Научная статья на тему 'Инновационные подходы к ведению туристского бизнеса'

Инновационные подходы к ведению туристского бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ / ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МИРОВОЙ КРИЗИС / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TOURISM / INNOVATION APPROACHES / TOURISM BUSINESS / INNOVATION MANAGEMENT / ECONOMICAL REGULATION / WORLD CRISIS / TOURISM INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Забелина К. В., Забелин А. А.

Показана важность инновационной деятельности для туристского бизнеса. Перечислены положительные факторы развития туризма на экономику страны. Определены особенности современного этапа развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation approaches in tourism business

The importance of innovation in tourism business is shown. The positive factors of tourism development on the economy are listed. The features of modern society are identified.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к ведению туристского бизнеса»

грамм, совершенствование программ практик и стажировок и др.

Активное участие в разработке региональных нормативных актов по вопросам развития ту ризма, осуществление экспертизы их проектов, выполнение соответствующих научно-исследовательских работ способствуют повышению качества образовательного процесса, востребованности услуг Калужского филиала РМАТ. развитию ресурсной базы образовательного учреждения и, следовательно, конкурентных преимуществ образовательного учреждения и его выпу скников.

Удовлетворение все возрастающих требований личности, общества и государства к качеству образования в современных условиях требует обеспечить непрерывное развитие организационно-педагогических условий профессионального туристского образования. Развитие социального партнерства с органами государственной власти и местного самоуправления. организациями и предприятиями туриндустрии выступает естественным ресурсом обеспечения этих условий. повышения статуса филиала РМАТ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Калужской области на 2011 2016 годы» (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 25.08.2010 № 341).

2. Областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 201 ! годах» (утв. Постановлением Правительства Нижегородской области от 20.12.2007 № 489).

3. Краевая целевая программа «Развитие туризма в Пермском крае (2008 2012 годы)»

(утв. Законом Пермского края от 14.11.2008 № 332-ГІК).

4. Стратегия социально-экономического развития Калужской области до 2030 года (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 29 июня 2009 г. № 250).

5. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие аграрного туризма в Калужской области на 2010 2012 годы» (утв. Постановлением Правительства Калужской области от 2 ноября 2009 г. М 448).

К. В. ЗАБЕЛИНА, А. А. ЗАБЕЛИН

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ВЕДЕНИЮ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА

УДК 338.482.22

Пчканша важность инновационной деятельности для туристского бнпнеса. Перечислены положительные факторы развития туртма на экономику страны. Определены особенности современного пиана ра тания общества.

Ключевые слова: туризм, инновационные подходы, туристский бизнес, управление инновациями, экономическое регулирование, мировой кризис, туристская инфраструктура.

The importance of innovation in tourism business is shown. The positive factors of tourism development on the economy are listed. Hie features of modern society are identified

Key words: tourism, innovation approaches, tourism business, innovation management, economical regulation, world crisis, tourism infrastructure.

Научно-технический прогресс признан во всем мире важнейшим фактором экономического развития, и в связи с этим все чаше и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.

Известно множество форм управления инновациями на достаточно различных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Естественно, как и практически всякая иная политика, она своеобразна в каждой стране мира, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциата.

В структуре государственного регулирования экономики роль и место инновационной политики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Основная масса инновационных процессов реализуется частными компаниями разного уровня и масштаба, и подобные процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как своего рода средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, ведущего к высокой прибыльности. Рассматриваемая в данном ракурсе инновация нацелена непосредственно на практический коммерческий результат, а если брать практическую направленность инновационной идеи, то можно понять, что в этом и состоит ее притягательная сила для предпринимательства.

Становление рыночной экономики в России повлекло за собой повышение интереса к различным формам и методам туристского обслуживания населения. Развитие данной отрасли ускоренными

темпами и возрастание роли конку ренции и степени коммерциализации туристской деятельности привели к пониманию необходимости государственного регулирования туристского бизнеса.

Инновационная деятельность должна присутствовать в любой сфере бизнеса: торговле, производстве, рекламе. Это работа, направленная на поиск и реализацию новых идей, которые могут принести дополнительную прибыль в промышленном производстве, торговле, сфере услуг.

Исследования показали, что наибольший эффективностью обладают вложения в инновации, где организация имеет возможность получать монопольну ю сверхприбыль. Иными словами, наиболее выгодны инвестиции в инновации, развивающие отличительные способности организации.

Туризм представляет собой сложное социально-экономическое явление, включающее разнообразные виды деятельности по обслуживанию туристов. В современных экономических условиях происходит интенсивное расширение интеграционных связей между странами, что выражается в активизации торговых, культурных, научно-технических взаимосвязей, что. в свою очередь, обусловливает развитие туризма как социально-экономического явления и, в первую очередь, как вида экономической деятельности.

Отрасль ту ризма, оказывая мультипликативный эффект, создает предпосылки для экономического подъема целого ряда российских регионов, обладающих необходимыми природными условиями, увеличения занятости населения, более полного удовлетворения потребности граждан в отдыхе.

Туризм в Российской Федерации признан на государственном уровне приоритетной сферой национальной экономики. Обладая богатыми культурно-историче-скими и природными ресурсами, страна стоит перед проблемой создания современной индустрии туризма, способной привлечь иностранных и отечественных туристов.

В этой связи необходимо также учитывать, что туризм оказывает положительное влияние на экономику страны, к значительным положительным эффектам от его реализации можно отнести то, что он:

1. Обеспечивает приток иностранной валюты и оказывает положительное влияние на такие экономические показатели, как платежный баланс и совокупный экспорт.

2. Помогает увеличить занятость населения. По оценкам ЮНВТО и Всемирного совета туризма и путешествий, на каждое рабочее место, создаваемое в индустрии туризма, приходится от 5 до 9 рабочих мест, появляющихся в других отраслях. Туризм прямо или косвенно влияет на развитие 32 отраслей экономики.

3. Способству ет развитию инфраструктуры страны.

В ситуации глобального мирового кризиса туристская отрасль может значительно измениться. Небольшие туристские фирмы закроются или присоединятся к более крупным, т. е. может уменьшиться туристский рынок. В то же время, несмотря на ряд негативных тенденций, туризм остается одним из самых устойчивых секторов мировой экономики.

Решающее значение в обеспечении конкурентоспособности, прибыльности и максимальной доходности любой фирмы играют инновации. В этой связи

в термин «инновация» вкладываются два понятия. Инновация - это: во-первых, новшество, т. е. новый или усовершенствованный продукт, услуга технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении. общественной жизни: во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств.

Инновация создается в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство - новизна, которая оценивается как по техническим параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

В современных условиях инновация является двигателем прогресса и ни одно производство, ни один бизнес не существует без инноваций, потому что они выполняют очень важные для развития предприятия функции: воспроизводственную, инвестиционную, стимулирующую.

Определяющим условием повышения инвестиционной активности в туристской отрасли является эффективно действующая инвестиционная политика на макро-. мезо- и микроуровнях. Так. инвестиционная политика государства и регионов должна определить пути реструктуризации источников инвестиций, приоритеты федеральной и региональной инвестиционных программ, критерии отбора проектов с учетом источников финансирования. пути привлечения иностранных инвестиций. факторы развития инфраструктуры инвестиционного рынка.

При разработке инвестиционной политики на местах основное внимание необходимо уделять разработке и принятию программ развития туризма в муниципальных образованиях. В качестве главной задачи для любой из муниципальных программ целесообразно ставить задачу -

создание в муниципальном образовании современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, возможности для удовлетворения потребностей населения региона, российских и иностранных граждан в ту ристских услугах, а с другой стороны, улучшение состояния экономики муниципального образования и роста бюджетных доходов за счет притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест.

Проблемы инвестирования в туристской отрасли имеют свои отличительные особенности. Эти особенности связаны, прежде всего, с повышенным риском возврата вложенных средств, так как туристские потоки (от величины которых напрямую зависят сроки окупаемости проектов) чутко реагируют на малейшие изменения в социально-политической обстановке в стране, на конъюнктуру рынка туристских услуг и т. д.

Важным инвестиционным источником для развития туристской отрасли могут служить крупные инвестиционные программы. подключение к которым самих туристских организаций позволит значительно ускорить и удешевить разнообразие объектов отрасли: гостиниц,

ресторанов, объектов индустрии развлечений, причальных сооружений для яхт и т. д.

Проблемным вопросом для малых и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов является слабость финансовой базы, это может быть разрешено благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее

значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки.

Проблема формирования направлений повышения инвестиционной привлекательности связана с формированием в регионе благоприятного инвестиционного климата, привлечением российских и зарубежных стратегических инвесторов и возможностью достижения совоку пного эффекта благодаря развитию интеграции. Основу составляет системный подход к решению проблемы совершенствования разработки и реализации инвестиционной политики.

Инвестиционная политика государства - это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Цель государственной инвестиционной политики состоит в реализации стратегии экономического и социального развития страны.

Реализация инвестиционной политики государства должна предусматривать: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-право-вой базы для фу нкционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Поиск серьезных инвесторов, придающих большое значение экономическому обоснованию перспективности солидных финансовых вложений, невозможен без

более точной оценки вклада туризма в экономику конкретного региона. При анализе выгодности будущих вложений используются данные только первого эшелона туристских затрат - турпутевок, продаваемых туристскими организациями. Совершенно же не у читываются другие прямые затраты туристов, равно как и дополнительный спрос, создаваемый собственно туристской индустрией в смежных секторах экономики.

Итак, к проблемам долгосрочного инвестирования на современном этапе развития экономики в России в рассматриваемом секторе экономики следует отнести следующие:

• высокую правову ю нестабильность при у правлении долгосрочными инвестиционными проектами;

• информационную неопределенность, т. е. отсутствие у инвестора точной и достоверной информации о финансовом положении заемщика;

• отсутствие эффективной региональной инвестиционно-заемной системы;

• неразвитость механизмов, связанных с защитой прав собственности;

• высокую степень политических и экономических рисков и т. д.

Одной из важнейших задач государственной политики является мониторинг инвестиционной привлекательности и корректировка государственной инвестиционной политики с целью создания благоприятных условий для развития туристской инфрастру кту ры Одним из перспективных решений проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в развитие сферы туризма является кооперация ресу рсов и действий государства и частного сектора в реализации инфрастру ктурных программ и проектов. Административные методы управления должны быть скорректированы для сферы госте-

приимства таким образом, чтобы совокупность принятых государством экономических, финансовых и нормативных, правовых, организационных мер могла наилучшим образом отразить инвестиционную привлекательность.

В связи с развитием технологических инноваций и глобализацией туристского бизнеса компании для достижения и удержания конкурентных преиму ществ перед другими организациями обязательно должны учитывать следующие особенности современного этапа развития общества:

• преимущества перестали быть стратегическими. они изменяются под воздействием инновационного процесса. Поэтому для у держания конкурентных преимуществ требуется постоянное внедрение инноваций. Сроки внедрения последних должны равняться или превосходить сроки внедрения аналогичных инноваций у конку рентов;

• глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать национальные и между народные интересы;

• страна и территория рассматриваются организациями не только как место, где компания осуществляет свою деятельность, но и как основа для выработки стратегии.

В настоящее время экономисты разработали множество направлений деятельности ту ристской организации по достижению конкурентных преимуществ. Наиболее общими из них являются:

• стратегия лидирующих позиций по издержкам - стремление организации к минимальным расходам при производстве и распределении ту ристских услуг, чтобы установить более низкие цены и расширить свою долю рынка;

• стратегия дифференциации - нацеленность на завоевание компанией пер-

венства по уровню сервиса, качества продукции, технологии обслуживания и т. п. Эта стратегия направлена на предоставление потребителям особых уникальных услуг, являющихся модификацией стандартных;

♦ стратегия концентрации - выбор ограничений по масштабам сферы деятельности организации с концентрацией ее деятельности на относительно небольшой группе потребителей, части товарного ассортимента или каком-либо аспекте деятельности:

♦ стратегия раннего выхода на рынок означает, что организация первой предла-

гает на рынке оригинальну ю туристскую услугу.

Однако в конечном итоге конкурентные преимущества получают тс организации. которые всесторонне учитывают особенности потребительского восприятия услуг и всемерно используют маркетинговые технологии воздействия на этот процесс.

С точки зрения туристского спроса.

СУД адресованы к концепции 4S. т. с. Sophistication - Specialization

Д. А. ЕФИМОВ

Segmentation - Satisfaction, или Комплексность - Специализация - Сегментация - Удовлетворенность, обеспечивая клиентов полным ассортиментом туристских услуг, предлагаемых независимыми производителями на у ровне дестинации.

Эти системы стараются предоставить гибкий, созданный на заказ, специализированный и интегрированный туристский «продукт» - персонализированный туристский опыт данной дестинации. посредством предоставления индивидуального туристского проду кта В настоящее время СУД представляют собой не только дополнительный канат сбыта турпродукта, но и стратегический инструмент, направленный на восстановление оптимального распределения влияния и доходов между всеми членами ту ристских канатов сбыта и позволяющий местному населению максимизировать позитивный вклад туризма в дестинацию.

СУД должна объединить всех участников ту ристкой деятельности на местном уровне. Она является всеохватывающей и полной системой интегрированного у правления ту ристской дестинацией.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УДК 338.48

Определена значимость формирования ¡ффекишвной политики устойчивого ¡иившним туристских дестинации в условиях глобального кртиса. Сделана попытка диверсификации общей модели устойчивого туризма с учетом факторных переменных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.