Научная статья на тему 'Программа профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей'

Программа профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррекция / криминальная мотивация / мониторинг / несовершеннолетние правонарушители / преступление / профилактика / рецидив / correction / criminal motivation / monitoring / juvenile delinquents / crime / prevention / recidivism

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юлия Алексеевна Малюшина

Введение. В настоящее время актуальной становится проблема возникновения криминальной мотивации как сложного интегративного феномена, который включает иерархию мотивов, побуждающих к совершению преступлений различных категорий. Современное общество трансформируется, и поэтому в связи с цифровизацией общества, появляются и могут модернизироваться различные виды преступлений несовершеннолетних. Все эти преступления оказывают пагубное влияние на общее социальное благополучие граждан. Предметно изучена современная преступность несовершеннолетних и криминальная мотивация как психолого-криминологический феномен. Проанализирован криминогенный потенциал современных несовершеннолетних преступников, их психологические характеристики. Методы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ, эмпирические: психодиагностические методы для сбора эмпирических данных – «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана; «Субъективная оценка межличностных отношений» С.В. Духновского; «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А.А. Рукавишникова; «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Плутчика – Келлермана – Контети, Проективная методика «ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест)», «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена, авторская методика «Доминирующий криминальный мотив». Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена четырехкомпонентная структура криминальной мотивации. Эмпирически доказано, что криминальная мотивация состоит из четырех компонентов (когнитивный, индивидуально-личностный, эмоциональный, поведенческий). Определена специфика психологического содержания криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от состава преступления (Малюшина, 2023a; Малюшина, 2023b). Для предупреждения возникновения преступлений необходимо разрабатывать новые психокоррекционные программы с несовершеннолетними правонарушителями с целью предотвращения рецидивов преступлений. В проблемном поле рассматриваются различные аспекты криминального поведения несовершеннолетних. Разработана и эмпирически подтверждена эффективность программы психологической коррекции криминальной мотивации средствами социально-психологического тренинга. Результаты. Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности следователей, инспекторов по делам несовершеннолетних, в социально-реабилитационных центрах при работе с несовершеннолетними правонарушителями. Результаты исследования могут быть использованы в консультативных и просветительских целях, для проведения мониторинга состояния преступности несовершеннолетних с целью выявления тенденций к проявлению криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юлия Алексеевна Малюшина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme for preventing criminal motivation among juvenile delinquents

Introduction. At the present day, the issue of the emergence of criminal motivation as a complex integrative phenomenon, involving a hierarchy of motives driving to committing crimes of various categories, is actual. Modern society is transforming, and therefore, due to the digitalisation of society, various types of juvenile offences appear and can be modernised. All these crimes have a harmful effect on the overall social well-being of the citizens. Modern juvenile delinquency and criminal motivation as a psychological and criminological phenomenon is studied subjectively. The criminogenic potential of modern juvenile delinquents, their psychological characteristics are analysed. Methods. Different methods were used: theoretical analysis, empirical: psychodiagnostic methods for collecting empirical data "Value orientations" by M. Rokich; "Profile of feelings in relationships" by L. Kulikov; "Diagnosis of motivational structure of personality" by V.E. Milman; "Subjective assessment of interpersonal relationships" by S.V. Dukhnovsky; "Questionnaire of interpersonal relationships" by V. Schutz in the adaptation of A.A. Rukavishnikov; "Coping strategies indicator" by D. Amirkhan; "Life style index" by Plutchik Kellerman Kontetev, Projective technique "TAT (Thematic Apperception Test)", "Method of Motivational Induction" by J. Nytten, author's technique "Dominant Criminal Motive". The fourcomponent structure of criminal motivation is theoretically substantiated and empirically confirmed. The author empirically proved that criminal motivation consists of four components (cognitive, individualpersonal, emotional, behavioural). The specificity of the psychological content of criminal motivation of juvenile delinquents depending on the corpus delicti was determined (Malyushina, 2023a; Malyushina, 2023b). In order to prevent the emergence of crimes, it is necessary to develop new psycho-correctional programmes with juvenile delinquents. Various aspects of juvenile criminal behaviour are considered in the problem field. The effectiveness of the programme of psychological correction of criminal motivation by means of socio-psychological training was developed and empirically confirmed. Results. The materials of the research can be used in the professional activities of investigators, juvenile inspectors, in social rehabilitation centres when working with juvenile delinquents. The results of the research can be used for advisory and educational purposes, for monitoring the state of juvenile delinquency in order to identify tendencies to the manifestation of criminal behaviour of juvenile delinquents.

Текст научной работы на тему «Программа профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей»

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

Оригинальная статья

УДК 159.99

шл

DOI: 10.35750/2713-0622-2024-1-62-74

Программа профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей

Юлия Алексеевна Малюшина

Аннотация

Введение. В настоящее время актуальной становится проблема возникновения криминальной мотивации как сложного интегративного феномена, который включает иерархию мотивов, побуждающих к совершению преступлений различных категорий. Современное общество трансформируется, и поэтому в связи с цифровизацией общества, появляются и могут модернизироваться различные виды преступлений несовершеннолетних. Все эти преступления оказывают пагубное влияние на общее социальное благополучие граждан. Предметно изучена современная преступность несовершеннолетних и криминальная мотивация как психолого-криминологический феномен. Проанализирован криминогенный потенциал современных несовершеннолетних преступников, их психологические характеристики. Методы. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретический анализ, эмпирические: психодиагностические методы для сбора эмпирических данных - «Ценностные ориентации» М. Роки-ча; «Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского; «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова; «Индикатор копинг-страте-гий» Д. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Плутчика - Келлермана - Контети, Проективная методика «ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест)», «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена, авторская методика «Доминирующий криминальный мотив». Теоретически обоснована и эмпирически подтверждена четырехкомпонентная структура криминальной мотивации. Эмпирически доказано, что криминальная мотивация состоит из четырех компонентов (когнитивный, индивидуально-личностный, эмоциональный, поведенческий). Определена специфика психологического содержания криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей в зависимости от состава преступления (Малю-шина, 2023a; Малюшина, 2023b). Для предупреждения возникновения преступлений необходимо разрабатывать новые психокоррекционные программы с несовершеннолетними правонарушителями с целью предотвращения рецидивов преступлений. В проблемном поле рассматриваются различные аспекты криминального поведения несовершеннолетних. Разработана и эмпирически подтверждена эффективность программы психологической коррекции криминальной мотивации средствами социально-психологического тренинга. Результаты. Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности следователей, инспекторов по делам несовершеннолетних, в социально-реабилитационных центрах при работе с несовершеннолетними правонарушителями. Результаты исследования могут быть использованы в консультативных и просветительских целях, для проведения мониторинга состояния преступности несовершеннолетних с целью выявления тенденций к проявлению криминального поведения несовершеннолетних правонарушителей.

© Малюшина, Ю. А., 2024

Курганский государственный университет (Курган, Россия) puma-juliya@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5352-5981

Ключевые слова

коррекция, криминальная мотивация, мониторинг, несовершеннолетние правонарушители, преступление, профилактика, рецидив

Для цитирования: Малюшина, Ю. А. (2024). Программа профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей. Российский девиантологический журнал, 4 (1), 62-74. doi: 10.35750/2713-0622-2024-1-62-74.

Original paper

Programme for preventing criminal motivation among juvenile delinquents

Yulia A. Malyushina

Kurgan State University (Kurgan, Russia) puma-juliya@yandex.ru ORCID: 0000-0002-5352-5981

Abstract

Introduction. At the present day, the issue of the emergence of criminal motivation as a complex integrative phenomenon, involving a hierarchy of motives driving to committing crimes of various categories, is actual. Modern society is transforming, and therefore, due to the digitalisation of society, various types of juvenile offences appear and can be modernised. All these crimes have a harmful effect on the overall social well-being of the citizens. Modern juvenile delinquency and criminal motivation as a psychological and criminological phenomenon is studied subjectively. The criminogenic potential of modern juvenile delinquents, their psychological characteristics are analysed. Methods. Different methods were used: theoretical analysis, empirical: psychodiagnostic methods for collecting empirical data - "Value orientations" by M. Rokich; "Profile of feelings in relationships" by L. Kulikov; "Diagnosis of motivational structure of personality" by V. E. Milman; "Subjective assessment of interpersonal relationships" by S. V. Dukhnovsky; "Questionnaire of interpersonal relationships" by V. Schutz in the adaptation of A. A. Rukavishnikov; "Coping strategies indicator" by D. Amirkhan; "Life style index" by Plutchik - Kellerman - Kontetev, Projective technique "TAT (Thematic Apperception Test)", "Method of Motivational Induction" by J. Nytten, author's technique "Dominant Criminal Motive". The four-component structure of criminal motivation is theoretically substantiated and empirically confirmed. The author empirically proved that criminal motivation consists of four components (cognitive, individual-personal, emotional, behavioural). The specificity of the psychological content of criminal motivation of juvenile delinquents depending on the corpus delicti was determined (Malyushina, 2023a; Malyushina, 2023b). In order to prevent the emergence of crimes, it is necessary to develop new psycho-correctional programmes with juvenile delinquents. Various aspects of juvenile criminal behaviour are considered in the problem field. The effectiveness of the programme of psychological correction of criminal motivation by means of socio-psychological training was developed and empirically confirmed. Results. The materials of the research can be used in the professional activities of investigators, juvenile inspectors, in social rehabilitation centres when working with juvenile delinquents. The results of the research can be used for advisory and educational purposes, for monitoring the state of juvenile delinquency in order to identify tendencies to the manifestation of criminal behaviour of juvenile delinquents.

Keywords

correction, criminal motivation, monitoring, juvenile delinquents, crime, prevention, recidivism

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

For citation: Malyushina, Yu. A. (2024). Programme for preventing criminal motivation among juvenile delinquents. Russian Journal of Deviant Behavior, 4 (1), 62-74. doi: 10.35750/2713-06222024-1-62-74.

Введение

В настоящее время существуют разные концептуальные подходы к трактовке криминальной мотивации. Одни исследователи демонстрируют наличие напряженных потребностей, появление у несовершеннолетних определенного желания испытать «острые» ощущения.

Другие интерпретируют понятие криминальной мотивации как совокупность мотивов динамичного образования, которое побуждает личность к преступной деятельности.

Т. Д. Марцинковская, Н. А. Андреева (Голубева), С. В. Преображенская отмечают, что «цифровая повседневность проявляется и в исчезновении барьера между реальным и виртуальным пространствами, а также в тождестве между эмоциональным включением, погружением в сетевое пространство и пространство кинофильмов и сериалов. Мотивационные и возрастные факторы, которые влияют на выбор социальных сетей и мессенджеров» (Марцинковская, Андреева (Голубева), Преображенская, 2023).

Таким образом, любая социальная сеть может восприниматься большинством пользователей как персональная страница с ее уникальным и бережно хранимым контентом: статусами, видео, фотографиями и текстами. Стоит отметить, что виртуальное пространство современной молодежи является отражением их картины мира (Марцинковская, 2022). Так, например, в криминальном мире могут появляться такие виды киберпреступлений, как скулшутинг, кибермошенничество, а также могут развиваться криминальные субкультуры (Малюшина, Шатилович, Федорова, 2021).

С психологической точки зрения понятие «мотив» связано с раскрытием его сущностных свойств, а в уголовном праве - с правовой оценкой действий лица, которое совершило преступление.

Необходимо отметить, что появление новых современных форм преступлений требует разработки моделей профилактики противоправного поведения подростков, причем необходимо обращать внимание и на виртуальные преступления. Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, а также объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях. Необходимо сочетать меры общего и индивидуального предупреждения.

Разработана программа психологической коррекции и профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

Правоохранительными органами должна быть пересмотрена система мероприятий, которые проводятся с молодежью. Необходимо разъяснять опасность преступного поведения, уголовную ответственность за преступления, виды и размеры наказаний за них, а также личные последствия для несовершеннолетнего и перспективу на будущее.

В проблемном поле рассматриваются различные аспекты криминального поведения несовершеннолетних. Стоит также отметить, что криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей как интегральное образование личности исследована недостаточно. Так, например, мало изучен вопрос коррекции и профилактики криминальной мотивации.

Материалы и методы исследования

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: теоретические (анализ литературных источников, реферирование, обобщение); эмпирические: психодиагностические методы для сбора эмпирических данных - «Ценностные ориентации» М. Рокича;

«Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духнов-ского; «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова; «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Плутчика - Келлермана - Контети, Проективная методика «ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест)», «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена, авторская методика «Доминирующий криминальный мотив». Применялись математико-статистический (корреляционный, факторный, кластерный) анализ, а также контент-анализ уголовных дел.

В целом весь банк методик применялся для валидизации авторского опросника. Методики рассчитаны на подростково-юношеский возраст (14-17 лет) (Малюшина, 2023а; Малюшина, 2023Ь).

Результаты

Существуют разные концептуальные подходы к трактовке криминальной мотивации. Одни исследователи демонстрируют наличие напряженных потребностей, появление у несовершеннолетних определенного желания испытать «острые» ощущения. Другие интерпретируют понятие криминальной мотивации как совокупность мотивов динамичного образования, которое побуждает личность к преступной деятельности.

С психологической точки зрения понятие «мотив» связано с раскрытием его сущностных свойств, а в уголовном праве - с правовой оценкой действий лица, которое совершило преступление.

Выделение типов правонарушителей, появление новых современных форм преступлений требуют разработки моделей профилактики противоправного поведения подростков.

Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, а также объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях. Необходимо сочетать меры общего и индивидуального предупреждения.

Разработана программа психологической коррекции и профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

Построение структуры криминальной мотивации может основываться на следующих научных идеях. В. Г. Асеев (Асеев, 2008), Л. И. Божович, Б. И. Додонов, С. Л. Рубинштейн рассматривали мотивацию как определенную иерархическую систему с психологическими составляющими по иерархии всей структуры. П. В. Симонов отмечает, что о появлении потребности начинают сигнализировать эмоции.

Д. А. Леонтьев писал, что структурами мотивации выступают смыслообразующе ценности (Леонтьев, 2004). Многие поведенческие реакции, нерациональные психологические защиты также играют важную роль в формировании негативного опыта идентификации. У несовершеннолетних возникают антиценности, на их развитие влияют деструктивные личностные смыслы. Эти личностные смыслы могут изменяться, трансформироваться и в дальнейшем привести к возникновению криминальных мотивов. Необходимо предупреждать или купировать возникновение криминальных мотивов.

Необходимо разработать программы психологической коррекции и профилактики.

Н. В. Богданович, В. В. Делибалт выделяют следующие комплексные программы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.

В основном они «сводят это к информированию и беседам. Однако в официальном (юридическом) определении профилактика - это система мероприятий в контексте предупреждения отклоняющегося поведения и преступности. Но все-таки должны быть ориентиры, которые

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

хотя бы позволят связать эти мероприятия в систему. Сложность психопрофилактической деятельности психолога заключается в ее противоречивости, работа должна проводиться с так называемой группой риска» (Богданович, Делибалт, 2020).

Отметим также, что разрабатываются программы профилактики, направленные на работу с отдельным несовершеннолетним или с отдельной семьей. Они реализуют системное изменение ситуации, поведения ребенка, то есть ведётся работа по социальной карте несовершеннолетнего (Богданович, Делибалт, 2020, с. 10).

Исследователи А. П. Вяткин, Т. А. Терехова, Л. В. Санина говорят о необходимости изучения личности подростков, а также о способах и методах, направленных на изменение системы ценностей, важности проблем волевой саморегуляции, самооценки (Вяткин и др., 2016, с. 498).

С. А. Красненкова, И. И. Маркова считают, что «формирование жизненных планов, предполагающее социальное самоопределение, характерная черта старшего подросткового возраста. Именно в этот возрастной период происходит становление мировоззрения, определение жизненных целей, планов, смысла существования личности в социуме и ее места в нем. При этом жизненные планы десоциализированных, социально дезадаптированных несовершеннолетних и их социализированных, социально адаптированных сверстников часто идентичны» (Красненкова, Маркова, 2018, с. 113).

Основной задачей профилактической работы с подростками, по мнению Е. Б. Кирилловой, является предотвращение криминального поведения в виде воздействия на его систему различных внутренних побуждений.

Очень важно обучить несовершеннолетних говорить «нет» и противостоять воздействию со стороны, а этого можно добиться, обучая вырабатывать свою собственную и независимую линию поведения (Кириллова, 2020).

У. Г. Чавыкина, М. С. Симонян рекомендует применять личностно-ориентированный подход при разработке программ профилактики безнадзорности несовершеннолетних (Чавыки-на, Симонян, 2019).

Е. Г. Дозорцева и Д. В. Кирюхина, рассуждая о взаимодействии подростков в интернет-пространстве, констатируют, что у многих из них возникает виртуальное сознание (Дозорцева, Кирюхина, 2020).

М. Б. Гуд основным фактором педагогической коррекции правового сознания у несовершеннолетних считает воспитание в семье. У таких детей развивается правовая интолерантность, что впоследствии может привести к совершению проступков и преступлений (Гуд, 2017, с. 3).

Деформированное правовое сознание родителей также может искажать знания и представления ребенка о правовом обществе. Р. Р. Муслумов отмечает, что «правовое самосознание как важнейшая сторона правосознания предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к праву, к правовым отношениям. Правовое самосознание личности мы рассматриваем как процесс и одновременно как результат выработки ею относительно устойчивой осознанной системы представлений о самой себе в правовом пространстве, осознание себя субъектом права, своей роли, целей, интересов, ценностных ориентаций, идеалов и мотивов правового поведения» (Муслумов, 2019).

Многие зарубежные исследователи считают, что необходимо учитывать близость и расстояние в семейных отношениях, транзакции между участниками и их семьями, а также обучать их социальным навыкам.

Проблема разработки профилактики и коррекции криминального поведения несовершеннолетних является актуальной задачей во всем мире. Учитывая отечественный и мировой опыт исследователей, обобщив методы и приемы профилактической работы, необходимо раз-

работать программу профилактики и коррекции мотивации криминального поведения несовершеннолетних.

Целью исследования было выявление особенностей структуры криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, совершивших различные по составу преступления, а также разработка и апробация программы коррекции и профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

Методы

Для достижения цели исследования мы применяли следующие методы.

Теоретические (анализ литературных источников, реферирование, обобщение); эмпирические: психодиагностические методы для сбора эмпирических данных - «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Профиль чувств в отношениях» Л. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана; «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского; «Опросник межличностных отношений» В. Шутца в адаптации А. А. Рукавишникова; «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Плут-чика - Келлермана - Контети, Проективную методику «ТАТ (Тематический Апперцептивный Тест)», «Метод мотивационной индукции» Ж. Нюттена, авторскую методику «Доминирующий криминальный мотив». Для качественной обработки эмпирических данных и получения достоверных результатов применялись математико-статистические методы (метод ранговой корреляции, ^критерий Стьюдента, 11-критерий Вилкоксона).

Выборка исследования составила 540 человек, из которых 210 девочек - 38,9 % и 330 мальчиков - 61,1%. Возраст: 14-17 лет. Были отобраны несовершеннолетние, которые подозревались в совершении преступлений, различных по составу (согласно классификации Ю. А. Антоняна).

Результаты

Для разработки программы психологической коррекции и профилактики мы провели психодиагностическое исследование по вышеперечисленным методикам, затем провели факторный анализ и выявили корреляционные связи психологических компонентов структуры криминальной мотивации несовершеннолетних.

Факторизация данных проводилась по 97 переменным. Были выделены четыре фактора структуры криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

1-й фактор - индивидуально-личностный. Он представлен 26 параметрами (25,92 % дисперсии). Доминируют такие параметры, как потребность в материальных благах (Б = 0,98), мнение (Б = 0,86), жизнеобеспечение (Б = 0,80) и другие.

2-й фактор - поведенческий. Он представлен 18 параметрами (19,72 % дисперсии). Доминируют такие параметры, как игровой мотив (Б = 0,88), социальный статус (Б = 0,81), поиск (Б = 0,77), непримиримость (Б = 0,74), отчужденность (Б = 0,71), напряженность (Б = 0,54), конфликтность (Б = 0,54), регрессия (Б = 0,53) и другие.

3-й фактор - когнитивный. Он представлен 10 параметрами (8,45 % дисперсии). Доминируют такие параметры, как аморальный мотив (Б = 0,75), долг (Б = 0,63), рациональность (Б = 0,62) и другие.

4-й фактор - эмоциональный - представлен 7 параметрами (6,11 % дисперсии).

На рис. 1. представлена структура криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

Далее нами была разработана программа психологической коррекции и профилактики криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, имеющая целью проведе-

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

ние упражнений, направленных на изменение наполняемости психологического содержимого криминальной мотивации. Программа включает:

- психологическое воздействие на когнитивный компонент, то есть формирование адекватных ценностей, жизненных смыслов, а также на постановку целей жизни, на формирование правосознания;

- психологическое воздействие на индивидуально-личностный компонент, то есть объяснение адекватных материальных потребностей, коррекция и купирование криминальных мотивов;

- психологическое воздействие на поведенческий компонент, то есть купирование напряженности, отчужденности, конфликтности, а также агрессивности, развитие оптимальных межличностных отношений, коррекция деструктивных копинг-стратегий, механизмов психологической защиты (отрицания, вытеснения, проекции, идентификации, рационализации, замещения, отчуждения);

- психологическое воздействие на эмоциональный компонент, то есть коррекция дестабилизирующих эмоций и чувств.

Следует отметить, что программа направлена на развитие адекватного отношения подростка к самому себе и к ближайшему окружению, а также на формирование положительного образа мира, адекватных межличностных отношений и снижение конфликтов с окружающими.

В программу включены беседы, дискуссии, ролевые игры, психотехнические упражнения, релаксационные упражнения, просмотры фильмов, арт-терапевтические техники, такие как сказкотерапия, например, «Сказка о волшебных зеркалах» (И. В. Вачков), танцевальная терапия «Тайны Шахерезады» (модифицированная версия автора), «Африканский танец», видео-сон, рисование обиды, например, упражнение «Кувшинчик обид», коллаж «Мечты в рисунках» и многие другие.

В конце тренинга нами были проведены рефлексия и индивидуальные интервью с участниками с целью выявления их общего впечатления.

Программа профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей состоит из нескольких этапов.

1. Психодиагностический этап для определения психологического содержание компонентов криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей.

2. Психокоррекционный этап для формирования новых моделей поведения с учетом индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетних.

3. Психолого-консультативный этап для разработки и проведения индивидуального или группового психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

Приведем пример программы психологической коррекции «Квартет».

1. Когнитивный модуль. Упражнения данного модуля способствуют осознанию несовершеннолетними сущности криминального поведения, его отрицательных последствий, и развитию у них правосознания. Такие упражнения, как «Когнитивные воздействия», «Качества, которые мы ценим», «Что такое правосознание?», «Откровение человека в Железной маске», «Сказка о волшебных зеркалах».

2. Эмоциональный модуль. Цель: научиться анализировать и корректировать эмоциональные чувства, ощущения, расслабляться. Упражнения позволят также расширить представление подростков о психологической природе обиды, зависти, управлять негативными эмоциями и переживаниями.

3. Индивидуально-личностный модуль. Цель: объяснить и научить правонарушителей способам и методам осуществления своей мечты правомерным способом, постановке реальных, значимых целей и путей их достижения на ближайшее время и на перспективу.

4. Поведенческий модуль. Цель: научить анализировать свои отрицательные качества личности, делать определенные выводы о своем поведении, наметить перспективы исправления. Актуализировать отношение несовершеннолетних правонарушителей к проблеме агрессивного поведения и распознавание направленности агрессивных импульсов, переоценку системы ценностей, изменение отношения к сценам насилия.

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

Обсуждение

Для подтверждения эффективности разработанной нами программы психологической коррекции «Квартет» мы провели формирующий эксперимент. Эффективность проверялась методом сравнения результатов до и после проведения программы при помощи ^критерия Вилкоксона.

Нами были сопоставлены результаты двух измерений, которые проводились до и после проведения психокоррекционной программы в форме тренинга «Квартет». В табл. 1 представлены изменения, которые произошли по следующим показателям.

Таблица 1. Результаты проведения психокоррекционной программы «Квартет»

Table 1. Results of the psychocorrection programme "Quartet"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переменная Констатирующий этап Формирующий этап Т-критерий Вилкоксона Уровень значимости Критические значения

Т эмп T кр Зона значимости влево

Аморальный мотив 7,51 4,64 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Счастье других людей 7,8 4,33 T = 296 эмп при p<0,01 T = 353 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Честность 7,2 4,6 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 при кр -Т p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Не выраженное поведение в области включения 2,95 5,51 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Мотивация общения 16,5 19,3 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Не выраженное поведение в области контроля 3,0 5,67 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Отчужденность 61,39 42,4 T = 328 эмп при p<0,01 T = 389 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Гедонические чувства 56,35 52,7 T = 312 эмп при p<0,01 T = 371 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Астенические чувства 48,4 43,1 T = 328 эмп при p<0,01 T = 389 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Меланхолические чувства 39,27 37,5 T = 120 эмп при p<0,01 T = 152 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Эмоциональный мотив 6,9 4,44 T = 328 эмп при p<0,01 T = 389 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Напряженно сть в отношениях 44,04 42,0 T =151 при эмп 1 при p<0,01 T =187 при кр 1 p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Конфликтность в отношениях 46,82 42,11 T = 266 эмп при p<0,01 T = 319 кр при p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

Игровой мотив 6,51 3,84 T = 252 при эмп 1 p<0,01 T = 302 при кр 1 p<0,05 Т <Т эмп кр (р<0,01)

После проведенного тренинга у несовершеннолетних появилась тенденция к изменению системы ценностей, значительно снизились показатели криминальных мотивов. Подростки стали анализировать свои действия, расставлять жизненные приоритеты, контролировать поступки и желания, научились общаться, проявлять активность в социуме.

Выявлены изменения по параметрам «отчужденность», «гедонические чувства», «астенические чувства» и «меланхолические чувства». После тренинговых занятий многие из них начали анализировать свое поведение и свои жизненные установки. Выявлены низкие значения по параметру «агрессивность». После проведенного тренинга у несовершеннолетних развиваются навыки самоконтроля, уверенного поведения.

Выявлены более низкие значения по параметрам «напряженность», «конфликтность» и «игровой мотив». Достоверных различий в контрольной группе не обнаружено.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод и подвести итоги.

1. Существуют разные концептуальные подходы к трактовке криминальной мотивации. Одни исследователи демонстрируют наличие напряженных потребностей, появление у несовершеннолетних определенного желания испытать «острые» ощущения. Другие интерпретируют понятие криминальной мотивации как совокупность мотивов динамичного образования, которое побуждает личность к преступной деятельности.

2. Научные представления о криминальной мотивации несовершеннолетнего правонарушителя носят разрозненный характер. Выделены когнитивный, эмоциональный, индивидуально-личностный и поведенческий компоненты. Ведущую роль в формировании личности имеют доминирующие криминальные мотивы.

3. Появление новых современных форм преступлений требует разработки моделей профилактики противоправного поведения подростков, в том числе и в интернет-пространстве.

4. Эффективность предупреждения преступлений несовершеннолетних может быть достигнута только на основе комплексного подхода, а также объединения усилий субъектов профилактики на всех уровнях. Необходимо постоянное сочетание мер общего и индивидуального предупреждения. Апробация программы психологической коррекции в виде тренинга «Квартет» подтвердила свою эффективность, были выявлены достоверные различия.

5. Для проведения профилактической работы по снижению рецидивной преступности среди несовершеннолетних необходимо выделить ведущие мишени профилактики противоправного поведения и риска повторения противоправных деяний: обращение к их личности, формирование жизненной перспективы на основе способности к краткосрочному и долгосрочному планированию своих действий, осознанию причинно-следственных связей и ответственности за свои решения, устранение криминальных мотивов в процессе тренинговой работы, беседы с правонарушителями, проведение психодиагностических процедур с использованием опросников и методик и т. д.

Перспективы

Дальнейшее исследование криминальной мотивации может быть продолжено анализом нормативно-правовой документации профилактики криминального поведения несовершеннолетних, а также в половозрастном аспекте, разработкой проективной методики, способствующей определению криминальных мотивов в структуре криминальной мотивации.

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

Список литературы

Асеев, В. Г. (2008). Структурные особенности ценностно-мотивационной системы личности. Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, 14 (4), 53-58.

Богданович, Н. В., Делибалт, В. В. (2020). Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях. Психология и право, 10 (2), 1-14.

Вяткин, А. П., Невструева, Т. Х., Терехова, Т. А., Санина, Л. В. (2016). Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения. Всероссийский криминологический журнал, 10 (3), 487-498. https://doi. org/10.17150/2500-4255.2016.10(3).487-498

Гуд, М. Б. (2017). Воспитание в семье как фактор педагогической коррекции правового сознания у несовершеннолетних условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Психология и право, 7 (4), 1-9.

Дозорцева, Е. Г., Кирюхина, Д. В. (2020). Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков. Прикладная юридическая психология, 1 (50), 80-87.

Кириллова, Е. Б. (2020). Личностные психологические детерминанты предрасположенности подростков к девиантному поведению: дис. ... канд. психол. наук. Москва.

Красненкова, С. А., Маркова, И. И. (2018). Социально-психологические особенности жизненных перспектив делинквентных подростков. Вестник института: преступление, наказание, исправление, 1 (41), 111-117.

Леонтьев, Д. А. (2004). Общее представление о мотивации поведения человека. Психология в вузе, 1, 51-65.

Малюшина, Ю. А. (2023a). Психологическая коррекция и профилактика криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург.

Малюшина, Ю. А. (2023b). Психологическая коррекция и профилактика криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей: дис. . канд. психол. наук. Екатеринбург.

Малюшина, Ю. А., Шатилович, С. Н., Федорова, О. Б. (2021). Изучение психологического механизма насильственных преступлений как один из аспектов профилактики скулшутинга. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 3, 86-97. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-86-97

Марцинковская, Т. Д. (2022). Психология подростка в ответ на вызовы современности: сплав традиций и инноваций. Теоретическая и экспериментальная психология, 3 (15), 187197. https://doi.org/10.24412/2073-0861-2022-3-187-197

Марцинковская, Т. Д., Андреева (Голубева), Н. А., Преображенская, С. В. (2023). Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 13 (3), 347-361. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

Муслумов, Р. Р. (2019). Проблемы формирования правового самосознания личности. Перспективы науки и образования, 6 (42), 44-54. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.4

Чавыкина, У Г., Симонян, М. С. (2019). Применение личностно-ориентированного подхода при организации взаимодействия социально-культурных учреждений в профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Мир науки, культуры, образования, 1 (74), 250252.

References

Aseev, V. G. (2008). Strukturnye osobennosti cennostno-motivacionnoj sistemy lichnosti. Vest-nik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. Yuvenologiya. Sociokinetika, 14 (4), 53-58.

Bogdanovich, N. V., Delibalt, V. V. (2020). Profilaktika deviantnogo povedeniya detej i podrostkov kak napravlenie deyatel'nosti psihologa v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Psihologiya i pravo, 10 (2), 1-14.

Vyatkin, A. P., Nevstrueva, T. H., Terekhova, T. A., Sanina, L. V. (2016). Metody psihokorrekcii lichnosti nesovershennoletnih v sisteme rannego preduprezhdeniya ih prestupnogo povedeniya. Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal, 10 (3), 487-498. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2016.10(3).487-498

Gud, M. B. (2017). Vospitanie v sem'e kak faktor pedagogicheskoj korrekcii pravovogo soznaniya u nesovershennoletnih uslovno osuzhdennyh, sostoyashchih na uchete v ugolovno-ispolni-tel'noj inspekcii. Psihologiya i pravo, 7 (4), 1-9.

Dozorceva, E. G., Kiryuhina, D. V. (2020). Kiberbulling i sklonnost' k deviantnomu povedeniyu u podrostkov. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, 1 (50), 80-87.

Kirillova, E. B. (2020). Lichnostnye psihologicheskie determinanty predraspolozhennosti podrostkov k deviantnomu povedeniyu: dis. ... kand. psihol. nauk. Moskow.

Krasnenkova, S. A., Markova, I. I. (2018). Social'no-psihologicheskie osobennosti zhiznennyh pers-pektiv delinkventnyh podrostkov. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie, 1 (41), 111-117.

Leont'ev, D. A. (2004). Obshchee predstavlenie o motivacii povedeniya cheloveka. Psihologiya v vuze, 1, 51-65.

Malyushina, Yu. A. (2023a). Psihologicheskaya korrekciya i profilaktika kriminal'noj motivacii nesovershennoletnih pravonarushitelej: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk. Ekaterinburg.

Malyushina, Yu. A. (2023b). Psihologicheskaya korrekciya i profilaktika kriminal'noj motivacii nesovershennoletnih pravonarushitelej: dis. ... kand. psihol. nauk. Ekaterinburg.

Malyushina, Yu. A., Shatilovich, S. N., Fedorova, O. B. (2021). Izuchenie psihologicheskogo mekh-anizma nasil'stvennyh prestuplenij kak odin iz aspektov profilaktiki skulshutinga. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nauki, 3, 8697. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2021-3-86-97

Marcinkovskaya, T. D. (2022). Psihologiya podrostka v otvet na vyzovy sovremennosti: splav tradicij i innovacij. Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya, 3 (15), 187-197. https://doi. org/10.24412/2073-0861-2022-3-187-197

Marcinkovskaya, T. D., Andreeva (Golubeva), N. A., Preobrazhenskaya, S. V. (2023). Informacionnaya identichnost' i vospriyatie informacii kak novaya cifrovaya povsednevnost'. Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta. Psihologiya, 13 (3), 347-361. https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

Muslumov, R. R. (2019). Problemy formirovaniya pravovogo samosoznaniya lichnosti. Perspektivy nauki i obrazovaniya, 6 (42), 44-54. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.4

Chavykina, U. G., Simonyan, M. S. (2019). Primenenie lichnostno-orientirovannogo podhoda pri organizacii vzaimodejstviya social'no-kul'turnyh uchrezhdenij v profilaktike beznadzornosti nesovershennoletnih. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 1 (74), 250-252.

Малюшина, Ю. А. / Malyushina Yu. A.

Информация об авторе:

Юлия Алексеевна Малюшина - доцент кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Курганского государственного университета, внештатный лектор лекторской группы УМВД России по Курганской области, кандидат психологических наук.

About the author:

Yulia A. Malyushina - Associate Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Teaching Humanities of Kurgan State University, Freelance lecturer of the lecture group of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kurgan region, Cand. Sci. (Psy.)

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

The author declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 11.03.2024; Одобрена после рецензирования 29.03.2024; Опубликована 28.04.2024

Submitted March 11, 2024; Approved after reviewing March 29, 2024; Accepted April 28, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.