Научная статья на тему 'Об опыте развития электронного образовательного пространства Международного инновационного университета'

Об опыте развития электронного образовательного пространства Международного инновационного университета Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
157
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / СИСТЕМА "ЭЛЕКТРОННЫЙ ВУЗ" / ЭЛЕКТРОННЫЕ МОДУЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Довгаль Л.С.

В статье анализируется опыт Международного инновационного университета по организации электронного образовательного пространства. Рассматривается возможность интеграции электронного и традиционного образовательного пространства в процессе формирования профессиональных и личностных качеств студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Довгаль Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об опыте развития электронного образовательного пространства Международного инновационного университета»

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Довгаль Л.С.

Об опыте развития электронного образовательного пространства Международного инновационного университета

Аннотация: В статье анализируется опыт Международного инновационного университета по организации электронного образовательного пространства. Рассматривается возможность интеграции электронного и традиционного образовательного пространства в процессе формирования профессиональных и личностных качеств студентов.

Ключевые слова: опыт организации электронного образовательного пространства, система «электронный вуз», электронные модули.

В Международном инновационном университете в течение длительного времени разрабатывается система «электронный вуз», объединяющая в себе возможности электронного и традиционного образовательного пространства. В вузе создана мультисервисная информационная среда университета, объединяющая все учебные корпуса в базисную конвергентную транспортную MPLS-инфраструктуру с элементами "сетей следующего поколения". Это обеспечивает высокое качество и масштабируемость как при использовании проводных каналов связи, так и доступе по сети Интернет.

Общая протяженность линий кольцевой структуры, позволяющей пропускать трафик со скоростью 100 Megabit Ethernet протяженностью свыше 30 км, информационное взаимодействие осуществляется через внутренние узлы доступа, оснащенные современным оборудованием.

Количество компьютеров в мультисервисной сети составляет 320 единиц, при этом количество автоматизированных рабочих мест пользователей с распределенной информационной системе управления университетом 320 единиц.

Корпоративная вычислительная сеть состоит из:

• высокоскоростного доступа в интернет;

• круглосуточного IPTV- вещания;

• производства новостного и учебного ТВ-контента;

• мобильного аудиосопровождения значимых мероприятий, проводимых на территории вуза;

• распределенной обработки данных;

• доступа к автоматизированным информационным ресурсам.

Управление сетью для обеспечения взаимодействия между собой сетей

различных подразделений МИУ обеспечивает мультисервисная транспортная система передачи интегрированных данных (МТСПД). На ее базе в

университете функционирует внутренняя цифровая АТС емкостью 1000 номеров с потоковой интеграцией в городские и междугородние сети, корпоративные сети академических институтов РАН.

Электронная библиотека содержит 1634 источников (учебники, учебные пособия, журналы периодической печати, авторефераты диссертаций и другие информационные материалы для учебной и научной деятельности с актуальными сроками изданий)

Информационная инфраструктура университета является системнотехнической основой прикладных информационных систем и базируется на современных технологиях построения виртуальных корпоративных вычислительных сетей с использованием стандартов и архитектур, обеспечивающих требуемую производительность, а также взаимосвязь с региональными и глобальными компьютерными сетями. Компонентами информационной инфраструктуры являются: клиентские и серверные

компьютерные платформы, сегменты корпоративной вычислительной сети, среда передачи данных, телекоммуникационное оборудование и каналы связи, системное программное обеспечение, предназначенное для организации взаимосвязи узлов и транспортировки данных.

Мероприятия, направленные на создание информационной инфраструктуры:

• оснащение подразделений вычислительной техникой и периферийным оборудованием;

• проектирование и создание структурированной физической среды передачи данных;

• проектирование, инсталляция и администрирование серверных компьютерных платформ, системного программного обеспечения и коммуникационного оборудования корпоративной вычислительной сети;

• инсталляция телекоммуникационного оборудования и организация каналов передачи данных для взаимосвязи с удаленными корпусами университета, региональными и глобальными информационными сетями.

Корпоративная информационно-вычислительная сеть является ключевой компонентой инфраструктуры, влияющей на эффективность решения задач информатизации в вузе.

В отчетном периоде информационно-техническое состояние в университете таково:

• наличие в образовательном учреждении подключение к сети Internet (скорость подключения 10240 Кбит/с.);

• наличие в образовательном учреждении единой вычислительной

сети;

• наличие локальных сетей в образовательном учреждении-5;

• наличие Intranet-серверов-5;

• наличие терминалов, с которых имеется доступ к сети Intemet-270;

• наличие единиц вычислительной техники (компьютеров), всего 320:

- из них используется в учебном процессе 152;

• наличие единиц IBM PC - совместимых компьютеров, всего 320, из

них;

- с процессором Pentium-IV и выше-320;

- с двухъядерными процессорами или двумя и более процессорами с тактовой частотой более 1 ГГц.-97;

• пригодных для тестирования студентов в режиме on-line-153;

• пригодных для тестирования студентов в режиме off-line-135;

• количество компьютерных классов-7;

• количество камер системы видеонаблюдения: 28;

• автоматизированная проходная с турникетами.

В состав серверного оборудования включены серверы управления сетью вуза (контроллеры доменов), серверы управления базами данных, файловые серверы, серверы корпоративных приложений, серверы управления цифровыми образовательными ресурсами, веб-серверы, серверы сетевых и телематических служб (DNS, DCHP, PROXY, MAIL и т. п.), а также серверы хранилищ данных. Система управления сетевой инфраструктурой включает описание коммуникационного оборудования, каналов связи, используемых протоколов, настройки виртуальных сетей и настройки политик безопасности. Это описание хранится в обобщенном репозитории метаданных (ОРМД). ОРМД хранит описание КИС на базе функционально-онтологического подхода. Необходимо отметить, что основой описания в ОРМД является описание классов различных областей деятельности вуза, в том числе и ИТ-области и взаимоотношений между классами. В рамках онтологического подхода отношения между классами могут носить произвольный характер и иметь характеристики симметричности, транзитивности и инверсности. На основании этих данных (описания коммуникационного оборудования и политик доступа виртуальных подсетей) программы управления корпоративной сетью могут настраивать коммуникационное оборудование в соответствии с установленными правилами безопасности, описанными в ОРМД с помощью классов, отношений, характеристик и объектов.

Определение политик безопасности не ограничивается только управлением виртуальными подсетями. Для предотвращения несанкционированного вторжения в корпоративную сеть снаружи используется межсетевой экран, который также может управляться средствами автоматической установки прав на основании описания в ОРМД. Отношения «Доступ разрешен» могут связывать определенные компьютеры по определенным портам. На основании этих отношений с учетом атрибутов отношений (номер порта) на межсетевом экране программа автоматически устанавливает заданные разрешения. Это позволяет ограничивать доступ не только снаружи во внутреннюю сеть, но и доступ из корпоративной сети к

корпоративным серверам. В этом случае установки выполняются не на коммуникационном оборудовании, а на серверах.

В Международном инновационном университете создана централизованная система управления на основе LDAP-сервера (Light Directory Асеess Protocol). В МИУ это решение основано на использовании службы каталогов Active Directory (AD).

В процессе проектирования службы каталогов выполняется:

• распределение пользователей и сетевых ресурсов на логическом уровне (выделение доменов, подразделений, групп и т.п.);

• организация и описание в терминах службы физической структуры корпоративной сети (организация контроллеров и их размещение в корпоративной сети, проектирование узлов, проектирование топологии репликации и т.п.).

Территориально МИУ имеет распределенную в регионе большой Сочи структуру, которая связана на сетевом уровне путем создания частной региональной вычислительной сети. Ядром такой сети является корпоративная вычислительная сеть центрального корпуса. Кроме корпоративной сети главного корпуса в региональную сеть вуза входят локальные сети удаленных подразделений университета, расположенные в Адлере и Лазаревском.

Для интеграции сетей корпусов и основной сети вуза используются элементы региональной опорной сети, основу которой составляет маршрутизирующее и каналообразующее оборудование. Ядро корпоративной сети университета защищается программным межсетевым экраном. Соединение с локальными сетями удаленных корпусов выполняется с использованием технологий виртуальных частных сетей на основе протокола SSL (Secure Sockets Layer), что обеспечивает требуемый уровень безопасности передаваемых данных.

В центральном корпусе университета коммуникационное оборудование соединяться витой парой, которая поддерживает соединения со скоростью 100 Мб/сек.

Взаимодействие узлов внутри сети реализовано через корпоративные серверы (файловые серверы, веб-серверы, ftp-серверы, серверы приложений, серверы СУБД и т. п.). Производительность серверов определяется теми задачами, которые решаются в КИС вуза, числом пользователей, которые работают с приложениями, архитектурой самих приложений.

Принятие решения о выборе операционных сред, которые используются в вузе, обусловлено многими обстоятельствами. В первую очередь учитываются решаемые в вузе задачи и используемое для этого прикладное программное обеспечение, экономические соображения и опыт персонала ИТ-службы. Основными операционными системами в МИУ являются MS Windows и Linux. Для обеспечения доступа к корпоративным данным (контуры управления университетом, финансов и управления

учебным процессом) используются выделенные серверы. При недостаточности ресурсов одного сервера может использоваться функциональное распределение, когда на разных серверах расположены различные базы данных.

Данные корпоративных серверов сохраняются в виде архивных копий баз данных в хранилище, архивация выполняется в соответствии с принятым регламентом. Сеть хранения используется также для организации доступа к первичным данным СУБД корпоративных приложений.

Отличительной чертой информатизации в МИУ является комплексный подход к построению КИС. Этот подход потребовал разработки различных моделей КИС, которые взаимно влияли друг на друга, имели перекрестные связи или могли быть результатом преобразования одной модели в другую. Используемый подход обусловил необходимость описания всех объектов КИС вуза, в том числе объектов предметных областей, ИТ-области, бизнеспроцессов вуза, включая процессы управления КИС. Объекты разных областей связаны между собой, и эти связи используются при создании управляющих процедур. Упрощенно представлена взаимосвязь элементов КИС МИУ как совокупности инфраструктуры ИТ, данных, приложений, обрабатывающих эти данные, и пользователей, оперирующих этими приложениями.

Основной концепцией построения КИС университета является идея интеграции. Основные аспекты интеграции, которые рассматривались при построении КИС, — это интеграция данных, приложений и бизнеспроцессов. Различные информационные системы КИС оперируют одними и теми же данными. При этом они могут работать с этими данными самостоятельно. Так как в МИУ таких систем много, то любые изменения в структуре данных требуют изменения большого числа приложений. Поэтому концепция интеграции приложений, в которой отдельные задачи выносятся за рамки информационных систем и реализуются в отдельных сервисах, является наиболее привлекательной с точки зрения сопровождения КИС. Это позволяет сосредоточить уникальный код в одном месте. При этом с одной стороны уменьшается размер кода, который необходимо поменять в связи с изменениями структуры данных или по причинам изменения условий реального мира, с другой стороны, вновь создаваемые приложения могут использовать уже разработанный код для работы с необходимыми данными.

В МИУ применяются методологии функционального, онтологического и объектно-ориентированного подходов для проектирования сложной КИС. При этом функциональный подход используется для проектирования бизнеспроцессов (БП), онтологический — для описания предметной области, в том числе и бизнес-процессов, объектно-ориентированный — для реализации систем на языках программирования. Первой задачей проектирования являлось определение стратегии и цели информатизации, которая согласована со стратегией развития вуза в целом. Далее определялись

показатели достижения цели и мероприятия, которые потребовалось выполнить. Для выполнения мероприятий выделялись БП верхнего уровня, которые допускают разложение на более простые процессы до «элементарных» БП, деление которых дальше невозможно. Дальнейшим этапом проектирования явился анализ выделенных элементарных БП и их обобщение для создания базовых неделимых БП. В последующем БП объединялись для формирования составных БП.

Элементарные БП оперировали определенным набором данных предметной области. После выделения базовых неделимых БП были определены данные предметной области, которые в них задействованы. Выделение терминов предметной области, описание классов, их атрибутов и свойств выполнялось на основании определения элементарных БП.

Обобщенный репозиторий метаданных позволил реализовать онтологический подход. Он содержит описание классов предметных областей деятельности вуза, классов, описывающих бизнес-процессы, классов ИТ-области (серверы, коммуникационное оборудование, базы данных, проекты, серверные компоненты, пользователи, роли и т. п.); отношений между классами и ограничений на атрибуты классов; схем репликаций данных между множественными СУБД КИС; событий, которые позволили организовать репликации, поддержку качества данных и другие процедуры.

Принятый подход позволил управлять коммуникационным

оборудованием и серверами на уровне доступа и обеспечения безопасности, пользователями КИС вуза, в том числе пользователями сети, доступом сотрудников и студентов вуза к информационным и другим ресурсам. Кроме того, такой подход реализует управление доступом между компонентами КИС, проектами КИС и данными КИС, обеспечивая репликацию, интеграцию по требованию, накопление в хранилище и качество всех компонентов КИС.

В Международном инновационном университете разработано

инновационное образовательное пространство, построенное на основе интеграции традиционных и электронных образовательных технологий.

В разработке нового программного обеспечения делается опора на системный подход, в основе которого: совершенствование управленческих функций через разработку электронных модулей всех отделов, обеспечивающих оптимизацию решений административных задач вуза.

Наряду с этим разработана система максимального использования электронных образовательных технологий за счет создания и постоянного обновления электронного портала, содержащего систему заданий и видеосопровождения к ним для всех предметов и тех всех направлений с специальностей. Постоянно обновляются блоки видеосопровождения по всем читаемым курсам.

В международном инновационном университете работа в сфере информационных технологий ведется в нескольких направлениях: формирование мощной технической базы, включающей в себя парк вычислительной, офисной техники и современное программное обеспечение; повышение уровня квалификации и профессионализма преподавательского состава; повышение качества использования аппаратно-программных средств работниками и студентами университета.

Специализированные лекционные аудитории оснащены современной проекционной техникой с комплектом оборудования, позволяющим отображать информацию с различных типов носителей, а также создавать различные мультимедийные продукты.

Компьютерными классы, оснащены всем необходимым программным обеспечением. Большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, установлен график самостоятельной работы в компьютерных классах, в это время студенты имеют не только свободный доступ к вычислительной и офисной технике, но и могут получить квалифицированную консультацию оператора, обслуживающего эту аудиторию.

Кафедры университета оснащены необходимым оборудованием для повышения квалификации и профессионализма преподавателей. На компьютерах, используемых сотрудниками кафедр университета для текущего набора и в учебных классах, установлены текстовые редакторы MS Office Professional 2007 и MS Office Standart 2007, позволяющие осуществлять набор, верстку и распечатку текста.

Преподаватели имеют возможность на современном оборудовании разрабатывать программное обеспечение для проведения лабораторных работ, заниматься научной работой, осваивать современные программные продукты, оформлять необходимую документацию.

Постоянно проводятся специализированные курсы по работе с ПЭВМ различной тематики, способствующие повышению уровня квалификации сотрудников университета.

Университет уделяет большое внимание автоматизации библиотеки, содержанию библиотечного фонда, без соответствующего библиотечного обеспечения внедрение групп информационных технологий было бы невозможно. Там установлены компьютеры, которые предназначены для работы студентов с электронным каталогом и полнотекстовыми электронными документами.

Международный инновационный университет подключен к сети Интернет по выделенному оптоволоконному каналу на скорости 100 Мб/с. Узел доступа Международного инновационного университета в сеть Интернет оборудован маршрутизаторами и коммутаторами. Построена развитая распределительная кабельная система на витой паре, объединяющая

компьютеры всех кафедр и служб университета, сетевые дисплейные классы в корпусе МИУ.

Функционирует Интернет-центр, который в структуре компьютерных сетей Международного инновационного университета, обеспечивает доступ пользователей к ресурсам глобальных сетей, работу почтового и Web-серверов. Международный инновационный университет представлен в глобальной сети Интернет. Создан и постоянно обновляется главный Web -сайт университета <www.miu-sochi.ru>, на котором размещена информация о его деятельности.

Функционирует специальное подразделение, предназначенное для создания профессиональной полиграфической продукции, - рекламноиздательский отдел (РИО), на современных машинах которого (минитипография) установлено профессиональное программное обеспечение для компьютерной верстки и дизайна. Для верстки используется Adobe PageMaker 6.5. Оформительские работы выполняются в системах Adobe Photoshop 8.0, CorelDraw 11, предназначенных для работы с векторной и растровой графикой и имеющих возможности цветоделения. Для увеличения темпов набора текстов используется система распознавания текстов FineReader, позволяющая качественно распознавать отпечатанный текст и таблицы.

Все студенты вуза имеют возможность получать практические навыки на базе бухгалтерии МИУ, так как деятельность бухгалтерии обеспечивается такими программными средствами, как 1C: Предприятие 8.1 сетевой вариант. Данная программа позволяет обеспечить одновременную работу нескольких пользователей с единой базой данных, хранящейся на отдельном сервере, работающем под управлением Windows 2000 Server.

Отдел мониторинга качества образования обеспечен возможностью создания тестовых программ по большинству предметов. Имеются тесты по всем специальностям и направлениям.

Учет персонала — в достаточной мере стандартизованная процедура, которая может меняться с изменением законодательства и правовой базы. Стандартность процедуры означает, что коммерческие решения обеспечивают необходимый набор функциональности. Изменяющаяся правовая база вынуждает к постоянным изменениям в программе. Выбор коммерческого решения определяется следующими характеристиками систем:

• способность к интеграции на уровне данных или приложений;

• финансовые ресурсы;

• масштабируемость (как по размеру базы данных, так и по числу пользователей);

• надежность функционирования.

Мы поставили возможность интеграции на первое место, так как считаем эту характеристику наиболее важной в системах, которые

используются в КИС вуза. Без наличия такой возможности систему не имеет смысла рассматривать для приобретения и внедрения в КИС. В 2003 году МИУ приобрела информационную систему «1С Предприятие 7.7» (модуль «Зарплата и Кадры»). Система «1С Предприятие 7.7» является двухуровневым клиент-серверным приложением, работающим с базой данных на MS SQL Server. Подсистема «Управление персоналом» внедрена в управлении персоналом МИУ с 2003 года. Данные вносятся сотрудниками отдела кадров, ими же готовятся все необходимые отчеты для внешних органов. В 2006 года МИУ приобрела информационную систему «1С Предприятие 8.1».

Данные по персоналу либо используются непосредственно, либо реплицируются на другие серверы. В случае изменения в данных системы «Управление персоналом» выполняются многочисленные действия по актуализации данных в других системах. Увольнение сотрудника приводит к генерации соответствующего события, обработка которого в настоящее время предполагает:

• удаление всех прав, связанных с выполнением им должностных обязанностей;

• удаление личной папки и закрытия доступа к файловому серверу;

• блокировка входа в сеть и доступа в Интернет;

• размещение почтового ящика уволенного сотрудника в очередь на удаление (если пользователь не является одновременно и студентом);

• блокировка идентификационной пластиковой карточки (ИПК);

• прекращение доступа в помещения университета.

Изменения, связанные с местом работы сотрудника и с его должностью, также отрабатываются в системах КИС МИУ. Эти изменения, прежде всего, связаны с управлением доступом и с файловым сервером.

Система управления доступом в помещение реализуется на основании идентификационных пластиковых карт (ИПК). Код, прошитый в ИПК, вводится в компьютер с помощью бесконтактного считывателя и позволяет идентифицировать сотрудника, преподавателя или студента, получившего ИПК.

Основным предназначением ИПК является контроль:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• доступа сотрудников в помещение МИУ;

• посещаемости студентами аудиторных занятий.

На вахте МИУ установлен компьютер, подключенный в корпоративную сеть.

Сотрудники проводят ИПК над считывателем, расположенным на вахтах, и вахтер видит на экране информацию о сотруднике.

С помощью системы отчетов формируются отчеты, контролирующие посещаемость студентов и время работы сотрудников МИУ.

Показаны основные процессы и степень их автоматизации в МИУ. Г олубым цветом обозначены процессы, автоматизация которых в настоящее время перепроектируется.

Задача автоматизации управления учебным процессом в целом была успешно решена созданием автоматизированной информационной системы “Университет”. АИС “Университет” в целом выполняет следующие основные функции:

• четкое (понятное) распределение информации по исполнителям;

• организация и урегулирование процессов образования и управления;

• экономия временных и трудовых затрат административного работника;

• возможность быстро и без труда создавать внешнюю и внутреннюю документацию.

АИС “Университет” разработана на платформе 1С: Предприятие 8.1. Используется клиент-серверный вариант под управлением Microsoft SQL Server. Такая структура обеспечивает:

• надежное хранение данных;

• изоляцию файлов АИС от прямого доступа;

• использование совершенных механизмов транзакций и блокировок, позволяющих исключить сбои в АИС;

• использование преимуществ модульного построения АИС;

• преемственность разработки и модернизации АИС;

• организацию работы АИС в удаленных корпусах с использованием технологий построения распределенных баз данных;

• обмен информацией посредством технологии OLE с программными продуктами сторонних разработчиков.

Подсистема «Приемная комиссия» автоматизирует работу приемной комиссии от момента подачи заявления до зачисления студентов.

На основании введенных данных абитуриента формируются электронные ведомости. Электронные ведомости и данные ЕГЭ автоматически передаются в подсистему «Тестирование», которая обеспечивает оценку знаний абитуриента. На основании результатов тестирования и заключенных договоров формируется приказ на зачисление, подпись которого автоматически переводит абитуриента в студенты МИУ.

Таким образом, данная подсистема позволяет решать следующие задачи:

• заполнение базы данных абитуриентов, состоящей более чем из 40 полей;

• формирование и печать документов: регистрация абитуриентов, ввод начальных сведений;

• формирование и печать справочника абитуриенты;

• подготовка данных для проведения вступительного тестирования;

• подсчет статистических данных, печать отчетов и т. п.

Учет студенческого состава обеспечивается в АИС подсистемой «Кадры». Подсистема «Кадры», предназначенная для обеспечения кадрового учета студентов, - это базовая подсистема для автоматизации деятельности университета. Основным ресурсом вуза являются студенты, и информация о них необходима для всех подсистем автоматизации университета. Данная подсистема позволяет осуществлять автоматизированное ведение личных дел и учет студентов, формирование печатных форм приказов, справок и установленной отчетности по студентам.

Основные возможности подсистемы «Кадры»:

• ведение кадрового учета по каждому учащемуся, по группе учащихся в соответствии с принятыми в учебном заведении правилами;

• хранение по каждому учащемуся всей истории работы с ним;

• кадровые операции по зачислению учащихся на первый курс;

• возможность регистрировать формирование группы;

• возможность производить кадровые операции зачисления учащихся в группы;

• возможность регистрировать переводы учащихся на следующий курс обучения;

• возможность регистрировать предоставление и выход из академического отпуска;

• возможность регистрировать отчисление и восстановление учащихся;

• возможность регистрировать смену фамилии учащегося;

• возможность получать печатные формы кадровых документов (приказов);

• формирование кадровых приказов различных видов как по отдельному студенту, так и по списку;

• формирование справок для обучающихся и обучавшихся студентов;

• формирование отчетности (списки, статистика) с возможностью отбора по отделению, корпусу, факультету, специальности и пр.

В настоящее время в МИУ учебный процесс организован по нескольким направлениям. Наряду с базовыми образовательными программами по получению высшего образования, реализуются программы повышения квалификации, довузовской и послевузовской подготовки. В связи с тем, что аудиторный фонд университета ограничен, перед вузом естественным образом встала задача оптимизации расписания занятий.

Для решения поставленной задачи университета была приобретена и интегрирована в КИС программа для автоматизации составления расписания «AVTOR M High School Semestric». Выбор программы обусловили следующие ее преимущества:

• быстродействие и высокий уровень производительности;

• мощный редактор расписаний с интеллектуальными функциями;

• подробная статистика и объективная оценка качества расписаний.

Программа «AVTOR М High School Semestric» позволяет:

• строить оптимальное расписание без «окон» для учебных групп;

• уменьшать количество «окон» в расписании преподавателей;

• учитывать требуемый диапазон дней/часов для учебных групп, преподавателей и аудиторий;

• оптимально размещать занятия по аудиториям;

• вводить расписание звонков и учитывать время переезда между учебными корпусами;

• соединять учебные группы в потоки при проведении любых занятий;

• разделять учебные группы на любое количество подгрупп (до десяти);

• вводить комбинированные уроки для подгрупп (типа «иностранный/информатика»);

• быстро вводить и корректировать исходные данные;

• легко сохранять в архивах, копировать и пересылать по E-mail полные базы данных и варианты расписаний;

• находить замены временно отсутствующих преподавателей;

• автоматически контролировать расписание, исключая «накладки» и противоречия;

• выводить расписания в виде удобных и наглядных документов: текстовых, Word, HTML и книг Excel.

В основе всего учебного процесса лежит учебный план, который позволяет практически полностью описать учебный процесс от первого дня учебы в вузе до получения диплома. Учебные планы определяются в соответствии с нормативными документами (ГОС) и определяют учебную программу для каждого потока обучения. Составлением учебных планов занимается учебно--методический отдел. Учебные планы во многих процессах являются исходными данными и должны использоваться другими модулями системы. Результат прохождения студентом учебного плана отображается в документах «Диплом» и «Академическая справка». В АИС «Университет» работа с учебными планами обеспечивается подсистемой «Учебный отдел».

Подсистема позволяет:

• вводить, хранить и корректировать государственный образовательный стандарт по специальности;

• формировать рабочие учебные планы для каждой специальности;

• вносить изменения в рабочие учебные планы;

• формировать учебную нагрузку по дисциплинам для каждой кафедры на основе рабочего учебного плана;

• корректировать учебную нагрузку;

• выводить на печать учебные планы;

• формировать документы “Диплом” и “Академическая справка”;

• выводить при печати на бланки государственного образца дипломы и академической справки;

• автоматизировать подсчет академической разницы для студентов, поступающих в МИУ на базе высшего и среднего профессионального образования, вывод документов «Индивидуальный план» и «Протокол заседания аттестационной комиссии»

Данные функции в АИС «Университет» выполняет подсистема «Деканат». Основные задачи подсистемы: автоматизация работы деканатов учебного заведения, ведение контингента студентов факультета, обеспечение учебного процесса, организация оперативного составление необходимой документации. Использование единой базы данных всеми деканатами университета открывает широкие возможности по обработке информации и формированию аналитических отчетов.

Функциональные возможности подсистемы «Деканат» обеспечивают:

• быстрый поиск любого студента и информации о нем (в том числе истории обучения);

• формирование учебной карточки студента;

• формирование зачетной книжки студента;

• формирование экзаменационных и зачетных ведомостей;

• формирование индивидуальных и групповых отчетов об успеваемости.

• формирование отчета об изменении студентом фамилии и пр.

Подсистему «Деканат» используют преподаватели, сотрудники

деканатов, заведующие кафедрами, сотрудники учебного управления, которые анализируют индивидуальные и статистические отчеты.

Подсистема «Деканат» также поддерживает интеграцию с подсистемой «Тестирование» на базе импорта результатов тестирования на базе технологии OLE.

В организации учебной работы студентов университета особое внимание уделяется созданию условий для формирования навыков работы в глобальных сетях. В процессе обучения интернет-технологиям студенты знакомятся с механизмом функционирования Интернет-сетей, получают навыки работы с Интернет-ресурсами и их применению при изучении предметов и самостоятельной работы. Обучение новым информационным технологиям осуществляется как на аудиторных занятиях по специальным дисциплинам («Информатика», «Информационные технологии»,

«Мультимедийные средства» и др.), так и во внеаудиторной работе. Для эффективной организации образовательного процесса на кафедрах по всем дисциплинам специальностей и направлений подготовки созданы каталоги электронных ресурсов, которые включают в себя перечень URL-адресов электронных библиотек, электронных журналов, электронных учебных пособий, порталов, на которых размещены учебные видеофильмы, мультимедиапрезентации, компьютерные (обучающие и контролирующие) программы и др.

Заочная форма обучения также претерпевает существенные качественные изменения: значительно расширен спектр дополнительных образовательных услуг, созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей студентов (дополнительные спецкурсы; индивидуальные консультации преподавателей в различных формах -письменные отзывы, рецензии, рекомендации; видео- и аудиоматериалы для самостоятельного изучения отдельных тем, дисциплин и т.п.).

Университет создает необходимые условия для освоения

образовательных программ высшего образования для студентов заочной формы обучения с элементами электронных образовательных технологий.

В организации учебного процесса участвуют кафедры и факультеты университета.

На кафедрах с учетом специфики программ профессиональной подготовки специалистов реализовывались инновационные подходы к организации учебного процесса.

Работа преподавателей университета строится в соответствии с их индивидуальными планами. Содержание индивидуальных планов

преподавателей координируется в соответствии с планами работ кафедр, факультетов и университета в целом.

Вопросы организации учебного процесса и его совершенствование регулярно рассматриваются на заседаниях советов факультетов и кафедр.

Организация самостоятельной работы студента в университете - это сложный и многомерный процесс, который включает в себя и формирование профессиональной позиции будущего специалиста и органичное включение самостоятельной работы в процесс освоения содержания учебных дисциплин, а также интеграцию самостоятельной работы студента с опытом использования современных компьютерных технологий. Формы самостоятельной работы и ее объем отражены в основных образовательных программах. Основные задачи, решаемые в ходе организации самостоятельной учебной работы студентов, - это выработка умений работать со специальной литературой, усвоение специальных знаний за рамками аудиторной работы, освоение навыков профессиональной работы в информационно-аналитической области.

Учебный процесс в университете организован с позиций усиления роли самостоятельной познавательной и исследовательскойдеятельности студентов

в процессе обучения, где происходит развитие внутренней, а не внешней мотивации творческой деятельности.

Основой функционирования полноценной самостоятельной работы студентов и главным элементом в сетевой инфраструктуре университета являются электронные образовательные ресурсы: создан и успешно

функционирует инновационный студенческий образовательный портал, включающий: видеоресурсы, задания для индивидуальной

самостоятельной работы, электронную библиотеку.

Инновационной формой самостоятельной работы студентов в Университете являются электронные клубы по профессиям. Эти клубы созданы в структуре электронного студенческого центра личностного и профессионального развития. Деятельность клубов осуществляется в режиме открытых форумов по 10 профессиональным направлениям. Такой электронный центр не имеет аналогов в России и является первым подобным центром в высших учебных заведениях страны. Круг проблемных вопросов, включенных в дискуссии на форумах, охватывает практически все предметные области. Участие студентов в дискуссиях дают возможность для свободного выражения мнения по проблемам учебных дисциплин. Студенты, подключаясь к обсуждению конкретной темы, дают аргументированные ответы по данной проблеме. Любой студент может предложить свои вопросы для обсуждения. В процессе участия в работе клубов студенты учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения, учатся деловому и межличностному общению. Электронные дискуссионные клубы помогают студентам стать более компетентными в профессиональной сфере.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для рациональной организации самостоятельной работы студентов утвержден график работы кабинета самостоятельной работы, где студентам предоставлен свободный доступ к ресурсам образовательного портала и сети Интернет. Неограниченный доступ к интернет-ресурсам основывается на реалиях современного информационного общества, где Интернет является новой самоидентификационной социально-культурной средой, продолжением обитания среды человека, где он имеет возможность удовлетворить свои социальные потребности.

В сфере образования, как и в других отраслях, продолжают использоваться преимущественно количественные показатели уровня информатизации (число компьютеров, серверов, емкость устройств хранения, скорость передачи данных в сети, пропускная способность канала доступа в Интернет и т.п.), которые лишь косвенно характеризуют затраты на информатизацию, однако не дают информации о том, как передовые ИТ-решения используются персоналом и студентами.

Нужна другая шкала измерения уровня информатизации, которая позволит отказаться от технологических показателей и перейти к компетентностным, т.е. тем, которые оценивают, насколько грамотно и

эффективно преподаватели и сотрудники университета могут использовать те возможности, которые доступны в информационной среде.

Для оценки уровня развития информатизации в вузе были применены следующие критерии:

• стратегия ИТ и система показателей, характеризующих достижение целей стратегии

• корпоративные стандарты и регламенты применения ИТ с перечнем обязательных компетенций персонала

• консолидированная вычислительная сеть с едиными регламентами управления и информационной безопасности

• востребованность персоналом и студентами ИТ-ресурсов и сервисов

среды

• уровень наполнения среды информационными образовательными ресурсами

• единая система регистрации пользователей среды и управления доступом к ресурсам

• интеграция образовательных и административных ресурсов в единую

среду

• интеграция ИТ-ресурсов удаленных подразделений вуза

• система мониторинга ИТ-ресурсов и сервисов.

МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Ленхорова И.А.

Повышение адекватности и достоверности модели обработки метрологических массивов данных в исследованиях систем методом

планирования эксперимента

Введение

В практике статистической обработки данных, полученных в результате автоматизированных измерений при исследованиях различных систем методом планирования эксперимента, значительное внимание уделяется определению при заданной вероятности попаданию значения измеренных величин в интервал а < x < р. Это необходимо для исключения из ряда измерений грубых ошибок с заданной вероятностью. Для такого исключения существует известное правило трех сигм, в котором говорится, что с вероятностью, близкой единице (0,993), случайная величина, подчиняющаяся нормальному закону распределения, не выходит за пределы интервала [mx - 3 а, mx + 3а] [1].

При обработке ненормированных массивов данных, методом теории планирования эксперимента, количество тестовых значений величин может

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.