Научная статья на тему 'Программа «Солнечный свет» как элемент решения проблем трудовой миграции в КНР'

Программа «Солнечный свет» как элемент решения проблем трудовой миграции в КНР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
392
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / МИГРАЦИЯ / НАСЕЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / УРБАНИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / "СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ" / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / "SUNLIGHT" PROGRAM / MIGRATION / POPULATION / DEVELOPMENT / URBANIZATION / LABOUR MIGRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анохина Елена Сергеевна, Савкович Евгений Владимирович

Представлены основные проблемы и особенности современной системы государственного регулирования миграционной политики в КНР. Охарактеризована новая практика государственного регулирования в сфере миграции и урбанизации, а именно - программа «Солнечный свет», которая призвана решить проблему избыточных трудовых ресурсов в некоторых отраслях народного хозяйства КНР и их переориентацию на другие отрасли, а также миграцию (внутреннюю и внешнюю). Программа является одной из самых масштабных в мире по охвату населения (около 30 млн чел.) и реализуется, начиная с 2003 г. Проект опирается на систему государственной поддержки (субсидии) и перераспределяет ресурсы между развитыми частями Китая и сравнительно отсталыми. При этом отдельно выделен район «старой промышленной базы» КНР в виде трех провинций Северо-Востока (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин), что в перспективе может отразиться и на российско-китайском сотрудничестве. В исследовании впервые представляется ряд источников, ранее не используемых в отечественной синологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Sunlight» Program As the Core Element of the Labour Migration Problem Solution in the PRC (People's Republic of China)

In this article the authors have made several conclusions. Modern system of the migration regulation in China was characterized. Problems and particularities are the core element of this system. «Sunlight» Program was the first attempt to transfer excess labour force from countryside to urban area, held in 2000-s. It was made under direct planning of the State Council, but also with the assistance of other Ministries and Committees. Also the government decided to rule the internal and external migration flows. In some aspects modern Chinese migration could be connected with urbanization. Some of the external migrants after finding governmental program of financing, granting could change the local markets and also boundary states markets. Russia should make a more detailed research of the «Sunlight» Program implementation in boundary provinces (Heilongjiang, Jilin and Liaoning). In this research some new sources in Chinese language that could be assistance for non-speakers (Reports of the State Council of the PRC etc.) are used

Текст научной работы на тему «Программа «Солнечный свет» как элемент решения проблем трудовой миграции в КНР»

Политические науки

УДК 314.7

Анохина Елена Сергеевна Elena Anokhina

Савкович Евгений Владимирович Yevgeny Savkovich

ПРОГРАММА «СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ» КАК ЭЛЕМЕНТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В КНР

«SUNLIGHT» PROGRAM AS THE CORE

ELEMENT OF THE LABOUR MIGRATION PROBLEM

SOLUTION IN THE PRC (PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA)

%

V

Представлены основные проблемы и особенности современной системы государственного регулирования миграционной политики в КНР. Охарактеризована новая практика государственного регулирования в сфере миграции и урбанизации, а именно — программа «Солнечный свет», которая призвана решить проблему избыточных трудовых ресурсов в некоторых отраслях народного хозяйства КНР и их переориентацию на другие отрасли, а также миграцию (внутреннюю и внешнюю). Программа является одной из самых масштабных в мире по охвату населения (около 30 млн чел.) и реализуется, начиная с 2003 г. Проект опирается на систему государственной поддержки (субсидии) и перераспределяет ресурсы между развитыми частями Китая и сравнительно отсталыми. При этом отдельно выделен район «старой промышленной базы» КНР в виде трех провинций Северо-Востока (Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин), что в перспективе может отразиться и на российско-китайском сотрудничестве. В исследовании впервые представляется ряд источников, ранее не используемых в отечественной синологии

In this article the authors have made several conclusions. Modern system of the migration regulation in China was characterized. Problems and particularities are the core element of this system. «Sunlight» Program was the first attempt to transfer excess labour force from countryside to urban area, held in 2000-s. It was made under direct planning of the State Council, but also with the assistance of other Ministries and Committees. Also the government decided to rule the internal and external migration flows. In some aspects modern Chinese migration could be connected with urbanization. Some of the external migrants after finding governmental program of financing, granting could change the local markets and also boundary states markets. Russia should make a more detailed research of the «Sunlight» Program implementation in boundary provinces (Heilongjiang, Jilin and Liaoning). In this research some new sources in Chinese language that could be assistance for non-speakers (Reports of the State Council of the PRC etc.) are used

Ключевые слова: Китайская Народная Республика, миграция, население, развитие, урбанизация, трудовая миграция, «Солнечный свет»

Key words: People's Republic of China, migration, population, development, urbanization, labour migration, «Sunlight» program

Работа выполнена в рамках гранта Президента РФ молодым ученым — кандидатам наук № МК-3621.2013.6

Проблематика китайской трудовой миграции последовательно изучается с начала периода «реформ и открытости». Явление трудовой миграции в этот период связано, в том числе, с изменением законодательной базы в КНР. При этом государственная политика в этой сфере зачастую остается за рамками научных исследований, ограничиваясь характеристикой основных направлений миграции. В самом же Китае исследования по данной проблематике весьма представительны, для отечественной науки наиболее значимыми являются региональные модели, ориентированные на приграничное сотрудничество (провинции Северо-Востока Китая — Хэйлунцзян, Цзи-линь и Ляонин). В этой связи исследование конкретных механизмов государственной политики в сфере регулирования миграции является необходимым элементом комплексного анализа миграционных процессов в Китае.

Исследование опирается в основном на работы известных западных экономистов Э.Г. Равенштейна, А. Льюиса, К. Бёр-га, С. Стоффера, использовались элементы теоретических изысканий Г. Раниса, Фэй Цзинханя, Д. Йоргенсона. Ключевым элементом анализа является связка «урбанизация-миграция» применительно к КНР. При рассмотрении «принудительной урбанизации» и особенностей формирования трудовой миграции использованы элементы контент- и ивент-анализа. Важнейшей частью источниковой базы исследования послужили законодательные акты Госсовета КНР и региональных правительств.

В настоящее время можно выделить следующие основные черты современной системы государственных органов КНР, регулирующих трудовую миграцию:

1) формирование органов проходило одновременно с оформлением законодательной базы;

2) создана многоуровневая система регулирования как внутренних, так и внешних миграционных процессов;

3) за прошедшие с начала «политики реформ и открытости» годы система в целом отлажена, а для каждого из ее элементов поставлены собственные задачи;

4) система не избежала системных проблем [1, С. 65-66].

При ведущей роли ЦК КПК и ключевых министерств Госсовета КНР по проблемам миграционной политики для данной сферы в КНР характерна децентрализация — регулированием миграции занимались 12 отраслевых министерств и управлений. Государственные органы различного уровня пытались решить основные проблемы миграции посредством принятия специализированных программ. Программы направлены на системное регулирование миграции, однако современное законодательство в основном занималось санкционированием миграции. При появлении новых, прежде всего внутренних проблем, китайское руководство заново оценило возможности регулирования миграционных потоков как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, внутренняя и внешняя миграция в КНР связаны с проблемой урбанизации. С развитием процессов урбанизации миграция в КНР усложнялась.

Одним из направлений подготовки квалифицированных трудовых мигрантов стала пилотная программа «Солнечный свет» («Янгуан»), которая стартовала в 2004 г. сразу по всей стране. Основой для нового проекта стал «Всекитайский план переподготовки сельскохозяйственных рабочих на 2003-2010 гг.» [2]. В дополнение к нему Госсовет опубликовал документ, который и определял масштабы программы [3]. К «Солнечному свету» подключались следующие государственные органы: министерство сельского хозяйства, финансов, образования, трудовых ресурсов и социальной защиты, науки и техники, строительства, Синьцзянский производственно-строительный корпус.

Только на первый год планировалось подготовить и переподготовить 2,5 млн чел., в приграничных регионах Китая цифра достигала нескольких сот тысяч человек (провинция Цзилинь — 120 тыс., Хэйлун-

цзян - 100 тыс., АРВМ - 80 тыс., СУАР - 30 тыс.) [3].

Первоначально программа предполагала краткосрочные курсы для сельскохозяйственных рабочих в рамках «принудительной урбанизации» и адаптации к новым видам трудовой деятельности. Трудовые мигранты социализировались, получали основные профессиональные знания и могли быть трудоустроены как низкоквалифицированная рабочая сила в некоторых отраслях промышленности и капитальном строительстве. В рамках программы «Солнечный свет» на уровне уездов создавались специализированные базы по подготовке трудовых мигрантов, к ним предъявлялись следующие требования:

- ориентироваться главным образом на подготовку трудовых мигрантов для выезда из страны;

- подготовить конкурентоспособных мигрантов, обладающих определенным уровнем социализации;

- «близость к деревне - удобство для сельскохозяйственного рабочего»;

- подготовка организаций к добровольной системе регистрации трудовых мигрантов [3].

Последние два пункта относились к внутренней миграции.

Определенные требования предъявлялись и к участникам программы.

Подготовка в рамках «базы» обеспечивала переподготовку по праву, бухгалтерскому учету для индивидуального хозяйства, навыки работы на компьютере, навыки работы с рынком труда, дальнейшее профессиональное обучение или переобучение и т.д.

Пилотный проект был продолжен в 2005 г., в котором задействовано 2,8 млн человек. Все расходы на подготовку мигрантов брало на себя государство — центральные и местные власти.

Министерство финансов выделяло средства «на профессиональную подготовку трудовых ресурсов в несельскохозяйственной сфере». Кроме того, трудовой мигрант получал 100-300 юаней субсидии [4]. Выделялись особые районы «Восток», «Центр»

и «Запад» КНР, в которых варьировались программы подготовки и финансирование [5]. Расширялись и «программные базы», созданные на местах.

На уровне Госсовета КНР издан определяющий документ «Сведения о мероприятиях в рамках программы «Солнечный свет» на 2005 г.», дальнейшее регулирование возложено на региональные правительства провинций и автономных районов, за координацию отвечали партийные органы.

По итогам 2004-2005 гг. проект признан удачным, и с 2006 г. «программные базы» были организованы по всей стране. В целом, КНР удалось создать как механизм «добровольно-принудительной урбанизации», так и ежегодно готовить несколько миллионов трудовых мигрантов различного уровня.

В 2010 г., по завершении «Всекитайского плана переподготовки сельскохозяйственных рабочих на 2003-2010 гг.», были подведены итоги. Оценки 2006-2010 гг. показывают, что в рамках программ подготовки и переподготовки по проекту «Солнечный свет» приняло участие около 30 млн человек, или около 6 млн ежегодно [6]. Причем, их количество с каждым годом только увеличивалось.

С 2010 г. государство вновь решило изменить подходы к связке «миграция-урбанизация». На уровне Госсовета заявлено о необходимости развития координации в еще двух связках: «город-деревня» и «экономика-общество» [7].

На рабочем совещании по сельскому хозяйству ЦК КПК и Госсовета КНР 2324 декабря 2013 г. одной из трех основных задач (наряду с принятием плана работы, целей и задач на 2014 г., а также подведением итогов 2013 г. для отрасли) стало обсуждение дальнейшего будущего программы «Солнечный свет». По ее итогам оказалось, что, несмотря на количественные показатели, фактор осуществления в сельском хозяйстве специализированной программы не привел к существенным изменениям в структуре рабочей силы в экономике в целом. Основной проблемой по-прежнему оставалась нехватка рабочих

мест для трудовых мигрантов. Сезонная внутренняя миграция (например, сбор и обработка хлопка в СУАР) и трудовая миграция за рубеж (Южная Корея, Россия) не привели к появлению новых рабочих мест на внутреннем рынке, однако позволили утилизировать часть излишков рабочей силы, в основном — низкоквалифицированной. Кроме того, часть трудовых мигрантов, даже несмотря на законодательные ограничения, продолжила переезжать в города, а расширение городских агломераций за счёт городских «уездов» также не привело к структурным изменениям. В рамках обсуждения проблематики была признана положительной практика получения сельским населением дополнительного образования, что параллельно работало и на другие программы ( в том числе и на концепцию «научного развития»). Таким образом, Министерство образования также утилизировало излишки сельской рабочей силы. Была предложена расширенная модель подготовки и переподготовки кадров, а «рабочая сила должна была повысить свой образовательный и научно-технический уровень для соответствия целям модернизации и развития страны» [8]. Важным элементом утилизации трудовых мигрантов стала их отправка за рубеж. Причем, одной из задач ставилась подготовка «высококвалифицированного китайского трудового мигранта».

Все предложения нашли отражение в первом законодательном акте, изданном в 2014 г.: «Некоторые предложения ЦК КПК и Госсовета по ускорению модернизации сельского хозяйства» [9]. Документ получился достаточно объемным, в нем более 10 тыс. иероглифов. Он касался, в том числе, и проблематики «оздоровления структуры рабочей силы» [9]. Задачи, поставленные правительством, в основном, повторяют задачи предыдущих периодов и связаны как с внутренним рынком (рост доходов сельского населения, рост внутренней миграции и

ускоренная урбанизация), так и с внешним (вывоз рабочей силы за рубеж) и призваны утилизировать излишки сельского населения Китая. Программа «Солнечный свет» будет продолжена — под руководством Госсовета и профильных министерств создана канцелярия программы. Она ответственна за формулирование политики, общую координацию, анализ и контроль над проектами нижнего уровня (подпроектами). Правительства и партийные органы административных единиц должны «всеми силами способствовать» достижению поставленных задач.

Проект «Солнечный свет» является одной из самых масштабных в мире по охвату населения программой по урбанизации. Кроме того, он призван изменить структуру рабочей силы в КНР и оформить новое качество для трудового мигранта. В этой связи он является одним из ключевых элементов китайской миграции. Проект опирается на государственную поддержку и распределяет средства между «сравнительно отсталыми» экономическими районами КНР — сюда относится «китайский Центр» как старый сельскохозяйственный район, бедные окраинные районы Запада, Северо-Востока и Юга Китая ( преимущественно автономные районы), отдельно выделен район «старой промышленной базы» КНР в виде трех провинций Северо-Востока. Именно они являются регионами, через которые будет перераспределяться рабочая сила и утилизироваться избытки. При этом Центр является поставщиком трудовых мигрантов, а национальные окраины и Северо-Восток — элементами «выхода» на собственный внутренний рынок с его нехваткой, а также рынки соседних с Китаем государств, являясь продолжением политики «идти вовне» (цзоучу цюй) [10]. Таким образом, Китай максимально эффективно использует фактор избытка сельского населения и решает проблему нехватки трудовых ресурсов в необходимых местах.

Литература_

1. Анохина Е.С. «Новая» китайская миграция и политика КНР по ее регулированию. Томск: ТГУ, 2012. С. 65-66.

2. State Council of the People's Republic of China's Report on Personnel Development Program for rural habitant. Directive for Ministry Agriculture (2003-2010) available at: http://www.gov.cn/gong-bao/content/2003/content_62454.htm (accessed 19 January 2014, in chin.)

3. Detailed initiatives list according to «Sunlight» program (2004) available at: http://www. mohurd.gov.cn/zcfg/jsbwj_0/jsbwjrsjy/200611/ t20061101_153011.html (accessed 10 May 2014, in chin.)

4. About initiatives for labor force under the Personnel Development Program «Sunlight» in several regions of PRC (2005) available at: http://www.nmgcz. gov.cn/nqnsii.ASP?id=1681 (accessed 21 May 2014, in chin.)

5. Direction for initiatives realization for labor force under the Personnel Development Program «Sunlight» (2005) available at: http://www.moa.gov.cn/ sjzz/kjs/jiaoyu/200505/t20050516_1833900.htm (accessed 19 January 2014, in chin.)

6. Presentation of the «Sunlight» Program, available at: http://wenku.baidu.com/ link?url=BNzMFkORgQETntfV-f-K-ybPkAtC5G-zDDat0v6Dxx68q2ucbpvaigBl2MsGPQjTU5hnlwn-78J36yCJqWUCOFYlek36XF6zqRS8f-D7y7zQG (accessed 19 January 2014, in chin.)

7. Report on the implication of Twelfth Five-Year Guideline of PRC (middle-term), available at: http:// hznet2.hznet.gov.cn/fzgh/fzgh_fzgh_ztgh/201404/ t20140416_30303.html (accessed 20 May 2014, in chin.)

8. Some proposals of Ministry of Education, National Development and Reform Commission Ministry of Finance, Ministry of Agriculture, Ministry of Human Resources and Social Security for speed-up of modernization in education, available at: http:// www.hunan.gov.cn/ggfw/jyfw1/zyjn/zcwj/201210/ t20121008_544151.html (accessed 20 May 2014, in chin.)

9. Some proposals of the Central Committee of the Communist Party of China and State Council of the People's Republic of China for speed-up modernization and development of labor force in agriculture, available at: http: //paper.people.com.cn/rmrb/html/2013-02/01/nw.D110000renmrb_20130201_2-01.htm (accessed 21 May 2014, in chin.)

10. Савкович Е.В. Программа адресной помощи СУАР КНР и ее влияние на отношения КНР с государствами Центральной Азии // Вестник Забайкальского государственного университета, № 06 (97). 2013. С. 16.

References

1. Anokhina E.S. «Novaya» kitaiskaya migratsi-ya i politika KNR po ee regulirovaniyu [New Chinese migration and its Chinese government regulation policy]. Tomsk, TSU, 2012. p. 65-66.

2. State Council of the People's Republic of China's Report on Personnel Development Program for rural habitant. Directive for Ministry Agriculture (2003-2010) available at: http://www.gov.cn/gong-bao/content/2003/content_62454.htm (accessed 19 January 2014, in chin.)

3. Detailed initiatives list according to «Sunlight» program (2004) available at: http://www. mohurd.gov.cn/zcfg/jsbwj_0/jsbwjrsjy/200611/ t20061101_153011.html (accessed 10 May 2014, in chin.)

4. About initiatives for labor force under the Personnel Development Program «Sunlight» in several regions of PRC (2005) available at: http://www.nmgcz. gov.cn/nqnsii.ASP?id=1681 (accessed 21 May 2014, in chin.)

5. Direction for initiatives realization for labour force under the Personnel Development Program «Sunlight» (2005) available at: http://www.moa.gov.cn/ sjzz/kjs/jiaoyu/200505/t20050516_1833900.htm (accessed 19 January 2014, in chin.)

6. Presentation of the «Sunlight» Program, available at: http://wenku.baidu.com/ link?url=BNzMFkORgQETntfV-f-K-ybPkAtC5G-zDDat0v6Dxx68q2ucbpvaigBl2MsGPQjTU5hnlwn-78J36yCJqWUCOFYlek36XF6zqRS8f-D7y7zQG (accessed 19 January 2014, in chin.)

7. Report on the implication of Twelfth Five-Year Guideline of PRC (middle-term), available at: http:// hznet2.hznet.gov.cn/fzgh/fzgh_fzgh_ztgh/201404/ t20140416_30303.html (accessed 20 May 2014, in chin.)

8. Some proposals of Ministry of Education, National Development and Reform Commission Ministry of Finance, Ministry of Agriculture, Ministry of Human Resources and Social Security for speed-up of modernization in education, available at: http:// www.hunan.gov.cn/ggfw/jyfw1/zyjn/zcwj/201210/ t20121008_544151.html (accessed 20 May 2014, in chin.)

9. Some proposals of the Central Committee of the Communist Party of China and State Council of the People's Republic of China for speed-up modernization and development of labor force in agriculture, available at: http: //paper.people.com.cn/rmrb/html/2013-02/01/nw.D110000renmrb_20130201_2-01.htm (accessed 21 May 2014, in chin.)

10. Savkovich Y.V. Vestn. Zabaikal. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013. no 6 (97), P.16.

Коротко об авторах_

Анохина Е.С., канд. истор. наук, доцент каф. «Востоковедение», Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, РФ [email protected]

Научные интересы: китайская миграция, миграционная политика Китая, современное социально-экономическое развитие Китая, внешнеэкономическая политика Китая, демография Китая

Савкович Е.В., д-р истор. наук, доцент каф. «Востоковедение», Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск, РФ

[email protected]

Научные интересы: китайский язык, политика Китая в Центральной Азии, востоковедение, линг-вострановедение Китая

_Briefly about the authors

E. Anokhina, candidate of philosophical sciences, assistant professor, Oriental Studies department, National Research Tomsk State University, Tomsk

Scientific interests: Chinese migration, migration regulation in China, modern social and economic development of China, foreign economic policy of China, Chinese demography

Y. Savkovich, doctor of historical science, assistant professor, Oriental Studies department, National Research Tomsk State University, Tomsk

Scientific interests: Chinese policy in Central Asia, oriental studies, Chinese language, linguistics and area studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.