Научная статья на тему 'Программно-аппаратная несовместимость сложных объектов машинострония'

Программно-аппаратная несовместимость сложных объектов машинострония Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
477
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ерошенко П. Е., Большаков М. А., Медведев В. И.

Представлен краткий обзор проблемы программно-аппаратной несовместимости (ПргАппС) сложных объектов машиностроения (СИМ). Рассмотрен и проанализирован уровень качества продукции технологического оборудования, сложных приборов машиностроения, отдельных его блоков и устройств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программно-аппаратная несовместимость сложных объектов машинострония»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

На рис. 2 приведена схема привода контейнеровоза-перегружателя. Данная схема имеет преимущества перед схемами аналогичных машин, благодаря ряду преимуществ: сокращено количество исполнительных гидроцилиндров, соответственно уменьшено количество гидромагистралей, все гидроцилиндры, кроме грузоподъёмных, стандартные, что позволяет значительно снизить себестоимость всей установки.

Библиографические ссылки

1. Погрузочно-разгрузочное устройство контейнеровоза-перегружателя /А. с. № 1238991. Опубл. 23.06.86//БИ№ 23.

2. Транспортное средство для перевозки контейнеров /А. с. № 1184711. Опубл. 15.10.85 //БИ № 38.

3. Транспортное средство для перевозки и механизированной погрузке-выгрузке крупнотоннажных контейнеров / А. с. № 1502415.

2. Патент РФ № 2173270 Грузоподъёмный механизм /А. С. Ереско, С. П. Ереско. 25.10.1999. Опубл. 10.09.2001. Бюл. № 25.

3. Патент РФ № 2195276. Фронтальный погрузчик / А. С. Ереско, С. П. Ереско и др. 25.10.2002. Опубл. 20.09.2003. Бюл. № 26.

4. Патент РФ № 2233237 Гидросистема управления рабочим оборудованием фронтального погрузчика / А. С. Ереско, С. П. Ереско, Т. Т. Ереско и др. 17.03.2003. Опубл. 04.03.2004. Бюл. № 3.

© Ереско А. С., 2013

УДК 338.45:621

П. Е. Ерошенко, М. А. Большаков Научный руководитель - В. И. Медведев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОГРАММНО-АППАРАТНАЯ НЕСОВМЕСТИМОСТЬ СЛОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ

МАШИНОСТРОНИЯ

Представлен краткий обзор проблемы программно-аппаратной несовместимости (ПргАппС) сложных объектов машиностроения (СИМ). Рассмотрен и проанализирован уровень качества продукции технологического оборудования, сложных приборов машиностроения, отдельных его блоков и устройств.

Понятие «совместимость (compatibility)» появилось в ходе разработки американской космической программы «Аполлон», во время противостояния космической программы США и СССР в середине XX-го века. Так, задача обеспечения технической совместимости (ТС) сложных изделий машиностроения (СИМ), предстала перед проектировщиками отечественной инженерии одной из важнейших задач, в целях согласованности программ и аппаратуры систем ракет и космических аппаратов.

Вопросами программно-аппараттной совместимости (ПргАппС) техники стали заниматься не только инженеры, но и научные сотрудники, и даже известные учёные [5]. Целевые исследования охватили всю технику в целом, стали исследоваться многие частные виды совместимости, стал наводиться порядок в терминологии, установилось понятие «техническая совместимость» [1-3] .

Структура системы с процессорами (каналами) «ввода-вывода» применяется в высокопроизводительных вычислительных комплексах (ВК) или вычислительных машинах (ВМ). В таких ВМ система «ввода-вывода» информации строится путем централизации аппаратуры управления «вводом-выводом» на основе применения программно-управляемых процессоров (каналов) «ввода-вывода». Обмен информацией между памятью и периферийным устройством осуществляется через периферийный канал.

Программная совместимость работает по принципу «снизу-вверх», определяемый, как принцип совместимости программного обеспечения (ПО)

«младшей» модели, (принцип переносимости ПО на каждую последующую «старшую» модель ПО), то есть, программное обеспечение «ранней» продукции (изделия с ВК, ВМ, ПК) не сможет обеспечить программную совместимость программного обеспечения изделий нового поколения, даже, если, их конструктивная совместимость будет выполняться.

ПргАппС позволяет осуществлять целенаправленную возможность выполнения одних и тех же программ на различных аппаратных устройствах с различными комплексами машиностроения. Таким образом, проблема ПргАппС остаётся весьма актуальной.

Назревает вопрос, почему наши инженеры не пришли к единой методологии в вопросах обеспечения ПргАппС?

В настоящее время программная совместимость уже не является камнем преткновения [4].

Наборы BIOS даже самых малоизвестных фирм обеспечивают совместимость с компьютерами фирмы IBM. Разработчики программного обеспечения, стремясь расширить использование своей продукции, обязательно учитывают программную совместимость с компьютерами фирмы IBM.

В такой ситуации должен выполняться принцип обеспечения ТС. На производстве такие виды ТС выполняются в виде обеспечения таких видов ТС, как:

- «аппаратная совместимость»;

- «совместимость внутри одного пакета программ»;

- «совместимость плат расширения»;

- «скоростная совместимость».

Секция «Проектирование машин и робототехника»

Так, например, платформа «Windows 95» считается мало пригодной для запуска прикладных программ, использующихся на импортном оборудовании на станках с ЧПУ, а системное обеспечение более новых импортных станков с ЧПУ. Как правило, такое ЧПУ приспособлено для управления конкретного программного продукта (например, CNC PILOT 4290), которое обеспечивает программную совместимость (ПргмС) только определённого типа универсальных станков, а принцип совместимости «снизу-вверх» не выполняется.

Как же поступать в оценке уровня технической совместимости СИМ?

В качестве аналогов можно применять отечественные или зарубежные стандарты и технические условия. При этом должно иметься технико-экономическое обоснование, возможности и необходимости достижения заданных в стандарте значений показателей качества. Кроме того, при использовании зарубежных стандартов должна быть уверенность в том, что основная часть продукции в данной стране выпускается по принятому за «аналог» стандарту. В любом случае, аналог следует выбирать в результате анализа и прогноза мирового уровня качества рассматриваемой продукции.

Программно-аппаратная совместимость СИМ может быть достигнута или не достигнута. Уровень обеспеченности ПргАппС может осуществляться различными способами. Во время разработки сложных изделий машиностроения с программными системами управления необходимо учитывать то обстоятельство, что показатели, предъявляемые к продукции, должны достигать максимального эффекта исходя из своего целевого назначения [6; 7].

Библиографические ссылки

1. ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Автоматизированные системы. Термины и определения. М. : Изд-во стандартов, 1990. 17 с.

2. ГОСТ 22315-77. Средства агрегатные информационно-измерительных систем. Общие положения. М. : Изд-во стандартов, 1977. 16 с. ГОСТ 30709-2002. Техническая совместимость. Термины и определения. Минск : Межгосуд. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002. 4 с.

3. Носенков А. А., Медведев В. И., Муллин А. М. Совместимость технических систем : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005. 146 с.

4. URL: http://wincvs.org/rukovodstvo-pk/sushhes-tvuet-neskolko-tipov-sovmestimosti.html

5. Волкович В. Л., Волошин А. Ф., Горлова Т. М. и др. Методы и алгоритмы автоматизированного проектирования сложных систем управления. Киев : Наук. думка, 1984. 216 с.

6. Медведев В. И. Оценка параметрической совместимости сложных аппаратурных комплексов // Решетневские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. С. 230.

7. Медведев В. И. Об обеспечении качества и эффективности сложных изделий машиностроения с учётом их технической совместимости // Решетнев-ские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. : в 2 ч. ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012. С. 22-23.

© Ерошенко П. Е., Большаков М. А., 2013

УДК 621.822.61

Н. Н. Келеров Научный руководитель - С. П. Ереско Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГИДРОПРИВОДА СУДОВОГО ПОДЪЕМНИКА

КРАСНОЯРСКОЙ ГЭС

Рассмотрены конструктивные особенности судового подъемника Красноярской ГЭС. Приведены результаты исследования схемы гидропривода.

Судовозная камера (самоходный шлюз) судоподъемника, осуществляющая транспортировку судов, является самым сложным и наиболее ответственным объектом сооружения. Она состоит из приемного бассейна (шлюзовой камеры), опирающейся на косяко-вую несущую часть камеры, выполненную в виде двух безраскосных плоских ферм с наклонным нижним поясом. Передача веса камеры на судовозные пути, передвижение судовозной камеры по рельсовым надводным и подводным путям, установленным с уклоном 1:10, а также удержание камеры на путях неподвижно производится посредством 78-и двухколесных опорно-ходовых тележек. Опорно-ходовые тележки располагаются по 39 единиц на каждой сто-

роне камеры. Боковые стенки приемного бассейна образованы помещениями машинных залов левого и правого бортов. В бортовых залах располагаются главные насосные агрегаты гидропривода передвижения судовозной камеры, его система управления и насосные агрегаты подпитки, маслонасосные установки и аппаратура управления гидроприводов системы гидроопор, системы тормозов, сегментного затвора, компрессорные установки пнемвосистемы, механизмы швартовных устройств, блоки фильтрации рабочей жидкости и другие элементы технологического оборудования.

Гидроприводом называется совокупность устройств, предназначенных для передачи механической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.