Научная статья на тему 'ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельская территория / социально-экономическое развитие / методика оценки / ресурсов / сельское муниципальное образование. / rural territory / socio-economic development / assessment methodology / resources / rural municipality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Погребцова Елена Александровна

В современных условиях муниципальные образования самостоятельно формируют стратегию развития сельской территории, при этом учитывая недостаточность ресурсов и направленность на новаторство. Это приводит к необходимости перехода к новому методу управления социально-экономическим развитием сельского поселения. Однако в литературе отсутствует четкое определение сущности понятия «социально-экономического развития сельского муниципального образования», поэтому в статье проведен анализ мнений авторов. На основе достоинств и недостатков существующих определений дается авторское определения данному понятию. Выявлены общие и специфические особенности программы социально-экономического развития сельского муниципального образования. В ходе исследования особое внимание уделено этапам формирования концепции социально-экономического развития сельского муниципального образования. В статье представлен пример формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования, на основе одного из наиболее приемлемых методов в сложившейся ситуации. Подробно рассмотрены главные формирующие элементы концепции экономического развития конкретной сельской территории и выявлена их взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROGRAM OF SOCIO ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY: FEATURES, TRENDS AND PROSPECTS

In modern conditions, municipalities independently form a strategy for the development of rural areas, while taking into account the lack of resources and focus on innovation. This leads to the need to switch to a new method of managing the socio-economic development of a rural settlement. However, there is no clear definition of the essence of the concept of "socio-economic development of a rural municipality" in the literature, so the article analyzes the authors ' opinions. Based on the advantages and disadvantages of existing definitions, the author's definition of this concept is given. The general and specific features of the program of socio-economic development of a rural municipality are identified. In the course of the study, special attention is paid to the stages of formation of the concept of socio-economic development of a rural municipality. The article presents an example of the formation of the concept of socio-economic development of a municipality, based on one of the most acceptable methods in the current situation. The main forming elements of the concept of economic development of a specific rural territory are considered in detail and their interrelation is revealed.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ

THE PROGRAM OF SOCIO - ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY: FEATURES, TRENDS AND PROSPECTS

Погребцова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» (644008 Россия, Омская область, г. Омск, ул. Физкультурная 8е), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4323-5753, ea.pogrebtsova@omgau.org

Elena Alexandrovna Pogrebtsova, сandidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Omsk State Agrarian University named after P. A. Stolypin, Omsk, Russia (8е physical education st., Omsk, 644008 Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4323-5753, ea.pogrebtsova@omgau.org

Аннотация. В современных условиях муниципальные образования самостоятельно формируют стратегию развития сельской территории, при этом учитывая недостаточность ресурсов и направленность на новаторство. Это приводит к необходимости перехода к новому методу управления социально-экономическим развитием сельского поселения. Однако в литературе отсутствует четкое определение сущности понятия «социально-

УДК 352:338 DOI:10.24411/2588-0209-2021-10342

International agricultural journal 4/2021

экономического развития сельского муниципального образования», поэтому в статье проведен анализ мнений авторов. На основе достоинств и недостатков существующих определений дается авторское определения данному понятию. Выявлены общие и специфические особенности программы социально-экономического развития сельского муниципального образования. В ходе исследования особое внимание уделено этапам формирования концепции социально-экономического развития сельского муниципального образования. В статье представлен пример формирования концепции социально-экономического развития муниципального образования, на основе одного из наиболее приемлемых методов в сложившейся ситуации. Подробно рассмотрены главные формирующие элементы концепции экономического развития конкретной сельской территории и выявлена их взаимосвязь.

Abstract. In modern conditions, municipalities independently form a strategy for the development of rural areas, while taking into account the lack of resources and focus on innovation. This leads to the need to switch to a new method of managing the socio-economic development of a rural settlement. However, there is no clear definition of the essence of the concept of "socio-economic development of a rural municipality" in the literature, so the article analyzes the authors ' opinions. Based on the advantages and disadvantages of existing definitions, the author's definition of this concept is given. The general and specific features of the program of socio-economic development of a rural municipality are identified. In the course of the study, special attention is paid to the stages of formation of the concept of socio-economic development of a rural municipality. The article presents an example of the formation of the concept of socio-economic development of a municipality, based on one of the most acceptable methods in the current situation. The main forming elements of the concept of economic development of a specific rural territory are considered in detail and their interrelation is revealed. Ключевые слова: сельская территория, социально-экономическое развитие, методика оценки, ресурсов, сельское муниципальное образование.

Keywords: rural territory, socio-economic development, assessment methodology, resources, rural municipality

Качественное изменение условий жизни сельского населения, а также понимании будущих перспектив, предполагает составление и реализацию социально-экономической программы развития муниципального образования. Данные программы должны учитывать слабансированные показатели природного, экономического, демографического, социального, технического потенциала конкретного сельской территории.

В последнее время значительное изменение условий социально-экономического развития муниципальных образований, наблюдается на всей территории страны. При этом речь идет о качественных сдвигах, которые произошли в сфере социально-экономического развития регионов. Так согласно Конституции РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ были сформулированы основные принципы местного самоуправления [1]. Это повлияло и на систему управления социально-экономическим развитием.

Проанализируем традиционные взгляды авторов на понятие социально-экономическое развитие (таблица 1).

Таблица 1 - Трактовка понятия «социально- экономического развития муниципального образования»

Автор Понятие

Э.В. Алехин режим функционирования региональной экономики, который ориентирован на положительную динамику всех основных параметров уровня жизни, обеспечивающий устойчивое и сбалансированное воспроизводство хозяйственного потенциала, ресурсного, экономического, социально-демографического потенциала [2]

А.В. Андреев, Л.М. Борисова, Э.В. Плучевская центральная функция органов местного самоуправления, которая становится актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений [3]

А.Г. Исаченко это изучение пространственных проблем в развитии муниципального образования, обеспечивающее эффективность экономических и социальных сфер общества в целом [4]

Автор Понятие

А.Н. Герасимов управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития сфер социально-экономической направленности с наименьшим ущербом природным ресурсам и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения, с учетом интересов государства [5]

А.И. Гаврилов в каждом случае под развитием обычно подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Это многомерный и многоаспектный процесс, который обычно рассматривается с точки зрения совокупности различных социальных и экономических целей [6]

А.А. Урасова, М.А. Мухин, К.Ф. Кочина качественные и количественные изменения взаимосвязанных сфер жизнедеятельности территории, отражающие сбалансированность экономических и социальных процессов местного самоуправления, совершенствование отношений с другими территориями, местными сообществами и хозяйствующими субъектами, а также взаимодействие со всеми уровнями власти [7]

Из определений видно, что данное понятие трактуется как одно из направлений государственной политики, способствующей повышению конкурентоспособности конкретного муниципального образования и, как следствие, страны в целом. Обобщая определения, предлагаем трактовать социально-экономическое развитие сельского муниципального образования как экономический процесс, направленный на достижение определённых индикативных показателей, с целью повышение экономического, правового, культурного, демографического, национально-этнического и других аспектов развития соответствующей сельской территории.

При создании программы социально-экономического развития сельского муниципального образования необходимо учитывать общие и специфические особенности. Первые особенности присуще для всех образований. К ним относят: нехватка собственных финансовых средств для реализации программ; неустойчивая социально-экономическая ситуация. Специфические особенности включают в себя наличие материальной базы, которая находиться в собственности градообразующего предприятия; тяжелое состояние основных отраслей.

По мнению Павленкова М.Н., Портнова В.В. последовательные этапы создания концепции должны быть следующими рисунок 1.

-\ 1 этап / Анализ состояния инвестиционной деятельности района

2 этап / Разработка концепции

Согласование разрабатываемой концепции

Разработка и согласование планов по реализации и концепции

Уточнение концепции и утверждение на уровне исполнительной и законодательной власти

Рисунок 1 - Этапы создания концепции [8].

Разработка концепции социально-экономического развития сельского муниципального образования необходимо проводить поэтапно. В во-первых, следует выделить основные показатели по определенным критериям. Во-вторых, провести объединение показателей по природним, экономическим, демографическим, социальным, техническим потенциалу. В-третьих, рассчитывать интегральную оценку района.

На основе предложенных этапов, автором проведена оценка уровня развития Сладковского района Тюменской области. С целью обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ и проблем проведен SWOT-анализ социально-экономического развития района (таблица 2). На территории Сладковского муниципального района действует 43 программы разных направлений, из них 25 выделенные на улучшение жизни населения и улучшения экономического развития района.

Таблица 2 - Влияния сильных и слабых сторон Сладковского муниципального района Тюменской области, а так же возможности и угрозы

Сильные стороны Слабые стороны

Наличие запаса природных сырьевых ресурсов (земельные, водные, лесные) Наличие солонцеватых почв и солонцов в комплексе с солодями (46 % )

Экологически благоприятная ситуация на территории Удаленность от областного центра (396 км)

Наличие двух железнодорожных станций Миграционный отток населения

Наличие потенциала для развития экотуризма Низкий уровень оплаты труда

Выгодное географическое расположение. Через территорию района проходят транспортные пути, связывающие его с другими районами области, Омской областью и Северным Казахстаном. Недостаточный технологический уровень и высокий износ основных производственных фондов на предприятиях агропромышленного комплекса и других отраслей.

Промысловые ресурсы (дикие животные, птица, рыба) Недостаточное развитие инженерной, производственной инфраструктуры

Есть земельные ресурсы для ведения сельскохозяйственного производства Высокий удельный вес ветхого и аварийного жилого фонда

Сложившаяся система поддержка отрасли, реализуемая по областным и федеральным целевых программ Дефицит квалификационных кадров в сельском хозяйстве, рыбоводстве, здравоохранения, образовании.

Возможности Угрозы

Ресурсно-сырьевой потенциал Демографические риски

Земли сельскохозяйственного назначения составляют около 70 % земельного фонда Повышение стоимости оказания платных и бытовых услуг

Водные ресурсы - более 100 озер Миграционная убыль

Привлечение инвестиций в создание новых производств, новых видов продукции Слабая инвестиционная привлекательность сельских территорий

Сотрудничество с соседними районами Отсутствие природного газа в отдельных населенных пунктах, нехватка чистой питьевой воды

Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции

Все слабые стороны района относятся к проблеме социально- экономическому развитию территории, поэтому для того, чтобы нейтрализовать данные проблемы нужно разработать эффективную программу развития Сладковского муниципального района Тюменской области. В данном районе имеется огромный потенциал для развития в различных сферах, например, рекреационной и производственной. Доминирующей отраслью экономики Сладковского района остается сельское хозяйство. В настоящее время район ежегодно несет значительные экономические потери в области сбыта и переработки продукции, очень мало предприятий по переработке производимой сельскохозяйственной продукции и долгосрочному хранению мясной и плодовоовощной продукции, существуют сложности в продвижении, реализации продукции и доведении до конечного потребителя.

Рассмотрим основные аспекты социально-экономического развития Сладковского муниципального района Тюменской области. В районе развита пищевая промышленность. За рассматриваемый период улов рыбы составил 1376 тонн, из нее произведено и реализовано 633,4 тонн товарной пищевой рыбной продукции. Были выпущены тонны копченой, вяленой, соленой рыбы, и рыбных полуфабрикатов (фарша). Наблюдается увеличение производства кондитерских изделий на 38 %. Производство хлеба и хлебобулочных уменьшилось лишь на 1%. Производство комбикормов составило 659,6 тонн продукции, или 103% к уровню соответствующего периода. Вся продукция направлена на собственные нужды предприятий.

В районе развито животноводство мясомолочного направления, выращивают зерновые и зернобобовые культуры, технические культуры и картофель. Поголовье коров составляет 4782 головы или 104%, увеличение на 188 головы.

При выявлении основных критериев района, была взята методика Е.А. Абрамовой. Ею выявлены критерии с минимальным значением индексов, отражающих проблемные зоны. Все ресурсы делятся на две группы - экономические критерии и критерии уровня жизни.

Экономические критерии: объем продукции промышленности на душу населения региона; темпы изменения объема промышленного производства; численность работников списочного состава (без внешних совместителей) на малых предприятиях; доля убыточных предприятий по экономике области; сумма чистой прибыли всех предприятий на душу населения; экспорт из региона на душу населения региона.

Критерии уровня жизни: начисленная средняя заработная платана одного работника; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; численность безработных в % к численности экономически активного населения [9].

Благодаря реализации долгосрочной целевой программы «Социально-экономическое развитие Сладковского муниципального района на ближайшую перспективу» станет возможным достижение результатов (таблица 3).

Таблица 3- Результаты реализации программы «Социально-экономическое развитие Сладковского муниципального района»

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год

Промышленность

Хлеб и хлебобулочные изделия, тонн 820 841 863 874 895

Улов рыбы, тонн 1850 2100 2400 2700 3200

Переработка рыбы, тонн 860 970 1050 1160 1270

Сельское хозяйство

Поголовье круп. рог. ск., тыс. голов, в т.ч.: 11,8 13 13,2 13,3 13,4

- коров 5,9 6,5 6,6 6,65 6,7

Производство основных видов с.-х. продукции

Произведено молоко, тыс. тонн 29,5 32,8 33,5 33,9 34,5

Средний удой молока от 1 коровы, кг 5000 5050 5075 5100 5150

Пашня в обработке, тыс. га 48 48,5 49 49,5 50

Посевная площадь, всего, тыс. га, в т.ч. : 47 47,5 48 48,5 49

Окончание таблицы 3

Показатель 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год

-зерновые и зернобобовые культуры, тыс. га 27 27 27 27 27

Кормовые культуры, тыс. га 18 18,2 18,5 18,8 19

Зерно (вес после доработки) 43,2 44,1 46 47,3 48,6

Урожайность зерновых, ц/га 16 16 17 17 18

Животноводством в районе занимаются 15 сельскохозяйственных предприятий. Поголовье племенного крупного рогатого скота молочного направления (импортной селекции) составило 2851 голову по району, или 95% от уровня прошлого года (3006 голов), снижение на 155 голов. Разведением чистопородного мясного скота породы «герефорд» в районе занимаются индивидуальные предприниматели. Поголовье племенного крупного рогатого скота мясного направления составило 400 голов по району, что на 40 голов или 11% больше.

Надой на 1 фуражную корову в сельскохозяйственных предприятиях района за отчетный период составил 6467 кг., или на 7,0% больше, к уровню прошлого года (6015 кг.), увеличение на 452 кг. Для улучшения качества реализуемого молока, и дополнительного контроля на местах, сельхозтоваропроизводители приобретают тесты для определения качества сдаваемого молока.

В Тюменской области реализуется уникальная для России программа поддержки личных подсобных хозяйств, получившая название «Пять плюс». Проект организован по инициативе департамента АПК Тюменской области. Он дает возможность фермерам нарастить поголовье и получать прибыль от сдачи молока в кооператив [10].

Наиболее крупным предприятием пищевой промышленности в районе является ООО «Сладковское товарное рыбоводческое хозяйство», которое по праву считается одним из

International agricultural journal 4/2021

дина мично развивающихся рыбоводческих производств региона. Здесь планомерно и настойчиво налаживают сложнейшую комплексную систему современного индустриального рыбного производства: от благоустройства водоемов и разведения посадочного материала до глубокой переработки рыбной продукции. Перспективы развития промышленности связаны с сохранением достигнутых позиций, повышением конкурентоспособности, расширением ассортимента выпускаемой продукции и использовании местного сырья [11].

Для стабилизации демографической ситуации создаются условия для привлечения специалистов на село. Серьезное внимание уделяется вопросам жилищного строительства, так как данная проблема остается одной из наиболее важных для населения. Бесплатно предоставляются земельные участки для строительства жилья многодетным семьям. Среднемесячная заработная плата в расчёте на 1 работника составила 23,9 тыс. рублей, что на 5 % выше уровня соответствующего периода.

Для повышения социальной и индивидуальной активности малоимущего населения, улучшения уровня их жизни продолжается реализация межведомственных мероприятий, предполагающих разнообразные пути повышения благосостояния: развитие личных подсобных хозяйств, выделение кредитов, переобучение, временные и общественные работы. На территории района зарегистрировано 219 субъектов малого предпринимательства (55 малых предприятий и 164 предпринимателя).

В пищевой промышленности района 100% отгруженной продукции произведено субъектами малого предпринимательства. Сфера бытовых услуг района формируется в большей степени на основе предпринимательской инициативы, объекты в основном расположены в крупных населенных пунктах. На рынке бытовых услуг функционирует 29 объектов. В районе функционирует 118 объектов розничной торговли, кроме того, в райцентре еженедельно проводится ярмарки с привлечением предпринимателей из городов: Ишима, Называевска, Омска. Ярмарка остаётся востребованной со стороны покупателей, в текущем году проведено 53 таких мероприятий по продаже товаров народного потребления, из них одна сельскохозяйственная «Дары земли Сладковской». Основной объем продаж осуществлялся через стационарную торговую сеть.

Расчет ожидаемых конечных результатов осуществляется методом расчета целевых показателей. Показатели определялись в соответствии с ежегодными официальными отчетными данными, а также на основании данных структурных подразделений администрации муниципального района. Следовательно, составленная программа развития будет способствовать конкурентоспособности района.

Рассмотрим плановые объемы финансирования одну из задач программы в таблице

4.

Таблица 4 - Источники финансирования программы развития района

Показатель Источник финансирования Объем финансирования, тыс. руб.

1 год 2 год 3 год 4 год 5 год

Промышленное производство Областной бюджет 135 100 - - -

В небюджетные средства 235 150 100 100 100

Сельскохозяйственная отрасль Федеральный бюджет 3800 4000 4200 4400 4600

Областной бюджет 195000 200000 210000 215000 220000

Местный бюджет 9727 9727 9727 98000 990

В небюджетные средства 105000 110000 120000 130000 135000

Потребительский рынок В небюджетные средства 12000 1000 1000 1200 1200

Малое предпринимательство Местный бюджет 440 440 440 440 440

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие туризма В небюджетные средства 100 100 100 100

ИТОГО 326337 325517 345567 449240 362430

Приведенные параметры развития объема финансирования программы являются ориентировочными, в процессе реализации в дальнейшем будут откорректированы. Особое внимание должно быть уделено повышению развитию промышленной и сельскохозяйственной отрасли, чтобы наладить экономическую стабильность, а так же не забывать про социальную составляющую.

Необходимым является и вовлечение средств населения в инвестиционную деятельность, которые могут быть вовлечены путем размещения на банковских депозитах и счетах, отчисления средств в негосударственные пенсионные фонды, развития предпринимательской деятельности, отчисление капитала в долевое строительство. Для того чтобы привлечь инвестиционные ресурсы на реализацию программных мероприятий необходимо разрабатывать концепцию по реализации инвестиционной политики, создать систему контроля выполнения мероприятий, разработать систему оценки социальной и экономической эффективности инвестиционной деятельности, создать систему регулирования планов. Концепция должна быть долгосрочная и непрерывная, потому что наблюдение за фактическим положением в инвестиционной сфере и анализа происходящих изменений должно быть постоянным [12].

International agricultural journal 4/2021

Таким образом, основная стратегическая цель развития сельского муниципального образования - это повышение качества жизни населения с учетом использования природного, экономического, демографического, социального, технического потенциала конкретной территории. Для дальнейшего совершенствования социально- экономического развития муниципального образования необходимо формирование социально-экономический программы развития. Она должна содействовать улучшению инвестиционной привлекательности территории; создать прогнозно-аналитическую службу стратегического планирования и территориального маркетинга; формировать благоприятные условия для развития торговли.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «Гарант».

2. Региональная экономика и управление / под ред. Алехина Э. В. - П., 2007

3. Андреев А.В., Борисова Л.М., Плучевская Э.В. Основы региональной экономики. М., 2007.

4. Исаченко А.Г. Экологическая география России. СПб., 2001

5. Герасимов А.Н. Стратегический мониторинг социально-экономического развития муниципальных образований: автореф. дис. ... канд. экон. наук. URL: www.dissercat.com/content/strategicheskii-monitoring-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii.

6. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002

7. Урасова А.А., Мухин М.А., Кочина К.Ф. Актуальные подходы к управлению социально-экономическим развитием территории// Управленец. 2018. Т.9. No1. С.14-23.

8. М.Н. Павленков, В.В. Портнов Разработка концепции привлечения инвестиций в промышленное развитие города: журнал «Вестник московского государственного областного университета. Серия: Экономика».-М.: МГОУ, 2016.- 79 с.

9. Абрамова, Е. А. Исследование уровня дифференциации социально-экономического развития регионов / Е. А. Абрамова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 4. - С. 205.

10. Официальный портал органов государственной власти Тюменской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://admtyumen.ru/ogv ru/index.htm

11. Официальный сайт Сладковского муниципального района Тюменской области [Электронный ресурс]Режим доступа: https://sladkovo.admtyumen.ru/mo/Sladkovo/index.htm

12. В.В. Смирнов Методика оценки эффективности социально-экономического развития региона// Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 3. - С.15-20

References

1. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ «Ob obshchikh principakh mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacil» // SPS «GaranT».

2. Regional'naya ehkonomika i upravlenie / pod red. Alekhina EH. V. - P., 2007

3. Andreev A.V., Borisova L.M., Pluchevskaya EH.V. Osnovy regional'noj ehkonomiki. M., 2007.

4. Isachenko A.G. Ehkologicheskaya geografiya Rossii. SPb., 2001

5. Gerasimov A.N. Strategicheskij monitoring social'no-ehkonomicheskogo razvitiya municipal'nykh obrazovanij: avtoref. dis. ... kand. ehkon. nauk. URL: www.dissercat.com/content/strategicheskii-monitoring-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-munitsipalnykh-obrazovanii.

6. Gavrilov A.I. Regional'naya ehkonomika i upravlenie. M., 2002.

7. Urasova A.A., Mukhin M.A., Kochina K.F. Aktual'nye podkhody k upravleniyu social'no-ehkonomicheskim razvitiem territorii// Upravlenec. 2018. T.9. No1. S.14-23.

8. M.N. Pavlenkov, V.V. Portnov Razrabotka koncepcii privlecheniya investicij v promyshlennoe razvitie goroda: zhurnal «Vestnik moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: EhkonomikA».-M.: MGOU, 2016.- 79 s.

9. Abramova, E. A. Issledovanie urovnya differenciacii social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regionov / E. A. Abramova // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 4. - S. 205.

10. Oficial'nyj portal organov gosudarstvennoj vlasti Tyumenskoj oblasti. [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://admtyumen.ru/ogv_ru/index.htm

11. Oficial'nyj sajt Sladkovskogo municipal'nogo rajona Tyumenskoj oblasti [Ehlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://sladkovo.admtyumen.ru/mo/Sladkovo/index.htm

12. V.V. Smirnov Metodika ocenki ehffektivnosti social'no-ehkonomicheskogo razvitiya regiona// Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki. - 2016. - № 3. - S.15-20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.