 12,0 12,5 14,0 14,5 -
кормоуборочных комбайнов 8,0 8,0 8,3 8,3 8,3 8,3 8,5 8,5 -
зерноуборочных комбайнов 6,0 6,0 7,2 7,2 8,4 8,4 9,0 9,0 -
Доля техники в пределах срока амортизации, %
тракторов 42 46 49 52 55 57 60 63 -
зерноуборочных комбайнов 53 55 57 59 61 62 64 66 -
кормоуборочных комбайнов 60 60 60 61 61 61 61 61 -
Затраты на приобретение техники, млн. руб. (цены на 01.01.2014 г.)
затраты 2794 2874 2884 3105 3729 3766 3815 3877 26 814
1 Макарова Ю.Л. Проблемы государственного регулирования развития технической базы растениеводства // Аграрная наука. — 2014. — №1. — С. 6— 8.
На наш взгляд, те индикаторы, которые лежат в основе Долгосрочной областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013—2020 годы», являются неперспективным прогнозом насыщения парка отечественной сельскохозяйственной техникой. При заявленном уровне обновления парка техники можно говорить лишь о снижении уровня российского сельскохозяйственного машиностроения, а также о нерациональном подходе при разработке программных документов.
Таким образом, отмечаем, что технологическая модернизация сельского хозяйства, являясь многоаспектным вопросом и для которой необходимы значительные финансовые вложения, требует комплексного научного анализа и обоснования. Сформулированные направления развития должны внедряться с учетом региональной специфики и современного развития технологии и техники.
Система участия государственного финансирования в развитии технического оснащения АПК региона является важнейшим фактором, обеспечивающим привлечение внебюджетных инвестиций в создание специализированных технологических центров и реализацию предложенной Программы 1.
Стоимость сельскохозяйственной техники, предусмотренная Программой, отражена в табл.2. Основные способы приобретения техники: за счет субсидируемых кредитов, лизинг, привлеченные средства инвесторов2.
Таблица 2 — Поставка основных видов сельскохозяйственной техники на 2015—2022гг3. Table 2 — Supply of basic agricultural machinery for 2015—2022
Наименование и 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2015-
стоимость техники 2022
Тракторы, всего 1426 1426 1426 1426 1995 1995 1995 1998 13687
млн. руб.
Зерноуборочные комбайны, млн. 400 450 455 460 465 470 500 505 3705
руб.
Кормоуборочные комбайны, 18 18 18 19 19 19 20 24 155
млн. руб
Прочая техника, 950 980 985 1200 1250 1282 1300 1350 9297
млн. руб.
Итого, млн. руб. 2794 2874 2884 3105 3729 3766 3815 3877 26814
Успешная реализация данной целевой программы может оказать значительное влияние на изменение парка основных видов сельскохозяйственной техники. Придавая экономическое значение планируемым итогам от реализации целевой программы целесообразно рассчитать ожидаемое количество поступающей техники, а также представляется возможным оценить
1Полянин А.В. Концептуально-стратегические аспекты экономического роста и развития регионов// Экономические науки. 2011. — № 74. — С. 134— 137.
2 Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета.2008. — Т.4, № 1.— С.12—17.
3 Макарова Ю.Л., Полянин А.В. Специализированные технологические центры как экономическая основа развития инфраструктуры предпринимательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. -2015. — №2(38).- — С.157— 163.
прогнозные значения данного показателя. Иначе говоря, при сохранении существующих объемов обеспечения техническими средствами рассматриваемой отрасли в Орловской области (рис.1) показатели технической обеспеченности будут негативными, что приведет к деградации отрасли растениеводства.
Рис. 1 — Прогнозный сценарий обеспеченности техникой растениеводства в Орловской области при существующих условиях.
Fig. 1 —Forecast scenario of security technology crop in the Orel region under the existing conditions
Однако успешная реализация представленного выше проекта целевой региональной программы, может показать существенное воздействие на изменение парка главных видов сельскохозяйственной техники. Анализируя предполагаемые результаты от реализации программы, рассчитаем прогнозируемое количество поступающей техники (рис. 2).
количество
9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000
Рис. 2— Прогнозный сценарий обеспеченности техникой растениеводства в Орловской области при условии выполнения авторской целевой региональной программы
Fig. 2 —Forecast scenario of security technology crop in the Orel region on condition of realization of the author's target regional program
y = 754,8x + 4136,8
y = 138,5x + 1176,1
тракторы
-■-з/у комб
-▲-к/у комб
-Линейный (тракторы)
----Линейный (з/у комб)
-----Линейный (к/у комб)
2015г 2016г 2017г 2018г 2019г
0
По приведенным данным на рисунках 1 и 2 можно сделать вывод о том, что экономически перспективная реализация дополнительной целевой программы в Орловской области сможет значительно увеличить парк основных видов техники для организаций сельскохозяйственного профиля. В случае отказа от целевых программ возможное количество техники ожидает
масштабное сокращение, тогда как с учетом реализации целевой программы возможен существенный скачок в сторону увеличения.
Таким образом, повышение технического оснащения растениеводства находится в тесной связи именно с реализацией целевых программ на территории региона. Поэтому программно-целевой подход можно считать основополагающим элементом формирования технической инфраструктуры растениеводческой отрасли.
Библиография/References:
1. Докукина И.А. Развитие концептуальных аспектов менеджмента современной организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2014. - № 4. - С. 106 - 111.
2. Макарова Ю.Л. Проблемы государственного регулирования развития технической базы растениеводства // Аграрная наука. - 2014. - №1. - С. 6 - 8.
3. Макарова Ю.Л., Полянин А.В. Специализированные технологические центры как экономическая основа развития инфраструктуры предпринимательской деятельности // Среднерусский вестник общественных наук. - 2015. - №2(38). - С.157 - 163.
4. Плотников В.А., Федотова Г.В. Индикаторы стратегического регионального планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2014. - № 17. - С. 21 - 33.
5. Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. -2008. - Т. 4, № 1. - С. 12 - 17.
6. Полянин А.В. Концептуально-стратегические аспекты экономического роста и развития регионов // Экономические науки. - 2011. - № 74. - С. 134 - 137.
1. Dokukina, I.A. (2014) Razvitie kontseptual'nykh aspektov menedzhmenta sovremennoi organizatsii [The development of the conceptual aspects of management of the modern organization] // Izvestiia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University of Economics]. - № 4. - P.106 -111. (In Russ.)
2. Makarova, Iu.L. (2014) Problemy gosudarstvennogo regulirovaniia razvitiia tekhnicheskoi bazy rastenievodstva [Problems of state regulation of development of technical base of crop]// Agrarnaia nauka [Agricultural science]. - №1. - P. 6 - 8. (In Russ.)
3. Makarova, Iu.L., Polianin, A.V. (2015) Spetsializirovannye tekhnologicheskie tsentry kak ekonomicheskaia osnova razvitiia infrastruktury predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Specialized technology centers as the economic basis of the development of the business environment] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Journal of Public and Municipal Administration]. - №2(38). -P.57-163.(In Russ.)
4. Plotnikov, V.A., Fedotova, G.V. (2014) Indikatory strategicheskogo regional'nogo planirovaniia [Indicators of the strategic regional planning] // Finansovaia analitika: problemy i resheniia [Financial analytics: problems and solutions]. - № 17. - P. 21 - 33. (In Russ.)
5. Polozhentseva, Iu.S., Vertakova, Iu.V. (2008) Napravleniia formirovaniia paradigmy ustoichivogo regional'nogo razvitiia [Towards the formation of the paradigm of sustainable regional development] // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Technical University]. - T. 4, № 1. - P.12-17. (In Russ.)
6. Polianin, A.V. (2011) Kontseptual'no-strategicheskie aspekty ekonomicheskogo rosta i razvitiia regionov [Conceptual and strategic aspects of economic growth and development of the regions] // Ekonomicheskie nauki [Economic sciences]. - № 74. - P.134 -137. (In Russ.)