Научная статья на тему 'Formation of the business environment in the agricultural sector'

Formation of the business environment in the agricultural sector Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
AGRIBUSINESS / AGRICULTURE / INFRASTRUCTURE SUPPORT / TECHNICAL INFRASTRUCTURE / ENTREPRENEURSHIP / LOGISTICS / MATERIAL-TECHNICAL BASE / THE NEED FOR REGULATORY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Makarova Y. L., Polyanin A. V.

The content of the categories of «infrastructure support business in the agricultural sector» and «technical infrastructure» is revealed. The necessity of forming the technical infrastructure of entrepreneurship in agribusiness based on the technical specifications of security producers is set. The method of calculation of technical support organizations and individual entrepreneurs in agribusiness is developed. Funding sources for the establishment of specialized technology centers and a model of optimal territorial distribution are defined. Target indicators are calculated and the basic provisions of the regional long-term target program for the formation of the technical infrastructure business in agribusiness Orel are developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Formation of the business environment in the agricultural sector»

УДК / UDC 631.115.1:338.436.33

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

FORMATION OF THE BUSINESS ENVIRONMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR

Макарова Ю.Л., старший преподаватель Makarova Y.L., Senior Lecturer Орловский государственный аграрный университет, Орел, Россия

Orel State Agrarian University, Orel City, Russia

Полянин А.В.*, доктор экономических наук, профессор Polyanin A.V., Doctor of Economic Sciences, Professor Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Орел, Россия

Orel Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Orel City, Russia

*E-mail: polyanin.andrei@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Раскрыто содержание категорий «инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности в АПК» и «техническая инфраструктура». Установлена необходимость формирования технической инфраструктуры предпринимательской деятельности в агробизнесе исходя из нормативов технической обеспеченности товаропроизводителей. Разработана методика расчета технического обеспечения организаций и индивидуальных предпринимателей агробизнеса. Определены источники финансирования создания специализированных технологических центров и предложена модель их оптимального территориального размещения. Рассчитаны целевые индикаторы и разработаны основные положения долгосрочной целевой региональной программы формирования технической инфраструктуры предпринимательской деятельности в агробизнесе Орловской области.

ABSTRACT

The content of the categories of «infrastructure support business in the agricultural sector» and «technical infrastructure» is revealed. The necessity of forming the technical infrastructure of entrepreneurship in agribusiness based on the technical specifications of security producers is set. The method of calculation of technical support organizations and individual entrepreneurs in agribusiness is developed. Funding sources for the establishment of specialized technology centers and a model of optimal territorial distribution are defined. Target indicators are calculated and the basic provisions of the regional long-term target program for the formation of the technical infrastructure business in agribusiness Orel are developed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Агробизнес, агропромышленный комплекс, инфраструктурное обеспечение, техническая инфраструктура, предпринимательская деятельность, техническое обеспечение, материально-техническая база, нормативная потребность, экономическая эффективность.

KEY WORDS

Agribusiness, agriculture, infrastructure support, technical infrastructure, entrepreneurship, logistics, material-technical base, the need for regulatory, economic efficiency.

В рамках Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства до 2020 года, Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. и региональной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Орловской области на 2013-2020 гг.» одним из основных приоритетов долгосрочного периода развития предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве является формирование и эффективное функционирование технической инфраструктуры предпринимательской деятельности в аграрном секторе экономики [14]. Следовательно, решение данной проблемы позволит организациям и частным предпринимателям занятым в сфере агробизнеса позволит повысить конкурентоспособность и эффективность производства.

В современной научной литературе термин «инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности» трактуется неоднозначно [5]. Существует многообразие подходов к понятию инфраструктурное обеспечение АПК от комплекса отраслей народного хозяйства обслуживающих производство до совместных действий различных организаций обеспечивающих развитие предпринимательства. На наш взгляд, инфраструктурное обеспечение предпринимательства должно рассматриваться как комплекс взаимосвязанных организаций отрасли, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие предпринимательской деятельности. В состав понятия «инфраструктурное обеспечение предпринимательства» следует включать такие виды инфраструктур: финансовая, социальная, институциональная, информационная, экологическая, инновационная и техническая [11].

В современных условиях особую роль приобретает техническая составляющая инфраструктуры предпринимательства. Несмотря на обширный отечественный и зарубежный исследовательский опыт по данной тематике, до сих пор нет единого мнения в определении категории «техническая инфраструктура» [6]. На наш взгляд, техническая инфраструктура это комплекс материально-технических объектов, обеспечивающих благоприятное развитие предпринимательства в определенной отрасли экономики.

Исходя из условия, что техническую инфраструктуру АПК необходимо формировать при технической обеспеченности товаропроизводителей ниже нормативной, была предложена авторская методика расчета технической обеспеченности отрасли. Инфраструктуру АПК мы рассматриваем на примере Орловской области. В сельскохозяйственной отрасли Орловской области определенные виды техники есть только на балансе самих товаропроизводителей [13]. Технических, технологических и консультационных услуг для эффективного обеспечения основного производств организациям и предпринимателям сельского хозяйства области сторонними организациями не оказывается. То есть в сельском хозяйстве области техническая инфраструктура отсутствует. Необходимость в создании технической инфраструктуры возникает только тогда, когда у самих товаропроизводителей техническая обеспеченность ниже нормативной, а также затруднено проведение мероприятий по ремонту, обслуживанию, содержанию и хранению техники. Так как главным условием создания технической инфраструктуры является техническая обеспеченность товаропроизводителей [2], нами определена потребность в необходимых технических средствах из расчета на 1000 га пашни (табл.1).

Для определения потребности в необходимых средствах механизации на уровне хозяйств (включая индивидуальных предпринимателей) целесообразно использовать условные коэффициенты, применительно к базовым типам техники [8]. Использовав условные коэффициенты разработанных ВНИИЭСХ, было установлено, что фактическая обеспеченность техникой общего назначения предпринимательских структур сельского хозяйства в Орловской области намного ниже нормативных потребностей. Мы решили задачу определения потребности в сельскохозяйственной технике нормативным методом в зависимости от типоразмеров базовых технических

средств, согласно которому потребность (техническая обеспеченность) в сельскохозяйственной технике определяется по формуле:

П = 0,01*^*^ ,

где Н - нормативная потребность 1-го вида машин в расчете на 1000 га пашни или посевов ]-той культуры, ед; ^ - площадь пашни или посева ]-той культуры, га.

Таблица 1 - Обеспеченность сельскохозяйственной техникой по Орловской области

Наименование техники Норматив потребности в расчете на 1000 га пашни (посевов соответствующих культур), эталонные единицы Фактическое количество техники на 1000 га пашни (посевов соответствующих культур) с применением условных коэффициентов*

Плуги 5,9 0,8

Культиваторы 4,1 2,2

Бороны: дисковая зубовая 4,1 20,2 0,9 11,1

Машины для минеральных удобрений 2,1 0,9

Машины для органических удобрений 8,0 2,0

Протравливатели семян 5,4 1,3

Опрыскиватели 4,8 1,1

Лущильники 2,1 0,5

Комбинированные агрегаты 9,5 3,2

Сеялки 7,6 3,1

Зерноуборочные комбайны 10,5 2,0

Жатки 19,3 12,1

Кормоуборочные комбайны 5,9 1,9

Косилки 11,0 2,6

Грабли 6,9 1,2

Пресс-подборщики 4,7 0,9

Свеклоуборочные комбайны 12,6 1,0

Картофелесажалки 15,0 7,6

Картофелеуборочные комбайны 17,0 12,1

*Рассчитано автором на основе данных департамента сельского хозяйства Орловской области с применением условных коэффициентов к базовым типам техники разработанных ВНИИЭСХ.

Выполнение расчетов потребности в технике с использованием условных коэффициентов позволяет оценить существующий уровень обеспеченности предприятий необходимыми машинами, и, как следствие, - определить нормативную потребность и количество техники различных типоразмеров, которые требуется приобрести для оптимального технического обеспечения выполнения всех используемых и намечаемых к дальнейшему применению технологий [3].

Мы предлагаем производить расчеты в следующей последовательности: 1. Рассчитывается нормативная потребность; 2. Переводится фактическое количество техники из физических единиц в условные (эталонные); 3. Проводится сравнительный анализ полученных значений. Наглядным примером предлагаемой нами методики является расчет оптимального количества тракторов (табл. 2).

Из статистических данных был взят количественный состав техники по Орловской области и в соответствии с тяговым классом и типом движителя. В соответствии с нормативными коэффициентами перевода (Кэ) в эталонные единицы нами был произведен перерасчет состава тракторов. Как показывают данные таблицы 5, предприятия Орловской области по состоянию на 1 января 2014 года имеют 3838 физических трактора или 4575 условных (эталонных) трактора. Далее, исходя из площади пашни и нормативной потребности в технике на 1000 га, определили нормативную потребность в условных (эталонных) тракторах. С использованием коэффициента перевода в эталонные единицы рассчитали количество физических единиц (табл. 3).

Таблица 2 - Перевод фактического количества тракторов в условные (эталонные) тракторы

Тип трактора Тяговый класс Тип движи теля Мощность двигателя, кВт(л.с.) Факт. кол-во тракто ров Коэф. перевода, Кэ Суммарное кол-во тракторов, эт.ед.

Универсально-пропашные 1,4 2 колесные 40-55 (54-75) 66 0,55 36

59-75 (80-100) 1958 0,75 1468

95-120 (130-136) 262 1,35 354

Общего назначения 3 колесные 110-140 (155-190) 758 1,85 1402

гусеничные 70-90 (95-130) 428 1,1 471

5 колесные 150-180 (204-245) 125 2,7 338

200-243 (270-330) 241 2,1 506

Всего в парке 3838 Х 4575

Таблица 3 - Определение нормативной потребности в тракторах для сельскохозяйственных

предприятий Орловской области

Тип трактора Тяговый класс Тип движителя Мощность двигателя, кВт(л.с.) Норм. потреб., усл.эт.трна 1000га Площадь пашни, тыс.га Норм. потр., усл.эт.тр. Прин. норм. потр.,физ.тр.

универсальные 0,6 колесные 18-33(25-45) 0,63 826,3 520 1622

0,9 35-40(46,7-54) 0,3 826,3 248 496

универсально-пропашные 40-55(54-75) 0,44 826,3 364 655

1,4 колесные 59-75(80-100) 2,57 826,3 2124 2761

2 95-120(130136) 2,03 826,3 1677 1174

специальные 2 гусеничные 50-88(68-120) 0,2 826,3 165 165

колесные 110-140(155-190) 4,26 826,3 3520 1761

3 гусеничные 70-90(95-130) 0,77 826,3 636 572

общего назначения гусеничные 110-125(150-170) 0,74 826,3 611 306

5 колесные 150-180(204-245) 0,82 826,3 678 203

гусеничные 170-200(231-270) 0,48 826,3 397 119

Всего в парке 13,27 Х 10940 9834

Мы получили, что для обработки всей площади 826,3 тыс.га пашни Орловской области необходимо 10940 условных (эталонных) тракторов или 9834 единицы физических тракторов. Сравнительный анализ полученных результатов показал, что недостаток тракторов для предпринимательских структур АПК Орловской области по всем тяговым классам составил 5996 физических тракторов. По остальным видам техники, проведя подобные расчеты, мы получили нормативную потребность в технике и отклонение от фактического значения (табл. 4).

Таблица 4 - Сравнение нормативной потребности и фактического количества сельскохозяйственной техники в Орловской области

Тип техники Нормативная потребность Фактическое количество отклонение

ед. %

Зерноуборочные комбайны 2284 1178 -2434 -48

Кормоуборочные комбайны 605 160 -415 -68

Плуги 4875 1154 -3721 -76

Культиваторы 3388 1721 -1667 -49

Сеялки 4543 1038 -3505 -77

Косилки 1185 361 -824 -70

Пресс-подборщики 538 240 -298 -55

Картофелеуборочные комбайны 53 21 -32 -60

Свеклоуборочные машины 523 73 -450 -86

Разбрасыватели орган.удобрений 6897 278 -6619 -96

Разбрасыватели минер. удобрений 2065 525 -1540 -75

Опрыскиватели 3966 522 -3444 -87

Произведенные расчеты показали, что для нужд предприятий сельского хозяйства Орловской области требуется гораздо больше техники, чем имеется на данный момент у товаропроизводителей. К тому же почти 40% тракторов в регионе выработало свой эксплуатационный срок и требует замены [12]. Поэтому формирование технической инфраструктуры в данной отрасли считаем необходимым условием развития предпринимательской деятельности.

Нами предложено сформировать техническую инфраструктуру предпринимательской деятельность в сельскохозяйственной отрасли области на базе создания специализированных технологических центров с учетом их оптимального территориального размещения и рационального использования финансовых средств выделяемых из федерального и регионального бюджетов на государственную поддержку сельского хозяйства. По мнению большинства ученых изучающих эту проблему, наилучшей формой объекта являются специализированные технологические центры [10]. Применительно к сельскохозяйственной отрасли производства технологический центр - это специализированный объект инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, оказывающие комплекс технических, технологических и консультационных услуг для эффективного обеспечения основного производства [7].

Для создания организации подобного типа необходимо соблюдение некоторых условий. Во-первых, экономическая независимость всех участников, для соблюдения основополагающих принципов рыночных отношений. Во-вторых, географическая близость потенциальных участников, в таком случае повышается оперативность перемещения техники от поля к полю.

Решение первого условия. При ведении хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве необходимо большое количество вариантов разнообразной техники. По этому самому товаропроизводителю невыгодно приобретать узкоспециализированную технику, так ее использование носит краткосрочный характер, а ее ремонт, техническое обслуживание и хранение требует больших затрат. Гораздо эффективнее для проведения полевых работ брать технику на короткий срок в аренду, а затраты на ремонт, техническое обслуживание и хранение компенсировать исходя из времени эксплуатации технического объекта [9]. Региональные и федеральные уровни власти заинтересованы в развитии сельского хозяйства в Орловской области, для этих целей выделяются ежегодно более 2 млрд. руб. (рис. 1). Но эти средства не направляются на поддержку всех предпринимателей отрасли, а выделяются точечно, иногда без учета целесообразности и времени использования ресурсов, прежде всего сельскохозяйственной техники.Имея такой объем финансирования отрасли, есть возможность сконцентрировать средства и создать специализированные технологические центры, как объекты технической инфраструктуры предпринимательской деятельности. Тогда решится вопрос технической обеспеченности отрасли, а также места хранения техники, ее технического

обслуживания и ремонта. А главное все организации и индивидуальные предприниматели, занятые в сельском хозяйстве Орловской области, получат одинаковую возможность на условиях рыночных отношений воспользоваться техникой для проведения полевых и других видов технических работ.

2500 2000 1500 1000 500 0

Рисунок 1 - Объем государственной поддержки сельского хозяйства Орловской области,

млн. руб.

Решение второго условия. Для специализированных технологических центров одним из главнейших условий создания является географическая близость потенциальных участников. Соответственно необходимо решить задачу оптимизации сети размещения подобных объектов. Для этого авторами предлагается последовательно произвести следующие действия: решить «транспортную» задачу, то есть определить места расположения специализированных технологических центров; применить метод нормирования при нахождении необходимого количества технических устройств в условно-эталонных единицах [1].

Порядок оптимизации размещения специализированных технологических центров рассмотрен на примере Орловской области. Для решения транспортной задачи необходимо определить узловые точки [4]. Для построения оптимизационной модели к существующим 24 районным центрам были добавлены 6 промежуточных центров, находящихся на пограничных зонах районов, а также на важных транспортных узлах области: п. Злынь (Болховский район), д. Жилино (Мценский район), д. Талызино (Урицкий район), с. Бельдяжки (Кромской район), д. Васильевка (Свердловский район), д. Туровка (Верховский район), они были определены экспертным путем (в качестве 45 экспертов выступали специалисты Департамента сельского хозяйства Орловской области, руководители сельскохозяйственных предприятий и индивидуальные предприниматели, производители сельскохозяйственной продукции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе типовой модели о назначениях была сформулирована линейная модель определения наиболее близкорасположенных узловых точек, в которой совокупное расстояние от каждой узловой точки до соответствующего районного центра стремится к минимуму, а каждый район «закреплен» за одной определенной узловой точкой. Целевая функция представляет собой сумму расстояний от узловой точки до районных центров, входящих в состав групп (после проведения расчетов на оптимизацию (поиск минимума) был получен результат:

24 30

Fx = ^^lijXij ^ min,

i=1j=1

где l - расстояние от i-го районного центра до j-ой узловой точки; xij - бинарная переменная, определяющая вхождение или не вхождение в j-тую группу i-го районного центра; i - количество районных центров; j - количество узловых точек.

У / 1758,9 1929,7 2058, 7 2040, 7

1376,7 А / А У /

А / А

266,3 328,8 267,4 313,2 319,8

-TJ-J —

А у * dl /

2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г ожидаемое

□ Федеральный бюджет □ Областной бюджет

В результате решения оптимизационной модели были получены следующие узловые точки: 1) пгт. Хотынец (Хотынецкий, Болховский, Знаменский районы); 2) дер. Жилино (Мценский, Корсаковский районы); 3) пгт. Верховье (Верховский, Новосилский, Залегощенский, Покровский, Краснозоренский раоны); 4) с. Долгое (Должанский, Ливенский, Колпнянский районы); 5) пгт. Змиевка (Свердловский, Глазуновский, Орловский, Малоархангельский, Новодеревеньковский районы); 6) с. Сосково (Сосковский, Урицкий, Шаблыкинский, Дмитровский, Троснянский, Кромской районы). Определив населенные пункты (узловые точки), в которых будут расположены планируемые специализированные технологические центры и аккумулироваться сельскохозяйственная техника закупаемая за средства федерального и регионального бюджетов, рассчитано количество техники, которое необходимо до требуемых нормативов (за минусом уже имеющейся техники у предпринимателей данных территорий), с учетом переводных коэффициентов в условно-эталонные единицы (табл. 5).

Таблица 5 - Распределение недостающей техники по выбранным узловым точкам*

Наименование техники Недостающее количество техники в узловых точках, ед.

1.Хотынец 2.Жилино З.Верховье 4.Долгое 5.Змиевка б.Сосково

Тракторы, всего -98 -433 -681 -803 -394 -683

Плуги -157 -296 -744 -659 -715 -644

Бороны, всего -301 -495 +309 -426 -681 -1626

Сеялки -439 -316 -895 -622 -703 -690

Косилки -68 -57 -101 -214 -200 -206

Пресс-подборщики -18 -23 -18 -50 -66 -98

Культиваторы -45 -124 -242 -158 -271 -351

Зерноуборочные комбайны -209 -378 -744 -534 -831 -710

Кормоуборочные комбайны -31 -8 -59 -76 -126 -109

Картофелеуборочные комбайны - -8 -6 - -16 -8

Свеклоуборочные машины - -121 -93 -98 -141 -3

Разбрасыватели твердых минеральных удобрений -88 -151 -344 -363 -327 -285

Машины для внесения в почву органических удобрений -377 -554 -1460 -1568 -1464 -1198

Опрыскиватели -212 -309 -757 -817 -731 -660

*Рассчитано автором, знаком минус обозначено количество требуемой техники.

Исходя их потребности сельского хозяйства Орловской области в технике и оборудовании для развития инфраструктуры АПК и сложившихся на рынке цен определены требуемые объемы капиталовложений. В расчет брались цены единицы техники крупнейшего поставщика в сельскохозяйственной техники в Орловской области ООО «Агроснабжение». Для восстановления и перспективы работы материально-технической базы сельского хозяйства Орловской области требуется сумма в размере 26,8 млрд. руб. (в ценах на 01.01.2014г.).

В соответствии с действующей региональной Программой «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Орловской области на 2013-2020 гг.» планируется приобрести всего 841 тракторов шт., 607 зерноуборочный комбайн и 62 кормоуборочных комбайнов. Планируемое к приобретению количество тракторов составляет всего 14%, зерноуборочных комбайнов 55% и кормоуборочных комбайнов 15% от рассчитанной потребности в этих видах техники, остальные необходимые виды техники Программой не запланированы [15]. Таким образом, существующие плановые показатели не соответствуют потребностям товаропроизводителей. Соответственно, необходимо либо корректировать действующую Программу в разрезе обеспеченности техникой, либо предложить новый программный документ на основании произведенных расчетов.

Сравнив плановые показатели региональной Программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Орловской области на 2013-2020гг.» с фактической потребностью, мы полагаем, что те индикаторы, которые заложены в Долгосрочной областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы» являются пессимистическим прогнозом формирования парка сельскохозяйственной техникой. Согласно федеральной Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства до 2020 года коэффициенты обновления парка сельскохозяйственных тракторов к 2020 году должен достичь 14,5%, а коэффициент обновления зерноуборочной техники - 9,9%. По нашему мнению, в связи с установленной потребностью техники, годовой уровень приобретения новых тракторов в Орловской области должен составлять порядка 700-800 единиц (с учетом малого и среднего бизнеса). Что касается уборочной техники, то здесь уровень обновления должен составлять не менее 130-150 единиц в год. В этой связи мы предлагаем использовать следующие целевые индикаторы долгосрочной целевой программы формирования технической инфраструктуры АПКв агробизнесе Орловской области (табл.6).

Таблица 6 - Целевые индикаторы региональной программы формирования технической инфраструктуры предпринимательской деятельности в АПК*

Наименование целевого индикатора и показателя 2015г 2016г 2017г 2018г 2019г 2020г 2021г 2022г 20152022 гг.

Приобретение техники, ед.

тракторов 754 754 754 754 755 755 755 755 5996

зерноуборочных комбайнов 137 137 138 138 138 139 139 140 1106

кормоуборочных комбайнов 51 52 54 54 56 56 60 60 445

Коэффициент обновления,%

тракторов 8,0 8,5 10,0 10,5 12,0 12,5 14,0 14,5 -

кормоуборочных комбайнов 8,0 8,0 8,3 8,3 8,3 8,3 8,5 8,5 -

зерноуборочных комбайнов 6,0 6,0 7,2 7,2 8,4 8,4 9,0 9,0 -

Доля техники в пределах амортизационного срока, %

тракторов 42 46 49 52 55 57 60 63 -

зерноуборочных комбайнов 53 55 57 59 61 62 64 66 -

кормоуборочных комбайнов 60 60 60 61 61 61 61 61 -

Затраты на приобретение техники, млн. руб. (цены на 01.01.2014г.)

затраты | 2794 | 2874 | 2884 | 3105 | 3729 | 3766 | 3815 | 3877 | 26814

*составлено автором.

Большинство товаропроизводителей отрасли, особенно представители малого и среднего бизнеса не имеют возможности закупать необходимую технику. Система участия государственного и регионального финансирования в развитии технической инфраструктуры АПК путем создания специализированных технологических центров может стать стержнем формирования инфраструктуры АПК. Было установлено, что если сохранить существующие объемы обеспечения техническими средствами рассматриваемой отрасли в Орловской области (рис. 2), показатели технической обеспеченности к 2017-2018гг. будут негативными, что соответственно приведет к деградации отрасли.

Ранее нами было установлено, что между технической обеспеченностью и экономической эффективностью прямо пропорциональная зависимость, то сельскохозяйственное производство в Орловской области будет нерентабельно. Успешная реализация представленной автором целевой региональной программы может оказать существенное влияние на изменение парка основных видов сельскохозяйственной техники. Учитывая планируемые результаты от реализации целевой программы, рассчитано ожидаемое количество поступающей техники (рис. 3), а также представляется возможным оценить прогнозные значения.

12000 10000 8000

з: ■

1 6000 х

о у =

§ 4000

2000

-2000

-4000

у = -532,48х + 9838,7

к

-229,12х + 3818 йг-л

яш — — — — ^ ^^ V

= + в! _ п

11111 <Г> '— СЧ СО 1 о о о о о о о о о о о о о " - **• . __ ооооооооооооооо

V = -

-■— тракторы

з/у ком б -**■—к/у ком б

- • Линейная

(тракторы) — Линейная

(з/у ком б)

— Линейная

(к/у ком б )

юды

Рисунок 2 - Прогнозный сценарий обеспеченности техникой АПК в отрасли

при существующих условиях

Рисунок 3 - Прогнозный сценарий обеспеченности техникой АПК в отрасли при условии выполнения авторской целевой региональной программы

Успешная реализация целевой программы в Орловской области может существенно увеличить парк основных видов техники для производственных нужд предприятий, что позволит обеспечить развитие предпринимательской деятельности в АПК. Таким образом, повышение технического оснащения инфраструктурной поддержки предпринимательства находится в тесной связи именно с реализацией целевых программ на территории региона. Поэтому программно - целевой метод можно считать основой формирования технической инфраструктуры АПК на базе специализированных технологических центров.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аничин В.Л. Статистический метод оптимизации размещения стационарных объектов в сельском хозяйстве / Аничин В.Л. // Логистика. - 2013. - №2. - С.34-35.

2. Давыдова Л.В. Финансово-экономические инструменты государственного регулирования развития инновационного предпринимательства в России / Давыдова Л.В., Анненкова А.А. // Среднерусский вестник общественных наук. -2013. - № 4. - С. 199-204.

3. Докукина И.А. Реализация концептуальной модели региональной инновационной системы / Докукина И.А., Полянин А.В. // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. - 2013. - № 4. - С. 4046.

4. Ноздрунова Н.Г. Кластерный анализ в управлении воспроизводством основного капитала в сельском хозяйстве / Проняева Л.И., Ноздрунова Н.Г. // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 4. - С. 282-287.

5. Овешникова Л.В. Инфраструктурное обеспечение бизнеса: организационная оценка / Овешникова Л.В., Сибирская Е.В., Строева О.А. // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 6. - С. 53-58.

6. Плотников В.А. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России / Плотников В.А., Вертакова Ю.В. // Экономика и управление. - 2014. - № 11 (109). - С. 38-47.

7. Положенцева Ю.С. Макроэкономические условия формирования инновационной среды региона / Положенцева Ю.С., Клевцова М.Г., Вертакова Ю.В. // Управленческое консультирование. - 2014. - № 10 (70). - С. 60-67.

8. Полянин А.В. Комплексная оценка конкурентных преимуществ региональных комплексов Центрального федерального округа / Полянин А.В. // Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 3. - С. 259-265.

9. Проняева Л.И. Воспроизводство основного капитала в сельхозорганизациях / Проняева Л.И. // АПК: Экономика, управление. - 2014. - № 5. - С. 38-46.

10. Репичев А.И. Обоснование развития сельскохозяйственных предприятий / Репичев А.И. // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2014. - Т.20. - С. 4161-4165.

11. Сибирская Е.В. Показатели возможностей и результативности функционирования инфраструктуры региональной экономики / Сибирская Е.В., Овешникова Л.В. // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2015. - № 1. - С. 181-187.

12. Тугачева Л.В. Эффективность выполнения государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области / Тугачева Л.В., Репичев А.И. // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 159-162.

13. Хохлова О.А. Инвариантное содержание развития региональных экономических систем / Хохлова О.А., Сибирская Е.В., Строева О.А. // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2014. - № 3 (69). - С. 65-77.

14. Цвырко А.А. Направления государственной поддержки аграрного производства региона / Цвырко А.А., Иващенко Т.Н. // Вестник Орловского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 31. - № 4. - С. 82-84.

15. Щеголев А.В. Реализация государственной экономической политики на современном этапе / Щеголев А.В. // Вестник государственного и муниципального управления. - 2014. - №4. - С. 100-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.