Научная статья на тему 'Программа учебеного курса для вузов «Медиакультура и творчество в социально-культурной сфере»'

Программа учебеного курса для вузов «Медиакультура и творчество в социально-культурной сфере» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАСФЕРА / УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Цель дисциплины: ознакомить студентов с основными навыками пользования современной медиакультуры для получения творческих произведений. Для этого следует выполнить следующие задачи: 1. Овладение основами фототехники. 2. Изучение базовых принципов медиакультуры. 3.Практическое изучение основных форм медиатворчества. 4.Овладение возможностями медиакультуры в социально-культурной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа учебеного курса для вузов «Медиакультура и творчество в социально-культурной сфере»»

Учебные программы

Программа учебеного курса для вузов «Медиакультура и творчество в социально-культурной сфере»

(Программа входит в число дисциплин по выбору студента Омского государственного университета по специальности 071401.65 «Социально-

культурная деятельность» )

Н.Ф.Хилько, доктор педагогических наук

1. Распределение общего объема часов по видам учебной работы __(очная форма обучения)_

К Семестр Объем часов (по видам работы)

у Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов

р Вс В том числе В в том числе

с его Л Пра С Лабо Друг с Курс р Инд Др

е ктич е рато ие е овая е иви уг

к ески м рные виды г работ ф дуа ие

ц е и занят занят о а е льн ви

и заня н ия ий (прое р ые ды

и тия а р ы кт) а т зада ния СР С

1. 36 36 36 36

Общая трудоемкость дисциплины 36 часов. Формы промежуточного и

итогового контроля 38 часов

2. Цели и задачи дисциплины.

Цель дисциплины: ознакомить студентов с основными навыками пользования современной медиакультуры для получения творческих произведений. Для этого следует выполнить следующие задачи: 1. Овладение основами фототехники. 2. Изучение базовых принципов медиакультуры. 3.Практическое изучение основных форм медиатворчества. 4.Овладение возможностями медиакультуры в социально-культурной сфере. Студент должен знать:

1. Основных зарубежных и отечественных ученых в области медиакультуры.

2. Основные концепции медиакультуры и медиаобразования.

3. Важнейшие положения теории и истории медиакультуры: кино. Студент должен уметь:

1. Проводить критический анализ кино-, видеопродукции.

2. Творчески применять знания в области медиакультуры.

3. Работать в различных видах медиатворчества, применимых в социально-культурной сфере.

Предмет связана с базовым спецкурсом «Фототворчество», являясь его вариантом, направленным на использование других медиа.

3. Содержание дисциплины

Тематический план очной формы обучения (с распределением общего ^ бюджета времени в часах)

К С В Аудиторные занятия Сам Формы

у е с (часов) осто контро

р м е Л Се Лаб ятел ля

с е Раздел дисциплины, г е мин ора ьная (проме

с содержание о к арс тор рабо жуточ

т ц кие ные та ного,

р и (пр зан студ текуще

и акт ич.) зан яти я яти я ента го, итогов ого)

1. 1 1. Медиакультура как объект научного исследования. 2 2 2

1 2. Медиакультура в исторической 2 2 2

репрезентации.

3. Медиакультура как знаковая система. 2 2 2

4. Социальные функции медиакультуры 2 2 2

5. Технический прогресс, информационная 2 2 2

революция и модернизм.

1 6. Медиаинновации индустриального 2 2 2

общества и их творческий потенциал.

7. Социокультурная модернизация и возрождение традиций Российского кинематографа. 2 2 2

8. Политическая, коммуникативная и публицистическая мифология. Мифотворчество в кино и телевидении. 2 2 2

9. Метаморфозы экранной культуры. 2 2 2

10.Медиапространство элитарной и 2 2 2

массовой медиасреды.

11. Концепт постмодерна в киноискусстве 2 2 2

12. СМК и социум; демассификация масс- 2 2 2

медиа. Телекратия и клип-культура

1 13. Компьютер и социально-историческая 2 2 2

память. Интернет и "виртуальная

реальность"

1. 14. Кино в современном медиапространстве и развитие кинофестивального движения 2 2 2

1. 15. Медиаобразование как фактор 2 2 2

социальной модернизации

1. 16. Медиасреда и ее субъекты в условиях информационного общества 2 2 2

1. 17. Развитие аудиовизуального творчества в 2 2 2

пространстве медиасреды

1. 18. Культурно-экологический подход к 2 2 2

восприятию экранной информации: реалии

и иллюзии.

19. Социально-культурные аспекты 2 2 2

экологии восприятия и творчества в

виртуальной среде

Содержание курса

1. Медиакультура как объект научного исследования. Введение в теорию медиакультуры и понятие медиакультуры. Эволюция медиакультуры в постиндустриальную эпоху. Роль медиакультуры в современной ситуации. Воздействие медиа на человека. Медиатизация и информационная безопасность. Схема коммуникативного процесса и его расширение. Культура как форма взаимодействия цикличности культурных сообщений.

2. Медиакультура в исторической репрезентации. Проблема создания концепции динамики развития культур в контексте исторической типологии. Первобытная, античная культура и культура эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения: промышленная революция, контакт и взаимодействие культур. Развитие книгопечатания и журналистики. Индустриализация и урбанизация.

3. Медиакультура как знаковая система. Эволюция текст в медиатекст. Эпохи в развитии медиакультуры. Знаковая специфика медиакультуры. Кодификация и сохранение социально-исторической памяти. Письменная, аудиальная, визуальная и аудиовизуальная знаковые системы. Предтечи письменности: пиктография, иероглифы, алфавит, нотное письмо.

4. Социальные функции медиакультуры. Полифункциональность медиакультуры. Информационная, семиотическая, коммуникативная, нормативная, релаксационная, креативная и интеграционная функции. Функции медиакультуры, и их связь с общением, досугом, творчеством, сохранением культурного наследия и процессами управления в обществе.

5. Технический прогресс, информационная революция и модернизм. Вторая волна цивилизации (Э. Тоффлер). Микроэлектронная революция и модернизм. Индустриальная революция и интегрированная социальная система. Медиакультура как порождение информационной революции и запросов массовой культуры.

6. Медиаинновации индустриального общества и их творческий потенциал. Техническая революция и развитие СМК. Массовая печать и расслоение читательской аудитории. Фотография, электрокоммуникация и многоканальность восприятия мира. Диалектика документального и художественного. Магическая трансформация и мгновенная информация как формы открытой трансляции информации.

7. Социокультурная модернизация и возрождение традиций Российского кинематографа. Пути и способы социально-культурной модернизации в сфере медиакультуры. Место кино в систем медиакультуры. Эволюция киноязыка в системе изобразительных искусств. Возможности философского мышления с помощью кино, Кино в контексте массовой культуры как способ «внушения и заражения». Комплексная реализация в кино функций медиакультуры.

8. Политическая, коммуникативная и публицистическая мифология. Мифотворчество в кино и телевидении. Социальный и природный космос в понятии мифа. Связь мифа с медиакультурой. Сущность политического мифа

и реальность. Магическое восприятие власти. Медиамиф как посредник между реальностью и человеком (Э.Касирер, Р.Барт). Создание мифологической реальности «упорядоченной картины мира» при помощи самопорождения мифа (М. Мамардашвили)

9. Метаморфозы экранной культуры. Смена утопий, мифов и легенд новыми формами экранной культуры. Киномагия в системе кинотрюков, монтажной и комбинированной съемки, киномонтажа - обновление изобразительных средств. Образ-действие, интеграция «высокой» и «низкой» культуры. Основные направления в развитии кино в экранной культуре: экспрессионизм, киноавангард, киноэкспериментаторство, киномодернизм, неореализм, гуманизм, интллектуальный кинематограф,

киноэкзистенициализм.

10. Медиапространство элитарной и массовой медиасреды. Дихотомия элитарное-массовое как парадокс современной медиакультуры. Культ информационного в элитарном искусстве. Ответственность коммуникатора за миссию просветительства и духовного наставничества масс. Отчуждение духовного производства, стереотипность, повторяемость приемов, некритичность, потребительство, фатальный распад и саморазрушение. Элитарная экранная культура как носительница высших духовных идеалов. Разрушение массовой культуры и кризис элитарной как необходимость диверсификации.

11. Концепт постмодерна в киноискусстве. Наступление постмодернизма. Необходимость придания миру смыла (М. Хайдеггер). Изобретение новых формальных структур, моделирующих ситуацию (У.Эко). Симулятивный характер современной социально-культурной ситуации и феномен деградирующей культуры. Новая культура имиджа и симулякрума, мутация предметного мира и конфигурации субъекта.

12. СМК и социум; демассификация масс-медиа. Телекратия и клип-культура. Идея «новой цивилизации» и информационное общество. Многоканальная система получения информации. Самопрограммирование масс-медиа как начало насильственного господства режима технократической публичности. Наступление идеологии технофундаментализма. Аудиовизуальная культура как пространство расстановки акцентов СМК. Подражательный характер экранной культуры. Кодирование и декодирование информации, виды клип-культуры: реклама, коллажи, плакаты, музыкальные клипы и т.д. особенности клипового мышления - его плюсы и минусы.

13. Компьютер и социально-историческая память. Интернет и виртуальная реальность. Создание новой инфосферы сетевых и интеллектуальных сообществ. Появление потребности в медиаграмотности. Социальная модернизация медиакультуры. Способы расширения социальной памяти человека. Появление виртуальной реальности и формирование киберсознания. Компьютеризация и унификация культурных различий. Функции Интернета. Развитие инфоструктуры коммуникаций. Влияние Интернета на политику и сферу

коммуникаций. Виртуализация в контексте исторического пути человечества.

14. Кино в современном медиапространстве и развитие кинофестивального движения. Особенности кинопроизводства и киновидеопрокат в Омской области. Технологическое обновление и внедрение мобильных форм проката. Зрительские, кинолюбительские и смешанные формы фестивалей. Организация деятельности киноклубов их перерастание в медиаклубы и медиацентры. Фестивали документального кино, повышение их роли в современном обществе. Структура и формы проведения фестивалей.

15. Медиаобразование как фактор социальной модернизации. Необходимость массового овладения медиязыком. Концепции критического сознания и репрезентации реальности (Л.Мастерман). Познание способов создания медиатекстов. Критическая дистанция по отношению к поп-культуре и сопротивление манипуляциям. Осознание влияния медиа на жизнедеятельность и социально-культурную среду. Теории медиаобразования и их связь с медиакультурой.

16. Медиасреда и ее субъекты в условиях информационного общества.Процесс модернизации и система духовной регуляции культурного генофонда нации Глобальная и локальная медиасреда. Медиаменеджмент и его правовые основы. Бизнес и формирование медиарынка. СМК, пресс-центр и коммерческие организации. Демонополизация глобальной медасреды. Глобализация коммуникации, стремление к достоверности информации.

17. Развитие аудиовизуального творчества в пространстве медиасреды. Понятие аудиовизуального творчества. Локальная медиасреда как многоступенчатая система повышение уровня креативности личности. Типологии медиалюбительства. Активность зрителя как потенциал творческого самовоплощения и самореализации. Субъект-объектные и субъект-субъктные типы взаимодействия в медиасреде. Формы видения как способы авторского самовыражения в адиовизуальном творчестве. Использование комбинации медиазнаков как системы технологического обеспечения аудиовизуального творчества. Социально-культурные технологии аудиовизуального творчества.

18. Культурно-экологический подход к восприятию экранной информации: реалии и иллюзии. Культурно-экологический подход к восприятию экранной информации: реалии и иллюзии. Восприятие в виртуальной среде и реальность. Иллюзии восприятия. Критический подход, критическая автономия личности и реализация творческого профиля личности. Умения осуществлять выбор экранной информации. Проблема критериев выбора. Алгоритмы восприятия экранной информации. Информационный иммунитет. Особенности зрительского видения и его отличие от профессионального.

19. Социально-культурные аспекты экологии восприятия и творчества в виртуальной среде. Культурно-экологический подход к восприятию

экранной информации: реалии и иллюзии. Социальные болезни общества в информационной среде и ресурсы «оздоровления»: культурно-экологический практикум. Медиадиета как локальный информационный «ортобиоз» в системе принципов культурно-экологического равновесия в микросоциуме. Медиатворчество как регулятор социально-культурной экологии в сфере досуга. 5. Требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля. Форма итогового контроля -экзамен. Требования к итоговому экзамену: знать основы медиакультуры, владеть творческими приемами анализа медиатекстов, владеть приемами электронной обработки фотоинформации, уметь использовать критерии критической оценки экранных произведений и произведений печати, умение анализировать фотовыставку.

Формы промежуточного контроля и требования к нему:

№ Формы промежуточного Требования к ним

темы контроля

3 Домашние задания Знание элементарной литературы по медиакультуре

7 Контрольная точка Наличие конспекта лекций

9 Самостоятельная работа Проверка критического отзыва

11 Контрольная работа Рецензия на к инофильм

12 Проверка рефератов Самостоятельный анализ современной литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Защита творческих идей Оригинальность предложений

15 Коллоквиум Активность участия

18 Допуск к экзамену Наличие: реферата, модели, отзыва.

Вопросы к экзамену (1 семестр):

1. Роль медиакультуры в современной ситуации. Воздействие медиа на человека.

2. Эпоха Просвещения: промышленная революция, контакт и взаимодействие культур.

3. Предтечи письменности: пиктография, иероглифы, алфавит, нотное письмо.

4. Функции медиакультуры, и их связь с общением, досугом, творчеством, сохранением культурного наследия и процессами управления в обществе.

5. Медиакультура как порождение информационной революции и запросов массовой культуры.

6. Магическая трансформация и мгновенная информация как формы открытой трансляции информации.

7. Комплексная реализация в кино функций медиакультуры.

8. Создание мифологической реальности "упорядоченной картины мира" при помощи самопорождения мифа.

9. Основные направления в развитии кино в экранной культуре.

10. Элитарная экранная культура как носительница высших духовных идеалов.

11. Новая культура имиджа и симулякрума, мутация предметного мира и конфигурации субъекта.

12. Влияние Интернета на политику и сферу коммуникаций. Виртуализация в контексте исторического пути человечества.

13. Социальная модернизация медиакультуры. Способы расширения социальной памяти человека.

14. Зрительские, кинолюбительские и смешанные формы фестивалей.

15. Осознание влияния медиа на жизнедеятельность и социально-культурную среду. Теории медиаобразования и их связь с медиакультурой.

16. Демонополизация глобальной медасреды. Глобализация коммуникации, стремление к достоверности.

17. Локальная медиасреда как многоступенчатая система повышение уровня креативности личности.

18. Культурно-экологический подход к восприятию экранной информации: реалии и иллюзии.

19. Социальные болезни общества в информационной среде и пути его «оздоровления».

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проект, 2005. 400 с. Кирилова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический проект, 2005. 448 с. Новые аудиовизуальные технологии / Под ред. К.Э Разлогова. М. : УРСС, 2006. 450 с. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с. Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. Омск: ОмГУ, 2008. 165 с. Дополнительная:

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

Белл Д. Грядущее индустриальное общество. М., 1993.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительскому восприятию. М., 1988.

Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. М., 1999.

Жабский МС.И. Социокультурная драма кинематографа. Аналит. летопись (1969-2005 г.г.). М.: Канон, 2009.

Кастельс М. Галактика Интернет. Екатеринбург, 2004.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000.

Кристин К., Габриель Г. Дети процессора: Как Интернет и видоигры формируют завтрашних

взрослых. Екатеринбург, 2006. 272 с.

Курицын В. Книга о посмодернизме.Екатеринбург, 1992.

Левшина И.С. Подросток и экран. М., 1989.

Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003.

Оранж Т., О-Флин Л. Медиадиета для детей. Руководство для родителей. СПб: ДИЛЯ, 2007. 272 с. Орлов А. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания // Гео. 1997. № 5.

Петрова Н.П. Виртуальная реальность. М., 1997. Продюсер кино и телевидения. М., 2006.

Разлогов К.Э. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М., 1992. Рашшкоф В. Медиавирус. М., 2006.

Социальная философия. Словарь / Под ред. Кемерова В. М., 2003. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. М., 1995.

Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Учебное пособие для вузов. Таганрог, 2004. Федоров А.В. Права ребенка и проблемы насилия на российском экране. Таганрог, 2004. Шестаков В. Мифология XX века - М., 1988.

Сайты:

Ассоциация медиапедагогики и медиаобразования России.

http: //edu.of.ru/mediaeducation

Открытая электронная полнотекстовая библиотека "Медиаобразование"

http://edu.of.ru/medialibrary

Информационная грамотность и медиаобразование

http://www.mediagram.ru Журнал "Медиаобразование" http://www.ifap.ru/projects/mediamag.htm "Информация для всех"

http://www.ifap.ru

Медиацентр (интернетный журнал)

http: //edu.km.ru/mcenter

Медиаобразование и медиаграмотность на портале «Альянса цивилизаций» ООН

http://www.aocmedialiteracy .org/

Приложение Методические рекомендации для преподавателя. 1 семестр. Раздел предполагает наличие литературы для совместного и индивидуального использования. Лекции и изучение литературы дополняются экскурсиями и изучением сайтов.

Методические рекомендации для студентов.

1 семестр. Студент самостоятельно изучает литературу, консультируется по вопросам медиакультуры, овладевает навыками медиакритики, анализа медиаобразовательных сайтов компьютерном классе. _

№ темы Средства учебной деятельности Методы учебной деятельности Формы учебной деятельности

1. Видеолекция Демонстрация Просмотр

2. Альбомы Объяснение Показ

3. Видеопроекция Демонстрация Экскурсия

4. Фотоальбомы Эвристический Просмотр

5. Фотоальбомы Проблемный Показ

6. Фотоальбомы Объяснительный Демонстрация

7. Видеопроекция Демонстрация Обсуждение

8. Фотоальбомы Объяснительный Обсуждение

9. Видеопроекция Объяснительный Просмотр

10. Фотоальбомы Демонстрация Показ

11. Репродукции Проблемный Слайд-шоу

12. Фотовыставка Поисковый Экскурсия

13. Фотоальбомы Объяснительный Показ

14. Журналы Демонстрация Обсуждение

15. Фотовыставка Объяснительный Экскурсия

16. Фотоальбомы Проблемный Показ

17. Фотовыставка Эвристический Экскурсия

18. Журналы Объяснительный Показ

Методические рекомендации для студентов

№ темы Формы самостоятельной работы студентов Формы учебной деятельности

1. Изготовление уголков Просмотр

2. Изучение литературы Показ

3. Изготовление модели фотоаппарата Экскурсия

4. Изучение литературы Просмотр

5. Написание отзыва Показ

6. Изучение литературы Демонстрация

7. Изучение литературы Обсуждение

8. Изучение литературы Обсуждение

9. Написание рецензии Просмотр

10. Написание рецензии Показ

11. Фотосъемка портрета Слайд-шоу

12. Фотосъемка пейзажа Экскурсия

13. Написание реферата Показ

14. Фотосъемка натюрморта Обсуждение

15. Фотосъемка натюрморта Экскурсия

16. Фотосъемка жанровых сцен Показ

17. Фотосъемка репортажа Экскурсия

18. Подготовка к демонстрация снимков (обработка информации в компьютере) Показ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.