МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СПОРТА
ПРОГРАММА ВАДА ПО МОНИТОРИНГУ СООТВЕТСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДПИСАВШИХСЯ СТОРОН ВСЕМИРНОМУ АНТИДОПИНГОВОМУ КОДЕКСУ
А.А. АНЦЕЛИОВИЧ, А.Д. ПОПОВА, Е.В. ДЕДОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК, г. Москва
Аннотация
В современном спорте сегодня всё большее значение приобретает мониторинг соблюдения Всемирного антидопингового кодекса. В настоящей статье приведены результаты анализа деятельности ВАДА в контексте разработанного Международного стандарта по соответствию, ставшего основой для деятельности ВАДА по мониторингу соответствия и определившего обязанности и последствия, применимые к подписавшим Кодекс сторонам, в том числе последствия признания Подписавшейся стороны несоответствующей требованиям Кодекса. Цель исследования: изучить этапы, инструменты и компоненты программы мониторинга соответствия Кодексу для оценки эффективности данного направления деятельности ВАДА. Установлено, что данная сфера деятельности ВАДА в большей мере носит субъективный характер оценивания, что требует модификации процедур, обеспечивающих большую прозрачность и вовлеченность внешних наблюдателей.
Ключевые слова: мониторинг, ВАДА, соблюдение Кодекса, антидопинговые правила, статус соответствия.
WADA MONITORING PROGRAM OF SIGNATORIES' COMPLIANCE WITH WORLD ANTI-DOPING CODE
A.A. ANTSELIOVICH, A.D. POPOVA, E.V. DEDOVA, VNIIFK, Moscow city
Abstract
Monitoring of compliance with the World Anti-Doping Code is of increasing importance in modern sport today. This article analyzes WADA's activities in the context of the International Standard for Compliance, which became the basis for WADA's compliance monitoring activities and defined the responsibilities and consequences applicable to signatories to the Code, including the consequences of a signatory being found non-compliant with the requirements of the Code. The aim of this research was to examine the steps, tools and components of the Code compliance monitoring program to assess the effectiveness of this WADA's activity. It was established that this area of WADA's activities is clearly accusatory and subjective, which requires modification of procedures to ensure greater transparency and involvement of external
observers.
Keywords: monitoring, WADA, Code compliance, anti-doping rules, compliance status.
Борьба за «чистый» спорт, обеспечение принципов честной игры и охрана здоровья спортсменов являлось целью создания антидопинговой системы. Неукоснительное соблюдение «Всемирного антидопингового кодекса» (далее - Кодекс) и иных регламентирующих документов Всемирного антидопингового агентства (далее - ВАДА)
является залогом доверия спортивной общественности к антидопинговой системе в целом. Именно поэтому ВАДА в качестве одной из своих важнейших задач ставит мониторинг и обеспечение соблюдения Кодекса [1].
Целью данного исследования было изучение этапов, инструментов и компонентов программы мониторинга
соответствия Кодексу для оценки эффективности данного направления деятельности ВАДА.
Материалы и методы исследования
В рамках исследовательской работы проводился анализ пяти ключевых актов межправительственных и международных неправительственных организаций, включая «Рекомендации Совета Европы», разработанные для правительств, являющихся участниками Антидопинговой конвенции, и трех основных регламентирующих документов ВАДА по аспектам мониторинга соответствия подписавшихся сторон, а именно: «Всемирный антидопинговый кодекс», «Международный стандарт ВАДА по соответствию» и «Стратегия мониторинга соответствия ВАДА». А также с использованием методов логического и статистического анализа исследовались не менее 100 блоков данных, размещенных на официальном сайте ВАДА, по признанию антидопинговых организаций несоответствующими Кодексу и применимым последствиям.
Результаты исследования и их обсуждение
Стороны, принявшие на себя обязательства по соблюдению требований Кодекса путем подписания специальной формы о его принятии, несут ответственность за выполнение его соответствующих положений посредством принятия и реализации политик, уставов, правил, положений и программ в рамках своей юрисдикции.
После подписания Кодекса сторона должна определить, как целесообразно внедрить Кодекс в свои правила, положения и (при необходимости) внести изменения в законодательство своей страны для обеспечения соответствия. Все проекты антидопинговых правил, положений и/или (при необходимости) законодательства представляются в ВАДА на рассмотрение на английском или французском языке для оценки их соответствия Кодексу. С целью содействия сторонам, подписавшим Кодекс (далее - Подписавшиеся стороны), ВАДА разработало «Модельные антидопинговые правила» для каждого типа организаций [2].
При этом стоит отметить, что внедрение Кодекса в национальное законодательство не является обязательным требованием для Подписавшихся сторон. Однако при факте несоответствия национальная антидопинговая организация не вправе ссылаться как на основание такого несоответствия, на действия или бездействия правительства или иного государственного органа, так как названные обстоятельства не могут служить ни оправданием, ни смягчающим обстоятельством.
После принятия Кодекса Подписавшаяся сторона должна разработать антидопинговую программу, соответствующую всем требованиям Кодекса и международных стандартов, а именно:
> образовательные антидопинговые программы;
> тестирование, включая план распределения проб, создание и ведение регистрируемых пулов тестирования, ведение программы биологического паспорта спортсмена, отбор проб, организация анализа проб;
> сбор информации в рамках проведения расследования;
> обработка запросов на терапевтическое использование;
> обработка возможных нарушений антидопинговых правил;
> соответствие требованиям обеспечения защиты персональных данных;
> мониторинг соблюдения спортсменами условий дисквалификации, а также признание и исполнение решений, вынесенных другими Подписавшимися сторонами [3].
В 2018 г. вступил в силу разработанный ВАДА «Международный стандарт по соответствию» или ISCCS, ставший основой для деятельности ВАДА по мониторингу соответствия и определивший обязанности и последствия, применимые к Подписавшимся сторонам. Данный стандарт позволил ВАДА расставлять приоритеты в своей деятельности по мониторингу соответствия на основе доступных ВАДА и Подписавшимся сторонам ресурсов. Также была разработана «Политика приори-тизации и уровней Подписавшихся сторон», чтобы обеспечить четкое информирование о своей деятельности и применимых последствиях.
В 2019 г. ВАДА была разработана и учреждена «Стратегия мониторинга соответствия». Она базируется на том, что антидопинговые правила и программы, разработанные в соответствии с Кодексом и реализуемые последовательно и эффективно во всех видах спорта и во всех странах мира, позволяют «чистым» спортсменам быть уверенными, что существует честная конкуренция на равных условиях, и способствуют укреплению общественного доверия к честности в спорте.
Реализация «Стратегии мониторинга соответствия» включает публикацию ежегодного «Отчета о соответствии», впервые обнародованного в 2019 г. В Отчете подробно описываются риски, проблемы и достижения в соответствующем году по ключевым показателям эффективности, а также извлеченные уроки и выводы, которые учитываются при разработке внутреннего годового плана по мониторингу соответствия, призванного постоянно улучшать «Программу мониторинга соответствия».
Конечная цель Стратегии состоит в том, чтобы Подписавшиеся стороны повысили свой уровень в части соблюдения Кодекса.
Среди инструментов ВАДА, позволяющих реализовать данную программу мониторинга, можно выделить:
- рабочую группу по соответствию, которая состоит из внутренней рабочей группы сотрудников ВАДА из различных департаментов и офисов;
- Комитет по мониторингу соответствия (CRC) - это внешний независимый комитет, который дает советы и рекомендации в отношении деятельности ВАДА по обеспечению соответствия. Он подключается, когда Подписавшаяся сторона не устраняет несоответствие в течение установленного рабочей группой времени и дает рекомендации Исполнительному комитету ВАДА по принятию решения о несоответствии Подписавшейся стороны Кодексу;
- Исполнительный комитет ВАДА, решения которого окончательны и могут быть обжалованы только в Спортивном арбитражном суде в г. Лозанна (CAS).
Компоненты «Программы мониторинга соответствия»
Подписавшиеся стороны также должны по запросу отчитываться перед ВАДА о соответствии Кодексу:
S путем заполнения анкеты о соответствии Кодексу (CCQ);
S отвечая на информационные запросы или обязательные информационные запросы;
S участвуя в аудитах, проводимых ВАДА;
S реагируя и реализуя корректирующие действия, предложенные ВАДА;
S предоставляя любые иные документы, отчеты или данные, запрошенные ВАДА.
В целях обеспечения эффективного и прозрачного управления процессами мониторинга соответствия ВАДА осуществило сертификацию «Программы мониторинга соответствия» Кодексу по стандарту ISO 9001:2015. Внешние аудиторы ежегодно проверяют соответствие данной программы требованиям ISO.
Компонентами «Программы соответствия» являются:
- проверка правил - постоянный контроль соответствия антидопинговым правилам положений и законодательства Подписавшихся сторон (если применимо) Кодексу и соответствующим международным стандартам;
- опросник соответствия Кодексу (CCQ) - онлайн-инструмент самооценки позволяет Подписавшимся сторонам оценить свое соответствие требованиям Кодекса и Международным стандартам ВАДА. Подписавшиеся стороны предоставляют ответы и подтверждающие материалы по следующим сферам: структура управления организацией; использование АДАМС; бюджет и отчетность; тестирование и расследования; обработка результатов; разрешения на терапевтическое использование; образование и соблюдение конфиденциальности. При этом организаторы крупных мероприятий получают адаптированный CCQ для оценки их соответствия в преддверии их крупного мероприятия с выявлением и исправлением любых недостатков до мероприятия. CCQ также выдаются новым сторонам, подписавшим Кодекс, чтобы убедиться, что их антидопинговая программа соответствует минимальным обязательным требованиям.
Также необходимым компонентом Программы мониторинга являются аудиты [4]. Они носят технический характер и оценивают соответствие деятельности проверяемой Подписавшейся стороны Кодексу и Международным стандартам ВАДА. Аудиты сосредоточены на проверке соответствия антидопинговой программы конкретно во время ее проведения. Информацию о проведенных аудитах ВАДА публикует на своем официальном сайте.
Так, внутренняя рабочая группа ВАДА по соответствию выбирает антидопинговую организацию для аудита на основе критериев, подробно изложенных в «Международном стандарте по соответствию», которые были одобрены Комитетом по мониторингу соответствия.
Аудиты проводятся либо в офисе антидопинговой организации, либо дистанционно путем обмена информацией, либо посредством видеоконференцсвязи.
Еще одним немаловажным компонентом является программа непрерывного мониторинга ВАДА, которая отслеживает важнейшие антидопинговые мероприятия.
Данный непрерывный мониторинг предназначен для получения информации между заполнением CCQ и гарантирует, что исправления, реализуемые Подписавшимися сторонами, сохраняются с течением времени. Таким образом, ВАДА может направлять Подписавшимся сторонам информационные запросы, в том числе обязательные, для получения дополнительной информации по любому антидопинговому вопросу, который вызывает озабоченность с точки зрения соответствия Кодексу.
ВАДА также использует другие источники информации для мониторинга и оценки качества антидопинговых программ и их последующего соответствия Кодексу и международным стандартам. Например, АДАМС - база данных ВАДА по обработке результатов; расследования и любой другой оперативной информации, полученной для контроля соответствия Подписавшихся сторон Кодексу, в том числе из собственной группы по проведению расследований в части соблюдения Кодекса.
До 2020 г. расследованиями возможных случаев несоответствия Кодексу занималась рабочая группа по соответствию, однако у членов данной группы не было ни ресурсов, ни необходимых навыков для проведения полноценного расследования. В 2020 г. в рамках деятельности Департамента разведки и расследований ВАДА была создана специальная группа, занимающаяся расследованиями случаев соответствия Кодексу Подписавшихся сторон.
Данная группа состоит из аналитика разведывательных данных и следователя по вопросам соответствия, а также менеджера по конфиденциальной информации. Создание группы стало возможным благодаря дополнительному финансированию, предоставленному Международным олимпийским комитетом (МОК) и правительством Китая.
Программа независимых наблюдателей
В качестве одного из первых шагов контроля ВАДА соблюдения антидопинговыми организациями требований Кодекса стала «Программа независимых наблюдателей», реализуемая во время проведения Олимпийских и Паралимпийских игр. Впервые эта Программа была реализована на Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее. «Программа независимых наблюдателей» помогает повысить доверие спортсменов и широкой общественности к антидопинговому обеспечению за счет выборочного мониторинга и отчетности всех этапов допинг-контроля на крупных спортивных мероприятиях.
После каждой миссии команда независимых наблюдателей публикует отчет, охватывающий все аспекты антидопинговой программы и предлагающий возможные области для улучшения. Таким образом, «Программа независимых наблюдателей» фактически является аудитом,
проводимым в отношении организаторов крупных соревнований, которых невозможно проверить вне рамок указанных мероприятий. Команды независимых наблюдателей участвовали в более чем 50 крупных мероприятиях, включая чемпионаты мира, континентальные игры, Тур де Франс и все Олимпийские и Паралимпийские игры.
Если в ходе мониторинга были выявлены несоответствия, ВАДА разрабатывает «План корректирующих действий», который призван помочь Подписавшейся стороне в совершенствовании ее антидопинговой программы на приоритетной основе, в соответствии со сроками, предусмотренными для осуществления корректирующих действий. Если Подписавшаяся сторона не предпринимает корректирующих действий в течение установленного срока, ВАДА инициирует процесс, описанный в «Международном стандарте по соответствию», для устранения оставшихся несоответствий с учетом того, что признание Подписавшейся стороны несоответствующей требованиям, является крайней и исключительной мерой.
Последствия признания несоответствия Кодексу Подписавшейся стороны
После начала процедуры дело передается в Комитет по мониторингу соответствия и впоследствии в Исполнительный комитет с рекомендацией по принятию официальных действий в том случае, если после исчерпания всех иных вариантов Подписавшаяся сторона все равно не смогла обеспечить соблюдение требований Кодекса.
Как только Подписавшаяся сторона объявляется несоответствующей, ВАДА отслеживает соблюдение ею санкций, а также в приоритетном порядке помогает организации с целью как можно более скорого возвращения статуса соответствия.
Основными последствиями признания Подписавшейся стороны (национальной антидопинговой организации) не соответствующей Кодексу, являются:
• потеря Подписавшейся стороной своих привилегий ВАДА до своего восстановления - отсутствие права занимать какой-либо пост в ВАДА или любую должность в качестве члена любого совета или комитета ВАДА или другого органа;
• отсутствие права принимать у себя какое-либо мероприятие, проводимое или организованное ВАДА самостоятельно или в партнерстве с кем-то, не получают финансирование ВАДА;
• странам Подписавшихся сторон не предоставляется право на проведение региональных, континентальных или мировых чемпионатов или мероприятий, проводимых организаторами крупных мероприятий, на весь период несоответствия;
• флаги стран Подписавшихся сторон не вывешиваются на региональных, континентальных или мировых чемпионатах или мероприятиях, проводимых организаторами крупных мероприятий, за исключением Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в рамках следующего за решением мероприятия или до восстановления статуса Подписавшейся стороны - в зависимости от того, что дольше.
В случае если решение о признании несоответствия было принято в связи с неэффективной реализацией программы тестирования, то помимо указанных выше последствий, исполнение Подписавшейся стороной корректирующего плана действия по устранению замечаний ВАДА контролируется внешней антидопинговой организацией за счет Подписавшейся стороны, признанной несоответствующей, включая оплату расходов ВАДА и организации, которая выполняет надзорные функции до шести посещений в год. При этом все расходы должны быть оплачены заранее, если они известны.
Для международных спортивных федераций предусмотрены, помимо потери привилегий ВАДА и запрета на участие представителей в работе Подписавшихся сторон, как и у национальных антидопинговых организаций, следующие последствия:
- запрет представителям на участие или посещение спортивных мероприятий регионального, континентального уровня или международных мультиспортивных мероприятий, организованных организаторами крупных соревнований (кроме Олимпийских и Паралимпийских игр). Спортсмены и вспомогательный персонал спортсменов, выступающие в виде спорта данной международной спортивной федерации (или в одной или нескольких дисциплинах этого вида спорта), могут быть отстранены от участия или посещения указанных выше соревнований в рамках следующего за решением мероприятия или до восстановления статуса Подписавшейся стороны, в зависимости от того, что дольше;
- отстранение представителей от участия или посещения Олимпийских и Паралимпийских игр и/или любого другого мультиспортивного мероприятия в рамках следующего за решением мероприятия (летнего или зимнего, в зависимости от обстоятельств) или до восстановления статуса Подписавшейся стороны, в зависимости от того, что дольше.
Если Подписавшаяся сторона является организацией, не входящей в Олимпийское движение и не признана МОК, а статус Подписавшейся стороны был получен в соответствии с применимой политикой ВАДА, то статус Подписавшейся стороны Кодекса аннулируется без какого-либо права на возмещение любых сборов, уплаченных в процессе получения статуса соответствия.
Сравнительный анализ данных по признанию антидопинговых организаций несоответствующими Кодексу показал, что в конце 2021 г. большое количество организаций были признаны несоответствующими в связи с процедурой имплементации в правила или национальное законодательство новой версии Кодекса 2021 года.
Так, только в сентябре 2021 г. Исполнительный комитет ВАДА признал шесть антидопинговых организаций несоответствующими в связи с тем, что они не полностью выполнили требования Кодекса в рамках своих правовых систем.
Всего с начала программы мониторинга соответствия 31 страна была признана несоответствующей Кодексу и 11 внесены в список наблюдения. Из них три страны были признаны несоответствующими более одного раза.
Анализ данных ВАДА по признанию организаций несоответствующими Кодексу, а также по внесению в список наблюдения, позволил установить, что лишь в 23% случаев критические несоответствия были выявлены в ходе проверки реализации антидопинговой программы организации.
Основной причиной признания антидопинговой организации несоответствующей Кодексу является отсутствие имплементации положения основного документа в национальную систему или антидопинговые правила международной федерации (56%), из них абсолютное большинство случаев пришлось на Кодекс 2015 г. (14 случаев из 19), а по Кодексу 2021 г. лишь 5 организаций были признаны несоответствующими. В 2021 г. ВАДА смягчило подход к оценке организаций и предоставило им переходный период, поместив большинство «проблемных» организаций в список наблюдения, тем самым не сразу признав их несоответствующими. Большинство таких организаций в установленный срок смогли решить проблему имплементации положений Кодекса в свои национальные системы и избежать признания несоответствия. Лишь три организации из списка наблюдения в итоге были признаны несоответствующими, т.к. не смогли внедрить Кодекс в положенный срок.
По классификации Международного валютного фонда [5], из развитых стран несоответствующими были признаны лишь НАДО Испании и Израиля в связи с отсутствием внедрения положения Кодекса 2015 г. При этом статус соответствия Израиля был восстановлен в течение 1,5 месяца, а у Испании - в течение года. У ряда развитых стран (Бельгии - Брюссельское сообщество, Фламандское сообщество, Французское сообщество, Греции, Латвии, Нидерландов, Португалии и Испании) были выявлены проблемы с имплементацией положений
Кодекса 2021 г., однако, кроме немецкого сообщества Бельгии, которое в итоге было признано несоответствующим, они лишь были включены в список наблюдения.
Данный факт, возможно, был связан с нежеланием ВАДА объявлять несоответствующими те страны, которые являются стабильным источником финансирования и хорошо представлены в органах управления ВАДА. При этом необходимо отметить, что в большинстве случаев в развитых странах национальные антидопинговые организации обладают хорошими финансовыми и кадровыми ресурсами, которые позволяют организовать работу по устранению выявленных несоответствий.
Проведенный анализ показал, что в среднем срок восстановления организации в правах занимает не менее 5,5 месяца. Однако данный период не является показательным, т.к. при подсчете учитывались первые случаи признания по Кодексу 2015 г., когда ВАДА сразу признавала организацию несоответствующей, однако такой статус снимался в течение месяца. После начала реализации «Программы мониторинга соответствия» средний срок восстановления составляет около 10 месяцев. Самый большой срок восстановления статуса приходится на Россию (более 30 месяцев) и КНДР (более 20 месяцев), самый короткий - на НАДО Нигерии (2,5 месяца) и Международную федерацию баскетбола глухих (1,5 месяца). Время восстановления не зависит от причины признания несоответствия, т.е. характера выявленных несоответствий. Так, например, НАДО Маврикия практически два года внедряла положения Кодекса в свою национальную систему, в то время как НАДО Нигерии смогло оперативно внести изменения в реализацию своей антидопинговой программы и получить статус соответствия.
Выводы
Мониторинг соответствия деятельности подписавшихся сторон Кодекса является одним из важнейших направлений деятельности ВАДА, которое постоянно совершенствуется и развивается в ответ на возникающие вызовы и проблемы, с которыми сталкивалось ВАДА в рамках проводимого контроля соответствия: от проведения первых аудитов до выделения специальной группы в рамках Департамента расследований ВАДА.
Спорт сегодня это неотъемлемая часть его государственной политики, его реноме, его патриотического движения. Участие в крупнейших международных соревнованиях без соблюдения требований ВАДА невозможно. Каждая сторона, и не только в лице страны, но и спортивной федерации, сегодня понимает необходимость во что бы то ни стало доказать свое соответствие требованиям Всемирного антидопингового кодекса, что является непросто ввиду его постоянной эволюции и изменения.
В случае если факт несоответствия все же установлен, требуются порой значительные усилия для восстановления своего статуса, однако мировое сообщество иногда крайне предосудительно воспринимает такое несоответствие.
Несмотря на заявленную политику максимальной помощи организациям, признанным несоответствующими, необходимо отметить, что данная сфера деятельности характеризуется в значительной степени субъективностью оценивания. Оспаривание обвинения о несоответствии в CAS является трудоемкой и дорогостоящей процедурой, недоступной для ряда организаций, которой, в итоге, воспользовалось ограниченное количество организаций. Проведённое исследование показало, что Программе мониторинга необходима модификация процедур оценивания для обеспечения большей прозрачности и вовлеченности внешних наблюдателей.
É*)
Литература
1. Соответствие и мониторинг [Электронный ресурс] / Всемирное антидопинговое агентство. - Режим доступа: https://www.wada-ama.org/en/what-we-do/compliance-monitoring
2. Анцелиович, А.А. Международные организации в области борьбы с допингом в спорте: учеб. пособие / А.А. Анцелиович, Т.В. Долматова. - г. Смоленск, ООО «Принт-Экспресс», 2019. - 241 с.
3. Внедрение и обеспечение соответствия нормативным требованиям [Электронный ресурс] / Всемирное антидопинговое агентство. - URL: https://
www.wada-ama.org/en/what-we-do/compliance-monitoring/code-compliance-implementation-and-maintenance
4. Аудиты по соответствию [Электронный ресурс] / Всемирное антидопинговое агентство. - URL: https:// www.wada-ama.org/en/compliance-audits
5. База данных «Обзор всемирной экономики». Групповая и агрегированная информация [Электронный ресурс] / Международный валютный фонд. -URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/weo-database/2023/April/groups-and-aggregates
References
1. World Anti-Doping Agency (2023), Compliance & Monitoring [Online], URL: https://www.wada-ama.org/en/ what-we-do/compliance-monitoring
2. Antseliovich, A.A. and Dolmatova, T.V. (2019), International organizations in the field of combating doping in sports: studies manual, Smolensk, Print-Express LLC, 241 p.
3. World Anti-Doping Agency (2023), Code Compliance Implementation and Maintenance [Online], URL: https://www.wada-ama.org/en/what-we-do/com
pliance-monitoring/code-compliance-implementation-and-maintenance
4. World Anti-Doping Agency (2023), Compliance Audits [Online], URL: https://www.wada-ama.org/en/ compliance-audits
5. WORLD ECONOMIC OUTLOOK DATABASE. Groups and Aggregates Information [Online] / International Monetary Fund / Available from: https://www.imf.org/en/ Publications/WEO/weo-database/2023/April/groups-and-aggregates
e*)