Научная статья на тему 'Обучение основам робототехники с использованием Lego Mindstorms NXT'

Обучение основам робототехники с использованием Lego Mindstorms NXT Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
356
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / МИКРОКОНТРОЛЛЕРЫ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ. LEGO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казагачев Виктор Николаевич, Кудайбергенов Саулет Болатулы, Крымгалиев Максат Уразулы

Статья посвящена необходимости организации курса обучения робототехнике на LEGO Mindstorms NXT для студентов инженерно-технического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение основам робототехники с использованием Lego Mindstorms NXT»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Обучение основам робототехники с использованием LEGO Mindstorms NXT

1 2 3

Казагачев В. Н. , Кудайбергенов С. Б. , Крымгалиев М. У.

1Казагачев Виктор Николаевич /Kazagachev Victor Nikolaevich - старший преподаватель, кафедра общетехнических дисциплин; 2Кудайбергенов Саулет Болатулы /Kudaybergenov Saulet Bolatuly - студент;

3Крымгалиев Максат Уразулы /Krymgaliyev Maksat Urazuly - студент, Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова, г. Актюбинск, Республика Казахстан

Аннотация: статья посвящена необходимости организации курса обучения робототехнике на LEGO Mindstorms NXT для студентов инженерно-технического профиля.

Ключевые слова: робототехника, микроконтроллеры, программирование. LEGO.

Роботы сегодня продуктивно используются для выполнения работ в недоступных и опасных для жизни и здоровья человека условиях и средах; связанных с необходимостью внедрения техники, заменяющей тяжелый физический труд десятков и сотен человек; для повышения производительности труда [1].

Робототехника - область науки и техники, находящаяся на стыке механики, электроники и программирования. Сегодня разработки робототехники внедряют в различные направления человеческой деятельности: от беспилотных аппаратов -дронов и робоавтомобилей, до бытовой техники и детских игрушек.

Образовательная робототехника - занимается проблемами организации учебного процесса и внеурочной деятельности по обучению роботам. Организация процесса обучения невозможна без соответствующих образовательных ресурсов и средств [2].

Для успешного обучения робототехнике студентов инженерно-технического профиля можно использовать робототехнический конструктор Lego Education, куда входят конструкторы Lego WeDo и Lego Mindstorms. Комплект Lego WeDo -предназначен для дошкольников и школьников младших классов. Комплект Lego Mindstorms предназначен для старших классов и студентов.

LEGO Mindstorms NXT, снабженный входными портами для датчиков и выходными портами для исполнительных устройств, делает робота программируемым, интеллектуальным, способным принимать решения.

В рамках формирования мотивации к исследовательской и проектной деятельности предлагаем программирование микроконтроллера на основе программы «LEGO® Mindstorms® NXT Software», основанной на идеологии NI LabVIEW (Laboratory Virtual Instrument Engineering Workbench) - среды прикладного графического программирования и инструмента для проведения измерений, анализа данных и последующего управления приборами и исследуемыми объектами. С таким инструментарием можно работать и начинающему, и профессионалу.

Рассмотрим пример программирования на LabView:

При включенном переключателе происходит перевод градусов Цельсия в Фаренгейты. При отключенном переключателе, происходит прямое отображение на индикаторе.

1. Помещаем приборы рабочую панель - рис. 1.

Рис. 1. Панель с приборами

2. На панели диаграмм производим программирование (соединение) приборов рис. 2.

Рис. 2. Код (программа) на панели диаграмм

Кроме того, возможность интеграции с LabView и MATLAB/Simulink позволяет использовать NXT в научно-исследовательских целях, в частности, при создании алгоритмов управления техническими системами. Так, когда алгоритм управления, основанный на математической модели, отлажен в одной из инженерных сред, интеграция с платформами MATLAB/Simulink или LabView позволяет в краткие сроки провести испытания на реальном объекте, без каких -либо дополнительных усилий [4].

Робототехнический конструктор LEGO Mindstorms NXT является мощнейшим средством развития навыков и способностей студента в различных областях технического творчества, а соответственно может служить инструментом для развития в области инженерно-технического образования.

Литература

1. Абдулгалимов Г. Л, Гулюта А. А, Казагачев В. Н. Робототехника - массовый вид детского и молодежного технического творчества. // Информационные технологии в образовании. XXV Международная конференция-выставка. Сборник трудов Ч. II. - М.: Издательский отдел факультета ВМК МГУ имени М. В. Ломоносова, 2015. С. 21-22.

2. Ахметова М. Р, Казагачев В. Н. Обучение робототехнике студентов инженерно-технического профиля. // X international scientific and practical conference «International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education», USA, Boston, 07-08 February, 2016. С. 225-228.

3. Беленое H. В., Самсонова О. С. Робототехника во внеурочной деятельности как фактор развития технических способностей у обучающихся. // III International scientific and practical conference «International scientific review of the problems and prospects of modern science and education», Cambridge, United Kingdom. July 7-8, 2015.

4. Кремлев А. С., Зименко К. А., Боргуль А. С. Моделирование и программирование робототехнических комплексов. [Текст]: учебное пособие / А. С. Кремлев. Санкт-Петербург: Изд-во НИУ ИТМО, 2013. 136 с.

Создание этнопедагогического пространства в современной школе

Попова Е. С.

Попова Елена Сергеевна /Ророуа Уе1епа Бе^вувупа - аспирант, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования, г. Казань

Аннотация: в данной статье пойдет речь об одной из актуальных задач, поставленных перед современной общеобразовательной школой - проблеме создания этнопедагогического пространства. Ключевые слова: школа, этнопедагогика.

Перед современным российским образованием в рамках его оптимизации и модернизации поставлены серьезные задачи, в том числе, делается особый акцент на развитие как никогда актуальных в условиях глобализации навыков межкультурной коммуникации.

В данной статье мы коснемся проблемы создания этнопедагогического пространства в современном образовательном учреждении (школе), а именно развитию межкультурной коммуникации, используя бесценный опыт этнопедагогики - науки, исследующей особенности народного воспитания.

Считается, что культура, традиции каждого этноса уникальны, но также существуют такие ценности, справедливо считающиеся общечеловеческими: терпение, милосердие, взаимопонимание, сострадание. Они не только позволяют различным этнокультурам коммутировать между собой, но и укрепляют связь между поколениями.

В последнее время особую остроту приобретает тема особой роли общеобразовательных учреждений в качестве фактора сохранения национальной культуры, поскольку школа - организационное начало жизни детей, она включает в себя не только культурные, но и проверенные временем духовно-нравственные ценности этносов, населяющих нашу страну [2]. Ее актуальность также определяется недостаточной исследованностью в публикациях, научных трудах по педагогике и психологии подхода этнопедагогики к воспитанию толерантности и национальной самоидентификации учеников на основе данных языка, устного народного творчества, фольклора, не раскрыт гуманитарный потенциал этнокультурных традиций. Поэтому сейчас объективно сложилась ситуация, когда учителя-практики осознают потенциал этнопедагогики в реализации гуманитарного обучения, но испытывают острый дефицит практических рекомендаций для работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.