Секция
Проблемы подготовки специалистов
Технологическую основу системы переподготовки и повышения квалификации персонала составляют компьютерные методы обучения. Взаимодействие обучаемых с преподавателем осуществляется через компьютерную сеть. Основу процесса обучения, наряду с традиционным изложением общих теоретических положений, составляет самостоятельное выполнение обучаемыми ряда заданий из БД, в том числе миварных БД.
Миварная концепция БД позволяет работать с динамическими структурами хранения данных, что открывает новые возможности по обучению персонала. Ми-варное представление данных позволяет использовать неявные ассоциативные связи различных понятий и объектов, обрабатывать неоднородные данные, организуя связь между ними посредством координат N-мерных точек. Следовательно, подобные по форме представления данные могут храниться в одних наборах данных, а связи между ними будут организованы через общее пространство. Это особенно важно для систем выполняющих комплексную обработку различных по форме представления (мультимедиа, графика, тексты, звук, картографические и т.п.) данных. Кроме того, правила обработки данных и непосредственно сами данные могут храниться в едином формате, например, стандартных файлов ЭВМ. В любое время можно либо расширить описание исследуемых объектов, либо уменьшить его. Один и тот же объект в разных отношениях может описываться с разной степенью детализации: от одного краткого идентификатора или перечня нескольких наиболее важных характеристик до полного описания всех свойств и отношений. Кроме всего прочего, миварная концепция открывает новые возможности по созданию мощных (обучающих) информационных систем, работающих в реальном масштабе времени без потери динамизма изменения структуры.
Вывод. Для обучения персонала в области защиты информации, в основу информационных систем может быть положена платформа Tivoli и современная концепция миварного представления данных.
Е.Д. Катаев, А.А. Морозов
Россия, г. Пенза, ПГУ
МОДЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛОВ УТЕЧКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ЦЕПЯМ ПИТАНИЯ
Важным направлением подготовки специалистов в области информационной безопасности автоматизированных систем является изучение технических каналов утечки конфиденциальной информации. На кафедре «Информационная безопасность систем и технологий» ПГУ разработана модель технических каналов утечки информации по цепям питания. Любая модель должна учитывать те свойства процессов, явлений и объектов, которые представляют интерес с точки зрения целей и задач конкретного исследования. Модель технических каналов утечки информации не идентична реальным процессам, поскольку отражает только самые значимые свойства. Она является понятной для исследования и анализа. Специалист в области информационной безопасности должен знать методы и средства перекрытия технических каналов утечки информативных сигналов. Данная модель должна продемонстрировать студентам реальность существования угрозы утечки информации по цепям питания. Модель реализована в виде технического устройства-имитатора реальных информативных сигналов, возникающих при обработке информации, представленной в двоичном виде. Регистрация информативных сигналов осуществляется с помощью универсальных измерительных приборов: осциллографа, частотомера, вольтметра, амперметра. С учетом возможностей измери-
Известия ТРТУ
Тематический выпуск «Информационная безопасность»
тельных приборов были выбраны диапазон измерения тактовых частот от 8 МГ ц до 8 кГц, по четыре режима работы имитатора источника сообщений и устройства обработки двоичных последовательностей. Имитация несанкционированного съема информативных сигналов в первичных цепях питания выполняется как в статическом, так и в динамическом режимах. Выбор тактовых частот, режимов работы имитатора источника сообщений, устройства обработки двоичных последовательностей и выбор режима съема информативных сигналов производится с пульта управления имитатора в процессе проведения исследований. Имитатор позволяет продемонстрировать возможность защиты от утечки информации по цепям питания следующими средствами: сетевым фильтром, мотор-генератором на ±12 В, параллельным стабилизатором, компенсирующей статической и динамической нагрузкой. Имитатор устройства обработки информации позволяет изменять пиковые значения и уровень информативных сигналов от 0,1 до 10 мВ. При подключении внешнего измерительного генератора к имитатору имеется возможность изменять вид и частоту информативного сигнала в более широком диапазоне частот.
В качестве демонстративного средства автоматизации процессов измерения и обработки информативных сигналов предусмотрено использование ПЭВМ. Возможности ПЭВМ для обработки информативных сигналов ограничены техническими характеристиками универсальных плат ввода данных или звуковых карт и, в первую очередь, их максимальной частотой дискретизации. В имитаторе предусмотрено формирование информативных сигналов с учетом возможностей используемых ПЭВМ, в частности имеется возможность понижения тактовой частоты работы имитатора устройства обработки информации. Такой подход, хотя и в упрощенном виде, позволит продемонстрировать процессы автоматизации использования различных алгоритмов цифровой обработки информативных сигналов, а также представления результатов обработки в требуемом виде.
В.И. Струков
Россия, г. Таганрог, ТРТУ
ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ "ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ"
В работе представлены результаты разработки универсальной оболочки программы тестирования знаний, реализующей метод адаптивного тестирования с тремя уровнями сложности тестовых заданий. При разработке оболочки программы тестирования знаний была поставлена задача создания универсальной программы, позволяющей проводить оценку знаний по различным учебным дисциплинам, в зависимости от используемой базы тестовых вопросов. Анализ имеющихся теоретических и методологических материалов [1,2] показал, что современная программа тестирования знаний должна быть построена на способах адаптивного тестирования с учетом научно обоснованного порядка предлагаемых вопросов, уровня их сложности, а также психологии тестирования и индивидуальных качеств испытуемых. Практическая реализация компьютерных тестов для открытого образования, удовлетворяющих всем предъявляемым к ним требованиям, сталкивается со значительными трудностями как в получении удобных для практического использования алгоритмов, так и необходимости использовать современные мультимедийные аппаратные средства, оснащение которыми учебных заведений и пользователей идет не достаточно быстро.