Научная статья на тему 'Программная деятельность российского совета по международным делам: Балтийский вектор'

Программная деятельность российского совета по международным делам: Балтийский вектор Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

60
15
Поделиться

Похожие темы научных работ по политике и политическим наукам , автор научной работы — Тимофеев Иван Николаевич, Жуковский Игорь Игоревич,

Текст научной работы на тему «Программная деятельность российского совета по международным делам: Балтийский вектор»

ПРОГРАММНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКОГО СОВЕТА ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ: БАЛТИЙСКИЙ ВЕКТОР

Появление Российского совета по международным делам (РСМД) в июле 2011 г. поставило ряд вопросов относительно специфики работы новой организации. В конце 2011 и начале 2012 г. Совет смог оператив-

156

но запустить и реализовать ряд проектов, которые составили содержательное наполнение его деятельности по аналитическому, образовательному, коммуникационному и международному направлениям1.

Были успешно выполнены два масштабных справочно-информационных проекта — выпущен справочник «Международные исследования в России» и шеститомная хрестоматия «Россия в глобальном мире». В рамках подготовки Саммита АТЭС 2012 г. в Москве проведен Первый форум Азиатско-Тихоокеанского региона. Его результаты легли в основу аналитических материалов для министерств и ведомств, участвующих в подготовке к Саммиту во Владивостоке. По заказу Министерства иностранных дел РФ подготовлен комплекс рекомендаций по повышению эффективности российской политики в странах группы 08, 020 и БРИКС. Проведена серия экспертных фокус-групп по ситуации в Центральной Азии. Завершено два крупных молодежных проекта — конкурс «Глобальные перспективы» и зимняя школа «Миграция в глобальном мире». Запущен интернет-портал РСМД. Начали работу Попечительский и Научный советы. Прошли первые закрытые клубные встречи членов РСМД (в настоящее время это 82 крупнейших представителя внешнеполитического сообщества страны). Запущены программы сотрудничества с ведущими региональными университетами: Балтийским, Санкт-Петербургским, Северным (Арктическим), Уральским и Дальневосточным федеральными университетами.

В ближайших планах РСМД стоят новые справочные проекты: хрестоматия зарубежных текстов по международным отношениям, перевод и подготовка аналитического приложения Ежегодника СИПРИ (на базе ИМЭМО РАН), издание трехтомной антологии «Внешняя политика России: тенденции и перспективы» на русском и английском языках. Будут реализовываться проекты регионального плана по арктическому, евро-атлантическому и ближневосточному направлениям (наряду с продолжением уже запущенных проектов по центрально-азиатской и азиатско-тихоокеанской проблематике), проекты в области общих проблем международных отношений — глобального управления, миграции, интернационализации образования, информационной безопасности. Будет осуществляться дальнейшее развитие интернет-портала, молодежной секции, продолжение конкурсных программ 2011 г.

Возникает вопрос: каким образом в программную деятельность РСМД вовлечены российские эксперты-международники, в том числе из регионов? Очевидно, что все многообразие проектов и программ не может быть реализовано силами штатной команды Совета и его членами.

Начнем с принципов программной деятельности РСМД, которые выстраиваются в настоящее время. Напомним, что целью Совета является объединение представителей внешнеполитического сообщества России из академической, деловой и политической среды для решения задач российской внешней политики и реализации интересов страны на международной арене. Ориентация на интересы государства, конечно, не означает стремления к изоляционизму. Напротив, деятель-

1 Функциональная сторона данных направлений описана в следующей статье: Тимофеев И. Н. Советы по международным делам: зарубежный опыт и российский проект // Международная жизнь. 2012. №1.

ность Совета направлена на интеграцию России в глобализующийся мир. Однако имеет смысл только такая интеграция, которая способствовала бы развитию и модернизации нашей страны.

Объединяя представителей различных сегментов внешнеполитического сообщества, РСМД не призван подменять их функции или выступать их конкурентом. Поэтому основной принцип проектной работы подразумевает выстраивание партнерских сетей по тому или иному направлению. Государство и бизнес в таких сетях могут выступать в качестве заказчика или давать обратную связь относительно полученных результатов, тогда как эксперты из российских университетов, академических институтов и исследовательских центов — участниками конкретной аналитической или образовательной работы.

Эксперты могут принимать участие в проектной работе в разных форматах. Во-первых, они выступают членами рабочих групп в рамках реализации тех или иных проектов. Как правило, такие группы являются междисциплинарными и включают представителей различных исследовательских институтов. Это позволяет изучить проектную проблематику с различных точек зрения, дать комплексную картину происходящих событий.

Во-вторых, эксперты привлекаются к работе мероприятий Совета — конференциям, семинарам, а также зимним и летним школам. Например, Первый форум АТР в Москве позволил собрать значительное число экспертов в данной области исследования, которые серьезно усилили потенциал рабочей группы.

В-третьих, есть возможность публикации материалов на портале РСМД — Совет заказывает экспертизы такого рода как по проектным направлениям, так и по иным актуальным проблемам международных отношений. Такие публикации дают возможность участвовать в работе Совета в более свободном, непроектном формате.

Особую роль играют партнерские проекты РСМД с университетами в российских регионах. По складывающейся практике каждый университет берет на себя то или иное проектное направление. В рамках работы над ним эксперты университета готовят аналитические материалы. На базе университетов планируется проведение конференций и летних школ. Сами университеты становятся корпоративными членами РСМД.

В Балтийском федеральном университете им. И. Канта первым таким проектным направлением стала проблематика интернационализации высшего образования и его связи с внешнеполитическими приоритетами акторов. Для РСМД эта тема одна из наиболее важных. Делая ставку на «мягкую» или «умную силу», Россия неизбежно должна использовать огромный международный потенциал своих университетов. В БФУ им. И. Канта накоплен значительный опыт в данной области.

Современное пространство международных отношений требует особого внимания с точки зрения соотношения эффективности применения традиционных инструментов дипломатии и «новых инструментов» («прямое» и «непрямое» использование НКО, развитие инст-

157

158

рументов культурной и образовательной дипломатии, общественной дипломатии, других инструментов непрямого влияния и т. д.).

Международное научное и образовательное сотрудничество — важная составляющая внешней политики каждого участника группы 020. Кроме очевидного академического (в широком смысле слова) значения такого сотрудничества высокий уровень образования и науки довольно часто конвертируется в прикладное внешнеполитическое измерение, представляя собой значимый элемент набора «мягких инструментов» поддержки внешнеполитических интересов.

По взаимным (многообещающим, но необязательным к реализации) реверансам ЕС и РФ в сфере образования и науки можно судить о сформулированном направлении движения: поиск новых форм международного сотрудничества, способствующих гармонизации российского и «европейского» образования, повышение качества образовательного процесса по всем спектрам образовательных программ.

В регионе Балтийского моря происходит прямое взаимодействие России и ЕС, столкновение разнонаправленных интересов членов групп 08 и 020 и их внешнеполитических партнеров. Вместе с тем он по праву носит неформальное название «региона сотрудничества»: уровень взаимного экономического, политического, культурного и образовательного влияния здесь чрезвычайно высок.

В интересах Российской Федерации максимализация участия академического сообщества в происходящих в регионе Балтийского моря процессах выстраивания сложных систем взаимоотношений и интеракций акторов международного научно-образовательного сотрудничества, формирующих интегрированную в масштабах региона научнообразовательную среду, обслуживающую запросы как глобальных транснациональных корпораций, так и национальных государств.

Регион Балтийского моря — весьма удобный объект для анализа сильных и слабых сторон существующих практик продвижения российского научно-образовательного присутствия и его использования как инструмента поддержки внешнеполитических интересов. Это определяется следующими факторами:

• географическим — удобная логистика, своеобразная «компактность» региона;

• социально-культурным — в ряде стран, прежде всего странах Балтии, значительное число русскоговорящих жителей являются потенциальными участниками рынка потребления образовательных услуг;

• экономическим — страны региона обладают платежеспособным спросом на научно-образовательные услуги.

Политика международного сотрудничества российских участников глобального научно-образовательного рынка в реальном измерении исходит из собственных автономных, даже партикулярных, интересов «игроков», не отражая основных направлений федерально-региональной политики в области образования и науки и не полностью используя свой потенциал для поддержки внешнеполитических интересов России.

На 2012 г. экспертная группа из самого западного региона России запланировала пригласить в качестве «персон грата» представителей институтов, официально уполномоченных правительствами стран

группы 020 (Россия, Великобритания, ФРГ, Франция, США) и некоторых стран Балтийского региона с целью осуществления научно-образовательного сотрудничества с зарубежными партнерами. Представители вышеупомянутых институтов ознакомят журналистов, студентов, заинтересованные общественные организации в Калининградской области с принципами и стратегическими ориентирами своей работы, отвечая на вопрос о взаимосвязи интересов внешней политики страны и интересов международного научно-образовательного сотрудничества.

В фокусе внимания калининградской группы экспертов оказываются национальные системы поддержки экспорта образовательных услуг и формы содействия интеграции национальной научно-образовательной среды в регионе Балтийского моря, этот регион понимается как точка интеракций интересов 20 наиболее экономически развитых стран, представляющих по разным оценкам до 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли и почти две трети населения мира.

Участники дискуссий и мастер-классов подготовят аналитические материалы, обзоры и рекомендации, которые будут опубликованы в СМИ, на официальном портале РСМД и направлены федеральным и региональным органам государственной власти и профильным комитетам Федерального Собрания РФ.

Калининградская область, регион интенсивного сотрудничества России и ЕС, является признанной символической площадкой для обсуждения и анализа особенностей их внешнеполитического поведения. БФУ им. И. Канта, обладая потенциалом экспертизы Балтийского региона, в рамках совместной работы с РСМД сосредоточивается на нескольких аспектах анализа интересов стран 020 в регионе Балтийского моря, разделяя миссию Российского совета по международным делам — содействовать процветанию России через интеграцию в глобальный мир.

И. Н. Тимофеев,

канд. полит.наук, программный директор Российского совета

по международным делам И. И. Жуковский, канд. полит. наук, проректор по международным связям БФУ им. И. Канта

159