Научная статья на тему 'Программируемый комплект робототехники «Технолаб»'

Программируемый комплект робототехники «Технолаб» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
270
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / КОНТРОЛЛЕРЫ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Казагачев Виктор Николаевич, Байбулов Амиржан Конысбаевич, Турсунов Арман Аскарович, Мулдагалиев Таубай Бекболатович

В статье рассмотрен робототехнический комплект «Технолаб», его состав, возможности и преимущества, обеспечиваемые при обучении студентов технических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Казагачев Виктор Николаевич, Байбулов Амиржан Конысбаевич, Турсунов Арман Аскарович, Мулдагалиев Таубай Бекболатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программируемый комплект робототехники «Технолаб»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Программируемый комплект робототехники «Технолаб» Казагачев В. Н.1, Байбулов А. К.2, Турсунов А. А.3, Мулдагалиев Т. Б.4

1Казагачев Виктор Николаевич /Kazagachev Victor Nikolaevich - старший преподаватель;

2Байбулов Амиржан Конысбаевич /Baybulov Amirzhan Konysbayevich - кандидат технических

наук, доцент, кафедра общетехнических дисциплин;

3Турсунов Арман Аскарович / Tursunov Arman Ascarovich - студент;

Мулдагалиев Таубай Бекболатович /Muldagaliyev Taubay Bekbolatovich - студент;

Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актобе, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрен робототехнический комплект «Технолаб», его состав, возможности и преимущества, обеспечиваемые при обучении студентов технических специальностей.

Ключевые слова: робототехника, контроллеры, программирование, конструирование.

Современный уровень развития робототехники позволяет решать большое количество задач по различным направлениям и видам деятельности человека. Роботы находят широкое применение в таких отраслях, как строительство, металлургия, горнодобывающая промышленность, причем степень их использования с течением времени будет возрастать [2]. Использование автоматизированных и робототехнических систем в быту и на рабочем месте делает для значительной части населения необходимым знание основ их проектирования и функционирования.

Для изучения основ робототехники применяются образовательные робототехнические модули, где каждый модуль - это продукт, разработанный специально для учебных целей и наглядно демонстрирующий основы таких дисциплин, как физика, механика, информатика и др. [4]. Образовательные робототехнические модули предназначены для приобретения начальных навыков в области проектирования и программирования простейших роботов и робототехнических устройств.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение учебных курсов по основам робототехники создается различными производителями в виде учебно-игровых наборов (конструкторов) и лабораторных стендов [1]. Наиболее современным является робототехнический комплект «Технолаб», созданный на базе продукции ведущих производителей в области образовательной робототехники -корейской компании ROBOTIS и американской компании VEX Robotics. Комплект состоит из нескольких модулей, каждый из которых ориентирован на собственную возрастную категорию, но вместе они представляют собой комплексное решение для всестороннего развития студентов технического профиля. В состав модулей входят наборы: «Предварительный уровень (5-8 лет)», «Начальный уровень (9-12 лет)», «Базовый соревновательный уровень (8-14 лет)», «Базовый уровень (12-15 лет)», «Профессиональный уровень (14+ лет)», «Исследовательский уровень (14+ лет)», «Экспертныйуровень (14+ лет)» [3].

Последние три набора воплощают наиболее часто встречающиеся задачи в обучении. Уникальная архитектура программируемого контроллера позволяет расширять функционал роботов, добавляя в их конструкцию дополнительные приводы или сенсорные устройства. Благодаря этому становится возможной сборка моделей роботов, включающих в себя более чем 18 приводов, что является

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (3). 2016 | 44 |

недоступным для большинства современных робототехнических конструкторов. Обучающийся имеет возможность конструировать различные модели роботов, исследовать их кинематику и с учетом этого разрабатывать систему управления роботом. Использование модулей беспроводной связи позволяет осуществлять управление роботами дистанционным образом из программной среды LabView с помощью персонального компьютера.

Наиболее полным по заявленным характеристикам конструктором для обучения является «Экспертный уровень (14+ лет)». Он включает в себя все необходимое для профессионального проектирования роботов. Применение данного набора предоставляет так же уникальные возможности для STEM-образования. Наличие библиотек трехмерных комплектующих элементов робота дает возможность проектировать различные механизмы в среде компании Autodesk. Пластиковые элементы конструкции робота могут быть изготовлены путем прототипирования средствами трехмерной печати, а металлические могут быть легко подвергнуты дополнительной механической обработке без использования специализированного инструмента. В состав модуля «Экспертный уровень» помимо стандартного программируемого контроллера входит специализированный одноплатный компьютер с предустановленным навигационным программным обеспечением RNS. С помощью данного программно-аппаратного комплекса опытные пользователи имеют возможность разрабатывать автономно перемещающихся роботов, способных перевозить различные грузы, сопровождать посетителей помещения.

Модуль «Экспертный уровень» успешно используется в качестве образовательного инструмента в школах и технических университетах [4]. Проектирование роботов вызывает повышенный интерес у студентов, что способствует изучению таких дисциплин, как информатика, физика, теоретическая механика, теория машин и механизмов. Формирование комплексных знаний способствует развитию системности мышления, учит комплексно подходить к решению реальных практических задач.

Литература

1. Абдулгалимов Г. Л, Гулюта А. А, Казагачев В. Н. Робототехника - массовый вид детского и молодежного технического творчества. // Информационные технологии в образовании. XXV Международная конференция-выставка. Сборник трудов 4.II. - М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ имени М. В.Ломоносова, 2015. С.21-22.

2. Абдулгалимов Г. Л., Казагачев В. Н., Гулюта А. А. Актуальность обучения основам робототехники. // Модернизация системы непрерывного образования: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции // Под общ. ред. профессора Т. Г. Везирова. 2015. С.31-33.

3. Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. [Электронный ресурс]: Образовательные робототехнические модули. URL. http://xn—8sbhby8arey.xn--p1ai/robo-platformy/tekhnolab/867-obrazovatelnye-robototekhnicheskie-moduli. (дата обращения: 19.03.2016).

4. Никитина Т. В. Образовательная робототехника как направление инженерно-технического творчества школьников. [Текст]: учебное пособие // Т. В. Никитина. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 169 с.

5. Толстова Н. А., Бондаренко Д. А., Ганьшин К. Ю. Образовательная робототехника как составляющая инженерно-технического образования. // Наука. Инновации. Технологии. № 3, 2013. С.171-177.

| 45 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 2 (3). 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.