Научная статья на тему 'Программно-целевой подход к развитию туризма в регионе как условие развития социального партнерства туристского вуза'

Программно-целевой подход к развитию туризма в регионе как условие развития социального партнерства туристского вуза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
462
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / TOURISM / PROGRAM-TARGET APPROACH / SOCIAL PARTNERSHIP / HIGHER EDUCATION / TOURIST SERVICES / REGIONAL DEVELOPMENT / TOURISM DEVELOPMENT PROBLEMS / EDUCATION QUALITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Симоненко П. П.

Туризм рассматривается как способ перехода к новой инновационной экономике и новому уровню социально-экономического развития. Перечислены особенности программно-целевого подхода к развитию туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program-target approach of tourism development in the region as a condition of social partnership of tourism high school

Tourism as a way to a new innovation-based economy and a new level of social-economic development is considered. The features of program-target approach are listed.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой подход к развитию туризма в регионе как условие развития социального партнерства туристского вуза»

ризма): здесь есть что посмотреть, где который, в свою очередь, может положи-

отдохнуть, где развлечься [ 1}. тельно повлиять на привлечение туристов

Темпы экономического развития в Псковский регион, а также на оздоров-

Псковской области должны стать катали- ление экономики и развитие Псковской

затором для развития делового туризма, области.

ЛИТЕРАТУРА и электронные ресурсы

1. Псковский регионологический журнал. 2. URL: http://www.eup.ru Псков: ПГПУ, 2005. N° 1. 172 с. 3. URL: http://www.rspp.ru

П. П. СИМОНЕНКО

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА ТУРИСТСКОГО ВУЗА

УДК 378.1:338.48+316.334.52

Турит рассматривается как способ перехода к повой инновационной экономике и новому уровню социально-экономического развития. Перечислены особенности программноцелевого подхода к развитию туризма.

Ключевые слова: туризм, программно-целевой подход, социальное партнерство, высшее образование, туристские услуги, региональное развитие, проблемы развития туризма, качество образования.

Tourism as a way to a new innovation-based economy anti a lieit’ level of sociul-eam on lie ileivlop-inent is considered The features ofprogram-target approach are Usted

Key words: tourism, program-target approach, social partnership, higher education, tourist services, regional development, tourism development problems, education quality.

Стату с любого продукта в условиях ры- трсбованностью потребителями. На рыночных отношений определяется его вое- ночное позиционирование услуг, оказы-

ваемых туристским вузом, непосредственное влияние оказывают не только качество образовательного процесса, соответствие жестким критериям, предъявляемым обучающимися, конкурентоспособность. но и адекватное отражение в его деятельности процессов социально-экономического развития общества и госу дарства.

В настоящее время Российская Федерация в целом и ее субъекты решают задачу перехода к новой инновационной экономике, и туризм может стать одним из локомотивов, позволяющих обеспечить новый уровень социально-экономического развития. Способствуя созданию рабочих мест, привлечению отечественных и зару бежных инвестиций, возрождению поселений, являясь, таким образом. точкой роста для многих регионов, развитие туризма способствует решению целого ряда проблем:

1) содействует выравниванию у ровней экономического развития территорий;

2) позволяет гармонично использовать трудовой потенциал и делает местные рынки тру да более сбалансированными:

3) способству ет решению проблемы экономической самоорганизации малых территориальных единиц (сельских поселений. муниципалитетов).

Нормативные акты, регулирующие государственную туристскую политику в Российской Федерации, определяют главной ее целью создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного ту ристского К0У1ПЛСК-са обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. Приоритетныуш направлениями признано развитие внутреннего и въездного туризма.

Важнейшими задачами государственной политики Российской Федерации в сфере туризма являются:

• создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма:

• формирование современной маркетинговой стратегии продвижения ту ристского проду кта на внутреннсу! и международном рынках;

• формирование современной целостной нормативно-правовой базы;

• укрепление и дальнейшее развитие У1ежотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии:

• повышение качества обслуживания в сфере туризма и др.

Отметим, что доля ту ризма в ВВП России составляет 2,5 %, в то время как в государствах с развитой индустрией туризма этот показатель достигает 6-25 % (Кипр. Матьта? Австрия, Великобритания, Итатия и др.). Доля туризма в ВРП Калужской области оценивается в настоящее время на уровне, не достигающем 1 %.

Объем туристского потока в Калужской области во внутреннем ту ристском потоке России оценивается в пределах

0,1-0.2 %, что характеризует использование возможностей ту ристского потенциала региона как крайне низкое.

Как уже отмечаюсь, важным условием полноценной реализации потенциальных возможностей внутреннего и въездного ту ризма является последовательная государственная ту ристская политика, основывающаяся на современных подходах к управлению отраслью и развитии отношений частно-госу дарственного партнерства.

Основным инструментом, используемым государством для решения названных задач, является программно-целевой подход. В 2010 г. разработаны Концепция и проект Федеральной программы развития внутреннего и въездного туризма, предусматривающие появление аналогич-ных региональных целевых программ.

В ряде субъектов Российской Федерации такие программы уже реализуются. Это программы развития внутреннего и въездного туризма Нижегородской области (областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 гг.») и Пермского края (краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крас (2008-2012 гг.)»), государственные меры, направленные на становление кластера туризма в Респу блике Бурятия, программы поддержки сельского туризма Алтайского края. Ленинградской области и др. Ценным представляется также опыт государственной поддержки развития туризма Республики Беларусь и других государств.

Органами государственной власти Калужской области также реализован ряд мер. направленных на поддержку развития внутреннего и въездного туризма. Так. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 г. определяет кластер туризма в качестве потенциала и приоритетного инструмента развития региона. В 2009 г. утверждена областная целевая программа «Развитие аграрного туризма в Калу жской области на 2010-2012 гг.».

Появление Концепции Федеральной программы инициировало разработку долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011-2016 гг.». Программа основывается

на положениях нормативных документов, определяющих приоритетные направления социально-экономического развития Калужской области, анализе состояния и тенденций развития туристской отрасли и предлагает программно-целевой подход к решению задач развития регионального туризма в интересах личности, общества и госу дарства.

Использование программно-целевого метода на основе межведомственной координации позволит усовершенствовать и гармонизировать региональное и муниципальное законодательства, снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности.

В ходе подготовки проекта Программы разработчиками проведен комплексный анализ текущего состояния туризма его потенциала развития: изучены особенности социально-экономического развития региона и основы развития областного туризма. При этом применена современная методика исследования туристско-рекреационного потенциала территории, дана оценка природных рекреационных ресурсов области, проведен функционально-целевой анализ ресурсной базы развития туризма в регионе, охарактеризовано состояние основных видов туризма, имеющих потенциал развития в области: аграрного (сельского), культурно-познавательного. в том числе религиозного (паломнического), исторического, событийного: спортивного туризма с активными формами отдыха в том числе охотничьего и рыболовного, водного; делового (конгресеионного); экологического (рекреационного), школьного ту ризма.

Разработчиками Программы проведен комплексный анализ состояния туристской индустрии в Калужской области и динамики показателей ее функциони-

ровання: деятельности органов государственной власти в сфере регулирования туристско-рекреационной деятельности; деятельности туристских фирм и динамики показателей вну треннего, въездного и выездного туризма; общего состояния средств размещения; уровня развития сферы общественного питания; развития системы продвижения туристского продукта; подготовки профессиональных кадров в сфере туризма.

К основным проблемам развития туризма отнесены проблемы правового регулирования туристско-рекреационной деятельности, информационного обеспечения. транспортной доступности, средств размещения туристского класса, некоторые налоговые аспекты. Сегодня развитию туристского потенциала области препятству ют недостаточно развитая инфраструктура; неудовлетворительное состояние материальной базы, главным образом, коллективных средств размещения; недостаточный уровень экономической активности населения и другие факторы.

Разработчиками определены также условия и совокупный эффект реализации Программы, ее основные показатели, методика расчета экономической эффективности. К числу основных механизмов реализации Программы с учетом специфики региона отнесены: участие области в федеральных и ведомственных целевых программах поддержки и развития туризма: улучшение инвестиционного

климата; организация взаимодействия с муниципальными образованиями в сфере туризма и др. Ключевая роль при этом отводится развитию эффективных форм частно-государственного партнерства в туристской сфере - выстраиванию системы софинансирования, создания и реализации инвестиционных проектов

в сфере туризма; развитию инфраструктуры; поддержке социально-значимых проектов в сфере туризма.

В соответствии с целями и задачами программы система мероприятий включает следующие основные направления:

1) повышение конку рентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах;

2) развитие приоритетных направлений туризма в Калужской области;

3) возрождение культурно-бытовых традиций деревенского уклада жизни в сельских поселениях и сохранение природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала области.

Важной особенностью документа является попытка представить не набор мероприятий, но систему условий, ориентированных на формирование таких предпосылок для развития внутреннего и въездного туризма в Калужской области, как нормативно-правовое обеспечение, совершенствование инфраструктуры туризма и гостеприимства, продвижение регионального туристского продукта, создание новых условий для устойчивого развития сельских территорий и др.

Представляется, что такой комплексный подход к решению проблемы развития внутреннего и въездного туризма будет содействовать успешному достижению заявленных в Программе целей и задач. Важно отметить, что эти цели и задачи, а также подходы к их реализации соответствуют положениям государственной туристской политики, рекомендациям Всемирной туристской организации. Программы развития ООН. учиты-

вают достижения отечественного и зарубежного опыта.

Одной из главных задач Программа называет обеспечение туристской индустрии квалифицированными кадрами. В числе мероприятий, призванных обеспечить ее решение:

• повышение квалификации работников. проведение обучающих семинаров для субъектов тчристской индустрии по перспективным направлениям развития туризма;

• подготовка и издание методической, справочной литературы по вопросам развития внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области, экс-курсоведения. организации гостиничного и ресторанного обслуживания;

• подготовка инструкторов активного туризма.

Предполагается, что оказание государственной поддержки субъектам туристской индустрии в рамках реализации Программы позволит повысить эффективность проводимых мероприятий по раз л ичны м направле ни ям:

• в вопросах занятости населения - что выражается в более полном использовании трудового потенциала, снижении напряженности на рынке труда;

• в части увеличения уровня доходов населения за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, иных услуг, связанных с пребываниеУ! в Калужской области;

• в вопросах благоустройства территорий и развития социальной сферы;

• в части у величения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Организатор подготовки и государственный заказчик Программы - Министерство спорта, туризма и молодежной политики Калужской области - привлекло к разработке документа представите-

лей заинтересованных органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, представителей профессионального сообщества. в том числе Калужский институт туристского бизнеса - филиал РМ АТ.

Руководствуясь концепцией развития филиалов, приоритетными направлениями научно-исследовательской работы РМАТ. Калужский институт туристского бизнеса - филиал РМАТ осуществляет взаимодействие с органами государственной власти региона в сфере развития областной туристской политики, решая следующие задачи:

• повышение уровня востребованности образовательных услуг и нау'чно-иссле-довательской деятельности туристского вуза на региональном рынке:

• совершенствование качества профессионального туристского образования, привлечение дополнительных ресурсов для его развития;

• содействие социально-экономическо-м\ развитию Калу жской области.

Средствами, обеспечивающими такое сотрудничество, на наш взгляд, являются участие представителей вуза в работе областных коллегиальных органов (советов. комиссий, рабочих гру пп) по вопро-саУ1 развития туризма и образования; заключение соглашений, договоров о сотрудничестве с органами государственной власти, учреждениями и организа-циями; согласование тематики научно-ис-следовательской работы, тсу! выпускных квалификационных работ с Министерством спорта, туризма и молодежной политики области: привлечение представителей органов государственной власти, профессионального сообщества к оценке уровня подготовки выпускников вуза; совместная реализация проектов и про-

грамм, совершенствование программ практик и стажировок и др.

Активное участие в разработке региональных нормативных актов по вопросам развития ту ризма, осуществление экспертизы их проектов, выполнение соответствующих научно-исследовательских работ способствуют повышению качества образовательного процесса, востребованности услуг Калужского филиала РМАТ. развитию ресурсной базы образовательного учреждения и, следовательно, конкурентных преимуществ образовательного учреждения и его выпу скников.

Удовлетворение все возрастающих требований личности, общества и государства к качеству образования в современных условиях требует обеспечить непрерывное развитие организационно-педагогических условий профессионального туристского образования. Развитие социального партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления. организациями и предприятиями туриндустрии выступает естественным ресурсом обеспечения ЭТИХ У'СЛО-вий. повышения стату са филиала РМАТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011 2016 годы» (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 25.08.2010 № 341).

2. Областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 201! годах» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2007 № 489).

3. Краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008 2012 годы)»

(утв. Законом Пермского края от 14.11.2008 № 332-Г1К).

4. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. № 250).

5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие аграрного туризма в Калужской области на 2010 2012 годы» (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 2 ноября 2009 г. № 448).

К. В. ЗАБЕЛИНА, А. А. ЗАБЕЛИН

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

УДК 338.482.22

Показана важность инновационной деятезьности для туристского бизнеса. Перечислены положительные факторы развития туризма на экономику страны. Определены особенности современного чнана развития общества.

Ключевые слова: туризм, инновационные подходы, туристский бизнес, управление инновациями, экономическое регулирование, мировой кризис, туристская инфраструктура.

The importance of innovation in tourism business is shown. The positive factors of tourism development on the economy are listed. Hie features of modern society’ are identified

Key words: tourism, innovation approaches, tourism business, innovation management, economical regulation, world crisis, tourism infrastructure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.