УДК 376 ; 371.66:004.3
Романчук Алексей Александрович
Старобачатская средняя общеобразовательная школа, Кемеровская область
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ДИСТАНЦИОННОГО ФОРМАТА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОНТЕКСТЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дан обзор подходов к внеурочной деятельности. Рассмотрена возможность повышения эффективности обучения с использованием внеурочной деятельности. Приведено краткое описание разработанной методики проектирования образовательного процесса внеурочной деятельности с использованием форм и средств дистанционного образования на основе технологий программируемого обучения. В качестве диагностического аппарата применена таксономия В.А. Беспалько. Кратко рассмотрены результаты эксперимента в условиях общеобразовательной школы в рамках предметной области «технология».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения, внеурочная деятельность, домашнее задание, учебная программа.
Проблема формирования образовательных компетенций в современной школе занимает доминирующие позиции [14]. Важным элементом современного образования становятся не только знания и умения, полученные в процессе обучения, но и способность их применить. Кроме того, одним из основных требований к результатам обучения выступают универсальные учебные действия (УУД) отражающие способность учеников к самообразованию.
Таким образом, появляется необходимость для расширения форматов педагогического взаимодействия «учитель-ученик», в том числе за рамками урочной работы внутрипредметной образовательной среды, с использованием дистанционных форм обучения.
В современной школе внеурочная деятельность (ВД) занимает одно из важных мест в системе обучения и воспитания. Условно можно разделить ее на две группы [12]:
- непосредственное продолжение учебного процесса в виде работы над домашним заданием (РДЗ) по предметным дисциплинам;
- развивающие, обучающие и воспитывающие направления деятельности (секции, кружки, факультативы и т.п.), в том числе дополнительного образования.
В данной работе мы не ставим себе целью решение противоречий связанных с обоснованием целесообразности применения дидактической пары «Урок-домашнее задание» [2] в основной школе. Мы приводим результаты экспериментальной работы по формированию образовательных компетенций отражающих метапредметные результаты обучения.
Как отмечает А.Н. Гачин [4], главными недостатками РДЗ являются:
- сложность контроля и корректировки РДЗ со стороны учителя;
- сложность хронометража РДЗ;
- сложность обеспечения групповой и командной работы учеников.
К достоинствам РДЗ он относит:
- комфортные условия с точки зрения времени и места РДЗ;
- самостоятельная работа ученика, отражающая его индивидуальные способности.
В качестве педагогической технологии способной нивелировать недостатки и максимально эффективно использовать достоинства РДЗ, мы предлагаем применение элементов программируемого обучения с использованием средств дистанционного формата педагогического взаимодействия.
Аспекты разработки и применения технологии программируемого обучения в отечественной педагогической науке достаточно раскрыты В.П. Беспалько [1]. Апеллируя к опыту ряда педагогов широко использующих данную технологию в своей педагогической практике [5; 9; 10; 11], мы разработали комплекс обучающих программ для РДЗ в структуре предметной области «технология», направленных на формирование учебных компетенций отражающих метапредметные результаты обучения. В данной работе термин обучающая программа мы понимаем как разветвленную последовательность порций материала, усваиваемых по некоторому алгоритму, зависящему в том числе, и от действий учащегося [5]. В качестве носителя обучающей программы выступали не только интерактивные информационно-коммуникативные средства дистанционного формата педагогического взаимодействия, (учебный сайт [17], социальные сети [16]), механические устройства (бинарный тестер, «механический компьютер» профессор Бинардик), но и методические разработки на бумажных носителях (рабочие тетради, комплект таблиц творческого проектирования) контролируемые посредством сотовой связи и социальных сетей.
Применение средств дистанционного обучения выполняло следующие функции [5]:
- предоставление обучаемым необходимого объема изучаемого материала с помощью средств информационных технологий;
© Романчук А.А., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
149
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
- интерактивное взаимодействие между обучаемыми и обучающими в процессе обучения;
- предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению нового учебного материала;
- периодическая оценка получаемых знаний и навыков обучаемых в процессе обучения.
Анализ возможностей и специфических особенностей информационно-коммуникативных средств дистанционного образования на основании работ
A.С. Гуртякова, А.Г. Кравца [7], Н.Ю. Марчук [8],
B.А. Тищенко [3], В.С. Шарова [15], позволил разработать модель кейс-технологий [3] с программно-методическим комплексом, ориентированным на формирование образовательных компетенций отражающих метапредметные результаты обучения.
Экспериментальная работа проводилась на базе инновационной площадки Кузбасской государственной педагогической академии в МБОУ СОШ №24 г. Белово, и охватывала 6-7 классы, предметная область - «Технология» (технический труд). Общее количество учеников принявших участие в экспериментальной работе составило 32 чел., в том числе экспериментальная группа - 17 чел. (9 чел. 6 кл., 8 чел. 7 кл.), контрольная группа -15 чел. (7 чел. 6 кл., 8 чел. 7 кл.).
В качестве диагностики результатов обучения нами был использован компетентностный подход, предлагаемый А.В. Хуторским [14]. В качестве индикатора уровня сформированности образовательных компетенций нами использовалась таксономия В.П. Беспалько, разделяющая уровень владения учебной информацией на ученический (узнавание), алгоритмический (решение типовых задач), эвристический (выбор действия), творческий (поиск действия). Результаты экспериментальной работы приведены в таблице 1.
Определение эффективности предлагаемой методики произведем с помощью математической статистики с использованием критерия х2 (хи-квадрат). Критерий х2 (хи-квадрат) применяется для сравнения распределений объектов двух совокупностей по состоянию некоторого свойства на основе измерений по шкале наименований этого свойства в двух независимых выборках из рассматриваемых совокупностей.
Результаты экспериментальной работы, приведенные в таблице 1, запишем в форме таблицы 2х4 (табл. 2).
В качестве нулевой гипотезы Н0 предположим, что результаты обучения в экспериментальной и контрольной группах не отличаются, то есть р1 < р2, при альтернативной гипотезе Н1: р1>р2, результаты обучения в экспериментальных группах выше чем в контрольных. Подсчет статистики критерия х2 будем производить по формуле 1, учитывая, что число категорий будет С=4.
Т _ 1 у1 С V '1 "2/ "2 (1)
.у С ( -Оц - П2 ■ °И )
у <_1 О + О т 2/
Решение формулы (1) Т=10,58. Для уровня значимости а=0,05, с числом степеней свободы v=С-1=4-1=3, критическое значение критерия Т=7,815. Таким образом подтверждается значение гипотезы Н1 (10,58>7,815), то есть результаты экспериментальной работы свидетельствуют о повышении эффективности обучения в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами.
Выводы: По результатам экспериментальной работы с применением предлагаемой методики реализации образовательного процесса внеурочной деятельности, можно отметить повышение уровня формируемых образовательных компетенций
Таблица 1
Результаты реализации эксперимента РДЗ
Уровень по таксономии А.В. Беспалько Группы
Экспериментальная группа 6кл Контрольная группа 6кл Экспериментальная группа 7кл Контрольная группа 7кл Экспериментальная группа всего Контрольная группа всего
Ученический (узнавание) - 1(14%) - 2(25%) - 3(20%)
Алгоритмический (решение типовых задач) 2(23%) 4(57%) 2(25%) 4(50%) 4(24%) 8(53%)
Эвристический (выбор действия) 4(44%) 2(29%) 4(50%) 2(25%) 8(47%) 4(27%)
Творческий (поиск действия) 3(33%) - 2(25%) - 5(29%) -
Всего 9 7 8 8 17 15
Таблица 2
Категория 1 Ученический (узнавание) Категория 2 Алгоритмический (решение типовых задач) Категория 3 Эвристический (выбор действия) Категория 4 Творческий (поиск действия)
Экспериментальная группа, п=17 °и=0 О!2=4 О!3 = 8 °„=5
Контрольная группа, п=15 О2!=3 О22=8 О23=4 024=0
Вестник КГУ Л 2017
150
в части метапредметности. В значительной степени получили развитие информационно-коммуникативная компетенция, выраженная в повышении оперативности поиска и качестве обработки учениками информации из электронных информационных ресурсов.
Библиографический список
1. Беспалько В.П. Программированное обучение: дидактические основы. - М.: Высшая школа, 1970. - 299 с.
2. Востокова Е.В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // Интеграция образования. - 2004. - № 2. - С. 77-86.
3. Галяев В.С., Гасанова З.А. О классификации моделей дистанционного обучения // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 103-108.
4. Гачин А.Н. Домашнее задание как важный компонент непрерывного образования // Концепт. -2014. - № 12. - С. 51-55.
5. Гефан Г.Д. Методика построения контрольно-обучающих программ и их использование в преподавании математических дисциплин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 15. - С. 23-28.
6. Гуртяков А.С., Кравец А.Г. Организация дистанционного обучения // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. - Т. 4. - № 13. - С. 103-107.
7. Ковярова И. Н. Дистанционное обучение на основе Интернета // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6. - С. 20-22.
8. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 3. -С. 78-85.
9. Мухамедшина А.В. Реализация технологии программированного обучения в информационно-образовательной среде вуза // Концепт: научно-методический электронный журнал официального
сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cdn.scipeople.com/materials/40647/1226 (дата обращения: 15.10.2017).
10. Миронова Т. А. Формирование знаний у школьников по физической культуре на основе применения программированного обучения // Социально-экономические явления и процессы. -2012. - № 4. - С. 157-159.
11. Рыжих Н.Е. Программированное обучение по верным ответам // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета - 2004. - № 4. -С. 31-35.
12. Салангина Н. Я. Подготовка будущих учителей информатики к проведению внеурочной деятельности // Информатика и образование. - 2011. -№ 5. - С. 53-58.
13. Тищенко В.А. Обратная связь в контексте информационно-коммуникационных технологий // Школьные технологии. - 2011. - № 4. - С. 56-64.
14. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвуз. сб. науч. тр. / под ред. А.А. Орлова. -Тула : Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137.
15. Самари Ш.М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - № 5. - С. 84-88.
16. Технология (научная работа) Старобачат-ская СОШ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/club129744566 (дата обращения: 15.10.2017).
17. Учитель технологии МБОУ ССОШ Романчук Алексей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://shkola24kuzgpa.ucoz.ru (дата обращения: 15.10.2017).
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
151