Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / КРИМИНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / МОДУЛИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРОГРАММА / ПРОФИЛАКТИКА / ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна

В статье представлена программа психологической коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, реализованная с помощью социально-психологического тренинга «Квартет». Проведен анализ различий между показателями психологического содержания компонентов криминальной мотивации несовершеннолетнего (индивидуально-личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого). Метод математической статистики (t-критерий Вилкоксона) позволил показать достоверные позитивные изменения в структуре криминальной мотивации правонарушителя. В контрольной группе изменения отсутствовали. Коррекционная программа «Квартет» может быть использована в практической деятельности педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, а также других специалистов, работающих с подростками, в рамках профилактической или коррекционной деятельности, а также для профилактики рецидивной преступности. Программа содержит четыре модуля: когнитивный, эмоциональный, индивидуально-личностный и поведенческий, направленные на психологическую коррекцию компонентов криминальной мотивации и формирование правомерного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Малюшина Юлия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF JUVENILE OFFENDERS’ CRIMINAL MOTIVATION

A psychological correction program for juvenile offenders' criminal motivation, implemented with the help of socio-psychological training “Quartet”, is outlined in the present paper. Differences between parameters of psychological content of criminal motivation components (individual-personal, cognitive, emotional and behavioural) of juveniles were analyzed. Using the mathematical statistics method (Wilcoxon rank sum test), significant positive changes in the structure of a juvenile offender's criminal motivation were shown. As for the control group of juveniles, there were no changes. The “Quartet” correctional program can be used in the practical activities of pedagogues, psychologists, law enforcement officials and other professionals working with adolescents, as part of prevention or corrective actions with juvenile offenders, as well as for the prevention of recidivism. As a result, the program contains four modules: cognitive, emotional, individual-personal and behavioural, aimed at the psychological correction of the criminal motivation components and the formation of lawful behaviour among juvenile offenders.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 62-66. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 62-66.

Научная статья УДК 37.015.3

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.10

Психологическая коррекция криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей

Юлия Алексеевна Малюшина

Курганский государственный университет, Курган, Россия, puma-juliya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5352-5981

Аннотация. В статье представлена программа психологической коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, реализованная с помощью социально-психологического тренинга «Квартет». Проведен анализ различий между показателями психологического содержания компонентов криминальной мотивации несовершеннолетнего (индивидуально-личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого). Метод математической статистики (t-критерий Вилкоксона) позволил показать достоверные позитивные изменения в структуре криминальной мотивации правонарушителя. В контрольной группе изменения отсутствовали. Коррекционная программа «Квартет» может быть использована в практической деятельности педагогов, психологов, сотрудников правоохранительных органов, а также других специалистов, работающих с подростками, в рамках профилактической или коррекционной деятельности, а также для профилактики рецидивной преступности. Программа содержит четыре модуля: когнитивный, эмоциональный, индивидуально-личностный и поведенческий, направленные на психологическую коррекцию компонентов криминальной мотивации и формирование правомерного поведения несовершеннолетних правонарушителей.

Ключевые слова: коррекция, криминальная мотивация, личность, модули, несовершеннолетние, правонарушители, преступление, программа, профилактика, тренинг

Для цитирования: Малюшина Ю.А. Психологическая коррекция криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 62-66. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.10.

Финансирование: работа проводилась в рамках гранта № 19-413-450002\20 «Исследование субъективного образа социального мира учащейся молодежи Курганской область области с целью прогнозирования социальных процессов в молодежной среде».

Original article

Psychological correction of juvenile offenders' criminal motivation Yulia A. Malyushina

Kurgan State University, Kurgan, Russia, puma-juliya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-5352-5981

Abstract. A psychological correction program for juvenile offenders' criminal motivation, implemented with the help of socio-psychological training "Quartet", is outlined in the present paper. Differences between parameters of psychological content of criminal motivation components (individual-personal, cognitive, emotional and behavioural) of juveniles were analyzed. Using the mathematical statistics method (Wilcoxon rank sum test), significant positive changes in the structure of a juvenile offender's criminal motivation were shown. As for the control group of juveniles, there were no changes. The "Quartet" correctional program can be used in the practical activities of pedagogues, psychologists, law enforcement officials and other professionals working with adolescents, as part of prevention or corrective actions with juvenile offenders, as well as for the prevention of recidivism. As a result, the program contains four modules: cognitive, emotional, individual-personal and behavioural, aimed at the psychological correction of the criminal motivation components and the formation of lawful behaviour among juvenile offenders.

Keywords: correction, criminal motivation, personality, modules, juveniles, offenders, crime, program, prevention, training

For citation: Malyushina Y.A. Psychological correction of juvenile offenders' criminal motivation // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 62-66. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20217.10.

Funding: the work was carried out under grant no. 19-413-450002\20 "Investigation of the subjective image of the social world of students in the Kurgan Region with the aim of forecasting social processes in the youth milieu".

В настоящее время в современном мире одной из актуальных общественных проблем является преступность несовершеннолетних. Стоит отметить, что несформированность правосознания, нигилизм, ценностно-смысловая дезориентация, влияние семьи и школы при социализации личности, взаимодействие со сверстниками, психологические новообразования подрост-

кового возраста, воздействие интернет-ресурсов, социальных сетей провоцируют развитие девиаций, в том числе криминальное поведение детей и молодежи. На наш взгляд, важнейшими внутренними детерминантами, запускающими механизм противоправного поведения, могут стать изменения в мотивационной сфере личности несовершеннолетнего. Поэтому основной научной задачей исследования выступили выявление условий и определение причин возникновения криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей, а также изучение ее психологической структуры.

Криминальное поведение несовершеннолетних рассматривалось в психологической и юридической научной литературе такими учеными, как Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лу-неев и др. [1]. По мнению Ю.М. Антоняна, самым эффективным способом борьбы с девиантным поведением молодежи является общесоциальное предупреждение. В.Н. Кудрявцев рассматривает подобное поведение как устойчиво проявляющееся отклонение, отступление от существующих социальных норм, их нарушение. В.В. Лунеев трактовал мотивацию преступного поведения как побудительно-причиняющую и направляюще-организующую силу криминальной активности.

Коррекция и профилактика противоправного поведения детей и подростков всегда актуальны в любом обществе. Исследованием вопросов девиантного поведения несовершеннолетних занимались такие отечественные исследователи, как В.В. Делибалт, А.П. Вяткин, М.А. Галагузова, И.А. Горьковая, С.И. Григорьев, Е.Г. Дозорцева, Ю.А. Клейберг, В.Д. Менделевич и др. [2].

В настоящее время в результате появления новых видов преступлений формируются принципиально иные подходы к профилактике девиантного поведения у детей и подростков, ориентированные не только на тех, кто уже совершил правонарушения, но и на тех, кто входит в группу риска: разрабатываются методы кибергигиены, меры кибербезопасности. В результате онлайн-жизни подростки подвергаются кибербуллингу либо сами выступают его инициаторами. При использовании соцсетей многие молодые люди не дифференцируют поведение в интернет-пространстве и реальном мире. Подростки не понимают, что их действия в виртуальной среде могут восприниматься как агрессивные в отношении других людей, поскольку «кибербуллинг... может иметь замещающий характер и включать в себя элементы фантазии (представления ки-бербуллера о реакции жертвы), что сближает его с иллюзорно-компенсаторными свойствами ад-диктивного поведения» [3, с. 86]. По мнению И.А. Горьковой, все это требует разработки нового или модифицированного подхода к профилактике противоправного поведения подростков в интернет-пространстве [4].

Проблемы превенции делинквентного и криминального поведения несовершеннолетних рассматривают и зарубежные исследователи [5]. В настоящее время молодежь и подростки сталкиваются с такими серьезными проблемами, как насилие, деградация окружающей среды, пандемия COVID-19, дискриминация, нищета, все это может привести к возникновению подростковой преступности. А. Бельманн и Ф. Лёзель предлагают при разработке профилактических мер применять обучение несовершеннолетних социальным навыкам, основанное на когнитивно-поведенческом подходе [6].

С учетом отечественного и мирового научного опыта при обобщении методов и приемов профилактической работы мы составили программу коррекции криминальной мотивации подростков. Формой реализации психокоррекционной программы является психологический тренинг «Квартет». Целью выступает коррекция психологического содержания компонентов криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей. Тренинг представляет собой синтетическую авторскую разработку, в которой соединены элементы тренингов личностного роста (А.Г. Лидерса, М.Ю. Савченко, Л.А. Петровской, С.В. Петрушина и др.), принципы деятельностно-личностного тренинга (Н.Р. Битяновой, А.Г. Лидерса), психологические упражнения (А.Н. Алексеевой, В.Ю. Большакова, В.И. Вачкова), а также собственные авторские упражнения. В результате психокоррекционного воздействия наблюдаются следующие изменения: осознание психологического содержания компонентов структуры мотивационной сферы; развитие способностей подростков к рефлексии криминального поведения, возникающих потребностей и мотивов; трансформация системы ценностей, эмоциональных переживаний и чувств; перестройка межличностных отношений; модификация деструктивных копинг-стратегий. Методические приемы: ролевые игры, дискуссия, психотехнические и релаксационные упражнения [7].

На формирующем этапе для эмпирической проверки результативности программы в исследовании приняли участие подростки, совершившие правонарушения. В контрольную группу вошли 45 человек (30 мальчиков и 15 девочек), отобранные из общего числа испытуемых по признакам, идентичным критериям участников экспериментальной группы. Для апробации программы проведены три тренинга, в которых участвовали 45 человек (30 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст - 16,5 лет.

Выборка представлена согласно классификации Ю.М. Антоняна: подозреваемые в совершении насильственных, корыстно-насильственных, корыстных преступлений. Контрольная группа формировалась при помощи стратегии попарного отбора, в ней тренинг не проводился.

Испытуемые прошли предварительную диагностику на предмет исследования психологического содержания компонентов криминальной мотивации (когнитивного, эмоционального, индивидуально-личностного и поведенческого) по следующим психодиагностическим методикам: «Ценностные ориентации» М. Рокича; «Профиль чувств в отношениях» Л.В. Куликова; «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана; опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (СОМО) С.В. Духновского; Опросник межличностных отношений В. Шутца; «Индикатор копинг-стратегий» Дж. Амирхана; «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х.Р. Конте; а также разработана и применена авторская методика «Доминирующий криминальный мотив». В ней заложены утверждения, характеризующие различные виды криминальных мотивов, которые расположены по шкалам «аморальный мотив», «агрессивный мотив», «эмоциональный мотив», «фрустрационный мотив», «мотивы самоутверждения», «игровые мотивы».

Методика «Доминирующий криминальный мотив» проверена на теоретическую, содержательную, критериальную валидность и ретестовую надежность. Теоретическую валидность определяли по соответствию параметров исследуемых качеств показателям, полученным посредством апробированных методик. Для корреляционного анализа было принято значение г > 0,21 при п = 150, р < 0,01. Выявлены корреляционные связи с параметрами других валидных и надежных психодиагностических методик. Ретестовая надежность авторской методики анализировалась путем повторных тестирований с помощью опроса одних и тех же испытуемых. Время между первым и вторым тестированиями составило 4 недели, между первым и третьим - 4 месяца, а также через 6 месяцев. Проверка содержательной валидности осуществлялась методом групповых экспертных оценок, коэффициент конкордации равен 0,127, в диапазоне 0 < W < 1. Это позволяет сделать вывод, что по итогам экспертной оценки все утверждения методики прошли проверку на содержательную валидность.

Программа профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей реализуется на трех уровнях. Их характеристика представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Программа профилактики и коррекции криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей__

Уровень Цель Задача Форма деятельности

Психодиагностический Определение психологического содержания компонентов криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей Разработка программы психолого-педагогической коррекции Разработка психодиагностической методики «Доминирующий криминальный мотив», групповая и индивидуальная психодиагностика с помощью тестов, опросников, проективных методик

Психокоррекционный Создание новых форм эмоционального реагирования, взаимодействия; коррекция психологических составляющих криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей Формирование новых моделей поведения с учетом индивидуальных особенностей несовершеннолетних правонарушителей Социально-психологический тренинг «Квартет», сказкотерапия, арт-терапия, коллажирование, просмотр фильмов

Психолого-консультационный Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей То же Индивидуальное и групповое консультирование

Следует обозначить процессуальные характеристики тренинга. Программа рассчитана на 40 часов, распределенных на 20 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Перерыв между встречами дает возможность несовершеннолетнему правонарушителю осмыслить полученные

знания, умения и применить их в различных жизненных ситуациях. Тренинг «Квартет» содержит четыре следующих модуля.

Когнитивный модуль. Упражнения первой группы направлены на осознание несовершеннолетними сущности криминального поведения, его отрицательных последствий, развитие правосознания. В данном процессе особая роль принадлежит вербализации, должны произойти дифференциация и изменение личностных смыслов жизненного опыта подростков. Занятие 1. «Идентификация и коррекция дисфункциональных мыслей» (упражнения «Знакомство», «Ассоциация», «Воспоминания о родителях», «Когнитивные воздействия», «Обратная связь»). Занятие 2. «Я-концепция. Самосознание» (упражнения «Лобное место», «Качества, которые мы ценим», «Мои достоинства», «Игра с песком», «Обратная связь»). Занятие 3. «Что такое правосознание?» (упражнения «Слепой и поводырь», «Беседа о правосознании», «Подарки»). Занятие 4. «Ситуации нравственного выбора» (упражнения «Волшебное слово», «Откровение человека в железной маске», «Анализ проблемы (ситуации)», «Алые паруса», «Клубок»). Занятие 5. «Сказка о волшебных зеркалах».

Эмоциональный модуль. Цель заключается в знакомстве участников с разными способами регуляции своего эмоционального состояния, освоении приемов восстановления эмоционального равновесия. Занятие 1. «Эмоции и стресс» (упражнения «Эмоция», «Радуга настроения», «Вверх по радуге», «Слепые паровозики»). Занятие 2. «Тайны Шахерезады» (упражнения «Тайны Шахерезады» - модифицированная авторская разработка, «Восточный базар», «Встреча с мудрецом»). Занятие 3. «Копилка обид» (упражнения «У всех так хорошо, а у меня...», «Копилка обид», «Золотые капельки»). Занятие 4. «Африканские страсти» (упражнения «Африканский танец», «Наши эмоции - наши поступки»). Занятие 5. «Эмоции и чувства» (упражнения «Импульсы в картинках», «Смех сквозь слезы», «Бусы эмоций»).

Индивидуально-личностный модуль. Упражнения направлены на изменения личностных особенностей, коррекцию акцентуаций характера личности. Занятие 1. «Мои мечты, мои желания» (упражнения «Мечты в рисунках», «Вспомни историю», психогимнастика «Дотянись до звезд»). Занятие 2. «Мотивы» (упражнения «Воспоминания детства», «Нереализованное желание», просмотр фильма-релаксации «Огонь»). Занятие 3. «Самомотивация» (упражнения «Самомотивация», «Болото», «Факир»). Занятие 4. «Экскурсия в СИЗО» (просмотр фильма о следственном изоляторе). Занятие 5. «Суд над криминальным мотивом» (упражнения «Лобное место», «Суд над криминальным мотивом»).

Поведенческий модуль. Цель заключается в осознании зависимости эмоционального состояния от агрессивного поведения, выработке навыков адекватного поведения. Упражнения «Критическая ситуация», «Ежик», «Критика», «Самосуд», «Психогимнастика», «Агрессия - хорошо или плохо?», «Что было бы, если.», «Корзина», «Вверх по радуге», «Положительное самовосприятие», «Видеосон» (авторская разработка), арт-терапевтический блок, «Зеркало», «Зоопарк», «Факир», «Клубок».

Подведение итогов тренинга. Рефлексия.

Таким образом, программа психологической коррекции криминальной мотивации «Квартет» соответствует методологическим требованиям, а также ориентирована на подтверждение диалектического единства компонентов криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей - осуществлялось психологическое воздействие на все четыре компонента структуры. Анализ различий проведен с помощью критерия Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Выявлено, что между параметрами психологического содержания компонентов криминальной мотивации (индивидуально-личностного, когнитивного, эмоционального и поведенческого) наблюдаются достоверные позитивные изменения в структуре мотивации подростка. Эти критерии попали в зону значимости (влево): Тэмп < Ткр ф < 0,01). Изменения при р < 0,01 зарегистрированы по следующим показателям: «аморальный мотив» - Tэмп = 312; «счастье других людей» - Tэмп = 296 ; «выраженное поведение в области включения» - Tэмп = 312 ; «мотивация общения» - Tэмп = 312 ; «выраженное поведение в области контроля» - Tэмп = 312; «отчужденность» -Tэмп = 328; «гедонические чувства» - Tэмп = 312; «астенические чувства» - Tэмп = 328; «меланхолические чувства» - Tэмп = 120; «эмоциональный мотив» - Tэмп = 328; «напряженность в отношениях» - Tэмп = 151; «конфликтность в отношениях» - Tэмп = 266; «игровой мотив» - Tэмп = 252.

После эмпирической проверки выявлены изменения по показателю «аморальный мотив», который является одной из составляющих когнитивного компонента, произошли влияние на систему ценностей, формирование правосознания. Зарегистрированы изменения параметров «выраженное поведение в области включения» и «выраженное поведение в области контроля». Многие из участников тренинга научились управлять желаниями и поступками, что выступает составляющей индивидуально-личностного компонента.

Изменения таких показателей, как «отчужденность», «гедонические чувства», «астенические чувства», «меланхолические чувства», «эмоциональный мотив», отражают трансформацию эмоционального компонента. В поведенческом компоненте установлены изменения по таким параметрам, как «напряженность», «конфликтность», «игровой мотив».

В конце тренинга с каждым участником проводилось интервью для выяснения общих впечатлений от работы и выявления того, насколько ожидания совпали с реальными результатами. Кроме того, изучена контрольная группа, в которой тренинговая программа не осуществлялась: достоверных различий не обнаружено.

Таким образом, результаты исследования демонстрируют положительную тенденцию изменения криминального поведения несовершеннолетних. Это подтверждает, что необходимо оказывать психологическое воздействие на все компоненты структуры криминальной мотивации.

Разработанная коррекционная программа в форме психологического тренинга «Квартет» может быть использована для изменения криминальной мотивации несовершеннолетних правонарушителей в рамках практической деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних, в социально-реабилитационных центрах, а также при работе с педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов в консультативных и просветительских целях. Данная программа может применяться для формирования адекватного поведения подростков путем организации мероприятий по профилактике правонарушений.

Список источников:

1. Криминальная мотивация / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев и др. ; отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1986. 304 с.

2. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях // Психология и право. 2020. Т. 10, № 2. С. 1-14 ; Горьковая И.А. Направления профилактики противоправного поведения подростков в России // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2, № 3. С. 265-276. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-3-265-276 ; Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения : учебное пособие. М., 2001. 160 с. ; Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения : учебное пособие. М., 2001. 432 с. ; Социальная педагогика : учебник для вузов / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2008. 416 с.

3. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 80-87. https://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087.

4. Горьковая И.А. Указ. соч.

5. Juvenile Delinquency Factors in Peru from a Preventive Approach / F. Ccopa-Quispe, D. Fuster-Guillén, K. Rivera-Paipay, Y. Pe-jerrey-Rivas, M.T. Yupanqui-Bustamante // Eleuthera. 2020. Vol. 22, no. 2. P. 149-169. https://doi.org/10.17151/eleu.2020.22.2.10.

6. Beelmann A., Lösel F. A Comprehensive Meta-Analysis of Randomized Evaluations of the Effect of Child Social Skills Training on Antisocial Development // Journal of Development and Life-Course Criminology. 2020. Vol. 7. P. 41-65. https://doi.org/10.1007/s40865-020-00142-8.

7. Овчарова Р.В., Малюшина Ю.А. Криминальная мотивация несовершеннолетних правонарушителей и ее коррекция : монография. Курган, 2011. 176 с.

Информация об авторе Ю.А. Малюшина - старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта Курганского государственного университета, внештатный лектор лекторской группы УМВД России по Курганской области, член Международной ассоциации девиантологов, Курган, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=569020.

Information about the author Yu.A. Malyushina - Senior Lecturer, Department of Physical Culture and Sport, Kurgan State University, freelance lecturer at the lecture group of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Kurgan Region, member of the International Association of Deviantologists, Kurgan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=569020.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.07.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.