Научная статья на тему 'Программа повышения финансовой устойчивости моногородов СКФО (на примере Республики Дагестан)'

Программа повышения финансовой устойчивости моногородов СКФО (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ГОРОДА / БЮДЖЕТНАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / САЛЬДО ГОРОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чувилова О.Н., Дмитриева А.П.

В статье отмечается, что финансовое состояние муниципальных образований республик СКФО в значительной степени зависит от размера получаемых дотаций и субсидий, рост которых снижает финансовую устойчивость их бюджетов. Дана оценка финансовой устойчивости моногородов Республики Дагестан, оценено их финансовое состояние в соответствии с методикой Министерства регионального развития РФ. На основании расчетов приведен перечень финансовых рисков муниципальных образований, предложены мероприятия по повышению финансовой устойчивости исследуемых моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа повышения финансовой устойчивости моногородов СКФО (на примере Республики Дагестан)»

Региональные финансы

Удк 336.12

программа повышения финансовой устойчивости моногородов скфо (на примере республики дагестан)

О. Н. ЧУВИЛОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: www. o-n-ch-fk@mail. ru А. П. ДМИТРИЕВА, магистрант

Ставропольский государственный университет

E-mail: fk2927@yandex. ru

В статье отмечается, что финансовое состояние муниципальных образований республик СКФО в значительной степени зависит от размера получаемых дотаций и субсидий, рост которых снижает финансовую устойчивость их бюджетов. Дана оценка финансовой устойчивости моногородов Республики Дагестан, оценено их финансовое состояние в соответствии с методикой Министерства регионального развития РФ. На основании расчетов приведен перечень финансовых рисков муниципальных образований, предложены мероприятия по повышению финансовой устойчивости исследуемых моногородов.

Ключевые слова:финансовое состояние муниципального образования, бюджетный потенциал, финансовая устойчивость города, бюджетная результативность, сальдо города.

Финансовое состояние муниципальных образований, входящих в состав республик Северо-Кавказского федерального округа, в значительной степени зависит от внешнего финансирования — дотаций, субсидий и субвенций. Политика федеральных органов власти, направленная на усиление финансовой независимости местных бюджетов республик СКФО за счет ухода от монозависимости некоторых муниципальных образований республик, поддержания

малого бизнеса и стимулирования местной промышленности в целях сокращения финансирования республик, должна быть, по мнению авторов, постепенной, осторожной и достаточно подконтрольной.

В настоящее время бюджетный потенциал большинства муниципальных образований республик, входящих в состав СКФО, трактуется как неустойчивый. Для обоснования предложений по усилению бюджетного потенциала муниципальных образований республик СКФО авторы провели анализ финансовой устойчивости основных моногородов Республики Дагестан: г. Кизляра, г. Южно-Сухокумска и г. Каспийска.

Кизляр является монопрофильным городским поселением, градообразующая сфера которого представлена предприятием пищевой сферы — Кизляр-ским коньячным заводом. Производство коньяков является главенствующим звеном экономики города и во многом определяет его социально-экономическое положение. На долю профильных предприятий приходится 80 % от общего объема отгруженных товаров, работ и услуг.

Градообразующая сфера г. Южно-Сухокумска представлена открытым акционерным обществом «НК Роснефть-Дагнефть».

3 (21%)

рис. 1. Доля ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» в объеме производства основных предприятий г. Южно-Сухокумска: 1 — ОАО НК «Роснефть-Дагнефть»; 2 — электромеханический завод: 3 — ООО «Фракойл»; 4 — прочие

Рост объема производства ОАО «НК Роснефть-Дагнефть» за период с 2009 по 2011 г. внес несущественный вклад в увеличение общего объема производства основных предприятий моногорода. Однако ОАО НК «Роснефть-Дагнефть» запланировало реализацию ряда крупномасштабных проектов, направленных на расширение объемов добычи нефти и газа, разработку новых месторождений. В целом в общем объеме градообразующего производства эта организация в 2011 г. занимала 69 % (рис. 1).

Градообразующая промышленность г. Каспийска представлена ОАО «Завод Дагдизель», которое

является основным налогоплательщиком в бюджет муниципального образования (табл. 1).

Наблюдается снижение налоговых отчислений градообразующего предприятия к концу 2011 г. на 27,4 % по сравнению с 2009 г., что связано с ростом убыточности предприятия, а также с реализацией мероприятий, направленных на воспроизводство основных производственных фондов.

В 2011 году доля градообразующего предприятия в структуре собственных доходов бюджета г. Каспийска составила 33,5 %.

Несмотря на то, что градообразующие предприятия вносят основной вклад в пополнение собственных доходов бюджетов указанных моногородов, в целом местные бюджеты остаются дотационными, что характерно для республик СКФО.

Так, структура основных параметров бюджетов г. Кизляра, г. Южно-Сухокумска и г. Каспийска (табл. 2) свидетельствует о том, что в 2011 г. доходы были сформированы преимущественно за счет межбюд-

Таблица 1

налоговые отчисления ОАО «Завод дагдизель»

Год налоговые отчисления, тыс. руб. итого

Федеральный бюджет Региональный бюджет Муниципальный бюджет

2009 96 980,0 22 120,0 29 143,3 148 243,3

2010 66 395,9 28 535,7 30 651,8 125 583,5

2011 41 786,1 7 958,9 57 905,6 107 650,6

Таблица 2

структура доходов и расходов бюджетов моногородов в 2011 г.

г. кизляр г. Южно-Сухокумск г. Каспийск

Доходы и расходы Сумма, % Сумма, Сумма,

млн руб. млн руб. млн руб.

Доходы, всего 680,0 100,0 229,9 100,0 1 119,4 100,0

В том числе:

— собственные доходы 145,0 21,3 19,8 8,6 321,1 28,7

— дотации и взаиморасчеты 313,0 46,1 3,6 1,5 342,2 30,6

— субвенции, субсидии 222,1 32,7 206,7 89,8 456,1 40,7

Расходы, всего 682,5 100,0 198,4 100,0 1 023,0 100,0

В том числе:

— жилищно-коммунальное 175,0 25,6 20,8 10,5 202,3 19,8

хозяйство

— образование 270,0 39,6 43,3 21,8 499,4 48,8

— культура 23,4 3,4 95,0 47,9 11,2 1,1

— здравоохранение, физкультура и спорт 55,1 8,1 6,1 3,1 95,5 9,3

— социальная политика 31,3 4,6 20,8 10,5 148,1 14,5

— прочие 128,0 18,8 10,3 5,2 66,5 6,5

Профицит, дефицит - 3,0 - 2,0 - 96,4 -

жетных трансфертов, которые составили в среднем 79,1 %, что свидетельствует о чрезмерной зависимости городов от вышестоящих бюджетов.

Зависимость бюджетов городов Республики Дагестан от вышестоящих бюджетов сохраняется на протяжении последних 3 лет и свидетельствует о низком уровне бюджетного потенциала и бюджетной устойчивости моногородов, а также о высоком уровне бюджетных рисков. Положительным аспектом является динамика снижения дефицита бюджетов в 2011 г. по сравнению с 2009 г., что связано с политикой бюджетного выравнивания. Так, дефицит бюджета г. Кизляра снизился с 17,3 млрд руб. в 2009 г. до 3 млрд руб. в 2011 г. за счет сокращения расходов бюджета.

Динамика основных параметров бюджета моногорода Южно-Сухокумска свидетельствует о том, что в 2011 г. доходы были сформированы преимущественно за счет дотаций, субсидий и субвенций, которые составили 89,8 % в 2011 г., что свидетельствует также о чрезмерной зависимости бюджета города от вышестоящих бюджетов.

Доходы бюджета города Южно-Сухокумска в 2011 г. относительно 2009 г. сократились на 54,3 млн руб. в связи со снижением размера безвозмездной помощи со стороны вышестоящих бюджетов на 57,4 млн руб. Существенно не изменилась структура доходов бюджета города, в частности, доля собственных средств выросла с 7,1 % (2009 г.) до 10,1 % (2011 г.). Данный факт объясняется повышением общей суммы доходов местного бюджета в 2009 и 2010 гг. за счет участия в программе Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Доля собственных доходов г. Каспийска в 2011 г. в общих доходах бюджета моногорода возросла на 43,7 % по сравнению с 2009 г.

За 2011 г. выполнение по общей сумме доходов местного бюджета составило 110,3 %, при этом общая сумма перевыполнения составила 27,5 млн руб.

Проведенный анализ позволяет отметить значительное превышение финансовой помощи из других бюджетов над собственными доходами бюджета

_ '

Рис. 2. Структура расходов бюджета г. Кизляра в 2011 г.: 1 — ЖКХ; 2 — образование; 3 — культура; 4 — здравоохранение; 5 — социальная политика; б — прочие

г. Каспийска. Есть определенные ограничения, не позволяющие местным органам самоуправления в полной мере воздействовать на доходную часть городского бюджета: доля собственных доходов местного бюджета, собранных на территории города, в 2011г. составила 28,7 % от общих доходов бюджета. Более половины доходов бюджета составляют субвенции и субсидии из областного бюджета, а также прочие межбюджетные трансферты на целевые расходы. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 17,2 % и составил 40,2 % от суммы собственных доходов бюджета.

В структуре расходов бюджета г. Кизляра основной удельный вес занимают расходы на образование (рис. 2) — 39,6 % в 2011 г., что обусловлено приоритетными направлениями социально-экономического развития моногородов в данный период.

Однако в динамике расходы на образование сократились в 2011 г. на 10,1 % по сравнению с 2010 г. Аналогичное сокращение можно констатировать по всем видам расходов бюджета.

Таким образом, абсолютной величины собственных доходов местных бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан крайне недостаточно для прогрессивного социально-экономического развития. Кроме того, есть определенные ограничения, не позволяющие местным органам самоуправления в полной мере воздействовать на доходную часть городского бюджета.

Таблица 3

Относительные показатели финансовой устойчивости моногородов, %

Тип финансовой устойчивости Коэффициент бюджетной результативности по собственным доходам (Дс / Д) Коэффициент бюджетной зависимости (Др / Д Коэффициент бюджетного покрытия (Д / р

Абсолютно устойчивое состояние 60 - 70 30 - 40 40 - 45

Нормальное состояние 40 - 50 50 - 60 30 - 35

Неустойчивое состояние 20 - 30 70 - 80 20 - 25

Кризисное состояние 5 - 10 90 - 95 10 - 15

Примечание: Дс — собственные доходы, Др — регулирующие доходы, Д — общая сумма доходов бюджета, Р — расходы.

Таблица 4

Расчет относительных показателей финансовой устойчивости моногородов в 2011 г., %

Город Коэффициент бюджетной результативности по собственным доходам (Дс / Д) Коэффициент бюджетной зависимости (Др / Д Коэффициент бюджетного покрытия Д / Р)

Кизляр 21,3 78,7 - 0,2

Южно-Сухокумск 10,1 89,1 15,9

Каспийск 28,7 66,3 9,4

Для разработки мероприятий, направленных на повышение бюджетного потенциала, представим анализ типа финансовой устойчивости моногородов (табл. 3, 4).

Анализ типа финансовой устойчивости бюджета г. Кизляра показал, что муниципальное образование по первым двум показателям имеет неустойчивое состояние. Третий показатель демонстрирует отрицательные значения в силу дефицита бюджета.

Динамика свидетельствует, что в 2009 - 2011 гг. наблюдалось увеличение зависимости бюджета г. Кизляра от финансовой помощи вышестоящих бюджетов на 2 %, при этом положительной оценки заслуживает снижение зависимости от «непредсказуемых» перечислений (налоговых доходов по дифференцированным нормативам). Отсюда на 2 % снижается показатель бюджетной результативности по собственным доходам.

Вместе со снижением бюджетной результативности отмечается прирост коэффициента бюджетного покрытия на 2,2 % в 2011 г. по сравнению с 2009 г., что обусловлено политикой сбалансированности доходов и расходов бюджета субъектов РФ.

Анализ типа финансовой устойчивости бюджета г. Южно-Сухокумска за 2011 г. показал, что муниципальное образование по первым двум показателям имеет практически кризисное состояние, что также обусловлено высокой зависимостью от вышестоящих бюджетов. Третий показатель демонстрировал к 2011 г. превышение доходов над расходами бюджета, которое составило 31,5 млн

руб., что привело к увеличению коэффициента бюджетного покрытия до 15,9 %.

В 2009-2011 гг. наблюдались снижение зависимости бюджета г. Южно-Сухокумска от финансовой помощи вышестоящих бюджетов на 9,8 % и рост коэффициента бюджетной результативности по собственным доходам на 3 %.

Коэффициент бюджетного покрытия г. Каспийска демонстрировал к 2011 г. превышение доходов над расходами, которое составило 96,4 млн руб., что привело к увеличению коэффициента бюджетного покрытия до 9,4 %.

В 2009 - 2011 гг. наблюдались снижение зависимости бюджета г. Каспийска от финансовой помощи вышестоящих бюджетов на 11,8 % и рост коэффициента бюджетной результативности по собственным доходам на 6,8 %.

Таким образом, можно наблюдать тенденцию роста бюджетного потенциала исследуемых муниципальных образований.

При сокращении расходов и привлечении дополнительных источников финансирования бюджетов городов республик Северного Кавказа за счет прогрессивного развития местной промышленности и малого бизнеса моногорода будут демонстрировать нормальную финансовую устойчивость при росте коэффициентов в среднем на 25 %.

Данный аспект свидетельствует о необходимости активизации и диверсификации экономики городов республик Северного Кавказа за счет реализации крупномасштабных инвестиционных

проектов, в том числе направленных на модернизацию развития профильных видов экономической деятельности.

Проведение мероприятий по увеличению финансовой устойчивости городов республик Северного Кавказа должно быть направлено на снижение уровня бюджетных рисков, которые в настоящее время обусловлены следующими причинами:

— высокой зависимостью местных бюджетов от межбюджетных трансфертов;

— значительным удельным весом домохозяйств с доходами ниже прожиточного минимума;

— низким уровнем экономической активности предприятий малого и среднего бизнеса;

— дефицитом местных бюджетов;

— низким уровнем инвестиционной активности в республиках Северного Кавказа;

— значительным оттоком денежных средств в виде муниципальных заказов, размещаемых за пределами города;

— высоким уровнем коррупции.

Мероприятия по повышению финансовой

устойчивости городов республик СКФО, как и других федеральных округов, должны иметь в основе расчетную базу в соответствии с методикой Министерства регионального развития РФ по расчету капитала муниципальных образований [1].

В соответствии с данной методикой при расчете финансовых потоков между основными участниками экономических отношений города определяются основные субъекты, выступающие как плательщики и получатели средств и ответственные за формирование финансовых потоков города.

Таковыми участниками экономических отношений города являются: градообразующие предпри-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ятия, администрация, население города, местная промышленность, местная инфраструктура, вышестоящие органы власти, внешняя среда.

Примерный расчет сальдо капитала исследуемых моногородов в динамике за 2009 - 2011 гг. представлен в табл.5.

В качестве исходных данных для расчета принята официальная статистическая информация, публикуемая на сайтах соответствующих министерств и ведомств Республики Дагестан [2].

Сальдо моногорода Кизляра по внутренним элементам демонстрирует отрицательную динамику от - 720 млн руб. в 2009 г. до - 878 млн руб. в 2011 г., т. е. спад составляет 158 млн руб.

Отрицательное сальдо моногорода обусловлено значительным оттоком средств в виде закупок товаров и услуг для предприятий инфраструктуры, оттоком финансовых ресурсов у предприятий промышленности и малого бизнеса.

Отрицательное сальдо г. Кизляра по внешним элементам обусловлено значительным объемом муниципальных заказов за пределами моногорода.

Сальдо г. Южно-Сухокумска по внутренним элементам демонстрирует положительную динамику: если в 2009 г. отрицательное сальдо было обусловлено получением значительного объема убытков градообразующим предприятием, дефицитом бюджета и незначительным оборотом предприятий малого бизнеса, то к 2011 г. ситуация значительно улучшилась. Сальдо за период с 2009 по 2011 г. увеличилось практически в 9 раз. Однако можно наблюдать снижение сальдо по внешним элементам в связи с сокращением входящих потоков по статье «Внешняя среда».

Таблица 5

Расчет сальдо моногородов за 2009 - 2011 гг., млн руб.

Контрагент г. Кизля| > г. Южно-Сухокумск г. Каспийск

2009 2010 2011 2009 2010 2011 2009 2010 2011

Градообразующие предприятия 1 088 1 000 627 —753 —376 —38 65,9 136,8 107,4

Органы местного самоуправления —60 — 45 —200 —24 5 31 —34,6 2,0 96,4

Инфраструктура —730 —610 —490 5 9 2 120,0 84,0 43,8

Население —660 —569 —782 2 3 8 —32,2 —5,3 —6,4

Местная промышленность и малый бизнес —358 —370 —33 438 459 613 4,3 6,3 9,8

Итого (сальдо моногорода по внутренним —720 —594 —878 —332 100 616 123,4 223,8 251,0

элементам)

Вышестоящие органы власти 234 252 337 —30 22 20 686,4 601,2 741,2

Внешняя среда —1 900 —500 —2 188 460 385 350 686,4 601,2 741,2

Итого (сальдо моногорода по внешним —1 666 —248 —1 851 430 363 330 65,9 136,8 107,4

элементам)

Таблица 6

Состояние моногородов по результатам диагностики финансового состояния

Город Динамика сальдо моногородов

2009 г. 2010 г. 2011 г.

Кизляр Критическое состояние Критическое состояние Критическое состояние

Южно-Сухокумск Тяжелое состояние Стабильное состояние Стабильное состояние

Каспийск Стабильное состояние Стабильное состояние Стабильное состояние

Анализ показателей финансовых потоков г. Каспийска за период с 2009 по 2011 г. показывает, что входящие потоки находятся практически на одном уровне с исходящими.

При этом входящие финансовые потоки градообразующего предприятия выше, чем исходящие: в 2010 г. — на 10,1 %, в 2011 г. — на 4,1 %.

Исходящие финансовые потоки населения незначительно превышают входящие, что обусловлено оттоком средств населения за пределы г. Каспийска.

За 2009 — 2011 гг. вследствие роста экономических показателей складывалась положительная динамика сальдо с перспективой выхода его на положительное абсолютное значение, что согласно типологии Минрегионразвития России характеризует состояние моногорода Каспийска как стабильное (табл. 6).

В целом результаты диагностики финансового состояния моногородов Республики Дагестан свидетельствуют о постепенном росте их инвестиционной привлекательности.

Росту финансовой устойчивости бюджетов моногородов и их финансового состояния будут

способствовать, по мнению авторов, следующие мероприятия:

— осуществление капитальных вложений в основные фонды, а именно: открытие новых производств, модернизация существующих и строительство новых объектов инфраструктуры;

— оптимизация расходной части бюджетов муниципальных образований;

— повышение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;

— мобилизация источников финансирования дефицита местных бюджетов;

— переход к среднесрочному бюджетному планированию с учетом планируемых программ и проектов диверсификации моногородов СКФО.

Список литературы

1. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации. URL: http://www. minregion. ru.

2. Официальный сайт Агентства инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. URL: http: ucfpsrt. ru; www. investrd. ru.

издательские услуги

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы. Минимальный тираж - 500 экз.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.