Научная статья на тему 'Программа создания и развития особых экономических зон регионального уровня'

Программа создания и развития особых экономических зон регионального уровня Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
334
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / ПРОГРАММА РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ / SPECIAL ECONOMIC ZONES OF REGIONAL LEVEL / THE PROGRAM OF ELABORATION AND REALIZATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Егоров Алексей Ильич, Толстых Марина Сергеевна

Рассмотрены вопросы разработки и реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Егоров Алексей Ильич, Толстых Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Program of formation and development of special economic region-level zones

The problems of elaboration and realization of the Program of formation and development of special economic zones of regional level.

Текст научной работы на тему «Программа создания и развития особых экономических зон регионального уровня»

ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

А.И. Егоров, М.С. Толстых

Рассмотрены вопросы разработки и реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.

Ключевые слова: особые экономические зоны регионального уровня, программа разработки и реализации.

На сегодняшний день в России не разработана единая государственная политика в отношении создания и функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), нет перспективных планов развития ОЭЗ, не предусмотрена и не принята федеральная Программа создания и функционирования особых экономических зон. Поэтому как никогда актуальна разработка программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.

Программа создания и развития ОЭЗ регионального уровня основывается на следующих положениях:

- социальная ориентация, полагающая главной целью Программы повышение уровня и качества жизни населения региона;

- устойчивое развитие региона как необходимая система динамики социальноэкономических процессов и их сбалансированность;

- межрегиональное и международное сотрудничество как создание условий для сочетания региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении проблем экономического, социального и территориального развития.

Достижение целей Программы возможно только путем последовательного формирования в регионе рыночной и социальноориентированной экономики с четким и стабильным законодательством. Экономическое развитие должно основываться на максимальном использовании имеющегося в регионе потенциала, высвобождении частной инициативы с параллельным усилением роли органов власти в обеспечении благоприятных условий хозяйствования.

Липецкая область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по

целому ряду направлений рыночных преобразований, реструктуризации экономики, социального реформирования в интересах населения является одним из лидеров в России.

Вместе с тем, по мере решения первоочередных задач, выявились более глубокие ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона, что требует смещения акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.

В числе экономических структурных проблем главная - моноотраслевая структура экономики, зависимость бюджета от одного крупного налогоплательщика, наличие серьезных рисков, в т. ч. для социальной сферы при изменении экономических условий.

В структуре промышленного производства остается значительной доля продукции с низкой добавленной стоимостью.

Несмотря на то, что промышленность формирует около 60 % ВРП, всего 10 % предприятий производят 90 % общего объема выпускаемой продукции. Инновационно активными являются около 6 % промышленных предприятий.

Физический и моральный износ основных фондов составляет более 50 %. Использование производственных мощностей в ряде случаев составляет от 30 до 50 %.

Липецкая область относится к числу ре-гионов-доноров, полностью обеспечивающих расходные полномочия за счет собственных источников.

Наряду с потерями бюджета, обусловленными экономической ситуацией в черной металлургии, объем нагрузки на бюджет области в 2006 г. увеличился на 7,8 млрд руб. или на 37 % к уровню 2005 г.

Однако данные особенности не учитываются при распределении средств финансо-

вой помощи из федерального бюджета и область не попала в число трансфертных территорий и в 2007 г.

В 2006 г. область была единственной из субъектов ЦФО, где в связи с ситуацией в металлургическом комплексе произошло снижение доходов бюджета.

Доминирующая в области внутренняя производственно-территориальная организация большинства муниципальных территорий не обеспечивает их самодостаточность. Из 331 муниципального образования не получают дотаций 2 городских округа, 5 муниципальных районов и 3 сельских поселения. Остальные муниципальные образования являются дотационными, при этом доля средств, поступающих в порядке межбюджетного регулирования из областного бюджета, в отдельных местных бюджетах достигает 80 %.

Для разработки Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня с целью выявления проблем был осуществлен анализ развития основных отраслей народного хозяйства и направлений развития Липецкой области по методике SWOT. На основании проведенного анализа определены цели и задачи Программы.

Цели для промышленного производства

1. Диверсификация промышленности области, в том числе за счет создания и развития особой экономической зоны промышленно-производственного типа регионального уровня.

2. Создание предприятий, производящих продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.

3. Создание предприятий, производящих импортозамещающую продукцию как на областном, так и на российском рынке.

4. Создание условий для ускоренного развития промышленности области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий.

5. Вовлечение в производственную деятельность формально не занятого в экономике области населения.

Задачи для промышленного производства

1. Продление действия областной программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий.

2. Корректировка областной программы развития промышленности в соответствии с разрабатываемой Программой.

3. Создание и развитие особых экономических зон промышленно-производственного типа регионального уровня.

4. Создание и развитие региональной инновационной системы в промышленности области.

5. Создание и развитие крупных инфраструктурных субъектов производственнотехнологической поддержки инновационной деятельности.

На основании проведенного анализа на современном этапе можно выделить следующие принципы региональной политики.

- Создание «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов, последующее распространение их опыта на другие территории.

Создание «точек роста» - это направление социально-экономического развития области, которое приходит на смену политике выравнивания уровня территориального развития и предполагает специальную фокусировку финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «точках роста» с последующим распространением инновационной активности на другие территории области.

- Дифференцированность государственной политики регионального развития.

- Государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления.

- Стимулирование процесса перехода от моноотраслевой структуры промышленности к развитию производств с более высокой долей добавленной стоимости.

Составляющие механизма реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня представлены на рис. 1.

Одним из инструментов реализации Программы создания и развитие особых экономических зон регионального уровня является территориальное планирование развития Липецкой области и ее населенных пунктов.

Для реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня сформирована система организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления ее реализации.

l54

Механизм реализации Программы

Территориальное развитие Липецкой области

Комплексная оценка условий для определения потенциальных возможностей территорий

Разработка перспективной пространственной структуры области с целью развития центра, зон, осей, точек роста регионального уровня Рекреация, туризм Инженерная инфраструктура Размещение производительных сил

Межрегиональные и региональные связи

Т

Информационные

механизмы

Мониторинг социальноэкономических показателей области:

• Уровень социальноэкономического развития области

• Оценка инфраструктурных возможностей

• Оценка федеральной поддержки

• Оценка проведения реформ, анализ нормативно-правовой базы

• Оценка реализации областных целевых программ

• Мониторинг качества жизни населения

Организационнофинансовые механизмы

Система организации финансовых институтов Координационный совет

Рис. 1. Механизм реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня

На рис. 2 представлены этапы реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионального уровня.

Первый - «проектно-исследовательский» -будут проведены исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития области, организован процесс согласования приоритетов.

Результатом деятельности на первом этапе станет: подготовка проекта Программы; завершение формирования основных положений перспективной пространственной структуры развития области; формирование пакета инфраструктурных проектов и системы мер их государственной поддержки и регулирования; подготовка модели мониторингов состояния социально-экономического развития области, определение механизмов их реализации; реализация мер по выполнению Программы.

Второй этап - «этап выработки мер государственного регулирования» - предполагается продолжить осуществление мер, направленных на реализацию Программы, в рамках принятых областных целевых программ регионального развития и перспектив-

ной пространственной структуры развития области с последующим анализом результатов действий.

Результатом второго этапа реализации Программы должна стать выработка системы мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленных на обеспечение реализации перспективной пространственной структуры развития области.

Третий этап реализации Программы -«этап системных преобразований» - предполагает реализацию принятых в соответствии с ней областных целевых программ регионального развития и перспективной пространственной структуры развития области.

На данном этапе предполагается осуществление мониторинга реализации программ и их оперативная коррекция. Результатом этого этапа станет формирование на территории области нескольких районов - «точек роста», выступающих значимыми центрами инновационного развития области и оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие близлежащие районы.

Этапы реализации Программы

Инфраструктурные

ограничения

Согласование приоритетов

Меры государственного регулирования

-*\

і/

Осуществление мер по реализации Программы Анализ результатов деятельности

Системные

преобразования

Мониторинг реализации

Программы

Корректировка

• Проект Программы

• Основные положения пространственной структуры области

• Пакет инфраструктурных проектов и системы мер государственной поддержки и регулирования

• Разработка модели мониторинга социальноэкономического развития области и механизмов их реализации

• Реализация мер по выполнению Программы

Рис. 2. Этапы реализации Программы создания и развития особых экономических зон регионально -го уровня

Таблица 1

Показатели результативности реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Значение параметра по годам

Наименование параметра 2005 2010 2020

Валовой региональный продукт, млрд руб. 157,3 325,4 650

Рост ВРП, в % к 2005 г. - 168,8 в 3 раза

Внешнеторговый оборот, млн долл. США 3335 4700 9000

Экспорт, млн долл. США 2800 3100 5000

Импорт, млн долл. США 535 1600 4000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), руб. 5511 10500 21000

Средняя заработная плата, руб. 7190 13700 28000

Уровень бедности населения (доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума), % 15,7 12 6

Продолжительность жизни, лет 67 69 73

Ввод жилья, тыс. кв. м общей площади 508,7 900 1500

Число дотационных муниципальных районов и городских округов, % 70 50 25

• Система мер государст- • Формирование новых

венного регулирования «точек роста»

В табл. 1 представлены показатели результативности планируемой реализации Программы.

Поступила в редакцию 11.04.2008 г.

Egorov A.I., Tolstykh M.S. The Program of formation and development of special economic region-level zones. The problems of elaboration and realization of the Program of formation and development of special economic zones of regional level.

Key words: special economic zones of regional level, the program of elaboration and realization.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНОВ

И.А. Кутеев

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в связи с изменениями существующей системы управления инновационно-инвестиционными процессами. Установлена связь между составляющими инновационно-инвестиционного потенциала региона как фактора создания эффективного механизма управления инновационно-инвестиционными процессами.

Ключевые слова: инвестиции, инновации, инновационно-инвестиционный потенциал, социально-экономические системы.

Проблемы, возникшие в российской экономике, ставят перед социально-экономическими системами регионов задачи изменения существующей системы управления инновационно-инвестиционными процессами.

Повышение уровня использования инновационно-инвестиционных ресурсов является потенциалом дальнейшего экономического роста в регионах. Для изучения инновационно-инвестиционного потенциала регионов нужно четкое определение его составляющих, т. к. они используются для создания эффективного механизма управления и его нормативно-правовой базы.

Инвестиционный потенциал региона -объем инвестиций, который может быть привлечен в основной капитал региона за счет всех (внутренних и внешних) источников финансирования, исходя из наличия в регионе различных экономических, социальных и природных ресурсов, особенностей его географического положения и иных объективных предпосылок, существенных для формирования инвестиционно-инновационной активности.

Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный

на рынке, в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Принцип инвестирования представляет собой рыночный механизм отбора инновационных проектов. Существенная часть научных идей получает рыночную оценку уже на начальной стадии их реализации, что позволяет повысить эффективность отбора наиболее перспективных для субъектов рынка проектов и сконцентрировать инвестиционные ресурсы на главных направлениях развития.

Большое значение для формирования инвестиционно-инновационного потенциала региона играет общее экономическое положение в стране. Естественно, что при экономическом спаде в стране инвестиционный потенциал регионов также существенно снижается, но из этого правила есть исключение. Следует отметить, что такое положение существовало в России, когда после двух лет довольно энергичного подъема с середины 2001 г. тенденция изменилась - экономический рост в России начал замедляться.

Одна из основных причин - недостаточные темпы инновационной перестройки экономики. На многих российских предприятиях производственные мощности изношены более чем наполовину, они морально устарели (зачастую уже на момент ввода в эксплуа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.