П.Я. БАКЛАНОВ, М.Т. РОМАНОВ
Программа развития дорожной сети Приморского края до 2025 г.
Развитие дорожной сети - важнейшее звено в предварительном инфраструктурном обустройстве территории Приморского края в целях ее дальнейшего хозяйственного освоения и заселения. Учитывая геополитическую, экономическую и демографическую ситуацию в сопредельных странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в ближайшей перспективе наиболее актуальной проблемой для Приморского края становится ускоренное транспортное освоение территории. Дорожное строительство должно стать первой и наиболее важной мерой по обеспечению эффективного экономического развития, хозяйственного освоения и заселения края.
В основу Программы развития дорожной сети положена концепция взаимосвязанного формирования сети магистральных дорог, многоуровневой системы населенных мест и укрупненной сетки административно-территориальных единиц края с учетом его геополитического и экономико-географического положения. Идея заключается в том, что сеть магистральных дорог должна обеспечивать территориальное развитие хозяйства и населения в сложившихся условиях с учетом, прежде всего, геополитического и экономико-географического положения края в АТР, а также природно-ресурсных свойств территорий. При этом все укрупненные административно-территориальные единицы должны быть «нанизаны» на сеть магистральных дорог - сети магистральных дорог и административно-территориальных единиц должны формироваться «в связке».
Целью данной Программы является транспортно-инфраструктурное обеспечение последующего ускоренного и территориально диверсифицированного экономического и демографического развития Приморского края с учетом фактора АТР. Это диктуется как экономической целесообразностью, так и геополитической необходимостью.
БАКЛАНОВ Пётр Яковлевич — доктор географических наук, академик РАН, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток),
РОМАНОВ Матвей Тихонович — доктор географических наук, зав. лабораторией территориально-хозяйственных структур Тихоокеанского института географии ДВО РАН (г. Владивосток),
100
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(44)/2008
В этих условиях наиболее оправданным направлением дальнейшего развития сети магистральных дорог будет являться направление, обеспечивающее более активный выход края к морю и сопредельным странам, - на освоение приморских и приграничных районов, освоение морских ресурсов, более активное внешнеэкономическое, культурное и научно-техническое сотрудничество со странами АТР через морские акватории и сухопутные таможенные переходы. Поэтому хозяйственное развитие, заселение целесообразно обеспечивать на территориях, наиболее благоприятных для этих целей. К таковым относятся приморские и приграничные территории.
Проблемы развития приморских территорий края в контексте долгосрочных интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе требуют разработки системы неотложных мер по опережающему транспортному строительству здесь и созданию сети крупных портовых городов как полюсов роста для всех прибрежных районов. В настоящее время в прибрежной зоне имеется лишь два крупных города - Владивосток и Находка. Они и определяют высокий уровень хозяйственной освоенности и заселенности прилегающих территорий. Остальная часть 1500-километровой прибрежной зоны остается малоосвоенной.
Развитие трасс освоения в сложившихся условиях должно осуществляться с учетом «азиатско-тихоокеанского», прежде всего «китайского» и «тихоокеанского» факторов. А трассы освоения формируют, как показывает отечественный опыт вовлечения в хозяйственный оборот районов «пионерного освоения», в первую очередь железнодорожно-портовые и автодорожные сети. Поэтому во всех случаях оправдано строительство скоростных автомагистралей параллельно с железными дорогами.
Задачи опережающего развития транспортных сетей в целях ускоренного наращивания собственного экономического и демографического потенциалов края и укрепления геостратегического положения России в АТР должны решаться на данном этапе с учетом следующих требований:
1. Обеспечить дополнительные магистральные «выходы» к Тихоокеанскому океану, прежде всего к япономорскому региону (строительство автомагистралей, железнодорожно-портовых комплексов, портовой инфраструктуры, портовых населенных пунктов у выхода новых железнодорожных магистралей к морю).
2. Обеспечить дополнительные транспортные переходы через российско-китайскую границу (создание современной инфраструктуры в зоне транспортных, таможенных переходов, строительство участков дорог, соединяющих российские и китайские транспортные артерии).
3. Создать опорную сеть населенных мест с соответствующими производствами во внутренних районах региона и в транспортных узлах «контактной зоны» (вблизи границ и на морском побережье).
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
101
4. Увеличить экономическую плотность российской территории до уровня, сопоставимого с сопредельными странами - Китаем, Кореей (Северной и Южной), Японией. При этом хозяйственная направленность транспортного освоения должна обеспечивать выполнение краем, с одной стороны, геостратегических функций, с другой - специфичных для данной территории производственно-экономических функций в рамках международного и внутреннего (межрайонного) разделения труда.
Поэтому новыми трассами освоения уникального геостратегического пространства, по нашему мнению, должны быть контактные зоны и зоны новых магистральных железных и автодорог.
Наряду с транспортным строительством для оптимизации территориальной структуры хозяйства и населения, ускоренного наращивания экономического и демографического потенциалов необходимо создать в крае опорную сеть населенных мест. Она должна стать своеобразным каркасом всей системы расселения края в перспективе. Следовательно, дорожное строительство и формирование нового каркаса сети населенных мест необходимо осуществлять в «связке». К этим мерам целесообразно приурочить и корректировку административно-территориального устройства края.
В результате реализации рекомендуемых транспортных проектов и опорной сети населенных мест будет создана линейно-узловая форма дальнейшего освоения территории, максимально отвечающая задачам наращивания собственного экономического и демографического потенциалов, оптимизации территориальной структуры хозяйства и населения и оперативного укрепления геополитического положения России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Кроме того, реализация этих проектов будет являться дополнительной мерой обеспечения доступа России на внешние, в данном случае - тихоокеанские, рынки на долгосрочную перспективу, что в конечном итоге также работает на наращивание экономического и демографического потенциалов края, укрепление внешнеэкономического и геополитического положения России в этом стратегически важном регионе мира.