Научная статья на тему 'ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.)'

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

В статье рассмотрено применение на общегосударственном уровне программно-целевого подхода при планировании в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации в 1991-1999 годах. Исследование проведено с привлечением нормативных и документальных материалов, содержащих официальную информацию о разработке и исполнении целевых программных документов, направленных на снижение противоправного потенциала детско-подростковой среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бражников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM-TARGETED PLANNING OF MEASURES FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION (1991-1999)

The article considers the application of a program-targeted approach at the national level in planning the prevention of juvenile delinquency in the Russian Federation in 1991-1999. The study was conducted with the involvement of normative and documentary materials containing official information on the preparation and execution of targeted program documents aimed at reducing the illegal potential of the child and adolescent environment.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1991-1999 ГГ.)»

С. А. Бражников, кандидат исторических наук

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(1991—1999 гг.)

PROGRAM-TARGETED PLANNING OF MEASURES FOR THE PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY IN THE RUSSIAN FEDERATION (1991—1999)

В статье рассмотрено применение на общегосударственном уровне программно-целевого подхода при планировании в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации в 1991—1999 годах.

Исследование проведено с привлечением нормативных и документальных материалов, содержащих официальную информацию о разработке и исполнении целевых программных документов, направленных на снижение противоправного потенциала детско-подростковой среды.

The article considers the application of a program-targeted approach at the national level in planning the prevention of juvenile delinquency in the Russian Federation in 1991—1999.

The study was conducted with the involvement of normative and documentary materials containing official information on the preparation and execution of targeted program documents aimed at reducing the illegal potential of the child and adolescent environment.

В настоящее время одной из важнейших задач, решаемых в Российской Федерации на государственном уровне, является обеспечение благополучного и безопасного детства. Период с 2018 по 2027 год объявлен указом Президента Российской Федерации Десятилетием детства [1]. Плановые мероприятия, предусмотренные для реализации в этот временной промежуток, предполагают разработку и реализацию мер по совершенствованию механизмов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая мероприятия по противодействию криминализации подростковой среды [2].

В этих условиях изучение имеющегося опыта применения программно-целевого подхода в решении задач по снижению уровня противоправной активности несовершеннолетних приобретает особую актуальность и значимость, поскольку дает возможность всесторонне оценить его с научных позиций и использовать полученные результаты в рамках совершенствования профилактической работы с подрастающим поколением в соответствии с потребностями современной правоохранительной практики.

Цель настоящей работы — комплексное исследование нормативных и документальных источников, отражающих основные аспекты дея-

тельности уполномоченных субъектов по осуществлению программно-целевого планирования и практической реализации мероприятий, направленных на профилактику противоправного поведения детей и подростков в период становления новой российской государственности.

Программно-целевой подход в деятельности по профилактике правонарушений представляет собой систему методик и приемов определения ее целей на основе анализа имеющихся потребностей, перевода их в строго определенную форму, подбора перечня необходимых работ, обеспечения их необходимыми материальными, финансовыми, информационными и кадровыми ресурсами, составления программирующих решений. Правоохранительная практика показывает, что программно-целевой подход применяется там, где остальные методы планирования не дают должного эффекта [3].

Исследуемый период характеризуется значительным, практически неконтролировавшимся обострением криминальной обстановки в подростковой среде на всей территории Российской Федерации, о чем объективно свидетельствует динамика количества преступлений несовершеннолетних: 1991 год — 173 375, 1992 год — 199 291, 1993 год — 225 740, 1994 год — 221 649, 1995 год —

209 777, 1996 год — 202 935, 1997 год — 182 798, 1998 год — 189 293, 1999 год — 208 313, а также числа лиц в возрасте 14—17 лет, совершивших различные уголовно наказуемые деяния: 1991 год — 159 461 человек, 1992 год — 188 186 человек, 1993 год — 203 826 человек, 1994 год — 200 954 человек, 1995 год — 208 096 человек, 1996 год — 192 199 человек, 1997 год — 161 978 человек, 1998 год — 164 787 человек, 1999 год — 183 447 человек [4—6].

В этих условиях на уровне высших органов государственной власти было принято решение о применении программно-целевого подхода при решении задач по снижению уровня противоправной активности подрастающего поколения. Начало широкомасштабной работы в данном направлении было положено Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» [7], определившим организационные и практические меры по разработке Федеральной программы «Дети России», которая осуществлялась рабочей группой под руководством А. М. Панова — председателя Комитета социальной помощи семье и детям Министерства социальной защиты населения Российской Федерации [8].

9 сентября 1993 года Советом Министров — Правительством Российской Федерации был одобрен подготовленный Министерством социальной защиты населения Российской Федерации проект Федеральной программы «Дети России» [9].

На финансирование целевых программ, входивших в состав программы «Дети России», в 1993 году было выделено из республиканского бюджета Российской Федерации 34 970 млн рублей [10].

24 мая 1994 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин утвердил Федеральную программу Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы», которой были определены следующие первоочередные мероприятия по снижению криминального потенциала подростковой среды: обеспечение несовершеннолетних рабочими местами путем установления и последующего контроля квот для этой категории лиц в государственных и коммерческих организациях, разработка современной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, создание во всех регионах страны специализированных учреждений для лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, нуждавшихся в социальной профилактике и реабилитации (социально--реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям,

оставшимся без попечения родителей). Для обеспечения реализации мероприятий Федеральной программы Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 годы» планировалось задействовать кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы на федеральном и региональном уровнях. Предусматривались следующие объемы и источники финансирования: текущие затраты — 4343,5 млрд. рублей, капитальные вложения — 247 млрд рублей, инвалютные затраты — 165,8 млн долларов США [11].

На финансирование целевых программ, входящих в состав Федеральной программы «Дети России», запланированных для реализации в 1994 году, из федерального бюджета были направлены ассигнования в размере 178 179,6 млн рублей. Данная статья текущих расходов федерального бюджета была отнесена к категории защищенных и подлежащих финансированию в полном объеме [12].

1 июля 1994 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин утвердил Положение о президентских программах, подготовленное в целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач в рамках федеральных программ, инициатором разработки которых он являлся [13].

18 августа 1994 года статус президентской программы получила в установленном порядке Федеральная программа «Дети России», разработчики которой отметили, что на начало 1994 года количество детей в Российской Федерации составило 39,4 млн человек, или 26,5% всего населения страны. В условиях социально-экономического кризиса проблемы детства достигли предельной остроты и их безотлагательное решение стало жизненно необходимым. Основные негативные аспекты, характеризовавшие положение детей, заключались в ограничении их доступа к внешкольному образованию, полноценному отдыху, культуре, а также в возрастании детской безнадзорности, преступности, наркомании и обострении проблемы социального сиротства [14].

15 сентября 1994 года Президент Российской Федерации одобрил Федеральную программу «Молодежь России», рассчитанную на реализацию в течение 1994—1997 годов. Она включала в себя подпрограмму «Решение вопросов занятости населения» (на реализацию программных мероприятий в 1994—1995 годах было выделено 32 015 млн рублей), а также подпрограмму «Развитие системы детского, молодежного и семейного отдыха» (на реализацию программных мероприятий в 1994—1995 годах было выделено 220 397 млн рублей), которые были направлены в том числе на снижение уровня преступности по всем возрастным категориям молодежи [15].

16 февраля 1995 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин, выступая с Посланием Федеральному Собранию Российской Федерации, подчеркнул, что Федеральная программа Российской Федерации «О неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью на 1994— 1995 годы» впервые на государственном уровне определила комплекс мер, направленных на борьбу с преступностью. При этом он указал на отсутствие финансирования программных мероприятий и отметил, что результатом этого стало лишь частичное выполнение запланированного объема работы в пределах бюджетных ассигнований, выделенных Министерству внутренних дел Российской Федерации в 1994 году [16] (32 программных мероприятия, требовавшие значительных средств и трудозатрат, не были выполнены и 7 программных мероприятий были выполнены лишь частично [17]).

В 1995 году к финансированию из федерального бюджета были приняты Федеральные программы «Дети России» (общий объем финансовых вложений в ценах 1995 года — 420,77 млрд рублей) и «Молодежь России» (общий объем финансовых вложений в ценах 1995 года — 21,2 млрд рублей). Расходы на реализацию Федеральной программы «Дети России» вошли в перечень защищенных текущих расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме, на 1995 год [18] и на 1996 год [19].

19 февраля 1996 года действие Федеральной программы «Дети России» было продлено в установленном порядке на 1996—1997 годы [20].

17 мая 1996 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы. Комплекс программных мер, предусмотренных данным документом, был основан на исследованиях тенденций криминогенной ситуации в стране, прогнозных оценках их развития, анализе предварительных результатов реализации мероприятий по усилению борьбы с преступностью в 1994—1995 годы и включал следующие мероприятия, направленные на предупреждение преступлений со стороны несовершеннолетних и молодежи: усиление ответственности педагогических кадров общеобразовательных и средних специальных учебных заведений за состояние воспитательной работы среди учащихся, обеспечение социальной занятости подростков и молодежи, комплексное изучение причин и условий, способствовавших образованию организованных преступных групп несовершеннолетних, а также практики работы органов внутренних дел по разобщению таких групп и использованию в этих целях норм уголовного законодательства. На реализацию Федераль-

ной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы предусматривалось выделение 42 277,8 млрд. рублей. Контроль за ее исполнением был возложен на Министерство внутренних дел Российской Федерации [21].

27 июля 1996 года состоялось заседание Правительства Российской Федерации, на котором была рассмотрена и одобрена Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997—1998 годы. При обсуждении данного документа выступила Министр социальной защиты населения Российской Федерации Л. Ф. Безлеп-кина, которая указала на особую остроту проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних и отметила, что программные мероприятия направлены на ликвидацию детской безнадзорности, обеспечение защиты прав и законных интересов детей и подростков, снижение числа преступлений несовершеннолетних, усиление социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершавшими противоправные деяния. Реализация этих мер планировалась в рамках проведения работы по созданию комплексной государственной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [22].

Утвержденная Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997—1998 годы в установленном порядке была представлена Президенту Российской Федерации для рассмотрения возможности включения ее в Федеральную программу «Дети России», имевшую статус президентской программы. Программные мероприятия были направлены на решение задач: по совершенствованию нормативной основы организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по повышению эффективности координации деятельности и функционирования органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по совершенствованию подготовки и повышению уровня квалификации кадров для системы органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по обеспечению научного исследования проблемных вопросов деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщению и внедрению в практику эффективного опыта работы в этой сфере, а также по созданию условий для правовой, медицинской, психолого-педагогической поддержки, реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имевших аномалии психического развития. Финансирование Феде-

ральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусматривалось за счет средств федерального бюджета с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. На осуществление программных мероприятий в 1997—1998 годах из федерального бюджета было запланировано выделение 87,915 млрд рублей [23].

С 1 сентября 1996 года Президентом Российской Федерации в целях обеспечения выполнения международных финансовых обязательств Российской Федерации, финансирования наиболее социально значимых программ, решения первоочередных проблем структурной перестройки экономики страны в условиях жестких бюджетных ограничений было приостановлено действие всех решений, приводивших к увеличению расходов (выпадению доходов) федерального бюджета. При этом данные ограничения не коснулись расходов по наиболее важным направлениям в социально-экономической сфере, предусмотренных нормативными правовыми актами, в перечень которых вошел Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 210 «О продлении действия президентской программы «Дети России»» [24]. Данное обстоятельство свидетельствует о той значимости, которую придавало руководство страны вопросам создания условий для всестороннего улучшения положения подрастающего поколения.

Общий объем финансирования из федерального бюджета, предусмотренный для Федеральной программы «Дети России» на 1996 год, составлял 673,83 млрд рублей [25].

18 сентября 1996 года Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997— 1998 годы была включена в состав Федеральной программы «Дети России», имевшей статус президентской программы [26]. На ее финансирование в 1997 году было выделено из федерального бюджета 21,21 млрд рублей [27].

18 июня 1997 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Молодежь России (1998—2000 годы)». В ее паспорте констатировалось нарушение в 1995—1996 годах общей стратегии реализации Федеральной программы «Молодежь России», одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 года № 1922. Сдерживающее влияние на осуществление программных мероприятий оказали следующие основные факторы: не в полной мере проработанная нормативная база, отсутствие в субъектах Российской Федерации стабильной системы органов по делам моло-

дежи, сложности в кадровом, организационном, материально-техническом и финансовом обеспечении (фактическое финансирование составило только 65% процентов от предусмотренных бюджетных ассигнований). Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998—2000 годы)» имела своей основной целью дальнейшее формирование и укрепление организационных, правовых, экономических условий для гражданского становления, социальной самореализации молодежи и предусматривала комплекс мер, направленных на решение проблем снижения уровня безнадзорности среди детей и подростков, уровня преступности, алкоголизма и наркомании в молодежной среде [28].

15 августа 1997 года Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998—2000 годы) в установленном порядке получила статус президентской программы [29].

19 сентября 1997 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998—2000 годы с финансированием в размере 97,07 млн рублей из средств федерального бюджета на 1998—2000 годы. В результате реализации программных мероприятий предусматривалось решение задач:

1) по повышению эффективности функционирования и координации деятельности субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) по созданию на местах условий для социальной, педагогической, психологической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации несовершеннолетних, в том числе с девиантным поведением и имевших аномалии в психическом развитии;

3) по осуществлению мер, стимулировавших развитие социально-реабилитационных учреждений, занимавшихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) по приведению правовой базы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствие со сложившимися условиями и международными нормативными правовыми актами;

5) по обеспечению проведения исследований проблем теории и методики процесса профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно летних;

6) по обобщению и внедрению в практику эффективного опыта деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) по целенаправленной подготовке на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования и повышению квали-

фикации кадров для органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, специалистов по социальной профилактике и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением [30].

24 сентября 1997 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел и одобрил заключение по результатам парламентских слушаний «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях». Участники парламентских слушаний отметили остроту проблемы криминализации подростковой среды и указали на то, что нараставшему криминогенному потенциалу не противопоставлялись эффективные методы и формы государственного и общественного контроля над преступностью. В частности, в этом документе приведены данные о том, что в 1996 году расходы федерального бюджета на реализацию Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы были профинансированы только на 29% от утвержденного годового показателя за счет средств, выделявшихся Министерству внутренних дел Российской Федерации на основную деятельность. В первом квартале 1997 года данная федеральная целевая программа вообще не финансировалась. В 1996 году и в истекшем периоде 1997 года в Государственный фонд борьбы с преступностью средства не поступали. В качестве внебюджетных источников его пополнения не использовались конфискат и бесхозяйные вещи [31].

В сентябре 1997 года в журнале «Социальное обеспечение» была опубликована информация о результатах рассмотрения Президиумом Правительства Российской Федерации предварительных итогов выполнения Федеральной программы «Дети России». Проведенный анализ показал, что в результате реализации программных мероприятий начала формироваться целая отрасль по социальному обслуживанию семьи и детей. Была создана система предупреждения, профилактики детской безнадзорности и правонарушений в детской среде. Правительство Российской Федерации указало на необходимость закрепления и развития результатов предыдущих этапов реализации Федеральной программы «Дети России», сложившихся при этом положительных тенденций [32].

Следует отметить, что реализация Федеральной программы «Дети России» способствовала развитию системы учреждений социального обслуживания детей, находившихся в трудной жизненной ситуации, в результате чего количество несовершеннолетних, воспользовавшихся услугами таких учреждений, увеличилось более

чем в два раза. В рамках Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» формировалась система специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждавшихся в социальной реабилитации. В 1997 году в Российской Федерации было открыто 60 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и 114 социальных приютов [33].

15 января 1998 года Президентом Российской Федерации было принято решение о продлении на 1998—2000 годы действия Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе Федеральной программы «Дети России», имевшей статус президентской программы [34].

В 1998 году к финансированию из федерального бюджета в рамках Федеральной программы «Дети России» были приняты Федеральные целевые программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998—2000 годы (общий объем запланированных финансовых вложений в ценах 1998 года составил 44,34 млн рублей) и «Молодежь России (1998—2000 годы)» (общий объем запланированных финансовых вложений в ценах 1998 года составил 16,76 млн рублей) [35].

В первом полугодии 1998 года на реализацию Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» поступило из федерального бюджета и было освоено 6,8247 млн рублей. Осуществление программных мероприятий позволило обеспечить медицинским и бытовым оборудованием, аудио-техникой, видеотехникой, компьютерной техникой, автомобильным транспортом и сельскохозяйственными машинами 131 специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации в 51 субъекте Российской Федерации, а также 7 специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в 6 субъектах Российской Федерации [36].

Результаты выполнения федеральных целевых программ, входивших в состав Федеральной программы «Дети России» в 1998 году, были обобщены Министерством труда и социального развития Российской Федерации. С информацией о проделанной работе выступила на страницах журнала «Человек и закон» заместитель министра труда и социального развития Российской Федерации Г. Н. Карелова и, в частности, отметила, что в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» была проведена Всероссийская межведомственная операция «Подросток», которая позволила

выявить и поставить на профилактический учет в органы внутренних дел Российской Федерации более 106 тыс. родителей, не выполнявших обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствовавших совершению ими противоправных деяний. Кроме того, 324,5 тыс. неблагополучных семей была оказана социальная помощь, около 100 тыс. детей и подростков было направлено в оздоровительные лагеря, 66 тыс. несовершеннолетних было трудоустроено. Также был организован досуг 157 тыс. подростков. Были приняты меры по укреплению материально-технической базы 242 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в 68 субъектах Российской Федерации и 40 специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиант-ным поведением в 37 субъектах Российской Федерации. При этом Г. Н. Карелова подчеркнула, что мероприятия Федеральной программы «Дети России» в целом не были выполнены в достаточном объеме в связи со сложной финансово-экономической ситуацией в стране [37].

Кроме того, 5 ноября 1998 года итоги выполнения Федеральной программы «Дети России» и всех федеральных целевых программ, входивших в ее состав, были рассмотрены Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Участники парламентских слушаний отметили, что финансирование программных мероприятий в 1995—1998 годы осуществлялось крайне неудовлетворительно (по объему и по срокам). В этой связи Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации были подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации рекомендации по повышению уровня финансового обеспечения Федеральной программы «Дети России», а также по усилению контроля за целевым использованием средств, направляемых на финансирование программных мероприятий [38].

Также Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 9 декабря 1998 года № 3344-11 ГД указала на то, что в 1995—1997 годы не было обеспечено гарантированное финансирование Федеральной целевой программы «Молодежь России». Общий объем денежных средств, выделенных на финансирование программных мероприятий, составил 42,4 млн рублей, то есть не более 20 % от плановых потребностей [39].

В 1999 году из федерального бюджета было направлено на реализацию Федеральных целевых программ: «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1998—

2000 годы — 84,38 млн рублей, «Молодежь России (1998—2000 годы)» — 39,56 млн рублей [40].

10 марта 1999 года Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы, подготовленную с учетом отечественного и зарубежного опыта программно-целевого планирования мер по борьбе с преступностью. В этом документе в числе проблемных вопросов были обозначены высокие темпы роста преступности несовершеннолетних и молодежи, а также ослабление системы профилактики преступлений и правонарушений, а к задачам, подлежавшим решению, отнесены в том числе воссоздание эффективной системы профилактики правонарушений и мобилизация усилий правоохранительной системы и всего общества на профилактике преступлений со стороны несовершеннолетних. На реализацию программных мероприятий в 1999 году предусматривалось выделение 1828,4 млн рублей. Контроль за исполнением Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы осуществляло Министерство внутренних дел Российской Федерации [41].

В октябре 1999 года в рамках обеспечения полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников Счетной палатой Российской Федерации была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Министерства образования Российской Федерации за

1998 год и первое полугодие 1999 года. Проверочные мероприятия показали наличие фактов нецелевого использования средств по Федеральной целевой программе «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». За отсутствие должного контроля и допущенные нарушения финансовой дисциплины начальнику управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования Российской Федерации В. А. Березиной и начальнику управления специального образования Министерства образования Российской Федерации Д. С. Шилову приказом Министра образования Российской Федерации от 12 октября

1999 года № 536 было объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора [42].

Следует отметить, что в 1999 году практически все федеральные целевые программы, входившие в состав Федеральной программы «Дети России», были профинансированы в полном объеме [43].

Принимая во внимание вышеизложенное, представляется возможным аргументированно утверждать следующее.

1. Программно-целевое планирование мер профилактики правонарушений несовершеннолетних выступало в качестве одного из основных направлений формирования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в условиях новой социально-экономической повседневности.

2. Надлежащая результативность программных мероприятий, направленных на профилактику правонарушительства в подростковой среде, на первоначальном этапе применения в Российской Федерации программно-целевого подхода не обеспечивалась главным образом по причине их недостаточного финансирования, являвшегося следствием объективных причин (отсутствие требуемых финансовых ресурсов в условиях крайне сложной социально-экономической ситуации в стране) и субъективных факторов (нецелевое ис-

пользование и хищение денежных средств и материально-технических ресурсов).

3. Позитивный результат от применения программно-целевого подхода в работе по профилактике противоправной активности детей и подростков на федеральном уровне в целом достигнут, о чем свидетельствуют данные уголовно-правовой статистики (с 2000 года по 2021 год в Российской Федерации имеет место устойчивая тенденция снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии [44— 48]). В этой связи представляется целесообразным рассматривать программно-целевое планирование в качестве одного из высокоэффективных инструментов обеспечения надлежащего уровня правопорядка, в том числе применительно к современной правоохранительной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 // Российская газета. — 2017. — 30 мая.

2. Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года № 122-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2021. — № 5. — Ст. 914.

3. Олейник О. М. Планирование предупреждения преступлений (программно-целевой подход) : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1982. — 24 с.

4. Преступность и правонарушения. 1991 : статистический сборник. — М. : Финансы и статистика, 1992. — 176 с.

5. Преступность и правонарушения. 1995 : статистический сборник. — М. : ГИЦ МВД России, 1996. — 187 с.;

6. Преступность и правонарушения. 1999 : статистический сборник. — М. : ГИЦ МВД России, 2000. — 179 с.

7. О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1992. — № 23. — Ст. 1276.

8. О создании рабочей группы по подготовке Федеральной программы «Дети России» : распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 1190-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. — 1992. — № 1. — Ст. 30.

9. О Федеральной программе «Дети России» : постановление Совета Министров — Правитель-

ства Российской Федерации от 9 сентября 1993 года № 909 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации». — 1993. — № 38. — Ст. 3572.

10. О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год : закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4966-1 // Российская газета. — 1993. — 1 июня.

11. О неотложных мерах по реализации Федеральной программы Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994— 1995 годы : указ Президента Российской Федерации от 24 мая 1994 года № 1016 // Российская газета. —1994. — 1 июня.

12. О федеральном бюджете на 1994 год : федеральный закон от 1 июля 1994 года № 9-ФЗ // Российская газета. — 1994. — 6 июля.

13. О президентских программах : указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1994 года № 1387 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 10. — Ст. 1117.

14. О президентской программе «Дети России» : указ Президента Российской Федерации от 18 августа

1994 года № 1696 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 17. — Ст. 1955.

15. О Федеральной программе «Молодежь России» : указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 года № 1922 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 22. — Ст. 2459.

16. О действенности государственной власти в России : послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 16 февраля

1995 года // Российская газета. — 1995. — 17 февр.

17. Коротков А. П. Программа исполняется. Преступность не снижается // Российская юстиция. — 1995. — № 7. — С. 8—9.

18. О федеральном бюджете на 1995 год : федеральный закон от 31 марта 1995 года № 39-Ф3 // Российская газета. — 1995. — 7 апр.

19. О федеральном бюджете на 1996 год : федеральный закон от 31 декабря 1995 года № 228-ФЗ // Российская газета. — 1996. — 10 янв.

20. О продлении действия президентской программы «Дети России» : указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 210 // Российская газета. — 1996. — 28 февр.

21. О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996—1997 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 года № 600 // Российская газета. —1996. — 24 июля.

22. Для борьбы с беспризорностью // Социальное обеспечение. — 1996. — № 9. — С. 6—7.

23. О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 906 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 33. — Ст. 3991.

24. О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 г. : указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года № 1208 // Российская газета. — 1996. — 27 авг.

25. О перечне федеральных целевых программ и ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 1996 год : федеральный закон от 23 августа 1996 года № 128-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 35. — Ст. 4138.

26. О Федеральных целевых программах «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей» на 1997—1998 годы» : указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1996 года № 1367 // Российская газета. —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1996. — 24 сент.

27. О федеральном бюджете на 1997 год : федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 29-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 9. — Ст. 1012.

28. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (1998—2000 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 746 // Российская газета. —

1997. — 1 июля.

29. О Федеральной целевой программе «Молодежь России (1998—2000 годы) : указ Президента Российской Федерации от 15 августа 1997 года № 890 // Российская газета. — 1997. — 21 авг.

30. О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Фе-

дерации на 1998—2000 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 года № 1207 // Российская газета. — 1997. — 23 окт.

31. О парламентских слушаниях «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях» : постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 сентября 1997 года № 308-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 40. — Ст. 4549.

32. Программы будут продлены // Социальное обеспечение. — 1997. — № 9. — С. 16—17.

33. О парламентском запросе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Правительства Российской Федерации В. В. Путину «О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации» : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2000 года № 251-111 ГД // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. — 2000.

— № 11. — Ст. 478.

34. О президентской программе «Дети России» на 1998—2000 годы : указ Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года № 29 // Российская газета. — № 11. — 1998. — 21 янв.

35. О федеральном бюджете на 1998 год : федеральный закон от 26 марта 1998 года № 42-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1464.

36. Ложкин Д. «Дети России»: итоги первого полугодия // Социальное обеспечение. — 1998.

— № 11. — С. 28—29, 31—33.

37. Карелова Г. Н. Защитим наше будущее // Человек и закон. — 1999. — № 6. — С. 29—30, 32—33.

38. Об итогах выполнения Федеральной программы «Дети России» в 1995—1998 годах и о потребностях в ее финансировании в 1999—2000 годах : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 ноября 1998 года № 3201-11 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 48. — Ст. 5870.

39. О необходимости усиления мер по социально-правовой защите детей и молодежи : постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 9 декабря 1998 года № 3344-11 ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 52. — Ст. 6356.

40. О федеральном бюджете на 1999 год : федеральный закон от 22 февраля 1999 года № 36-ФЗ

// Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 9. — Ст. 1093.

41. О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999—2000 годы : постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 270 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999.

— № 12. — Ст. 1484.

42. О результатах проверки Счетной палатой Российской Федерации полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников за 1998 год и первое полугодие 1999 года в Минобразовании России и подведомственных учреждениях приказ Министра образования Российской Федерации от 12 октября 1999 года № 536.

— URL: http://www.consultant.ru.

43. Второй периодический доклад, представленный 12 января 1998 года Российской Федерацией

Комитету по правам ребенка Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 44 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года (CRC/C/65/ADD.5). — URL: https://tbinternet.ohchr.org.

44. Преступность и правонарушения (2000— 2004) : статистический сборник. — М. : ГИАЦ МВД России, 2008. — 179 с.

45. Преступность и правонарушения (2003— 2007) : статистический сборник. — М. : ГИАЦ МВД России, 2008. — 179 с.

46. Преступность и правонарушения (2008— 2012) : статистический сборник. — М. : ГИАЦ МВД России, 2013. — 179 с.

47. Преступность и правонарушения (2013— 2017) : статистический сборник. — М. : ГИАЦ МВД России, 2018. — 179 с.

48. Преступность и правонарушения (2017— 2021) : статистический сборник. — М. : ГИАЦ МВД России, 2022. — 178 с.

REFERENCES

1. Ob ob"yavlenii v Rossijskoj Federacii Desya-tiletiya detstva : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 29 maya 2017 goda № 240 // Rossijskaya gazeta. — 2017. — 30 maya.

2. Ob utverzhdenii plana osnovnyh meropriyatij, provodimyh v ramkah Desyatiletiya detstva, na period do 2027 goda : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 yanvarya 2021 goda № 122-r // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 2021. — № 5. — St. 914.

3. Olejnik O. M. Planirovanie preduprezhdeniya prestuplenij (programmno-celevoj podhod) : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 1982. — 24 c.

4. Prestupnost' i pravonarusheniya. 1991 : statis-ticheskij sbornik. — M. : Finansy i statistika, 1992. — 176 s.

5. Prestupnost' i pravonarusheniya. 1995 : statis-ticheskij sbornik. — M. : GIC MVD Rossii, 1996. — 187 s.;

6. Prestupnost' i pravonarusheniya. 1999 : statis-ticheskij sbornik. — M. : GIC MVD Rossii, 2000. — 179 s.

7. O pervoocherednyh merah po realizacii Vse-mirnoj deklaracii ob obespechenii vyzhivaniya, zash-chity i razvitiya detej v 90-e gody : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 iyunya 1992 goda № 543 // Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov Rossijskoj Federacii i Verhovnogo Soveta Rossijskoj Federacii. — 1992. — № 23. — St. 1276.

8. O sozdanii rabochej gruppy po podgotovke Federal'noj programmy «Deti Rossii» : rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 iyulya 1992 goda № 1190-r // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii. — 1992. — № 1. — St. 30.

9. O Federal'noj programme «Deti Rossii» : post-anovlenie Soveta Ministrov — Pravitel'stva Ros-sijskoj Federacii ot 9 sentyabrya 1993 goda № 909 // Sobranie aktov Prezidenta i Pravitel'stva Rossijskoj Federacii». — 1993. — № 38. — St. 3572.

10. O respublikanskom byudzhete Rossijskoj Federacii na 1993 god : zakon Rossijskoj Federacii ot 14 maya 1993 goda № 4966-I // Rossijskaya gazeta.

— 1993. — 1 iyunya.

11. O neotlozhnyh merah po realizacii Federal'noj programmy Rossijskoj Federacii po usileniyu bor'by s prestupnost'yu na 1994—1995 gody : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 maya 1994 goda № 1016 // Rossijskaya gazeta. —1994. — 1 iyunya.

12. O federal'nom byudzhete na 1994 god : feder-al'nyj zakon ot 1 iyulya 1994 goda № 9-FZ // Rossijskaya gazeta. — 1994. — 6 iyulya.

13. O prezidentskih programmah : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 1 iyulya 1994 goda № 1387 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1994. — № 10. — St. 1117.

14. O prezidentskoj programme «Deti Rossii» : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18 avgusta 1994 goda № 1696 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1994. — № 17. — St. 1955.

15. O Federal'noj programme «Molodezh' Rossii» : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 sentyabrya 1994 goda № 1922 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1994. — № 22. — St. 2459.

16. O dejstvennosti gosudarstvennoj vlasti v Rossii : poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Feder-al'nomu Sobraniyu ot 16 fevralya 1995 goda // Rossijskaya gazeta. — 1995. — 17 fevr.

17. Korotkov A. P. Programma ispolnyaetsya. Prestupnost' ne snizhaetsya // Rossijskaya yusticiya.

— 1995. — № 7. — S. 8—9.

18. O federal'nom byudzhete na 1995 god : feder-al'nyj zakon ot 31 marta 1995 goda № 39-FZ // Ros-sijskaya gazeta. — 1995. — 7 apr.

19. O federal'nom byudzhete na 1996 god : federal'nyj zakon ot 31 dekabrya 1995 goda № 228-FZ // Rossijskaya gazeta. — 1996. — 10 yanv.

20. O prodlenii dejstviya prezidentskoj program-my «Deti Rossii» : ukaz Prezidenta Rossijskoj Feder-acii ot 19 fevralya 1996 goda № 210 // Rossijskaya gazeta. — 1996. — 28 fevr.

21. O Federal'noj celevoj programme po usileni-yu bor'by s prestupnost'yu na 1996—1997 gody : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 maya 1996 goda № 600 // Rossijskaya gazeta. —

1996. — 24 iyulya.

22. Dlya bor'by s besprizornost'yu // Social'noe obespechenie. — 1996. — № 9. — S. 6—7.

23. O Federal'nyh celevyh programmah po uluch-sheniyu polozheniya detej v Rossijskoj Federacii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 1996 goda № 906 // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1996. — № 33. — St. 3991.

24. O neotlozhnyh merah po obespecheniyu rezhima ekonomii v processe ispolneniya federal'nogo byudzheta vo vtorom polugodii 1996 g. : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18 avgusta 1996 goda № 1208 // Rossijskaya gazeta. — 1996. — 27 avg.

25. O perechne federal'nyh celevyh programm i vedomstvennoj strukture raskhodov federal'nogo byudzheta na 1996 god : federal'nyj zakon ot 23 avgusta 1996 goda № 128-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1996. — № 35. — St. 4138.

26. O Federal'nyh celevyh programmah «Profil-aktika beznadzornosti i pravonarushenij nesovershen-noletnih» i «Razvitie social'nogo obsluzhivaniya sem'i i detej» na 1997—1998 gody» : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18 sentyabrya 1996 goda № 1367 // Rossijskaya gazeta. — 1996. — 24 sent.

27. O federal'nom byudzhete na 1997 god : federal'nyj zakon ot 26 fevralya 1997 goda № 29-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. —

1997. — № 9. — St. 1012.

28. O Federal'noj celevoj programme «Molodezh' Rossii (1998—2000 gody)» : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18 iyunya 1997 goda № 746 // Rossijskaya gazeta. — 1997. — 1 iyulya.

29. O Federal'noj celevoj programme «Molodezh' Rossii (1998—2000 gody) : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 15 avgusta 1997 goda № 890 // Rossijskaya gazeta. — 1997. — 21 avg.

30. O federal'nyh celevyh programmah po uluch-sheniyu polozheniya detej v Rossijskoj Federacii na 1998—2000 gody : postanovlenie Pravitel'stva Ros-sijskoj Federacii ot 19 sentyabrya 1997 goda № 1207 // Rossijskaya gazeta. — 1997. — 23 okt.

31. O parlamentskih slushaniyah «O sostoyanii bor'by s prestupnost'yu i ob ukreplenii pravoporyadka v Rossijskoj Federacii v sovremennyh usloviyah» :

postanovlenie Soveta Federacii Federal'nogo Sobrani-ya Rossijskoj Federacii ot 24 sentyabrya 1997 goda № 308-SF // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1997. — № 40. — St. 4549.

32. Programmy budut prodleny // Social'noe obes-pechenie. — 1997. — № 9. — S. 16—17.

33. O parlamentskom zaprose Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii Predsedatelyu Pravitel'stva Rossijskoj Federacii V. V. Pu-tinu «O Federal'nyh celevyh programmah po uluch-sheniyu polozheniya detej v Rossijskoj Federacii» : post-anovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo So-braniya Rossijskoj Federacii ot 7 aprelya 2000 goda № 251-III GD // Vedomosti Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii. — 2000. — № 11. — St. 478.

34. O prezidentskoj programme «Deti Rossii» na 1998—2000 gody : ukaz Prezidenta Rossijskoj Fed-eracii ot 15 yanvarya 1998 goda № 29 // Rossijskaya gazeta. — № 11. — 1998. — 21 yanv.

35. O federal'nom byudzhete na 1998 god : federal'nyj zakon ot 26 marta 1998 goda № 42-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1998.

— № 13. — St. 1464.

36. Lozhkin D. «Deti Rossii»: itogi pervogo polu-godiya // Social'noe obespechenie. — 1998. — № 11.

— S. 28—29, 31—33.

37. Karelova G. N. Zashchitim nashe budushchee // CHelovek i zakon. — 1999. — № 6. — S. 29—30, 32—33.

38. Ob itogah vypolneniya Federal'noj program-my «Deti Rossii» v 1995—1998 godah i o potrebnos-tyah v ee finansirovanii v 1999—2000 godah : post-anovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo So-braniya Rossijskoj Federacii ot 5 noyabrya 1998 goda № 3201-II GD // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1998. — № 48. — St. 5870.

39. O neobhodimosti usileniya mer po social'no-pravovoj zashchite detej i molodezhi : postanovlenie Gosudarstvennoj Dumy Federal'nogo Sobraniya Rossijskoj Federacii ot 9 dekabrya 1998 goda № 3344-II GD // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii.

— 1998. — № 52. — St. 6356.

40. O federal'nom byudzhete na 1999 god : federal'nyj zakon ot 22 fevralya 1999 goda № 36-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. — 1999. — № 9. — St. 1093.

41. O Federal'noj celevoj programme po usileniyu bor'by s prestupnost'yu na 1999—2000 gody : post-anovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 10 marta 1999 goda № 270 // Sobranie zakonodatel'stva Ros-sijskoj Federacii. — 1999. — № 12. — St. 1484.

42. O rezul'tatah proverki Schetnoj palatoj Rossijskoj Federacii polnoty postupleniya, celevogo i effek-tivnogo ispol'zovaniya sredstv federal'nogo byudzheta i vnebyudzhetnyh istochnikov za 1998 god i pervoe polu-godie 1999 goda v Minobrazovanii Rossii i podvedom-

stvennyh uchrezhdeniyah prikaz Ministra obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 12 oktyabrya 1999 goda № 536. — URL: http://www.consultant.ru.

43. Vtoroj periodicheskij doklad, predstavlennyj 12 yanvarya 1998 goda Rossijskoj Federaciej Komitetu po pravam rebenka Organizacii Ob"edinennyh Nacij v sootvetstvii so stat'ej 44 Konvencii o pravah rebenka ot 20 noyabrya 1989 goda (CRC/C/65/ADD.5). — URL: https://tbinternet.ohchr.org.

44. Prestupnost' i pravonarusheniya (2000—2004) : statisticheskij sbornik. — M. : GIAC MVD Rossii, 2008. — 179 s.

45. Prestupnost' i pravonarusheniya (2003—2007) : statisticheskij sbornik. — M. : GIAC MVD Rossii, 2008.

— 179 s.

46. Prestupnost' i pravonarusheniya (2008—2012) : statisticheskij sbornik. — M. : GIAC MVD Rossii, 2013.

— 179 s.

47. Prestupnost' i pravonarusheniya (2013—2017) : statisticheskij sbornik. — M. : GIAC MVD Rossii, 2018.

— 179 s.

48. Prestupnost' i pravonarusheniya (2017—2021) : statisticheskij sbornik. — M. : GIAC MVD Rossii, 2022.

— 178 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бражников Сергей Александрович. Начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат исторических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-90.

Brazhnikov Sergey Aleksandrovich. Head of the chair of Administrative Activity of Internal Affairs Bodies. Candidate of Historical Sciences.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: s.a.brazhnikov@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-90.

Ключевые слова: Российская Федерация; программно-целевое планирование; меры профилактики правонарушений; несовершеннолетние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: The Russian Federation; program and target planning; crime prevention measures; minors.

УДК 94(470)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.