тельных приборов были выбраны диапазон измерения тактовых частот от 8 МГ ц до 8 кГц, по четыре режима работы имитатора источника сообщений и устройства обработки двоичных последовательностей. Имитация несанкционированного съема информативных сигналов в первичных цепях питания выполняется как в статическом, так и в динамическом режимах. Выбор тактовых частот, режимов работы имитатора источника сообщений, устройства обработки двоичных последовательностей и выбор режима съема информативных сигналов производится с пульта управления имитатора в процессе проведения исследований. Имитатор позволяет продемонстрировать возможность защиты от утечки информации по цепям питания следующими средствами: сетевым фильтром, мотор-генератором на ±12 В, параллельным стабилизатором, компенсирующей статической и динамической нагрузкой. Имитатор устройства обработки информации позволяет изменять пиковые значения и уровень информативных сигналов от 0,1 до 10 мВ. При подключении внешнего измерительного генератора к имитатору имеется возможность изменять вид и частоту информативного сигнала в более широком диапазоне частот.
В качестве демонстративного средства автоматизации процессов измерения и обработки информативных сигналов предусмотрено использование ПЭВМ. Возможности ПЭВМ для обработки информативных сигналов ограничены техническими характеристиками универсальных плат ввода данных или звуковых карт и, в первую очередь, их максимальной частотой дискретизации. В имитаторе предусмотрено формирование информативных сигналов с учетом возможностей используемых ПЭВМ, в частности имеется возможность понижения тактовой частоты работы имитатора устройства обработки информации. Такой подход, хотя и в упрощенном виде, позволит продемонстрировать процессы автоматизации использования различных алгоритмов цифровой обработки информативных сигналов, а также представления результатов обработки в требуемом виде.
В.И. Струков
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ"
В работе представлены результаты разработки универсальной оболочки программы тестирования знаний, реализующей метод адаптивного тестирования с тремя уровнями сложности тестовых заданий. При разработке оболочки программы тестирования знаний была поставлена задача создания универсальной программы, позволяющей проводить оценку знаний по различным учебным дисциплинам, в зависимости от используемой базы тестовых вопросов. Анализ имеющихся теоретических и методологических материалов [1,2] показал, что современная программа тестирования знаний должна быть построена на способах адаптивного тестирования с учетом научно обоснованного порядка предлагаемых вопросов, уровня их сложности, а также психологии тестирования и индивидуальных качеств испытуемых. Практическая реализация компьютерных тестов для открытого образования, удовлетворяющих всем предъявляемым к ним требованиям, сталкивается со значительными трудностями как в получении удобных для практического использования алгоритмов, так и необходимости использовать современные мультимедийные аппаратные средства, оснащение которыми учебных заведений и пользователей идет не достаточно быстро.
Секция
Проблемы подготовки специалистов
В связи с этим в разрабатываемые в настоящее время программы приходится вносить ограничения, что конечно приводит к некоторым погрешностям оценки знаний испытуемых, но, с другой стороны, позволяет уже сейчас внедрить в учебный процесс электронные мультимедийные обучающие программы и приступить к созданию Системы открытого образования Российской Федерации.
Применительно к процессу обучения в ТРТУ допущенные погрешности при использовании таких компьютерных тестов могут быть скорректированы при проведении промежуточного и итогового рейтинг - контроля преподавателем курса.
Таким образом, при выборе методики оценки знаний в данной работе был использован следующий подход:
- оболочка программы тестирования должна быть универсальной, т.е. позволять оценивать уровень знаний испытуемых по разным учебным дисциплинам;
- программа оценки знаний должна базироваться на использовании рейтинговых интервалов вопросов, выбор текущего интервала (переход с одного уровня сложности на другой) осуществлялся бы программно с учетом правильности ответов на предыдущие вопросы;
- выбор уровня сложности конкретного вопроса определяется методом экспертной оценки с возможностью последующей корректировки задания по желанию преподавателя;
- программа тестирования должна использоваться на 1ВМ РС совместимых компьютерах и предназначена для работы в среде MS DOS;
- использовать на данном этапе разработки компьютерного теста задания в закрытой форме (выбор правильного из четырех предлагаемых).
Разработка баз данных вопросов тестовых заданий проводилась с учетом современных теоретических разработок по концептуальным моделям обучения и имеющихся методологических рекомендаций по формированию заданий и процесса проведения тестирования [1-3]. При составлении баз данных вопросов использовались материалы учебного курса [5], подготовленного на кафедре БИТ и читаемого для студентов специальности 220600 и 061100 в ТРТУ, а также результаты работы [4]. Для реализации метода адаптивного тестирования были использованы три уровня сложности тестовых заданий.
Первый уровень - это узнавание изучаемых объектов и процессов при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или действий с ними, например, выделение изучаемого объекта из ряда предъявленных различных объектов.
Второй уровень - это воспроизведение усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Примеры: воспроизведение информации по памяти; решение типовых задач.
Третий уровень - это такой уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом учащийся способен генерировать субъективно новую (для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними. В качестве основного типа использовались тестовые задания в закрытой форме. Извлечение вопросов из базы данных по рейтинговым интервалам осуществляется по случайному закону с учетом возможной корректировки вопроса в дальнейшем по решению преподавателя.
Библиографический список
1. Костюкова Н.И., Попков В.К. Математические модели, дидактические и эргономические аспекты разработки автоматизированных обучающих комплексов. // Дистанционное образование. 1999.
2. Оганесян Опыт компьютерного контроля знаний. // Дистанционное образование. 1999, №6.
3. Толстик А.М. Компьютерный лабораторный практикум в системе дистанционного образования. // Дистанционное образование. 1999, №6.
4. Струков В.И. Учебно-методическое обеспечение преподавания курса “Правовые основы защиты информации. В сб. ТРТУ №2 (12) 1999г, С. .254.
5. Струков В.И. Правовое обеспечение защиты информации. Методическое пособие. .№2728. Таганрог: ТРТУ, 1999, 75 с.
Н. Г. Демурчев, А.О. Шульгин
Россия, г. Ставрополь, СГУ
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Потенциальные возможности информатизации в совершенствовании образования чрезвычайно высоки. Современные средства информатизации позволяют автоматизировать сложные процессы контрольно-расчетной и управленческой деятельности в сфере образования. Большое значение при проектировании и реализации таких систем играют механизмы обеспечения безопасности (конфиденциальности, целостности) информации.
В рамках информатизации Ставропольского государственного университета и в связи с необходимостью усовершенствования деятельности по управлению учебным процессом была разработана единая комплексная информационная система «Учебная часть». Основные задачи, решаемые комплексом: централизованное хранение, корректировка, поиск информации; распространение информации подразделениям в пределах сети университета; автоматизация создания отчетов;
автоматизация расчетной деятельности; контроль корректности действий по управлению учебным процессом; автоматизация принятия решений в области управления образовательным процессом. Система имеет модульную структуру и ориентирована на работу в компьютерной сети. Используемая архитектура «клиент - сервер» позволяет работать с системой большому количеству клиентов одновременно. Хранение данных осуществляется с использованием СУБД MS SQL Server 2000, что позволяет обеспечить надежность и конфиденциальность информации. Основная особенность проекта состоит в том, что с использованием АИС «Учебная часть» данные проходят цикл от государственного стандарта до расписания преподавателя и распределения нагрузки без использования бумажных форм. Весь поток информации подвергается обработке соответствующими подразделениями и контролируется с использованием специальных алгоритмов. Контроль, анализ и расчеты автоматизированы, что позволяет избежать возникновения ошибок, позволяет повысить точность и скорость расчетов.
Данные, хранящиеся в системе представляют стратегическую важность и относятся к секретным сведениям. Поэтому вопросам безопасности комплекса было уделено значительное внимание. Проанализировав структуру и принципы функционирования АИС можно выделить следующие категории проблем, связанных с обеспечением её безопасности: безопасность базы данных; безопасность исполняемого кода (программ); целостность хранимой информации.
База данных АИС реализована на основе СУБД MS SQL Server 2000, которая обладает развитыми средствами защиты хранимых данных. В первую очередь это система аутентификации пользователей, позволяющая разграничить доступ к различным объектам базы данных в зависимости от принадлежности пользователя к организационному подразделению (деканату, кафедре). Для эффективного использования механизмов среды MS SQL была разработана математическая модель доступа к данным, основанная на использовании ролей и прав доступа. Другим эле-