Научная статья на тему 'Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности федеральных расходов'

Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности федеральных расходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янбарисова Д. Р., Яруллин Р. Р.

В статье рассмотрены особенности программно-целевого метода планирования и финансирования как инструмента повышения эффективности федеральных расходов. Определены факторы, влияющие на эффективность программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета. Разработана система мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов бюджета на финансирование целевых программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод планирования и финансирования как инструмент повышения эффективности федеральных расходов»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070

человеком природа. При этом общественно организованная территория имеет свою структуру:

• элементарные экономико-географические объекты (здания, сооружения, дороги);

• отраслевые, территориально локализованные сочетания элементарных экономико-географических объектов (населённый пункт, инфраструктура, сельскохозяйственные угодья);

• комплексные территориально интегрированные образования функционально взаимообусловленных сочетаний элементарных и отраслевых объектов (социально-экономические комплексы и системы).

С целью более полного удовлетворения своих общественных потребностей человек может или расширять пространственную сферу своего взаимодействия с территорией или интенсифицировать производство на уже освоенной территории, при этом, экстенсивная и интенсивная формы освоения территории, безусловно, дополняют друг друга.

Таким образом, территория может рассматриваться как особый тип пространственной группировки ресурсов, то есть в сравнении с натурально-вещественными ресурсами является значительно более ценным ресурсом. Осваивая определённый ресурс с учётом возможности получения максимального эффекта от капиталовложений, современному обществу необходимо проектировать всё освоение территории, охватывая весь комплекс существующих проблем, включая и возможные последствия своей деятельности, в том числе и негативные.

Список использованной литературы:

1. Никитина М.Г. Процесс освоения территории и его роль в экономическом развитии региона // Учёные записки Симферопольского государственного университета. География. История. Филология. Философия. Экономика. -1999. - Том 12. - №1. - С.255-259.

2. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. - М.: Мысль, 1977. - 199 с.

3. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник. Отв. ред. А.П. Горкин. -Смоленск: Ойкумена, 2013. - 328 с.

4. Лаженцев В. Н. Территориальное развитие как экономико-географическая деятельность (теория, методология, практика) // Экономика региона. 2013. №1 (33) С.10-20.

© Шутаева Е.А., Побирченко В.В., 2016

УДК 336.144

Д.Р. Янбарисова

Студентка

Р.Р. Яруллин

Д. э. н., профессор

Уфимский филиал Финуниверситета при Правительстве Российской Федерации

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ РАСХОДОВ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности программно-целевого метода планирования и финансирования как инструмента повышения эффективности федеральных расходов. Определены факторы, влияющие на эффективность программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджета. Разработана система мероприятий, направленных на повышение эффективности расходов бюджета на финансирование целевых программ.

Ключевые слова

Программно-целевой метод, планирование, финансирование, федеральные расходы, бюджетная система,

бюджетные ассигнования, контроль.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

В условиях экономического кризиса все большее значение приобретают вопросы эффективного и рационального использования бюджетных средств. Одним из наиболее эффективных методов осуществления расходов бюджетов во всем мире признается программно-целевой метод, реализуемый через целевые программы, который на данном этапе становления российской экономики имеет ряд существенных проблем.

Одним из ключевых факторов, оказывающих негативное влияние на эффективность целевых программ, является низкое качество управления их реализацией. В качестве основных практических недостатков в управлении реализацией целевых программ специалистами Межведомственного аналитического центра выделены следующие:

1) ориентированность на освоение ресурсов, достижение прямых (объемных) показателей по мероприятиям, а не на решение задач программы в целом, достижение конечных показателей результативности и эффективности;

2) краткосрочность, инерционность и пассивность управленческих решений;

3) низкая эффективность работы по привлечению к реализации программ потенциальных инвесторов;

4) фрагментарность управления, отсутствие обратной связи о результативности и эффективности программ, недостаточный уровень адаптируемости решений к изменению внешних условий;

5) размытость полномочий и ответственности по реализации программ, ограниченность мотиваций к их успешной реализации.

В целях повышения эффективности расходов на реализацию федеральных целевых программ необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности.

Таким образом, к основным направлениям совершенствования планирования и финансирования расходов на реализацию ФЦП и РЦП можно отнести:

1. Совершенствование механизма формирования и финансирования федеральных и региональных целевых программ через: а) определение критериев отбора проблем для решения с использованием федеральных и региональных целевых программ; б) уточнение требований к структуре расходов на реализацию федеральных и региональных целевых программ; в) обеспечение четкой постановки проблем, решаемых в федеральных и региональных целевых программах;

2. Формирование двухуровневой системы мониторинга реализации федеральных целевых программ как мониторинга, проводимого государственным заказчиком по конкретной федеральной или региональной целевой программе и как мониторинга, осуществляемого Минэкономразвития РФ, уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ;

3. Уточнение отдельных процедур оценки результативности и эффективности реализации целевых программ.

Комплексная реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность программно-целевого планирования и финансирования расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также создать благоприятные условия для социально-экономического развития страны, повышения качества и уровня жизни ее граждан и роста конкурентоспособности российской экономики.

Список использованной литературы:

1. О совершенствовании методологии разработки федеральных целевых программ и повышении эффективности их реализации: http://fcp.economy.gov.ru/npd/zasedanie11.htm.

2. Яруллин Р. Р. Реализация и оценка эффективности программно-целевого формирования бюджета Республики Башкортостан как фактор повышения эффективности управления ее общественными финансами// Электронный научный журнал: Экономика и экологический менеджмент. 2014. №4.С.331-339.

3. Яруллин Р. Р. Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации// Актуальные проблемы экономики и права. 2014.№4 (32). С. 215-221.

© Янбарисова Д.Р., Яруллин Р.Р., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.