Научная статья на тему 'Программа психолого-педагогической коррекции гейм-аддикции детей подросткового возраста, разработанная на базе МБОУ СОШ № 82'

Программа психолого-педагогической коррекции гейм-аддикции детей подросткового возраста, разработанная на базе МБОУ СОШ № 82 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕЙМ-АДДИКЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ПРОГРАММА / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Титков Иван Васильевич

В данной статье освещена проблема гейм-аддикции и представлена программа ее коррекции. Представлены принципы психолого педагогической работы с подростками, методологический аппарат. Выявлена и обоснована необходимость применения данной программы. На рассмотрение предлагается программа, включающая в себя индивидуальные и групповые формы работы, включающие в себе комплекс занятий направленный на преодоление гейм-аддикции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа психолого-педагогической коррекции гейм-аддикции детей подросткового возраста, разработанная на базе МБОУ СОШ № 82»

Задания для самостоятельной работы различного уровня сложности (репродуктивные, реконструктивные, эвристические, исследовательские) расширяют знания студентов по изучаемой теме и способствуют формированию у студентов научно-исследовательских умений и творческого мышления. В частности, студентам предлагается составить словарь терминов по теме «Деформация правосознания», таблицу «Проявление деформации правосознания в современном мире», в которой отразить вид деформации, форму проявления, примеры из судебных решений и газетных публикаций. Эвристическая СРВ включает в себя написание синквейна или сказки. В творческом задании студенты должны отразить пагубность коррупционных проявлений для развития правового государства в нашей стране или предложить способ решения проблемы коррупции. Исследовательские СРС предлагаю разработать анкету для социального опроса среди студентов и преподавателей по проблеме распространения правового нигилизма среди молодежи, написать научную статью по интересующей студента проблеме деформации правосознания.

Самостоятельная работа студентов направлена на выработку целого ряда общекультурных компетенций студентов, в частности, стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации, способность анализировать социально-значимые проблемы и процесса и владеть основными способами и средствами получения информации.

Таким образом, системный комплексный подход к организации различных форм деятельности студентов создает условия для формирования общекультурных компетенций. Использование инновационных технологий и форм работы позволит в конечном итоге поднять качество профессиональной подготовки будущих специалистов, повысит уровень их правосознания и правовой культуры. Библиографический список

1. Комендровская Ю. Г. К вопросу о профессиональной компетентности переводчика-референта //Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С.38.

2. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 4-12.

3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 14-20.

5. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. -2004. - № 3. - С. 20-26.

6. Петров А. Ю. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории // Альма Матер. Вестник высшей школы. - 2005. - № 2. - С. 54-60.

7. Серякова С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №1. - С. 32-35.

8. Raven, J. Competence in Modern Society [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.johnraven.co.uk/pubs/books/books.html

9. Жемчужникова А. В. К вопросу о формировании общекультурной компетентности студентов педагогического вуза// Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции.- Электросталь: Новый гуманитарный институт. - 2010. - С.13.

10. Троянская С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования// Культурно-историческая психология. - 2008. - №2. - C. 43.

11. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. /под ред. А. В.Хуторского. - М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - C. 12-20.

12. Синякова М. Г. Содержание и структура общекультурной компетентности бакалавра менеджмента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/6_PNI_2012/Economics/6_101878.doc.htm

13. Гузеев В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология. - М.: Народное образование, 2000. - C. 240.

14. Плоцкая О. А. Механизм модернизации преподавания источников права на лекционных занятиях в условиях введения ФГОС// Право и образование. - 2011. - №10. - С.42.

15. Жуков Г. Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - С. 382.

Титков Иван Васильевич,

бакалавр педагогики, социальный педагог МБОУ СОШ№ 82, г. Красноярск aod azrail@mail.ru

Программа психолого-педагогической коррекции гейм-аддикции детей подросткового возраста, разработанная на базе МБОУ СОШ № 82 Аннотация. В данной статье освещена проблема гейм-аддикции и представлена программа ее коррекции. Представлены принципы психолого педагогической работы с подростками, методологический аппарат. Выявлена и обоснована необходимость применения данной программы. На рассмотрение предлагается программа, включающая в себя индивидуальные и групповые формы работы, включающие в себе комплекс занятий направленный на преодоление гейм-аддикции. Ключевые слова: гейм-аддикция, подростки, программа, коррекция.

XX век одарил человечество множеством гениальных вещей и явлений, которые могут быть как полезными, так и опасными. Среди них особое значение имеет появление компьютеров и компьютерных технологий. Развитие этой составляющей нашей жизни намного быстрее, чем прогресс в других областях человеческих знаний и умений. Использование компьютеров настолько тесно связано с жизнью, что часто их роль и место уже не осознаётся, не воспринимается как нечто новое, необычное. Сейчас ком-

пьютеры осуществляют управление источниками энергии, им доверено наведение и запуск летательных аппаратов (от самолётов до атомных бомб и космических кораблей), они осуществляют потоками денег в банках. Все процессы, которые управляются компьютерами, настолько многообразны и значительны, что выход их из строя может повлечь за собой серьёзные неприятности для жизни. К сожалению, этим не ограничивается зависимость человека от компьютера. Один из самых распространённых и одновременно с этим малоизученный вид аддикции, связанный с IT технологиями, является игровая компьютерная аддикция - гейм-аддикция. Многие люди, имеющие серьёзную зависимость от компьютера и компьютерных игр, достаточно спокойно относятся к происходящим с ними изменениям; их окружающие считают, что чрезмерное увлечение компьютерными играми - просто безобидное увлечение. Но очевидно, что далеко не всем геймерам идёт на пользу их увлечение. У большинства имеются проблемы в общении, личной жизни, многие крайне не удовлетворены собой внутренне при внешней задиристости и эпатирующем поведении. Почти все геймеры не имеют иного смыслы в жизни и иных ценностей кроме игры в виртуальном мире компьютера. Тодд Стайнбрикнер, профессор экономики университета Западного Онтарио (Universityof Western Ontario) попытался выяснить, какие факторы сильнее всего влияют на успеваемость студентов. Было опрошено более 200 человек, уделяя особое внимание деятельности испытуемых за пределами учебного заведения. Результатом исследования стало заключение о том что, увлечение учащимися компьютерными играми резко снижает показатель успеваемости.

В настоящее время в России нет психолого-педагогических программ коррекции гейм-аддикции, что обусловило необходимость её разработки. Предложенная нами программа направлена на создание условий для своевременного и полноценного психического развития каждого ребенка подросткового возраста, имеющего проблемы в социализации, психологической сфере и учебной деятельности, обусловленные зависимостью от компьютерных игр. Работа по преодолению гейм-аддикции детей, включает два направления:

- работа с детьми;

- работа с родителями.

Целевыми ориентирами программы являются: социальная адаптация подростков; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, посредством обеспечения психологических ресурсов и средств; психологическая помощь в преодолении игровой компьютерной зависимости.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующей задачи: воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения, а именно:

- повышение самооценки и самосознания;

- усиление контроля над побуждениями;

- увеличение стабильности межличностных отношений;

- профориентация гейм-аддиктов;

- повышение коммуникативной компетентности подростков.

Задачи программы решаются с позиций следующих методологических принципов

1. Принцип гуманизма предполагает утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью.

2. Принцип конфиденциальности можно сформулировать следующим образом: информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению; участие обучающихся, должно быть сознательным и добровольным.

3. Принцип компетентности требует, чтобы педагог-психолог чётко определял и учитывал границы собственной компетентности.

4. Принцип ответственности основан на том, что педагог-психолог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

5. Принцип единства коррекции и развития означает, что целенаправленная коррекцион-ная работа осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка с учётом возрастных закономерностей развития и характеристики нарушений.

6. Принцип единства диагностики и коррекции требует, чтобы цели и содержание кор-рекционной работы были определены только на основе комплексного, системного изучения ребенка, его дифференциально-диагностического исследования; при коррекционной работе фиксировались происходящие изменения в состоянии ребенка, при этом сам процесс коррекции даёт материал для более полной диагностики.

7. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации основан на том, что вся система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена и на реабилитацию, и на социальную адаптацию ребёнка с проблемами. Коррекция и компенсация - это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обусловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы связана с результатом - компенсацией нарушений.

8. Принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы на базе основных закономерностей психического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

9. Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия предусматривает, что выбор методов, композиция модели из нескольких методов определяются в зависимости от целей, задач программы оказания ребёнку помощи, возрастных индивидуальных особенностей и организации условий проведения.

10.Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребёнка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой его развития.

11.Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, веры в положительные результаты, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.

12.Принцип активного вовлечения ближайшего социального окружения предусматривает, что ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений, субъектом которой он является; его развитие происходит в системе отношений с близкими ему людьми, взрослыми. Особенности межличностных отношений, общения, форм совместной деятельности и способов её осуществления составляют важнейший компонент развития, определяют зону ближайшего развития ребёнка.

В работе используется широкий круг методов, которые можно объединить в три группы.

I. Методы Воспитания:

- методы формирования сознания (разъяснение, этическая беседа, диспут, пример);

- методы организации деятельности (упражнение, требование);

- методы стимулирования.

II. Методы обучения:

- дискуссия, обсуждение;

- работа в малых группах;

- тренинговые занятия;

-деловые игры.

III. Методы психологической коррекции:

- Методы классического обуслаовливания;

- «Жетонный метод»;

- Методы социальной терапии.

Программа предназначена для работы с подростками 13-17 лет; оптимальная численность группы -10-12 человек; продолжительность занятий - 90 минут. Периодичность занятий, не реже одного раза в неделю.

Программа рассчитана на 10 занятий (одна учебная четверть).

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, фломастеры, компьютер, презентационный материал. Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку и основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

Работу с подростками планируется вести параллельно по 2 направлениям: индивидуальная работа и групповая.

Индивидуальная работа.

1. Создание карты интересов подростка

2. На основе карты интересов создать план индивидуальной работы с подростком по следующим направлениям:

- организация досуговой деятельности: включение во внеучебную деятельность, поиск хобби в соответствии с интересами подростка.

- создание системы положительного подкрепления инициативы подростка.

3. Индивидуальные консультации и рефлексия успеха.

План групповой работы

№ Тема Содержание Формы работы Участники

1. «Ребенок и компьютер» Знакомство с проблемой, мировая статистика по проблеме зависимости от игр, рекомендации Семинарское занятие Родители

2. Знакомство с группой. Знакомство с членами группы, разработка групповых правил, создание благоприятного климата, снятие коммуникативных барьеров. Игра «Лгун», Игра "Путаница", игра "Группировки". Тренинговое занятие Группа подростков

3. «Природа компьютерных Игр и их роль в жизни людей» Обсуждение видов Игр, польза и вред, место игры в жизни каждого участника, причины популярности компьютерных игр. Тренинговое занятие Группа подростков

4. «Игра которая захватит мир» Проведение деловой игры для закрепление информации о основных способах манипуляции геймерами. Деловая Игра Группа подростков

5. «Коммуникативная компетентность» I Занятие Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе Тренинговое занятие Группа подростков

6. «Коммуникативная компетентность» II Занятие Тренинг развития общения и коммуникативных навыков в группе Тренинговое занятие Группа подростков

7. «Просто поверь в себя» I часть Игры и упражнения для коррекции самооценки. Тренинговое занятие Группа подростков

8. «Просто поверь в себя» 2 часть Игры и упражнения для коррекции самооценки Тренинговое занятие

9. «Тренинг личностного роста» Знакомство - самопрезентация. Упражнение «Обсуждение правил работы в группе» Упражнение "торг". Упражнение «Чистка луковицы». Упражнение «Три года». Представление о достигнутом успехе. Рефлексия. Тренинговое занятие

10. «Найщи свой путь» Профориентационные игры и упражнения Тренинговое занятие Группа подростков

11. Деловая игра «Объективная реальность» Деловая игра для моделирования дальнейшей жизни ориентированной на успех. Деловая Игра Группа подростков

Для диагностики гейм-аддикции и оценки результативности предполагается использование следующих методик.

1. Тест на игровую компьютерную зависимость, который представляет собой перевод теста Кимберли Янг, адаптированный В. А. Буровой.

2. Опросник из 66 вопросов по 12 шкалам «Восприятие компьютерных игр», разработанный Е. А. Щепилиной.

Основной особенностью игровой компьютерной зависимости является «уход» подростка в виртуальную реальность. Последствия такого поведения: нарушение социальных связей личности, чрезмерная агрессивность и различные виды асоциального поведения, невозможность самовыражения, проблемы в семье и школе. Для решения возникающих проблем и возвращения подростка в "реальный" мир необходима организованная работа педагогов, психолога, родителей и самого геймера. Разработанная программа предполагает активизацию внутренних ресурсов ребенка и восстановление его социальной активности, что позволит не разово прервать интерес к игре, а выработать активную жизненную позицию и свести гейм-аддикцию к простому увлечению играми. Библиографический список

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение

2. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

3. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1

4. Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1

5. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

6. Форман Н., Вильсон П. Использование виртуальной реальности в психологических исследованиях // Психологический журнал, 1996, том 17, №2

7. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991.

8. Статья «Компьютерная зависимость и все что с ней связано!» - Режим доступа: http://hardtek.ru/

9. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под редакцией Д. И Фель-дштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии

10. С. В. Краснова, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалева, Е. В. Быковская,

О. Е. Чапова, М. О. Носатова. Как справиться с компьютерной зависимостью

11. М. С. Иванов Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр.

12. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Стратегии коррекции созависимости. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2002.

13. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь. 2002. С.6-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Исследования «Интернет в России» [Электронный ресурс]/ База данных ФОМ - Режим доступа: http://bd.fom/ru/

15. Гусева Т. И., Каратьян Т. В. Психология личности. Конспект лекций. Мю: Эксмо. 2008. - С. 80.

16. Гриффит В. Виртуальный мир рождает реальные болезни // Финансовые известия. 1996. Вып. 54. № 183

17. Возрастные особенности старших подростков [Электронный ресурс] /Статья: Академическая школа «Гелан»/. - Режим Доступа: http://www.School-gelan.ru/php?name=Pages&pa=showpage&pid=74. - Загл. С экрана. Дата публикации: 2009-06-17.

18. Возрастная психология и педагогика. /Под редакцией М. В. Гомезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М.: Просвещение

19. Варашкевич С. А. История конверсии компьютерной игры. М.: ИП РАН, 1997.

20. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968.

21. Ахрямкина Т. А., Матасова И. Л. Особенности проявления и факторы формирования компьютерной зависимости различных возрастных групп. - Методическое пособие для студентов психологического факультета и практикующих психологов. Самара 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.