CÁ ПОЛИТИКА И ПРАВО
УДК - 342 УМНОВА (КОНЮХОВА) Ирина Анатольевна,
ББК - 67 доктор юридических наук, профессор,
заведующая отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия [email protected], [email protected] САРАНЦЕВА Виталия Сергеевна, младший научный сотрудник отдела конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия
12.00.02 — конституционное право; муниципальное право
ПРОГРАММНО-ДОКТРИНАЛЬНЫЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ1
Аннотация. В статье анализируется состояние конституционно-правового регулирования актами Президента Российской Федерации вопросов обеспечения гражданского мира и безопасности. На примере посланий, стратегий, доктрин, концепций и иных программно-стратегических актов Президента РФ рассматривается его правовая политика как гаранта гражданского мира и национальной безопасности России.
Ключевые слова: гражданский мир, безопасность, акты Президента РФ, послания Президента РФ, стратегия, доктрина, концепция.
UMNOVA (KONYUKHOVA) trina Anatol'evna,
doctor of legal Sciences, Professor, head of the Department for constitutional-legal studies Russian state University of justice [email protected], [email protected] SARANTSEVA Vitaliya Sergeevna, Junior researcher Department of constitutional legal studies
Russian state University of justice [email protected]
SOFTWARE-DOCTRINAL AND STRATEGIC ACTS OF THE PRESIDENT THE RUSSIAN EDERATION
IN THE CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION OF ENSURING CIVIL PEACE AND SECURITY
Abstract. The article analyzes the acts of the President of the Russian Federation for the purposes of ensuring the civil peace and security. On the examples of messages, strategies, doctrines, concepts, and other program and strategic acts of the President of the Russian Federation it is considered his legal policy as a guarantor of civil peace and national security of Russia.
Keywords: civil peace, security, acts of the President of the Russian Federation, messages of the President of the Russian Federation, strategy, doctrine, concept.
1 Статья выполнена при поддержке гранта РГНФ №15-03-00187. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
Актуализация проблем конституционно-правового регулирования обеспечения гражданского мира и безопасности в современных условиях глобализации угроз и вызовов данным конституционно-значимым целям-ценностям предопределяет важность выявления состояния, форм, а также перспектив совершенствования данного вида деятельности [2; 3, с. 31-46; 4; 8; 9].
Наряду с Конституцией РФ, конституционными федеральными законами и федеральными законами определяющую роль в конституционно-правовом регулировании обеспечения гражданского мира и безопасности играют программно-доктри-нальные документы и акты стратегического планирования.
Общие подходы к вопросам стратегического планирования в сферах обеспечения гражданского мира, национальной обороны, государственной и общественной безопасности определены в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о стратегическом планировании). Ключевые программно-доктринальные и стратегические вопросы обеспечения гражданского мира и безопасности определяются актами Президента РФ как главы российского государства. В статье 9 Федерального закона о стратегическом планировании, в перечне участников стратегического планирования, Президент РФ назван первым как глава российского государства.
Среди актов Президента РФ выделяются ежегодные Послания Федеральному Собранию РФ, которые не носят нормативного характера, но являются программно-доктринальными актами, так как определяют политику всех государственных органов и органов местного самоуправления, общественных организаций и иных общественных институтов, связанную с вопросами обеспечения мира и безопасности. В зависимости от политико-правовой ситуации цели, приоритеты и содержание данной политики корректируются и уточняются. Так, в Послании 2007 г. Президент РФ В.В. Путин акцентировал внимание на стратегических задачах российского пар-
ламента, связанных с формированием дееспособного гражданского общества. Среди них — строительство эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, борьба с коррупцией и терроризмом, модернизация Вооруженных Сил и правоохранительных органов и, наконец, значимое укрепление роли России в международных делах [5].
В 2008 г. Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию РФ в контексте проблем мира и безопасности обратил внимание на важность создания новой глобальной архитектуры безопасности. Реализация этой задачи на европейском пространстве предполагает разработку Договора о европейской безопасности. Выступив с такой инициативой, глава российского государства подчеркнул, что Договор позволил бы создать четкие и понятные всем правила поведения, зафиксировать единый подход к разрешению конфликтов, прийти к согласованной позиции в создании надежных инструментов контроля над вооружениями.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. было отмечено, что развитие нашего государства и общества невозможно без эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Наряду с модернизацией Вооруженных Сил и повышением обороноспособности страны Президент РФ заявил о необходимости выстраивания современного партнерства - партнерства, основанного на принципах неделимости безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости.
Большое внимание в этом Послании было уделено связи мира с экономической и социальной составляющей устойчивого развития. Как отметил Президент РФ, внешняя политика должна выражаться не только в ракетах, но и в конкретных и понятных нашим гражданам достижениях: в создании на территории России совместных предприятий и появлении качественных, недорогих товаров, в увеличении числа современных рабочих мест и упрощении визового режима.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. рас-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
крывается стратегия коллективного партнерства и сотрудничества во имя укрепления мира. В частности, отмечается, что «Россия отстаивает принципы согласованных, коллективных усилий в решении проблем современности». Значительный акцент отводится торгово-экономическому сотрудничеству в рамках евразийского пространства.
В Послании Президента РФ 2013 г. значительное место отведено межэтническим отношениям и их предопределенности трудностями социально-экономического и территориального развития, коррупцией, изъянами в работе государственных институтов и, конечно, провалами в образовательной и культурной политике. Именно эти проблемы зачастую приводят к искаженному пониманию истинных причин межэтнического напряжения.
Как отметил Президент РФ, «межэтническое напряжение провоцируют не представители каких-то народов, а люди, лишенные культуры, уважения к традициям, как своим, так и чужим. Это своего рода аморальный интернационал, в который входят и распоясавшиеся, обнаглевшие выходцы из некоторых южных регионов России, и продажные сотрудники правоохранительных органов, которые «крышу-ют» этническую мафию, и так называемые русские националисты, разного рода сепаратисты, готовые любую бытовую трагедию сделать поводом для вандализма и кровавой бузы». Президент РФ выразил уверенность о том, что страна справится с этим вызовом, защитит межнациональный мир, а значит, единство нашего общества, единство и целостность Российского государства.
Вопрос об укреплении безопасности Российского государства Президент РФ в данном Послании связал также с реализацией военной доктрины и перспективных образцов вооружения. При этом глава Российского государства выразил готовность России к совместной работе со всеми партнерами в интересах обеспечения общей, равной и неделимой безопасности.
В связи с успехами России и ее государств-партнеров в формировании единого евразийского пространства в Послании
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 12 • 2016
Президента РФ 2014 г. значительное внимание уделено Евразийскому экономическому союзу. Базовыми принципами данного союза названы равноправие, прагматизм и взаимное уважение, сохранение национальной самобытности и государственного суверенитета всех стран-участниц, тесная кооперация как мощный источник развития.
Другой важный аспект безопасности России связан с определением таких приоритетов государства, как здоровая семья и здоровая нация, защита переданных предками традиционных ценностей в сочетании с устремленностью в будущее, обеспечение стабильности как условия развития и прогресса, уважение к другим народам и государствам.
Кроме того, в данном Послании Президент РФ обратил внимание, что прямым ударом по национальной безопасности следует рассматривать нецелевое использование или хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ, и призвал работать по таким фактам так же серьезно и строго, как по пресечению финансирования терроризма.
Особенности геополитической обстановки и рост напряжения в мире были отмечены как негативные факторы для мира и безопасности в Послании Президента РФ 2015 г.
Как подчеркнул Президент РФ, «особая опасность для нас исходит от боевиков, которые сконцентрировались в Сирии. Среди них немало выходцев из России, из стран СНГ. Они получают деньги, оружие, накапливают силы. И если окрепнут, победят там, то неизбежно окажутся у нас, чтобы сеять страх и ненависть, взрывать, убивать, мучить людей. И мы обязаны встретить их и уничтожить на дальних подступах. Вот почему, как объяснил Президент РФ, было принято решение о военной операции на основании официального обращения законной, легитимной сирийской власти. «И в Сирии наши Вооруженные Силы сражаются, прежде всего, за Россию, отстаивают безопасность именно наших граждан», — отметил Президент РФ.
Наряду с посланиями особое место в системе нормативных указов Президента
РФ занимают стратегические документы, определяющие главные вектора политики Российской Федерации, направленные на защиту мира и безопасности. Они утверждаются, как правило, именно указами Президента РФ и представляют собой программно-стратегические документы, определяющие направления и формы реализации общемировой и отечественной политики.
К таким документам относятся: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537); Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (Указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909); «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666); Концепция внешней политики Российской Федерации (Указ Президента РФ от 12 февраля 2013 г.); Военная доктрина Российской Федерации (Указ Президента РФ от 25 декабря 2014 г.); Морская доктрина Российской Федерации до 2020 г.; Доктрина информационной безопасности Российской Федерации; «Стратегический курс России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств» (Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г.); Основы пограничной политики Российской Федерации (Указ Президента РФ 5 октября 1996 г.); Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента РФ от 4 декабря 2003 г. Пр-2194); Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности в Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (Указ Президента РФ от 4 декабря 2003 г. Пр-2196) и др.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в стране реализуется государственная политика в области национальной обороны, государственной и общественной безопасности, устойчивого развития России, адекватная внутренним и внешним услови-
ям. Созданы предпосылки для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидировано правовое пространство. Решены первоочередные задачи в экономической сфере, выросла инвестиционная привлекательность национальной экономики. Возрождаются исконно российские идеалы, духовность, достойное отношение к исторической памяти. Укрепляется общественное согласие на основе общих ценностей - свободы и независимости Российского государства, гуманизма, межнационального мира и единства культур многонационального народа Российской Федерации, уважения семейных традиций, патриотизма.
В целом сформированы предпосылки для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Со Стратегией национальной безопасности тесно связаны утвержденные указами Президента РФ Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года и Концепция внешней политики Российской Федерации.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
Утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации заменила утвержденную ранее Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации, которая в современной литературе подвергалась критике, как носящая явно устаревший характер [1].
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации разработана в целях обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Стратегия основывается на принципах построения демократического федеративного государства, служит основой для координации деятельности государственных и муниципальных органов, их взаимодействия с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики Российской Федерации. Стратегия направлена на активизацию всестороннего сотрудничества народов Российской Федерации, развития их национальных языков и культур.
Стратегия разработана с учетом документов государственного стратегического планирования в сферах обеспечения государственной (национальной) безопасности, долгосрочного социально-экономического развития, региональной, внешней, миграционной и молодежной политики, образования и культуры, других документов, затрагивающих сферу государственной национальной политики Российской Федерации, а также с учетом преемственности основных положений Концепции государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года.
В сфере межнациональных отношений сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма [7, с. 67-72; 6, с. 13-17].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы: а) высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации; б) размывание традиционных нравственных ценностей народов Российской Федерации; в) правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти; г) сохранение проявлений дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; д) недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер формирования российской гражданской идентичности, воспитания культуры межнационального общения, изучения истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества; е) распространенность негативных стереотипов в отношении некоторых народов; ж) недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации; з) недостаточная урегулиро-ванность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом; и) влияние факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, таких, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, неразрешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.
Преодоление указанных негативных факторов связано с возникновением новых задач и приоритетных направлений в сфе-
ре государственной национальной политики Российской Федерации, решать которые предполагается руководствуясь настоящей Стратегией.
Многое в противодействии этнополити-ческому экстремизму зависит от политической культуры граждан и от культуры межнационального общения, умения учитывать взаимные интересы, следовать принципам межэтнической толерантности. Становлению этой культуры также отведено важное место в проекте Стратегии государственной национальной политики. Недостаток этой культуры является главной предпосылкой развития бытового национализма и ксенофобии. Таким образом, Стратегия отражает будущую модель национального развития Российской Федерации.
Проблемы межнациональных отношений продолжают усложнять отношения между гражданами. Нередко столкновения получают особый общественный резонанс. Индикатором напряженности межнациональных отношений служат массовые протесты граждан. Возникшие проблемы стали предметом обсуждения заседания Совета по межнациональным отношениям от 22 октября 2013 г., на котором в форме острой дискуссии рассматривались вопросы обеспечения межнационального мира и согласия, совершенствования региональных законодательных баз, систем кадрового обеспечения, этнологического мониторинга, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов.
В современный период внешнеполитические задачи в основном взаимосвязываются с правами человека и концепцией устойчивого развития, в силу чего Концепция внешней политики определяет среди приоритетов создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышение уровня и качества жизни населения, укрепление правового государства и демократических институтов, реализацию прав и свобод человека; всестороннюю защиту прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, прожи-
вающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов к теме защиты прав человека; содействие развитию конструктивного диалога и партнерства между цивилизациями в интересах укрепления согласия и взаимообогащения различных культур и религий.
В соответствие с пунктом «з» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ утверждает военную доктрину, которая в целом носит оборонительный характер и представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, стратегические и экономические основы обеспечения военной безопасности страны. Военная доктрина России является частью общей концепции безопасности Российского государства и обеспечения мира. Военная доктрина формирует также систему официальных взглядов (установок) на военные вопросы, в том числе предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов России.
В современной Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 25 декабря 2014 г., ключевое значение имеют именно вопросы защиты мира и безопасности. К военным опасностям и угрозам Российской Федерации отнесено создание условий, обеспечивающих снижение риска использования информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, противоречащих международному праву, направленных против суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международному миру, безопасности, глобальной и региональной стабильности.
В Военной доктрине отмечается, что военная политика Российской Федерации направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил, других войск и органов, повышение мобилизационной готовности в целях обеспечения обороны и безопасности Российской
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
Федерации, а также интересов ее союзников.
В Военной доктрине РФ выделены задачи и основные приоритеты военно-политического сотрудничества: развитие отношений с международными организациями в предотвращении конфликтных ситуаций, сохранении и укреплении мира в различных регионах, в том числе, с участием российских воинских контингентов в миротворческих операциях; расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и органов в операциях по поддержанию (восстановлению) мира.
В Военной доктрине закреплено понятие военной безопасности Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Морская доктрина Российской Федерации до 2012 года, утвержденная Указом Президента РФ от 27 июля 2001 г., является основополагающим документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности - национальную морскую политику Российской Федерации. Морская деятельность - это деятельность Российской Федерации в области изучения, освоения и использования Мирового океана в интересах безопасности, устойчивого экономического и социального развития государства. Морская доктрина развивает применительно к морской деятельности положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Концепции внешней политики Российской Федерации, Военной доктрины Российской Федерации, Концепции судоходной политики Российской Федерации, Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016
Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г., представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Как указано в данной доктрине, информационная сфера, будучи системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
В документе, озаглавленном «Стратегический курс России с государствами - участниками Содружества Независимых Государств» (от 14 сентября 1995 г.), определяются направления внешней политики России в рамках СНГ, формы и пути интеграции Российской Федерации с другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств с целью создания устойчивого мира и обеспечения баланса сил между государствами в мировом измерении.
Основы пограничной политики Российской Федерации (утверждены Президентом РФ 5 октября 1996 г.) определяют систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики Российской Федерации. Основы устанавливают, что пограничная политика Российской Федерации направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве. Пограничная политика формируется на основе Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, общепринятых норм и принципов международного права и реализуется посредством целенаправленной и скоординиро-
ванной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в соответствии с их правами и полномочиями в этой сфере.
Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом РФ 4 декабря 2003 г., определяют цель, основные принципы, приоритетные направления, задачи и меры государственной поддержки в области обеспечения химической и биологической безопасности личности, общества и государства, а также механизмы и этапы реализации государственной политики в этой области. Правовой базой настоящих Основ являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры и соглашения, участницей которых является Российская Федерация, в области обеспечения химической и биологической безопасности.
Обобщая изложенное, отметим, что про-граммно-доктринальные и стратегические акты Президента Российской Федерации в системе конституционно-правового регулирования обеспечения гражданского мира и безопасности имеют ключевое значение и важно добиваться их эффективной реализации и согласования с соответствующими федеральными законами.
Список литературы:
[1] Концепция устойчивого развития и совершенствование законодательства в Российской Федерации / Под ред. И.А.Умновой. М.: РАП, 2012.
[2] Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2009.
[3] Осавелюк А.М. Проблемы национальной безопасности России в условиях глобализации // Гражданин. Выборы. Власть. 2014. № 3.
[4] Правовой механизм противодействия современным вызовам и угрозам миру, безопас-
ности и устойчивому развитию: Монография I Под ред. И.А. Умновой. М.: РАП, 2011.
[5] СПС «КонсультантПлюс».
[6] Умнова И.А., Алешкова И.А. Мир и безопасность как конституционные ценности: сравнительно-правовой анализ Конституции РФ и Украины II Международный правовой курьер. 2014. № 1.
[7] Умнова И.А., Алешкова И.А., Темираев А.В. Конституционно-правовое регулирование противодействия терроризму в Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования II Право и государств: теория и практика. 200S. № 9.
[S] Умнова И.А. Право мира. М.: Эксмо, 2010.
[9] Эбзеев Б.С., Айбазов Р.У., Краснорядцев С.Л. Глобализация и государственное устройство России. М.: Формула права, 2006.
Spisok literatury:
[1] Koncepciya ustojchivogo razvitiya i sovershenstvovanie zakonodatel'stva v Ros-sijskoj Federacii I Pod red. I.A.Umnovoj. M.: RAP, 2012.
[2] Marchenko M.N. Gosudarstvo i pravo v usloviyax globalizacii. M.: Prospekt, 2009.
[3] Osavelyuk A.M. Problemy' nacional'noj bezopasnosti Rossii v usloviyax globali-zacii II Grazhdanin. Vy'bory'. Vlast'. 2014. № 3.
[4] Pravovoj mexanizm protivodejstviya sovremenny'm vy'zovam i ugrozam miru, bezo-pasnosti i ustojchivomu razvitiyu: Monografiya I Pod red. I.A. Umnovoj. M.: RAP, 2011.
[5] SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] Umnova I.A., Aleshkova I.A. Mir i bezopasnost' kak konstitucionny'e cennosti: sravnitel'no-pravovoj analiz Konstitucii RF i Ukrainy' II Mezhdunarodny'j pravovoj kur'er. 2014. № 1.
[7] Umnova I.A., Aleshkova I.A., Temiraev A.V. Konstitucionno-pravovoe regulirova-nie protivodejstviya terrorizmu v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i per-spektivy' sovershenstvovaniya II Pravo i gosudarstv: teoriya i praktika. 200S. № 9.
[S] Umnova I.A. Pravo mira. M.: E'ksmo, 2010.
[9] E'bzeev B.S., Ajbazov R.U., Krasnoryadcev S.L. Globalizaciya i gosudarstvennoe ust-rojstvo Rossii. M.: Formula prava, 2006.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2016