JURISPRUDENCE
PROGRAM-TARGETED APPROACH TO CREATING CONDITIONS FOR SUSTAINABLE RURAL
DEVELOPMENT: STATE-MANAGEMENT EXPERIENCE OF RUSSIA
Rosenko M.I.
Doctor of Political Science, Sevastopol State University 299053, Russian Federation, Sevastopol, st. Universitetskaya, 33
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ: ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ РОССИИ
Росенко М.И.
Доктор политических наук Севастопольский государственный университет 299053, Россия, Севастополь, ул. Университетская,33
Abstract
The article deals with the problematic issues of creating conditions for sustainable development of rural areas, the features of state policy to overcome depressive territories, the main measures to determine the strategy of public administration in the context of an integrated approach to the development of measures of state support and promotion of sustainable development of rural areas.
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные вопросы создания условий для устойчивого развития сельских территорий, особенности государственной политики по преодолению депрессивных территорий, основные меры по определению стратегии государственного управления в контексте комплексного подхода к разработке мер государственной поддержки и стимулирования устойчивого развития сельских территорий.
Keywords: rural areas, state policy, social infrastructure, strategic directions of state priorities.
Ключевые слова: сельская местность, государственная политика, социальная инфраструктура, стратегические направления государственных приоритетов.
Постановка задачи: уровень и динамика социально-экономического развития определяется комплексом факторов, среди которых основными являются: демографический и миграционный потенциал, агроклиматические ресурсы, базовый уровень и текущая динамика экономического развития, уровень развития производственной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Проблема территориального расслоения как регионов, так и внутри регионов по уровню социально - экономического развития остается нерешенной. Неподготовленный переход к новой экономической модели после распада СССР привел к сильной деградации многих территорий, которые ранее не относились к категории проблемных.
Проблема неравномерного территориального развития отдельных частей единого государства присуща не только России с ее огромной территорией, но и в той или иной степени всем странам на политической карте мира. Причинами дифференциации территориального пространства стран по уровню социально-экономического развития являются как объективные или эколого-природные по своей природе, так и субъективные или антропоген-
ные причины. Проблема преодоления неравномерности развития территории страны или хотя бы снижения дифференциации в уровне социально-экономического развития территорий является наиболее актуальной и в то же время сложной макроэкономической задачей для России.
Сегодня эта проблема остается нерешенной, и различия в условиях жизни между центром и регионами, между областными центрами и периферией весьма значительны. Особенно заметна разница в развитии сельских районов. Поскольку уровень развития сельских территорий свидетельствует о стабильном социально-экономическом развитии сельских общин и закладывает основы продовольственной безопасности государства, явное отставание в качестве жизни в городских поселениях свидетельствует о нерешенности проблем или недостаточной эффективности проводимых реформ. Все это определило актуальность выбранной темы исследования.
Изложение основного материала. Местные общины не могут самостоятельно, без вмешательства государства, преодолеть существующие проблемы. При рассмотрении общих закономерностей возник-
новения проблемных территорий и их реабилитации важно ориентироваться не только на подходы, затрагивающие все регионы России, но и анализировать индивидуальные подходы к пространственному развитию. В том числе и на пути преодоления депрессии и отсталости.
Иногда к таким территориям применяется термин "депрессивные". Они характеризуются падением уровня производства, появлением безработицы, снижением инвестиционной и миграционной привлекательности, которые сопровождаются оттоком населения. Депрессивные регионы также включают регион, который не демонстрирует позитивных тенденций развития на дату обследования, но история депрессивного региона должна указывать на то, что в этом регионе были примеры и успехи. Понятие "депрессия" является комплексным, оно означает, что вся социально-экономическая система региона испытывает трудности в развитии, возникает замкнутый круг проблем.
Депрессивный регион-это регион или территория, экономическое положение которых значительно ниже среднего по стране в силу объективных исторических условий. Прежде чем перейти к изучению причин неэффективного развития территорий, рассмотрим понятие депрессии. По данным Гончарова В. Н. и Стариковой О. С. "те территории, где происходит нарушение функциональных свойств социально-экономической системы вследствие дисбаланса ресурсного потенциала, следует определить как депрессивные [2]...В любом случае депрессивные регионы должны стать объектом особого внимания со стороны государства, а устойчивое развитие сельских территорий должно определять вектор национальной политики и ее приоритет.
Характерными проблемами развития сельских территорий в Российской Федерации, как и в большинстве современных государств, являются: массовый отток сельского населения в города и, как следствие, формирование зон "депрессивных территорий", кризис базовой отрасли сельского хозяй-ства-сельского хозяйства, ограниченные финансовые возможности муниципальных образований, отсутствие системы финансовой поддержки местных инициатив, низкий престиж жизни на селе и высокий уровень сельской безработицы; низкий уровень развития малого и среднего предпринимательства; наблюдается значительное отставание в уровне денежных доходов сельских жителей [4]. Аналогичные критерии обозначены группой российских исследователей: Барабанов А. С., Андреева М. В., Ма-ковеев В. Н., Базанов А. А. [1].
Реализуемые в Российской Федерации меры, направленные на устойчивое развитие сельских территорий (с акцентом на социальные вопросы, в частности, на решение проблем качества и уровня жизни сельского населения), дают положительные результаты, а также уверенность в том, что ситуация с созданием качественно новых условий жизни
в сельской местности может претерпеть кардинальные изменения. Как показывает практика, применяемый программно-целевой подход, позволяет поступательно изменять условия жизнедеятельности и создавать благоприятную среду на территории сельских поселений.
Основные направления касаются создания условий:
• по привлечению специалистов в сельскую
зону,
• по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования
• по стимулированию инвестиционной активности в агропромышленном комплексе
• по комплексному развитию сельских территорий
• по преодолению различий в развитии территорий, в том числе программы по развитию Дальнего Востока, Калининградской области, Республики Крым и города Севастополя.
К первому направлению можно отнести программы, поддерживающие врачей и учителей. Так, врачи и фельдшеры старше 50 лет в рамках программ "Земский врач" и "Земский фельдшер", переехавшие на работу в сельские населенные пункты, или рабочие поселки, или поселки городского типа, или города с населением до 50 тысяч человек, могут получить компенсационную выплату в размере до 500 тысяч рублей. (фельдшеры) и до 1 млн руб. (врачи).
Президент РФ предложил снять возрастные ограничения для участников программы "Земский доктор", чтобы специалисты старше 50 лет также могли получать указанную ранее единовременную выплату при переезде на работу в сельскую местность или малые города1. Следует отметить, что стимулом для развития является также то, что медицинские и образовательные организации освобождаются от налога на прибыль, который они могут направить на собственное развитие, на повышение заработной платы работников (сумма составляет около 4 млрд рублей). ежегодно).
Эти меры решали несколько задач: 1) первичная медицинская помощь должна быть доступной, должна быть обеспечена "географическая" доступность: пациент должен легко добираться до ближайшего медицинского учреждения - самостоятельно или на общественном транспорте; 2) количество врачей должно быть достаточным "физически", чтобы жителям не приходилось ждать своей очереди по назначению дольше срока, установленного Минздравом; 3) третьей составляющей доступности является квалификация врача и техническое оснащение поликлиник и больниц. Возросло число врачей первичной медико-санитарной помощи, а также техническое оснащение, но проблема не была полностью решена.
1Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию"
Программа "Земский учитель" позволяет решать вопросы обеспечения повышения качества общего образования, совершенствования методов обучения и воспитания путем внедрения новых образовательных технологий, повышающих мотивацию детей к обучению и их вовлеченность в образовательный процесс. Это социальный стимул для привлечения и закрепления педагогических кадров в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, а также позволит заполнить вакансии специалистами востребованных специальностей в образовательных организациях сельской местности и обновить кадровый состав школ.
В настоящее время обсуждается вопрос целесообразности создания и реализации программы "Земский работник культуры" по аналогии с программами "Земский врач" и "Земский учитель".
Софинансирование расходных обязательств регионов, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, идущих от сети автомобильных дорог общего пользования до ближайших социально значимых объектов сельских поселений, а также до объектов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, определяется Федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", которая включена в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2025 годы".
Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе заключается в том, что субъектам Федерации предоставляются субсидии из федерального бюджета на компенсацию части процентной ставки по инвестиционным кредитам, привлеченным на развитие агропромышленного комплекса, по инвестиционным кредитам, полученным до 31 декабря 2016 года, возмещаются затраты сельхозтоваропроизводителей, связанные со строительством, модернизацией и реконструкцией новых и действующих производственных объектов, приобретением машин и оборудования и т. д.
Федеральным законом от 3 июля 2018 года № 193-ФЗ внесены изменения в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", предусматривающие изменение формы государственной поддержки с субсидий на межбюджетные трансферты в части возмещения расходов на уплату процентов по договорам инвестиционного займа (договорам займа).
Министерство сельского хозяйства оказывает государственную поддержку фермерам через гранты. Фермер может подать заявку на грантовую программу в зависимости от формы своей деятельности. Наиболее распространенными видами поддержки являются грант для фермеров в начале их деятельности, для семейных фермерских хозяйств, для сельскохозяйственных кооперативов и программа "агростартап".
Кроме того, в рамках программы устойчивого развития сельских территорий жители могут рассчитывать на социальные субсидии на приобретение жилья и гранты на реализацию инициатив, в том числе грант на реализацию инициатив и социальные выплаты за жилье.
Сельские жители могут получить грант на реализацию инициатив, например, создание зон отдыха, строительство спортивных и детских площадок, восстановление природных ландшафтов и памятников истории и культуры, поддержку народных промыслов, традиций и творческих и художественных промыслов.
Сельские жители, в том числе молодые специалисты и семьи, которые уже живут в селе или только решили туда переехать, могут рассчитывать на социальные выплаты для улучшения своих жилищных условий.
Эти меры положительно влияют на стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе, способствуют модернизации сельского хозяйства, повышению темпов роста сельскохозяйственного производства.
В настоящее время принята и успешно реализуется государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", рассчитанная на 2020-2025 годы. Она содержит комплекс программных мероприятий, реализация которых позволит существенно повысить комфортность и конкурентоспособность сельских территорий. В таких подпрограмм отнесены:
- ведомственная целевая программа "Обеспечение государственного мониторинга сельских территорий" - имеет целью разработку и реализацию механизма обеспечения комплексного развития 100 процентов сельских территорий в 2025 году,
- подпрограмма "Аналитическое, нормативное, методическое обеспечение комплексного развития сельских территорий», - имеет целью активизацию участия граждан в реализации инициативных проектов, направленных на решение приоритетных задач развития сельских территорий, формирования позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни,
- подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения" в рамках ведомственного проекта "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышения уровня благоустройства домовладений" - имеет целью обеспечение объема ввода (приобретения) не менее 2,34 млн. кв. м жилья для 25,5 тыс. семей, проживающих и работающих в сельских территориях; обеспечение объема ввода не менее 189,67 тыс. кв. м жилых домов, построенных с использованием деревянного домостроения; улучшение жилищных условий 201 тыс. семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 до 3 процентов годовых; повышение уровня благоустройства не менее 424,3 тыс. сельских домовладений; обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство не менее 1317 площадок, расположенных на сельских
территориях, под компактную жилищную застройку;
- подпрограмма «Развитие рынка труда (кадрового потенциала) на сельских территориях» -"ведомственного проекта" Содействие занятости сельского населения» - имеет целью обеспечение уровня занятости сельского населения, в том числе прошел дополнительное обучение (переобучение), до 80 процентов трудоспособного населения в 2025 году; снижение уровня безработицы сельского населения трудоспособного возраста до 5,7 процента.
- подпрограмма "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" содержит:
1. ведомственный проект " Развитие инженерной инфраструктуры на сельских территориях» -имеет целью обеспечить ввод в действие не менее: 2,08 тыс. км распределительных газовых сетей; 1,65 тыс. км локальных водопроводов; реализовать не менее 20 проектов комплексного обустройства площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилую застройку.
2. ведомственная целевая программа "Современный облик сельских территорий» - имеет целью к 2025 году обеспечить создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности: доведение доли сельских населенных пунктов, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 95 процентов;
3. ведомственный проект "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях" -обеспечить ввод в эксплуатацию не менее 2,58 тыс. км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к общественно значимым объектам населенных пунктов, расположенных на сельских территориях, объектов производства и переработки продукции.
4. ведомственный проект "благоустройство сельских территорий" имеет целью реализацию не менее 42,25 тыс. проектов по благоустройству сельских территорий.
Реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий позволяет двигаться в заданном направлении по достижению стратегической цели: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, стимулирование инвестиционной активности в АПК, формирование позитивного отношения к сельскому образу жизни, внедрения ускоренного импортозамещения сельскохозяйственной продукции, преодоления демографических проблем в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Еще одним важным шагом по преодолению различий в развитии территорий являются программы по развитию Дальнего Востока, Калинин-
градской области, Республики Крым и города Севастополя. Основные подходы, заложенные в данных программах можно рассмотреть на примере программ «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека».
Социальная инициатива Правительства России - программа «Дальневосточный гектар», по которой каждый гражданин имеет право безвозмездно в упрощенном порядке получить земельный участок в Дальневосточном федеральном округе площадью 1 га для освоения, поселения и предпринимательской деятельности, утвержденная Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №308. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" (Дальневосточный гектар) - это беспрецедентный механизм, позволяющий человеку быстро, без лишней бюрократии выбрать, оформить и получить бесплатно в пользование земельный участок площадью до 1 гектара на Дальнем Востоке. Этот механизм закреплен Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Для этого предложена принципиально новая модель предоставления земельных участков: гражданин сам выбирает землю и вид разрешенного использования, деятельности на ней, разрешенную законодательством Российской Федерации.
Целями программы являются:
• повышение уровня социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа;
• обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения в Дальневосточном федеральном округе;
• повышение качества жизни граждан в Дальневосточном федеральном округе.
Задачи Программы
• формирование и развитие в Дальневосточном федеральном округе территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций;
• содействие реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе;
• содействия реализации инвестиционных проектов на территориях Республики Бурятия и Забайкальского края, отобранных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
• привлечения инвестиционных и трудовых ресурсов в Дальневосточный федеральный округ;
• организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальневосточного федерального округа и развитие центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
• создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов.
Если говорить о стратегических направлениях государственной политики в отношении Дальневосточного региона, то можно выделить следующее:
1. Разработка, реализация и совершенствование нового механизма по упрощенному предоставлению земли;
2. Создание дополнительного преимущества для жизни и работы на Дальнем Востоке;
3. Освоение свободных территорий Дальнего Востока;
4. Расширение экономической деятельности граждан, создание мер поддержки граждан, которые получили право на земельный участок за проектом;
5. Снижению оттока местного населения;
6. Привлечению граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа;
7. Обеспечение занятости населения;
8. Создание условий комфортного проживания граждан, получивших право на «дальневосточный гектар».
Итак, факторы, препятствующие развитию сельских территорий, определяют комплекс мер, которые должны стать государственной стратегией, направленной на:
- определение приоритетов экономического развития государства в контексте обеспечения продовольственной безопасности;;
- развитие рыночных институтов: кредитной, налоговой, бюджетной, ценовой политики, определяющих преференции и льготный режим хозяйствования для сельских территорий;;
- поддержка российских производителей и сельского хозяйства в целом.
- совершенствование разработки законодательной базы с учетом определенных приоритетов.
В целом государственная политика в отношении сельских территорий имеет три основные цели:
- повышение конкурентоспособности сельского и лесного хозяйства путем поддержки реорганизации, развития и инноваций;;
- улучшение окружающей среды и ландшафта;
- повышение качества жизни в сельской местности и поддержка диверсификации сельской экономики.
При разработке планирования и зонирования сельских территорий необходимо анализировать экономическую, структурную, экологическую, социально-политическую ситуацию сельских территорий и потенциал их развития на государственном уровне [3]. Что касается внутренних факторов развития сельских территорий, главным из которых является повышение их конкурентоспособности, то представляется целесообразным развивать приоритетные отрасли сельской экономики, усиливать диверсификацию социальной направленности сельской хозяйственной деятельности, способствовать развитию малого предпринимательства, фермер-
ских хозяйств и личных подсобных хозяйств. Поэтапная целенаправленная политика развития сельских регионов, включает комплекс мер по стимулированию производства продовольствия и обеспечению продовольственной безопасности, созданию диверсифицированной, многоуровневой сельской экономики, позволит вывести сельские территории этих регионов на цивилизованный уровень развития.
Государственная политика Российской Федерации на современном этапе направлена на внесение качественных изменений в развитие территорий в сжатые сроки, которые в силу ряда объективных и субъективных причин испытали отставание в темпах развития и, как следствие, возникновение условий, неблагоприятных для жизни жителей, особенно молодежи. Поэтому ключевым долгосрочным фактором устойчивого роста сельского хозяйства, безусловно, должно стать повышение качества жизни людей, которые живут, работают и связывают свое будущее с жизнью в сельской местности.
Список литературы
1. Барабанов А. С., Андреева м. в., Маковеев В. Н., Базанов А. А. Исследование депрессии территорий: методология и практика. I журнал: риск: ресурсы, информация, поставки, конкуренция. №2: Издательство: Институт исследования движения товаров и конъюнктуры оптового рынка (Москва), 2019. С-51-56.
2. Гончаров, В. Н. "Кризисные" регионы. Причины их возникновения и формы предохранения в современных условиях I В. Н. Гончаров, О. С. Старикова II Менеджер. 2016. №4 (78). С. 160-164.
3. Вахович, И. М. Оптимизация экономической структуры регионов в системе обеспечения социально-экономической безопасности I И. М. Вахо-вич, М. I. Купыра II Экономический форум. 2018. №1. С. 45-55.
4. Мансуров П. И., Мансурова Г. И. Критерии оценки депрессивности региона II Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — №25. — С. 44-49.
References
1. Barabanov A. S., Andreeva m. v., Makoveev V. N., Bazanov A. A. Issledovanie depressii territory: metodologija i praktika. / zhurnal: risk: resursy, informacija, postavki, konkurencija. №2: Izdatel'stvo: Institut issledovanija dvizhenija tovarov i kon#junktury optovogo rynka (Moskva), 2019. S-51-56.
2. Goncharov, V. N. "Krizisnye" regiony. Prichiny ih vozniknovenija i formy predohranenija v sovremennyh uslovijah / V. N. Goncharov, O. S. Starikova II Menedzher. 2016. №4 (78). S. 160-164.
3. Vahovich, I. M. Optimizacija jekonomicheskoj struktury regionov v sisteme obespechenija social'no-jekonomicheskoj bezopasnosti / I. M. Vahovich, M. I. Kupyra II Jekonomicheskij forum. 2018. №1. S. 45-55.
4. Mansurov P. I., Mansurova G. I. Kriterii ocenki depressivnosti regiona // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2012. — №25. — S. 4449.